Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная работа и социальное обеспечение




Социальная работа понимается в литературе как профессиональная де­ятельность, которая помогает людям, организациям определять личные, социальные и ситуативные трудности, влияющие на них, а также преодоле­вать эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции и реабили­тации. По данным Министерства труда и социального развития, в 1998 г. разовыми услугами отделения срочного обслуживания пользовалось свыше 7 млн пожилыхлюдей и инвалидов, социально-медицинское обслуживание в специализированных отделениях получает около 60 тыс. человек.

Сегодня выделились три главных направления в деятельности органов социальной защиты, в том числе по обеспечению социальной защищенно­сти пожилых и старых людей:

♦ социальная помощь (предоставление старым людям льгот и преиму­ществ);

♦ социальное обслуживание;

♦ организация пенсионного обеспечения.

Механизм социальной защиты старых людей реализуется на государ­ственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях. В последние годы появились различные негосударственные общественные структуры; осуществляет координацию и согласованность действий государственных и общественных организаций Координационный комитет, созданный на ос­нове Указа Президента РФ от 5 августа 1991 г., затем был организован депар­тамент по делам пожилых в Министерстве социальной защиты (25 июня 1993 г.). В соответствии с Указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 г. создано Министерство здравоохранения и социального развития.

Государство гарантирует пожилым и старым людям возможность получе­ния социальных услуг на основе принципа социальной справедливости не­зависимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуще­ственного и должностного положения, места жительства, отношения к ре­лигии.

24 Дыскин А.А., Танюхина Э.И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых
граждан. М., 1996.

25 Ляшенко A.M. Организация и управление социальной работой в России. М., 1995.

Государственный сектор социального обслуживания состоит из органов управления социальным обслуживанием РФ, органов социального обслужи­вания субъектов РФ, а также учреждений социального обслуживания, на­ходящихся в федеральной собственности и собственности субъектов РФ.

Муниципальный сектор социального обслуживания включает органы управ­ления социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчи­нения, предоставляющие социальные услуги.

Муниципальные центры социально­го обслуживания являются основной формой муниципального сектора, они создаются органами местного са­моуправления на подведомственных территориях и находятся в их веде­нии. Муниципальные центры соци­ального обслуживания осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов соци­альных услуг.

Негосударственный сектор социаль­ного обслуживания объединяет соответ­ствующие учреждения, по форме соб­ственности не относящиеся к государ­ственным и муниципальным, а также лиц, осуществляющих частную деятель­ность в сфере социального обслужи­вания. К данному сектору относятся общественные объединения, професси­ональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, дея­тельность которых связана с социальным обслуживанием старых людей. Разработаны федеральный и территориальные перечни гарантированных го­сударством социальных услуг.

Государственный уровень социальной защиты обеспечивает гарантиро­ванное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с денежными и социальными нормативами. На региональ­ном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного. По усмотрению местных органов возможно установление региональных норм обеспечения, но не ниже закрепленных в законодательстве.

Социальное обслуживание — это совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого и старческого возраста в домашних условиях или специализированных государственных и муниципальных уч­реждениях. Оно включает в себя социально-бытовую помощь и морально-психологическую поддержку.

Система социального обслуживания охватывает, в частности, медицин­скую гериатрическую помощь, как стационарную, так и поликлиническую; содержание и обслуживание в домах-интернатах, помощь на дому нуждаю­щимся в постороннем уходе; протезную помощь, обеспечение транспорт­ными средствами; трудоустройство желающих продолжать пассивную тру­довую деятельность и их профессиональное переобучение; организацию

труда на специально созданных предприятиях, цехах; жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание; организацию досуга и т.д.

Социальное обслуживание — это социально-бытовая помощь и морально-психологическая поддержка

В 1994 г. в системе социальной защиты РФ действовали 959 стационар­ных учреждений для лиц старческого возраста и инвалидов, более 700 цент­ров социального обслуживания, 9 тыс. отделений социальной помощи на дому, а также ряд других учреждений социальной помощи, в том числе пси­холого-педагогической и экстренной психологической помощи.

