Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды социального обслуживания пожилых людей




Общая удовлетворенность жизнью зависит не только от материального благополучия. В любом возрасте особенно важны такие ценности, как здо-

ровье, чувство безопасности, собственной значимости для окружающих. По­теря этих ценностей обессмысливает жизнь. Безнадежность, разочарование особенно присущи тем, кто не имеет возможности свободно передвигать­ся. Поэтому в пожилом возрасте очень важно сочетание услуг по уходу и пси­хологической помощи, способных вернуть человеку интерес и помочь вы­работать стратегию к жизни в новых условиях. Работа психолога по коррек­ции установок пожилого человека самая сложная, но наиболее полезная и благодарная. Тот небольшой опыт, который появился благодаря введению в штат центров социального обслуживания должности психолога, убеждает в том, что психологическая помощь пожилым людям является не менее важ­ной, чем социальная, а иногда и ведущей.

Удается решить ряд проблем экономического, медицинского характера, в том числе и по коррекции психологических установок, обучению элемен­там реабилитации пожилых людей в отделениях дневного пребывания, ко­торые организованы в 29 центрах социального обслуживания. Эти отделе­ния ежегодно посещают более 8 тыс. человек.

Преимущественное развитие в области получает сеть центров социаль­ного обслуживания. Благодаря этим учреждениям многие люди старшего возраста, сохранившие полную или частичную способность к самообслужи­ванию, получили доступ к основным социальным услугам, возможность вести независимое существование в привычной для них обстановке. Ежегод­но через центры социального обслуживания населения, где предлагается более 60 видов гарантированных и более 160 видов дополнительных услуг, проходит более половины пенсионеров области. В настоящее время разви­вается сеть филиалов центров, что позволяет максимально приблизить со­циальные услуги к месту проживания пожилых граждан и инвалидов.

Самая значительная по объему предоставляемых услуг форма социаль­ного обслуживания пожилых людей и инвалидов — социальная помощь на дому. В 330 отделениях надомного обслуживания в 2001 г. обслужено около 28 тыс. пожилых граждан и инвалидов, более 56% всех обслуживаемых про­живают в частных домах.

Здоровье пожилых людей — важнейший показатель их социального бла­гополучия, требующий постоянного внимания к себе. Зачастую наибольшую озабоченность пожилые люди высказывают именно в отношении поддер­жания здоровья, доступности медицинского обслуживания, лекарственно­го обеспечения. К сожалению, в Кемеровской области не реализуются в полном объеме установленные законодательством гарантии лекарственно­го обеспечения пожилых граждан.

С принятием областной администрацией постановления о совершенство­вании медицинской помощи и лекарственного обеспечения были созданы губернские аптеки, открыт областной госпиталь для ветеранов войн на 214 коек, развернута сеть филиалов госпиталя в крупных городах Кузбасса.

В системе здравоохранения удалось сохранить сеть палат сестринского ухода на 695 мест, а в системе социальной защиты населения организовано 23 социально-медицинских отделения по уходу на дому для 1,4 тыс. пожи­лых граждан.

Но проблема медицинской помощи далека до разрешения, еще очень слабо развита специализированная гериатрическая служба. Врачей-гериат­ров и в здравоохранении, и в системе социальной защиты пока единицы. На

социальных факультетах большинства учебных заведений Кемеровской об­ласти геронтология не изучается, отсутствуют подготовленные кадры пре­подавателей этой дисциплины.

Знание геронтологии необходимо не только самим пожилым людям, но и тем, кто с ними живет и работает с ними рядом. Незнание, непонимание изменений, связанных со старением, очень часто приводит к серьезным конфликтам между людьми разных возрастов, отдалению пожилых людей от окружающих.

Сокращено по источнику: Филатова Е.В. Теория социальной работы. Ке­мерово, 2003.

СЛОВАРЬТРУДНЫХТЕРМИНОВ

Акселерация — резкое убыстрение полового созревания, увеличение роста и ско­рости его нарастания у детей и подростков, отмечаемое со второй половины XIX в., а также общее увеличение роста и массы людей по сравнению с пред­шествующими поколениями.

Активное население — лица, занимающиеся трудом и получающие за него уста­новленную плату.

Биологический возраст — возраст, характеризующийся определенной типичной степенью анатомического и физиологического развития индивида.

Брачный возраст — минимальный возраст, начиная с которого закон допускает вступление в брак.

Возраст — время, прошедшее от рождения индивида до текущего момента его существования.

Возраст жизни — отмеченный относительными хронологическими границами период в физическом, психологическом и социальном развитии человека: дет­ство, юность, зрелость, старость и др.

Возрастная группа — группа лиц, принадлежащих к различным поколениям, имеющим в определенный период своей жизни общий опыт, сходные интере­сы и потребности; в статистике и демографии — распределение совокупнос­ти людей по периодам жизненного цикла (когорта).

Возрастная пирамида — график (гистограмма), иллюстрирующий возрастно-по-ловое распределение населения.

Возрастная психология — область психологии, изучающая: закономерности раз­вития и роста детей от рождения до юношеского возраста, а также феномены зрелости, старения, психологию зрелого и старого возрасти и др.

Возрастная структура населения — распределение населения по различным воз­растным группам.

Возрастной кризис — переходный этап от одного возрастного периода к другому.

Возрастные классы — распределение людей определенных возрастов по группам на основе выполнения ими сходных социальных или демографических функций.

Воспроизводство населения — процесс постоянного возобновления поколений людей, замещение поколений родителей поколениями детей.

Генеалогическое поколение — группа людей с одинаковой степенью происхожде­ния от общего предка: отцы, сыновья, внуки и т. д.

Генерация — поколение в широком смысле — как совокупность людей, относя­щихся к определенному возрастному интервалу.

Геронтопсихология — раздел психологии, изучающий закономерности психичес­кого развития пожилых людей.

Геронтосоциология — отрасль социологии, изучающая пожилых людей.

Некросоциология — тематическое направление в социологии, изучающее то, ка­ким образом мертвые «участвуют» в жизни живых людей.

Геронтофилия — особое почитание стариков, предоставление им исключитель­ных привилегий.

Геронтофобия — боязнь стариков, негативное отношение к старшему поколению.

Гибкий уход на пенсию — добровольный уход на пенсию работников пенсионного возраста, альтернатива обязательному высвобождению по возрасту.

Гипотетическая когорта — когорта, искусственно сконструированная на основе набора повозрастных коэффициентов демографического процесса (рождае­мости, смертности, брачности и т. д.) (обычно для какого-то года), которые затем интерпретируются как показатели реальной когорты.

Гипотетическое (условное) поколение — гипотетическая когорта, образованная по году рождения.

Дееспособность — способность гражданина своими действиями приобретать и осу­ществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В РФ полная дееспособность наступает с 18 лет, ограниченная — с 14 лет.

Демографический переход — термин, применяемый для обозначения смены ти­пов воспроизводства населения.

Демографическое развитие — изменение численности населения и его структур в определенный период времени.

Депопуляция — устойчивое (не связанное с особенностями возрастной структу­ры и миграционными процессами) превышение числа умерших над числом родившихся, т. е. естественная убыль населения;

Детность — наличие определенного числа детей в семье: малодетность — один-два, среднедетность — три-четыре.

Детство — этап онтогенетического развития человека, включающий период от его рождения до появления возможности его включения во взрослую жизнь. Обычно в детстве выделяют периоды: младененчества, раннего детства, дош­кольного и младшего школьного возраста.

