Виды социального обслуживания пожилых людей
⇐ ПредыдущаяСтр 130 из 130 Общая удовлетворенность жизнью зависит не только от материального благополучия. В любом возрасте особенно важны такие ценности, как здо- ровье, чувство безопасности, собственной значимости для окружающих. Потеря этих ценностей обессмысливает жизнь. Безнадежность, разочарование особенно присущи тем, кто не имеет возможности свободно передвигаться. Поэтому в пожилом возрасте очень важно сочетание услуг по уходу и психологической помощи, способных вернуть человеку интерес и помочь выработать стратегию к жизни в новых условиях. Работа психолога по коррекции установок пожилого человека самая сложная, но наиболее полезная и благодарная. Тот небольшой опыт, который появился благодаря введению в штат центров социального обслуживания должности психолога, убеждает в том, что психологическая помощь пожилым людям является не менее важной, чем социальная, а иногда и ведущей. Удается решить ряд проблем экономического, медицинского характера, в том числе и по коррекции психологических установок, обучению элементам реабилитации пожилых людей в отделениях дневного пребывания, которые организованы в 29 центрах социального обслуживания. Эти отделения ежегодно посещают более 8 тыс. человек. Преимущественное развитие в области получает сеть центров социального обслуживания. Благодаря этим учреждениям многие люди старшего возраста, сохранившие полную или частичную способность к самообслуживанию, получили доступ к основным социальным услугам, возможность вести независимое существование в привычной для них обстановке. Ежегодно через центры социального обслуживания населения, где предлагается более 60 видов гарантированных и более 160 видов дополнительных услуг, проходит более половины пенсионеров области. В настоящее время развивается сеть филиалов центров, что позволяет максимально приблизить социальные услуги к месту проживания пожилых граждан и инвалидов.
Самая значительная по объему предоставляемых услуг форма социального обслуживания пожилых людей и инвалидов — социальная помощь на дому. В 330 отделениях надомного обслуживания в 2001 г. обслужено около 28 тыс. пожилых граждан и инвалидов, более 56% всех обслуживаемых проживают в частных домах. Здоровье пожилых людей — важнейший показатель их социального благополучия, требующий постоянного внимания к себе. Зачастую наибольшую озабоченность пожилые люди высказывают именно в отношении поддержания здоровья, доступности медицинского обслуживания, лекарственного обеспечения. К сожалению, в Кемеровской области не реализуются в полном объеме установленные законодательством гарантии лекарственного обеспечения пожилых граждан. С принятием областной администрацией постановления о совершенствовании медицинской помощи и лекарственного обеспечения были созданы губернские аптеки, открыт областной госпиталь для ветеранов войн на 214 коек, развернута сеть филиалов госпиталя в крупных городах Кузбасса. В системе здравоохранения удалось сохранить сеть палат сестринского ухода на 695 мест, а в системе социальной защиты населения организовано 23 социально-медицинских отделения по уходу на дому для 1,4 тыс. пожилых граждан. Но проблема медицинской помощи далека до разрешения, еще очень слабо развита специализированная гериатрическая служба. Врачей-гериатров и в здравоохранении, и в системе социальной защиты пока единицы. На социальных факультетах большинства учебных заведений Кемеровской области геронтология не изучается, отсутствуют подготовленные кадры преподавателей этой дисциплины.
Знание геронтологии необходимо не только самим пожилым людям, но и тем, кто с ними живет и работает с ними рядом. Незнание, непонимание изменений, связанных со старением, очень часто приводит к серьезным конфликтам между людьми разных возрастов, отдалению пожилых людей от окружающих. Сокращено по источнику: Филатова Е.В. Теория социальной работы. Кемерово, 2003. СЛОВАРЬТРУДНЫХТЕРМИНОВ Акселерация — резкое убыстрение полового созревания, увеличение роста и скорости его нарастания у детей и подростков, отмечаемое со второй половины XIX в., а также общее увеличение роста и массы людей по сравнению с предшествующими поколениями. Активное население — лица, занимающиеся трудом и получающие за него установленную плату. Биологический возраст — возраст, характеризующийся определенной типичной степенью анатомического и физиологического развития индивида. Брачный возраст — минимальный возраст, начиная с которого закон допускает вступление в брак. Возраст — время, прошедшее от рождения индивида до текущего момента его существования. Возраст жизни — отмеченный относительными хронологическими границами период в физическом, психологическом и социальном развитии человека: детство, юность, зрелость, старость и др. Возрастная группа — группа лиц, принадлежащих к различным поколениям, имеющим в определенный период своей жизни общий опыт, сходные интересы и потребности; в статистике и демографии — распределение совокупности людей по периодам жизненного цикла (когорта). Возрастная пирамида — график (гистограмма), иллюстрирующий возрастно-по-ловое распределение населения. Возрастная психология — область психологии, изучающая: закономерности развития и роста детей от рождения до юношеского возраста, а также феномены зрелости, старения, психологию зрелого и старого возрасти и др. Возрастная структура населения — распределение населения по различным возрастным группам. Возрастной кризис — переходный этап от одного возрастного периода к другому. Возрастные классы — распределение людей определенных возрастов по группам на основе выполнения ими сходных социальных или демографических функций.
Воспроизводство населения — процесс постоянного возобновления поколений людей, замещение поколений родителей поколениями детей. Генеалогическое поколение — группа людей с одинаковой степенью происхождения от общего предка: отцы, сыновья, внуки и т. д. Генерация — поколение в широком смысле — как совокупность людей, относящихся к определенному возрастному интервалу. Геронтопсихология — раздел психологии, изучающий закономерности психического развития пожилых людей. Геронтосоциология — отрасль социологии, изучающая пожилых людей. Некросоциология — тематическое направление в социологии, изучающее то, каким образом мертвые «участвуют» в жизни живых людей. Геронтофилия — особое почитание стариков, предоставление им исключительных привилегий. Геронтофобия — боязнь стариков, негативное отношение к старшему поколению. Гибкий уход на пенсию — добровольный уход на пенсию работников пенсионного возраста, альтернатива обязательному высвобождению по возрасту. Гипотетическая когорта — когорта, искусственно сконструированная на основе набора повозрастных коэффициентов демографического процесса (рождаемости, смертности, брачности и т. д.) (обычно для какого-то года), которые затем интерпретируются как показатели реальной когорты. Гипотетическое (условное) поколение — гипотетическая когорта, образованная по году рождения. Дееспособность — способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В РФ полная дееспособность наступает с 18 лет, ограниченная — с 14 лет. Демографический переход — термин, применяемый для обозначения смены типов воспроизводства населения. Демографическое развитие — изменение численности населения и его структур в определенный период времени. Депопуляция — устойчивое (не связанное с особенностями возрастной структуры и миграционными процессами) превышение числа умерших над числом родившихся, т. е. естественная убыль населения;
Детность — наличие определенного числа детей в семье: малодетность — один-два, среднедетность — три-четыре. Детство — этап онтогенетического развития человека, включающий период от его рождения до появления возможности его включения во взрослую жизнь. Обычно в детстве выделяют периоды: младененчества, раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста. Длина поколения — средний интервал времени, разделяющий поколения родителей и детей. Конкретная методика расчета этого показателя определяется целями демографического анализа. Естественный прирост (убыль) населения — разность между числами родившихся и умерших. Жизненный процесс — определенная, достаточно жестко фиксированная последовательность событий человеческой жизни, формирующая личность в соответствии с признанными образцами. Жизненный цикл — последовательность возрастных фаз индивидуального развития людей от рождения до смерти. Здоровье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Инфантилизм — задержка в развитии, проявляющаяся в сохранении у взрослого человека физического строения, черт характера, элементов поведения, присущих детскому возрасту. Когорта — группа лиц, которые переживают одни и те же события в один и тот же период. Коэффициент воспроизводства населения — число дочерей, приходящихся на одну женщину. Коэффициент постарения населения или коэффициент демографической старости — доля (в процентах) пожилых людей в возрасте 60 лет и старше в общей численности населения страны или региона. Младенческий период — период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста. Младший школьный возраст — период жизни ребенка от 6—7 до 10 лет, когда у ребенка в рамках учебной деятельности происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Молодежь — социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых. Обычно к молодежи причисляют людей в возрасте 14—30 лет. Население — совокупность лиц (индивидов), проживающих в данное время на территории определенного государства. Неактивное население — все лица, не занимающиеся трудом независимо от способов их содержания. Новорожденность — период жизни ребенка: от рождения до достижения четырех-шести недельного возраста, когда происходит первичная адаптация ребенка к окружающему миру.