В 1999 г. из 1680 работавших в стране центров социального обслужива­ния граждан пожилого возраста и инвалидов 640 являлись комплексными: они оказывали социальную, психологическую, педагогическую помощь не только пенсионерам, но и детям, а также гражданам трудоспособного воз­раста. Самый распространенный вид поддержки престарелых и инвалидов — социальное обслуживание на дому. Из каждых 10 тыс. пенсионеров надом­ным обслуживанием охвачено около 280 чел. Число отделений социально­го обслуживания на дому превышало 11,3 тыс. В 1999 г. они оказали услуги более 1 млн российских граждан. Около 50 тыс. тяжелобольных престаре­лых и инвалидов получили социально-медицинское услуги на дому через специализированные отделения, число которых составило в 1999 г. 850. В 1999 г. при центрах социального обслуживания функционировало 931 отде­ление дневного пребывания на 24,6 тыс. мест и 376 отделений временного пребывания, обслуживших более 40 тыс. престарелых граждан. Разовыми услугами отделений срочного социального обслуживания воспользовались 8 млн 370 тыс. человек. Произошло увеличение сети специальных домов для одиноких престарелых граждан и инвалидов, численность проживающих в них возросла на 2,7 тыс. и достигла 18,4 тыс. человек. Введено 50 специаль­ных жилых домов26.

26 Материалы официального сервера Правительства Российской Федерации (www.govemment.ru).

Социальная помощь пожилым и старым людям — это обеспечение в де­нежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставленных с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Социальная помощь имеет характер периодичес­ких и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной поддержки нуждаю­щимся категориям старых людей, ликвидации или нейтрализации критичес­ких жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-эконо­мическими условиями.

Срочная социальная помощь представляет собой оказание помощи ра­зового характера остро нуждающимся старым людям. Она включает разовое обеспечение бесплатным горячим пи­ танием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью, предме­тами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; со­действие в получении временного жилья; оказание экстренной психологи­ческой помощи (по телефону доверия) и юридической помощи в пределах своей компетенции.

Важным объектом заботы социальных работников выступают так назы­ваемые группы риска. ВОЗ определяет группы высокого риска, как группы населения, имеющие высокий риск ухудшения здоровья или экономичес­кого и социального состояния. К этим группам отнесены следующие кате­гории престарелых:

♦ очень старые люди, в 80, 90 лет и старше;

♦ престарелые, живущие одиноко (семья из одного человека);

♦ престарелые женщины, особенно одинокие и вдовы;

♦ изолированно живущие престарелые (одинокие или престарелые пары);

 

♦ бездетные престарелые;

♦ престарелые, страдающие тяжелыми заболеваниями или физически­ми недостатками;

♦ престарелые пары, в которых один супруг тяжело болен или страдает физическим недостатком;

В древности и в средние века поиск социальной защиты традиционно осуществлялся в рамках семьи и различных гражданских и религиозных институтов, дополняемых по мере необходимости мерами социальной по­мощи, предпринимаемыми социальными лидерами, профессиональными объединениями или отдельными общественными группами. Прекрасным примером таких мероприятий могут служить учреждения «collegia» и «codilitia» в эпоху Римской империи, социальные меры, предпринимавши­еся императорами из династии Антониев и в средние века королями Фран­ции (Людовик IX, Генрих IV) и государственными деятелями (Кольбер).

В том или ином виде социальное обеспечение и помощь населению су­ществовали в России всегда. Однако в период экономической реформы со­циальные вопросы вышли на первое место. Резкое падение уровня жизни увеличило число людей, нуждающихся в социальной помощи государства. Понятия «социальная защита», «социально не защищенные слои населе­ния», «адресная социальная защита» появились в конце 1980-х г. Они опи-

сывают новую реальность, с которой столкнулась современная Россия, вы­нужденная оказывать крупномасштабную помощь большинству населения страны (табл. 33). По мнению В. Д. Шапиро, социальная работа в широком смысле — это оказание практической помощи пожилым и старым людям, семьям и группам старых людей с низкими материальными доходами, стра­дающим от различных хронических болезней, с нарушенными социальны­ми контактами; создание для них условий, способствующих их физическо­му выживанию и в идеальном случае — сохранению их социальной актив­ности.

Таблица 33 Сравнительная характеристика видов социальной помощи

 

Виды социальной помощи В 1980-е гг. В 1990-е гг.
Дотации на детской питание - +
Жилищное строительство + +
Медицинское обслуживание + +
Льготные отпуска + +
Детские сады, ясли + +
Обеспечение инвалидов + +
Пособия на детей + +
Пособия по безработице + +
Помощь в организации досуга + +
Социальные льготы + +
Талоны на дефицитные товары + -
Пенсионное обеспечение + +
Бесплатное образование + +
Выплаты по нетрудоспособности + +
Помощь больным и престарелым + +
Оплата больничных листов + +
Льготы участникам Великой Отечественной войны + +
Пособия кормящим матерям - +
Пособия беременным - +
Помощь детям сиротам + +
Адресная социальная помощь - +
Помощь детям из неполных семей - +

В настоящее время в стране функционирует более 1,5 тыс. государствен­ных и муниципальных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. В современных условиях значительно рас­ширилась сеть центров социальной помощи семье и детям, реабилитацион­ных центров для детей с ограниченными возможностями, социальных при­ютов, кризисных центров для женщин, телефонов доверия. Их услугами пользуются более 2 млн клиентов. Таким образом, создается достаточно разветвленная база для профессиональной социальной работы. Системе социального обслуживания населения требуется более 300 тыс. человек, в том числе около 100 тыс. специалистов.