Длина поколения — средний интервал времени, разделяющий поколения родите­лей и детей. Конкретная методика расчета этого показателя определяется це­лями демографического анализа.

Естественный прирост (убыль) населения — разность между числами родивших­ся и умерших.

Жизненный процесс — определенная, достаточно жестко фиксированная после­довательность событий человеческой жизни, формирующая личность в соот­ветствии с признанными образцами.

Жизненный цикл — последовательность возрастных фаз индивидуального раз­вития людей от рождения до смерти.

Здоровье — состояние полного физического, душевного и социального благопо­лучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Инфантилизм — задержка в развитии, проявляющаяся в сохранении у взрослого человека физического строения, черт характера, элементов поведения, при­сущих детскому возрасту.

Когорта — группа лиц, которые переживают одни и те же события в один и тот же период.

Коэффициент воспроизводства населения — число дочерей, приходящихся на одну женщину.

Коэффициент постарения населения или коэффициент демографической старо­сти — доля (в процентах) пожилых людей в возрасте 60 лет и старше в общей численности населения страны или региона.

Младенческий период — период жизни ребенка между его рождением и достиже­нием годовалого возраста.

Младший школьный возраст — период жизни ребенка от 6—7 до 10 лет, когда у ребенка в рамках учебной деятельности происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний.

Молодежь — социально-демографическая группа, переживающая период ста­новления социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к испол­нению социальных ролей взрослых. Обычно к молодежи причисляют людей в возрасте 14—30 лет.

Население — совокупность лиц (индивидов), проживающих в данное время на территории определенного государства.

Неактивное население — все лица, не занимающиеся трудом независимо от спо­собов их содержания.

Новорожденность — период жизни ребенка: от рождения до достижения четырех-шести недельного возраста, когда происходит первичная адаптация ребенка к окружающему миру.

Общий прирост (убыль) населения — разница между численностью населения на конец и начало определенного периода.

Ожидаемая продолжительность жизни — число лет, которое в среднем предстоит прожить индивиду, достигшему определенного возраста, при условии, что в течение оставшейся жизни он будет испытывать риск смерти, соответствую­щий ее повозрастным вероятностям из таблицы смертности, рассчитанной для данного года.

Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни для новорожденных — число лет, которое предстоит прожить в среднем одному новорожденному при усло­вии сохранения существующих уровней смертности в каждом возрасте.

Поколение — в узком смысле — совокупность близких по возрасту индивидов, социальная и идейно-политическая ориентация которых формируется под влиянием определенного исторического периода времени, имеющего свои специфические характеристики.

Презентизм — психологическое состояние людей, которые живут сегодняшним днем без веры в завтрашний.

Промилле — в демографии — число рождений или смертей на 1 тыс. жителей в год.

Ранний возраст — период жизни ребенка от одного года до трех лет, когда у ребен­ка: формируется ходьба, локомоция, мелкая моторика; развивается ситуатив-

но-деловое общение со взрослыми и сверстниками; формируются когнитив­ные процессы; происходит овладение пассивной и активной речью; форми­руется самосознание.

Реальное поколение (Actualgeneration) — совокупность сверстников, образующая возрастной слой населения.

Рождаемость — процесс деторождения в совокупности людей, составляющих поколение (лица в определенном возрасте), или в совокупности поколений — населении;

Рождаемость — это число детей, родившихся живыми за год, поделенное на чис­ло женщин репродуктивного возраста (от 1 5 до 50 лет).

Смертность — процесс вымирания поколений, складывающийся из множества единичных смертей. Определяется как число людей, скончавшихся за год, деленное на полную численность населения соответствующего демографичес­кого объекта — человечество в целом, страна, регион, город.

Совершеннолетие (Majority) — в праве — установленный законом возраст, с дос­тижением которого гражданин становится полностью дееспособным.

Соотношение возрастов (Age ratio) — отношение численности населения в дан­ной возрастной группе к среднеарифметической численности населения в двух соседних возрастных группах.

Социабельность — возможность открыть себя для контактов с другими людьми.

Социальная геронтология — раздел геронтологии, изучающий общественные по­следствия человеческого старения: влияние человеческого старения на эко­номику, общественное благосостояние, медицинские и иные услуги.

Социальные аутсайдеры — это люди, которые в силу ряда объективных и субъек­тивных причин не смогли найти достойное место в обществе и оказались в самых низших его слоях.

Старение населения (Aging) — увеличение в населении доли пожилых и старых людей (в возрастах старше 60 или 65 лет).

Старое население (Oldpopulation) — в социологии — возрастная группа населе­ния, в которой большой удельный вес приходится на долю пожилых и старых людей.

Суммарный коэффициент рождаемости — число детей, рожденных в среднем од­ной женщиной за всю жизнь при условии сохранения существующих уров­ней рождаемости в каждом возрасте.

Таблица смертности — статистическая таблица, в которой содержатся расчетные показатели смертности населения в определенных возрастных категориях.

Таблицы рождаемости — числовая модель рождаемости в реальной или гипоте­тической когорте, дающая полное представление о процессе рождаемости независимо от сложившихся демографических структур.

Теория поколения (Generation theory) — культурно-историческая интерпретация общественного развития на основе выявления различий и противоречий между поколениями.

Трудоспособный возраст (Productive working life) — условная градация возраста человека в зависимости от возможности его участия в трудовой деятельности. Другое название: рабочий возраст.

Условное поколение (Relativegeneration) — общность современников, чья жизнь неразрывно связана с определенными историческими событиями.

Фактическая продолжительность жизни — средний возраст умерших на момент смерти.

Фертильность — репродуктивная способность; способность организма произво­дить жизнеспособное потомство.

Фертильный возраст — период в жизни женщины, в течение которого она спо­собна к вынашиванию и рождению ребенка — от 15 до 44 лет.

Хронологическое поколение {Chronologicalgeneration) — поколение людей, живу­щих или активно действующих в конкретное время.

Частичная дееспособность — дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, а также малолетних в возрасте от 6 до 14 лет.

Эгоцентризм — в генетической психологии Ж. Пиаже — особая стадия развития

ребенка от трех до шести лет. Эйджизм — возрастная дискриминация.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба. М., 1999.

2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж, 2000.

3. Абрамкин В., Литов М. Малолетка сегодня. М., 1998.

4. Абросимова Е.А. О благотворительных организациях в СССР // Совет­ское государство и право. 1992. № 1. С. 135—138.

5. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб., 1998.

6. Адоньева СБ. Детские секреты, клады и игры в похороны // Живая ста­рина. 1999. № 1.С. 11.

7. Акимова А. Н. Мировая детская литература и субкультура детства//Дет­ское чтение: феномен и традиция в конце XX столетия: Мат. межд. конф., 12-14 мая 1999 г. 4.1. СПб., 1999. С. 46-49.

8. Аксютина О. Панк в России 90-х: протест или товар? // Филос. науки. 2003. № 4. С. 32-50.

9. Актуальные проблемы современного детства. М., 1993.

10. Актуальные проблемы современного детства: Сб. науч. трудов. Вып. 5. М., 1998.

11. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. М., 1998.

12. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1972.

13. Андреева И.Н., Голубкова Н.Я., Новикова Л.Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей // Социологические исследования. 1989. №4.

14. Аннинский Л. Шестидесятники, семидесятники, восьмидесятники: К диалектике поколений в русской культуре // Литературное обозре­ние. 1991. №4.

15. Антонов А.А. К вопросу о периодизации поколений // Философские науки. 1973. Вып. 3.

16. Антропология возраста: Учеб. пособие. СПб., 2000.

