Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Удары ногой по неподвижному мячу.




ГАОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

 

Кафедра гимнастики и спортивных игр

 

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

 

 

(БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНИКИ)

 

Методическое пособие для подготовки бакалавров.

 

Коломна 2015г.

 

 

УДК 796.3 (075.8) Печатается по решению

 

ББК 75.5 я 73 редакционно-издательского

 

В 80 совета ГСГУ

 

 

Туркунов Б.И., Воронков В.В., Аникин А.И., Андрианова Н.В. Спортивные игры (Базовые элементы техники): методическое пособие. Подготовка бакалавров на факультете физической культуры – Коломна: МГОСГИ, 2015 – 48 с.

 

Методическое пособие состоит из двух разделов «Теория» и «Практика». В разделе «Теория» рассматривается содержание, структура и характеристики двигательного действия. В пособии представлено авторское (Туркунов Б.И.) методическое положение о базовых элементах техники спортивных игр.

В разделе «Практика» предлагаются упражнения для начального обучения и совершенствования техники баскетбола, волейбола, гандбола и футбола, которые включены в учебные программы по спортивным играм факультетов физической культуры пед. вузов. В упражнениях для обучения разучиваются базовые элементы техники основных спортивных игр. В упражнениях для совершенствования приёмы техники спортивных игр осваиваются в учебных и игровых упражнениях. В одной из глав пособия предлагаются игры и эстафеты для совершенствования технико-тактических действий изучаемых спортивных игр.

Методическое пособие рекомендуется студентам факультета физической культуры для использования пособия при проведении методических практик по спортивным играм, преподавателям физической культуры школ и других образовательных учебных заведений, для проведения уроков и занятий по спортиграм.

 

 

Авторы: Туркунов Б.И., доцент (раздел теории), ст. преподаватели: Воронков В.В., Аникин А.И., доц. Андрианова Н.В. кпн. (раздел практики).

 

 

Рецензенты: Литвинов Е.Н. – кпн, доцент. Москва.

Прокудин Б. Ф. – кпн, профессор. Коломна


Предисловие

На уроках физической культуры учитель формирует у учащихся знания о технике спортивных движений, способах решения двигательных задач и обучает технике игры. Образовательные задачи будут решаться успешнее в том случае, когда учитель совместно с учениками рассмотрит двигательное действие, составные части движения, кинематику и динамику частей движения. В этом случае школа движений будет осваиваться осмысленно, сознательно, более эффективно.

Педагоги постоянно совершенствуют методы обучения, стремятся сделать педагогический процесс более эффективным, оптимизируют его. Поиск новых педагогических технологий объясним. На изучение программного материала в школе отводится ограниченное время. Применение разнообразных, наиболее эффективных методических подходов и методов даёт возможность повышать качество обучения.

В предлагаемом пособии реализуется методическое положение о базовых элементах техники спортивных игр. Данное методическое положение поможет определить учителю то главное в технике спортивных игр, на что необходимо в первую очередь направить внимание учеников, какие части движения изучить в первую очередь. Следует отметить, что в учебной и методической литературе начальный этап обучения технике спортивных игр изложен недостаточно полно. Предлагаемое методическое пособие дополняет и углубляет имеющиеся сведения. Сделана попытка оптимизировать процесс начального обучения и совершенствования, формировать школу техники.

В пособии рассматривается методическое положение о базовых элементах техники баскетбола, волейбола, гандбола и футбола, которые наиболее широко представлены в программах образовательных учреждений. Базовые элементы основных приёмов этих игр определялись экспертным путём коллективом преподавателей кафедры гимнастики и спортивных игр Коломенского государственного педагогического института.

Методическое положение о базовых элементах техники спортивных игр дополняется упражнениями для обучения и совершенствования. Изложенный в пособии теоретический и практический материал даёт возможность студентам ФФКиС и преподавателям ФК школ осваивать современные инновационные педагогические технологии, расширить арсенал методических подходов в обучении технике спортивных игр.

Весь учебный материал в пособии изложен по темам. Это даёт возможность обучать школе движений и совершенствовать технику игр, работая по различным программам ФК в школах, колледжах и лицеях и т.д.

Методическое пособие будет полезно в первую очередь тем, кто занимается начальным обучением технике спортивных игр, педагогам детских садов, учителям ФК школ, спортивным педагогам образовательных учреждений различного типа.

ТЕОРИЯ

Техника игры

 

Человек при помощи движений, взаимодействуя с окружающей средой, познаёт мир. Для этого он выполняет целесообразные движения, которые дают возможность решать возникающие двигательные задачи. В спортивной практике от качественного решения двигательной задачи зависит результат соревновательной деятельности, спортивный результат.

