Система теоретических понятий
Как и любая другая наука, социология возраста обладает собственным предметом и конкретными методами исследования. Она включена в общую систему научного знания и занимаете ней строго определенное место. В содружестве с другими, родственными ей дисциплинами — психологией, социальной психологией, экономикой, антропологией, политическими науками и этнографией, — она образует подсистему системы научного знания — социальное знание. Предметом какой-либо науки именуют совокупность понятий, при помощи которых она описывает объективную реальность. Социология выделяет такие признаки, которые ее интересуют и чаще всего встречаются. Выделив типичные свойства, социология объединяет их в некие теоретические комплексы. Если в этих мысленных комплексах между элементами установлены логические связи, то такой комплекс превращается в теорию. Научная теория — это система абстракций, при помощи которых раскрывается субординация существенных и несущественных в определенном отношении свойств действительности. ПОКОЛЕНИЕ И ГЕНЕРАЦИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС1 Придя в науку из обыденной речи, термин «поколение», подобно многим понятиям, приобрел новые оттенки и значения. В обыденном сознании поколение — это современники, родившиеся приблизительно в одно время (реальное поколение), и одновременно живущие люди разного возраста (условное поколение — поколение отцов, дедов и пр.). Этот подход сформировался еще в древности. В таком значении данное понятие встречается в Евангелии («Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова»). Однако уже там оно употреб- Материал подготовлен в соавторстве с д-ром социологических наук, проф. Н.В. Шахматовой.
ляется также для обозначения современников, сверстников. К примеру, Геродот писал, что триста человеческих поколений составляют десять тысяч лет, потому что три поколения составляют столетие, и упоминал, что египетские жрецы, ведя счет годам, сопоставляли их с поколениями фараонов2. В переводе с латыни «поколение» буквально означает генерация, порождение. Возникло оно на заре римской истории, во времена Ромула и Рема, и сразу же стало использоваться в терминологии родства, где указывало на определенное звено, ступень в цепи происхождения от общего предка (внук удален от деда на два поколения), а кроме того, на межгенерационные отношения — отношения между родителями и детьми, предками и потомками. Поколение — возрастная генерация в семье. К примеру, дочь, мать, бабушка рассматриваются как репрезентанты младшего, среднего и старшего поколений по прямой восходящей линии3. Так уж сложилось, что в поколении тесно переплелись два смысла: биолого-генеалогическая терминология и понятие кровного родства. Именно так и употребляется этот термин в биологии, генетике, зоологии и других естественных науках в нашей стране и за рубежом, а также в антропологии, этнографии и юриспруденции. Когда мы ограничиваемся форматом отдельной семьи, с идентификацией поколений, кажется, все ясно: даты рождения каждого члена рода четко определены, родственные и генеалогические взаимоотношения установлены, а потому совершенно очевидно, кто относится к поколению дедов, родителей или внуков. Но в обществе с многомиллионным населением картина неясна: в один год рождаются сотни тысяч и миллионы человек, в течение ближайших к этому годы пяти или восьми лет — десятки миллионов. Считать их одним поколением или разными когортами внутри более широкого образования, занимающего, скажем, 20 лет и называемого поколением детей? Генеалогические и родственные отношения — с переходом от семьи к обществу — заменяются статистическими: среднестатистические дети и среднестатистические отцы, родившиеся на 20—25 лет раньше, представляют собой некие номинальные группы, или, как их еще называют в социологии, статистические (социальные) категории.