17. Арефьев А.Л. Поколение, которое теряет Россия // Социологические ис­следования. 2002. № 8.

18. Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории. М., 1977.

19. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург, 1999.

20. Атапина Е.А., Киселева Т.Н. Клубы общения как одна из форм повыше­ния жизненного потенциала пожилых людей // Психология зрелости и старения. 2003. № 1. С. 93-98.

21. Афанасьев В.Г. Соколова А.Р. Благотворительность в России: историо­графический аспект проблемы. СПб., 1998.

22. Афанасьева А.И. Исторический процесс и смена поколений // Преем­ственность поколений как социологическая проблема. М., 1973.

23. Ахмеров Р.А. Биографический тренинг при кризисах середины жизни // LIFELINE и другие новые методы психологии жизненного пути. М., 1993. С.140-151.

24. Бадя Л.В. Исторический опыт социальной работы в России. М., 1994.

25. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

26. Бахрушин С. Организация попечения о беспризорных детях в Москве. М., 1916.

27. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России. М., 1993.

28. Бернштейн М.С. Наша современность и дети (Материалы обследования 1921-1923 гг.). Л., 1928.

29. Биксон Т.К. и др. Жизнь старого и одинокого человека // Лабиринты одиночества: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.

30. Благотворительность в России: В 3 т. СПб., 1907.

31. Благотворительные учреждения России. СПб., 1912.

32. Блинов Н.М. Социологические исследования труда и воспитания совет­ской молодежи 20-х годов // Социологические исследования. 1975. № 1.

33. Блинов Н.М. Социология молодежи: достижения, проблемы // Соци­ологические исследования. 1982. № 2.

34. Блонский П.П. Возрастная психология. М., 1930.

35. Блюм А., Захаров С. Демографическая история СССР и России в зер­кале поколений // Мир России. 1997. № 4. С. 3—11.

36. Бореев Вл., Коваленко А. Мифы и реальность молодежных проблем // Конткультура и социальные трансформации. М., 1990.

37. Бобахо В.А. Социально-политические аспекты молодежной субкульту­ры // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Полит, науки. 1996. № 2. С. 35-45.

38. Бобровников В.Г. Благотворительность и призрение в России. Волгог­рад, 2000.

39. Богданович Л.А. Молодость в старости. М., 1984.

40. БожовичЛ. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

41. Борисов СБ. Латентные механизмы социализации детей и подростков. Шадринск, 2001.

42. Борисова Л. Г. Подросток в бизнесе: социализация или девиация?//Со­циологические исследования. 2001. № 9. С. 68—76.

 

43. Боряз В.Н. Молодежь: Методологические проблемы исследования. Л., 1973.

44. Брадис М.В. Дети — страдальцы и жертвы общественного неустройства. Псков, 1904.

45. Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. № 2.

46. Бреев Б.Д. К вопросу о постарении населения и депопуляции // Социо­логические исследования. 1998. № 2. С. 61—66.

47. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М., 1999.

48. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и СССР. М., 1976.

49. Брутман В. Социальное сиротство: по пути отчаяния // Народное обра­зование. 1994. №9-10.

50. Бурлакова Т.Т. Особенности воспитательной системы детского дома // Обеспечение качества подготовки специалистов в системе непрерывно­го педагогического образования. Тула, 1999.

51. Бутенко И.А. Подростки: чтение и использование компьютера // Социо­логические исследования. 2001. № 10. С. 84—91.

52. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.

53. Быков В.М. От молчаливого поколения к бушующему. Трансформация молодого поколения США. М., 1974.

54. Быкова С.Н., Чупров В.И. Молодежь России: на пороге рынка между бедностью и нищетой // Социологические исследования. 1991. № 9.

55. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми / Пер. с нем. М., 1991.

56. Бюхнер П., Крюгер Г.-Г., Дюбуа М. «Современный ребенок» в Западной Европе // Социологические исследования. 1996. № 4. С. 128—135.

5 7. Ван Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 1999.

58. Ван-Путерен М.Д. О способах призрения бесприютных детей в России и за границей. СПб., 1893.

59. Василевский Л.М. Голгофа ребенка. Беспризорность и дети улицы. М., 1924.

60. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М.,1999.

61. Ваторопин А.С. Политические ориентации студенчества // Социологи­ческие исследования. 2000, № 6.

62. Вендрова О.Е. Молодежный телефон доверия в СССР // Социологиче­ские исследования. 1991. № 2.

63. Вересов Д. Историческая демография СССР. Вермонт, 1987.

64. ВеселковаИ.Н., Землянова Е.В. Проблемы здоровья и медико-социаль­ного обслуживания пожилых людей // Психология зрелости и старения. 2000. № 1 (9).

65. Взаимоотношение поколений в семье. М., 1977.

66. Висневска-Рошковска К. Новая жизнь после шестидесяти. М., 1989.

67. Вишневский Ю.Р. Студент 90-х — социокультурная динамика // Социо­логические исследования. 2000. № 12. С. 56—63.

68. Вишневский Ю.Р, Шапко В.Т. Социология молодежи.Екатеринбург, 1995.

69. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. М., 2001.

70. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. М., 1993.

71. Возрастные особенности взрослых в различные периоды зрелости. Л., 1971.

72. Волков Ю.Г. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону, 2001.

73. Волкова А. И. Призрение покинутых детей. М., 1894.

74. Волошин И. Очерки по истории рабочего-подростка. М.; Л., 1924.

75. Волынская Л.Б. Смысл середины жизни: подведение итогов как основа дальнейшего пути // Психология зрелости и старения. 2002. № 1. С. 18—26.

76. Воронова Е.А. Благотворительность в социальной политике России. Ист. аспект// Вестн. Сиб. ун-та. Сер. 6. Вып. 3. 1997. С. 67-72.

77. Воспитание детей в неполной семье. М., 1980.

78. Воспитание и развитие детей в детском доме. М., 1996.

79. Выселение бедных детей из города в деревню // Детская помощь. 1891. № 7. С. 363-367.

80. Габиани А.А. Наркотики в среде учащийся молодежи // Социологиче­ские исследования. 1990. № 7.

81. Гавлова Е. Славянские термины «возраст» и «век» на фоне семантиче­ского развития этих названий в индоевропейских языках // Этимоло-гия-1967. М., 1969. С. 36-39.

82. Гайнер М.Л. Правосознание подростков. М., 1998.

83. Гамезо М.В. и др. Возрастная психология: личность от молодости до ста­рости. М., 1999.

84. Гареев Э., Дорожкин Ю.Н. Молодежь индустриальной России: жизнен­ные и социально-политические ориентации // Социологические иссле­дования. 1993. № 1.

85. Гейл Ш. Возрастные кризисы: Ступени личностного роста. СПб., 1999.

86. Гириенко Н.М. Некоторые замечания в связи с проблемой возрастной классификации // Советская этнография. 1981. № 6.

87. Гордин В. Чем старость обеспечим. М., 1988.

88. Гордон Л.А., Комаровский В.В. Динамика социально-профессиональ­ного состава поколений // Социологические исследования. 1986. № 3.

89. Григорьев СИ. 17-летние россияне 1997 года: сочетание либеральных и антилиберальных ориентации // Социологические исследования. 1998. № 8. С. 36-47.

90. Громова И. Б., Леонтьева В.Н. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта // Социологические исследования. 1991. № 10.

91. Гроф С, Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. М., 1996.

92. Гуревич П.С. Субкультура// Клыурология. XX век: Словарь. СПб., 1997.

93. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. М.,1980.

