Н. Андреева Нация хип-хопа
Межрегиональный фестиваль уличного искусства стал едва ли не первым в Саратове действительно неформальным и популярным среди тинейджеров мероприятием. В это время центральные улицы Саратова напоминали наглядную иллюстрацию к демографическому кризису. Юное поколение, обычно тусующееся в районе проспекта Кирова, в полном составе переместилось на набережную. Тысячи две саратовцев и более сотни приезжих из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Волгограда, Ижевска и других городов заняли газоны и парапеты. На оргалитовой плите, расстеленной на асфальте, выступали би-бои (танцоры стиля брейк-данс). Кольцо зрителей вокруг них напоминало по плотности пассажирский строй в троллейбусе в час пик. На стене из белых плит ДВП оставляли «автографы поколения» мастера граффити. Все, что нужно для счастья такому рисовальщику,-пара баллончиков краски и цветной платок-бандана, плавным движением руки превращающийся в респиратор. Со сцены самовыражались доморощенные рэпперы. Публика поражалась трезвым лицам, ясным гла- зам и правильной литературной речи неформалов. Напрасно старшее поколение продолжает думать, что молодежь — это «чисто пацаны» в подъездах и подвалах. Тинейджер уже не тот. Они называют себя «хип-хоп нация». Без запинки выделяют четыре кита своего мира — рэп, брейк-денс, граффити и скейтинг. У них свой язык — без английского словаря не стоит и пытаться понять. У них свои имена — Слоник, Джин, Сахар, (армон, Спайер, Рейдер... Своя мода — широкие штаны, спущенные так, чтобы выглядывало нижнее белье, длинные футболки, рюкзаки, большие кроссовки и бейсболки козырьком на затылок. Свои кумиры в музыке. В кино — фильмы «Детки», «На игле» и видео, снятое московскими роллерами о самих себе под названием «В куматозе». Книг хип-хопперы почти не читают. Единицы назвали Пелевина и Сорокина. Остальные ограничиваются журналом «Хип-хоп инфо», который в Саратове не продается. У них есть свой девиз: «Широкие штаны, Реас и все люди — братья!» Они необычайно легко идут на контакт и ясно объясняют, для чего извиваются на асфальте и размалевывают стены. Проверено на себе: чем чуднее одет человек, тем умнее и оригинальнее он говорит. К великому сожалению
другими тяжелыми общественными потрясениями. Три глобальных для судьбы нашей страны события — Первая мировая война, революция 1917 г. и Гражданская война, — следовавшие без перерыва друг за другом на протяжении целого десятилетия, разрушили не только сложившийся быт народа, традиционный уклад жизни, систему ценностных приоритетов и отношение к институтам власти, но затронули глубинные пласты мироустройства, а именно политический режим, социальную структуру общества и экономическое устройство страны. Такого рода масштабные потрясения обычно чреваты разгулом анархии, уголовщины, вседозволенности. Одной из важных причин беспризорности является разрушение семейного быта и естественного уклада жизни. В подобных условиях бездомный ребенок рано включается в уличную борьбу за выживание при отсутствии воспитательной помощи взрослых и нормальной детской среды. У него меняются психология, менталитет и образ жизни. Беспризорники становятся объектом интереса самой активной части теневого сектора общества — криминалитета, большинство представителей которого сами вышли из социального дна общества. В единое целое сливаются два потока — взрослый и детская субкультуры. В 1920-е гг. беспризорность была крупнейшей государственной проблемой. Один из очевидцев сообщал, что беспризорники собирались по отдельным районам Москвы: в Марьиной Роще, Черкизове, на Смоленском и Хитровом рынках, Трубной площади. Группами по 20—30 человек они ютились в подвалах и полуразрушенных домах. В башне Красных Ворот жило
