Культ предков и нормы «сяо»
Речь идет о культе предков — как мертвых, так и живых. Значительно изменив содержание и формы этого культа, известного в своих основных чертах едва ли не всем народам («Чти отца и матерь свою», — сказано в Библии), конфуцианство придало ему глубокий смысл символа социального порядка и превратило его в первейшую обязанность каждого китайца, универсальную и всеобщую норму поведения. Именно с этой целью Конфуций разработал учение о сяо, сыновней почтительности. Сяо, как считал Конфуций, — это основа гуманности. Быть почтительным сыном обязан каждый, а особенно — человек грамотный, образованный, гуманный, стремящийся к идеалу цзюнь-цзы. Смысл сяо, как его толкует Лицзи, — служить родителям по правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им жертвы по правилам ли. Согласно этим правилам, подробно и обстоятельно растолкованным в Лицзи, почтительный сын должен всю жизнь преданно заботиться о родителях, прислуживать и угождать им, быть готовым на все во имя их здоровья и блага, чтить их при любых обстоятельствах. Даже если отец недобродетелен, если он злодей, вор или убийца, почтительный сын обязан лишь смиренно увещевать родителя, униженно просить его вернуться на стезю добродетели. В средневековом Китае считалось нормальным и даже поощрялось законом, что сын не смеет свидетельствовать против отца, что опять-таки восходит к Конфуцию, который как-то в полемике заявил, что прямота и честность не в том, чтобы предать отца, а в том, чтобы покрыть его, даже если он «украл барана». Культ сыновней почтительности с течением времени достиг в Китае всеобщего признания, стал нормой жизни, а выдающиеся примеры сяо, собранные в сборнике «24 примера сяо», превратились в объект восхищения и подражания. Вот несколько образцов сяо из этого сборника: бед-
няк, продавший сына, чтобы накормить умирающую с голода мать, находит в огороде сосуд с золотом и надписью «за твое сяо»; восьмилетний мальчик в летние ночи не отгоняет от себя комаров — пусть они лучше жалят его, а то ведь станут беспокоить его родителей; почтительный сын в голодный год отрезал от себя кусок тела, дабы сварить бульон для ослабевшего отца; добродетельный ханьский император Вэнь-ди во время трехлетней болезни матери не отходил от ее ложа, лично готовил ей еду и пробовал все предназначавшиеся ей лекарства. Эти и многие другие аналогичные рассказы призваны были с детства воспитывать в почтительном сыне готовность к самопожертвованию во имя культа предков. Сокращено по источнику: Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1983. качестве прямых посредников. Предки жили в загробном мире, который сливался с иным миром. Отсюда — оборотничество, отождествление умерших с природными стихиями, дождем, плодородием полей. Будучи «агентами» коллектива в ином мире, предки должны были обеспечить гармоничные отношения между ним и миром людей. Эти отношения «устанавливались» не только во время ритуалов тайных союзов, но практически при всех календарных и семейных обрядах. В частности, «единение» загробной и посюсторонней частей общины осуществлялось во время «пиров услуг», межплеменных торжеств. Как существа, причастные к иному миру, предки мыслились благодетельными и в то же время вредоносными, требующими постоянного умилостивления, жертв. Поэтому по окончании празднеств — ритуализованного контакта с предками — их «изгоняли» из мира живых. Культ предков — уважительное отношение и почитание старших со стороны младших Со временем возникает иерархия предков, возглавляемая предками вождя, которые обожествлялись и входили в пантеон на правах первопредков рода. Когда вождей сменили короли и цари, предки правителя страны стали основателями царской династии и почитались не меньше святых, например, основатели династии Рюриковичей в России — три брата-вождя (Рюрик, Синеус и Трувор).
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ На ранней стадии развития общества в культ возводились духи, силы природы и божества. Среди духов центральную роль играл культ умерших предков и связанный с ним погребальный обряд. Погребальные обряды — разновидность языческих обрядов, ритуал приготовления к жизни в ином мире. С древних времен в человеке зародилась вера в то, что смерть — еще не последний предел, а земная жизнь — не единственная, данная нам. Одни народы верят в то, что душа бесконечно возрождается в разных телах, другие — что тело и душа вновь воссоединятся после смерти. Погребальный обряд может происходить в различных формах — ингумации (захоронения) или кремации (сожжения на костре); его форма может меняться — от захоронения переходить к кремации, могут сочетаться элементы кремации и ингумации. Таким образом, форма погребения — подвижна, изменчива, но для человеческой культуры погребение умерших родичей прежде всего — обязательно. Погребение несет в себе разные функции — это и сохранение памяти о предках, родичах, это и чувство сожаления о них, это и способ консолидации родственников, подчеркивания своего социального статуса31. Обряды погребения отражали двойственное стремление — удалить, обезвредить умершего и проявить заботу о нем: связывание трупа, заваливание камнями, кремация и т.п. сочетались со снабжением умершего инвентарем, а также жертвоприношениями, мумификацией и др. Именно неандертальцы первыми на земле стали задумываться над вопросами жизни и смерти. Мертвых они предавали земле и клали в могилу оружие, инвентарь, пищу. Из этого можно сделать вывод, что они верили в загробную жизнь. А так как подобные представления предполагают наличие абстрактного мышления, неандерталец должен был обладать также способностью выражать свои мысли при помощи примитивного языка. На более высокий уровень культура погребений поднялась у кроманьонцев. Умершим они давали в последний путь не только одежду, оружие и пищу, но и искусно изготовленные украшения (вероятно, служившие талисманами). В могилах кроманьонцев встречаются ожерелья из раковин и бусы из зубов животных, сетки для волос и браслеты. Мертвых засыпали кроваво-красной охрой, причем телам придавали согнутое положение, так что колени почти касались подбородка. Обряды погребения зависели от общественного положения умершего (курганы вождей, пирамиды фараонов), религиозных представлений и др. Погребение иногда сопровождалось или завершалось поминками, тризной. В современную эпоху практикуются кремация и ингумация.
