Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инженерный и клинический подходы




В зарубежной прикладной социологии принято различать два подхода — инженерный и клинический2*. Инженерный, или социоинженерный, подход относится к сфере деятельности частных консультативных фирм в менедж­менте. Поэтому его еще называют управленческим консультированием. Обыч­ный круг вопросов, которыми занимаются подобные фирмы, — это удовлет­воренность трудом, условия труда, мотивация и стимулирование труда, орга­низация и режим работы, деятельность менеджеров, особенно супервайзеров.

Инженер-социолог чаще пользуется маломасштабными дешевыми опро­сами, серией полевых экспериментов, разрабатывает проекты социальной перестройки небольших сообществ (например, молодежных кемпингов или производственных бригад), занимается планированием и дизайном. Задача клинического социолога — поставить диагноз, предложить альтернативу, проконсультировать и наметить терапевтические меры.

Социоинженер, или консультант, использует стандартные методы социо­логического опроса, эксперимента, наблюдения. Собрав и обобщив первич­ные данные, он использует обычную статистику и количественный анализ переменных, а подготавливая научный отчет, включает в него наряду с опи­санием указанных процедур также блок практических рекомендаций. Резуль-

AppHed sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R-, Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 10-12.

тэты своего исследования он, как правило, обсуждает совместно с менедже­рами и, если надо, профсоюзами.

В сущности, речь идет об инженерном типе прикладных социальных ис­следований. Свои рекомендации инженер-консультант формулирует в тер­минах заказчика, или клиента. Если инженер оперирует лишь той информа­цией, которую ему дает опрос промышленных рабочих, то социолог-клини­цист предпочитает независимые суждения, мало обращая внимания на то, что ему диктует или что хотел бы увидеть заказчик. Он, как и инженер, про­водит диагностику, но не принимает ценности клиента как нечто данное, что обязательно повлияло бы на результаты исследования. Если клиницист ра­ботает с людьми, не учитывая их должностного статуса, то инженер действу­ет, как правило, по заказу высшего эшелона власти в организации и редко консультирует рядовых работников.

В зарубежной литературе нет устоявшихся обозначений специалистов в области клинического и инженерного подходов. Одни авторы безоговороч­но относят их к сфере прикладной психологии, другие — к социологии. Во втором случае инженеров называют engeneering sociologists, клиницистов — clinical sociologists22. И хотя термин «клиника» чаще других используют ме­дики и психиатры, первым социологом-клиницистом многие считают Эмиля Дюркгейма. Различие — и весьма немаловажное — двух подходов обнаружи­вается еще и в том, что инженер оперирует, скорее, очевидным и сравнива­ет реальное положение дел с некоторым эталоном (например, сопоставляет эффективное и неэффективное управление), клиницист интересуется глубо­ко скрытой от нас сущностью явлений, вскрывает латентные переменные и выясняет отклонения (патологию) реальных процессов. Он подходит к лю­бому клиенту, а им может быть бездомный или безработный, максимально серьезно и индивидуально. Неторопливое углубленное интервью с челове­ком заставляет клинициста в интерпретации данных избегать стереотипов здравого смысла, суждений «на скорую руку».

Но социоинженер обеспокоен другим: результаты его исследования долж­ны быть доступны и понятны клиенту (администрации), как-то укладывать­ся в его систему представлений и ценностей. Для власть предержащих важна не истина, а польза дела. Инженер представляет научный отчет менеджерам, а те по каналам передают его наверх. И те, кто стоит наверху, во-первых, долж­ны разобраться в написанном, не тратя на это много времени (тезисность от­чета), во-вторых, они оценивают не только инженера, но еще и тех менедже­ров, которые работали и обсуждали с ним результаты исследования. Стало быть, клиент, отчитывающийся перед своим начальством, заинтересован в таком исследовании, которое не только откроет что-то новое, но еще поддер­жит его репутацию, выставит его в правильном свете. Истина, если она несов­местима с философией управления компании, ее политикой или символами веры — самым дорогим, что у нее есть, — наконец, с представлением менедж­мента о самом себе может оказаться бесполезной, даже вредной.

Полагая, что их клиент хочет знать истину, инженер-социолог на самом деле путает этические императивы с сущностью познавательного процесса. И чем больше он впадает в подобную иллюзию, тем тщательнее он наводит научный

Applied sociology: oportunities and problems / Ed. by A.W. Gouldner and S.M. Miller. N.Y.: Free Press, 1965. P. 18-19.