В сфере физического воспитания знания об изучаемых двигательных действиях существуют как знания о технике физических упражнений. Техника, по мнению многих авторов научных пособий, определяется как наиболее целесообразный и эффективный способ решения двигательной задачи. Различные определения техники, существующие в научной и методической литературе, дополняют это определение различными факторами, которые отражают специфику различных видов спорта.

Обобщенная модель наиболее совершенной техники называется идеальной техникой. Такая техника существует только в сознании спортивных педагогов, к такой технике стремятся приблизиться спортсмены, чтобы достичь спортивных вершин. Техника движений, которая в большей степени соответствует идеальной и существует в практике спорта, называется эталонной. В каждый период времени существует наиболее передовая техника, самая эффективная из существующих, которую определяют как современную технику. Любое исполнение приемов техники приспособлено к индивидуальным особенностям спортсмена, его конституции, уровню развития физических качеств и другим особенностям. Техника, которая носит характерные особенности отдельных исполнителей, называется индивидуальной. Индивидуальная техника становится эффективной в том случае, если она базируется на рациональных принципах идеальной и эталонной техники.

 

Содержание техники игры

 

Двигательные действия трудовой и спортивной деятельности являются объектом исследования с целью их оптимизации и повышения эффективности. В настоящее время сформировались представления о содержании и характеристиках спортивной техники. В приемах техники рассматриваются отдельные части целого движения. Эти части объединены единой целью, они составляют целое движение, которое решает определенную двигательную задачу. Части движения взаимодействуют в пространстве, во временных параметрах относительно друг от друга, имеют различную динамику.

Пространственные характеристики частей движения определяют, какие положения занимают в пространстве эти части перед началом выполнения действия (исходное положение), в конечной фазе движения и после его окончания (конечное положение). Перемещение частей тела в пространстве показывает направление движения этих частей, указывает, по какому направлению двигаются ноги, части туловища, предплечья, кисти и т.д.

Временные характеристики показывают, как части движения выполняются относительно друг друга по времени: какие части начинают движение, какие выполняются сначала, какие выполняются последовательно друг за другом, какие части движения выполняются одновременно.

Динамические характеристики показывают быстроту или силу, с которой выполняются отдельные части целого движения. Быстрота и сила выполнения частей движения величины не постоянные. Быстрота движений может увеличиваться или замедляться, сила их может нарастать или затухать. В практической деятельности это выражается в рекомендациях преподавателя, когда он предлагает одни части движения выполнять быстрее или медленнее, ускорять или замедлять их, усиливать или выполнять с меньшим усилием.

 

Базовые элементы техники

 

Анализ техники в спортивных играх показывает, что части движения из его двигательного состава, параметры движения отдельных частей и двигательные характеристики движения имеют различную природу. В терминологии они объедены понятием элементы техники. Существуют элементы техники, без которых невозможно выполнить точно, экономично и эффективно целое движение. В обучении необходимо владеть этими элементами техники, непосредственно влияющими на успешность выполнения технического приёма. Чтобы оперировать всеми этими понятиями, в процессе обучения технике спортивных игр введено новое понятие – БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНИКИ.

В педагогической деятельности, на каждом этапе обучения, учитель определяет главное и основное, что изучать и чему необходимо обучать ученика в первую очередь. Методическое положение о базовых элементах техники спортивных игр направляет их деятельность в первую очередь на изучение основных (базовых) технических приёмов спортивной игры.

Базовыми элементами техники в спортивных играх могут быть положения отдельных частей тела в пространстве: перед началом выполнения действия и в заключительной фазе движения, а также направление движения отдельных частей тела, как выполняются части движения относительно друг друга по времени, скоростные или силовые параметры движения отдельных частей целого движения. В сложных по координации технических приёмах определяются несколько базовых элементов частей движения или их основных параметров. Таких параметров не может быть более трёх, т.к. психология восприятия не даёт возможности сконцентрировать внимание обучаемого на большом количестве объектов обучения технике.

На основе сформированных знаний и полученных базовых навыков, технику движения и элементов техники можно успешно совершенствовать на самостоятельных и внеурочных формах занятий. Методическое положение о базовых элементах даёт конкретное представление о технике спортивной игры, помогает формировать знания ученика и способствует организации совместной деятельности учителя и ученика на уроке или на занятиях спортивной секции. По качеству выполнения базовых элементов можно оценивать успешность освоения техники любой спортивной игры, ставить оценку ученику за выполнение элементов технических приёмов.

 

 

ПРАКТИКА

 

ФУТБОЛ

 

Обучение технике игры

Техника футбола состоит из техники полевого игрока и техники игры вратаря. Оба раздела включают в себя технику передвижения и технику владения мячом. Приемы и способы техники передвижения, используемые полевыми игроками и вратарем, во многом совпадают с техникой передвижения баскетболиста и представлены в разделе «Баскетбол».

