Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культ предков и нормы «сяо»




Речь идет о культе предков — как мертвых, так и живых. Значительно изменив содержание и формы этого культа, известного в своих основных чертах едва ли не всем народам («Чти отца и матерь свою», — сказано в Библии), конфуциан­ство придало ему глубокий смысл символа соци­ального порядка и превратило его в первейшую обязанность каждого китайца, универсальную и всеобщую норму поведения. Именно с этой целью Конфуций разработал учение о сяо, сыновней почтительности.

Сяо, как считал Конфуций, — это основа гуман­ности. Быть почтительным сыном обязан каж­дый, а особенно — человек грамотный, образо­ванный, гуманный, стремящийся к идеалу цзюнь-цзы. Смысл сяо, как его толкует Лицзи, — служить родителям по правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им жертвы по пра­вилам ли. Согласно этим правилам, подробно и обстоятельно растолкованным в Лицзи, почти­тельный сын должен всю жизнь преданно забо­титься о родителях, прислуживать и угождать им, быть готовым на все во имя их здоровья и блага, чтить их при любых обстоятельствах. Даже если отец недобродетелен, если он злодей, вор или убийца, почтительный сын обязан лишь смирен­но увещевать родителя, униженно просить его вернуться на стезю добродетели. В средневеко­вом Китае считалось нормальным и даже поощ­рялось законом, что сын не смеет свидетельство­вать против отца, что опять-таки восходит к Кон­фуцию, который как-то в полемике заявил, что прямота и честность не в том, чтобы предать


отца, а в том, чтобы покрыть его, даже если он «украл барана».

Культ сыновней почтительности с течением вре­мени достиг в Китае всеобщего признания, стал нормой жизни, а выдающиеся примеры сяо, со­бранные в сборнике «24 примера сяо», преврати­лись в объект восхищения и подражания. Вот несколько образцов сяо из этого сборника: бед-

няк, продавший сына, чтобы накормить умираю­щую с голода мать, находит в огороде сосуд с зо­лотом и надписью «за твое сяо»; восьмилетний мальчик в летние ночи не отгоняет от себя кома­ров — пусть они лучше жалят его, а то ведь ста­нут беспокоить его родителей; почтительный сын в голодный год отрезал от себя кусок тела, дабы сварить бульон для ослабевшего отца; доброде­тельный ханьский император Вэнь-ди во время трехлетней болезни матери не отходил от ее ложа, лично готовил ей еду и пробовал все пред­назначавшиеся ей лекарства. Эти и многие дру­гие аналогичные рассказы призваны были с дет­ства воспитывать в почтительном сыне готов­ность к самопожертвованию во имя культа предков.

Сокращено по источнику: Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1983.

качестве прямых посредников. Предки жили в загробном мире, который сливался с иным миром. Отсюда — оборотничество, отождествление умер­ших с природными стихиями, дождем, плодородием полей. Будучи «аген­тами» коллектива в ином мире, предки должны были обеспечить гармонич­ные отношения между ним и миром людей. Эти отношения «устанавлива­лись» не только во время ритуалов тайных союзов, но практически при всех календарных и семейных обрядах. В частности, «единение» загробной и посюсторонней частей общины осуществлялось во время «пиров услуг», межплеменных торжеств. Как существа, причастные к иному миру, предки мыслились благодетельными и в то же время вредоносными, требующими постоянного умилостивления, жертв. Поэтому по окончании празднеств — ритуализованного контакта с предками — их «изгоняли» из мира живых.

Культ предков — уважительное отношение и почитание старших со стороны младших

Со временем возникает иерархия предков, возглавляемая предками вож­дя, которые обожествлялись и входили в пантеон на правах первопредков рода. Когда вождей сменили короли и цари, предки правителя страны ста­ли основателями царской династии и почитались не меньше святых, напри­мер, основатели династии Рюриковичей в России — три брата-вождя (Рю­рик, Синеус и Трувор).

ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ

На ранней стадии развития общества в культ возводились духи, силы природы и божества. Среди духов центральную роль играл культ умерших предков и связанный с ним погребальный обряд.

Погребальные обряды — разновидность языческих обрядов, ритуал при­готовления к жизни в ином мире. С древних времен в человеке зародилась вера в то, что смерть — еще не последний предел, а земная жизнь — не един­ственная, данная нам. Одни народы верят в то, что душа бесконечно возрож­дается в разных телах, другие — что тело и душа вновь воссоединятся после смерти. Погребальный обряд может происходить в различных формах —

ингумации (захоронения) или кремации (сожжения на костре); его форма может меняться — от захоронения переходить к кремации, могут сочетать­ся элементы кремации и ингумации. Таким образом, форма погребения — подвижна, изменчива, но для человеческой культуры погребение умерших родичей прежде всего — обязательно. Погребение несет в себе разные функ­ции — это и сохранение памяти о предках, родичах, это и чувство сожале­ния о них, это и способ консолидации родственников, подчеркивания сво­его социального статуса31.

Обряды погребения отражали двойственное стремление — удалить, обез­вредить умершего и проявить заботу о нем: связывание трупа, заваливание

камнями, кремация и т.п. сочетались со снабжением умершего инвентарем, а также жертвоприношениями, муми­фикацией и др. Именно неандертальцы первыми на земле стали задумывать­ся над вопросами жизни и смерти. Мертвых они предавали земле и клали в могилу оружие, инвентарь, пищу. Из этого можно сделать вывод, что они верили в загробную жизнь. А так как подобные представления предполага­ют наличие абстрактного мышления, неандерталец должен был обладать также способностью выражать свои мысли при помощи примитивного язы­ка. На более высокий уровень культура погребений поднялась у кроманьон­цев. Умершим они давали в последний путь не только одежду, оружие и пищу, но и искусно изготовленные украшения (вероятно, служившие талисмана­ми). В могилах кроманьонцев встречаются ожерелья из раковин и бусы из зубов животных, сетки для волос и браслеты. Мертвых засыпали кроваво-красной охрой, причем телам придавали согнутое положение, так что коле­ни почти касались подбородка. Обряды погребения зависели от обществен­ного положения умершего (курганы вождей, пирамиды фараонов), религи­озных представлений и др. Погребение иногда сопровождалось или завершалось поминками, тризной. В современную эпоху практикуются кре­мация и ингумация.

