Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материальные аспекты подростковой культуры




Многие молодые люди постоянно ищут способы выделиться из толпы. Чтобы прослыть неординарным среди своих (и не только своих), девушки носят обувь на десятисантиметровой подошве и покрывают кожу модными узорами, а парни красят волосы в кислотные цвета и втыкают в уши кучу металла. Ничего особенно нового в этом нет — людям свойственно демон­стрировать свою оригинальность, меняются только способы ее выражения.

Подростковую культуру можно выразить через совокупность ценностей, взглядов и типов поведения, которые характеризуют данный возраст, а мож­но рассмотреть материальные объекты, которые молодежь покупает или делает своими руками, используя их в повседневной жизни.

Рассмотрим две группы таких вещей — молодежную одежду и автомоби­ли. Этот выбор обусловлен их значением в жизни подростков.

Стиль одежды

Черта, которая выделяет молодежь среди других групп населения, нам бросается в глаза — это повышенное внимание к одежде, прическе и уходу за собой. Броская и часто вызывающая одежда помогает подросткам рас­крыть и выразить свою сущность, отношение к миру, подчеркнуть свою ин­дивидуальность.

Эксперименты с внешностью — часть процесса поиска собственного образа, в котором юноша или девушка чувствовали бы себя комфортно.

Через одежду, вызывающую или, напротив, неброскую внешность под­ростки стремятся управлять впечатлением, которое они производят на ок-

10 Тарасов А. О молодежи — в жанре доноса (http://www.left.ru).

ружающих. С помощью одежды можно сообщить окружающим о том, ка­кую роль он хочет играть в жизни. Фанаты «Спартака» носят совсем иные эмблемы и шарфы, чем болельщики ЦСКА или «Динамо». Если юноша оде­вается «круто», то скорее всего к нему будут относиться соответствующим образом.


 

Эксперименты с внешностью — часть процесса поиска собственного образа, в котором юноша или девушка чувствовали бы себя комфортно

Одежда может выражать неприятие взрослого мира. Подростки, которые враждебно относятся к своим родителям или бунтуют против них, могут демонстрировать свое неуважение тем, что носят одежду или прически, ко-

Врезка

Жизненная ситуация

Вопрос об одежде, в которой можно ходить в школу, казалось бы, давно урегулированный, все еще не дает покоя старшеклассницам подмосков­ного Калининграда (ныне — Королева). В одной из школ города был объявлен неофици­альный день в защиту мини-юбок. Руководство школы было недовольно короткими юбками, а которых некоторые девчонки приходили на заня­тия. И, когда упреки стали слишком частыми, старшеклассницы решили показать всем, на­сколько длинные юбки хуже коротких. Все они, за исключением трех «несознательных», пришли на уроки в мини. После этого «восстания» руковод­ство сдалось.

«Вы должны ходить в школе как дома», — объя­вил старшеклассникам директор школы № 10 все того же Калининграда. Высказывание относилось к тем, кто не слишком часто носил с собой смен-


ную обувь. Но школьники восприняли его несколь­ко иначе, и на следующий день почти все один-надцатиклассницы пришли в... домашних халатах.

Вид некоторых девушек был чрезвычайно при­влекателен и даже пикантен. Так что, возможно, в Калининграде скоро будет введена новая «школьная» форма. Семья. 1993. №49.

торые заведомо не нравятся старшим. Чем больше возмущаются родители, тем упорнее подростки придерживаются собственного стиля.

Однако главным мотивом при выборе образа является либо желание по­лучить признание своего превосходства над другими, либо желание зависеть от кого-то и быть похожим на других.

Подростки, покупающие одежду, чтобы проявить свою независимость (особенно от родителей), выбирают такие вещи, которые позволят им по­лучить признание или быть принятыми в компаниях сверстников.

Если в мире взрослых показателем воспитанности человека выступает оп­рятный вид, чистота и гигиена, а моло­дежь не приемлет этот мир, то положи­тельные ценности у нее моментально превращаются в отрицательные. Она считает опрятность признаком мещан­ства, аккуратность — занудства, дело­витость — карьеризма, порядок и ухо­женность — буржуазности. И, следуя логике своей культуре, молодежь дол­жна придерживаться противополож­ных идеалов.