лоск на свою деятельность, изо всех сил стараясь выглядеть не хуже академи­ческого социолога. Вот почему внимание прикладника сосредоточено на том же, над чем постоянно задумывается академический социолог: проблемы выборки, конструирование вопросника, техника интервью. Клиницист чаще оперирует терапевтическими процедурами и непрямыми методами исследования, стремясь просветить или научить клиента снимать психологическое сопротивление орга­низационным нововведением. Когда прикладник ставит проблему научить кли­ента (менеджеров) чему-либо, он тем самым признается, что научение не дос­тигается только за счет техники сбора эмпирической информации, что ему тре­буется нечто большее, — он превращается в клинициста23.

Таким образом, социоинженеры применяют количественные и статисти­ческие методы, клиницисты — качественные, нестатистические. Естественно, что первые предъявляют строгие научные требования к самой методике обсле­дования, предполагая получить максимально ясную, валидную и обобщенную (среднетипическую) информацию о четко очерченном фрагменте реальности. Напротив, социоклиника как метод практического вмешательства ориенти­рована на сбор всех — прямых и косвенных — фактов о данном объекте.

Рис. 4. Консультация о наилучшем распределении обязанностей по уходу за ребенком

Социоинженер помогает планировать политику компании или партии, используя систему социологических знаний, приспособленных под конкрет­ные цели. При этом он применяет чаще всего недорогое исследование и не столь изощренные методы, как в базисной науке. Очень часто он работает с

23 Applied sociology: oportunities and problems / Ed. by A.W. Gouldner and S.M. Miller. N.Y.: Free Press, 1965. P. 19-24.

социальными проектами перестройки индивидуального или группового по­ведения, например, в индейских поселениях, молодежных кемпингах, проф­союзах. В его методическом арсенале — растянутые во времени серии неболь­ших экспериментов, специальные нововведения, скажем, лагеря нового типа, планирование, полевые эксперименты, методы из области дизайна и новых форм социального общежития (отметим: в СССР к таким формам в 1970—80-е гг. относились МЖК — молодежные жилые комплексы, над проектами и реали­зацией которых немало потрудились прикладные социологи и психологи).

Клинические социологи часто применяют те же методы и знания, что и со-циоинженеры. Различие — в степени оказываемого ими воздействия на объект. Например, социоинженер разрабатывает форму брачного контракта, а клини­ческий социолог консультирует молодоженов, как им лучше распределить обя­занности по уходу за ребенком. Или первый предлагает новую форму группо­вой работы на конвейере, а второй консультирует администрацию по вопросам улучшения трудовой морали. Другой пример: первый, обобщив данные о фи­нансовом положении компании, делах на рынке сбыта и технологии производ­ства, предлагает перестроить управленческую структуру, а второй проводит психологический тренинг с менеджерами с целью переориентировать их созна­ние. Как правило, оба специалиста работают в тесном контакте24.

Социоинженер интересуется, скорее, институциональным контекстом со­циальной проблемы и возможностями планировать ее решение, клиницист — содержанием проблемы. Оба специалиста заимствуют и с успехом применя­ют методические приемы друг у друга. Может так случиться, что прежде чем переходить к клинической терапии понадобится изменить структурные фак­торы организации и наоборот. Разумеется, и тот и другой прибегают к по­мощи смежных дисциплин — психологии, экономики, антропологии. Так, социолог-консультант в сфере бизнеса должен кое-что знать о маркетинге, финансах, технологии (хотя на социологическом факультете не всегда пре­подают такого рода дисциплины).

КЛИНИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Клиническая социология является одним из направлений прикладной со­циологии. Она получила широкое развитие главным образом в США. И слу­чилось это в последние десятилетия, хотя еще в 1931 г. видный американский социолог, представитель Чикагской школы Луис Вирт (1897—1952) писал, что клинической социологии уже более 50 лет. Видимо, в конце XIX в. она могла существовать как малозаметная социальная практика или совокупность прак­тических приемов, которые использовались малочисленной группой специа­листов. Официальное признание и термин «клиническая социология» появи­лись много позже. У нее выделились две главные сферы интересов: 1) рекон­струирование социальных институтов (прежде всего в здравоохранении и медицине) и 2) семейная терапия (изменение социального взаимодействия).