Соцработники занимаются доставкой продуктов на дом, оказывают помощь в приобретении медикаментов и оплате коммунальных услуг оди­ноким гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающихся в надомном обслуживании. Для пожилых людей работают отделения дневного пребывания, где пенсионеры пользуются услугами психолога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре, физиотерапевта. В экстренных случаях Центры социального обслуживания оказывают разовые услуги гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке: организовывают горячее питание, выдают продуктовые наборы, обеспе­чивают одеждой. Все социальные услуги для граждан пожилого возраста и инвалидов предоставляются бесплатно, на условиях частичной или полной оплаты в зависимости от величины прожиточного минимума и размера получаемой пенсии.

На Западе социальная работа определяется как «профессиональная дея­тельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям для усиления или восстановления их способности социального функциони­рования и создания общественных условий, способствующих реализации этой цели».

Целью большинства схем социальной защиты является обеспечение до­ступа к здравоохранению и защита доходов. Однако сегодня свыше полови­ны населения мира не защищено ни одним из видов социального обеспече­ния. В Африке к югу от Сахары и в Южной Азии предусмотренной законом социальной защитой обеспечены лишь 5—10% работающего населения, и в некоторых случаях эта группа сокращается. В Латинской Америке охват системы социального обеспечения колеблется в разных странах от 10 до 80%. В Юго-Восточной и Восточной Азии этот показатель варьируется от 10 до почти 100%. В большинстве развивающихся стран не более 20%, а иногда и 5% пожилых людей могут рассчитывать на получение пенсии или адекват­ное медицинское обслуживание27.

Пожилые люди — крупнейшая группа клиентов, с которой работает со­циальный работник. Деятельность социального работника предусматрива­ет широкий спектр сервисных услуг, оказываемых клиентам по их инфор­мированию, консультированию, обслуживанию, стимулированию. Осуще­ствляя какую-либо услугу, социальный работник может одновременно исполнять одну или несколько ролей. Сущность социальной работы с людь­ми «третьего возраста» заключается в создании сети учреждений социаль­ного обслуживания, способствующих формированию благоприятных ситу­аций, полезных контактов, удовлетворению потребностей пожилых людей как особой социальной группы населения, созданию хорошей атмосферы для достойной поддержки их возможностей28.

Всемирная организация здравоохранения выделяет три типа медицин­ской помощи пожилым:

♦ первичная медико-санитарная помощь, включающая методы и при­емы, доступные каждому человеку в отдельности и населению в целом, традиционное оказание помощи службами здравоохранения;

27 Достойные рабочие места: социальный охват и социальная защита (www.un.org).

28 См.: Филатова Е.В. Теория социальной работы. Кемерово, 2003.

♦ первичная медицинская помощь, обеспечиваемая врачом общей прак­тики (не ограничивается только врачебной помощью);

♦ гериатрическая помощь, контролируемая медицинским специалистом в составе комплексной (междисциплинарной) бригады29.

Здравоохранение для пожилых включает широкий круг услуг: острый и хронический уход, амбулаторную, кратковременную и долговременную помощь, социально ориентированную персональную помощь на дому или в общине. Развиваются также альтернативные виды помощи, такие как дневные медицинские и социальные центры. В Голландии 87,3% по­жилых людей от 65 лет и старше осматриваются врачом общей практики

каждые 12 месяцев и имеют в среднем 6,7 врачебных контактов в год; в Ве­ликобритании 75% пожилых старше 65 лет осматриваются врачом общей практики один раз в год, осмотры пожилых составляют 27% врачебного времени30.

В мировой практике сложилась сле­дующая иерархия видов помощи — в основании самопомощь, затем первич­ ная помощь, далее — вторичная и тре­тичная. Самопомощь широко развита во всех странах мира и в большинстве из них выступает самой массовой и базовой формой деятельности пожилых людей, обеспечивающих друг дру­гу помощь и уход.

Материалы социологических исследований, выполненных нами в Самар­ской области, показали, что пенсионеры сами оказывают помощь друг дру­гу. Поданным опроса, выполненного в 1996 г., 12,3% респондентов сообщи­ли, что они постоянно оказывают помощь таким же, как они, пожилым людям, которые испытывают затруднения в самообслуживании. От случая к случаю участвуют в такой форме помощи до 30% опрошенных31.