В 1960-е гг. писком молодежной моды служила одежда хиппи — нео­прятная, часто потерявшая свой вид. цвет и название. Независимость моло­дых людей от мира взрослых символизировали, к примеру, бусы, цветы и го­ловные повязки, кожаная одежда с бахромой, куртки в «индейском» стиле, длинные платья «под старину», мокасины или сандалии, бороды или длин­ные нечесаные волосы.

Мода «панк-рок» стала для студентов 1980-х гг. выражением того же бунта против мещанского общества и проявлением солидарности со сверстника­ми. Молодежь 1990-х гг., которая носит мешковатую свободную одежду, тоже хочет заявить о своей независимости. Одежда остается главным средством выражения личности, стиля жизни и политической философии.

Для подростка одежда выполняет часто не те же самые функции, что для взрослых. Старушка может надеть совершенно немодное пальто, лишь бы оно согревало ее больные косточки. Взрослые надевают главным образом практичную — немаркую и теплую — одежду, которая, разумеется должна отвечать также эстетическим критериям, принятым в обществе. Но у под­ростков другая эстетика. Новые джинсы он может изрезать, покрасить, смять или как-либо еще обезобразить, если это сейчас модно или очень «круто». Да и соображения тепла не стоят у них на первом месте. Если они зимой могут ходить без шапок и нараспашку, доводя до инфаркта своих «мамашек», то к одежде они станут применять явно иные критерии.

Важнейшей функцией одежды для подростков выступает маркировка при­надлежности определенной группе, «команде», «тусовке». Нацепил белую рубашечку и бабочку на шею, значит ты — «батан» или «маменькин сыночек». Чем более модно и «круто» ты одеваешься, тем выше твое положение среди сверстников. Конечно, и взрослых судят по одежде. Профессор не может за­валиться в студенческую аудиторию в рабочем комбинезоне или валенках,

если не хочет подмочить свою репутацию. Тем не менее одежда для взрослых не самоцель и не самое главное. Им не обязательно выглядеть модно или крик­ливо, чтобы быть принятым в своей группе. Великий физик Альберт Эйнш­тейн приходил на лекции в Принстоне в кожаной куртке на голое тело и по­мятых брюках. Но это был великий Эйнштейн. Аудитория благоговела перед чудаковатым профессором. И сегодня многие профессора в МГУ одеваются много скромнее, если не сказать беднее, чем их студенты. Но статус профес­сора определяется его знаниями и профессиональным мастерством.

Ничего подобного нет у подростков. Они еще не научились судить друг о

друге по духовным интересам. По одежке они встречают и по одежке про­вожают. Одежда — единственный спо­соб показать, кто ты таков. Особенно в незнакомой компании. Для подрост­ков одежда — это способ повысить са­мооценку, способ понравиться самому себе и окружающим.

Особенно для девушек. Исследова­ния показали, что девушки больше, чем юноши, заботятся об одежде и хо­дят по магазинам. Это отражается и на воспитании. Женщин учат обращать на одежду больше внимания, чем муж­чин.

Некоторые американские социоло­ги заявляют: у русских подростков твер­же характер и есть внутренний стер­жень. Американские подростки — материально избалованная социальная группа. К 12—13 годам у них есть все: машина, компьютер, деньги. Тем не менее они ворчат на родителей: мол у соседа в гараже стоит «Порше», а у меня его нет. Русские подростки, сталкиваясь с большим количеством материаль­ных трудностей, учатся их преодолевать, закаляя тем самым свой характер. Сегодня они живут в том периоде, какой Америка прошла в 20—30-е гг.

Однако не все ученые с ними согласны. Некоторые российские социо­логи полагают, что как раз у американцев тверже характер и есть внутрен­ний стержень, а у российских подростков ничего подобного нет. Они ссы­лаются на то, что чрезмерно трудные материальные условия не закаляют, а подавляют характер, что в американской культуре издавна заложены тради­ции достижения успеха, индивидуализма, выживания и победы в любой ситуации, ориентация на твердые моральные принципы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...