патриотов нашей губернии, в отношении нестандартности сознания иногородние нас обгоняют. Саратовцы еще довольно зашорены. На газоне, который фестивальщики практически стерли с лица набережной, отдыхает молодой человек по имени Липкий из саратовской рэп-команды «Край света». — Тинейджер после уроков в школе никому не нужен, — рассуждает он. — У него есть три пути: экстрам, спорт или наркотики. Хип-хоп в России развивается по тем же причинам, что когда-то в США: в Америке плохо относились к неграм, и они придумали этот стиль, а у нас почти так же относятся к молодежи. От власти мы не получаем никакой поддержки. Чтобы заработать на костюмы, танцуем на проспекте Кирова. А милиция нас гоняет, хотя у нас есть разрешение от администрации. Со взрослыми у «хип-хоп нации» действительно сложные отношения. Ни у кого из опрошенных участников различных команд не было старшего «отца-основателя». Максимум, что они получают от поколения «предков», — бесплатный зал для тренировок в заштатном клубе или ДК. Да еще от трех до 200 рублей в день в коробку возле уличного танцпола — а танцуют на улицах практически все би-бои. Пожелания к власти у подростков обширные. Одни хотели бы получить хороший зал для танца. Другие — крытый скейт-парк (площадку с трамплинами для катания на роликах). Третьи — трассу для горного велосипеда. Но большинство просит не «рыбку», а хотя бы «удочку» — чтобы в магазинах Саратова продавались хорошие ролики, доски, одежда, видеокассеты, диски и журналы с информацией о новых веяниях в молодежной субкультуре. Остальное тинейджеры сделают сами. Пятеро подростков из танцевальной команды «Бик фут систем», например, самостоятельно открыли в ДК «Салют» школу би-боев. Собираются принять 50 младших ребят. Фестиваль был задуман как показ развлечений, альтернативных наркотикам. И действительно, большинство опрошенных гостей заявили, что наркотики и хип-хоп несовместимы. «Наркотики употреблять уже немодно, это "бычий кайф" — говорит рэппер Рейдер из Самары. Вся его делегация отдыхает на" кургане" из роликов и рюкзаков. — Но они остаются самой большой проблемой нашего поколения. Парадокс!» Не все гладко и с текстами песен. Жесткий гангстер-рэп, например, открыто пропагандирует «зелье». Да и те рэпперы, кто со сцены агитирует за здоровый образ жизни, могут после концерта курить анашу — и не скрывают этого. Но
до 600 бездомных детей: «Они пробирались во внутренние комнаты по сырым темным проходам и ночевали здесь в гнилой соломе и на грязном тряпье. Утром, посиневшие от холода, табака и наркотиков, завернутые в невообразимые лохмотья, они выходили «на промысел». Весь Земляной вал от Красных Ворот до Курского вокзала заполнялся ворами, спекулянтами, проститутками»15. Основным средством существования для беспризорников являлось мелкое воровство. Одним из способов борьбы с несовершеннолетними беспризорниками являлось в годы Советской власти устройство трудовых колоний. По архивным данным, на начало 1940 г. в стране было 53 лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний и 50 колоний для несовершеннолетних, 90 домов младенца. С 1935 по 1940 г. в ГУЛАГе находилось 155 тыс. подростков, к 1953 г. — 35 тыс. детей заключенных. Треть всех заключенных сидела по делам о хулиганстве"'. Беспризорные и хулиганы в большинстве своем попадали в колонии и лагеря, постепенно усваивая нормы взрослой воровской субкультуры, превращаясь в полноправных представителей бандитского мира. Подростки-беспризорники привносили в культуру лагерей свой фольклорный репертуар, сложившийся еще на воле. В лагере он дополнялся и перерабатывался. Те и другие выступали представителями социальных изгоев, людей, отверженных обществом по причине их асоциального поведения. Они пополняли социальное дно общества, где и формировалась весьма специфическая субкультура — социального изгойничества. Субкультура блатных — активное изгойничество. Взрослые преступники и дети-беспризорники в одинаковой мере выступают представителями деклассированной среды и на этом основании — творцами маргинальной культуры. В этой среде нельзя
