Стрелкой показано направление движения
Стр 1 из 16Следующая ⇒ Технологическая карта № 1 ВОЗВЕДЕНИЕ НАСЫПИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ИЗ ГРУНТА БОКОВЫХ РЕЗЕРВОВ БУЛЬДОЗЕРОМ ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Технологическая карта разработана на возведение земляного полотна высотой до 1,5 м из грунта боковых резервов на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проектов производства работ и организации труда на строительном объекте. В технологической карте принято возведение насыпи земляного полотна из грунта II группы двусторонних боковых резервов бульдозером. Глубина боковых резервов не должна превышать 1,5 м. Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к конкретным условиям производства работ. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ 2.1. Рабочий цикл бульдозера при возведении земляного полотна из боковых резервов состоит из следующих операций: · · зарезания грунта; · · перемещения грунта; · · укладки и распределения грунта; · · обратного холостого хода. Зарезание грунта осуществляют прямоугольным, клиновым или гребенчатым способом (рис. 1). Перемещение грунта к месту укладки начинают сразу же по окончании набора его перед отвалом. Для уменьшения потерь при перемещении грунта применяют два способа: по траншее в грунте естественного состояния; по траншее, образованной из валов грунта, осыпавшегося во время предыдущих проходов бульдозера.
Рис. 1. Способы резания грунта бульдозером: а - прямоугольный; б - клиновой; в - гребенчатый. Стрелкой показано направление движения Укладку перемещаемого грунта выполняют различными способами: «от себя», «на себя», отдельными кучами, «вполуприжим», «вприжим» (рис. 2).
Рис. 2. Схема укладки грунта бульдозером: а - «от себя»; б - «на себя»; в - «отдельными кучами»; г - «вполуприжим»; д - «вприжим» Обратный холостой ход осуществляется задним или передним ходом. При перемещении грунта на расстояние менее чем 50 м холостой ход бульдозера выполняют задним ходом. 2.2. До возведения земляного полотна необходимо: - восстановить и закрепить трассу дороги и полосу отвода; - очистить территорию в пределах полосы отвода от кустарника, пней и валунов; - произвести плановую и высотную разбивку земляного полотна; - устроить временный водоотвод. 2.3. Работы по возведению земляного полотна (рис. 3) из боковых резервов бульдозером для данного примера выполняются в разработанной технологической последовательности процессов производства работ на семи захватках длиной 200 м каждая (основные земляные работы) и одной - 600 м (заключительные земляные работы). Выполнение работ осуществляется поточным способом. 2.4. На первой захватке выполняются следующие технологические операции: Рис. 3. Конструкции земляного полотна в поперечном профиле срезка растительного слоя грунта бульдозером (принят бульдозер ДЗ-171); уплотнение основания насыпи пневмокатком (принят каток ДУ-101). Толщину срезаемого растительного слоя грунта устанавливают по согласованию с землепользователем. В карте принята толщина этого слоя 10 см. Работы выполняют бульдозером ДЗ-171 по поперечной схеме. Грунт срезают от оси дороги поперечными проходами бульдозера, перекрывая каждый предыдущий след на 0,25 - 0,30 м, и перемещают за пределы полосы отвода. В дальнейшем срезанный растительный грунт используют для укрепления резервов и откосов земляного полотна. Основание насыпи уплотняют катком ДУ-101 за 4 прохода по одному следу. При уплотнении каждый предыдущий след перекрывают последующим на 1/3 его ширины. Движение катка осуществляется по круговой схеме.