В технике владения мячом полевого игрока рассматриваются группы приемов: удары, остановки, ведение, обманные движения (финты), отбор мяча, вбрасывание мяча из-за боковой линии.

УДАРЫ ПО МЯЧУ НОГОЙ. Удары выполняются внутренней стороной стопы; внутренней, средней и внешней частью подъема; носком; пяткой. Удары выполняются по неподвижному, катящемуся и летящему в различном направлении мячу. Удары по неподвижному мячу игроки наносят при выполнении штрафных, свободных, угловых ударов, а так же ударов от ворот.

Базовым элементом для всех ударов является положение опорной ноги по отношению к мячу во время удара. В технике различных ударов могут определяться и другие базовые элементы, от которых зависит успешное выполнение удара.

УДАР ВНУТРЕННЕЙ СТОРОНОЙ СТОПЫ. Во время удара по неподвижному мячу опорная нога ставится в 12-15 сантиметрах сзади-сбоку от мяча.

Упражнения для обучения:

1. Размахивание ногой вперед с поворотом стопы на 90° носком наружу. Носок стопы приподнят.

2. С шагом и постановкой опорной ноги имитация удара с поворотом стопы на 90° носком наружу.

3. Удары по неподвижному мячу с места внутренней стороной стопы. Упражнение выполнять в парах, дистанция 6 — 8 метров.

4. Удары по неподвижному мячу с одного или нескольких шагов. Разбег прямой. Продлить контакт ноги с мячом, выполняя проводку. Стопа в момент удара напряжена, носок стопы бьющей ноги приподнят. Положение бьющей ноги в момент удара сохраняется и во время проводки.

УДАР ВНУТРЕННЕЙ ЧАСТЬЮ ПОДЪЕМА. Базовыми элементами являются: постановка опорной ноги по отношению к мячу и положение колена ноги над мячом во время удара.

Упражнения для обучения:

1. Имитация удара после движения шагом. Опорную ногу поставить сзади-сбоку от мяча на расстоянии 10—12 сантиметров.

2. Серии ударов с места по неподвижному мячу на расстояние 12-15 метров. Стопа в момент удара разворачивается наружу, носок оттянут вниз. Стопа напряжена.

3. Серию ударов по неподвижному мячу с одного – двух шагов, затем после разбега. Разбег выполнять под углом 45 градусов. Удар наносить в середину мяча, туловище в момент удара наклонено в сторону опорной ноги.

УДАР СРЕДНЕЙ И ВНЕШНЕЙ ЧАСТЯМИ ПОДЪЕМА. Базовыми элементами являются: постановка опорной ноги по отношению к мячу и положение колена ноги над мячом во время удара.

Упражнения для обучения:

1. Имитация удара с места. Опорную ногу поставить на расстоянии 12-15 сантиметров сбоку от мяча. В момент удара голень перпендикулярна земле, носок максимально оттянут вниз.

2. Серии ударов с места по неподвижному мячу средней или внешней частью подъема. При ударе внешней частью подъема голень и стопа в момент ударного движения разворачиваются внутрь (пронируются). Удар наносить в середину мяча

3. Серии ударов по неподвижному мячу с двух - трех шагов, затем с разбега. Разбег прямой. Замах и ударное движение выполняются в одной плоскости. Туловище в момент удара несколько наклонено над мячом. Положение голени и стопы сохраняется при проводке.

УДАР НОСКОМ. В момент удара носком стопа должна образовывать прямой угол с голенью. Носок точно соприкасается с серединой мяча. Разбег прямой, стопа в момент удара напряжена. При обучении можно использовать те же упражнения, что и ранее.

После овладения структурой движения упражнения усложнять: разбег выполнять бегом, удары наносить левой и правой ногой, увеличивая дистанцию и силу удара.

УДАРЫ ПО КАТЯЩЕМУСЯ МЯЧУ. Особенности выполнения техники ударов полностью относятся к ударам по катящемуся мячу. Задача игрока - согласовать скорость собственного движения со скоростью и направлением движения мяча. Направление движения мяча (от игрока, навстречу, сбоку) определяют особенности постановки опорной ноги. Во всех случаях во время ударного движения мяч должен находиться возле опорной ноги.

Если мяч катится сбоку, то удар рациональнее выполнить ближней к мячу ногой.

Упражнения для обучения:

1. Послать мяч вперед и, догнав его, нанести удар по катящемуся мячу одним из разученных способов.