Выходит, что к биолого-генеалогическому и родственному значениям мы обязаны прибавить некое статистическое значение термина «поколение», тем самым окончательно запутав вопрос о четкой дефиниции исходных категорий социологии поколений. Известная путаница нашла отражение в словарях и энциклопедиях, причем не только отечественных, но и зарубежных. В нынешних словарях поколение определяется как «совокупность людей близкого возраста, живущих в одно время»4; как «одновременно живущие 2 См.: Геродот. История. Л., 1972. С. 124. 3 Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколо 4 См.: Словарь русского языка. Т. 3. М, 1987. С. 248. люди близкого возраста»5. В дореволюционных справочных изданиях понятию «поколение» даны следующие толкования: 1) род, племя, колено, одно-кровное в восходящем и нисходящем порядке, с праотцами и потомками; 2) «одно колено, наличные люди или животные в данный срок». В качестве примера «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля приводит «потомков Чингисхана, которые считают ныне 19-е поколение. На сто лет считают три поколения»6. В «Энциклопедическом словаре» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона сказано, что в русском языке слово «поколение» происходит от «колено», с помощью которого обозначали систему родства, перешедшую из римского гражданского права, каждое рождение образует одну степень. Сколько рождений, столько степеней. Связь рождений или степеней, непрерывно продолжающихся, составляет линию. Каждая степень относительно примыкающей к ней линии называется коленом, а все лица, входящие в состав линии, образуют по отношению к своему колену поколение7. Биологам легче: для них «поколение» имеет точное значение, связанное с упорядоченностью возрастной когорты, происхождением от общего предка. Социологам намного сложнее8. Термином «поколение» обозначают такие социальные явления, как генерация, когорта, возрастной слой, класс, возрастная ступень, группа, поколение в семье. Его семантический анализ9 показывает, что имеется по крайней мере пять самостоятельных значений:
1) ступень происхождения от общего предка (генеалогические поколения отцов, сыновей, дедов, внуков и т.д.); 2) возрастно-однородная группа сверстников, т. е. людей, родившихся приблизительно в одно и то же время и потому в любой момент своей жизни находящихся в одном и том же возрасте (реальное поколение или возрастная когорта); 3) стадия развития, когда условные поколения могут конструироваться как по хронологическому, календарному принципу («поколение 1920-х гг.»), так и символически, через соотнесение с какими-то историческими событиями («поколение Октябрьской революции»), выдающимися личностями («поколение Пушкина») или приписываемую систему ценностей («поколение бури и натиска», «потерянное поколение»); 4) отрезок времени, на протяжении которого действует данное поколение; 5) «дух времени», его символ. Социологическое понятие поколения охватывает несколько возрастных групп. Границы поколений не абсолютны, они подвижны и зависят от периода существования человеческого общества, продолжительности жизни, См.: Ожегов СИ. Словарь русского языка. М, 1988. С. 447. 6 См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. СПб., 1882. С. 243. См.: Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. 47. СПб., 1899. С. 923. 8 Foyer L. The conflict of generation. N.Y., 1971. Подробнее см.: Кон И.С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе // Социологические исследования. 1978. № 3. которая в свою очередь определяется социально-экономическими, политическими, историческими и другими факторами10. Специалисты, в том числе В.Т. Лисовский", выделяют несколько типов поколений: ♦ демографическое поколение — совокупность сверстников, родившихся приблизительно в одно время и образующих возрастной слой населения; ♦ антропологическое поколение — совокупность людей, имеющая общих предков (у антропологов анализ связан с генеалогией семьи);