В Оксфордском словаре социологии (1998) сказано буквально следующее. Термин «клиническая социология» ввел в научный оборот представитель Чи-

AppHed sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 11-12.

кагской школы Луис Вирт в 1931 г. Он хотел обозначить им сферу практи­ческой занятости социологов, аналогичную уже имеющимся, а именно со­циальным работникам, психиатрам и психологам. Данная дисциплина озна­чает применение социологических знаний для целей диагноза, лечения, ис­следования и обучения25.

Хотя клиническая социология как самостоятельная область деятельности официально существует более 50 лет, Ассоциация клинической социологии была учреждена лишь в 1978 г. С 1984 г. она получила право официально присваи­вать ученые степени магистра и доктора наук, лицензировать достижения спе­циалистов-практиков, присваивая им звание Certified Sociological Practitioner (CSP). Оно присваивается группой признанных экспертов, которые проверяют не только практические достижения соискателя, но и уровень теоретических знаний на соответствие определенному стандарту. Подобный сертификат счи­тается своеобразным удостоверением о получении поствысшего образования и показывает признание соискателя профессиональным сообществом клиничес­ких социологов. Для получения сертификата необходимы три рекомендации членов ассоциации, известные публикации или внедренные практические про­граммы. Практический стаж соискателя должен быть не меньше 1500часов. Не всем соискателям удается пройти экзамены с первой попытки.

Членские взносы составляют 80 долл. в год. Ассоциация проводит ежегод­ные научно-практические конференции; последняя прошла в Норволке (Вир­джиния) в 2002 г. на тему «От знаний к их использованию: социологи-практики как специалисты по наведению мостов». Ассоциация издает: 1) ежекварталь-ник «Практикующий социолог» (The Practicing Sociologist), 2) «Социологичес­кая практика: журнал клинической и прикладной социологии» (Sociological Practice: A Journal of Clinical and Applied Sociology)26, где публикуются полномас­штабные статьи, а также эссе и отчеты по научным исследованиям и практи­ческим внедрениям в области клинической социологии.

Уже более 20 лет в США успешно действует Ассоциация практической социологии (Sociological Practice AssociationSPA)27 — профессиональная организация, занятая исключительно практическим применением социоло­гических знаний к решению социальных проблем.

Клиническая социология понимается сегодня как определенный тип со­циологической перспективы, характерной чертой которой является социо­логическое вмешательство (sociologicalintervention). Основными инструмен­тами социологической интервенции выступают:

♦ исследование;

♦ технологии;

♦ критический анализ.

Сфера интересов членов SPA простирается от формирования социальной политики, макроструктурного оценочного анализа до практической помо­щи общинам, крупным организациям, малым группам и отдельным инди­видам28. Цель их деятельности — произвести позитивные изменения в соци­альную организацию любого уровня, будь то микро- или макроорганизация.

25 Oxford Dictionary of Sociology / Marshall G. (ed.). Oxford, N.Y.: Oxford University Press, 1998. P. 78. 6 Раньше он назывался The Clinical Sociology Review.

Веб-сайт SPA: http://www.socpractice.org/

What is Clinical Sociology? // http://www.socpractice.org/

G71

Клинический социолог должен иметь глубокую подготовку в области со­циальной теории и всестороннее образование в сфере социологических ме­тодов. Теория и метод — две части образовательного капитала клинического социолога. Сюда включаются опыт работы по прикладной социологии, зна­ние методов количественной и качественной социологии, а также техники оценочного исследования.

По своей научной ориентации клиническая социология является междис­циплинарной и гуманитарной областью знания.

В 1995 г. Society for Applied Sociology и Sociological Practice Association учре­дили Комиссию по прикладной и клинической социологии (Commission on Applied and Clinical Sociology), которая призвана проводить аккредитацию учебных и научно-исследовательских программ в данной области, присваи­вать ученые звания, защищать профессиональные интересы социологов-при­кладников29.

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Наиболее трудоемким видом прикладного исследования являются соци­альные технологии. В нашей стране этот термин введен в научный оборот в начале 1980-х гг. Социальная технология — алгоритм, процедура осуществ­ления действий в различных областях социальной практики: управлении, об­разовании, исследовательской работе, художественном творчестве. В отли­чие от традиционного социологического исследования, программа и инст­рументарий которого создаются каждый раз практически заново, социальная технология дает возможность многократно использовать отработанные стан­дартные алгоритмы для решения типовых задач социального управления, например в аттестации, подборе и расстановке кадров. Это позволяет тира­жировать применяемые прикладными социологами методические приемы.