2. Встать в трех-пяти метрах от партнера спиной к нему. Ваш товарищ выполняет удар любым способом так, чтобы мяч проходил справа (слева) от вас. Догнав мяч, выполнить удар по катящемуся мячу одним из разученных способов.

3. Встать в 15-17 метрах от стенки (ворот), ваш партнер находится в 8-10 метрах справа (слева) впереди вас. Он выполняет передачу. Вы, выполнив разбег, нанесите удар по катящемуся сбоку (справа, слева) от вас мячу каким-либо способом ближней к мячу ногой.

4. Встать в 10-15 шагах друг от друга. Ударом по неподвижному мячу направьте его к партнеру. Принимающий останавливает мяч и возвращает его вам. Двигаясь вперед, нанесите удар любым способом по мячу, который катится навстречу.

УДАРЫ ПО ЛЕТЯЩЕМУ МЯЧУ. Траектория движения мяча определяет особенности техники выполнения ударов по летящему мячу. При ударах по опускающемуся или по низколетящему мячу структура движения такая же, как при ударах по катящемуся мячу. Постановка опорной ноги зависит от скорости и направления движения мяча. Выполнение удара зависит от точного нахождения места встречи мяча и ноги, выполняющей удар. Удар наносится в середину мяча.

Упражнения для обучения:

1. Встать в 10-15 шагах от стенки (ворот). Подбросьте мяч перед собой и, когда мяч опустится до уровня колен, нанесите удар с лета. Выполняйте сначала удары внутренней стороной стопы, затем удары внутренней, средней и внешней частью подъема

2. Встать левым (правым) боком в 10-12 шагах от стенки (ворот). Наносите удары с лета. Мяч набрасывает партнер.

3. Два игрока занимают позиции по обе стороны от ворот на расстоянии 15-17 шагов от них. Задача - передавать мяч друг другу по воздуху через перекладину ворот с лета, пока мяч не опустился на землю. Кто не может выполнять это задание, выполняет удар по мячу после отскока от земли,

4. Два игрока встают справа и слева в 15 шагах от стоек ворот, с линии ворот поочередно посылают мяч навесным ударом в штрафную площадь так, чтобы он удалялся от ворот, третий выполняет удары с лета. Опорная нога, несколько согнутая в коленном суставе, разворачивается в строну предполагаемого полета мяча и ставится на внешний свод стопы. Туловище отклоняется в сторону опорной ноги. Удар наносится ногой, находящейся ближе к мячу.

УДАР С ПОЛУЛЕТА. Удар выполняется средней или внешней частью подъема в момент отскока мяча от земли.

Базовыми элементами удара являются постановка опорной ноги по отношению к мячу и положение колена ноги, выполняющей удар, которая находится в момент удара над мячом.

Упражнения для обучения:

1. Встать в 3-4 шагах друг от друга. Подбросив мяч перед собой, в момент отскока его от земли, нанесите удар средней или внешней частью подъема. Опорная нога ставится на одну линию с мячом.

2. Занять позицию в 12-15 метрах от ворот. Подбросить мяч перед собой и, догнав его, нанести удар с полулета. Удар наносить в момент отскока мяча от земли. Во время проводки положение голени (строго вертикально) и стопы (носок стопы максимально оттянут вниз) сохранить как можно дольше.

УДАРЫ ПО МЯЧУ ГОЛОВОЙ. Удары чаще всего наносятся средней частью лба и боковой частью головы. Удары головой выполняются без прыжка, в прыжке, в падении. Удар средней частью лба без прыжка выполняются из положения, когда ноги игрока расположены в небольшом шаге или параллельно.

Базовыми элементами в ударах головой являются: прохождение
туловища и головы во фронтальной плоскости и его сгибание
туловища в момент удара.

Упражнения для обучения:

1. Имитация удара стоя на месте и в движении шагом. Выполняя замах, туловище отклоняется назад, затем активно сгибается для удара.

2. Серии ударов серединой лба без прыжка после набрасывания мяча партнером. Ударные движения начинать с разгибания сзади стоящей ноги и активного сгибания туловища,

3. Серии передач головой в парах на дистанции 6-8 метров. Ударные движения заканчивать резким движением головы вперед.

УДАР СЕРЕДИНОЙ ЛБА В ПРЫЖКЕ. Удар выполняется после выпрыгивания вверх толчком одной или двумя ногами.

Упражнения для обучения:

1. Имитация удара после движения шагом и бегом. После отталкивания в прыжке выполняется замах и ударное движение.

2. Серии ударов головой в прыжке после набрасывания мяча партнером. Ударное движение начинается в момент достижения высшей точки прыжка.

3. Двигаясь бегом, выполнить серию ударов в прыжке после набрасывания мяча партнером. Удар наносится в момент прохождения туловищем и головой фронтальной плоскости.