♦ историческое поколение — охватывает отрезок времени, равный интервалу между рождением родителей и рождением детей (статистически он составляет примерно 20—25 лет); ♦ хронологическое поколение — функционирует в определенный период времени; ♦ символическое поколение — общность современников, жизнь которых совпала с особым периодом истории, сделав их свидетелями и участниками определенных событий. Кроме того, выделяют родительское поколение — поколение «отцов» относительно конкретной группы молодежи, например, 15-17 лет, с определенными социальными статусами в семейной и профессиональной сфере деятельности, имеющее достаточно устойчивую систему ценностей12. Понятие поколения по своей сути междисциплинарно. В истории оно носит условный смысл, здесь подчеркивают не столько хронологическую одновременность существования группы людей, сколько общность их социальных переживаний, установок и деятельности. К примеру, в периодизации освободительного движения в России в XIX в. выделяют три этапа, соответствующих деятельности трех исторических поколений — декабристов, разночинцев и народников. Из контекста следует, что под поколениями историки понимают совокупность единомышленников, лиц, совместно переживших важные исторические события. Таких позиций придерживаются американские, французские, английские и российские ученые, в том числе Л. Фойер, П. Нор, А. Бюргейер, И. Ренуар, Р. Шеффилд, Л. Лурье, Г. Смирнов и др.13 10 Гаврилюк В.В., Трикоз НА. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформа 11 Лисовский В.Т. Социология молодежи. СПб., 1996. С. 18. 12 См.: Гаврилюк В.В., Трикоз НА. Гаврилюк В.В., Трикоз НА. Динамика ценностных ориентации в период 13 См.: Foyer L. The conflict of generation. N.Y., 1971; Loewenberg P. The unsuccessful adolescence of Heiurich
Следом за историками такой подход восприняли филологи, журналисты, писатели. Например, В. Бондаренко, анализируя поколение 1937 г. рождения, охарактеризовал его как «невостребованное поколение скептиков и пассивных наблюдателей, которые не смогли реализовать свой яркий потенциал». Их общие черты состоят в том, что это — «дети войны», родители которых погибли либо на войне, либо в лагерях. Всех их отличает ранняя смертность. С детства, воспитываясь в духе двоемыслия, они отличались противоречивостью и амбивалентностью взглядов. Не видя перед собой достойных общественных идеалов и средств их воплощения (социальные институты не были готовы принять их), они нашли спасение в личной свободе и экзистенциальной литературе14. И для психологов поколение — это возрастная общность людей, формирование характера которых происходит под влиянием важных событий, сходных экономических и культурных обстоятельств, общего социального опыта. Отсюда сходство интеллектуальных, ценностных и нравственных установок, типов поведения15. Если они используют термин «возрастная группа», то обозначают им конкретную группу сверстников как единицу неформального общения. Принадлежность личности к определенному поколению для психолога характеризует ее своеобразие, и, в свою очередь, определяется не столько биологическими факторами, сколько обстоятельствами социального развития16. Аналогичной точки зрения придерживаются и некоторые западные исследователи, например, французский исследователь, социолог и психолог Ив Ренуар17. Антропологи и этнографы, имеющие дело с небольшими по численности и запаздывающими в своем развитии народами, а нередко и просто с примитивными племенами, сводят поколение и когорту к реальной возрастной группе, список которой можно составить и членов которой можно опросить. Поскольку в таких обществах возрастная стратификация складывается преимущественно из возрастных классов, которые отделены друг от друга четко оговоренным кругом прав и обязанностей, а переход из одного См.: Бондаренко В. Легенда поколения // Независимая газета. 2000. 8 сент. 15 Подробнее см.: Боброва Е.Ю. Основы исторической психологии. СПб., 1997; Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969; Он же. О проблемах современного человекознания. М., 1977. С. 221; Кар-саевская Т.В. Социальная детерминация возрастных фаз человека // Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975. С. 748-754.; Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 75. См: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969;. Он же. О проблемах современного человекознания. М., 1977. С. 221; Карсаевская Т.В. Социальная детерминация возрастных фаз человека// Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975. С. 747-766. См.: Renouard Y. La notion de generation en histoire // Rev. historique. 1983. № 1. которая в свою очередь определяется социально-экономическими, политическими, историческими и другими факторами10. Специалисты, в том числе В.