Основание насыпи должно иметь коэффициент уплотнения не ниже 0,98. 2.5. На второй захватке выполняют следующие технологические операции: · · разработку грунта в резерве и перемещение его в насыпь бульдозером (принят бульдозер ДЗ-171); · · разравнивание грунта в насыпи бульдозером. Технологической картой предусмотрено возведение земляного полотна бульдозерами ДЗ-171 общей сменной производительностью 5400 м3/см. Расстояние, на которое перемещают разрабатываемый грунт, составляет 15 м. Разработку резерва осуществляют по траншейной схеме (рис. 4) с резанием грунта клиновым или гребенчатым способом (рис. 1). При поперечном уклоне резерва в сторону насыпи резание выполняют прямоугольным способом. Рис. 4. Способы траншейной разработки резерва: 1 - 7 - траншеи; 8 - 13 - стенки; z = 0, 25 - 0, 3 м - ширина перекрытия следа Разработку грунта следует вести на первой передаче, так как с увеличением скорости возрастают потери грунта. Первое резание в резерве производят на расстоянии от края подошвы насыпи, обеспечивающем набор грунта на полный отвал. Для более эффективного использования тяговой мощности трактора разработанный грунт следует перемещать после первого резания к бровке отсыпаемого слоя, а затем вместе с грунтом от второго резания - к оси земляного полотна. Отсыпают грунт слоями от оси земляного полотна к бровке насыпи у разрабатываемого резерва. При подходе к месту укладки следует приподнять отвал бульдозера и при движении вперед распределить грунт на участке, затем, возвращаясь задним ходом, произвести дополнительную планировку. После разравнивания грунта поверхность каждого слоя должна иметь уклон 30 - 40 %о, на ней не должно быть замкнутых впадин. После разработки в резерве первой траншеи на глубину, обеспечивающую устройство слоя насыпи заданной толщины (0,20 - 0,30 м), бульдозер перемещают для разработки второй траншеи, отстоящей от первой на 0,6 - 0,8 м. Технологической картой предусмотрена одновременная разработка боковых резервов с двух сторон земляного полотна. Грунт межтраншейных стенок следует использовать для отсыпки верхнего слоя или для присыпки обочин. 2.6. На третьей захватке выполняют работы по уплотнению грунта насыпи.
Грунт уплотняют слоями толщиной 0,25 - 0,30 м последовательными круговыми проходами пневмокатка ДУ-101 по всей ширине насыпи за десять проходов по одному следу. Уплотнять грунт следует при оптимальной влажности, определенной по ГОСТ 22733-77, которая не должна выходить за пределы указанной в табл. 1 для разных типов грунтов. Таблица 1
При недостаточной влажности грунт увлажняют с помощью поливомоечной машины. В технологической карте (табл. 3) расход воды на эти цели принят в количестве 3 % от объема грунта. Уплотнение следует начинать на расстоянии 2 м от бровки насыпи. Затем, смещая каток при каждом последующем проходе на 1/3 ширины следа в сторону бровки, прикатывают края насыпи, после чего уплотнение продолжают круговыми проходами катка, смещая полосы уплотнения от краев насыпи к ее оси, с перекрытием каждого следа на 1/3 ширины. Каждый последующий проход по одному и тому же следу начинают после перекрытия предыдущими проходами всей ширины земляного полотна. Требуемый коэффициент уплотнения грунта приведен в табл. 2. При оптимальной влажности грунта для достижения коэффициента уплотнения 0,95 ориентировочно назначают 6 - 8 проходов катка для связных и 4 - 6 - для несвязных грунтов; для достижения коэффициента уплотнения 0,98 - 8 - 12 проходов для связных и 6 - 8 - для несвязных грунтов. Необходимое количество проходов катка по одному следу уточняется пробной укаткой. Таблица 2
Для связных грунтов на начальном этапе уплотнения давление в шинах катка не должно превышать 0,2 - 0,3 МПа, на заключительном этапе - 0,6 - 0,8 МПа. При уплотнении песков давление в шинах на всех стадиях уплотнения не должно быть более 0,2 - 0,3 МПа.