Общий прирост (убыль) населения — разница между численностью населения на конец и начало определенного периода. Ожидаемая продолжительность жизни — число лет, которое в среднем предстоит прожить индивиду, достигшему определенного возраста, при условии, что в течение оставшейся жизни он будет испытывать риск смерти, соответствующий ее повозрастным вероятностям из таблицы смертности, рассчитанной для данного года. Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни для новорожденных — число лет, которое предстоит прожить в среднем одному новорожденному при условии сохранения существующих уровней смертности в каждом возрасте. Поколение — в узком смысле — совокупность близких по возрасту индивидов, социальная и идейно-политическая ориентация которых формируется под влиянием определенного исторического периода времени, имеющего свои специфические характеристики. Презентизм — психологическое состояние людей, которые живут сегодняшним днем без веры в завтрашний. Промилле — в демографии — число рождений или смертей на 1 тыс. жителей в год. Ранний возраст — период жизни ребенка от одного года до трех лет, когда у ребенка: формируется ходьба, локомоция, мелкая моторика; развивается ситуатив- но-деловое общение со взрослыми и сверстниками; формируются когнитивные процессы; происходит овладение пассивной и активной речью; формируется самосознание. Реальное поколение (Actualgeneration) — совокупность сверстников, образующая возрастной слой населения. Рождаемость — процесс деторождения в совокупности людей, составляющих поколение (лица в определенном возрасте), или в совокупности поколений — населении; Рождаемость — это число детей, родившихся живыми за год, поделенное на число женщин репродуктивного возраста (от 1 5 до 50 лет). Смертность — процесс вымирания поколений, складывающийся из множества единичных смертей. Определяется как число людей, скончавшихся за год, деленное на полную численность населения соответствующего демографического объекта — человечество в целом, страна, регион, город. Совершеннолетие (Majority) — в праве — установленный законом возраст, с достижением которого гражданин становится полностью дееспособным. Соотношение возрастов (Age ratio) — отношение численности населения в данной возрастной группе к среднеарифметической численности населения в двух соседних возрастных группах. Социабельность — возможность открыть себя для контактов с другими людьми. Социальная геронтология — раздел геронтологии, изучающий общественные последствия человеческого старения: влияние человеческого старения на экономику, общественное благосостояние, медицинские и иные услуги. Социальные аутсайдеры — это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойное место в обществе и оказались в самых низших его слоях. Старение населения (Aging) — увеличение в населении доли пожилых и старых людей (в возрастах старше 60 или 65 лет). Старое население (Oldpopulation) — в социологии — возрастная группа населения, в которой большой удельный вес приходится на долю пожилых и старых людей. Суммарный коэффициент рождаемости — число детей, рожденных в среднем одной женщиной за всю жизнь при условии сохранения существующих уровней рождаемости в каждом возрасте. Таблица смертности — статистическая таблица, в которой содержатся расчетные показатели смертности населения в определенных возрастных категориях. Таблицы рождаемости — числовая модель рождаемости в реальной или гипотетической когорте, дающая полное представление о процессе рождаемости независимо от сложившихся демографических структур. Теория поколения (Generation theory) — культурно-историческая интерпретация общественного развития на основе выявления различий и противоречий между поколениями. Трудоспособный возраст (Productive working life) — условная градация возраста человека в зависимости от возможности его участия в трудовой деятельности. Другое название: рабочий возраст. Условное поколение (Relativegeneration) — общность современников, чья жизнь неразрывно связана с определенными историческими событиями. Фактическая продолжительность жизни — средний возраст умерших на момент смерти. Фертильность — репродуктивная способность; способность организма производить жизнеспособное потомство. Фертильный возраст — период в жизни женщины, в течение которого она способна к вынашиванию и рождению ребенка — от 15 до 44 лет. Хронологическое поколение {Chronologicalgeneration) — поколение людей, живущих или активно действующих в конкретное время. Частичная дееспособность — дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, а также малолетних в возрасте от 6 до 14 лет. Эгоцентризм — в генетической психологии Ж. Пиаже — особая стадия развития ребенка от трех до шести лет. Эйджизм — возрастная дискриминация. ЛИТЕРАТУРА 1. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба. М., 1999. 2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж, 2000. 3. Абрамкин В., Литов М. Малолетка сегодня. М., 1998. 4. Абросимова Е.А. О благотворительных организациях в СССР // Советское государство и право. 1992. № 1. С. 135—138. 5. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб., 1998. 6. Адоньева СБ. Детские секреты, клады и игры в похороны // Живая старина. 1999. № 1.С. 11. 7. Акимова А. Н. Мировая детская литература и субкультура детства//Детское чтение: феномен и традиция в конце XX столетия: Мат. межд. конф., 12-14 мая 1999 г. 4.1. СПб., 1999. С. 46-49. 8. Аксютина О. Панк в России 90-х: протест или товар? // Филос. науки. 2003. № 4. С. 32-50. 9. Актуальные проблемы современного детства. М., 1993. 10. Актуальные проблемы современного детства: Сб. науч. трудов. Вып. 5. М., 1998. 11. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. М., 1998. 12. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1972. 13. Андреева И.Н., Голубкова Н.Я., Новикова Л.Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей // Социологические исследования. 1989. №4. 14. Аннинский Л. Шестидесятники, семидесятники, восьмидесятники: К диалектике поколений в русской культуре // Литературное обозрение. 1991. №4. 15. Антонов А.А. К вопросу о периодизации поколений // Философские науки. 1973. Вып. 3. 16. Антропология возраста: Учеб. пособие. СПб., 2000. 17. Арефьев А.Л. Поколение, которое теряет Россия // Социологические исследования. 2002. № 8. 18. Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории. М., 1977. 19. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург, 1999. 20. Атапина Е.А., Киселева Т.Н. Клубы общения как одна из форм повышения жизненного потенциала пожилых людей // Психология зрелости и старения. 2003. № 1. С. 93-98. 21. Афанасьев В.Г. Соколова А.Р. Благотворительность в России: историографический аспект проблемы. СПб., 1998. 22. Афанасьева А.И. Исторический процесс и смена поколений // Преемственность поколений как социологическая проблема. М., 1973. 23. Ахмеров Р.А. Биографический тренинг при кризисах середины жизни // LIFELINE и другие новые методы психологии жизненного пути. М., 1993. С.140-151. 