К социальной помощи пенсионерам часто подключаются трудовые кол­лективы. Опытные руководители производственных организаций не толь­ко находят и выделяют средства на цели социальной поддержки пожилых и решают организационные вопросы, связанные с этим. Они стараются сами участвовать во встречах с ветеранами, выделяют время на прием их по личным вопросам. Такое поведение связано не только с данью уваже­ния к этим людям, но имеет под собой и весьма четкий управленческий расчет, который необходимо учитывать, анализируя эту форму социальной поддержки. Суть его в том, что отношение предприятия, акционерного общества, частной фирмы к своим ветеранам не остается незамеченным его работающим персоналом. Забота о пожилых становится немаловажным средством воздействия на морально-психологический климат на предпри­ятии, а, следовательно, и на мотивацию труда. А это уже серьезный управ-

29 Здоровье пожилых: Доклад комитета экспертов ВОЗ. Женева, 1992. С. 57.

30 Callahan D. et al. A World Growing Old. The Coming Health Care Challenges. Wash., DC, 1995. P. 3.

31 Тукумцев Б.Г. Развитие негосударственных форм поддержки пожилых граждан в современных
условиях (http://maul.samara.ru).

ленческий аргумент для обоснования социальной политики предприятия по отношению к пожилым32.

По месту жительства социальная помощь пожилым предоставляется цен­трами социального обслуживания. В России их около 1 тыс. Центры соци­ального обслуживания — это медико-социальные учреждения, предназна­ченные для временного, дневного пребывания, а также обслуживания на дому одиноких престарелых граждан. Всего на учете в органах социальной защиты более 1 млн престарелых, нуждающихся в постоянной посторонней помощи. Из них такую помощь получают 86% граждан33.

Во многих странах существенную роль в деле организации медицинской

и социальной помощи пожилым игра­ют некоммерческие благотворительные организации. За рубежом и в нашей стране некоммерческий сектор обеспе­чивает более половины медицинских услуг на местном уровне. В США на­считывается 1,3 млн организаций не­коммерческого благотворительного сектора, включая 350 тыс. церквей34. Ключевую роль в медицинской и соци­альной деятельности агентств помощи на дому для пожилых на местном уров­не играют добровольцы35.

В нашей стране гериатрические службы возникли в 1950—60-е гг. Их де­ятельность направлена на поддержа­ние функциональной и социальной независимости пожилых и старых лю­дей с учетом того, что старые люди имеют право на обеспечение их по­требностей в долговременном уходе и лечении как на дому, так и в стационаре, в такой же мере, как и в больнич­ном лечении при острых заболеваниях36. В задачу лечебно-профилактичес­кой работы гериатрических кабинетов входила организация лечения и дис­пансеризация лиц с признаками преждевременного старения

Людям старшего поколения гарантируется возможность получения со­циальных услуг в объеме гарантированного государством перечня (поста­новление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. № 1151 «О федеральном перечне гарантированных государством соци­альных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам

32 Там же.

33 Кабалова Л.П. О практике предоставления социально-медицинских услуг на дому и в полустацио­
нарных учреждениях государственного и муниципального секторов социального обслуживания
граждан пожилого возраста и инвалидов // Мат. коне. межд. сем. М., 1995. С. 110—111.

34 Estes C.L. et al. The Long Term Care Crisis. Elder Trapped in the No-Care Zone. Newbury Park, Ca.,
1993. P. 1, 84, 22, 28-29.

35 Davis С et al. Benefits to Volunteers in a Community-Based Health Promotion and Chronic illness. Self-
Menagement Program for the Elderly//Geront. Nursing. 1998. Vol.24. N10.

36 Условия жизни и пожилой человек. М., 1978. С. 263—264, 267—280.

государственными и муниципальными учреждениями социального обслу­живания»).

Ежегодно через центры социального обслуживания населения, где пред­лагается более 60 видов гарантированных и более 160 видов дополнитель­ных услуг, проходит более половины пенсионеров страны. Самая значитель­ная по объему предоставляемых услуг форма социального обслуживания пожилых людей и инвалидов — социальная помощь на дому.

НАДОМНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Оказание дополнительной помощи на дому, уход за беспомощными людьми в домашних условиях (специальные передвижные кухни, ремон­тные бригады, телефонные линии, сиделки у больных, высококвалифи­цированные социальные работники) появилось на Западе в начале 1970-х гг. и называется aides-menageres (помощью на дому). В России отделе­ния социальной помощи на дому были созданы в порядке эксперимента в 1987 г. и получили широкое признание со стороны пожилых людей и инвалидов нашей страны и быстрое развитие во всех регионах Российс­кой Федерации.

