Материальные аспекты подростковой культуры
Многие молодые люди постоянно ищут способы выделиться из толпы. Чтобы прослыть неординарным среди своих (и не только своих), девушки носят обувь на десятисантиметровой подошве и покрывают кожу модными узорами, а парни красят волосы в кислотные цвета и втыкают в уши кучу металла. Ничего особенно нового в этом нет — людям свойственно демонстрировать свою оригинальность, меняются только способы ее выражения. Подростковую культуру можно выразить через совокупность ценностей, взглядов и типов поведения, которые характеризуют данный возраст, а можно рассмотреть материальные объекты, которые молодежь покупает или делает своими руками, используя их в повседневной жизни. Рассмотрим две группы таких вещей — молодежную одежду и автомобили. Этот выбор обусловлен их значением в жизни подростков. Стиль одежды Черта, которая выделяет молодежь среди других групп населения, нам бросается в глаза — это повышенное внимание к одежде, прическе и уходу за собой. Броская и часто вызывающая одежда помогает подросткам раскрыть и выразить свою сущность, отношение к миру, подчеркнуть свою индивидуальность. Эксперименты с внешностью — часть процесса поиска собственного образа, в котором юноша или девушка чувствовали бы себя комфортно. Через одежду, вызывающую или, напротив, неброскую внешность подростки стремятся управлять впечатлением, которое они производят на ок- 10 Тарасов А. О молодежи — в жанре доноса (http://www.left.ru). ружающих. С помощью одежды можно сообщить окружающим о том, какую роль он хочет играть в жизни. Фанаты «Спартака» носят совсем иные эмблемы и шарфы, чем болельщики ЦСКА или «Динамо». Если юноша одевается «круто», то скорее всего к нему будут относиться соответствующим образом.
Эксперименты с внешностью — часть процесса поиска собственного образа, в котором юноша или девушка чувствовали бы себя комфортно Одежда может выражать неприятие взрослого мира. Подростки, которые враждебно относятся к своим родителям или бунтуют против них, могут демонстрировать свое неуважение тем, что носят одежду или прически, ко- Врезка Жизненная ситуация Вопрос об одежде, в которой можно ходить в школу, казалось бы, давно урегулированный, все еще не дает покоя старшеклассницам подмосковного Калининграда (ныне — Королева). В одной из школ города был объявлен неофициальный день в защиту мини-юбок. Руководство школы было недовольно короткими юбками, а которых некоторые девчонки приходили на занятия. И, когда упреки стали слишком частыми, старшеклассницы решили показать всем, насколько длинные юбки хуже коротких. Все они, за исключением трех «несознательных», пришли на уроки в мини. После этого «восстания» руководство сдалось. «Вы должны ходить в школе как дома», — объявил старшеклассникам директор школы № 10 все того же Калининграда. Высказывание относилось к тем, кто не слишком часто носил с собой смен- ную обувь. Но школьники восприняли его несколько иначе, и на следующий день почти все один-надцатиклассницы пришли в... домашних халатах. Вид некоторых девушек был чрезвычайно привлекателен и даже пикантен. Так что, возможно, в Калининграде скоро будет введена новая «школьная» форма. Семья. 1993. №49. торые заведомо не нравятся старшим. Чем больше возмущаются родители, тем упорнее подростки придерживаются собственного стиля. Однако главным мотивом при выборе образа является либо желание получить признание своего превосходства над другими, либо желание зависеть от кого-то и быть похожим на других.
Подростки, покупающие одежду, чтобы проявить свою независимость (особенно от родителей), выбирают такие вещи, которые позволят им получить признание или быть принятыми в компаниях сверстников.