24. Бадя Л.В. Исторический опыт социальной работы в России. М., 1994. 25. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991. 26. Бахрушин С. Организация попечения о беспризорных детях в Москве. М., 1916. 27. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России. М., 1993. 28. Бернштейн М.С. Наша современность и дети (Материалы обследования 1921-1923 гг.). Л., 1928. 29. Биксон Т.К. и др. Жизнь старого и одинокого человека // Лабиринты одиночества: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. 30. Благотворительность в России: В 3 т. СПб., 1907. 31. Благотворительные учреждения России. СПб., 1912. 32. Блинов Н.М. Социологические исследования труда и воспитания советской молодежи 20-х годов // Социологические исследования. 1975. № 1. 33. Блинов Н.М. Социология молодежи: достижения, проблемы // Социологические исследования. 1982. № 2. 34. Блонский П.П. Возрастная психология. М., 1930. 35. Блюм А., Захаров С. Демографическая история СССР и России в зеркале поколений // Мир России. 1997. № 4. С. 3—11. 36. Бореев Вл., Коваленко А. Мифы и реальность молодежных проблем // Конткультура и социальные трансформации. М., 1990. 37. Бобахо В.А. Социально-политические аспекты молодежной субкультуры // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Полит, науки. 1996. № 2. С. 35-45. 38. Бобровников В.Г. Благотворительность и призрение в России. Волгоград, 2000. 39. Богданович Л.А. Молодость в старости. М., 1984. 40. БожовичЛ. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 41. Борисов СБ. Латентные механизмы социализации детей и подростков. Шадринск, 2001. 42. Борисова Л. Г. Подросток в бизнесе: социализация или девиация?//Социологические исследования. 2001. № 9. С. 68—76.
43. Боряз В.Н. Молодежь: Методологические проблемы исследования. Л., 1973. 44. Брадис М.В. Дети — страдальцы и жертвы общественного неустройства. Псков, 1904. 45. Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. № 2. 46. Бреев Б.Д. К вопросу о постарении населения и депопуляции // Социологические исследования. 1998. № 2. С. 61—66. 47. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М., 1999. 48. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и СССР. М., 1976. 49. Брутман В. Социальное сиротство: по пути отчаяния // Народное образование. 1994. №9-10. 50. Бурлакова Т.Т. Особенности воспитательной системы детского дома // Обеспечение качества подготовки специалистов в системе непрерывного педагогического образования. Тула, 1999. 51. Бутенко И.А. Подростки: чтение и использование компьютера // Социологические исследования. 2001. № 10. С. 84—91. 52. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988. 53. Быков В.М. От молчаливого поколения к бушующему. Трансформация молодого поколения США. М., 1974. 54. Быкова С.Н., Чупров В.И. Молодежь России: на пороге рынка между бедностью и нищетой // Социологические исследования. 1991. № 9. 55. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми / Пер. с нем. М., 1991. 56. Бюхнер П., Крюгер Г.-Г., Дюбуа М. «Современный ребенок» в Западной Европе // Социологические исследования. 1996. № 4. С. 128—135. 5 7. Ван Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 1999. 58. Ван-Путерен М.Д. О способах призрения бесприютных детей в России и за границей. СПб., 1893. 59. Василевский Л.М. Голгофа ребенка. Беспризорность и дети улицы. М., 1924. 60. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М.,1999. 61. Ваторопин А.С. Политические ориентации студенчества // Социологические исследования. 2000, № 6. 62. Вендрова О.Е. Молодежный телефон доверия в СССР // Социологические исследования. 1991. № 2. 63. Вересов Д. Историческая демография СССР. Вермонт, 1987. 64. ВеселковаИ.Н., Землянова Е.В. Проблемы здоровья и медико-социального обслуживания пожилых людей // Психология зрелости и старения. 2000. № 1 (9). 65. Взаимоотношение поколений в семье. М., 1977. 66. Висневска-Рошковска К. Новая жизнь после шестидесяти. М., 1989. 67. Вишневский Ю.Р. Студент 90-х — социокультурная динамика // Социологические исследования. 2000. № 12. С. 56—63. 68. Вишневский Ю.Р, Шапко В.Т. Социология молодежи.Екатеринбург, 1995. 69. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. М., 2001. 70. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. М., 1993. 71. Возрастные особенности взрослых в различные периоды зрелости. Л., 1971. 72. Волков Ю.Г. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону, 2001. 73. Волкова А. И. Призрение покинутых детей. М., 1894. 74. Волошин И. Очерки по истории рабочего-подростка. М.; Л., 1924. 75. Волынская Л.Б. Смысл середины жизни: подведение итогов как основа дальнейшего пути // Психология зрелости и старения. 2002. № 1. С. 18—26. 76. Воронова Е.А. Благотворительность в социальной политике России. Ист. аспект// Вестн. Сиб. ун-та. Сер. 6. Вып. 3. 1997. С. 67-72. 77. Воспитание детей в неполной семье. М., 1980. 78. Воспитание и развитие детей в детском доме. М., 1996. 79. Выселение бедных детей из города в деревню // Детская помощь. 1891. № 7. С. 363-367. 80. Габиани А.А. Наркотики в среде учащийся молодежи // Социологические исследования. 1990. № 7. 81. Гавлова Е. Славянские термины «возраст» и «век» на фоне семантического развития этих названий в индоевропейских языках // Этимоло-гия-1967. М., 1969. С. 36-39. 82. Гайнер М.Л. Правосознание подростков. М., 1998. 83. Гамезо М.В. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 1999. 84. Гареев Э., Дорожкин Ю.Н. Молодежь индустриальной России: жизненные и социально-политические ориентации // Социологические исследования. 1993. № 1. 85. Гейл Ш. Возрастные кризисы: Ступени личностного роста. СПб., 1999. 86. Гириенко Н.М. Некоторые замечания в связи с проблемой возрастной классификации // Советская этнография. 1981. № 6. 87. Гордин В. Чем старость обеспечим. М., 1988. 88. Гордон Л.А., Комаровский В.В. Динамика социально-профессионального состава поколений // Социологические исследования. 1986. № 3. 89. Григорьев СИ. 17-летние россияне 1997 года: сочетание либеральных и антилиберальных ориентации // Социологические исследования. 1998. № 8. С. 36-47. 90. Громова И. Б., Леонтьева В.Н. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта // Социологические исследования. 1991. № 10. 91. Гроф С, Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. М., 1996. 92. Гуревич П.С. Субкультура// Клыурология. XX век: Словарь. СПб., 1997. 93. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. М.,1980. 94. Дементьева И.Ф. Детство в преобразующемся обществе // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 125—127. 95. Дементьева И.Ф. Подростковая наркомания. Руководство для родителей и педагогов. М., 2000. 96. Дементьева И.Ф. Развод и дети. Методич. пособие для педагогов. М., 2000. 97. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. М., 2000. 98. Демичев А.В. Дискурсы смерти: Введение в философскую танатологию. СПб., 1997. 99. Демографическое будущее России / Под ред. Л.Л. Рыбаковского, Г.Н. Кареловой. М., 2000.