Социальное обслуживание на дому — это один из основных видов соци­альной работы. Его главная цель — максимально продлить нахождение граж­дан в привычной для них среде обита­ния, поддержать их личностный и со­циальный статус, защитить их права и законные интересы37. Д. Горовитц и Д. Шиллинг определяют помощь на дому, как комбинацию медицинских, соци­альных, практических услуг, которые обеспечивают потребности пожилых и позволяют им оставаться дома38. Помощь на дому — это професси­ональная помощь посредством визитов на дом к пациентам, имеющим по­вышенный риск заболеваемости или повреждения, заболевания, наруше­ния функций, к терминальным больным и всем нуждающимся в кратко-и долговременной помощи профессиональных работников39. Службы по­мощи на дому включают: визиты персонала на дом; инфузионная терапия на дому; поставка медицинского оборудования на дом; хоспис; услуги пат­ронажных работников. В помощь на дому входят и широкий круг вспомо­гательных услуг, таких как доставка пищи на дом, местный транспорт, финансовая помощь, дневные программы на базе медицинских или соци­альных учреждений. Она означает также помощь семье в ее работе по ухо­ду. Специалисты выделяют два вида помощи на дому — формальную, ко­торая обеспечивается группой профессионалов, работающих в бригаде или

37 См.: Социальная работа с пожилыми / Ред.-сост. Т.Е. Демидова. М., 1995.

38 Horowitz D., Shilling D. The Figth Back. Guide to Senior Citizen's Medical Care. N.Y.,1993. P. 71-72.

39 Popovich M. On Accreditation of Health Care Organisations. The ABC of Accriditation // Home Care
Provider. 1996. Vol. 1. N 1. P. 51.

отдельно, а также неформальную, обеспечиваемую родственниками, дру­зьями или соседями40.

Бригадная форма помощи тяжелобольным — это комплексное обслужи­вание с предоставлением социальных и медицинских услуг. Социальные работники оказывают больным услуги бытового характера, а медицинские сестры осуществляют врачебные назначения, сестринский уход.

В США профессиональные услуги помощи на дому предоставляют сер­тифицированные Агентства помощи на дому, которые могут быть частны­ми или некоммерческими. Финансирование их деятельности осуществля­ют две федеральные программы — Medicare и Medicaid. Агентства реализу­ют медицинские и реабилитационные программы, включая медицинскую помощь, квалифицированный уход и наблюдение; услуги и консультации социальных работников, психологов и диетологов; физиотерапию; трудоте­рапию; доступность госпитального ухода; контроль питания; лабораторные и радиологические услуги; физиотерапию, речевую и трудотерапию; инга­ляционную терапию; услуги медицинской техники; вспомогательные и сте­рильные материалы; фармацевтические услуги; транспортировку; бытовую помощь41.

К числу основных надомных услуг, гарантированных государством, в нашей стране относятся: организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимо­сти; содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в ме­дицинские учреждения; помощь в поддержании условий проживания в со­ответствии с гигиеническими требованиями; содействие в организации ри­туальных услуг и в погребении одиноких умерших; организация различных социально-бытовых услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработ­ка приусадебных участков, доставка воды, оплата коммунальных услуг и др.); помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмене жилья, помещении в стационарные уч­реждения органов социальной защиты населения.

Отделения социальной помощи на дому, как правило, организуются при муниципальных центрах социального обслуживания или местных органах социальной защиты населения.

В соответствии с действующим Положением социальное обслужива­ние на дому может осуществляться на постоянной или временной осно­ве (до шести месяцев). Отделение создается для обслуживания не менее 60 пенсионеров и инвалидов, проживающих в сельской местности, а так­же в городском частном секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства, а в городской местности — не менее 120 пенсионеров и инвалидов.

Социальное обслуживание на дому производится бесплатно, с частичной оплатой или за полную плату. Бесплатно обслуживаются, например, одино­кие граждане пожилого возраста и инвалиды, не получающие надбавку к пенсии на уход или имеющие трудоспособных родственников, обязанных содержать их по закону, но проживающие отдельно, а также, проживающих

40 Zuckerman С, DublerN.N., Collopy В. Home Health Care Options. A guide for older persons and concerned
families. N.Y., 1990. P. 26-27.

41 NassifJ.Z. The Home Health Care Solution. N.Y., 1985.

в семьях, подушевой доход которых ниже установленного для данного ре­гиона минимального уровня42.

