Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы, подходы и направления прикладного исследования




Согласно мнению западных специалистов, прикладные социальные ис­следования [ПСИ] ближе всего стоят к базисным исследованиям и не­значительно отличаются от них.

Именно поэтому их часто смешивают. В США, в отличие от нашей страны, редко используется термин «социальная технология», чаще говорят о ПСИ. ПСИ —это приложение социологического знания и исследовательских приемов к получению эмпирически обоснованной информации о прак­тических проблемах. Исследовательские методы здесь мало чем отли­чаются от базисной науки, но получаемое в ПСИ социологическое зна­ние более специфично и детализировано.

_ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИКЛАДНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Принято различать, по крайней мере, три разновидности ПСИ: описатель­ное, аналитическое, оценочное1.

Описательное исследование самый простой и доступный тип изучения реальности. Его предназначение — получить эмпирическую информацию о социальных проблемах. Так, деловые фирмы просят социологов описать моральный климат в трудовом коллективе или провести структурирование социальных позиций потребителей конкретной компании, изучив, какие продукты предпочитают ее покупатели. Не зная тонкостей взаимоотношений людей, взаимодействий социальных групп, бизнесмен, владеющий управлен-

Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 8-9.

ческой практикой и ограниченный экономическим либо инженерным обра­зованием, разумеется, не способен широко взглянуть на ситуацию, увидеть и осмыслить ее в настоящем свете. Ему нужна помощь высококлассного спе­циалиста. Такой консультант, рассмотрев производственную ситуацию под новым углом зрения, позволит ему обнаружить то, что он упустил. Уже одно это помогает принимать правильные управленческие решения.

Однако прикладник — не просто информатор для заказчика, он дает ре­комендации по социальной политике, разрабатывает альтернативы действий, обобщает передовой опыт в данной сфере и предлагает практические пути приложения научных знаний2.

Аналитическое исследование трудно отличить от описательного. Его ха­рактерная деталь — стремление построить эмпирическую модель социаль­ного явления. А любая модель ставит своей целью не просто описать, но объяснить процесс. Так, по заказу общественной организации социолог, описав объект, должен объяснить, почему население оказывает поддержку одному кандидату и не оказывает другому. Причем «предпочтение» нужно определить в терминах социальных групп, партийной принадлежности, со-циоэкономического статуса избирателей. Аналитическое исследование очень похоже на базисное, если проведено по одной и той же теме. Разли­чаются же они типом используемых в модели переменных. Прикладник выбирает из всего множества переменных и индикаторов, относящихся к теме, только те, которые можно затем использовать в практике принятия решений. Академический же социолог ничего такого не делает, он опира­ется на всю информацию.

Оценочные исследования — это совокупность моделей и приемов, позволя­ющих оценить — в социальных, экономических или политических терминах — конечный результат (эффект) научно-поискового либо прикладного исследо­вания (целенаправленного вмешательства в социальные процессы). Примером может служить внедренческая программа улучшения стиля руководства в де­ловой организации. Оценочные исследования призваны не только дать обо­снованную критику и коррекцию фундаментальных и прикладных программ, но также рассчитать их себестоимость, определить наиболее рациональную методику проведения и внедрения, то, в какой степени достигнуты поставлен­ные в исследовании цели, т.е. дают эмпирическую проверку запланированных мероприятий и процедур, указывают возможные последствия, к которым мо­жет привести данное исследование или программа3. Используемые здесь тех­нологии измерения те же самые, что и в социальной науке в целом. Оценива­ние практических социальных программ — очень важный вид прикладных исследований. Применяя теорию и методы социальной науки, прикладник оценивает ресурсы, стоимость, сроки, степень выполнимости и последствия внедрения социальной программы, например кадровой политики.

Процедура оценивания начинается с определения мотивов и задач оцен­ки, чтобы обеспечить правильное понимание ее цели и использования, а также параметров (например, объем при оценке политики влияния). Важ-

Freeman H.E., Rossi P.H. Furthering the applied side of sociology // Amer. Sociol. Rev. 1984. Vol. 49. No. 4. P. 576.

Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings/ Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R.. Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 79.

ной частью данного этапа является распределение ролей и ответственности каждого участника процесса (органы власти, которым необходима оценка, организационный комитет, группа, проводящая оценку, и т.д.)- Следующая ступень включает подготовку исходных условий оценки, определение клю­чевых вопросов, критериев оценки и требуемых результатов, а также логис­тику — бюджет и график. Сама процедура оценки включает принятие реше­ний, основанных на опыте группы, проводящей оценку, а также используе­мые методологические инструменты. Процесс завершается рассмотрением и использованием результатов оценочной деятельности, сравнением качества проведенной оценки с первоначальными задачами и критериями, такими как надежность, достоверность, ясность и беспристрастность выводов.

В течение первой половины XX в. оценочные исследования активно про­водились во многих областях знания и отраслях промышленности. Большой вклад в их развитие внес известный методолог Д. Кэмпбелл, разработавший теорию квазиэксперимента. В сфере промышленности оценочные исследо­вания первыми появились в угольной промышленности США в 1960-е гг. Они проводились по контрактной системе с частными фирмами, которые, как правило, нанимали профессионально подготовленных социологов. Оце­ночные исследования ныне — основная сфера приложения труда для тысяч специалистов, в том числе социологов. Основным заказчиком и спонсором таких исследований в США выступает Федеральное правительство.

В Германии, Нидерландах, Швеции, Австрии, Ирландии и Великобри­тании процесс оценки всегда рассматривался как важная часть политики не только на региональном, но и на различных правительственных уровнях. Оценка здесь является частью политического процесса. В конце 1960-х гг. оценочные исследования стали неотъемлемой частью региональной полити­ки в Германии, в начале 1970-х гг. долговременная программа оценки эф­фективности и результативности всех инструментов региональной полити­ки рассматривалась британским парламентом. Великобритания традицион­но считается наилучшим примером хорошо развитой культуры оценки. Политики осознают важность постановки задач, мониторинга и оценки и вкладывают большие инвестиции в оценку эффективности региональной по­литики за последние 20 лет.

По мнению Ф. Каро, в последние 20 лет оценочные исследования (evaluation research) считаются главной сферой приложения усилий прикладников. При­кладники занимаются научной оценкой правительственных программ в сфе­ре социальной политики. Оценочным исследованиям посвящены специаль­ные журналы: Evolution Review, Evolution and Program Planning, ежегодная серия научных сборников Evolution Studies Review Annual, учебные пособия, хре­стоматии, практикумы, учебные курсы, на многих университетских кафедрах открыта соответствующая специализация4.