94. Дементьева И.Ф. Детство в преобразующемся обществе // Социологи­ческие исследования. 1998. № 5. С. 125—127.

95. Дементьева И.Ф. Подростковая наркомания. Руководство для родите­лей и педагогов. М., 2000.

96. Дементьева И.Ф. Развод и дети. Методич. пособие для педагогов. М., 2000.

97. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. М., 2000.

98. Демичев А.В. Дискурсы смерти: Введение в философскую танатологию. СПб., 1997.

99. Демографическое будущее России / Под ред. Л.Л. Рыбаковского, Г.Н. Кареловой. М., 2000.

 

100.Денисенко М.Б., Далла Зуанна Ж.-П. Сексуальное поведение россий­ской молодежи // Социологические исследования. 2001. № 2. С. 83—87.

101.Дети и война: Сб. статей. Киев, 1915.

102.Дети и Октябрьская революция. Идеология советского школьника. М., 1928.

103.Дети улицы: растущая трагедия городов. М., 1990.

104.Дети-сироты: консультирование и диагностика развития. М., 1998.

105.Детский дом семейного типа: проблемы, решения. М., 1992.

106.Детский сборник: Статьи по детской литературе и антропологии детства. М, 2003.

Б2

107.Диоп A.M. Место и роль престарелых в странах Африки // Третий воз­раст. Импакт. Наука и общество. 1990. № 1. С. 98-106.

108.Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. Л., 1960.

109.Доброхлеб В.Г. Старшее поколение современной России. М., 2003.

110.Добрынин В.И., Кухтевич Т.Н., Туманов СВ. Молодежь России: три жизненные ситуации. М., 1998.

111.Документы ООН о детях, женщинах и образовании: Сб. М., 1995.

112.Ельмеев В.Д. Социологический метод: теория, онтология, логика. СПб., 1995.

113.ДрильД.А. Малолетние преступники. М., 1884.

114.Дубровина И.В. Воспитание детей в неполной семье. М., 1980.

115.Егоров В.К. Будущее молодежи: два пути. Положение молодежи при со­циализме и капитализме. М., 1986.

116.Ежегодный государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации. 1996 год». М., 1997.

117.Ежов О.Н., Кузнецов П.С. Жизненный путь и адаптация личности. Са­ратов, 1996.

118.Енджевский М. Тусовка. М., 1990.

119.Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюцион­ной России. М., 1997.

120.Жеденов Н.Н. Детские сельскохозяйственно-кустарные приюты само­помощи. История, их устройство и жизнь. СПб., 1896.

121.Жизненные пути одного поколения / Под ред. Л.А. Коклягиной, В.В. Семеновой, М. Титмы. М., 1992.

122.Жизненный путь личности/Отв. ред. Л.В. Сохань. Киев: Наукова дум­ка, 1987.

123.Жизненный путь молодого поколения: Опыт и методика генетическо­го исследования в социологии. Таллин, 1983.

124.Жизненный путь поколения: его выбор и утверждение. Таллин, 1965.

125.Житинский А. Путешествие рок-дилетанта: Музыкальный роман. Л., 1990.

126.Журавлева И.В. Здоровье подростков и окружающий мир / Ин-т соци­ологии РАН. М., 1997.

127.Журавлева Л.А. Факторы и условия наркотизации молодежи // Социо­логические исследования. 2000. № 6.

128.Забрянский Г.И. Социология преступности несовершеннолетних. Минск, 1997.

129.Зайцев В.А. Труд и быт рабочих подростков. М., 1926.

130.Залеский В.Е. Забота государства о молодежи. М., 1986.

131.Западные молодежные субкультуры 80-х гг. М., 1990.

132.Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: Проблема индивиду­ализации и социально-культурной интеграции. СПб., 1996.

133.Запесоцкий А.С, Файн А.П. Эта непонятная молодежь. М., 1990.

134.Зверев Ю.И. Социальные проблемы пожилых людей // Теория и прак­тика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. М., 1992.

135.Здоровье пожилых людей. М., 1978.

136.Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.

137.Зерчанинова Т.Е. Социальные потребности молодежи Севера // Социо­логические исследования. 2002. № 9. С. 128—131.

138.Зислин Я.М. Социально-профессиональная ориентация выпускников 9-х, 11-х классов // Образование и социальное развитие региона. 1996. №2.

139.Зубок Ю.А. Исключение в исследовании проблем молодежи // Социо­логические исследования. 1998. № 8.

140.Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 42—51.

141.Зубок Ю.А. Риск в социальном развитии молодежи//Соц.-гуманит. зна­ния. 2003. № 1.С. 147-162.

142.Иваненков СП. Проблемы социализации современной молодежи. Оренбург, 1999.

143.Иваненков СП. Проблемы социализации современной молодежи. Оренбург, 1999.

144.Иванов А.Е. Студенчество России конца XIX — начала XX века: Соци­ально-ист. судьба. М., 1999.

145.Иванова Н. П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье. М., 1993.

146.Иванченков С. Социализация молодежи и перспективы развития обра­зования // Россия XXI. 1995. № 9-10. С. 60-69.

147.Иконникова СН. Молодежь: социологический и социально-психоло­гический анализ. Л., 1974.

148.Иконникова С.Н., Кон И.С. Молодежь как социальная категория. М.,1970.

149.Ильинский И.М. и др. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы. М., 1999.

150.Исаев Д.Н. Формирование понятия смерти в детском возрасте и реак­ции детей на процесс умирания // Журн. обозрение психиатр, и мед. психологии им. В.М. Бехтерева. 1992. № 2. С. 17—28.

151.Исаков П.Н. Справочная книжка о благотворительных учреждениях и заведениях г. С.-Петербурга. СПб., 1911.

152.Каган В.Е. Семейные и половые установки у подростков // Вопр. пси­хологии. 1987. № 2.

153.Калиновская К.П. Категория «возраст» в представлениях некоторых на­родов Восточной Африки // Африканский этнографический сборник. Вып. XII. Л., 1980.

154.Калинюк И.В. Возрастная структура населения СССР. М., 1975.

155.Калужникова Т.И. Песенный фольклор в русской детской субкультуре Среднего Урала // Актуальные проблемы культурологи. Екатеринбург, 1998. С. 51-53.

156.Каминьски Б. Конец земного пути, каким он видится из кабинета вра­ча. Варшава, 1989.

157.Капица СП. Население земли и предвидимое будущее цивилизации // Социологические исследования. 2003. № 1.

158.Капица СП. Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле: Очерк теории роста человечества. М., 1999.

Б4

159. Карлссон Л., Карлссон В., Окерман М. Ребенок от 0 до 2 лет. М., 1983.

160. Карпенко М.П. Социальный портрет студента государственного вуза // Социологические исследования. 1999. № 8. С. 101 — 103.

161. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и само­определения // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 124—128.

162. Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультур­ной идентификации // Социологические исследования. 1998. № 12.

163. Карсаевская Т. В., ШаталовА. Философские аспекты геронтологии. М., 1978.

164. Карсаевская Т.В. Человек стареющий. Л., 1989.

165. Картинки приютской жизни//Вестн. благотворительности. 1899. № 11; 1901. № 1,2.

166. Касьянов В.В. и др. Социализация молодежи: сущность, особенности, тенденции. Краснодар, 1994.

167. Касьянов В.В., Слепцов Н.С. Ревенко Л.В. Социализация молодежи: сущность, особенности, тенденции / Кубан. гос. ун-т. Краснодар, 1994.

168. Катаев С.Л. Кто мы такие (молодежь о себе и старшем поколении) // Со­циологические исследования.1968. № 1.