Первый и последний проходы по полосе укатки выполняют на малой скорости пневмокатка (2 - 2,5 км/ч), промежуточные проходы - на большей (до 8 - 10 км/ч). Отсыпку каждого последующего слоя можно производить только после разравнивания, уплотнения предыдущего и контроля качества работ. 2.7. На заключительном этапе работы выполняются следующие технологические операции: · · планировка верха земляного полотна автогрейдером; · · планировка откосов автогрейдером; · · окончательное уплотнение верха земляного полотна катком; · · планировка дна резервов автогрейдером; · · покрытие откосов насыпи и дна резервов растительным грунтом бульдозером. Технологической картой предусмотрено выполнение планировочных работ автогрейдером ДЗ-122. Перед началом планировки необходимо проверить и восстановить положение оси и бровок земляного полотна в плане на прямых, переходных и основных кривых, а также в продольном профиле. Порядок производства геодезических работ изложен в технологической карте «Геодезические работы при устройстве земляного полотна». Планировку следует начинать с наиболее низких участков (в продольном профиле). Верх земляного полотна планируют путем последовательных проходов автогрейдера, начиная от краев с постепенным смещением к середине. Перекрытие следов составляет 0,3 - 0,5 м. Работы выполняют по челночной схеме за четыре прохода автогрейдера по одному следу. Откосы насыпи и резервы планируются за два прохода автогрейдера по одному следу при его движении непосредственно по откосу (при заложении откосов не круче 1:3). Окончательное уплотнение верха земляного полотна после планировки выполняется пневмокатком за два прохода по одному следу. Технология уплотнения аналогична изложенной в п. 2.6. Дно резерва планируется автогрейдером по челночной схеме за четыре прохода по одному следу. После окончания планировочных работ на данном участке проводятся работы по восстановлению растительного слоя грунта путем надвижки его на откосы насыпи и резервов бульдозером, перемещая его из валиков в поперечном направлении. Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов приведена в табл. 3, состав отряда - в табл. 4. Таблица 3 Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов
Рис. 5. Технологический план потока по возведению насыпи земляного полотна автомобильных дорог из грунта боковых резервов бульдозером Таблица 4 Состав отряда
Технологический план потока по возведению насыпи земляного полотна приведен на рис. 5.
Технология операционного контроля качества работ при возведении насыпи земляного полотна приведена в табл. 5.
Таблица 5 Технология операционного контроля качества работ при возведении насыпи грунта боковых резервов бульдозером
БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА К управлению дорожными машинами допускаются лица, достигшие 18 лет, имеющие удостоверение на право управления данной машиной и знающие требования безопасного ведения работ. При работе по возведению насыпей земляного полотна бульдозерами запрещается: - производить земляные работы до очистки участка от леса, пней, валунов и разбивки границ полосы отвода; - производить разработку грунта на расстоянии ближе 1 м от расположения подземных коммуникаций; - производить без разрешения (ордера на разрытие) от организаций, эксплуатирующих эти коммуникации; - перемещать грунт на подъем или под уклон более 30°; - поворачивать бульдозер с загруженным или заглубленным отвалом; - работать в глинистых грунтах в дождливую погоду; - находиться на раме рыхлителя в момент опускания зубьев в грунт и во время их подъема. Во избежание обрушения грунта (сползания насыпи) и опрокидывания бульдозера при сталкивании грунта под откос насыпи или засыпке траншей отвал бульдозера не выдвигается за край откоса, а при устройстве насыпи расстояние от края гусеницы или колеса бульдозера до бровки насыпи должно быть не менее 1 м. При производстве работ по устройству земляного полотна бульдозером руководствуются следующей технической литературой: 1. СНиП III-4-80. Техника безопасности в строительстве. 2. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть I. Общие требования. 3. ТОИ Р-218-05-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автогрейдера (прицепного грейдера). 4. ТОИ Р-218-07-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста катка. 5. ТОИ Р-218-26-94. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автополивомоечной машины. 6. ТОИ Р-218-06-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста бульдозера. 7. Спельман Е.П. Техника безопасности при эксплуатации строительных машин и средств малой механизации. - М.: Стройиздат, 1986. - 271 с.: ил. Технологическая карта № 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|