100.Денисенко М.Б., Далла Зуанна Ж.-П. Сексуальное поведение российской молодежи // Социологические исследования. 2001. № 2. С. 83—87. 101.Дети и война: Сб. статей. Киев, 1915. 102.Дети и Октябрьская революция. Идеология советского школьника. М., 1928. 103.Дети улицы: растущая трагедия городов. М., 1990. 104.Дети-сироты: консультирование и диагностика развития. М., 1998. 105.Детский дом семейного типа: проблемы, решения. М., 1992. 106.Детский сборник: Статьи по детской литературе и антропологии детства. М, 2003. Б2 107.Диоп A.M. Место и роль престарелых в странах Африки // Третий возраст. Импакт. Наука и общество. 1990. № 1. С. 98-106. 108.Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. Л., 1960. 109.Доброхлеб В.Г. Старшее поколение современной России. М., 2003. 110.Добрынин В.И., Кухтевич Т.Н., Туманов СВ. Молодежь России: три жизненные ситуации. М., 1998. 111.Документы ООН о детях, женщинах и образовании: Сб. М., 1995. 112.Ельмеев В.Д. Социологический метод: теория, онтология, логика. СПб., 1995. 113.ДрильД.А. Малолетние преступники. М., 1884. 114.Дубровина И.В. Воспитание детей в неполной семье. М., 1980. 115.Егоров В.К. Будущее молодежи: два пути. Положение молодежи при социализме и капитализме. М., 1986. 116.Ежегодный государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации. 1996 год». М., 1997. 117.Ежов О.Н., Кузнецов П.С. Жизненный путь и адаптация личности. Саратов, 1996. 118.Енджевский М. Тусовка. М., 1990. 119.Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1997. 120.Жеденов Н.Н. Детские сельскохозяйственно-кустарные приюты самопомощи. История, их устройство и жизнь. СПб., 1896. 121.Жизненные пути одного поколения / Под ред. Л.А. Коклягиной, В.В. Семеновой, М. Титмы. М., 1992. 122.Жизненный путь личности/Отв. ред. Л.В. Сохань. Киев: Наукова думка, 1987. 123.Жизненный путь молодого поколения: Опыт и методика генетического исследования в социологии. Таллин, 1983. 124.Жизненный путь поколения: его выбор и утверждение. Таллин, 1965. 125.Житинский А. Путешествие рок-дилетанта: Музыкальный роман. Л., 1990. 126.Журавлева И.В. Здоровье подростков и окружающий мир / Ин-т социологии РАН. М., 1997. 127.Журавлева Л.А. Факторы и условия наркотизации молодежи // Социологические исследования. 2000. № 6. 128.Забрянский Г.И. Социология преступности несовершеннолетних. Минск, 1997. 129.Зайцев В.А. Труд и быт рабочих подростков. М., 1926. 130.Залеский В.Е. Забота государства о молодежи. М., 1986. 131.Западные молодежные субкультуры 80-х гг. М., 1990. 132.Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: Проблема индивидуализации и социально-культурной интеграции. СПб., 1996. 133.Запесоцкий А.С, Файн А.П. Эта непонятная молодежь. М., 1990. 134.Зверев Ю.И. Социальные проблемы пожилых людей // Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. М., 1992. 135.Здоровье пожилых людей. М., 1978. 136.Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995. 137.Зерчанинова Т.Е. Социальные потребности молодежи Севера // Социологические исследования. 2002. № 9. С. 128—131. 138.Зислин Я.М. Социально-профессиональная ориентация выпускников 9-х, 11-х классов // Образование и социальное развитие региона. 1996. №2. 139.Зубок Ю.А. Исключение в исследовании проблем молодежи // Социологические исследования. 1998. № 8. 140.Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 42—51. 141.Зубок Ю.А. Риск в социальном развитии молодежи//Соц.-гуманит. знания. 2003. № 1.С. 147-162. 142.Иваненков СП. Проблемы социализации современной молодежи. Оренбург, 1999. 143.Иваненков СП. Проблемы социализации современной молодежи. Оренбург, 1999. 144.Иванов А.Е. Студенчество России конца XIX — начала XX века: Социально-ист. судьба. М., 1999. 145.Иванова Н. П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье. М., 1993. 146.Иванченков С. Социализация молодежи и перспективы развития образования // Россия XXI. 1995. № 9-10. С. 60-69. 147.Иконникова СН. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. Л., 1974. 148.Иконникова С.Н., Кон И.С. Молодежь как социальная категория. М.,1970. 149.Ильинский И.М. и др. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы. М., 1999. 150.Исаев Д.Н. Формирование понятия смерти в детском возрасте и реакции детей на процесс умирания // Журн. обозрение психиатр, и мед. психологии им. В.М. Бехтерева. 1992. № 2. С. 17—28. 151.Исаков П.Н. Справочная книжка о благотворительных учреждениях и заведениях г. С.-Петербурга. СПб., 1911. 152.Каган В.Е. Семейные и половые установки у подростков // Вопр. психологии. 1987. № 2. 153.Калиновская К.П. Категория «возраст» в представлениях некоторых народов Восточной Африки // Африканский этнографический сборник. Вып. XII. Л., 1980. 154.Калинюк И.В. Возрастная структура населения СССР. М., 1975. 155.Калужникова Т.И. Песенный фольклор в русской детской субкультуре Среднего Урала // Актуальные проблемы культурологи. Екатеринбург, 1998. С. 51-53. 156.Каминьски Б. Конец земного пути, каким он видится из кабинета врача. Варшава, 1989. 157.Капица СП. Население земли и предвидимое будущее цивилизации // Социологические исследования. 2003. № 1. 158.Капица СП. Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле: Очерк теории роста человечества. М., 1999. Б4 159. Карлссон Л., Карлссон В., Окерман М. Ребенок от 0 до 2 лет. М., 1983. 160. Карпенко М.П. Социальный портрет студента государственного вуза // Социологические исследования. 1999. № 8. С. 101 — 103. 161. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 124—128. 162. Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социологические исследования. 1998. № 12. 163. Карсаевская Т. В., ШаталовА. Философские аспекты геронтологии. М., 1978. 164. Карсаевская Т.В. Человек стареющий. Л., 1989. 165. Картинки приютской жизни//Вестн. благотворительности. 1899. № 11; 1901. № 1,2. 166. Касьянов В.В. и др. Социализация молодежи: сущность, особенности, тенденции. Краснодар, 1994. 167. Касьянов В.В., Слепцов Н.С. Ревенко Л.В. Социализация молодежи: сущность, особенности, тенденции / Кубан. гос. ун-т. Краснодар, 1994. 168. Катаев С.Л. Кто мы такие (молодежь о себе и старшем поколении) // Социологические исследования.1968. № 1. 169. Кац Я.Д. Труд и быт рабочих подростков Сибири. Новосибирск, 1927. 170. Кащенко В.П., Мурашов Г.В. Исключительные дети. Изд. 2-е. М., 1929. 171. Кейп Р. Мозг человека и беспомощность престарелых // Третий возраст. Импакт. Наука и общество. 1990. № 1. С. 28—39. 172. Кларк М., Эндерсон Б. Одиночество и старость //Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М., 1989. С. 453-485. 173. Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие) / Пер. с фр. М., 1991. 174. Клемантович И. Благотворительность в России: уроки истории // Воспитание школьников. 1999. № 6. С. 27—29. 175. КлещукС. Благотворительность в России, 1906—1914//Ленинградская панорама. 1990. № 7. С. 32-35; 1990. № 8. С. 34-35. 176. Клупт М. Время в жизни человека: Демографический аспект. М., 1985. 177. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. 2003. № 1.С. 109-115. 178. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М., 1999. 179. Коган Б.Б., Лебединский М.