169. Кац Я.Д. Труд и быт рабочих подростков Сибири. Новосибирск, 1927.

170. Кащенко В.П., Мурашов Г.В. Исключительные дети. Изд. 2-е. М., 1929.

171. Кейп Р. Мозг человека и беспомощность престарелых // Третий возраст. Импакт. Наука и общество. 1990. № 1. С. 28—39.

172. Кларк М., Эндерсон Б. Одиночество и старость //Лабиринты одиноче­ства: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М., 1989. С. 453-485.

173. Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие) / Пер. с фр. М., 1991.

174. Клемантович И. Благотворительность в России: уроки истории // Вос­питание школьников. 1999. № 6. С. 27—29.

175. КлещукС. Благотворительность в России, 1906—1914//Ленинградская панорама. 1990. № 7. С. 32-35; 1990. № 8. С. 34-35.

176. Клупт М. Время в жизни человека: Демографический аспект. М., 1985.

177. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклоне­ния, социализационная траектория // Социологические исследования. 2003. № 1.С. 109-115.

178. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические воп­росы. М., 1999.

179. Коган Б.Б., Лебединский М.С. Быт рабочей молодежи. М., 1929.

180. Коган Л.Н. Понятие «поколение» в теории научного коммунизма // На­учный коммунизм. 1974. № 5.

181. Кожинов В. Новое поэтическое поколение // Вопр. литературы. 1970. № 7.

182. Козина И.М. Поведение на рынке труда: анализ трудовых биографий // Социологические исследования. 1997. № 4.

183. Козлова Т.З. Здоровье пенсионеров: самооценка//Социологические ис­следования. 2000. № 12.

184. Козлова Т.З. Исследование зависимости между самооценкой и оценкой прожитой жизни у пожилых людей // Психология зрелости и старения. 2002. № 1.С. 135-145.

185. Козлова Т.З. Мониторинг удовлетворения пенсионеров условиями жиз­ни // Социологические исследования. 1999. № 9.

186. Козлова Т.З. Переживание времени пожилыми россиянами // Психоло­гия зрелости и старения. 2000. № 1 (9).

187. Козлова Т.З. Социальное время пенсионеров//Социологические иссле­дования. 2002. № 6.

188. Коклягина Л. Истоки маргинальное™ российской молодежи // Моло­дежь России на рубеже 90-х годов. Кн. 1. М., 1992.

189. Кокс Д.Р., Оунс Д. Анализ данных типа времени жизни. М., 1988.

190. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1987.

191. Кон И.С. Ребенок и общество М., 1988.

192. Кон И.С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе // Со­циологические исследования. 1978. № 3.

193. Кон И.С. Понятие поколения в современном обществоведении //Ак­туальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. Л., 1979. С. 212-215.

194. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

195. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979.

196. Кон И.С. Социология молодежи. М., 1988.

197. Константинова Л.В. Статус молодежи на рынке труда: Теорет. аспект. Са­ратов, 1996.

198. Константиновский Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой ре­альности. М., 2000.

199. Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование. М., 1977.

200. Копицын В.М., Красова Е.Ю. Приручить Левиафана: о молодежи в ме­няющемся мире политики. Воронеж, 1991.

 

201. Коржева Э.М. Адаптация подростков к рыночным отношениям // Со­циологический журнал. 1995. № 2. С. 141 — 150.

202. Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб., 2002.

203. Косова Л.Б. Динамика ценностных ориентации: анализ результатов эм­пирического исследования//Социологические исследования. 1994. № 2.

204. Кошелева О.Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Про-священия (XVI—XVIII вв.): Учеб. пособие по педагогической антропо­логии и истории детства. М., 2000.

205. Краснова О.В. «Мы» и «Они»: эйджизм и самосознание пожилых лю­дей // Психология зрелости и старения. 2000. № 3 (11).

206. Краснова О.В. Воспоминания старых людей: рассказ историй, биогра­фия и терапия «лайф ревью» // Психология зрелости и старения. 2002. № 1.С. 111-125.

207. Краснова О.В. Образ пожилых людей в публицистике и литературе // Психология зрелости и старения. 2000. № 1 (9).

208. Краснова О.В. Пожилые мужчины в роли дедушек // Психология зре­лости и старения. 2003. № 1. С. 36—56.

209. Кроник А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет пси­хологического исследования // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 149-152.

210. Кто изучает проблемы молодежи? Российские исследователи и научные организации. Справочник. М., 1997.

211. Курбанова А. Процесс самореализации личности в молодежных суб­культурах // Культура и личность в капиталистическом обществе. М., 1986.

212. Кузнецов А.Г. Социология молодежи. Калинин, 1994.

213. Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи / Сарат. высш. шк. МВД РФ. Саратов, 1995.

214. Кузьмина РА. Профессиональные ориентации молодежи Якутии. Но­восибирск, 1991.

215. Культура. Политика. Молодежь: Сб. науч. работ. Вып. 2. / Ин-т молоде­жи. М., 1996.

216. Курицын Вяч. Четверо из поколения дворников и сторожей // Урал. 1990. №5.

217. Куркин П.И. Московская рабочая молодежь. М., 1924.

218. Кучмаева О. Субкультурные объединения молодежи: критический ана­лиз. М., 1987.

219. Лангмейер Й., МатейчекЗ. Психическая депривация в детском возрас­те. Прага, 1984.

220. Латынина А. Кредо детей XX съезда: антисталинизм, вера в социализм, в революционные идеалы // Новый мир. 1990. № 1.

221. Леви В. Нестандартный ребенок. М., 1991.

222. Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон: размышление о неформальном движении. М., 1989.

223. Легко ли быть молодым. М., 1989.

224. Лейн Д. Поколенческие изменения // Молодежь России на рубеже 90-х годов. М., 1992. Кн. 1.

225. Ливенхуд Б. Кризисы жизни. Шансы жизни. Калуга, 1994.

226. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социологи­ческие исследования. 1998. № 5.

227. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социологи­ческие исследования. 1998. № 5. С. 98-104.

228. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000.

229. Лисовский В.Т. Социология молодежи. М. 1996.

230. Литвиненко О. Социальная мобильность работающей молодежи в рос­сийской провинции // Молодежь России на рубеже 90-х годов. М., 1992. Кн. 1.

231. Лиханов А.А. Дети без родителей. М., 1987.

232. Лич П. Младенец и ребенок: От рождения до пяти лет. М., 1992.

233. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. М., 1991.

234. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социоло­гические исследования. 2002. № 10. С. 79—87.

235. Луков В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи // Со­циологические исследования. 1998. № 8. С. 27-36.

236. Мавлевич Н. Неприкаянные дети// Русская мысль. 1998. 18—24 июня.

237. Магун B.C., Литвинцева А.З. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 90-е и 80-е гг. М., 1993.

238. Мазурова А.И. Словарь сленга, распространенного в среди неформаль­ных молодежных объединений // Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений. М., 1988.

239. Максимов Е.Д. Очерк земской деятельности в области общественного призрения. СПб., 1895.

240. Макшанцева Е.Д. Детские забавы. М., 1991.

241. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М., 1988.

242. Малярова Н.В., Несмеянова М.И. Социальная защита детства: концеп­туальный подход // Социологические исследования. 1991. № 4.

243. Маро (Левитина М.И.) Беспризорные. Социология. Быт. Практика ра­боты. М., 1925.

244. Маршак А.Л. Особенности социокультурных связей социально-дезори­ентированной молодежи//Социологические исследования. 1998. № 12.

245. Массен П. и др. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты. М., 1982. С. 182-186.