вообще, «хип-хоп нация» выбирает пиво — и то только, «чтобы расслабить мышцы», как уверяют би-бои. Племя молодое уже пытается оценить свое поколение. «Я делю поколение на тех, кто пытается чего-то добиться, и тех, кому не хочется жить», — считает начинающий саратовский рэппер Слоник. Большинство хип-хопперов, как сговорившись, определяли свое поколение словами «безбашенное» и «беспредельное». Карта народов «мира хип-хопа»: Рэпперы: читают, соответственно, рэп. Можно сказать, поют. В текстах самовыражаются как умеют. Форма одежды — стандартная для хип-хопа. Некоторые активисты, не имеющие возможности купить стильные вещи в магазине, осваивают даже швейную машинку. На родной шестой части суши стиль продвигали группы «Мальчишник», Дельфин, «Белые братья», а ныне — «Легальный бизнес», Леголайз и, извините, Децл. В Саратове довольно признанное направление. На местных радиостанциях замечены целые рэп-про- граммы, а непосредственно персонажи — на проспекте Кирова. Брейк-денс: исполнители, т.е. танцоры, называются «би-бои». «Отцы-основатели» стиля — Кент Свифт и Крейзи Роуд весьма почитаемы. Би-бой не может жить без обычного хип-хоп «прикида», настила из ДВП (на асфальте брейк исполнять опас- но, так как приходится много кувыркаться по полу), наколенников и защитных бинтов на запястьях (чтобы не растянуть связки). Чтобы хоть чему-то научиться, нужно тренироваться не меньше 15 Постернак А. Организация работы с беспризорными детьми в 1920-е годы // Нескучный сад. 2001. № 1. 16 Земское В.Н. ГУЛАГ (историко-социологический аспект) // Социологические исследования. 1991. надеется получить высшее образование, сделать удачную карьеру, обзавестись благополучной семьей. Единственная удача, которая светит беспризорникам, — овладеть криминальной, например воровской, квалификацией, которая позволит им не умереть с голоду, а при удаче еще и припеваючи жить. Таков экономический фактор притяжения детей к «потустороннему» миру взрослых. Исследованием экономических, социальных и культурных факторов хулиганства и криминальной субкультуры в 1920—1930-е гг. занимались многие исследователи17. БЛАТНОЙ ЖАРГОН — разновидность ненормативной лексики. Его характерной чертой является своеобразная лексика — специфический набор слов, некоторые из них употребляются в традиционной речи. Однако в блатном жаргоне такие слова либо имеют свои значения (напр.: «бобер» на блатном жаргоне означает «богатый человек»), либо употребляются в искаженном виде (не «фотография», а «фотка»).
В основе воровской эстетики лежит рискованная игра. Вор как на свободе, так и оказавшись арестантом в тюрьме, постоянно играет роль, прикидывается, эта маска «дурачащего дурака» — одно из его основных орудий. Законы игры переносятся ворами и на тюремную жизнь, о которой можно сказать, что она представляет собой не только быт, но и совместно проигрываемую интерпретацию этого быта, в том числе и смеховую, которая дает возможность этот быт уничтожить, преодолеть с помощью осмеяния18. Социологи давно отмечали несомненную связь хулиганства и игры: «На всем поведении хулиганов — печать "забавы", "потехи" или "игры", выходящей из рамок общепринятого и переходящей в настоящее буйство и бес- года. Учатся по видеокассетам, привезенным из Москвы. Мечта би-боя — попасть на ежегодный всемирный баттл (танцевальный фестиваль) в Берлине. Кошмарный сон би-боя: стать «бакланом» — т.е. тем, кто считает себя крутым хип-хоп-пером, а на самом деле ничего не понимает. В Саратове стиль только развивается, пока не выходит за пределы проспекта Кирова. Более популярен в Балакове. Из всех хип-хопперов наиболее востребованы в официальном шоу-бизнесе, получают приглашения в ночные клубы. Граффити: рисунки краской из баллончика на стенах домов и заборах. Изображать можно что угодно. В основном угодно монстров и английские слова. Сюжеты черпаются из Интернета, молодежных журналов или словарей английского. Делится на стиль «Крейзи» — рисунки состоят из невообразимых спутанных загогулин, и «бабл» — рисунки округлые и объемные. Стена для работы должна быть высокой — в полтора-два человеческих роста — и длинной. Лучше всего рисовать на бетонных стенах. Хуже всего — на белом кирпиче: краска в него впитывается и становится тусклой. Работа начинается со скетча — наброска на бумаге. В Саратове граффити еще не прижилось. Практически все наши художники