Рекомендации по проведению микроуроков по работе с текстом
1. Внимательно прочитайте текст и проанализируйте его с точки зрения трудностей, которые могут возникнуть у учащихся: — в процессе громкого чтения (трудные слова, сочетания слов, предложения); — в процессе понимания содержания читаемого.
2. Вспомните некоторые методические рекомендации по работе с текстом1. — Текст не дробится на части, а берется целиком и читается учащимися про себя, вслух читаются только небольшие отрывки, и это чтение носит обучающий характер; в процессе работы над текстом обращается внимание не только на его содержание, но и на форму, которая помогает раскрыть содержание; переводятся те места текста, в которых необходимо найти адекватные средства выражения в родном языке для того, чтобы показать особенности двух языков в передаче содержания. — Суть чтения как учебной деятельности состоит из четырех действий: антиципации (предвосхищения) сообщения; вычленения единиц смысловой информации; сокращения текста; интерпретации читаемого.
___________
1 Рогова ГБ., Мануэльян Ж.И. Методика работы над текстом в старших классах средней школы. — ИЯШ. — 1973. — № 5; Рогова ГБ., Мануэльян ЖМ. Методическое содержание работы над иноязычным текстом различного характера в старших классах средней школы. — ИЯШ. — 1974. — № 5.
Упражнения, формирующие действие антиципации
— прочитайте заголовок и скажите, о ком (о чем) пойдет речь в тексте; — прочитайте заголовок и скажите, что может быть сказано о... в тексте; — прочитайте заголовок и скажите, какой основной смысл может быть в тексте с таким заголовком; — прочитайте первые предложения... абзацев и назовите те вопросы, которые будут рассматриваться в тексте;
— прочитайте последний (предпоследний...) абзац в тексте и скажите, какое содержание может предшествовать данному выводу и т. д.
Упражнения, формирующие действие по вычленению единиц смысловой информации
— прочитайте... абзац и найдите в нем художественные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т. д.), помогающие вам образно представить...; — прочитайте... абзацы и скажите, какая смысловая информация передается с помощью слов... и т. д.
Упражнения, формирующие действия по сокращению текста — скажите, о ком (о чем) идет речь в... абзаце; — прочитайте вслух то главное, что сказано о... и т. д. Упражнения, формирующие действия по интерпретации прочитанного
— просмотрите текст и выберите предложения, которые помогают понять, почему текст называется...; — выразите двумя-тремя предложениями главную мысль...; — какие чувства у вас возникают при чтении...; — найдите в тексте описание...; — дайте суммарное изложение содержания всего текста и т. д.
3. Составьте и нашалите подробный план-конспект по работе с текстом, придерживаясь следующей последовательности: — сформулируйте задачу вашего микроурока; — продумайте и запишите организацию работы на I этапе: предтекстовую работу по снятию основных трудностей (фонетических, связанных с пониманием прочитанного), которые могут возникнуть у учащихся при чтении текста; — продумайте и запишите организацию работы с текстом (II этап урока); — подберите упражнения, формирующие действие антиципации, если учащиеся впервые знакомятся с текстом. Если текст подготовлен заранее, эта группа упражнений опускается; — продумайте установку на чтение и дайте учащимся время для чтения текста про себя. В случае, если текст готовился заранее, дайте время просмотреть текст для восстановления его в памяти; — подберите упражнения, формирующие действие по вычленению единиц смысловой информации, затем действие по сокращению текста и, наконец, действие по интерпретации прочитанного.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МИКРОУРОКОВ ПО РАБОТЕ С ЛЕКСИКОЙ
1. Проанализируйте лексические единицы с точки зрения трудностей (по форме, значению и употреблению), которые они могут представлять для ваших учащихся.
2. Вспомните некоторые методические рекомендации по работе с лексикой (вводя новую лексическую единицу, необходимо познакомить учащихся с ее значением, формами и употреблением; тренируя лексическую единицу, необходимо работать над ней и как над изолированной единицей, и в разных контекстах, для чего следует вспомнить сочетаемость новой лексической единицы с ранее усвоенными и т. д.).
3. Исходя из лингвистической природы слова, времени, которым вы располагаете, и особенностей ваших учащихся, выберите способ и прием семантизации (беспереводный или переводный; в беспереводном способе — невербальный при-
ем; использование картинки, предмета, рисунков, кроки, показ действия и т.д.; вербальный прием: синоним, антоним, дефиницию, производные, контекст и т. д.; в переводном способе: просто перевод или перевод-интерпретацию). Если способ семантизации беспереводный, продумайте беспереводный способ проверки понимания.
4. Выберите упражнения, необходимые для тренировки лексических единиц и их применения.
Тренировочные упражнения
— упражнения, тренирующие фонетическую сторону лексической единицы (имитационные); — подстановочные упражнения; — упражнения на группировку лексики по различным признакам; — упражнения на сочетаемость данной лексической единицы; — упражнения на составление предложений по образцу; — вопросо-ответные упражнения и т. д.
Упражнения на применение лексических единиц
— составление примеров (с использованием лексических единиц); — составление коротких ситуаций в монологической или диалогической форме; — составление так называемых вокабулярных историй в монологической или диалогической форме1. 5. Продумайте, как вы будете осуществлять контроль. Заранее решите, какие из отобранных упражнений вы вынесете на доску (продумайте работу с доской), какие приготовите в виде раздаточного материала на карточках, предъявите учащимся через графопроектор и т. д.
6. Напишите подробный план-конспект вашего микроурока по работе с новыми лексическими единицами: сформули-
______________
1 При выполнении студентом-учителем этих упражнений необходим тщательный контроль со стороны ведущего преподавателя по практике устной и письменной речи.
руйте задачу микроурока (ознакомление учащихся с новыми лексическими единицами и их тренировка на уровне предложения; тренировка новых лексических единиц на уровне связного высказывания; организация применения учащимися вновь изученных лексических единиц в собственной речи; организация контроля вновь изученных лексических единиц); продумайте и запишите ход урока, формулировку заданий, которые вы будете давать учащимся, продумайте формы работы (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая) и их соотношение; запишите все ключи к упражнениям. Помните, что ваш микроурок должен занять не более 15—18 минут.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|