Если в мире взрослых показателем воспитанности человека выступает опрятный вид, чистота и гигиена, а молодежь не приемлет этот мир, то положительные ценности у нее моментально превращаются в отрицательные. Она считает опрятность признаком мещанства, аккуратность — занудства, деловитость — карьеризма, порядок и ухоженность — буржуазности. И, следуя логике своей культуре, молодежь должна придерживаться противоположных идеалов. В 1960-е гг. писком молодежной моды служила одежда хиппи — неопрятная, часто потерявшая свой вид. цвет и название. Независимость молодых людей от мира взрослых символизировали, к примеру, бусы, цветы и головные повязки, кожаная одежда с бахромой, куртки в «индейском» стиле, длинные платья «под старину», мокасины или сандалии, бороды или длинные нечесаные волосы. Мода «панк-рок» стала для студентов 1980-х гг. выражением того же бунта против мещанского общества и проявлением солидарности со сверстниками. Молодежь 1990-х гг., которая носит мешковатую свободную одежду, тоже хочет заявить о своей независимости. Одежда остается главным средством выражения личности, стиля жизни и политической философии. Для подростка одежда выполняет часто не те же самые функции, что для взрослых. Старушка может надеть совершенно немодное пальто, лишь бы оно согревало ее больные косточки. Взрослые надевают главным образом практичную — немаркую и теплую — одежду, которая, разумеется должна отвечать также эстетическим критериям, принятым в обществе. Но у подростков другая эстетика. Новые джинсы он может изрезать, покрасить, смять или как-либо еще обезобразить, если это сейчас модно или очень «круто». Да и соображения тепла не стоят у них на первом месте. Если они зимой могут ходить без шапок и нараспашку, доводя до инфаркта своих «мамашек», то к одежде они станут применять явно иные критерии. Важнейшей функцией одежды для подростков выступает маркировка принадлежности определенной группе, «команде», «тусовке». Нацепил белую рубашечку и бабочку на шею, значит ты — «батан» или «маменькин сыночек». Чем более модно и «круто» ты одеваешься, тем выше твое положение среди сверстников. Конечно, и взрослых судят по одежде. Профессор не может завалиться в студенческую аудиторию в рабочем комбинезоне или валенках,
если не хочет подмочить свою репутацию. Тем не менее одежда для взрослых не самоцель и не самое главное. Им не обязательно выглядеть модно или крикливо, чтобы быть принятым в своей группе. Великий физик Альберт Эйнштейн приходил на лекции в Принстоне в кожаной куртке на голое тело и помятых брюках. Но это был великий Эйнштейн. Аудитория благоговела перед чудаковатым профессором. И сегодня многие профессора в МГУ одеваются много скромнее, если не сказать беднее, чем их студенты. Но статус профессора определяется его знаниями и профессиональным мастерством. Ничего подобного нет у подростков. Они еще не научились судить друг о
друге по духовным интересам. По одежке они встречают и по одежке провожают. Одежда — единственный способ показать, кто ты таков. Особенно в незнакомой компании. Для подростков одежда — это способ повысить самооценку, способ понравиться самому себе и окружающим. Особенно для девушек. Исследования показали, что девушки больше, чем юноши, заботятся об одежде и ходят по магазинам. Это отражается и на воспитании. Женщин учат обращать на одежду больше внимания, чем мужчин. Некоторые американские социологи заявляют: у русских подростков тверже характер и есть внутренний стержень. Американские подростки — материально избалованная социальная группа. К 12—13 годам у них есть все: машина, компьютер, деньги. Тем не менее они ворчат на родителей: мол у соседа в гараже стоит «Порше», а у меня его нет. Русские подростки, сталкиваясь с большим количеством материальных трудностей, учатся их преодолевать, закаляя тем самым свой характер. Сегодня они живут в том периоде, какой Америка прошла в 20—30-е гг. Однако не все ученые с ними согласны. Некоторые российские социологи полагают, что как раз у американцев тверже характер и есть внутренний стержень, а у российских подростков ничего подобного нет. Они ссылаются на то, что чрезмерно трудные материальные условия не закаляют, а подавляют характер, что в американской культуре издавна заложены традиции достижения успеха, индивидуализма, выживания и победы в любой ситуации, ориентация на твердые моральные принципы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|