Оценочные исследования в последней четверти XX в. перекочевали в сферы большой политики и макроэкономики, став там незаменимым инст­рументом повышения эффективности принимаемых решений. После объ­единения Германии вся созданная в ГДР исследовательская школа стала

См. например: Саго F.G. (ed.) Reading in Evalution Research. N.Y.: Russell Sage Foundation, 1977; Guttentag M., Struening E.L. (eds.) Handbook of Evalution Research. Beverly Hills, Calif.: Sage, 1975; Franklin J.L., Thrasher J.H. An Introduction to Program Evalution. N.Y.: Wiley-Intereccence, 1976.

предметом оценивания, результатом которого должно было стать заключе­ние о дальнейшем существовании системы институтов и ученых. Оценочные исследования быстро превратились в «растущую индустрию» (Н. Freeman). На первом этапе своего развития оценочное исследование как отражение по­литики реформирования, в условиях которой оно возникло, концентриро­валось главным образом на росте эффективности (output) государственной политики. Во время же «второй волны», с 1980-х гг., после неолиберальной критики модели экономики благосостояния и консолидированного бюдже­та, во внимание стали приниматься прежде всего вопросы сокращения рас­ходов (input)5.

Рис. 1. Исследования на тему: «Чем и как питаются россияне»

Под оценочным исследованием Гельмут Вольманн понимает система­тическое, использующее методы социальных наук, концептуальное обосно­вание и анализ ситуации, которые следует рассматривать как вариант при­кладного социального исследования. Под политическим оцениванием (policy evaluation), или иначе — программным оцениванием (program evaluation), следует понимать аналитическую процедуру, направленную на то, чтобы осмыслить и оценить достижение целей и воздействие государ­ственной политики (или политико-административных мероприятий). Ныне оценка выступает составным элементом правительственной политики в Западной Европе и Северной Америке. Европейская комиссия (1999) так обосновывает ее важность: «Целью оценки является проверка истинных причин вмешательства в дела общества, проверка воспроизводимого удач­ного опыта и провалов политики, чтобы избежать их повторения, и обрат­ный отчет перед гражданами. Если предприятия частного сектора не име-

Wollmann H. Politikevaluierung/Evaluierungsforschung // Nohlen, Dieter (Hrsg.), KJeines Lexikon der Politik. Munchen: Beck, 2001.

ют особой нужды отчитываться за свои действия, так как объективной оцен­кой их деятельности является рынок, организации общественного сектора обязаны проводить оценку их деятельности». Для оценки экономической эффективности региональной (местной) политики во многих странах раз­работаны стандартные тесты, позволяющие в короткие сроки дать точные количественные величины. Стандартная оценка учитывает, в частности, уровень региональной безработицы, социально-экономический уровень развития региона, социальную справедливость, стратегические или воен­ные расходы. Сравнительное сопоставление помогает регионам быстро уз­навать о развитии соседей, принимать действенные меры по выравниванию региональных различий6.

В области оценочных исследований сегодня используется широкий набор методов, которые разбиты на несколько групп по классификации Комитета региональной политики Европейского союза. Сюда входят средства глобаль­ной оценки программы, включая структурирование оценки (анализ SWOT, концептуальная карта, цветовое голосование), наблюдение за изменениями в оцениваемой области (индивидуальные опросы, фокусная группа, иссле­дование конкретных случаев), анализ данных (GIS, сдвиговый анализ, мо­дели ввода—вывода и макроэкономики) и выводы (экспертные заседания, многопараметрический анализ).

Оценочные исследования распространены буквально во всех сферах жиз­ни общества и используются представителями как социальных, так и есте­ственных наук. Так, Институт питания РАМН постоянно проводит оценоч­ные исследования того, чем и как питаются россияне. Лондонская фирма BDG Consulting, столкнувшись с растущей потребностью в анализе деятель­ности британского сектора управления ценными бумагами, регулярно про­водит оценочные исследования. После длительного и многоэтапного процес­са внедрения «Проекта первичной профилактики употребления психоактив­ных веществ в школьной среде» (НА. Сирота, В.М. Ялтонский, И.Л. Баушева, И.И. Хажилина, О.В. Петунс, И А. Корецкая), длившегося три года, было проведено оценочное исследование, ставившее целью выяснить, насколько эффективным он оказался. Исследование — устный опрос и анкетирование участников (родителей и учащихся) — основывалось на учете динамики фак­торов устойчивости личности к стрессу и социальному давлению, так назы­ваемых протективных факторов или факторов «антириска»7.

М. Скрайвер (1967) различал процессуальные и итоговые оценочные ис­следования. Процессуальные исследования отвечают на вопросы, позволя­ющие вмешиваться в ход программы, среди них, например, такие вопросы: принимается ли программа участниками, участвуют ли они в ней с удоволь­ствием или отвергают, в чем сильные и слабые стороны программы, по мне­нию участников и персонала, что именно дает нужные, запланированные результаты? С целью получения процессуальных оценок проводится устный опрос и анкетирование участников. На этой основе Ф. Тиббитс предлагает различать два вида оценок — формирующую и итоговую. Формирующие

Сокращенный вариант классификации по источнику: СЕС: Evaluation design and man agement. Vol. 1. MEANS Collection: Evaluating socio-economic programmes. Luxembourg: Commission of the European Communities, OOPEC, 1999. Информация с веб-сайта Министерства здравоохранения РФ: http://www.niinop.ru/ressir.html

оценки проводятся на стадии подготовки проекта и на первом этапе его вы­полнения. Собранная в процессе работы информация поможет организато­рам программы сделать ее более эффективной8.

Итоговая оценка делается один раз. Она документально фиксирует резуль­таты работы, определяет степень достижения поставленных целей.

Примером формирующей оценки служат контрольные работы, которые пишут школьники в середине учебного года. Результаты работ обеспечива­ют обратную связь: школьники узнают свои слабые места и могут над ними больше работать во второй половине года. На занятиях по повышению ква­лификации педагогов тоже важны промежуточные результаты, они позво­ляют уже на следующий день перестроить повестку дня. Формирующая оцен­ка, проведенная после первого года выполнения трехлетней программы, дает возможность понять, достижимы ли поставленные цели.

Итоговые оценки выносятся после завершения программы. На их основе эксперты или администрация решают, достигнуты поставленные цели или нет. Таков годовой экзамен у студентов, итоговая оценка подготовки педа­гога, окончательная оценка результатов трехлетней программы. Без сомне­ния, итоговые оценки оказывают сильное влияние на аудиторию: результа­ты экзаменов важны для будущего школьника, спонсоры программы поду­мают, надо ли финансировать ее дальше9. Оценка позволяет выносить компетентное суждение о нынешнем состоянии объекта, сравнивать его с аналогами или эталоном, делать критические выводы.