Т. Лисовский", выделяют несколько типов поколений: ♦ демографическое поколение — совокупность сверстников, родившихся приблизительно в одно время и образующих возрастной слой населения- ♦ антропологическое поколение — совокупность людей, имеющая общих предков (у антропологов анализ связан с генеалогией семьи); ♦ историческое поколение — охватывает отрезок времени, равный интервалу между рождением родителей и рождением детей (статистически он составляет примерно 20—25 лет); ♦ хронологическое поколение — функционирует в определенный период времени; ♦ символическое поколение —общность современников, жизнь которых совпала с особым периодом истории, сделав их свидетелями и участниками определенных событий. Кроме того, выделяют родительское поколение — поколение «отцов» относительно конкретной группы молодежи, например, 15—17 лет, с определенными социальными статусами в семейной и профессиональной сфере деятельности, имеющее достаточно устойчивую систему ценностей12. Понятие поколения по своей сути междисциплинарно. В истории оно носит условный смысл, здесь подчеркивают не столько хронологическую одновременность существования группы людей, сколько общность их социальных переживаний, установок и деятельности. К примеру, в периодизации освободительного движения в России в XIX в. выделяют три этапа, соответствующих деятельности трех исторических поколений — декабристов, разночинцев и народников. Из контекста следует, что под поколениями историки понимают совокупность единомышленников, лиц, совместно переживших важные исторические события. Таких позиций придерживаются американские, французские, английские и российские ученые, в том числе Л. Фойер, П. Нор, А. Бюргейер, И. Ренуар, Р. Шеффилд, Л. Лурье, Г. Смирнов и др.11 10 Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации (подколенный подход) // Социологические исследования. 2002. № 1. " Лисовский В. Т. Социология молодежи. СПб., 1996. С. 18. 12 См.: Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентации в период 13 См.: Foyer L. The conflict of generation. N.Y., 1971; Loewenberg P. The unsuccessful adolescence of Heiurich Следом за историками такой подход восприняли филологи, журналисты, писатели. Например, В. Бондаренко, анализируя поколение 1937 г. рождения, охарактеризовал его как «невостребованное поколение скептиков и пассивных наблюдателей, которые не смогли реализовать свой яркий потенциал». Их общие черты состоят в том, что это — «дети войны», родители которых погибли либо на войне, либо в лагерях. Всех их отличает ранняя смертность. С детства, воспитываясь в духе двоемыслия, они отличались противоречивостью и амбивалентностью взглядов. Не видя перед собой достойных общественных идеалов и средств их воплощения (социальные институты не были готовы принять их), они нашли спасение в личной свободе и экзистенциальной литературе14. И для психологов поколение — это возрастная общность людей, формирование характера которых происходит под влиянием важных событий, сходных экономических и культурных обстоятельств, общего социального опыта. Отсюда сходство интеллектуальных, ценностных и нравственных установок, типов поведения15. Если они используют термин «возрастная группа», то обозначают им конкретную группу сверстников как единицу неформального общения. Принадлежность личности к определенному поколению для психолога характеризует ее своеобразие, и, в свою очередь, определяется не столько биологическими факторами, сколько обстоятельствами социального развития16. Аналогичной точки зрения придерживаются и некоторые западные исследователи, например, французский исследователь, социолог и психолог Ив Ренуар17. Антропологи и этнографы, имеющие дело с небольшими по численности и запаздывающими в своем развитии народами, а нередко и просто с примитивными племенами, сводят поколение и когорту к реальной возрастной группе, список которой можно составить и членов которой можно опросить. Поскольку в таких обществах возрастная стратификация складывается преимущественно из возрастных классов, которые отделены друг от друга четко оговоренным кругом прав и обязанностей, а переход из одного 14 См.: Бондаренко В. Легенда поколения // Независимая газета. 2000. 8 сент. 15 Подробнее см.: Боброва Е.Ю. Основы исторической психологии. СПб., 1997; Ананьев Б.Г. Человек как 16 См: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969;. Он же. О проблемах современного чело 17 См.: Renouard Y. La notion de generation en histoire // Rev. historique. 