Основными направлениями деятельности отделения социальной помо­щи на дому являются: выявление и учет пенсионеров и инвалидов, нужда­ющихся в обслуживании; оказание социально-бытовой и другой необходи­мой помощи на дому; содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством. В нашей стране свыше 900 тыс. одиноких пожилых обслуживаются соци­альными работниками на дому.

В ряде территорий в ведении органов социальной защиты населения име­ются социальные аптеки, социальные больницы, социальные столовые, спе­циализированные магазины, дома быта и прочие объекты, жизненно важ­ные для пенсионеров по старости. Действуют парикмахерские, прачечные, мастерские по ремонту бытовой техники, пункты проката, предоставляю­щие услуги и помощь по доступным ценам для малообеспеченных граждан, основную часть которых составляют старые люди. Адресная социальная помощь в существующей кризисной ситуации оказывается наиболее нуж­дающимся, как правило, одиноким старым людям, а также престарелым, старше 80 лет. Социальная поддержка проводится с учетом специфики ре­гиона. В комнатах медико-социальной помощи по месту жительства меди­цинские сестры Красного Креста проводят обучение населения по уходу за больными, осуществляют несложные лечебные процедуры, приглашают для консультаций врачей, юристов. Эти комнаты являются своеобразными ко­ординирующими центрами государственной и общественной социальной деятельности.

СТАЦИОНАРНАЯ ПОМОЩЬ

Социальное обслуживание старых людей включает в себя стационарные, полустационарные и нестационарные формы.

К стационарным формам социального обслуживания относятся пансиона­ты для ветеранов труда и инвалидов, ветеранов ВОВ, отдельных професси­ональных категорий престарелых (артистов и др.); специальные дома для одиноких и бездетных супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения; специализированные дома-интернаты для бывших заключенных, достигших старческого возраста.

Полустационарные формы социального обслуживания включают отделения дневного и ночного пребывания, реабилитационные центры, медико-соци­альные отделения.

К нестационарным формам социального обслуживания относятся социаль­ное обслуживание на дому, срочное социальное обслуживание, социально-консультативная помощь, социально-психологическая помощь.

Социальное обслуживание старых людей может быть постоянным или временным, в зависимости от их желания. Оно может быть полностью бес­платным, частично платным или платным.

42 См.: Социальная работа с пожилыми / Ред.-сост. Т.Е. Демидова. М., 1995.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносто­ронней социально-бытовой помощи гражданам пожилого и старческого возраста, частично или полностью утратившим способность к самообслужи­ванию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблю­дении. Это обслуживание включает меры по созданию наиболее адекватных возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитаци­онные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового харак­тера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию отдыха и досуга пожилых и старых людей.

Основным видом стационарных учреждений являются дома-интернаты

и дома милосердия. Сеть стационар­ных учреждений для граждан пожило­го возраста и инвалидов складывается из домов-интернатов, финансируемых за счет областного и местного (муни­ципальных образований) бюджетов. Областные дома-интернаты многоме­стные — от 110 до 680 мест. Муниципальные стационарные учреждения от­личаются малой вместимостью — от 20 до 160 мест.

К работе в таких стационарах раньше привлекались участковые меди­цинские сестры терапевтического участка, сестры Красного Креста, чле­ны санитарного актива, активисты советов ветеранов. В последние годы специалисты сообщают о появлении новых форм госпитального обслу­живания пожилых, таких как больницы долговременного ухода, дома и отделения сестринского ухода, стационары кратковременного пребыва­ния, перепрофилирование медицинских коек в социальные в обычных больницах43.

Созданные в нашей стране специальные учреждения, предназначенные для жизни пожилых и нетрудоспособных людей, называются по-разному: дома для престарелых и инвалидов, дома-интернаты, пансионаты ветеранов труда и т.д. Престарелых людей, не создавших семью либо потерявших близ­ких, много. Немало и тех, кто имеет родственников, но по различным при­чинам утратил с ними связь. До середины 1980-х гг. основной и, пожалуй, единственной, формой социальной помощи лицам пожилого и старческо­го возраста был дом-интернат. Дом-интернат — медико-социальное учреж­дение, предназначенное для постоянного пребывания в нем престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В 1989 г. сеть интернатов для престарелых и инвалидов в России насчиты­вала 711 учреждений и 223,5 тыс. мест в них; в расчете на 10 тыс. всего насе­ления это составляло 15 коек для пожилых и старых людей44. Сравнительно недавно стало практиковаться создание в домах-интернатах отделения для временного проживания старых и нетрудоспособных людей. Они могут про­живать в этом учреждении от двух до шести месяцев в связи, например, с выездом их родственников в длительные командировки или продолжитель-

43 Березнев В.Я., Хромов А. С. К вопросу организации медико-социальной помощи престарелым в ста­
ционаре // Мат. коне. межд. сем. М., 1995. С. 137—138.