Оценочные исследования активно используются в ходе рекламной кампа­нии, помогая не только вовремя измерить эффективность тех или иных рек­ламных обращений, но и оценить перспективные рынки, скорректировать позиционирование товара. Оценочные исследования — это исследования, направленные на измерение эффективности завершенной или почти завершен­ной рекламы. Методы оценки рекламы подразделяют на восемь категорий: тесты на запоминание, тесты на убедительность, подсчет непосредственного отклика, коммуникативные тесты, фокус-группы, физиологические тесты, кадровые тесты, внутрирыночные тесты10. Все виды тестов предполагают не­посредственный контакт с потребителями. Тестирование могут проводить после запуска рекламы в СМИ и до него. Тест на запоминание позволяет оп­ределить, насколько хорошо та или иная реклама отпечаталась в сознании потребителей, установить, запомнили ли они название товарного знака. По­лученные в них результаты помогают эффективнее организовать обратную связь между получателями информации и коммуникаторами.

При оценивании эффективности PR-кампаний используются такие кри­терии, как сложность поставленных задач, оригинальность и нестандартность замысла кампании, соответствие результата поставленным задачам, масштаб проекта, стратегическое планирование кампании, наличие качественных. изменений в результате проведенной работы, удовлетворенность заказчика достигнутыми результатами, оптимальное сочетание затрат и эффективно­сти, общественный резонанс по итогам кампании. Оно предполагает исполь-

Тиббитс Ф. Оценка правового образования. М.: Логос, 1999.

Уэллс У., Бернет Д., Мориарти С. Реклама: Принципы и практика. СПб.: Питер, 1999. С. 634-635. Комиссарова Т.А. Конкурентные преимущества компании на рынке (исследование оценочных орга­низаций на рынке оценки имущества и бизнеса) // Антикризисное управление. 2001. № 11—12.

зование социологических исследований, фиксацию изменения поведения аудитории на всех этапах кампании. Такой подход к оценке эффективности PR, по мнению специалистов, максимально эффективен, но в то же время — максимально затратен1'.

Согласно точке зрения Е. Попова, директора Маркетингового информа­ционного центра, измерения эффективности PR-кампаний методами социо­логии делятся на три этапа. Первый — установочные исследования. Их ре­зультат — основа для четкого формулирования проблемы, грамотного пла­нирования и разработки программы, ее эффективной реализации. Второй этап — трекинговые исследования аудитории. Стандартный набор критери­ев оценки эффективности рекламной кампании в СМИ — частота упомина­ний о заказчике в рамках кампании, уровень охвата целевой аудитории, со­став фактической аудитории данного сообщения. Но этого явно недостаточ­но. Необходимо оценивать не только уровень реализации кампании, но и степень ее воздействия на целевую аудиторию — какая часть потребителей восприняла суть сообщения, как количественно изменились уровни спон­танной информации о продукции, услуге или компании. Третий этап изме­рений — оценочные исследования, которые делают PR, с одной стороны, функцией управления, с другой — управляемым процессом12.

Оценочные исследования могут быть самого разного масштаба — от тес­тирования учеников одного класса до изучения социальных институтов всего общества. Так, например, Межгосударственный статистический комитет стран СНГ в 2001 г. провел оценочные исследования уровня тенизации эко­номики постсоветских государств. По уровню доли теневого сектора в струк­туре ВВП «первое» место занял Казахстан. В Казахстане доля теневой эко­номики в валовом внутреннем продукте страны составляет 30%, сообщает еженедельник «Панорама» со ссылкой на Reuters. В Армении доля теневого сектора составляет 29%, в Узбекистане — 28, в Грузии — 26, в Азербайджане этот показатель составляет 20—22% ВВП, в России теневая экономика зани­мает 22%, в Туркмении — 16, в Молдавии — 15%. В Украине теневым секто­ром охвачено, как считают в Статкомитете, 20% ВВП. Минимальные уров­ни теневой экономики Статкомитет зафиксировал в Киргизии — 9,5% и Беларуси — 9%.

Оценочные исследования проводятся с использованием самых разных методов, известных или распространенных не только в социологии, но и в других социальных науках, в том числе такого экзотического для социоло­гии приема сбора информации, как эксперимент.

Интересный опыт проведения оценочных исследований накоплен амери­канскими социологами в сфере музейного дела. Художественные музеи за­трачивают значительные ресурсы и время для развития программ многора­зового посещения музеев учащимися. Но исследования на тему образователь­ной целесообразности таких программ встречаются достаточно редко. Специалистам точно неизвестно, что нового узнают школьники, приобщив­шись к опыту занятий искусством в музеях. Еще менее известно о длитель­ности воздействия на студентов занятий в художественных музеях. Нацио­нальная галерея США заключила договор с Институтом учебных инноваци й

Моисеев А. Проблема оценки эффективности PR-кампаний // http://www.ricn.ru/pr/material/2553/ 12 См. там же.

для изучения результатов многоразовых посещений галереи школьниками округа Колумбия.

Весной 1998 г. завершился четвертый год реализации. Каждый год про­грамма апробировалась на учениках четвертого, пятого и шестого классов. Каждый год в занятиях принимали участие примерно 300 человек. Важным аспектом программы являются оценочные исследования, направленные на сбор следующей информации: как участие в программе «Искусство за углом» влияет на способность подростков интерпретировать и обсуждать произве­дения искусства, влияет ли участие в программе на отношение школьников к произведениям искусства и художественному музею? Исследование бази­ровалось на качественном подходе, на последнем этапе были применены смешанные методы. Контрольную группу, использованную для сравнения, составили учащиеся школы, не участвовавшей в программе.

Первая часть исследования включа­ла письменное сочинение-обзор, цель которого — установить сопоставимость демографических характеристик экспериментальной и контрольной групп (обе группы из одного социального слоя, у них сопоставимый опыт воспри­ятия произведений искусства и посещения художественного музея), а также определить общую базу познаний по искусству. Во второй части учащимся показывали репродукции картин Национальной галереи и просили дать их письменную интерпретацию.

Письменные ответы имели форму Personal Meaning Mapping (личной сет­ки оценки). Этот инструмент измеряет знания с помощью четырех критери­ев: словаря, широты понимания, глубины понимания, всеобъемлемости понимания. В третьей части исследования представители контрольной и экспериментальной групп участвовали в межгрупповых дискуссиях. По ито­гам исследования было установлено, что программа «Искусство за углом» оказала мощный долговременный эффект на развитие эстетических способ­ностей учеников13.

Г. Фриман и П. Росси14 к методам и видам прикладных исследований от­носят также:

♦ картирование;

♦ моделирование социальных явлений.

Картирование (mapping) и исследование социальных индикаторов — это описательное по характеру и целям исследование, предназначенное дать оценку масштабов изучаемого явления, его местоположение и распределе­ние в физическом пространстве и социальной среде (по регионам и соци­альным группам) и тенденции его изменения во времени. Например, кан­дидат на местных выборах стремится узнать, какие группы населения его поддерживают, т.е. определить электорат. Или торговая фирма изучает сег­ментирование рынка сбыта своей продукции.