246. Матуленис А.А. Включение молодежи в социальную структуру. Виль­нюс, 1983.

247. Мельвиль А.Ю., Разлогов К.Э. Контркультура и «новый консерватизм». М., 1981.

248. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. М., 1998.

249. Мельникова Н.М. Поколение как общесоциологическая категория // Философские науки. 1974. № 3.

250. Меренков А. В. Рыночные ориентиры студенчества // Социологические исследования. 1998. № 12.

251. Меркулова Н.Б. Детский труд // Социологические исследования. 1997. № 5. С. 93.

252. Методологические проблемы исследования молодежи (материалы к дискуссии). М., 1998.

253. МещеркинА., МещеркинаЕ. Автопортрет российской провинциальной молодежи на досуге // Молодежь России на рубеже 90-х годов. М., 1992. Кн. 1.

254. Мещеркина Е.Ю. Все труднее стать взрослым (социологи ФРГ о моло­дежи) // Социологические исследования. 1990. № 1.

255. Мещеркина Е.Ю. Педагогическая антропология: феномен детства в вос­поминаниях. М., 2001.

 

256. Мид М. Культура и мир детства: Избр. произведения. М., 1988.

257. Мид М. Развитие ребенка. М., 1968.

258. Минигалиева М.Р. Взрослость: типы и контексты анализа // Психоло­гия зрелости и старения. 2000. № 1 (9).

259. Минигалиева М.Р. Смена профессии — критическая жизненная ситуа­ция // Психология зрелости и старения. 2002. № 1. С. 153—167.

260. Миронов А.А. Молодежь в условиях перехода к рыночным отношени­ям // Социологические исследования. 1991. № 3.

261. Михельсон М.И. Гибель бесприютных детей. СПб., 1901.

262. Мкртчян Г.М., Чистяков И.М. Молодежь Москвы на рынке труда // Социс. 2000. № 12.

263. Моисеенко В.М., Чудиновских О.С. Миграционные потоки пожилого населения в России // Психология зрелости и старения. 2000. № 1 (9).

264. Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологи­ческий и антропологический анализ). СПб., 1999.

265. Молодежные, детские организации и движения в структуре молодеж­ной политике. М., 1995.

266. Молодежный ренесанс: проблемы социализации молодежи. М., 1990.

267. Молодежный экстремизм. СПб., 1996.

268. Молодежь — будущее России. Тез. докл. X Уральских социологических чтений 11 — 12 сентября 1996 г. Ч. I—II / Рос. о-во социол. Урал, отд-ние и др. Екатеринбург, 1996.

269. Молодежь 97: надежды и разочарования / НИЦ при Ин-те молодежи; центр социолог, исслед. МГУ. М., 1997.

270. Молодежь в социальной сфере. М., 1990.

271. Молодежь в СССР. М., 1990.

272. Молодежь в условиях социально-экономических реформ. Материалы междунар. научно-практической конф. Вып. 1, 2. СПб., 1995.

273. Молодежь Германии и России (Социологическое исследование). М., 1994.

274. Молодежь и образование / Отв. ред. В.Т. Лисовский. М., 1972.

275. Молодежь и общество на рубеже веков / Под науч. ред. И.М. Ильин­ского. М., 1999.

276. Молодежь провинциальной России: социальные проблемы и перспек­тивы развития: по материалам обл. науч.-практ. конференции / Отдел по делам молодежи Администрации Белгород, обл. Белгород, 1994.

277. Молодежь района: социальные проблемы и пути их решения / Г.Е. Збо­ровский и др. Екатеринбург, 1996.

278. Молодежь России в исследованиях ученых. Выборочный библиографич. указатель. М., 1999.

279. Молодежь России на рубеже 90-х годов. М., 1992. Кн. 1.

280. Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений. Докл. Ко­митета РФ по делам молодежи. М., 1995.

281. Молодежь России: общественные объединения, органы государствен­ной власти по делам молодежи. М., 1997.

282. Молодежь России: поколенческий аспект (по материалам социологи­ческих исследований. М., 1997.

283. Молодежь России: потерянное поколение или надежда XXI века? Ч. 1 -2. СПб., 1998.

284. Молодежь России: социальное развитие. М., 1992.

285. Молодежь России: тенденции и перспективы. М., 1993.

286. Молодежь России: три жизненные ситуации. Экспресс-информация по результатам социологического исследования. М., 1997.

287. Молодежь Среднего Урала. Сб. аннотир. отчетов по результатам соци­ол. исслед. 1990-95 гг. /Урал, ин-т молодежи. Екатеринбург, 1996.

288. Молодежь СССР. М, 1989.

289. Молодежь СССР. Статистический сб. ЦУНХУ Госплана СССР. М., 1936.

290. Молодежь: будущее России / А.И. Антонов, П.И. Бабочкин, В.К. Баль-севич и др. М., 1995.

291. Молодежь: выбор судьбы (Социологическое исследование). М., 1998.

292. Молодежь-89: Общественное положение молодежи и вопросы молодеж­ной политики в СССР. М., 1989.

293. Молодой россиянин на пороге XXI века: социокультурное измерение. Межвуз. сб. научн. трудов. Нижний Тагил, 1996.

294. Молодые социологи о социальных проблемах молодежи. Сб. тез. и ма­териалов студентов и аспирантов вузов Урала к X Уральским социоло­гическим чтениям «Молодежь — будущее России» (Екатеринбург, сент. 1996 г.) / Рос. о-во социол. Урал, от-ние и др. Екатеринбург, 1996.

295. Молчанов В.В. Массовая мистификация: поп-культура и суеверие. Л., 1987.

296. Морозов В.В., Скрябов А.П. Противоречивость социализации и воспи­тания молодежи в условиях реформ // Социально-политический жур­нал. 1998. №1.

297. Мудрик А.В. Социализация в «Смутное время». М., 1991.

298. Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1998.

299. Мухина B.C. Особенности развития личности детей, воспитывающих­ся в интернатных учреждениях // Воспитание и развитие детей в детском доме. М., 1996.

300. Мяло К. Время выбора: молодежь и общество в поисках альтернативы. М., 1991.

301. Население третьего возраста: Сб. ст. М., 1986.

302. Начало пути: поколение со средним образованием. М., 1989.

303. Наш молодой современник: диалоги и размышления. М., 1988.

304. Ненашев СВ., Пилатов С.Г. Дети андеграунда: приглашение к разгово­ру. Л., 1990.

305. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6—7 лет. М., 1992.

306. Неформалы: социальные инициативы М., 1990.

307. Никитенко В.В. Демографический анализ поколений. М., 1979.

308. Никитина Т.Т. Так говорит молодежь: Словарь сленга. СПб., 1998.

309. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюци­онной России. Дубна, 1995.

310. Новицкий А.Г., Миль Г.В. Занятость пенсионеров. М., 1981.

311. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1999.

312. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.

313. Общественное и частное призрение в России. СПб., 1907.

314. Оглоблин А.К. Некоторые аспекты традиционной социализации детей у яванцев // Этнография детства. М., 1988.

315. Оглоблин А.К. Социализация детей у малайцев в Малайзии и Сингапу­ре // Этнография детства. М., 1983.

316. Одаренные дети / Пер. с англ. М., 1991.

317. Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. М., 1990.

318. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000.

319. Осадчая Г.И. Стиль жизни молодых горожан // Социологические иссле­дования. 2002. № 10.

320. Осколкова О.Б. Бедные дети богатой Америки // Социологические ис­следования. 2003. № 2.

321. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2000.