С. Быт рабочей молодежи. М., 1929. 180. Коган Л.Н. Понятие «поколение» в теории научного коммунизма // Научный коммунизм. 1974. № 5. 181. Кожинов В. Новое поэтическое поколение // Вопр. литературы. 1970. № 7. 182. Козина И.М. Поведение на рынке труда: анализ трудовых биографий // Социологические исследования. 1997. № 4. 183. Козлова Т.З. Здоровье пенсионеров: самооценка//Социологические исследования. 2000. № 12. 184. Козлова Т.З. Исследование зависимости между самооценкой и оценкой прожитой жизни у пожилых людей // Психология зрелости и старения. 2002. № 1.С. 135-145. 185. Козлова Т.З. Мониторинг удовлетворения пенсионеров условиями жизни // Социологические исследования. 1999. № 9. 186. Козлова Т.З. Переживание времени пожилыми россиянами // Психология зрелости и старения. 2000. № 1 (9). 187. Козлова Т.З. Социальное время пенсионеров//Социологические исследования. 2002. № 6. 188. Коклягина Л. Истоки маргинальное™ российской молодежи // Молодежь России на рубеже 90-х годов. Кн. 1. М., 1992. 189. Кокс Д.Р., Оунс Д. Анализ данных типа времени жизни. М., 1988. 190. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1987. 191. Кон И.С. Ребенок и общество М., 1988. 192. Кон И.С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе // Социологические исследования. 1978. № 3. 193. Кон И.С. Понятие поколения в современном обществоведении //Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. Л., 1979. С. 212-215. 194. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. 195. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979. 196. Кон И.С. Социология молодежи. М., 1988. 197. Константинова Л.В. Статус молодежи на рынке труда: Теорет. аспект. Саратов, 1996. 198. Константиновский Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности. М., 2000. 199. Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование. М., 1977. 200. Копицын В.М., Красова Е.Ю. Приручить Левиафана: о молодежи в меняющемся мире политики. Воронеж, 1991.
201. Коржева Э.М. Адаптация подростков к рыночным отношениям // Социологический журнал. 1995. № 2. С. 141 — 150. 202. Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб., 2002. 203. Косова Л.Б. Динамика ценностных ориентации: анализ результатов эмпирического исследования//Социологические исследования. 1994. № 2. 204. Кошелева О.Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Про-священия (XVI—XVIII вв.): Учеб. пособие по педагогической антропологии и истории детства. М., 2000. 205. Краснова О.В. «Мы» и «Они»: эйджизм и самосознание пожилых людей // Психология зрелости и старения. 2000. № 3 (11). 206. Краснова О.В. Воспоминания старых людей: рассказ историй, биография и терапия «лайф ревью» // Психология зрелости и старения. 2002. № 1.С. 111-125. 207. Краснова О.В. Образ пожилых людей в публицистике и литературе // Психология зрелости и старения. 2000. № 1 (9). 208. Краснова О.В. Пожилые мужчины в роли дедушек // Психология зрелости и старения. 2003. № 1. С. 36—56. 209. Кроник А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 149-152. 210. Кто изучает проблемы молодежи? Российские исследователи и научные организации. Справочник. М., 1997. 211. Курбанова А. Процесс самореализации личности в молодежных субкультурах // Культура и личность в капиталистическом обществе. М., 1986. 212. Кузнецов А.Г. Социология молодежи. Калинин, 1994. 213. Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи / Сарат. высш. шк. МВД РФ. Саратов, 1995. 214. Кузьмина РА. Профессиональные ориентации молодежи Якутии. Новосибирск, 1991. 215. Культура. Политика. Молодежь: Сб. науч. работ. Вып. 2. / Ин-т молодежи. М., 1996. 216. Курицын Вяч. Четверо из поколения дворников и сторожей // Урал. 1990. №5. 217. Куркин П.И. Московская рабочая молодежь. М., 1924. 218. Кучмаева О. Субкультурные объединения молодежи: критический анализ. М., 1987. 219. Лангмейер Й., МатейчекЗ. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. 220. Латынина А. Кредо детей XX съезда: антисталинизм, вера в социализм, в революционные идеалы // Новый мир. 1990. № 1. 221. Леви В. Нестандартный ребенок. М., 1991. 222. Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон: размышление о неформальном движении. М., 1989. 223. Легко ли быть молодым. М., 1989. 224. Лейн Д. Поколенческие изменения // Молодежь России на рубеже 90-х годов. М., 1992. Кн. 1. 225. Ливенхуд Б. Кризисы жизни. Шансы жизни. Калуга, 1994. 226. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социологические исследования. 1998. № 5. 227. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 98-104. 228. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000. 229. Лисовский В.Т. Социология молодежи. М. 1996. 230. Литвиненко О. Социальная мобильность работающей молодежи в российской провинции // Молодежь России на рубеже 90-х годов. М., 1992. Кн. 1. 231. Лиханов А.А. Дети без родителей. М., 1987. 232. Лич П. Младенец и ребенок: От рождения до пяти лет. М., 1992. 233. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. М., 1991. 234. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследования. 2002. № 10. С. 79—87. 235. Луков В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи // Социологические исследования. 1998. № 8. С. 27-36. 236. Мавлевич Н. Неприкаянные дети// Русская мысль. 1998. 18—24 июня. 237. Магун B.C., Литвинцева А.З. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 90-е и 80-е гг. М., 1993. 238. Мазурова А.И. Словарь сленга, распространенного в среди неформальных молодежных объединений // Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений. М., 1988. 239. Максимов Е.Д. Очерк земской деятельности в области общественного призрения. СПб., 1895. 240. Макшанцева Е.Д. Детские забавы. М., 1991. 241. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М., 1988. 242. Малярова Н.В., Несмеянова М.И. Социальная защита детства: концептуальный подход // Социологические исследования. 1991. № 4. 243. Маро (Левитина М.И.) Беспризорные. Социология. Быт. Практика работы. М., 1925. 244. Маршак А.Л. Особенности социокультурных связей социально-дезориентированной молодежи//Социологические исследования. 1998. № 12. 245. Массен П. и др. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты. М., 1982. С. 182-186. 246. Матуленис А.А. Включение молодежи в социальную структуру. Вильнюс, 1983. 247. Мельвиль А.Ю., Разлогов К.Э. Контркультура и «новый консерватизм». М., 1981. 248. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. М., 1998. 249. Мельникова Н.М. Поколение как общесоциологическая категория // Философские науки. 1974. № 3. 250. Меренков А. В. Рыночные ориентиры студенчества // Социологические исследования. 1998. № 12. 251. Меркулова Н.Б. Детский труд // Социологические исследования. 1997. № 5. С. 93. 252. Методологические проблемы исследования молодежи (материалы к дискуссии). М., 1998. 253. МещеркинА., МещеркинаЕ. Автопортрет российской провинциальной молодежи на досуге // Молодежь России на рубеже 90-х годов. М., 1992. Кн. 1. 254. Мещеркина Е.Ю. Все труднее стать взрослым (социологи ФРГ о молодежи) // Социологические исследования. 1990. № 1. 255. Мещеркина Е.Ю. Педагогическая антропология: феномен детства в воспоминаниях. М., 2001.