Такого рода описательные исследования по точности должны превосхо­дить даже академические исследования. Но часто клиенту нужна прикидоч-

Даунз Л. Сообщение об анализе долговременной музейной программы «Искусство за углом» // http: //www.rusmuseum.ru/center/tez9.htm 14 Freeman H.E., Rossi P.H. Furthering the applied side of sociology // Amer. Sociol. Rev. 1984. Vol. 49. No. 4. P. 571-580.

ная информация, полученная методом «на скорую руку». Если кандидату на выборах достаточно знать, поддерживают его 40 или 60% электората, то тра­тить дополнительные средства на выяснение состава электората с точностью до десятых долей процента не имеет смысла. Заказчик сам определяет допу­стимые границы отклонения. Точность минимизируется и вследствие дав­ления сроков выполнения (от нескольких недель до нескольких месяцев).

Моделирование социальных явлений — этот тип прикладного исследования тесно связан с академическим типом и касается разработки обобщенной моде­ли протекания социального процесса. Например, правительство страны обес­покоено распространением оружия в криминальной среде. Оно ставит задачу выяснить, по каким каналам оружие попадает в частные руки, циркулирует от производителя к посредникам и потребителям, как переходит от одного владель­ца к другому. В таком случае строится модель распространения оружия, опира­ющаяся на данные прессы, информацию спецорганов, результаты опроса экс­пертов и, возможно, собственного эмпирического исследования. Главное здесь — общая модель процесса, а не точность эмпирических данных.

Моделирование социальных явлений в прикладном исследовании не тож­дественно построению моделей в академическом. Различия заключаются в том, что первое учитывает небольшой круг переменных, на которые можно практически влиять силами заказчика. Клиента не интересует то, решается ли данная проблема средствами социологии, психологии или экономики, ему нужно знать, как ее в принципе решить. Поэтому любое прикладное иссле­дование — междисциплинарное.

Роль социолога в ПСИ считается главным образом технической. Он ста­вит конкретные проблемы перед политическими деятелями или бизнесме­нами и переводит их в исследовательскую программу.

Б. Тачфилд выделяет две различные модели ПСИ15. Первая названа им «дисциплинарной перспективой» за то, что в ней внимание сконцентриро­вано на том, как политика выводится из теории. К примеру, теории откло­нения, социальных изменений, расовых отношений, социальной стратифи­кации и организационной структуры содержали в себе полезные знания, применимые в социальном планировании. Данная модель ориентирована на прирост знания внутри дисциплины и обращается к коллегам, а не к клиен­там. Вторая модель — «программная перспектива» — включает традиционные оценочные исследования, так как оценивает эффективность конкретной социальной программы. Она включает постановку проблемы, целей и задач программы, методы сбора и анализа данных. Составляемый по окончании исследования научный отчет еще не готов к публикации в профессиональ­ном журнале, поскольку он не содержит серьезных эмпирических находок.

Возможна и такая классификация ПСИ: 1) теоретически обоснованные эмпирические исследования с выходом на социальную политику; 2) прове­дение социальной политики практическими работниками и консультанта­ми, но с широким использованием теоретической и эмпирической литера­туры (анализ источников, опрос экспертов, посещение передовых предпри­ятий и т.д.); 3) использование теоретических и эмпирических знаний е крупномасштабных социальных экспериментах.

См.: Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings /Ed. by H.E.Freeman, Dyne; R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983.

СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

Социальная диагностика направление социологической деятельности, связанное с оперативной оценкой состояния или режима работы социального объекта, выявлением отклонения от заданного или нормального состояния, режима функционирования и развития16. Она используется в прикладной социологии (управленческое консультирование, социально-инженерная де­ятельность).

Американский Центр опросных исследований (Survey Research Center — SRQ под руководством Ф. Манна провел диагностическое и практическое исследова­ние на шести заводах и в центральном офисе крупной фирмы17. Под диагнозом понимался процесс изучения различных характеристик организации и персона­ла с целью получить точное описание того, как обстоят дела в фирме. Методоло­гия диагностики предполагала не только первичное обследование объекта, но и последующую перепроверку (повторное исследование) степени надежности по­лученных данных, установление приоритетов практических мероприятий. В принципе допускалось, что диагностику можно проводить любым способом в зависимости от того, каковы цели ученых и исходная концептуальная модель.

В данном случае цели определялись сотрудниками центра совместно с руководством заводов и администрацией фирмы. Первоначальные цели были признаны недостаточно точными, поэтому для их конкретизации провели устные интервью и сбор письменных пожеланий. После этого ученые откор­ректировали цели исследования, которые на следующих стадиях были согла­сованы с профсоюзом.

В конечном счете определились общие цели — то, что интересует каждую из сторон. Компанию интересовало улучшение психологического климата и морали работников, изменение установок людей и их отношения к работе. Профсоюз хотел получить комплекс практических мероприятий, улучшаю­щих положение дел на производстве. Ученых интересовали такие перемен­ные, как «контроль», «коммуникация», «эффективность», «координация», «процесс устарения технологии», «склонность к риску», «удовлетворенность» и «организационные изменения». В процессе долгих согласований были выработаны взаимоприемлемые цели.

Исследование включало несколько фаз. На первой создали специальный комитет, состоящий из ученых и менеджеров. Он возник после того, как ученые убедились в его практической полезности. Оказывается, научные данные могут быть по достоинству оценены компанией в том и только в том случае, если лица, занимающие в компании ключевые посты, будут включе­ны в разработку процедуры исследования в той мере, в какой это позволяют научные правила. Комитет составил список проблем, которые надлежало изучить, а затем в ходе интервью с персоналом на самых разных уровнях он несколько раз дополнялся и расширялся. Активное участие в обсуждении принял и профсоюз. Ученые перевели идеи и предложения работников на язык социально-психологических переменных.

социальное управление: Словарь/Под ред. В.И. Добренькова, И.М. Слепенкова. М.: Изд-воМГУ, 1994. С. 155.

Applied sociology: oportunities and problems / Ed. by A.W. Gouldner and S.M. Miller. N.Y.: Free Press, 1965. P. 25-30.

На второй стадии, обобщив богатый материал, полученный в процессе коллективных обсуждений с персоналом, ученые составили вопросник и схему основного интервью. Включаемые сюда вопросы просматривались руководством производственных отделов компании и членами комитета. Одобрение инструментария и его совместная разработка существенно сни­зили психологическое сопротивление менеджмента на стадии обсуждения научных результатов. В конечном итоге была достигнута высокая степень профессионализма исследования и конфиденциальности ответов респон­дентов.

Третья фаза — заключительный этап диагноза. Специфику представляет процедура интерпретации данных. Поскольку исследование ориентировано на достижение практического эффекта, интерпретация состояла из серии конференций с персоналом. Подключение персонала к интерпретации дан­ных и анализу выявленных проблем считалось решающим фактором, по­скольку предполагалось, что результаты исследования будут использованы именно в этой организации. Желательно, чтобы дискуссию вел руководитель отдела компании. Он нацеливает персонал на практическое использование результатов и участие в принятии решений. Таким образом, устанавливает­ся активная обратная связь ученых с персоналом, она и служит гарантией конечного успеха. Обсуждение выявленных учеными проблем подвигло уча­стников конференции поставить новые вопросы, которые прежде выпали из поля зрения. Работники обвинили менеджеров в том, что они мало делеги­руют свои полномочия подчиненным, а те, в свою очередь, указали на недо­статочно высокую квалификацию персонала и нежелание ее повышать. Дру­гая проблема коллективного обсуждения — условия труда и его оплата.

