Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по проведению микроуроков по работе с текстом




 

1. Внимательно прочитайте текст и проанализируйте его с точки зрения трудностей, которые могут возникнуть у уча­щихся:

— в процессе громкого чтения (трудные слова, сочетания слов, предложения);

— в процессе понимания содержания читаемого.

 

2. Вспомните некоторые методические рекомендации по работе с текстом1.

— Текст не дробится на части, а берется целиком и читает­ся учащимися про себя, вслух читаются только небольшие от­рывки, и это чтение носит обучающий характер; в процессе работы над текстом обращается внимание не только на его содержание, но и на форму, которая помогает раскрыть со­держание; переводятся те места текста, в которых необходи­мо найти адекватные средства выражения в родном языке для того, чтобы показать особенности двух языков в передаче содержания.

— Суть чтения как учебной деятельности состоит из четы­рех действий: антиципации (предвосхищения) сообщения; вы­членения единиц смысловой информации; сокращения текс­та; интерпретации читаемого.

 

___________

 

1 Рогова ГБ., Мануэльян Ж.И. Методика работы над текстом в старших классах средней школы. — ИЯШ. — 1973. — № 5; Рогова ГБ., Мануэльян ЖМ. Методическое содержание работы над иноязычным текстом различного ха­рактера в старших классах средней школы. — ИЯШ. — 1974. — № 5.

 

 

Упражнения, формирующие действие антиципации

 

— прочитайте заголовок и скажите, о ком (о чем) пойдет речь в тексте;

— прочитайте заголовок и скажите, что может быть сказано о... в тексте;

— прочитайте заголовок и скажите, какой основной смысл может быть в тексте с таким заголовком;

— прочитайте первые предложения... абзацев и назовите те вопросы, которые будут рассматриваться в тексте;

— прочитайте последний (предпоследний...) абзац в тексте и скажите, какое содержание может предшествовать данному выводу и т. д.

 

Упражнения, формирующие действие по вычленению единиц смысловой информации

 

— прочитайте... абзац и найдите в нем художественные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т. д.), помогающие вам образно представить...;

— прочитайте... абзацы и скажите, какая смысловая ин­формация передается с помощью слов... и т. д.

 

Упражнения, формирующие действия по сокращению текста

скажите, о ком (о чем) идет речь в... абзаце;

— прочитайте вслух то главное, что сказано о... и т. д.

Упражнения, формирующие действия по интерпретации прочитанного

 

— просмотрите текст и выберите предложения, которые помогают понять, почему текст называется...;

— выразите двумя-тремя предложениями главную мысль...;

— какие чувства у вас возникают при чтении...;

— найдите в тексте описание...;

— дайте суммарное изложение содержания всего текста и т. д.

 

 

3. Составьте и нашалите подробный план-конспект по работе с текстом, придерживаясь следующей последователь­ности:

— сформулируйте задачу вашего микроурока;

— продумайте и запишите организацию работы на I этапе: предтекстовую работу по снятию основных трудностей (фо­нетических, связанных с пониманием прочитанного), которые могут возникнуть у учащихся при чтении текста;

— продумайте и запишите организацию работы с текстом (II этап урока);

— подберите упражнения, формирующие действие ан­тиципации, если учащиеся впервые знакомятся с текстом. Если текст подготовлен заранее, эта группа упражнений опускается;

— продумайте установку на чтение и дайте учащимся вре­мя для чтения текста про себя. В случае, если текст готовился заранее, дайте время просмотреть текст для восстановления его в памяти;

— подберите упражнения, формирующие действие по вы­членению единиц смысловой информации, затем действие по сокращению текста и, наконец, действие по интерпретации прочитанного.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МИКРОУРОКОВ ПО РАБОТЕ С ЛЕКСИКОЙ

 

1. Проанализируйте лексические единицы с точки зрения трудностей (по форме, значению и употреблению), которые они могут представлять для ваших учащихся.

 

2. Вспомните некоторые методические рекомендации по работе с лексикой (вводя новую лексическую единицу, необ­ходимо познакомить учащихся с ее значением, формами и употреблением; тренируя лексическую единицу, необходимо работать над ней и как над изолированной единицей, и в раз­ных контекстах, для чего следует вспомнить сочетаемость но­вой лексической единицы с ранее усвоенными и т. д.).

 

3. Исходя из лингвистической природы слова, времени, которым вы располагаете, и особенностей ваших учащихся, выберите способ и прием семантизации (беспереводный или переводный; в беспереводном способе — невербальный при-

 

 

ем; использование картинки, предмета, рисунков, кроки, по­каз действия и т.д.; вербальный прием: синоним, антоним, дефиницию, производные, контекст и т. д.; в переводном спо­собе: просто перевод или перевод-интерпретацию). Если спо­соб семантизации беспереводный, продумайте беспереводный способ проверки понимания.

 

4. Выберите упражнения, необходимые для тренировки лексических единиц и их применения.

 

Тренировочные упражнения

 

упражнения, тренирующие фонетическую сторону лексической единицы (имитационные);

— подстановочные упражнения;

— упражнения на группировку лексики по различным признакам;

— упражнения на сочетаемость данной лексической еди­ницы;

— упражнения на составление предложений по образцу;

— вопросо-ответные упражнения и т. д.

 

Упражнения на применение лексических единиц

 

составление примеров (с использованием лексических единиц);

— составление коротких ситуаций в монологической или диалогической форме;

— составление так называемых вокабулярных историй в монологической или диалогической форме1.

5. Продумайте, как вы будете осуществлять контроль. За­ранее решите, какие из отобранных упражнений вы вынесете на доску (продумайте работу с доской), какие приготовите в виде раздаточного материала на карточках, предъявите уча­щимся через графопроектор и т. д.

6. Напишите подробный план-конспект вашего микроуро­ка по работе с новыми лексическими единицами: сформули-

 

______________

 

1 При выполнении студентом-учителем этих упражнений необходим тщательный контроль со стороны ведущего преподавателя по практике уст­ной и письменной речи.

 

руйте задачу микроурока (ознакомление учащихся с новыми лексическими единицами и их тренировка на уровне предло­жения; тренировка новых лексических единиц на уровне связного высказывания; организация применения учащимися вновь изученных лексических единиц в собственной речи; ор­ганизация контроля вновь изученных лексических единиц); продумайте и запишите ход урока, формулировку зада­ний, которые вы будете давать учащимся, продумайте формы работы (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая) и их соотношение; запишите все ключи к упражнениям. Пом­ните, что ваш микроурок должен занять не более 15—18 ми­нут.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...