256. Мид М. Культура и мир детства: Избр. произведения. М., 1988. 257. Мид М. Развитие ребенка. М., 1968. 258. Минигалиева М.Р. Взрослость: типы и контексты анализа // Психология зрелости и старения. 2000. № 1 (9). 259. Минигалиева М.Р. Смена профессии — критическая жизненная ситуация // Психология зрелости и старения. 2002. № 1. С. 153—167. 260. Миронов А.А. Молодежь в условиях перехода к рыночным отношениям // Социологические исследования. 1991. № 3. 261. Михельсон М.И. Гибель бесприютных детей. СПб., 1901. 262. Мкртчян Г.М., Чистяков И.М. Молодежь Москвы на рынке труда // Социс. 2000. № 12. 263. Моисеенко В.М., Чудиновских О.С. Миграционные потоки пожилого населения в России // Психология зрелости и старения. 2000. № 1 (9). 264. Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ). СПб., 1999. 265. Молодежные, детские организации и движения в структуре молодежной политике. М., 1995. 266. Молодежный ренесанс: проблемы социализации молодежи. М., 1990. 267. Молодежный экстремизм. СПб., 1996. 268. Молодежь — будущее России. Тез. докл. X Уральских социологических чтений 11 — 12 сентября 1996 г. Ч. I—II / Рос. о-во социол. Урал, отд-ние и др. Екатеринбург, 1996. 269. Молодежь 97: надежды и разочарования / НИЦ при Ин-те молодежи; центр социолог, исслед. МГУ. М., 1997. 270. Молодежь в социальной сфере. М., 1990. 271. Молодежь в СССР. М., 1990. 272. Молодежь в условиях социально-экономических реформ. Материалы междунар. научно-практической конф. Вып. 1, 2. СПб., 1995. 273. Молодежь Германии и России (Социологическое исследование). М., 1994. 274. Молодежь и образование / Отв. ред. В.Т. Лисовский. М., 1972. 275. Молодежь и общество на рубеже веков / Под науч. ред. И.М. Ильинского. М., 1999. 276. Молодежь провинциальной России: социальные проблемы и перспективы развития: по материалам обл. науч.-практ. конференции / Отдел по делам молодежи Администрации Белгород, обл. Белгород, 1994. 277. Молодежь района: социальные проблемы и пути их решения / Г.Е. Зборовский и др. Екатеринбург, 1996. 278. Молодежь России в исследованиях ученых. Выборочный библиографич. указатель. М., 1999. 279. Молодежь России на рубеже 90-х годов. М., 1992. Кн. 1. 280. Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений. Докл. Комитета РФ по делам молодежи. М., 1995. 281. Молодежь России: общественные объединения, органы государственной власти по делам молодежи. М., 1997. 282. Молодежь России: поколенческий аспект (по материалам социологических исследований. М., 1997. 283. Молодежь России: потерянное поколение или надежда XXI века? Ч. 1 -2. СПб., 1998. 284. Молодежь России: социальное развитие. М., 1992. 285. Молодежь России: тенденции и перспективы. М., 1993. 286. Молодежь России: три жизненные ситуации. Экспресс-информация по результатам социологического исследования. М., 1997. 287. Молодежь Среднего Урала. Сб. аннотир. отчетов по результатам социол. исслед. 1990-95 гг. /Урал, ин-т молодежи. Екатеринбург, 1996. 288. Молодежь СССР. М, 1989. 289. Молодежь СССР. Статистический сб. ЦУНХУ Госплана СССР. М., 1936. 290. Молодежь: будущее России / А.И. Антонов, П.И. Бабочкин, В.К. Баль-севич и др. М., 1995. 291. Молодежь: выбор судьбы (Социологическое исследование). М., 1998. 292. Молодежь-89: Общественное положение молодежи и вопросы молодежной политики в СССР. М., 1989. 293. Молодой россиянин на пороге XXI века: социокультурное измерение. Межвуз. сб. научн. трудов. Нижний Тагил, 1996. 294. Молодые социологи о социальных проблемах молодежи. Сб. тез. и материалов студентов и аспирантов вузов Урала к X Уральским социологическим чтениям «Молодежь — будущее России» (Екатеринбург, сент. 1996 г.) / Рос. о-во социол. Урал, от-ние и др. Екатеринбург, 1996. 295. Молчанов В.В. Массовая мистификация: поп-культура и суеверие. Л., 1987. 296. Морозов В.В., Скрябов А.П. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ // Социально-политический журнал. 1998. №1. 297. Мудрик А.В. Социализация в «Смутное время». М., 1991. 298. Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1998. 299. Мухина B.C. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях // Воспитание и развитие детей в детском доме. М., 1996. 300. Мяло К. Время выбора: молодежь и общество в поисках альтернативы. М., 1991. 301. Население третьего возраста: Сб. ст. М., 1986. 302. Начало пути: поколение со средним образованием. М., 1989. 303. Наш молодой современник: диалоги и размышления. М., 1988. 304. Ненашев СВ., Пилатов С.Г. Дети андеграунда: приглашение к разговору. Л., 1990. 305. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6—7 лет. М., 1992. 306. Неформалы: социальные инициативы М., 1990. 307. Никитенко В.В. Демографический анализ поколений. М., 1979. 308. Никитина Т.Т. Так говорит молодежь: Словарь сленга. СПб., 1998. 309. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна, 1995. 310. Новицкий А.Г., Миль Г.В. Занятость пенсионеров. М., 1981. 311. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1999. 312. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. 313. Общественное и частное призрение в России. СПб., 1907. 314. Оглоблин А.К. Некоторые аспекты традиционной социализации детей у яванцев // Этнография детства. М., 1988. 315. Оглоблин А.К. Социализация детей у малайцев в Малайзии и Сингапуре // Этнография детства. М., 1983. 316. Одаренные дети / Пер. с англ. М., 1991. 317. Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. М., 1990. 318. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000. 319. Осадчая Г.И. Стиль жизни молодых горожан // Социологические исследования. 2002. № 10. 320. Осколкова О.Б. Бедные дети богатой Америки // Социологические исследования. 2003. № 2. 321. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2000. 322. Осорина М. Кризис «середины жизни». Л., 1995. 323. Осорина М. О культуре дразнения // Педология. 2001. № 6. 324. Осорина М.В. О стратагемах детской субкультуры // Традиционная культура и мир детства: Материалы междунар. научной конф. «XI Ви-ноградовские чтения». Ч. III. Ульяновск, 1998. С. 5. 325. Осорина М.В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований (к проблеме этнографии детства) // Советская этнография. 1983. № 3. С. 34-45. 326. Отклоняющееся поведение молодежи. Краткий словарь-справочник / Владим. гос. пед. ун-т, Владимир, 1994. 327. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения: Вып.4. М.,1995. 328. Ошанин М.А. О призрении покинутых детей. СПб., 1912. 329. Павловский О.М. Биологический возраст человека. М., 1987. 