Погребение умершего и превращение его впоследствии в предка представляло собой сложный ритуальный комплекс. Он именуется погребальным ритуалом или обрядом. У одних народов в него входят плачи и причитания, у других — специальные погребальные танцы. У догонов в Западной Африке похороны служат поводом для сложных танцевальных действий, сопровождаемых пением на тайном языке. В них воспроизводится догонское сказание о том, как из-за непослушания молодежи в мир вошла смерть. Готовясь к смерти, древние египтяне мумифицировали тела умерших (мозг и внутренности извлекали, тело помещали в соленую воду, а затем пропитывали ароматическими смолами и обворачивали погребальными пеленами), чтобы сохранить их навечно как вместилище, куда всегда мог вернуться дух умершего. В гробницах оставляли пишу и вещи, которые могли понадобиться в иной жизни, а также всевозможные обереги, призванные помочь в опасном путешествии в иной мир. На саркофагах мумий изображались символы, призванные облегчить переход умершего к загробной жизни. У древних египтян существовал специальный свод наставлений отправляющемуся в этот нелегкий путь. У славян в захоронение — и при ингумации, и при кре- -" Культура предков на Руси (http://www.dvglobal.by.ru). мации — помещалась утварь, принадлежавшая покойнику, а иногда в богатые захоронения помещались и трупы его близких: жены, наложниц, слуг. Известны захоронения праха умершего в горшке — «погребальной урне». Над могилой делалась насыпь. Над богатыми захоронениями насыпался курган. С культом мертвых у наших предков был связан и цикл праздников: «радуницы», «навьего дня», «поминок» и др.
В древние времена в Японии знатных людей было принято хоронить вместе с кем-нибудь из друзей этого человека и его служителей. Впоследствии, когда их перестали захоранивать живыми, они сами вспарывали себе живот. Иногда вместо людей зарывали глиняные изображения человека. В Японии было принято класть в могилу вместо самих предметов их модель. Так, например, если человек при жизни имел право носить меч или несколько мечей, то при погребении в его могилу клали модель этого меча. У японцев существует поверие, что чем богаче и пышнее будут похороны, тем легче будет покойнику жить на том свете. С XIX в. стало принято не захоранивать трупы богатых людей, а сжигать их, сопровождая это действие пышной церемонией при большом стечении народа. Погребальный обряд знаменуют отрешенность от земного существования, нежелание продолжать жизнь и вместе с тем — обостренное ощущение ценности жизни. Погребение как бы утверждает, что важнейшая часть человеческого существа душа — не поддается гибели и продолжает существовать после смерти тела. Погребальный обряд в Древнем Египте отражал мифологические представления о мире. Иерархическое устройство загробной жизни точно отражало порядки восточных деспотий. Гробницы жен фараонов и высокопоставленных чиновников располагались вокруг пирамиды фараона, чтобы и после смерти приближенные находились рядом с ним. По представлениям египтян, в загробном мире, так же как и на земле, одни трудятся, а другие пользуются властью и богатством. Курганы-могильники древних скифов досих пор удивляют археологов роскошью золотых украшений, изобилием бытовой утвари и военного оружия. У народов различались формы и способы погребения умершего: захоронение покойника на кладбище (предание праха земле), кремация (сожжение трупа в огне), «пускание по воде», «подвешивание на деревьях», С1 развеивание праха над морем, опускание тела покойного в воду и др. На Мадагаскаре похороны представляют собой измерение достигнутого в течение жизни социального статуса и уважения человека в сообществе. Поэтому для прощания с одними стекаются тысячи людей, а к другим приходят единицы. Прощание с умершим у некоторых племен растягивается на целые недели. Погребальные обряды — часть приготовлений к жизни вином мире. С древних времен в человеке зародилась вера в то, что смерть — еще не последний предел, а земная жизнь — не единственная, данная нам. Одни народы верят в то, что душа бесконечно возрождается в разных телах, другие — что тело и душа вновь воссоединятся после смерти.
Погребальные обряды впервые дали человеку ощущение ценности жизни. Погребение как бы утверждает, что важнейшая часть человеческого существа — душа — не поддается гибели и продолжает существовать после смерти тела. Обряд, который можно назвать «проводами в дальнюю дорогу», прослеживается у многих народов, в том числе и у славян. Умершего снабжали иногда гораздо богаче, отдавая все самое лучшее (иногда и самое последнее), чем живого в дорогу. Древние люди верили, что умерший человек возвращается к своим родственникам, но уже как дух предков. В этой связи у них появился особый обряд — культ предков (иногда он называется культом мертвых). Иными словами, в какой бы форме ни уничтожали физическое тело человека, его душа неуничтожима. Она представляет нечто почитаемое и священное, которое имеет прямое отношение к миру живых людей. Врезка Д.К. Байбурин
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|