осторожно переносят рисунок со скетча на стену карандашом. Асы работают сразу аэрозолем и без эскиза. Это дорогое удовольствие. Один баллончик краски стоит 60 рублей. Плюс нужен респиратор. Плюс частые штрафы за осквернение городского облика. Скейтинг: это катание на роликах. Зародилось в 1980-х гг. в США, когда американские граждане встали на двухполосные ролики. В 1990-х некто великий придумал коньки, где колеса расположены в один ряд (это гораздо удобнее) — и начался бум. Роллеры снимают коньки только когда спят и идут в душ. Катание делится на стиль «фитнесс» (спокойная езда) — для поддержания формы, и «агрессив» — прыжки на трамплинах, скольжение 7 См., например: Поливанов Е.Д. О блатном языке учащихся и о «славянском» языке революции // За марксистское языкознание. М., 1931; Герцензон А.А. Рост хулиганства и его причины // Хулиганство и поножовщина. М., 1927; Эдельштейн А.О. Опыт изучения современного хулиганства//Там же; Крас-нушкин Е.К. К психологии хулиганства // Там же; Куфаев В.И. Юные правонарушители. М., 1925. 18 Камиров И. Виртуальный секс в тюремном «Интернете» // Утро. 2000. 28 января. Вып. № 17 (088). чинство, когда осуществлению ее ставятся противодействия. Этот элемент "игры" в хулиганском поведении позволяет провести аналогию между последним и некоторыми формами детского поведения... И в юношеском возрасте, в 18 лет, и в 20—25-летнем возрасте, приближающемся к зрелому, человек все еще сохраняет потребность к развлечению и беззаботному вольному препровождению времени, к занятию, которое является самоцелью, или, короче говоря, к игре»19. В начале 1920-х гг. шел необычайно сильный рост юношеского и взрослого хулиганства, иногда переходящего в бандитизм. Причем хулиганством занимались больше всего не «подонки общества», а рабочие, имеющие стабильный заработок, но не знающие куда себя деть в свободное время. Давали знать рецидивы деревенского сознания, ибо все они — по существу недавние выходцы из деревни. А там главная мужская забава — стенка на стенку и до большой крови. Одной своей частью субкультура беспризорных и малолетних хулиганов соприкасается с обычной культурой детства, другой — с лагерной культурой взрослых. По мнению В Ф. Лурье20, сходство субкультуры детей и взрослых преступников выражалось в следующем: 1) особенности языка — и у тех, и у других подчеркнуто свободное языковое поведение; существует свой жаргон; в школьной среде с 1920-х гг. популярен блатной язык; 2) существование типа личности со смешанной субкультурой, близкого и детям и блатным — беспризорника; по трубам и перилам. Агрессивный стиль, в свою очередь, подразделяется на «вердт» — катание на специально оборудованных трамплинами замкнутых площадках, и «стрит» — его приверженцы используют в качестве трамплинов элементы архитектуры и городских коммуникаций, пугая слабонервных прохожих. Занимаются, в основном, джентльмены от 10 до 30 лет. Очень травматичный вид спорта. Страдают колени, локти и голени. Роллерские «фишки» — сальто назад, с переворотом через голову или вокруг своей оси. Учатся по видеокассетам. Зимой роллеры, если нет крытого скейт-парка, катаются на сноуборде. Нужно много снаряжения: ролики (хорошие стоят не менее 8 тыс. рублей), «защита» (наколенники, налокотники и т.д.), рюкзак — всего около 20 тыс. рублей. Снаряжение дольше одного сезона не «живет». Широкая одежда имеет практическое назначение: чтобы под нее помещалась «защита». Идеологически наибольшие пацифисты из всех хип-хоперов. Но это на словах. На деле в гневе они страшны. В Саратове часты конфликты с кавказцами. В Самаре, например, — со скинхэдами и футбольными фанатами. В Саратове можно увидеть на набережной и в Детском парке. Уже 14 лет работает клуб «Фантастика», есть федерация экстремальных видов спорта. Из всех хип-хопперов наиболее обласканы спонсорами. В музыке питают склонность к «Limp Bizkit». Маунтинг-байк: по-русски — горный велосипед. Самый молодой вид экстрима. Мода пришла, как всегда, из-за океана. Есть несколько видов: «триал» — акробатические трюки, «даун-«хилл» — скоростной