УДАР БОКОВОЙ ЧАСТЬЮ ЛБА. Удар выполняется, когда нет возможности нанести удар серединой лба и когда мяч летит сбоку. Удар выполняется без прыжка и в прыжке.

Базовым элементом является активное движение головой в сторону удара.

 

ОСТАНОВКИ МЯЧА. Остановки катящихся и летящих мячей выполняются: ногой, туловищем и головой (на месте, в движении и в прыжке). Цель остановок - погасить скорость движения мяча.

Базовым элементом остановок является уступающее движение части тела, контактирующей с мячом.

ОСТАНОВКИ МЯЧА НОГОЙ. Остановки мяча ногой выполняются следующими способами: внутренней стороной стопы, подошвой, средней частью подъема, бедром. Более сложной является остановка мяча с переводом.

ОСТАНОВКА МЯЧА ВНУТРЕННЕЙ СТОРОНОЙ СТОПЫ. Благодаря значительной поверхности, вступающей в контакт с мячом и большому амортизационному пути, этот способ остановки имеет высокую степень надежности.

Упражнения для обучения:

1. Имитация остановки. Стопа ноги, которая останавливает мяч, развернута кнаружи на 90 градусов, носок несколько приподнят.

2. Серии остановок после передач мяча партнером. В момент соприкосновения мяча и стопы, нога отводится назад до уровня опорной ноги.

3. Остановка внутренней стороной стопы катящегося и летящего мяча после передачи его партнером. Стопа ноги полностью расслаблена.

ОСТАНОВКА МЯЧА ПОДОШВОЙ. Прием используется при остановках катящихся и опускающихся мячей.

Упражнения для обучения:

1. Имитация остановки мяча подошвой. Нога, останавливающая мяч, согнута в коленном и тазобедренном суставах, носок приподнят и направлен вперед. Уступающее движение выполняется вверх.

2. Серии остановок мяча после набрасывания его партнером. Стопа останавливающей ноги расслаблена.

3. Серии остановок после передачи мяча партнером. Дистанция 15-20 метров.

4. Серии остановок после вбрасывания мяча партнером из-за боковой линии. Дистанция 15-18 метров. В момент соприкосновения мяча и стопы выполнить уступающее движение.

ОСТАНОВКА МЯЧА ПОДЪЁМОМ. Прием используется при остановках опускающихся перед игроком и низколетящих мячей.

Упражнения для обучения:

1. Имитация остановки мяча подъемом. Нога, согнутая в коленном и тазобедренном суставах (около 90°) выносится вперед. Уступающее движение выполняется вниз назад.

2. Серия остановок мяча после собственного подбрасывания. Стопа в момент контакта с мячом расслаблена и расположена параллельно земле.

3. Серия остановок после вбрасывания мяча партнером из-за боковой линии. Дистанция 15-18 метров. В момент соприкосновения мяча и подъема (при большой скорости мяча несколько раньше) выполнить уступающее движение.

ОСТАНОВКА МЯЧА БЕДРОМ. Элемент применяется для остановки опускающихся мячей с различной траекторией движения.

Упражнения для обучения:

1. Имитация остановки мяча бедром. В подготовительной фазе бедро выносится вперед, затем опускается вниз.

2. Серии остановок мяча после набрасывания его партнером. Бедро под прямым углом к мячу, в момент контакта опускается в низ.

3. Серии остановок мяча бедром после вбрасывание его из-за боковой линии партнером. Дистанция 15-18 метров. Мяч соприкасается со средней частью бедра. Мышцы бедра полностью расслаблены.

4. Выполнить серию остановок мяча после передачи его партнером. Дистанция 20-25 метров.

ОСТАНОВКА МЯЧА ГРУДЬЮ. Элемент применяется при остановке мячей, летящих с различной траекторией на уровне груди. Выполняется на месте, в движении, в прыжке.

Упражнения для обучения:

1. Имитация остановки грудью. Стойка — ноги на ширине плеч или в положении небольшого шага. В начальной фазе остановки грудь подается вперед, затем выполняется уступающее движение.

2. Серии остановок после набрасывания мяча партнером. С началом уступающего движения туловище отводится назад, плечи выдвигаются вперед.

3. Серии остановок мяча после вбрасывания его из-за боковой линии партнером. Дистанция 15-18 метров. Во время соприкосновения мяча с грудью (при большой скорости полета мяча чуть раньше) выполнить уступающее движение. Мышцы груди расслаблены.

4. Остановка мяча после передачи его партнером. Дистанция 20-25 метров. Грудь должна быть под прямым углом к мячу. Высоко летящие мячи останавливают грудью в прыжке. Уступающее движение надо начинать в момент достижения высшей точки прыжка. Скорость уступающего движения зависит от скорости движения мяча.

