Субъект и объект познания в социологии
Объект принято понимать как область (фрагмент) действительности, противостоящую субъекту в его деятельности1. В отличие от философских категорий «материя» и «сознание», связь между которыми носит генетический характер, связь между методологическими понятиями «субъект» и «объект» имеет скорее логическую нагруженность2. Дистанцированность (отстояние, доходящее до противоположения) субъекта и объекта и превращение объекта науки в ее предмет можно выразить схематически так: Рис. 19. Процесс превращения объекта науки в ее предмет См. работы В.А. Лекторского, К.Н. Любутина, Н.В. Дудченко, B.C. Степина, Б.С. Грязнова, Б.С. Дынина, Е.П. Никитина, Н.И. Сычева и др. Погосян Г.А. Метод интервью и достоверность социологической информации. Ереван, 1985. С. И • Преднаучное существование предмета теории дано в качестве независимого от субъекта бытия объекта (Фаза I), оно демонстрирует собой отсутствие активно-преобразовательной вовлеченности объекта в познавательную и практическую деятельность субъекта, и только общественная потребность ставит объект в фокус познавательных действий (Фаза II). Нужно сказать, что средством выбора объектов и превращения их в предмет науки выступают техники наблюдения и эксперимента, теоретико-познавательные схемы практической деятельности. Вместе с тем субъект отбирает и фиксирует в сознании вовсе не любые, в том числе случайные, характеристики объективных явлений. «В сознании существует, хотя и постоянно видоизменяется, определенная схема подхода к объекту. Благодаря этому происходит вычленение в объектах более или менее устойчивых характеристик»3, совокупность которых и называется предметом исследования.
Совокупность инвариантных характеристик объекта кристаллизуется в предмет науки лишь в конце Фазы II. На следующем же этапе (Фаза III) происходит взаимонаправленный процесс теоретизации, т.е. включения объекта познания (ставшего теперь предметом изучения) в теоретическую идеализированную систему объектов. Таким образом, предмет науки — это диалектически «снятый» в процессе познавательно-практической деятельности реальный объект. «Динамическое поле», служившее ранее общим контуром взаимодействия субъекта и объекта (рис. 19, фаза II — показана пунктирной линией), как бы снимается, превращается в непрерывный континуум взаимопереходов, осуществляющихся между идеальными конструктами теоретической модели предмета исследования. Преобразование объекта в предмет познавательной деятельности — это первая (но не последняя, так как существует и обратное преобразование предсказаний научной теории в систему практических рекомендаций и социальных технологий) форма активности субъекта. Реальные объекты социологической науки — по существу артефакты. Трудовые коллективы, большие и малые социальные группы, институты и т.п. — это не естественно возникшая, а созданная человеком искусственная среда, социокультурная реальность, нормативно-заданные и вербально конституируемые реалии в ней существуют на том же законном основании, что и материально-предметная вещественность. Однако в теоретическом, идеализированном мире науки подобные артефакты рассматриваются в качестве естественно-исторических, объективных явлений и, будучи реифицированными, вновь включаются в искусственную систему соотнесения уже как абстрактные объекты. С одной стороны, подобный прием огрубляет существующее в реальности многообразие конкретных связей и ситуаций. Поэтому правомерно считать, что предмет социологического исследования отражает лишь одну из сторон объекта4. С другой — система идеализированных объектов теории выявляет самые важные, существенные аспекты реальности, включает объекты в новые, неожиданные соотношения и тем самым дает прирост знаний, расширяет сферу практических возможностей науки.