спуск с холма, «кросс-канти» — езда по пересеченной местности. Представители разных стилей друг друга не любят. Кататься принято ежедневно по 50-100 километров. В Саратове действует ассоциация маунтинг-байка, но членов в ней всего около 30. Тренируются обычно на Кумысной поляне, юрный велосипед стоит от 300 до 7 тыс. долл. Их в область завозит из Москвы только один бизнесмен. Нужен шлем — это еще 40-120 «баксов», «защита» и обтягивающая форма. Стиль неагрессивный, ведь мимо потенциального противника можно с убийственно гордым видом пронестись к горизонту. Но «производственные» травмы нередки. Чаще всего — сотрясение мозга. Андреева Н. Липкий, Слоник, Сахар — имена героев нового поколения // Саратовские вести. 2000. № 139 (2518). 19 Аккерман В.И. Убийство в драке // Хулиганство и поножовщина. М., 1927. С. 151. 20 Лурье В.Ф. От беспризорничества и хулиганства — к блатной субкультуре (http://www.ruthenia.ru). 3) близость детского озорства, шалостей, некоторых форм игрового поведения — и хулиганства, особого игрового поведения преступников; 4) многое из «спустившегося» к детям фольклора принадлежало ранее именно блатным; 5) безусловное не только формальное, но и тематическое и иногда текстовое совпадение альбома блатного-уголовника и девического песенника-альбома, аббревиатур из песенников и наколок взрослых преступниц; 6) косвенно, но их объединяет отрицательное отношение общества к их Детскую субкультуру, по мнению В.Ф. Лурье, можно определить как пассивное изгойничество, а субкультуру взрослых блатных — как активное. Во всех странах и во все исторические эпохи изгойничество стимулирует создание арго — сниженной формы речи, уступающей нормам высокой литературы и отражающей примитивный быт определенной социальной группы. По самой своей природе детский и подростковый язык является социально сниженным, поскольку нормами литературной речи, за исключением отпрысков дворянских родов, в этом возрасте овладеть не успевают. Но и в дальнейшем «олитературивания» подростковой речи тоже не происходит. Массовая школа и стандартные приемы обучения тому не способствуют. Школьный жаргон как форма сниженной речи сформировался в дореволюционное время, усилился в послереволюционный период и укрепился в 1990-е гг. Огрубление речи учащихся происходит в те периоды, когда наступает духовный кризис и уровень воспитательной работы в школе существенно снижается, либо когда в стране происходит социальный кризис и ряды школьников переполняются представителями криминальных субкультур. Условия для сближения двух субкультур — доминирующей в обществе, ценностно-позитивной детской культуры и криминальной субкультуры безнадзорных детей и взрослых преступников — возникают и в том случае, когда между соседними слоями, стратами или общественными группами разделяющие их социальные барьеры становятся очень тонкими и легко проникаемыми. А если учесть природное любопытство детей ко всему приключенческому и авантюрному, то почва для сближения и вовсе расширяется. Для детей всегда существовала притягательность литературного образа беспризорного, равно как и пирата, разбойника Робин Гуда. Книги о них входили в число самых предпочтительных. «Рыжик» Г. Свирского, «Принц и нищий» М. Твена, «Без семьи» Г. Мало. Тяготение к субкриминальному чтению, увлечение экстремальными субкультурами прослеживается и в детском фольклоре. К примеру, как для тюремных, так и для сиротских баллад в одинаковой степени характерен трагический пафос, песни о несчастной доле, неудавшейся судьбе, тотальной покинутости и заброшенности. Ярким примером служат ставшие классикой слова о сиротской доле: «Позабыт и заброшен / С молодых юных лет, / Я остался сиротою / Счастья-доли мне нет». Чаще всего блатной репертуар создается взрослыми, отбывшими наказание, вернувшимися на волю и сумевшими создать вокруг Большой Зоны романтический ореол привлекательности. Его подхватывают подростки в тот переломный момент жизненного цикла, когда у них начинается активный отход от родительской опеки, вхождение в коллектив ровесников и поиск своего места в нем. В закрытом зоновском пространстве человек неподвижен и потому характеризуется как «сиделец». В субкультуре беспризорников его быть не может. Поскольку они еще не сидели. Но есть другой мотив — дорога. В тюремном репертуаре дорога символизирует межкамерную связь, на которой держится единство арестантского сообщества. «Они плетутся из веревок и ниток, сдавливаются, т.