ВЕДЕНИЕ МЯЧА. Ведение мяча ногой - это основной прием ведения, который представляет собой сочетание бега (реже ходьбы) и ударов по мячу ногой различными способами. Ведение мяча ногой осуществляется следующими способами: внешней, средней, внутренней частями подъема, носком, внутренней стороной стопы.

Наиболее универсальным является ведение мяча внешней частью подъема, которое дает возможность выполнять прямолинейные перемещения, движения по дугам и с изменением направления, без потери скорости.

Базовым элементом является положение стопы в момент контакта ее с мячом.

 

Упражнения для обучения:

1. Ведение мяча внешней частью подъема шагом. Подбивать мяч поочередно левой и правой ногой, придавая ему вращенье на себя.

2. Ведение мяча внешней частью подъема, ведя мяч по кругу правой (левой) ногой вправо (влево). Выполняя ударные движения, голень и стопа бьющей ноги разворачиваются внутрь (премируются).

3. Ведение мяча по прямой и с изменением направления, постепенно увеличивая скорость движения.

ОБМАННЫЕ ДВИЖЕНИЯ (ФИНТЫ). Финты применяются с целью преодоления сопротивления противника и создания выгодных условий для дальнейшего ведения игры.

В технике футбола выделяются следующие основные приемы обманных движений: «уходом», «ударом», «остановкой».

В технике обманных действий выделяют две общие фазы. Первая - это ложное движение. Задача - вызов ответной реакции соперника. Вторая - истинное движение. Задача - реализация истинных намерений футболиста.

Упражнения для обучения:

1. Имитация финта на месте и в движении.

2. Выполнить финт на месте, мяч неподвижен.

3. Выполнить финт в движении шагом. Сохранить контроль над мячом.

4. Выполнять финты с пассивным и активным сопротивлением партнеров.

ВБРАСЫВАНИЕ МЯЧА. Структура движения при вбрасывании определяется требованиями правил футбола: мяч вбрасывается из-за головы двумя руками, стопы ног параллельны друг другу и соприкасаются с опорой.

Базовым элементом является активное сгибание туловища при вбрасывании.

Упражнения для обучения:

1. Имитация вбрасывания мяча: отведение рук назад за голову с разгибанием туловища, затем активное сгибание туловища,

2. Вбрасывание мяча с места, стопы параллельны, активно сгибать туловище.

3. Серии вбрасываний мяча на точность. Вбрасывание завершается кистевым усилием.

4. Серии вбрасываний мяча на дальность. Движение выполнять слитно, с максимальным усилием.

 

Совершенствование техники игры

 

В упражнениях для совершенствования техники игры в футбол, все технические приёмы: передачи и удары ногой, остановки, ведение мяча, необходимо выполнять правой и левой ногой заданными способами.

 

УДАРЫ НОГОЙ ПО НЕПОДВИЖНОМУ МЯЧУ.

Упражнения для совершенствования:

1. Удары ногой по мячу в цель с расстояния 10-15 метров (ворота, щит) после разбега.

2. На площадке, размером 25х10 м, в середине расположены ворота, защищаемые вратарём. Удары по воротам выполняют два игрока, находящиеся на разных сторонах площадки. Удары по неподвижному мячу игроки выполняют поочерёдно. Упражнение проводится в виде соревнования двух игроков. Задача – забить наибольшее количество мячей в ворота за определённое время.

3. Удары по воротам. Удары по неподвижному мячу различными способами, с разных дистанций (11 метров, 16 метров, с углов штрафной площадки и т.д.). Удары выполнять внутренней, внешней стороной стопы или средней частью подъёма.

 

ПЕРЕДАЧИ.

1. Серии передач ногой по неподвижному мячу. Мяч посылать по воздуху на дистанцию 20-25 метров в горизонтальную цель или партнёру.

2. В парах: с разбега передача партнёру низом и верхом на дистанцию 10-12 метров. Передачи выполнять определенным способом.

УДАРЫ ПО КАТЯЩЕМУСЯ МЯЧУ.

Упражнения для совершенствования:

1. Серии ударов в ворота после собственной передачи себе «на ход». Серии по 10-12 ударов.

2. Серии ударов в ворота, с дистанции 16 метров, после встречной передачи партнёра или «стенки» с партнёром.

3. Серии ударов в ворота, с дистанции 16 метров, после ведения мяча.

4. Серии ударов в ворота, с 14-16 метров по катящемуся мячу, после передачи партнёра сбоку. Удары выполнять ближней к мячу ногой.

ПЕРЕДАЧИ.