Погребение умершего и превращение его впоследствии в предка пред­ставляло собой сложный ритуальный комплекс. Он именуется погребальным ритуалом или обрядом. У одних народов в него входят плачи и причитания, у других — специальные погребальные танцы. У догонов в Западной Афри­ке похороны служат поводом для сложных танцевальных действий, сопро­вождаемых пением на тайном языке. В них воспроизводится догонское ска­зание о том, как из-за непослушания молодежи в мир вошла смерть. Гото­вясь к смерти, древние египтяне мумифицировали тела умерших (мозг и внутренности извлекали, тело помещали в соленую воду, а затем пропиты­вали ароматическими смолами и обворачивали погребальными пеленами), чтобы сохранить их навечно как вместилище, куда всегда мог вернуться дух умершего. В гробницах оставляли пишу и вещи, которые могли понадобить­ся в иной жизни, а также всевозможные обереги, призванные помочь в опас­ном путешествии в иной мир. На саркофагах мумий изображались симво­лы, призванные облегчить переход умершего к загробной жизни. У древних египтян существовал специальный свод наставлений отправляющемуся в этот нелегкий путь. У славян в захоронение — и при ингумации, и при кре-

-" Культура предков на Руси (http://www.dvglobal.by.ru).

мации — помещалась утварь, принадлежавшая покойнику, а иногда в бога­тые захоронения помещались и трупы его близких: жены, наложниц, слуг. Известны захоронения праха умершего в горшке — «погребальной урне». Над могилой делалась насыпь. Над богатыми захоронениями насыпался курган. С культом мертвых у наших предков был связан и цикл праздников: «радуницы», «навьего дня», «поминок» и др.

В древние времена в Японии знатных людей было принято хоронить вме­сте с кем-нибудь из друзей этого человека и его служителей. Впоследствии, когда их перестали захоранивать живыми, они сами вспарывали себе живот. Иногда вместо людей зарывали глиняные изображения человека. В Японии

было принято класть в могилу вместо самих предметов их модель. Так, на­пример, если человек при жизни имел право носить меч или несколько ме­чей, то при погребении в его могилу клали модель этого меча. У японцев су­ществует поверие, что чем богаче и пыш­нее будут похороны, тем легче будет покойнику жить на том свете. С XIX в. стало принято не захоранивать трупы богатых людей, а сжигать их, сопро­вождая это действие пышной церемо­нией при большом стечении народа.

Погребальный обряд знаменуют от­решенность от земного существова­ния, нежелание продолжать жизнь и вместе с тем — обостренное ощущение ценности жизни. Погребение как бы утверждает, что важнейшая часть чело­веческого существа душа — не подда­ется гибели и продолжает существовать после смерти тела. Погребальный об­ряд в Древнем Египте отражал мифо­логические представления о мире. Иерархическое устройство загробной жизни точно отражало порядки вос­точных деспотий. Гробницы жен фара­онов и высокопоставленных чиновни­ков располагались вокруг пирамиды фараона, чтобы и после смерти при­ближенные находились рядом с ним. По представлениям египтян, в загроб­ном мире, так же как и на земле, одни трудятся, а другие пользуются влас­тью и богатством. Курганы-могильники древних скифов досих пор удивляют археологов роскошью золотых украшений, изобилием бытовой утвари и военного оружия.

У народов различались формы и способы погребения умершего: захо­ронение покойника на кладбище (предание праха земле), кремация (со­жжение трупа в огне), «пускание по воде», «подвешивание на деревьях»,

С1

развеивание праха над морем, опускание тела покойного в воду и др. На Мадагаскаре похороны представляют собой измерение достигнутого в те­чение жизни социального статуса и уважения человека в сообществе. По­этому для прощания с одними стекаются тысячи людей, а к другим при­ходят единицы. Прощание с умершим у некоторых племен растягивается на целые недели.

Погребальные обряды — часть приготовлений к жизни вином мире. С древ­них времен в человеке зародилась вера в то, что смерть — еще не последний предел, а земная жизнь — не единственная, данная нам. Одни народы верят в то, что душа бесконечно возрождается в разных телах, другие — что тело и душа вновь воссоединятся после смерти.

Погребальные обряды впервые дали человеку ощущение ценности жиз­ни. Погребение как бы утверждает, что важнейшая часть человеческого су­щества — душа — не поддается гибели и продолжает существовать после смерти тела. Обряд, который можно назвать «проводами в дальнюю дорогу», прослеживается у многих народов, в том числе и у славян. Умершего снаб­жали иногда гораздо богаче, отдавая все самое лучшее (иногда и самое пос­леднее), чем живого в дорогу.

Древние люди верили, что умерший человек возвращается к своим род­ственникам, но уже как дух предков. В этой связи у них появился особый обряд — культ предков (иногда он называется культом мертвых). Иными словами, в какой бы форме ни уничтожали физическое тело человека, его душа неуничтожима. Она представляет нечто почитаемое и священное, ко­торое имеет прямое отношение к миру живых людей.

Врезка

Д.К. Байбурин

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...