44 Кабалова Л. П. О практике предоставления социально-медицинских услуг на дому и в полустацио­
нарных учреждениях государственного и муниципального секторов социального обслуживания
граждан пожилого возраста и инвалидов // Мат. коне. межд. сем. М., 1995. С. 110—111.

ной болезнью. Сюда же помещаются по направлению врача одинокие ста­рые люди, которые прошли курс лучения в больнице, но еще недостаточно окрепли и для полного выздоровления нуждаются в уходе и медицинском наблюдении.

Все дома-интернаты в зависимости от контингента проживающих в них граждан подразделяются на три вида: дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома-интернаты для инвалидов и пансионаты для ветеранов труда. Особый вид — психоневрологический пансионат. В доме-интернате первого вида проживают как престарелые, так и инвалиды, не достигшие престарелого возраста, а в доме-интернате второго вида — только инвали­ды в возрасте от 18 до 40 лет.

Пансионаты для ветеранов труда (дома для престарелых) не являются продуктом нашего времени. Впервые специальные дома для старых людей появились в глубокой древности в Ки­тае и Индии, а затем в Византии, араб­ских странах. Приблизительно в 370 г. н. э. епископ Василий открыл первое отделение для стариков в больнице г. Цезарея (Израиль)45. В VI в. папа Пела­гий учредил первый дом для престаре­ лых в Риме. С этого времени во всех монастырях стали открывать специ­альные помещения и комнаты для престарелых бедняков. Первый закон об ответственности государства перед неимущими и немощными старыми людьми был принят в Англии в 1601 г.

В советское время дома-интернаты для престарелых и инвалидов стали основной и почти единственной формой социальной помощи. Сюда посту­пали старые люди, не способные в силу своей физической беспомощности поддерживать привычный образ жизни. Эти дома-интернаты практически представляли собой больницы для хронически больных и беспомощных старых людей. Назначение домов-интернатов состояло в оказании медицин­ской помощи; вся работа строилась по принципу больничных отделений и была возложена на медицинский персонал: врач — медицинская сестра — санитарка. Структура и деятельность этих учреждений социального обеспе­чения сохранилась без существенных изменений и до настоящего времени. В 1994 г. в России было 352 пансионата для ветеранов труда; 37 специ­ализированных домов-интернатов для стариков, проведших всю свою со­знательную жизнь в местах заключения и оставшихся на старости лет без крова, семьи, близких. В настоящее время открыто 1061 стационарное уч­реждение социального обеспечения. Общее число мест — 258 500, в них проживает 234 450 человек. К сожалению, в наше время нет ни одного пан­сионата для престарелых, который находился бы на полном содержании частных лиц или каких-либо благотворительных обществ.

45 В XIII в. Цезарея — город крестоносцев, город римлян, город Понтия Пилата и св. Павла. Совре­менная Цезарея — это фешенебельный поселок вилл с оригинальной архитектурой и музеем со­временного искусства.

Пансионат для ветеранов труда предназначен для проживания в нем граждан, длительное время трудившихся на производстве. В психоневроло­гическом интернате живут престарелые и инвалиды, страдающие определен­ными хроническими психическими заболеваниями. В дом-интернат для престарелых и инвалидов принимаются пожилые граждане, достигшие пен­сионного возраста, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обя­занных по закону содержать их. Отдельные престарелые и инвалиды, име­ющие трудоспособных родственников, могут быть приняты в дома-интер­наты в порядке исключения по решению руководящих органов социальной защиты населения. Приему подлежат престарелые и инвалиды, нуждающи­еся по состоянию здоровья в бытовом обслуживании, уходе и медицинской помощи при отсутствии у них показаний к стационарному лечению в учреж­дениях здравоохранения.

Учреждения, предоставляющие социальные услуги и помощь пожилым гражданам и инвалидам, развернуты в каждом городе и регионе страны. Среди учреждений социального обслуживания пожилых людей особое ме­сто занимают стационарные учреждения системы социальной защиты на­селения местной администрации. К примеру, в Кемеровской области за 12 лет целенаправленного развития служб, оказывающих социальные услу­ги гражданам пожилого возраста и инвалидам в нестационарных и полуста­ционарных условиях, удалось создать:

♦ 52 центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и ин­валидов, в том числе 17 комплексных центров социального обслуживания;

♦ 330 отделений социального обслуживания на дому;

♦ 54 отделения срочной помощи;

♦ 28 отделений дневного пребывания;

♦ 26 отделений социально-медицинского обслуживания;

♦ 41 социальный приют временного пребывания;

♦ 1 социально-реабилитационное отделение;

♦ 3 специальных дома социального назначения (муниципальное жилье на 265 человек);

♦ 17 социальных магазинов и 8 социальных столовых при центрах соци­ального обслуживания46.