330. Пайя П. Старение и старость глазами демографа // Третий возраст. Импакт. Наука и общество 1990. № 1. С. 47—60. 331. Панина Н.В., Сачук Н.М. Старшее поколение в семье / Семья и общество. М., 1982. 332. Пати Дж. Успехи современной кардиологии в лечении болезней сердца у людей пожилого возраста // Третий возраст. Импакт. Наука и общество. 1990. № 1.С. 20-28. 333. Переведенцев В.И. Молодежь и социально-демографические проблемы СССР. М., 1990. 334. Петров Д. Молодежные субкультуры. Саратов, 1996. 335. Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи // Социологические исследования. 2000. № 12. 336. Петрова Н.К. Общественно-политический облик рабочей молодежи. 70-е годы. М., 1986. 337. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М., 1986. 338. Пирожков СИ. Демографические процессы и возрастная структура населения. М., 1976. 339. Писарева В. Агрессивно-конформистская субкультура молодежи России // Молодежь России на рубеже 90-х годов. М., 1992. Кн. 1. 340. Подросток в северном городе (по материалам социально-криминологического исследования в г. Надыме). Ч. I— III. Екатеринбург; Надым, 1996. Ч. 1: Социологический портрет. Ч. II: Причины отклоняющегося поведения. Ч. III: Социальная реабилитация «трудных». 341. Пожилые люди в нашей стране. М., 1977. 342. Полищук Ю.И. Старение личности // Социальная и клиническая психиатрия. 1994. № 3. С. 108-116. 343. Положение детей в Российской Федерации. Госуд. ежегодный доклад. 1993 год / Мин-во социальной защиты населения РФ. М., 1994. 344. Положение детей-сирот// Вестн. образования. 1999. № 8. С. 3—7. 345. Положение молодежи в советском обществе: аналит. отчет. М., 1990. 346. Полутин СВ. Молодежь в системе социального воспроизводства: Со-циол. анализ. Саранск, 2000. 347. Попов В.М. Государственное и частное призрение детей в дореволюционной России. М., 2000. 348. Правовое сознание студенческой молодежи: По материалам социолог, исследования/ Гос. ком. Респ. Татарстан по делам детей и молодежи. Казань, 1995. 349. Преемственность поколений как социологическая проблема. М., 1973. 350. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М., 1990. 351. Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. М., 1994. 352. Професиональная ориентация молодежи в условиях рыночной экономики: Межвуз. сб. / Краснояр. инж.-строит. ин-т. Красноярск, 1994. 353. Профессиональный труд в пожилом возрасте. Л., 1976. 354. Прохоров В. Традиции благотворительности и попечительства в России // Родина. 2002. С. 55-56. 355. Психическое развитие воспитанников детского дома. М., 1990. 356. Психология пожилого возраста в аспекте психологической и социальной работы: Метод, рекомендации. Самара, 1996. 357. Психология современного подростка. М., 1967. 358. Пути и перепутья «потерянного поколения». Молодежь Запада у развалин общества «всеобщего благоденствия». М., 1985. 359. Радзиховский Л.А., Мазурова А.И. Сленг как инструмент остранения // Язык и когнитивная деятельность. М., 1989. 360. Разин М.В. Психология московских хиппи// Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений. М., 1988. 361. Райнпрехт X. Детдомовские дети остаются на обочине жизни // Родитель.ш. 2002. 5 дек. 362. Раковская О.А. Благосостояние молодежи: достаток и достоинство // Социологические исследования. 1989. № 1. 363. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М., 1993. 364. Расы и народы: современные этнические и расовые проблемы. Ежегодник. Вып. 23 / РАН. Ин-т этнологии и антропологии. М., 1993. 365. Реабилитация детей с ограниченными возможностями. М., 1992. 366. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб., 2002. 367. Революция притязаний и изменение жизненных стратегий молодежи: 1985-1995 годы/Под ред. B.C. Магуна. Ин-т социологии РАН. М., 1998. 368. Ревуненкова Е.В. Ребенок в представлениях батаков Северной Суматры // Этнография детства. М., 1988. 369. Резников С.Г. Рожков А.Г. Жильцы дома — интерната для престарелых: социологический портрет//Социологические исследования. 1991. № 2. 370. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Пер. с нем. М., 1994. 371. Римашевская Н.М. Русский крест// Природа. 1999. № 6. 372. Римашевская Н.М., Бреева Е.Б. Здоровье новорожденных — будущее здоровье нации // Социологические исследования. 1996. №11. С. 42-46. 373. Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры. М., 2001. 374. Рожков А.Ю. Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие // Вопр. истории. 2000. № 1. С. 134-139. 375. Рожков А.Ю. Молодой человек 20-х годов: протест и девиантное поведение // Социологические исследования. 1999. № 7. С. 107—114. 376. Рок: музыка? субкультура? стиль жизни? (обсуждение за «круглым столом» редакции) // Социологические исследования. 1987. № 6. 377. Рок-культура глазами социологов. Информационно-методические материалы. Свердловск, 1989. 378. Россет Э. Процесс старения населения. М., 1968. 379. Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. A.M. Панова и Е.И. Холостовой). Т. 1, 2. М., 1997. 380. Рубахин А.Н. Похвала старости. М., 1979. 381. Рубин 3. Дети без друзей //Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М., 1989. С. 343—360. 382. Рубцова П. Что читают дети. М., 1928. 383. Русский школьный фольклор. М., 1998. 384. Руткевич М.Н., Потопов В.П. После школы: Социально-профессиональные ориентации молодежи. М., 1995. 385. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 90-98. 386. Рыбачук Н.Ф., Гуцу В.Г. Духовный мир молодежи: опыт социологического исследования. Кишинев, 1991. 387. Рыбинский Е.М. Дети России на рубеже XXI века. М., 2000. 388. Рыбинский Е.М. Социально-правовые проблемы детства. М., 1999. 389. Рыбинский Е.М., Кузнецова Л.В., Несмеянова М.И. Государственная социальная политика в интересах детей // Социологические исследования. 1998. № 12. С. 79-82. 390. Рязанцев С. Танатология (учение о смерти). СПб., 1994. 391. Сабиров В.Ш. Русская идея спасения. Жизнь и смерть в русской философии. СПб., 1995. 392. Салагаев А.Л. Насилие в молодежных группировках как способ конструирования маскулинности // Журн. социологии и социал. антропологии. 2002. Т. 5. № 1. С. 151-160. 393. Салагам А.Л., Максудон P.P. Подросток в городе: проблемы социализации. Казань, 1988. 394. Салимова К., Додде Н. Педагогика народов мира: история и современность. М., 2000. 395. Саралиева З.М., Балабанов С.С. Пожилой человек в Центральной России // Социологические исследования. 1999. № 2. С. 54-65. 396. Сафонова Т.Я. и др. Реабилитация детей в приюте. М., 1995. 397. Свирский А.И. Несчастные дети. СПб., 1897. 