Оказалось, что никто из сотрудников компании раньше никогда не стал­кивался с количественным анализом человеческих проблем, не читал стати­стических отчетов и никто, естественно, не был обучен тому, как интерпре­тировать и решать проблемы, выявленные в процессе обобщения ответов респондентов. Ученые помогли менеджерам интерпретировать данные и глубже понять особенности поведения подчиненных.

Если диагноз является важным этапом процесса принятия решений, то его кульминацией служит выбор способа практических действий. Польза участия менеджеров в том, что они помогают ученым найти альтернативные интерпретацию или практическое решение, которые без них никогда не были бы увидены.

Ученые использовали современный арсенал знаний в области социоло­гии, антропологии, психологии, статистики для интерпретации данных, в частности теорию игр, концепцию полевой неопределенности, теорию при­нятия риска. Разумеется, употреблять их произвольно, кому как вздумает­ся, было бы неправильно. Поэтому степень применимости таких знаний к конкретным условиям устанавливалась специальной экспериментальной процедурой.

Исследование завершилось стадией организационного изменения. Науч­ные результаты высветили для менеджмента те проблемы, на которых ему необходимо было сконцентрировать свое внимание в практической работе, что нужно в ней изменить (например, стиль лидерства или систему поощре­ния подчиненных). Одноразовых крупномасштабных перестроек организа­ционной структуры может и не происходить. Более того, они не всегда по-

лезны. Важно, чтобы менеджеры учли уроки и изменили свое отношение к порученным обязанностям.

Чаще всего управленцы сомневаются в возможностях и пользе науки. Уче­ные — всего лишь временные гости, наблюдающие со стороны за происходя­щим («аутсайдеры»). Менеджеры не верят, что за короткое время они способ­ны хорошо разобраться в делах компании, хотя собственные трудности они воспринимают излишне эмоционально. Если ученому удалось убедить их в надежности и объективности полученных данных, менеджеры начинают иначе смотреть на свои проблемы. Они острее чувствуют свою социальную ответ­ственность и сосредоточиваются не на деталях, а на принципиальных выво­дах исследования. Помогая менеджерам, специалисты постепенно преврати­лись из обычных социальных ученых или социоинженеров в клиницистов, само исследование переросло в обучение персонала. В результате компания, служившая исследовательским «полем», стала вначале опытной лаборатори­ей, а затем учебным классом18.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'9

Из всего многообразия методов психологического изучения профессиональ­ной деятельности мы рассмотрим основные виды наблюдения — хронометраж, хронографию, алгоритмическую фиксацию деятельности, метод объективной регистрации трудовых операций, а также анализ ошибочных действий.

Хронометраж является методом опосредствованного наблюдения, проводит­ся с применением секундомера. При этом регистрируется время выполнения тех или иных действий работника, на основе чего фиксируются ритмичность, ин­тенсивность и эффективность протекания профессиональной деятельности. Психолог измеряет оперативное время работы, потери на простои, устранение помех и исправление ошибок, а кроме того — затраты времени на изготовление одной единицы продукции, время моторной (двигательной) и сенсорной (зри­тельной и кинестетической) активности человека в процессе работы.

Метод хронометража применяется и для регистрации затрат времени при исполнении технологических операций, включенных в конкретный трудо­вой процесс. Такой вид хронометража называется пооперационным. Поопе­рационный хронометраж выявляет распределение затрат времени между основными (исполнительными и контрольными) и вспомогательными (под­готовительными) операциями при изготовлении одной единицы продукции. Благодаря этому мы можем установить рациональность, или оптимальность, того или иного приема, используемого в данной операции. А вот измерение показателей времени в течение рабочей смены выступает надежным осно­ванием уже для анализа изменения работоспособности человека либо оцен­ки рациональности норм труда.

Applied sociology: oportunities and problems / Ed. by A.W. Gouldner and S.M. Miller. N.Y.: Free Press, 1965. P. 30-38.

Подробнее см.: Герчиков В.И., Кравченко А.И., Крылова Н.В. Служба социального развития пред­приятия: Практ. пособие. М.: Наука, 1989. С. 142-145.

Однако надо помнить, что этот, как, впрочем, и любой другой метод, по­лезен лишь в том случае, если его применение основано на соблюдении не­которых требований. Так, например, принцип адекватности предполагает, что хронометраж следует использовать в тех ситуациях и видах деятельнос­ти, где он уместен или определен задачами исследования. Скажем, в изуче­нии деятельности сборщиков и станочников он просто незаменим, а при изучении работы железнодорожных диспетчеров, операторов энергосистем или наладчиков этот метод окажется менее продуктивным потому, что ре­шение задачи здесь протекает в скрытом от глаз наблюдателя виде, т.е. мыс­ленно. Другое условие — выделенные для регистрации единицы деятельно­сти должны иметь четкие границы отсчета (начало и конец) замеров.

Рис. 2. Хронометражметод опосредованного наблюдения

Хронография — графическая фиксация временных характеристик двигатель­ной активности человека в процессе работы. Она выступает одним из видов хронометража и применяется для изучения динамики изменений рабочей позы — двигательной активности при обращении с предметом труда, зритель­ной и слуховой при обращении с информацией. Хронография проводится по заранее составленной схеме, соответствующей объекту и целям исследования. Слева на схеме выделяются регистрируемые характеристики, от них по гори­зонтали отмечаются соответствующие изменения показателя, наблюдаемые в выделенные промежутки времени (отмечаются по вертикали).

Алгоритмический метод заимствован из кибернетики, где он широко ис­пользовался для описания процессов управления. В психологии он приме-

няется для операционно-структурного описания тех видов профессиональ­ной деятельности, где порядок выполнения операций точно определен и регламентирован, например у станочников, сборщиков, аппаратчиков хими­ческого производства, контролеров, дежурных небольших разъездных желез­нодорожных станций.

Алгоритмическая фиксация позволяет увидеть исследуемый фрагмент дея­тельности или всю ее в компактной, легко обозримой форме — нерасчленен-ной схеме процесса труда. Первоначальным этапом составления алгоритма является пооперационное изучение трудового процесса. Оно позволяет выде­лять действия по выполнению операций (операторы), которые обозначаются большими буквами латинского алфавита —А, В, Си т.д. Проверяемые усло­вия (логические условия) обозначаются малыми буквами латинского алфави­та. Символическое изображение суммы актов и проверяемых условий (распо­ложенных в определенной последовательности) в кибернетике называется логической схемой или алгоритмом. Таким образом, алгоритм профессиональ­ной деятельности является выражением, составленным из операторов и логи­ческих условий, следующих друг за другом в заданной последовательности.