1. Передачи в парах на дистанции 8-10 метров. Передачи выполнять в одно касание внутренней стороной стопы.

2. Передачи в одно касание во встречных колоннах. После передачи выполнить перемещение в свою колонну или в конец встречной колонны. Упражнение выполнять в виде командной эстафеты. Дистанция 10-12 метров между колоннами.

3. Передачи мяча в одно касание, в движении парами. Один – двигается лицом вперёд, другой - спиной. Дистанция передач 5-6 метров. После серии передач, смена местами партнёров.

УДАРЫ ПО МЯЧУ ГОЛОВОЙ.

Упражнения для совершенствования:

1. Во встречных колоннах на дистанции 6-8 метров. Выполнять удары головой в два касания (одно касание подбить мяч головой над собой, вторым касанием сделать передачу во встречную колонну). То же в одно касание мяча головой. Перемещаться в свою или встречную колонны. Упражнение можно выполнять в виде командной эстафеты.

2. В тройках: передачи головой в одно, два касания партнёру. Партнёры располагаются «треугольником», дистанция 4-6 метров между партнёрами.

3. Соревнования между тройками на большее количество передач в одно касание, без потери мяча.

4. Серия ударов головой в ворота, после передачи мяча партнёром с углов площадки. Удары головой выполнять в движении, в прыжке и т.д. заданными способами ударом.

5. «Волейбол головой». Игра мячом головой через волейбольную сетку. Использовать правила игры в волейбол.

6. «Баскетбол». Игра на баскетбольной площадке с использованием правил баскетбола. Мяч забивается ударом головой в баскетбольный щит после передачи руками партнёра.

ОСТАНОВКА МЯЧА.

Упражнения для совершенствования:

1. Жонглирование мячом ногами и, подбив мяч высоко вверх над собой, выполнить остановку мяча любым способом.

2. В парах: передачи мяча ногой. Партнёр выполняет остановку мяча любым способом и возвращает его передачей назад партнёру.

3. Игра 3х3, 4х4 на ограниченной площадке. Игра мячом в два касания: одно касание – остановка мяча, второе – передача. Задача игры – выполнить определённое количество передач в тройках или четвёрках.

4. В тройках: передачи мяча ногой любым способом, по воздуху, партнёрам. Выполнять остановки мяча любым способом, затем выполнить передачу партнёру. Дистанция между партнёрами 20-25 метров

5. «Теннис». Ногами через сетку. Перед тем, как передать мяч партнёру или перевести его на сторону соперников необходимо выполнить остановку: стопой, бедром или грудью, не дав мячу коснуться площадки. Затем продолжить игру передачей.

6. Игровые упражнения, «квадрат» и игра в футбол с использованием остановок заданным или любым способами. Перед передачами и ударом по воротам необходимо выполнить остановку.

ВЕДЕНИЕ МЯЧА.

Упражнения для совершенствования:

1. Во встречных колоннах ведение мяча на скорость. Дистанция между колоннами 10-20 метров. Ведение мяча выполняется игроком «змейкой» между стойками.

2. Ведение мяча на ограниченной площадке. Задача – сохранить свой мяч и выбить мяч соперника за пределы площадки.

3. Игра «Обмани свою тень». Две команды. У каждого игрока команд мяч. Игроки одной команды передвигаются по площадке, выполняя ведение мяча, изменяя направление и скорость ведения. Игроки другой команды водят мяч и повторяют все действия игроков первой команды. Затем смена ролей игроков команд.

4. «Салки с мячами». В парах: игроки с мячами выполняют ведение по площадке, играя в «салки», стараясь дотронуться рукой до партнёра.

ФИНТЫ.

Упражнения для совершенствования:

1. Финты с ведением мяча и обводкой стоек или препятствий.

2. Игры 1х1, 2х2, 3х3 на ограниченной площадке с использованием финтов.

3. «Облава». Игра на ограниченной площадке, где в середине располагается зона защитников (без мяча). Задача нападающих – ведя мяч, используя финты, пересечь зону защитников и не быть «осаленным». Набирать очки. Затем смена ролей игроков.

ВБРАСЫВАНИЕ МЯЧА.

Упражнения для совершенствования:

1. Выбрасывание мяча из-за боковой линии в цель и на дальность.

2. Вбрасывание мяча из-за боковой линии в сочетании с остановками мяча, передачами мяча ногой, головой и ударами в ворота.

 

БАСКЕТБОЛ

 

Обучение технике игры

 

Техника нападения в баскетболе состоит из действий, которые игрок выполняет без мяча и с мячом. Без мяча игрок применяет разновидности ходьбы и бега, остановки, повороты, прыжки. С мячом выполняют передачи, ловлю, ведение, броски. Защитник противодействует игроку с мячом и игроку без мяча.