398. Селиванов А. Учреждения по призрению детей. СПб., 1900. 399. Селиванов А.Ф. Воспитательные, сиропительные и сиротские дома, приюты для подкидышей, приюты для малолетних. СПб., 1907. 400. Семенова В.В. Социология молодежи//Социология в России. М., 1996. С. 323-344. 401. Семенова В. Индивидуальные судьбы одного поколения // Молодежь России на рубеже 90-х годов. М., 1992. Кн. 1. 402. Семенова В.В. Социология молодежи // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1996. 403. Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике // Социологические исследования. 1998. №11. 404. Сергейчик СИ. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи // Социологические исследования. 2002. № 3. 405. Сибирев В.А., Головин Н.А. Штрихи к портрету поколения 90-х годов // Социологические исследования. 1998. № 3. С. 106—117. 406. Сидоренко-Стивенсон С.А. Московские бездомные // Человек. 1996. №2. 407. Сикевич З.В. Молодежная культура: «за» и «против»: Заметки социолога. Л., 1990. 408. Симонов К. Глазами человека моего поколения // Знамя. 1988. № 3. С. 3-66. 409. Сироты России: право ребенка на семью. М., 2001. 410. Скороходов В.В. Боевые искусства Востока как досуговый интерес молодежи // Социологические исследования. 2000. № 3. 411. Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Социологические исследования. 2002. № 1. 412. Слепцов Н.С. Социальная защищенность молодежи. М., 1990. 413. Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995. 414. Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность// Социологические исследования. 1998. № 3. С. 117—121. 415. Смоленская Н.Е. Трудовое вспомоществование детей московских приютов. М., 1998. 416. Снайдер М., Снайдер Р. Ребенок как личность. М., 1995. 417. Собкин B.C., Кузнецова Н.И. Российский подросток 90-х: Движение в зону риска. Аналитический доклад. М., 1998. 418. Соболев Р.П. Запад: кино и молодежь. М., 1971. 419. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. Итоги соц. исследования. М., 1999. 420. Соколов А.В. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 115—123. 421. Сонин М.Я., Дыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе. М., 1984. 422. Сорокин В.М. Охрана детства. СПб., 1893. 423. Социальная работа с пожилыми. М., 1995. 424. Социально-демографический портрет студента. М., 1986. 425. Социальное самочувствие молодежи (региональный социологический мониторинг). Вып. № 2. Тула, 1996. 426. Социально-молодежная работа: международный опыт. М., 1997. 427. Социальные проблемы молодежи: Социологические очерки. СПб., 1995. 428. Социальные службы для молодежи: Материалы и документы. М., 1995. 429. Социологические исследования по проблемам культуры и досуга молодежи: Инф. метод, сб. М., 1990. 430. Социология молодежи. Ростов н/Д., 2001. 431. Социология молодежи: Учеб. / Под ред. В.Т. Лисовского. СПб., 1996. 432. Социология молодежной культуры. Духовность провинции: межвуз. сб. науч. тр. / Тамбов, гос. ин-т культуры. Тамбов, 1995. 433. Спиридонова Г., Лылова О. Сдвиги в системе профессиональной подготовки молодежи // Вопросы экономики. 1998. № 1. С. 92—98. 434. Стазаева И.В. Безработная молодежь в социальной структуре и политической жизни современного российского общества. Саратов, 1996. 435. Старость. Популярный справочник/ Пер. с польского. М., 1996. 436. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М., 1996. 437. Стивенсон С.А. О феномене бездомности // Социологические исследования. 1996. № 8. 438. Строева А. Дети, кино и телевидение. М., 1962. 439. Субкультурные объединения молодежи: критический анализ. М., 1987. 440. Султанта М.А. Феномен контркультуры в массовом сознании // Контркультура и социальные трансформации. М., 1988. 441. Сундиев И.Ю. Самодеятельные объединения молодежи // Социологические исследования. 1989. № 2. 442. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976. 443. Тайны великих долгожителей. Минск, 1998. 444. Тальчук А., Конопля Е., Мосалыго В. Социально-гигиенические и наследственные факторы долголетия населения Белорусской ССР // Третий возраст. Импакт. Наука и общество. 1990. № 1. С. 86—97. 445. Тарантей В.П. Лицом к молодежи. Минск, 1990. 446. Тарасов A. Skinheads au naturel // Неприкосновенный запас. 1999. № 5 (7). 447. Тарасов А. Молодежь как объект классового эксперимента // Свободная мысль-ХХ1. 1999. № 11. 448. Телеэкран приглашает детей. М., 1976. 449. Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М., 1975. 450. Титма М.Х., Саар Э.А. Молодое поколение. М., 1986. 451. Тиц Б.Н. Детские приюты: Справочная книжка для лиц, имеющих надобность помещать детей в приюты. СПб., 1886. 452. Толстой Л.Н. Путь жизни. М., 1993. 453. Толстых А. Возрасты жизни. М., 1988. 454. Топалов М.Н. Некоторые проблемы исследования социальной сферы. М., 1987. 455. Топоров А. Новые бритоголовые // Казань-Мир-Транзит. 1997. 12сент. 456. Торнстам Л. Помощь пожилым и престарелым в Швеции: семья и общество // Третий возраст. Импакт. Наука и общество. 1990. № 1. С. 61-69. 457. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. СПб., 1991. 458. Трисман В.Г. Обряды и поверья, связанные с рождением и воспитанием ребенка у малых народов Индонезии. Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. М., 1980. 459. Труд детей. Итоги социологического исследования. М., 1997. 460. Трудящаяся молодежь: образование, профессия, мобильность/ Под. ред. В. Н. Шубкина. М.: Наука, 1984. 461. Трыкова О.Ю. Современный детский фольклор и его взаимодействие с художественной литературой. Ярославль, 1997. 462. Урланис Б. История одного поколения. М., 1968. 463. Федоров С, Хлобустов О. Детская беспризорность: опыт исторической борьбы // Государственная служба. 2001. № 3. С. 20—24. 464. Федоров С.Г. ВЧК и борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью // Безопасность. 1999. № 3/4. С. 243-249. 465. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.; Воронеж, 1997. 466. Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению: Социальная подвижность. М., 1989. 467. Филиппов Ф.Р. и др. Трудовые биографии поколений // Социологические исследования. 1986. № 4. 468. Фокин В.М. Социальная и правовая защита молодежи от алкоголизма и паразитизма. М., 1991. 469. Хейфлик Л. Биология старения человека // Третий возраст. Импакт. Наука и общество. 1990. № 1. С. 5-19. 470. Хибовская Е.А. Ориентации молодежи в сфере образования // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. Информ. бюл. Вып. 5. М„ 1995. С. 2-30. 471. Хломов Д.О н
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|