К концу 2001 г. в Кузбассе функционировало 32 стационарных учрежде­ния социального обслуживания на 6 975 мест для постоянного проживания престарелых граждан и инвалидов. Если сравнить обеспеченность населе­ния Кемеровской области местами в домах-интернатах с соответствующим общероссийским показателем, который определен на уровне 32 места на 1 тыс. человек старше 60 лет, то в Кузбассе приходится всего 10 мест на 1 тыс. человек соответствующего возраста. За рубежом показатель потребности в домах-интернатах выше в 4—6 раз (40—60 мест на 1 тыс. человек населения старше 60 лет)47.

Медико-социальное отделение предназначается для тех, кто испытывает серьезные трудности в организации своего быта, ведении собственного хо­зяйства, но по тем или иным причинам не желает проживать в домах для престарелых. На базе учреждений здравоохранения открыты специальные

46 См.: Филатова Е.В. Теория социальной работы. Кемерово, 2003.

47 Там же.

отделения и палаты, куда госпитализируются в первую очередь одиноко проживающие немощные пенсионеры по старости, утратившие мобиль­ность и способность к самообслуживанию. В медико-социальных отделени­ях и палатах одинокие немощные старые люди находятся на полном соци­альном обеспечении продолжительное время, а их пенсию, как правило, получают их близкие и родственники, которые зачастую даже не навещают стариков. Медико-социальные отделения получили широкое распростра­нение в сельской местности. В зимнее время здесь живут старые люди, а весной они возвращаются в свои дома.

Поезда милосердия новая форма обслуживания старых людей, живущих в отдаленных малонаселенных местах, бригадами, в составе которых име­ются врачи различных специальностей и работники органов социальной защиты населения. Эти поезда милосердия делают остановки на небольших станциях и разъездах, во время которых члены бригады посещают местных жителей, в том числе и преклонного возраста, на дому, оказывают им все виды медицинской помощи, а также материальную помощь: выдают лекар­ства, продуктовые наборы, комплекты промышленных товаров и т.д.

Новыми формами в практике организации медико-социальной помощи пожилым и старым людям в нашей стране стали в последние годы геронтоло-гические центры. Они осуществляют специализированную стационарную по­мощь, консультативно-поликлиническую и организационно-методическую по­мощь лечебно-профилактическим учреждениям города и районам области.

Сегодня в деятельности государства по обеспечению защиты и улучшению социального положения пожилых людей самыми проблематичными являются охрана здоровья, социальное обеспечение, обеспечение достойным жильем. Несмотря на значительный объем оказанных социальных услуг пенсионерам, спрос на них удовлетворяется не полностью. Более 17 тыс. человек ожидают места в стационарных учреждениях. Очередь на надомное обслуживание со­ставляет около 80 тыс. человек. Озабоченность вызывает техническое состо­яние многих учреждений социального обслуживания. Более 25% зданий, где расположены эти учреждения, требуют капитального ремонта, находятся в -аварийном состоянии или относятся к категории ветхих48.

Существуют в стране и православные патронажные службы. Для верующе­го старика это спасение, когда рядом с ним — православная сестра милосердия. Можно вместе помолиться, пригласить, когда понадобится, священника, ис­поведоваться, причаститься. Но таких служб пока еще очень мало, они пере­гружены работой и вынуждены многим отказывать. Как правило, они работа­ют бесплатно, но бывает, родственники больных способны и готовы платить — без таких постов содержать патронажную службу пока невозможно.

На Руси первые упоминания о создании богаделен обнаруживаются в кня­жение Владимира в 996 г. В годы монгольского порабощения церковь и пра­вославные монастыри строили помещения для богаделен и призрения старых. В 1722 г. Петр I издал приказ: на освободившиеся места в монастырях опре­делять отставных солдат. Этим распоряжением царь преследовал цель обес­печить приют и питание старым и раненым, не имевшим средств к существо­ванию. В 1830-е гг. в Москве были открыты «дома трудолюбия», где прожи-

48 Починок А. Социальная работа для пожилых людей: профессионализм, партнерство, ответствен­ность // АиФ Долгожитель. 2003. № 1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...