322. Осорина М. Кризис «середины жизни». Л., 1995.

323. Осорина М. О культуре дразнения // Педология. 2001. № 6.

324. Осорина М.В. О стратагемах детской субкультуры // Традиционная культура и мир детства: Материалы междунар. научной конф. «XI Ви-ноградовские чтения». Ч. III. Ульяновск, 1998. С. 5.

325. Осорина М.В. Современный детский фольклор как предмет междис­циплинарных исследований (к проблеме этнографии детства) // Совет­ская этнография. 1983. № 3. С. 34-45.

326. Отклоняющееся поведение молодежи. Краткий словарь-справочник / Владим. гос. пед. ун-т, Владимир, 1994.

327. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения: Вып.4. М.,1995.

328. Ошанин М.А. О призрении покинутых детей. СПб., 1912.

329. Павловский О.М. Биологический возраст человека. М., 1987.

330. Пайя П. Старение и старость глазами демографа // Третий возраст. Импакт. Наука и общество 1990. № 1. С. 47—60.

331. Панина Н.В., Сачук Н.М. Старшее поколение в семье / Семья и обще­ство. М., 1982.

332. Пати Дж. Успехи современной кардиологии в лечении болезней сердца у людей пожилого возраста // Третий возраст. Импакт. Наука и общество. 1990. № 1.С. 20-28.

333. Переведенцев В.И. Молодежь и социально-демографические проблемы СССР. М., 1990.

334. Петров Д. Молодежные субкультуры. Саратов, 1996.

335. Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи // Социологические исследования. 2000. № 12.

336. Петрова Н.К. Общественно-политический облик рабочей молодежи. 70-е годы. М., 1986.

337. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дош­кольных учреждениях. М., 1986.

338. Пирожков СИ. Демографические процессы и возрастная структура на­селения. М., 1976.

339. Писарева В. Агрессивно-конформистская субкультура молодежи Рос­сии // Молодежь России на рубеже 90-х годов. М., 1992. Кн. 1.

340. Подросток в северном городе (по материалам социально-криминологи­ческого исследования в г. Надыме). Ч. I— III. Екатеринбург; Надым, 1996. Ч. 1: Социологический портрет. Ч. II: Причины отклоняющегося пове­дения. Ч. III: Социальная реабилитация «трудных».

341. Пожилые люди в нашей стране. М., 1977.

342. Полищук Ю.И. Старение личности // Социальная и клиническая пси­хиатрия. 1994. № 3. С. 108-116.

343. Положение детей в Российской Федерации. Госуд. ежегодный доклад. 1993 год / Мин-во социальной защиты населения РФ. М., 1994.

344. Положение детей-сирот// Вестн. образования. 1999. № 8. С. 3—7.

345. Положение молодежи в советском обществе: аналит. отчет. М., 1990.

346. Полутин СВ. Молодежь в системе социального воспроизводства: Со-циол. анализ. Саранск, 2000.

347. Попов В.М. Государственное и частное призрение детей в дореволюци­онной России. М., 2000.

348. Правовое сознание студенческой молодежи: По материалам социолог, иссле­дования/ Гос. ком. Респ. Татарстан по делам детей и молодежи. Казань, 1995.

349. Преемственность поколений как социологическая проблема. М., 1973.

350. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М., 1990.

351. Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подро­стков в современных условиях. М., 1994.

352. Професиональная ориентация молодежи в условиях рыночной эконо­мики: Межвуз. сб. / Краснояр. инж.-строит. ин-т. Красноярск, 1994.

353. Профессиональный труд в пожилом возрасте. Л., 1976.

354. Прохоров В. Традиции благотворительности и попечительства в России // Родина. 2002. С. 55-56.

355. Психическое развитие воспитанников детского дома. М., 1990.

356. Психология пожилого возраста в аспекте психологической и социаль­ной работы: Метод, рекомендации. Самара, 1996.

357. Психология современного подростка. М., 1967.

358. Пути и перепутья «потерянного поколения». Молодежь Запада у разва­лин общества «всеобщего благоденствия». М., 1985.

359. Радзиховский Л.А., Мазурова А.И. Сленг как инструмент остранения // Язык и когнитивная деятельность. М., 1989.

360. Разин М.В. Психология московских хиппи// Психологические пробле­мы изучения неформальных молодежных объединений. М., 1988.

361. Райнпрехт X. Детдомовские дети остаются на обочине жизни // Родитель.ш. 2002. 5 дек.

362. Раковская О.А. Благосостояние молодежи: достаток и достоинство // Социологические исследования. 1989. № 1.

363. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, пробле­мы, перспективы. М., 1993.

364. Расы и народы: современные этнические и расовые проблемы. Ежегод­ник. Вып. 23 / РАН. Ин-т этнологии и антропологии. М., 1993.

365. Реабилитация детей с ограниченными возможностями. М., 1992.

366. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб., 2002.

367. Революция притязаний и изменение жизненных стратегий молодежи: 1985-1995 годы/Под ред. B.C. Магуна. Ин-т социологии РАН. М., 1998.

368. Ревуненкова Е.В. Ребенок в представлениях батаков Северной Сумат­ры // Этнография детства. М., 1988.

369. Резников С.Г. Рожков А.Г. Жильцы дома — интерната для престарелых: социологический портрет//Социологические исследования. 1991. № 2.

370. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы станов­ления личности / Пер. с нем. М., 1994.

371. Римашевская Н.М. Русский крест// Природа. 1999. № 6.

372. Римашевская Н.М., Бреева Е.Б. Здоровье новорожденных — буду­щее здоровье нации // Социологические исследования. 1996. №11. С. 42-46.

373. Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры. М., 2001.

374. Рожков А.Ю. Борьба с беспризорностью в первое советское десятиле­тие // Вопр. истории. 2000. № 1. С. 134-139.

375. Рожков А.Ю. Молодой человек 20-х годов: протест и девиантное пове­дение // Социологические исследования. 1999. № 7. С. 107—114.

376. Рок: музыка? субкультура? стиль жизни? (обсуждение за «круглым сто­лом» редакции) // Социологические исследования. 1987. № 6.

377. Рок-культура глазами социологов. Информационно-методические материалы. Свердловск, 1989.

378. Россет Э. Процесс старения населения. М., 1968.

379. Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. A.M. Панова и Е.И. Холостовой). Т. 1, 2. М., 1997.

380. Рубахин А.Н. Похвала старости. М., 1979.

381. Рубин 3. Дети без друзей //Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М., 1989. С. 343—360.

382. Рубцова П. Что читают дети. М., 1928.

383. Русский школьный фольклор. М., 1998.

384. Руткевич М.Н., Потопов В.П. После школы: Социально-профессио­нальные ориентации молодежи. М., 1995.

385. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 90-98.

386. Рыбачук Н.Ф., Гуцу В.Г. Духовный мир молодежи: опыт социологиче­ского исследования. Кишинев, 1991.

387. Рыбинский Е.М. Дети России на рубеже XXI века. М., 2000.

388. Рыбинский Е.М. Социально-правовые проблемы детства. М., 1999.

389. Рыбинский Е.М., Кузнецова Л.В., Несмеянова М.И. Государственная социальная политика в интересах детей // Социологические исследова­ния. 1998. № 12. С. 79-82.

390. Рязанцев С. Танатология (учение о смерти). СПб., 1994.

391. Сабиров В.Ш. Русская идея спасения. Жизнь и смерть в русской фило­софии. СПб., 1995.

392. Салагаев А.Л. Насилие в молодежных группировках как способ конст­руирования маскулинности // Журн. социологии и социал. антрополо­гии. 2002. Т. 5. № 1. С. 151-160.