Технология — элемент человеческой культуры, она возникает эволюционно или создается искусственно. Ее появление связано с потребностью оперативного тиражирования, причем в массовых размерах, новых видов деятельности. Клю­чевые элементы технологии — стандартные операции и стандартные детали. Самый известный в мире пример технологии — конвейер (сборочная, поточная линия) на заводах и фабриках. Благодаря ему удалось наладить в огромных ко­личествах выпуск дешевых товаров, доступных широким слоям населения. Конвейер открыл эру массового производства, массового общества, среднего класса и массовой культуры. Иными словами, эру всеобщей стандартизации и унификации. В строгом смысле конвейер нельзя относить к разновидности со­циальных технологий, поскольку он ничего не меняет в человеческих отноше­ниях и самом человеке. Тем не менее он привел, быть может, к самым гранди­озным в XX в. социальным изменениям во всех странах мира, а потому благо­даря своим последствиям относится к вторичным социальным технологиям.

Технология выступает в виде стандартов — запретов, правил, норм, а так­же апробированных средств, способов и приемов целесообразной деятельно­сти, позволяющих достигнуть заданных результатов. Критериями эффектов -

Подробнее см.: Perlstadt H. Bringing Sociological Theory and Practice Together: A Pragmatic Solution // Sociological Perspectives. 1998. 41:2. P. 268-271.

ности разработанной технологии служат простота (она не должна быть излиш­не усложненной, содержать промежуточные этапы или операции), гибкость (адаптация к изменяющейся обстановке), надежность (наличие некоторого запаса прочности, дублирующего механизма), экономичность (технология может быть эффективной, но не экономичной), удобство эксплуатации30.

Таким образом, основными характеристиками являются стандартизиро-ванность, надежность, эффективность, относительная простота, воспроиз­водимость, тиражируемость.

Социальная технология достаточно проста в употреблении, так как внедре­ние идет накатанным путем, но сложна в изготовлении. На ее создание, даже если оно всего лишь адаптация заданного опыта, уходят многие годы. Соци­альные технологии бывают самых разных типов и различаются по трудоемкости, оригинальности, простоте и доступности, эффективности, сфере применения.

В классификации В.В. Щербины31 вы­делены два главных типа: 1)технология подготовки решений (социальная диагностика) и 2) технология их реализации. Ко второму типу относятся пермская система стабилизации трудового коллекти -ва (СТК) и программа «Ваше настроение», к первому — методика «ГОЛ» (груп­повая оценка личности), которая называется еще моделью оптимального руко­водителя. Она содержит технологию оценки деловых и личных качеств кандида­тов на должность руководителей. В диагностике используются методика Кэттелла (форма В) и объективные показатели эффективности работы коллектива. Сама процедура проходит в два этапа: 1) создание модели оптимального мастера при­менительно к заданной цели и 2) процесс оценивания кандидата. На первый вид работ один социолог тратит до трех месяцев, на вторую уходит 2 часа.

В последние годы прослеживается все более четкое разделение труда, обо­собляющее тех, кто разрабатывает технологии (социальные технологи, ака­демические ученые, министерские специалисты, специалисты НИИ), и тех, кто пользуется ими (управленческий консультант, социолог-практик, соци­альный работник).

Социальные технологии на предприятии. За период с середины 1960-х до середины 1980-х гг. заводские социологи накопили значительный опыт реше­ния прикладных задач в сфере социального управления. Это уменьшение те­кучести кадров и сокращение числа конфликтов, внедрение прогрессивных систем адаптации молодежи, новых форм организации труда и другие програм­мы, созданные в те годы социологами Тираспольского швейного объединения, производственного объединения «Курганприбор», Днепровского машиностро­ительного завода, автомобильных объединений АЗЛК, ВАЗ, ЗИЛ, КамАЗ. Широкое распространение получили львовская система «Пульсар», днепро­петровская «Внимание», рижская методика выбора мастеров («Сержант»), пермская система СТК, московская методика программно-целевого управле­ния социальным развитием коллектива (объединение «Красный пролетарий»). Разработаны всевозможные технологии профориентации школьников, гибкий график работы (Кохтла-Ярве), методы аттестации руководителей,

30 Щербина В.В. Социальные теории организации: Словарь. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 197-199.