В отличие от предмета исследования, который формируется в зависимости от наших целей и задач, объект по своим эмпирическим свойствам, согласно мнению некоторых авторов, не зависит от познающего субъек- ЗотовА.Ф. Структура научного мышления. М., 1973. С. 18. 4 Рабочая книга социолога. М., 1976. С. 131. та5. Правда, в последнее время такой подход подвергается существенной корректировке. Так, например, оказалось, что «реальность предстает в социологической науке не в чистом виде. Она претерпевает трансформацию, воплощаясь первоначально в позициях (кодах) документов сбора первичной социологической информации, затем в таблицах, формулах, графиках и т.п.»6. Эмпирические свойства, таким образом, зависят от познающего субъекта, поскольку элементы теоретического языка не только присутствуют, но и являются неустранимым моментом всякой эмпирии. Уже на стадии первичного сбора вопреки тому, что считалось ранее, социолог оперирует не непосредственными признаками, а идеализированными объектами7. Сформировавшаяся в последние годы так называемая «радикальная» микросоциология (как методологический ответ на кризис нормативной социологии второй половины XX в.) считает, что ценности и нормы поведения людей не могут быть вербализированы без противоречия. Причина в том, что нормативные понятия являются либо ретроспективным итогом, либо конструкцией ученого, но не свидетельствами из первых рук. «Строго говоря, — полагает Р.Коллинс, — не существует таких вещей, как «государство», «экономика», «культура», «социальный класс». Это всего лишь собрания индивидов, участвующих в различного типа микроситуациях...»8 Оперируя подобными понятиями, как «стенограммы микроявлений», ученый никогда не покидает своей собственной микроситуации. Все, что он делает, это по существу компиляция: он суммирует серии кодов и трансляционные процедуры до тех пор, пока текст не готов и его нельзя представить как репрезентацию микрореальности. Коллинс лишь присоединяется к мнению Гарфинкеля (1967) и Цикурела (1975), когда резюмирует свои мысли: ученый консервирует социологическую информацию в закрытые вопросы. Возможно, что все социологические данные в том виде, в котором они предстают перед нами, есть всего лишь «пробные» (tentative) мик-роугверждения. И хотя они являются полезными апроксимациями реальности, их эмпирическая надежность зависит от того, в какой степени нам удалось установить, что они не представляют собой искажающей реификации9.
Очевидно, что первоначальный и нерасчленимый ранее комплекс «субъект-объект» распадается — если, разумеется, серьезно считаться с реальной, а не декларируемой деятельностью социолога — на более сложное образование, указывающее на особенности взаимодействия объекта, условий наблюдения и самого субъекта. Интересно, что такую ситуацию впервые обнаружили в социологии именно физики (И.С. Алексеев и Ф.Б. Бородкин), которые экстраполировали на социологию один из важнейших методологических принципов квантовой механики — принцип дополнительности (одна из его разновиднос- Словарь прикладной социологии. Минск, 1984. С. 98. Батыгин Г.С. Соотношение понятий и переменных в социологическом исследовании // Социологические исследования. 1981. № 3. С. 57. Понятие «хоторнский эффект», широко обсуждаемое индустриальными социологами США, выявило неустранимое воздействие субъекта на чистоту и точность измерения эмпирических свойств объекта. Повышение производительности труда Э.Мэйо, по его словам, добился благодаря активизации «человеческого фактора», на самом же деле оно было результатом неосознанного манипули-рованого психологическим состоянием испытуемых со стороны ученого-наблюдателя плюс заинтересованного участия в предлагаемой «игре» самих испытуемых. ' Collins R. On the Microfoundation of Macrosociology // AJS. 1981. Vol. 86. No. 5. P. 988. Ibid. P. 988. тей — принцип относительности к средствам наблюдения А. Фока). «Объектом исследования оказывается уже не сама реальность, существующая независимо от наблюдателя, а система, состоящая из объекта (в классическом смысле) и условий наблюдения, под которыми мы понимаем совокупность процедур измерения, включая методы и средства измерения, а также собственно наблюдателя (исследователя), связанного с наблюдаемой системой», — писали они10.
Подобная ситуация, по мнению известного физика В. Гейзенберга, характерна не только для социальных, но и для естественных наук: «Естествознание описывает и объясняет природу не просто так, как она есть «сама по себе», напротив, оно есть часть взаимодействия между природой и нами самими. Естествознание описывает природу, которая подвергается нашим способам постановки вопросов и нашим методам исследования»". Еще одна тонкость состоит в том, что если объектом изучения выступает опрашиваемый, то нелепо предполагать, что, например, до начала интервью он обладает сформировавшимися убеждениями. В большинстве случаев мнения опрашиваемых формируются по ходу общения12, но формируются, как правило, под воздействием (прямым или косвенным, явным или неявным, директивным или мотивирующим) самого социолога. Фактически подобная ситуация выступает преобладающим типом социологического способа взаимодействия субъекта и объекта13. Хотя предмет исследования и предполагает свой объект, но полностью не совпадает с ним. Объясняется это тем обстоятельством, что один и тот же социальный объект может изучаться для решения различных научных проблем. Так, рабочие промышленного предприятия (объект) опрашиваются для изучения проблем мотивации и стимулирования труда, его условий и организации, текучести кадров и стабилизации коллектива. По существу предмет устанавливает те самые границы, в рамках которых объект изучается в данном исследовании.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|