1983. № 1. возрастного класса в другой, скажем из юношей в взрослые мужчины, давно определен традициями и обычаями, унаследованными от предков, поко-ленческая проблематика сводится к изучению переходных обрядов и посвятительных ритуалов типа возрастных инициации. Родоначальником такого структурного подхода можно считать А. ван Геннепа18, для которого каждый этап жизненного пути представал не просто как естественное, биологическое, но как социально- культурное явление. А. ван Геннеп исследовал обряды и ритуалы, с помощью которых общество фиксирует переход индивида из одного статуса в другой (rites de passage), и впервые в этнографии применил структурный анализ различных поколений, выделив этапы жизненного пути19. При этом жизненный путь рассматривался как социальный процесс, а социально-структурные и культурно-символические различия поколений выделялись как его равно значные и равноудаленные составляющие. Г. Шурц первым в этнографии, а затем и Р. Лоуи попытались выделить возрастные группы как древнейший тип социальной организации и связывали их с естественным взаимным чувством симпатии сверстников. Таким образом, они пытались соединить возрастные, психологические критерии выделения поколений с социальной структурой и социальной организацией общества20. Во второй половине XX в. П. Галливер21 предпринял достаточно плодотворную попытку упорядочить систему возрастных категорий в этнографии. Под возрастной категорией он подразумевал такие понятия, посредством которых общество обозначает различные стадии жизненного пути человека и связанные с ними виды деятельности, социальные статусы и роли. Все возрастные категории П. Галливер разделяет на возрастные ступени (age-grades), возрастные классы (age-class) и возрастные группы (age-groups)11. Таким образом, П. Галливер впервые разграничил культурно-нормативные (возрастная сте- ls См.: Геннеп ван А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / Пер. с англ. М., 1999. С. 8—11 • 19 Там же. 20 Подробнее о них см.: Кон И.С. К проблеме возрастного символизма//Советская этнография. 1981. 21 См.: Gulliver P.H. Age Differentiation// Int. Encyclopedia of the Social Sciences. Vol. 1. N.Y, 1968. P. 157- 22 Возрастные ступени как возрастные категории ученый считал нормативными по своей природе, пень), социально-структурные (возрастной класс) и функционально-организационные (возрастная группа) аспекты возрастных отношений. Несмотря на усилия нескольких поколений ученых можно утверждать вслед за И.С. Коном, что в этнографии по сей день понятие «поколение» не имеет однозначного очертания, единой упорядоченной системы понятийных категорий, связанных с возрастом23, а сами возрастные категории почему-то не связываются с поколенческим феноменом. Социологи и этнографы прослеживают связь возрастных групп с социальной структурой общества, общественным разделением труда, способами социализации, воспитания молодежи. В отличие от этнографии, демография трактует понятие поколения скорее в формально-статистическом плане, подразумевая под ним некую количественную меру измерения очередности рождений больших групп людей24. Демографы первыми разграничили «ровесников» и «современников». Ровесники — люди, родившиеся в один и тот же период, и потому в любой точке своего жизненного пути они находятся в равном или почти равном возрасте. Современники — лица разного возраста, живущие одновременно. Если ровесники образуют реальное поколение, то современники образуют номинальное, или условное поколение, используемое как модель для оценки существующей демографической ситуации. В демографии поколение — группа людей, появившихся на свет в течение определенного — сравнительно непродолжительного — периода времени («поколение оккупации» в Польше, «поколение войны» в СССР). Учитывая предельную продолжительность жизни человека, население может представлять собой совокупность более чем 120 поколений (в однолетней градуировке)25. Поколением называют также стадию, ступень в происхождении от общего предка (дед, отец, сын и т.