е. выставляются удочки, — рассказывают заключенные. — На эти дороги приходят мульки, малявы, ксивы — как их только не называют»21. А у беспризорника дорога — это тернистый путь, приведший его к сиротству: потеря отца, отсутствие влияния матери, первое легкое преступление и получение определенной квалификации в тюрьме, ставящее его на рельсы правонарушения, по которым он катится порой по инерции. В большинстве таких песен преобладает минорный тон, глубокая грусть, а иногда и полный пессимизм. Если бы жалостливые песни объективно отражали мир беспризорников, то их можно было бы себе представить поникшим племенем самоубийц, ни на что не способных, как только на рабское смирение. На самом деле они совершенно иные. Их песенное творчество вовсе не отражает ни моделей их реального характера, ни личных характеров, ни отношения к жизни. В действительности стиль жизни, общий облик беспризорного и правонарушителя приближаются скорее к социальному типу ушкуйника, разбойника. В их жизни «есть и ухарство и задор, своеобразный юмор и иной раз и оптимизм. В художественном творчестве... боль души концентрируется, находит себе выход в горьких упреках людям, "через которых страдаю", и которым "всем чужой"22. Песни хулиганов носят в основном характер «приблатнен-ных» произведений городского фольклора. Подростковый авантюризм, принимавший нередко превращенные формы в кризисные эпохи, точно подметил один исследователь-эмигрант, описывающий в 1920-х гг. советский режим: «У молодежи наслаждение властью соединяется с тем чувством спорта и авантюры, которое составляет неотьем- 21 Камиров И. Указ. соч. 22 Маро (Левитина М.И.) Беспризорные. Социология. Быт. Практика работы. М., 1925. С. 224. лемую принадлежность известного периода. Во всех классах и группах это чувство находит себе различные формы для проявления. Гимназисты переживали это, увлекаясь Майн-Ридом, устраивая всякие игры, проказы и шалости, убегая в Америку, а во время войны — на фронт. Мальчики других классов проявляли эту психологию отрочества и юности в других формах, иногда в кулачных боях, иногда в хулиганстве... И вот теперь появился строй, который использовал эти настроения, который дал возможность превратить игру в действительность... Мальчик, который, начитавшись Майн-Рида, мечтал об охоте за черепами, теперь получил возможность проделывать нечто, перед чем бледнеют и фантастические вымыслы Майн-Рида»23. Беспризорники начала 20-х годов — яркий пример маргинальной субкультуры детей и подростков Девиантное и делинквентное поведение детей и подростков связано с нарушением установленных взрослыми общественных норм и правил. Они им кажутся непонятными, чужими и неприемлемыми. Привыкание к социальным нормам, а тем более осмысленное их понимание и усвоение требуют достаточно долгого времени. Воспитание правовой культуры никак не может закончиться в подростковом возрасте, хотя внешнее и неглубокое усвоение правовых норм вполне может произойти и в возрасте до 17 лет. Как показывают исследования социологов и наблюдения психологов, всестороннее и глубокое усвоение правовой культуры происходит не ранее третьего курса вуза, т.