Применение метода позволяет установить частоту повторения операто­ров и логических условий и выделить те из них, которые затрудняют нормаль­ное течение трудовой деятельности. С его помощью удается осуществить сравнительный анализ индивидуальных способов работы, прогнозировать оптимальный алгоритм работы, а также строить учебно-тренировочный ма­териал для профессиональной подготовки специалистов. Этот метод имеет и свои ограничения. Так, он не раскрывает психологическое содержание и качественные особенности описываемой деятельности.

Метод объективной регистрации трудовых операций позволяет зафикси­ровать на специальных приборах изменения в трудовых движениях работни­ков, выполняющих конкретные технологические операции. Объективная регистрация операциональных движений человека является достаточно ин­формативным средством для изучения его деятельности и ряда внешних факторов, влияющих на нее. Показателями в этом случае выступают: темп, ритм и амплитуда движений, величина усилий, прилагаемых при исполне­нии движений, и длительность их удержания, соотношение времени подго­товки (программирования), исполнения движения и контроля за качеством выполнения. Для регистрации этих показателей подбираются различные технические устройства: самописцы, магнитофоны, тензометрические дат­чики, оптические устройства или фотодатчики, миллисекундомеры. Их вы­бор определяется целью исследования, условиями его проведения (на рабо­чих местах и в рабочее время, в паузы отдыха) и операционной структурой самой профессиональной деятельности. Регистрируются те движения, кото­рые наиболее рельефно отражают сложность решаемой профессиональной задачи и в которых чаще наблюдаются ошибки, сбои или травмы.

Анализ ошибочных действий позволяет определить причины неправильных действий человека и классифицировать их. Причины могут быть разные: низкая квалификация, неправильная инструкция, дефекты оборудования, напряженная работа и т.п. Наряду с этим метод раскрывает и те стороны работы, которые являются для человека наиболее сложными, критически­ми или напряженными. Это позволяет определить профессионально значи­мые качества для работника.

Для проведения анализа прежде всего надо знать критерии, позволяющие считать совершенное действие ошибочным. Таковыми считаются действия, в которых работник допускает отклонения от заданных норм. Затем устанав­ливаются причины, обусловившие ошибочные действия. Помощь здесь мо­жет оказать правильная классификация ошибочных действий. Если раскры­вается качественная природа ошибок, то выделяются четыре категории: а) выполнение незаданного (лишнего) действия; б) неправильное выполне­ние заданного действия; в) нарушение последовательности выполнения дей­ствий; г) несвоевременное выполнение действия (запаздывающее или опе­режающее). В других классификациях раскрываются не только причины ошибок, но и последствия, которые влекут за собой эти ошибки, а также способы их предупреждения.

Изучение причинно-следственных связей ошибочных действий может проводиться методами клинического и статистического анализа.

Клинический метод анализа заключается в сборе информации о событи­ях, предшествовавших ошибочному действию, и событиях, происходивших в момент его совершения. Данные в этом случае собираются через опрос тех, кто допустил ошибку и присутствовал в качестве свидетелей. Метод ориен­тирован на углубленное изучение не только непосредственных причин, но и первопричин ошибок. Его ограничение в том, что требуется привлечение большого числа специалистов и сложных процедур. Поэтому лучше всего его применять для анализа ошибок массовых профессий.

Статистический метод может применяться только в случаях ограничен­ного количества стандартных показателей. Другое требование — наличие ста­тистически достоверного числа ошибок и сведений о них. Здесь используется комплекс методик статистической обработки показателей (корреляционной, дисперсионной, многофакторной). Особая ценность метода статистического анализа ошибочных действий — его прогностическая способность.

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА20

Сегодня от 30 до 40% социологов в нашей стране и за рубежом устраива­ются в частном бизнесе, где им предлагают заниматься кадровыми и управ­ленческими проблемами. На одном из первых мест находится проблема орга­низационного строительства, при решении которой используются не толь­ко, а часто и не столько социологические методы, сколько приемы других родственных ей наук.

Организационное строительство — процесс планирования и реорганиза­ции всей структуры управления компании, фирмы на основе заранее состав­ленной программы, реализуемой под патронажем высшего звена руководства.

Принципы оргстроительства. Накопленный за годы реформ практический опыт позволяет предположить множественность подходов к построению организационных (управленческих) структур. Они разнятся в зависимости

Материал подготовлен канд. соц. наук К.А. Кравченко.

от того, в каких организациях — коммерческих или некоммерческих, круп­ных, средних или малых, находящихся на разных стадиях жизненного цик­ла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его коопе­рирования и автоматизации, иерархических и плоских — происходит процесс организационного строительства.

Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, которая нужна небольшой фирме, где все функ­ции менеджмента сосредоточиваются в руках одного—двух сотрудников (обычно руководителя и бухгалтера), где соответственно нет необходимос­ти проектировать формальные структурные параметры. По мере роста орга­низации, а значит, и объема управленческой деятельности, усложняется раз­деление труда и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.), взаимодействие которых требует сложной координации и контроля.

Проектирование структуры прежде всего включает систему целей и их распределение между различными звеньями управления. Сюда относится состав подразделений, которые находятся в определенных связях и отноше­ниях между собой, а также распределение ответственности. Важными эле­ментами структуры управления являются коммуникации, потоки информа­ции и документооборот в организации. Организационная структура — это поведенческая система, включающая индивидов и группы, постоянно всту­пающие в различные взаимоотношения для решения общих задач.

Процесс формирования организационной структуры. Процесс формирова­ния организационной структуры включает в себя формулировку целей и за­дач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих проце­дур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, мето­ды, процессы, которые осуществляются в организационной системе управ­ления. Весь процесс можно разделить на три крупные стадии.

Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципи­альное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углубленное проектирование как организационной структуры, так и других важнейших аспектов системы (способность переработки информации).

Разработка состава основных подразделений и связей между ними заключа­ется в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно-целе­вым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппа­рата управления, распределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимают­ся самостоятельные структурные единицы (отделы, бюро, управления, секто­ры, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функци­ональные и программно-целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.

Регламентация организационной структуры предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управлен­ческой деятельности. Она включает: определение состава внутренних элемен­тов базовых подразделений (бюро, групп и должностей); определение про­ектной численности подразделений; распределение задач и работ между кон-

кретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях; расчеты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управ­ления в условиях проектированной организационной структуры.

Когда это требуется, взаимодействие различных звеньев и уровней управ­ления описывается при помощи специального документа — органиграммы.