Каждый из приемов имеет несколько способов и разновидностей, они выполняются в разнообразных условиях: с места, в движении, в прыжке, с поворотами. Начав изучение группы перемещений, одновременно изучается техника владения мячом, затем изучаются сочетания действий без мяча и с мячом.

СТОЙКА ИГРОКА. Базовым элементом является положение на полусогнутых ногах, руки перед грудью. Это дает возможность начать движение в любую сторону и стартовать с различной скоростью.

Упражнения для обучения:

1. Присесть, выпрыгнуть вверх, приземлиться на полусогнутые ноги. Сохранять равновесие.

2. Присесть, выпрыгнуть вверх, приземлиться в стойку. Сразу после приземления стартовать вперед, назад, в стороны. Руки держать перед грудью, активно работать руками во время стартов.

3. То же, но приземлиться в низкую стойку с касанием рукой пола. Стартовать, активно работая руками.

Примечание: упражнения 1, 2, 3 проводить в шеренгах, группах.

 

ОСТАНОВКИ. Базовым элементом является положение игрока на полусогнутых ногах и равновесие, масса тела находится на опорной ноге. Это даёт возможность начать выполнение других действий после остановок без пауз и в любом направлении.

Упражнения для обучения:

1. Выпрыгнуть вверх и приземлиться в стойку с выставленной вперед ногой так, чтобы масса тела осталась на сзади стоящей ноге.

2. После движения шагом выполнить прыжок толчком одной ноги и приземлиться на толчковую ногу. Толчковая нога находится сзади. Прыжок выполнять вперед и в глубину, приземляться на полусогнутые ноги.

3. После движения шагом выполнить остановку прыжком в глубину с приседом, полностью сгибая опорную ногу. Касаться пола одноименной рукой возле опорной ноги.

4. Выполнять остановки после бега по зрительным, по звуковым сигналам, на ориентирах, по действиям бегущего впереди ученика, передвигаясь в парах или группах.

 

ПОВОРОТЫ_НА МЕСТЕ ВПЕРЕД И НАЗАД. Базовым элементом поворотов является одновременное движение туловища и ноги по направлению поворота. Масса тела во время поворота находится на опорной ноге.

Упражнения для обучения: |

1. Из стойки: выполнять небольшие шаги одной ногой вперед в различных направлениях. Другая нога является опорной, она от пола не отрывается. Стопа после каждого шага занимает новое направление.

2. Из стойки: выполнять небольшие шаги назад. Шаг и поворот туловища выполнять одновременно.

3. Учащийся с мячом выполняет повороты вперед и назад, укрывая мяч. Защитник пытается выбить мяч. Передав мяч, они меняются ролями.

4. Повороты после остановки и ловли мяча. Игроки выбегают из колонны и получают мяч от водящего. После остановки и ловли мяча выполняют повороты вперед или назад по заданию. Передав мяч водящему, возвращаются в колонны.

ПРИГИБНОЙ БЕГ. Базовым элементом является положение на полусогнутых ногах и равновесие тела, руки находятся перед грудью.

Упражнения для обучения:

1. Бег по длине зала на полусогнутых ногах со скользящим касанием поперечных линий разметки одной, затем двумя руками.

2. Обегание кругов баскетбольной разметки с перебеганием на противоположную боковую сторону зала во встречную колонну. Бег выполнять с касанием ближней рукой разметки круга.

БЕГ С ИЗМЕНЕНИЕМ СКОРОСТИ. Базовым элементом является изменение частоты движения рук и ног во время пригибного бега.

Упражнения для обучения:

1. Изменение темпа работы рук и ног. Темп менять по хлопкам преподавателя или по действиям игрока, стоящего напротив.

2. Построение в шеренгах по боковой линии. Ученики первой шеренги передвигаются до противоположной боковой линии, произвольно изменяя скорость бега. Затем упражнение выполняют игроки другой шеренги.

3. Двигаясь по залу в колоннах по 2-3 игрока, изменять скорость бега на определенных отрезках без сигнала, по звуковому и зрительному сигналу, по ориентирам, по действиям направляющего в колонне.

БЕГ С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ. Базовым элементом является одновременность поворота туловища с движением одноименной ноги по новому направлению.

Упражнения для обучения:

1. Стоя на месте: выполнять повороты, делая движение туловищем на уход в сторону. Ноги в стойке на ширине плеч.

2. Перемещаться «зигзагом»: изменять направление движения после одного, трех шагов. В левую сторону движение начинать с левой ноги, в правую с правой.

3.Двигаясь бегом: изменять направление движения «зигзагом». Не снижать скорости движения во время изменения направления.

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ЗАЩИТНИКА.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...