д.), отрезок времени между этими ступенями обычно исчисляется в 30 лет. Демографы, изучая воспроизводство населения, внесли значительный вклад в исследование социально-возрастных процессов и возрастной структуры, разработали количественные методы их изучения, методику когорт- от неженатых). По мнению П. Галливера, принадлежность к возрастному классу предполагает некоторую общность деятельности, положения, интересов. Однако он подчеркивает, что возрастной класс не представляет собой компактной интегрированной общности. Связи между индивидами в рамках возрастного класса являются расплывчатыми и, как правило, временными. В отличие от этого возрастная группа состоит из ровесников и является корпоративной. При этом само понятие «возрастной группы» исследователь трактует как частное понятие, обозначающее постоянную совокупность людей, общность и единство которой признают как они сами, так и окружающие. Члены возрастной группы сообща занимаются какой-либо специфической деятельностью, несут взаимные обязательства и выступают по отношению к окружающим в качестве особой общности. Возрастные группы могут иметь собственные имена, обладать собственностью, иметь свои специфические символы, ритуалы, а также внутренние механизмы для принятия решений, и т. д. В одних обществах членство в возрастной группе является временным, ограничивается рамками одной возрастной ступени (например, юности), в других оно продолжается в течение всей жизни. Статус и функции группы при этом меняются, но система прав и обязанностей ее членов по отношению друг к другу сохраняется. 23 См.: Кон И.С. Понятие поколения в современном обществоведении //Актуальные проблемы эт 24 См.: Курс демографии / Под ред. А.Я. Боярского. М., 1974. Гл. 4, 9. 25 Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, ного анализа, методы оценки степени постарения населения, определения демографической нагрузки на трудоактивные контингента, моделирования функционирования системы народонаселения и т.д.26 Таким образом, поколение — объект изучения многих наук, каждая из них вкладывает в него свой смысл, свою интерпретацию. Синонимами к поколению выступают такие термины, как «возрастной слой», «возрастная группа», «возрастная когорта», «генерация» и некоторые другие. Отчаявшись навести какое-либо единообразие в употребляемой учеными терминологии, видный российский исследователь И.С. Кон даже выдвинул тезис о ненаучности и неприменимости в социологии термина «поколение». Он предлагал заменить ею более конкретными понятиями («возрастная когорта», «возрастная группа», «возрастной класс»)27. Однако спешить с выводами, на наш взгляд, не стоит. Подавляющее большинство употребляемых в социальных науках и гуманитарном знании категорий, скажем, общество, личность, развитие, структура и т.п., имеет не одно, а несколько значений. К примеру, известно более 500 определе ний категории «культура». Даже более конкретные понятия, в том числе лидерство, определяются десятками различных способов. Разумеется, научный диалог из-за этого не облегчается, превращаясь порой в спор о словах. Но и приращение научного знания не приостанавливается. Философия в течен ие 2500 лет развивалась в значител ь-ной мере за счет углубления, переосмысления и поиска новых смыслов небольшого круга фундаментальных категорий. В западной социологии не употребляется русское слово «поколение». Вместо него используется термин «генерация» {generation — фр.; generation — англ., нем.), который берет свои истоки в латинском языке. Причем, генерация в английском языке — это существительное и глагол. В качестве глагола генерация означает процесс порождения человеческих отпрысков, т.е. воспроизводство населения28. Существительное generation показывает результат такого процесса, а именно цепочку родившихся людей. Поскольку их очень много на планете, то каждый год на свет появляется новое поколение. Понятно. 26 См., например: Ryder N.A. Cohort Analysis // Int. Encyclopedia of the Social Sciences. N.Y., 1968. Vol. 2. 27 См. подробнее: Кон И.С. Социология личности. М, 1967. С. 109—111; Он же. Возрастные катего 2S From Wikipedia, the free encyclopedia (http://en.wikipedia.org). что в семье подобного происходить не может. Таким образом, поколение — как процесс порождения людей и как цепочка родившихся людей — пронизывает человеческое общество вдоль и поперек, по вертикали и горизонтали. Соответственно и социология поколений, опираясь на такую трактовку, охватывает общество в продольном и поперечном разрезах. Поколение — в смысле Generation — определяется в зарубежной литературе следующим образом: производство потомства, последовательно возникающая цепочка родства из представителей разных возрастов, сменяющих друг друга и формирующих родство (в рамках семьи) или поколения (в рамках общества). Поколение — это также ступенька в родословной, ступень в линии происхождения человека. Когда речь идет об индивидуальном роде, семейной генеалогии, то по отношению к поколению в англоязычной литературе используется также термин descent (поколение, колено). Он употребляется и в тех ситуациях, когда речь идет о переходе имущества по наследству, наследовании. Другой термин — generation — применяется в биологическом, историческом, социальном и техническом смыслах: the postwar generation — послевоенное поколение; the lost generation — потерянное поколение; second generation computers — компьютеры второго поколения; he and his generation — он и его потомство (род); generation of bacteria — размножение бактерий. Тремя основными поколениями, или коленами, в воспроизводственном цикле семьи являются прародители, родители и дети. Поколение в техническом смысле обозначает стадии развития, совершенствования или улучшения продукции, например компьютеров. В близком к ним значении употребляется также термин «когорта» {cohort)24. Сегодня и отечественные специалисты начинают употреблять термин «генерация»30, который в одних случаях стоит наряду с поколением, в других — его заменяет. В поисковой системе Рамблер-Интернет слово «генерация» встречается в 291 419 документе, а слово «поколение» — в 31 708, т.е. почти в 10 раз реже. Последователи позитивизма, конкретизируя свое понимание генерационных проблем, наполняли термин различным содержанием. Например, Д. Дромель, пытаясь проанализировать роль генераций в политике, рассматривал, по сути, это явление как абстрактную социальную группу политиков старшего и молодого возраста31. Английский социолог и этнограф Альфред Р. Радклифф-Браун, продолжая традиции школы структурного функционализма применительно к антропологии, в своей статье «Терминология возрастной организации» различал в понятии генерации несколько значений — «возрастную ступень» (age-grade), «возрастной класс» (age-class), «возрастной ряд» (age-set)i2, и называл возрастными классами любые социально-культурные общности людей одинакового возраста. К. Маркс и Ф. Энгельс 29 Strauss W., Howe N. Generations. N.Y., 1991. 30 В дальнейшем, когда речь пойдет о зарубежной социологии, нами будут использоваться оба сло 31 См.: DromelJ. La Loi des revolutions. Paris, 1862. 32 См.: Радклифф-Браун А. Структура и функции в примитивном обществе / Пер. с англ. М., 2000. С. 7-18. не разрабатывали понятие поколений, но рассматривали его в контексте во растных групп — продуктов общественных отношений, подчеркивая их ва>1 ную роль в историческом прогрессе33. Некоторые американские социологи, в частности М. Райли и его коллс ги34, при анализе возрастной стратификации отказались от употребленг слова «генерация», сочтя его чрезмерно размытым, и обратились к термр нам «возрастные слои населения», «возрастная когорта», «возрастно-спеш фические действия», «возрастно-социальные роли и экспектации»35. Он рассматривали их как структурные элементы общественной системы, св> занные с конкретным периодом времени. Однако возрастные границы чет ко не указывались. Более того, отбрасывая поколенческую терминологик авторы отказали себе в возможности рассматривать такие важные темы, ка отношение между поколениями (не сводимое к социальным ролям), преем ственность поколений, их культурное взаимодействие и пр. Поколение или генерация? У социологов однозначного ответа пока нет Компенсировать отсутствие содержательного наполнения в трактовке генерации взялись В. Бенгтсон, М. Ферлонг и Р. Лауфер36. Они предложили расширить систему поколенческих понятий, включив в нее «трансмиссию поколений» (под которой они понимали прямую и обратную связь, сходство и различия разных возрастных групп в обществе), «устойчивость поколенче- 33 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 342; Т. 3. С. 44-45; Т. 19. С. 414; Т. 23. С. 364. 34 См.: Riley M.W., Johnson M., Foner A. Elements in a Model of Age Stratification // Aging and Society. 35 Под экспектациями они понимали систему возрастных ролевых ожиданий и санкций. 36 См.: Bengtson V.L., Furlong M.J., Laufer R. Time, Aging, and the Continuity of Social Structure: Tnemes and ских мотивов во времени» (под которой подразумевалась степень сохранения и переноса поведенческих норм и ориентации, выработанных в юности на поведение этих же субъектов в зрелости, степень их внедрения в общие социокультурные стандарты), «поколенческую солидарность» (степень гомогенности и сплоченности-разобщенности возрастной группы). В отечественной литературе не предпринималось попыток сравнить термины «поколение» и «генерация», объяснить, в чем их сходство и различие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|