Органиграммама представляет собой графическую интерпретацию процес­са выполнения управленческих функций, их этапов и входящих в них работ, описывающую распределение организационных процедур разработки и при­нятия решения между подразделениями, их внутренними структурными органами и отдельными работниками. Построение органиграммы позволя­ет увязать процесс рационализации технологических маршрутов и информа­ционных потоков с упорядочением взаимосвязей между структурными эле­ментами систем управления, возникающими при организации согласован­ного выполнения ее задач и функций.

Методы проектирования структур. Они включают не только технологичес­кие, экономические, информационные, административно-организационные характеристики и связи, которые поддаются непосредственному анализу и рациональному проектированию, но также социально-психологические, которые в меньшей степени поддаются формализации.

Специфика проектирования организационной структуры состоит в том, что этот процесс не может быть адекватно представлен в виде задачи фор­мального выбора наилучшего варианта организационной структуры по чет­ко сформулированному, однозначному, математически выраженному кри­терию оптимальности. Это — количественно-качественная, многокритери­альная проблема, решаемая на основе сочетания научных, в том числе формализованных, методов анализа, оценки, моделирования организацион­ных систем с субъективными характеристиками деятельности руководите­лей, специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов организационных решений.

Процесс организационного проектирования состоит в последовательно­сти приближения к модели рациональной структуры управления, методы проектирования играют здесь вспомогательную роль при рассмотрении, оценке и принятии к практической реализации наиболее эффективных ва­риантов организационных решений.

В литературе рекомендуются следующие взаимодополняющие методы.

Метод аналогий состоит в применении типовых организационных форм и механизмов управления по отношению к проектируемой организации. К методу аналогий относятся выработка типовых структур управления про­изводственно-хозяйственных организаций и определение границ и условий их применения.

Использование метода аналогий основано на двух взаимодополняющих подходах. Первый из них заключается в выявлении для каждого типа произ­водственно-хозяйственных организаций и различных отраслей значений и тенденций изменения главных организационных характеристик и соответ­ствующих им организационных форм и механизмов управления. Второй подход представляет типизацию наиболее общих принципиальных решениг о характере и взаимоотношениях звеньев аппарата управления и отдельны) должностей в четко определенных условиях работы организаций данногс

типа в конкретных отраслях, а также разработку отдельных нормативных характеристик аппарата управления для этих организаций и отраслей.

Типизация решений является средством повышения общего уровня орга­низации управления производством. Типовые организационные решения дол­жны быть, во-первых, вариантными, а не однозначными, во-вторых, пересмат­риваемыми и корректируемыми с регулярной периодичностью и допускаю­щими отклонения в случаях, когда условия работы организации отличаются от четко сформулированных условий, для которых рекомендуется соответству­ющая типовая форма организационной структуры управления.

Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитичес­ ком изучении организации силами ква­лифицированных специалистов с при­влечением ее руководителей и других работников для того, чтобы выявить специфические особенности, проблемы в работе аппарата управления, а так­же выработать рациональные рекомендации по его формированию или пе­рестройке исходя из количественных оценок эффективности оргструктуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обоб­щения и анализа наиболее передовых тенденций в области организации уп­равления. Сюда относится и проведение экспертных опросов руководителей и членов организации для выявления и анализа отдельных характеристик построения и функционирования аппарата управления, обработка получен­ных экспертных оценок статистико-математическими методами.

К экспертным методам следует отнести также разработку и применение научных принципов формирования организационных структур управления. Принципы формирования организационных структур управления являются конкретизацией более общих принципов управления (например, единонача­лия или коллективного руководства, специализации). Примеры формирова­ния организационных структур управления: построение организационной структуры исходя из системы целей, отделение стратегических и координаци­онных функций от оперативного управления, сочетание функционального и программно-целевого управления и целый ряд других.

Особое место среди экспертных методов занимает разработка графичес­ких и табличных описаний организационных структур и процессов управ­ления, отражающих рекомендации по их наилучшей организации. Этому предшествует разработка вариантов организационных решений, направлен­ных на устранение выявленных организационных проблем, отвечающих научным принципам и передовому опыту организации управления, а также требуемому уровню количественно-качественных критериев оценки эффек­тивности организационных структур.

Метод структуризации целей предусматривает выработку системы це­лей организации, включая их количественную и качественную формулиров­ки. При его использовании чаще всего выполняются следующие этапы:

а) разработка системы (дерева) целей, представляющей собой структур­ную основу для увязки всех видов организационной деятельности;

б) экспертный анализ предлагаемых вариантов организационной струк­туры с точки зрения организационной обеспеченности достижения каждойиз целей, соблюдения принципа однородности целей, устанавливаемых каж-

дому подразделению, определения отношений руководства, подчинения, кооперации подразделений исходя из взаимосвязей их целей и т.п.;

в) составление карт прав и ответственности за достижение целей для отдель­ных подразделений, по комплексным межфункциональным видам деятельно­сти, где регламентируется сфера ответственности (продукция, ресурсы, рабо­чая сила, информация, производственные и управленческие ресурсы); конкрет­ные результаты, за достижение которых устанавливается ответственность; права, которыми наделяются для достижения результатов (согласовать, подтверждать, контролировать).

Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других ото­бражений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных. В связи с этим необходимо назвать несколько основных типов организационных моделей:

а) математико-кибернетические модели иерархических управленческихструктур, описывающие организационные связи и отношения в виде системматематических уравнений и неравенств;

б) графоаналитические модели организационных систем, представляющиесобой сетевые, матричные и другие табличные и графические отображения рас­пределения функций, полномочий, ответственности, организационных связей.Они дают возможность анализировать их направленность, характер, причинывозникновения, оценивать различные варианты группировки взаимосвязанныхвидов деятельности в однородные подразделения, «проигрывать» варианты рас­пределения прав и ответственности между разными уровнями руководства и т.п.Примерами могут служить «метасхемные» описания материальных, информа­ционных, денежных потоков совместно с управленческими действиями;

в) натурные модели организационных структур и процессов, заключаю­щиеся в оценке их функционирования в реальных организационных усло­виях. К ним относятся организационные эксперименты — заранее сплани­рованные и контролируемые перестройки структур и процессов в реальныхорганизациях; лабораторные эксперименты — искусственно созданные си­туации принятия решений и организационного поведения; управленческиеигры — действия практических работников;

г) математико-статистические модели зависимостей между исходнымифакторами организационных систем и характеристиками организационныхструктур. Они построены на основе сбора, анализа и обработки эмпиричес­ких данных об организациях, функционирующих в сопоставимых условиях.

Процесс проектирования организационной структуры должен быть осно­ван на взаимосвязанном применении указанных методов. Выбор конкретного метода зависит от ситуации и характера решаемых задач, а также возможно­стей для проведения соответствующего исследования.