е. тогда, когда большинство молодых людей превращается во взрослых. В этот период происходит главное — соединение социальных норм и духовных ценностей. Такая спайка особенно нужна, так как нормы — это всего лишь форма, а ценности — их содержание. К примеру, ценность человеческой жизни оформляется сводом соответствующих законов и пра- 23 Современные записки. Paris, 1922. N XI. С. 273-275. вил поведения. У детей и подростков две стороны одного явления находятся в отдалении друг от друга, а систему ценностей понять до конца они не в состоянии просто в силу возрастных ограничений. Отсюда следует, что де-виантное и делинквентное поведение детей и подростков должно носить скорее неосознанный характер. Специалисты задались вопросом: почему подростки, к примеру, нападают на мирных граждан, угоняют машины, грабят магазины? Быть может, потому что они отвергают общечеловеческую мораль и придерживаются своей собственной? Долгое время социологи так и думали. Но недавно выяснилось, что у подростков нет ценностей и норм, противоположных общепринятым. Правда, они особым образом трактуют их. Подростки переинтерпретируют в терминах своей субкультуры, своих ценностных представлений любое явление, с которым она сталкивается. В том числе и преступление. Например, хулиганство описывается как озорство, угон автомобиля — как временное заимствование, а драка — как выяснение отношений. Среди обследованных СИ. Кургановым25 осужденных 53,6% считают, что своим преступлением они никому, кроме себя и родных, вреда не причинили. Такдумаютте, кто насиловал, избивал, расхищал. Находясь в социальной среде — семье, образовательном учреждении, компании сверстников — ребенок как бы «заглатывает» те нормы и ценности, которые здесь главенствуют, а затем перерабатывает их, изменяя и приспосабливая к своим нуждам, индивидуальным особенностям и жизненным целям. В его голове не сидит уголовный кодекс или свод правил поведения. То, что там находится, это крайне запутанный лабиринт отрывочных сведений, случайно запомнившихся статей УК, воспринятых со слуха и ровесниками уже переинтерпретированных норм поведения, собственных домыслов и предубеждений. Ориентируясь прежде всего на самих себя — вспомним теорию детского эгоцентризма Ж. Пиаже, — дети и подростки умеют сопереживать только себе, своим ближним и никому другому. Но это не душевная черствость, как полагают некоторые авторы. За редким исключением, свой поступок они интерпретируют опять же в терминах подростковой субкультуры. Юный правонарушитель видит в себе не злодея, а поборника справедливости. Когда стриженые «люберы» в 1980-е гг. нападали на длинноволосых «хиппи», они рассматривали свои действия как наведение общественного порядка и борьбу за нравственный образ жизни. Иначе говоря, правонарушитель занимает 24 Пронников В.А., Даланов И.Д. Управление персоналом в Японии. М., 1989. 25 Курганов СИ. Мотивы действий несовершеннолетних правонарушителей // Социологические иссле позицию мстителя, а жертва превращается в злодея. Работники правоохранительных органов слышат от подростков фразы типа «я никому не причинил вреда», «они сами это заслужили». Изображая себя жертвами несправедливого приговора, они выставляют себя этакими рыцарями долга: «не имел права струсить», «главное — не бросать друга в беде», «не мог оставить товарища». Подростков спрашивали: смогли бы они совершить кражу, чтобы выручить друга из беды или по его просьбе? Около 70% из них ответили утвердительно. «Не укради» — абсолютный нравственный закон, переступать который человек, если он хочет оставаться человеком, не может. Но подросток переступает. Почему? Он не видит, не слышит, не знает абсолютной морали. Она абстрактна, а он мыслит конкретно. Поэтому нравственный закон представляет ему в системе юридических норм: какое наказание полагается за кражу имущества или угон автомобиля. А через них можно уже переступить: для большинства обследованных подростков некоторые юридические нормы не имеют моральной силы, работники милиции и суда — плохие люди, так как несправедливо рассматривают их дела. По всей видимости для подростков нормы межличностных отношений, законы малой группы имеют более важное значение, чем юридические постановления или нравственные нормы26. Процесс усвоения социальных норм у ребенка принимает драматичный и противоречивый характер. В дошкольном и раннем школьном возрасте, когда он копирует поведение взрослых, ребенок усваивает нормы буквально и также буквально требует их соблюдения от взрослых. Применить их к Врезка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|