393. Салагам А.Л., Максудон P.P. Подросток в городе: проблемы социализа­ции. Казань, 1988.

394. Салимова К., Додде Н. Педагогика народов мира: история и современ­ность. М., 2000.

395. Саралиева З.М., Балабанов С.С. Пожилой человек в Центральной Рос­сии // Социологические исследования. 1999. № 2. С. 54-65.

396. Сафонова Т.Я. и др. Реабилитация детей в приюте. М., 1995.

397. Свирский А.И. Несчастные дети. СПб., 1897.

398. Селиванов А. Учреждения по призрению детей. СПб., 1900.

399. Селиванов А.Ф. Воспитательные, сиропительные и сиротские дома, приюты для подкидышей, приюты для малолетних. СПб., 1907.

400. Семенова В.В. Социология молодежи//Социология в России. М., 1996. С. 323-344.

401. Семенова В. Индивидуальные судьбы одного поколения // Молодежь России на рубеже 90-х годов. М., 1992. Кн. 1.

402. Семенова В.В. Социология молодежи // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1996.

403. Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике // Социологичес­кие исследования. 1998. №11.

404. Сергейчик СИ. Факторы гражданской социализации учащейся моло­дежи // Социологические исследования. 2002. № 3.

405. Сибирев В.А., Головин Н.А. Штрихи к портрету поколения 90-х годов // Социологические исследования. 1998. № 3. С. 106—117.

406. Сидоренко-Стивенсон С.А. Московские бездомные // Человек. 1996. №2.

407. Сикевич З.В. Молодежная культура: «за» и «против»: Заметки социоло­га. Л., 1990.

408. Симонов К. Глазами человека моего поколения // Знамя. 1988. № 3. С. 3-66.

409. Сироты России: право ребенка на семью. М., 2001.

410. Скороходов В.В. Боевые искусства Востока как досуговый интерес мо­лодежи // Социологические исследования. 2000. № 3.

411. Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молоде­жи // Социологические исследования. 2002. № 1.

412. Слепцов Н.С. Социальная защищенность молодежи. М., 1990.

413. Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.

414. Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность// Со­циологические исследования. 1998. № 3. С. 117—121.

415. Смоленская Н.Е. Трудовое вспомоществование детей московских при­ютов. М., 1998.

416. Снайдер М., Снайдер Р. Ребенок как личность. М., 1995.

417. Собкин B.C., Кузнецова Н.И. Российский подросток 90-х: Движение в зону риска. Аналитический доклад. М., 1998.

418. Соболев Р.П. Запад: кино и молодежь. М., 1971.

419. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. Итоги соц. ис­следования. М., 1999.

420. Соколов А.В. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 115—123.

421. Сонин М.Я., Дыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе. М., 1984.

422. Сорокин В.М. Охрана детства. СПб., 1893.

423. Социальная работа с пожилыми. М., 1995.

424. Социально-демографический портрет студента. М., 1986.

425. Социальное самочувствие молодежи (региональный социологический мониторинг). Вып. № 2. Тула, 1996.

426. Социально-молодежная работа: международный опыт. М., 1997.

427. Социальные проблемы молодежи: Социологические очерки. СПб., 1995.

428. Социальные службы для молодежи: Материалы и документы. М., 1995.

429. Социологические исследования по проблемам культуры и досуга молодежи: Инф. метод, сб. М., 1990.

430. Социология молодежи. Ростов н/Д., 2001.

431. Социология молодежи: Учеб. / Под ред. В.Т. Лисовского. СПб., 1996.

432. Социология молодежной культуры. Духовность провинции: межвуз. сб. науч. тр. / Тамбов, гос. ин-т культуры. Тамбов, 1995.

433. Спиридонова Г., Лылова О. Сдвиги в системе профессиональной под­готовки молодежи // Вопросы экономики. 1998. № 1. С. 92—98.

434. Стазаева И.В. Безработная молодежь в социальной структуре и полити­ческой жизни современного российского общества. Саратов, 1996.

435. Старость. Популярный справочник/ Пер. с польского. М., 1996.

436. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М., 1996.

437. Стивенсон С.А. О феномене бездомности // Социологические исследо­вания. 1996. № 8.

438. Строева А. Дети, кино и телевидение. М., 1962.

439. Субкультурные объединения молодежи: критический анализ. М., 1987.

440. Султанта М.А. Феномен контркультуры в массовом сознании // Контр­культура и социальные трансформации. М., 1988.

441. Сундиев И.Ю. Самодеятельные объединения молодежи // Социологи­ческие исследования. 1989. № 2.

442. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.

443. Тайны великих долгожителей. Минск, 1998.

444. Тальчук А., Конопля Е., Мосалыго В. Социально-гигиенические и на­следственные факторы долголетия населения Белорусской ССР // Тре­тий возраст. Импакт. Наука и общество. 1990. № 1. С. 86—97.

445. Тарантей В.П. Лицом к молодежи. Минск, 1990.

446. Тарасов A. Skinheads au naturel // Неприкосновенный запас. 1999. № 5 (7).

447. Тарасов А. Молодежь как объект классового эксперимента // Свобод­ная мысль-ХХ1. 1999. № 11.

448. Телеэкран приглашает детей. М., 1976.

449. Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М., 1975.

450. Титма М.Х., Саар Э.А. Молодое поколение. М., 1986.

451. Тиц Б.Н. Детские приюты: Справочная книжка для лиц, имеющих на­добность помещать детей в приюты. СПб., 1886.

452. Толстой Л.Н. Путь жизни. М., 1993.

453. Толстых А. Возрасты жизни. М., 1988.

454. Топалов М.Н. Некоторые проблемы исследования социальной сферы. М., 1987.

455. Топоров А. Новые бритоголовые // Казань-Мир-Транзит. 1997. 12сент.

456. Торнстам Л. Помощь пожилым и престарелым в Швеции: семья и обще­ство // Третий возраст. Импакт. Наука и общество. 1990. № 1. С. 61-69.

457. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управ­ление. СПб., 1991.

458. Трисман В.Г. Обряды и поверья, связанные с рождением и воспитани­ем ребенка у малых народов Индонезии. Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. М., 1980.

459. Труд детей. Итоги социологического исследования. М., 1997.

460. Трудящаяся молодежь: образование, профессия, мобильность/ Под. ред. В. Н. Шубкина. М.: Наука, 1984.

461. Трыкова О.Ю. Современный детский фольклор и его взаимодействие с художественной литературой. Ярославль, 1997.

462. Урланис Б. История одного поколения. М., 1968.

463. Федоров С, Хлобустов О. Детская беспризорность: опыт исторической борьбы // Государственная служба. 2001. № 3. С. 20—24.

464. Федоров С.Г. ВЧК и борьба с детской беспризорностью и безнадзорно­стью // Безопасность. 1999. № 3/4. С. 243-249.

465. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.; Воронеж, 1997.

466. Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению: Социальная подвижность. М., 1989.

467. Филиппов Ф.Р. и др. Трудовые биографии поколений // Социологиче­ские исследования. 1986. № 4.

468. Фокин В.М. Социальная и правовая защита молодежи от алкоголизма и паразитизма. М., 1991.

469. Хейфлик Л. Биология старения человека // Третий возраст. Импакт. Наука и общество. 1990. № 1. С. 5-19.

470. Хибовская Е.А. Ориентации молодежи в сфере образования // Эконо­мические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. Информ. бюл. Вып. 5. М„ 1995. С. 2-30.

471. Хломов Д.О н

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...