Оценка эффективности проведенных оргмероприятий. Специалисты назы­вают следующие десять требований и характеристик формирования эффек­тивных структур управления: 1) сокращение размеров подразделений и уком­плектование их более квалифицированным персоналом; 2) уменьшение числа уровней управления; 3) групповая организация труда как основа новой струк­туры управления; 4) ориентация текущей работы, в том числе графиков и процедур, на запросы потребителей; 5) создание условий для гибкой комп-

лектации продукции; 6) минимизация запасов; 7) быстрая реакция на изме­нения; 8) гибко переналаживаемое оборудование; 9) высокая производитель­ность и низкие затраты; 10) безупречное качество продукции и ориентация на прочные связи с потребителем.

Эффективность построения организационной структуры не может быть оценена каким-либо одним показателем. С одной стороны, здесь следует учитывать, насколько структура обеспечивает достижения конечных резуль­татов, соответствующих поставленным перед ней производственно-хозяй­ственным целям, с другой — насколько ее внутреннее построение и процес­сы функционирования адекватны объективным требованиям среды, содер­жанию и свойствам организации.

Конечным критерием эффективности при сравнении различных вари­антов организационной структуры является наиболее полное и устойчивое достижение целей. Однако довести этот критерий до практически приме­нимых простых показателей, как правило, чрезвычайно трудно. Поэтому целесообразно использовать набор нормативных характеристик аппарата управления: его производительность при переработке информации; опера­тивность принятия управленческих решений; надежность аппарата управ­ления; адаптивность и гибкость. При возникновении проблем необходимо формулировать численность персонала как критерий экономической эф­фективности, в соответствии с которым должна быть обеспечена максими­зация результатов по отношению к затратам на управление. Численность аппарата управления должна быть объективно обоснованной для того, что­бы во всей полноте обеспечить решение задач, вытекающих из целей орга­низационной системы.

ПРИКЛАДНЫЕ ОТРАСЛИ

Прикладные социальные науки представляют собой разветвленную сис­тему отраслей, направлений и технологий, которые создаются экономиста­ми, социологами, психологами и представителями других наук для диагно­за конкретных ситуаций и решения практических проблем. Среди основных направлений и отраслей прикладных исследований, получивших развитие (в разные годы) в нашей стране и за рубежом, можно назвать следующие виды.

Консалтинг {consulting) — помощь клиентам (индивидуальным или институ­циональным), оказываемая отдельным специалистом или консалтинговой ком­панией, при решении социальных, экономических и политических проблем, возникающих в ходе практической деятельности. Консалтинговые компании оказывают услуги по исследованию и прогнозированию рынка товаров, услуг, лицензий, ноу-хау и т.д., а также цен мировых товарных рынков, по оценке торгово-политических условий, экспортно-импортных операций, по разработке технико-экономических обоснований на объекты международного сотрудни­чества, проведению маркетинговых исследований, анализу финансово-хозяй­ственной деятельности предприятий с учетом внутренней и внешней среды и т.п. Управленческий консалтинг — это вид деятельности, направленный на ре­шение проблем и(или) задач, стоящих перед менеджерами высшего звена в об­ласти стратегического планирования, управления хозяйственной, инвестици­онной и финансовой деятельностью, оптимизации и повышения эффективно-

сти деятельности компании, а также проведение необходимой для этого анали­тической и исследовательской работы. Конечным результатом деятельности является не только решение проблем, с которыми сталкиваются управляющие, но и повышение эффективности деятельности компании в целом и(или) уве­личение индивидуальной производительности труда каждого работника, а в не­которых случаях создание конкурентных преимуществ и вывод компании на новый уровень.

Реинжиниринг — метод совершенствования характеристик предприятия, который приводит к радикальным изменениям наряду с такими методами' как стратегическое планирование, управление изменениями, достижение тотального качества и архитектура развития. Он означает радикальную пе­рестройку на уровне как структуры предприятия, так и его процедур. Иног­да реинжиниринг связывают с радикальным пересмотром рабочих процедур с целью резкого улучшения таких параметров, как издержки, качество, ус­луги и оперативность. Реинжиниринг рабочих процедур требует соответству­ющей адаптации структур предприятия. Предприятие в процессе реинжини­ринга модифицирует свою систему функционирования, кадровую полити­ку, сферу управления и т.д.

Рис. 3. Дизайн рабочего места

 

Практическая социальная психология — область социальной психологии, выделившаяся в последние годы и считающая своим предметом не столько социально-психологические исследования, сколько практическое «вмеша­тельство» в социальные процессы. В России создана Ассоциация практичес­кой социальной психологии, координирующая деятельность в этой области.

Психотехника — прикладное направление в советской психологии труда в 20—30-е гг., изучавшее широкий круг социальных вопросов от дизайна ра­бочего места и проблем утомляемости до мотивации труда и обучения пер­сонала; послужило историческим предшественником заводской социологии.

Социальное планирование — существовавшее с середины 60-х до середины 80-х гг. прикладное направление в неакадемической сфере: на производстве, в сельском хозяйстве, в органах регионального управления. Цель социально­го планирования заключалась в научном консультировании и попытках най­ти решение «социальных проблем» (текучесть кадров, борьба с пьянством и т.д.). Приглашенные академические и прикладные социологи, а также работники отделов кадров предприятий разрабатывали и внедряли комплексные пятилет­ние программы социально-экономического развития трудового коллектива. Проводившиеся тогда исследования на предприятиях и в регионах следует квалифицировать как социальные, а не социологические. Часто их проводи­ли сотрудники отделов кадров, отделов труда и заработной платы на предпри­ятиях, инструкторы и общественники при райкомах партии. В рамках соци­ального планирования в Советском Союзе была создана сеть социологичес­ких служб в регионах и на некоторых промышленных предприятиях.

Программно-целевой метод — инструмент планирования и управления. Он начал применяться в 1970-е гг., в его основе лежит комплексный подход в планировании, который предполагает сочетание отраслевого и территориаль­ного развития региона, республики, страны. Наряду с отраслевым и терри­ториальным появляется программный разрез планово-экономического и социального развития. Его образуют целевые комплексные программы (ЦКП), включающие подпрограммы, программные мероприятия и задания.

На основе модели программы («дерева целей») все организации незави­симо от ведомственной принадлежности, участие которых в разработке про­граммы необходимо, создают вариантные и реализуют отобранные систем­ные и взаимосвязанные между собой программные мероприятия и задания, распределенные по подпрограммам.

Целесообразнее в ЦКП включать два блока подпрограмм — основной и обеспечивающий. Первый содержит программные мероприятия, непосред­ственно выходящие на конечный результат программы в целом. Подпрограм­ма обычно формируется по отраслевому принципу, однако для ее практичес­кого осуществления полезнее все мероприятия увязывать с какой-то одной функцией, например с совершенствованием технологии, повышением ква­лификации работников или развитием социальной инфраструктуры. В этом случае мероприятия перераспределяются и возникает новая структура под­программы.

Разработка программных мероприятий предполагает не только описание действий и формулировку конечной цели, расчет эффективности, прогноз состояния и последствий, но и конкретное указание исполнителей, сроков и путей ее достижения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...