31 Там же.

развития самоуправления в производственных бригадах, укрепления трудо­вой дисциплины. При гибком графике труда работники в заданных преде­лах сами планировали начало и конец своего рабочего дня, но с обязатель­ной отработкой установленной месячной нормы часов. Его внедрение при­вело к тому, что исчезли потери рабочего времени в связи с опозданиями, уходом с работы по разрешению администрации для выполнения личных дел (посещение больниц, уход за детьми), сократились сверхурочные, улучшился социально-психологический климат. Большинство рабочих рассматривали предоставленные им права как поощрение за хороший труд и дисциплину. Цена рабочего времени в их глазах резко возросла. Гибкий график широко применялся и за рубежом, откуда он и был перенесен на нашу почву.

В социологической лаборатории Тираспольского ПШО была создана си­стема делегирования социальных целей, закрепленная юридически в особых «Положениях». В.В. Чичилимовым разработано и внедрено несколько целе­вых долгосрочных (на 15 лет) программ, в частности программы адаптации работников, рекреации и воспитательной работы. Система стабилизации трудового коллектива создана на Пермском телефонном заводе в 1973 г. Она включает процедуры приема, расстановки, адаптации кадров, внутризавод­ского перемещения и профилактики текучести. Все затраты на ее разработ­ку и эксплуатацию окупились в течение 10 месяцев, причем уже на стадии опытного внедрения, когда она охватывала только половину годового объе­ма рабочих (в целях образования экспериментальной и контрольной групп). СТК получила распространение тогда на десятках предприятий.

Более сложную и вместе с тем более оригинальную систему управления дисциплиной разработали социологи Башкирского университета и внедри­ли ее на ряде предприятий Уфы. В системе «Сигнал» тяжесть того или иного нарушения определяется с помощью экспертного опроса. Так, прогул оце­нивается в 0,8—1,0, а небрежное хранение материалов — в 0,2—0,4 балла. Каж­дый случай нарушения и его оценка определяются на общем собрании пер­вичного коллектива. Диапазон в три десятые единицы позволял дифферен­цированно оценивать тяжесть проступка. Если работник за предыдущие три месяца уже имел нарушения, то оценка за новый проступок утраивалась. Для управления дисциплиной была создана система управленческих органов во главе с советом завода по управлению дисциплиной труда, в рамках которо­го функционировали четыре секции. Так, организационно-техническая сек­ция обеспечивала внедрение новой техники, совершенствование организа­ции труда, снабжение сырьем и энергией, ритмичность работы, а экономи­ческая отвечала за премирование и стимулирование.

Обсуждение в первичном коллективе происходило в течение суток после совершения нарушения. Информация поступала начальнику цеха, который был обязан зафиксировать нарушение в цеховом журнале, оформить специ­альный бланк «Сигнала» с информацией о нарушении и принятых мерах, поступавший в заводскую информационно-анализирующую подсистему. Раз в неделю заседал цеховой совет по дисциплине, где рассматривались все случаи нарушений и их причины, принятые меры и проделанная профилак­тическая работа. Особенность уфимской технологии — коллективная ответ­ственность за дисциплину труда. Бригада несла материальную ответствен­ность за любые нарушения и компенсировала потери из общей премии. В ко­нечном итоге число прогулов и опозданий сократилось в несколько раз.

Таковы лишь некоторые системы социального управления, которые прямо или косвенно можно отнести к социальным технологиям. Они демонстри­руют возможности и специфику деятельности социолога-прикладника. В конце 1980-х и начале 1990-х гг. создание новых технологий данного класса значительно сократилось либо приостановилось вовсе. Зато быстрыми тем­пами стала развиваться игротехника — еще один вид управленческих техно­логий в нашей стране.

В управлении персоналом наибольшее признание получили социальные технологии, предназначенные для выработки управленческих решений, по­вышения эффективности деловых совещаний, осуществления организаци­онного проектирования, подбора, расстановки и обучения кадров, снятия социального напряжения. Их разработка — особое научно-прикладное на­правление управленческой деятельности, выражающееся в трансформации знаний в целях диагностики состояния социальных явлений и процессов, подготовки и реализации решений по их изменению и развитию.

Технологии социальной зашиты. Социальные технологии широко применя­ются не только по месту работы, но и по месту жительства. Социальное обеспе­чение, социальная помощь населению, социальная защита и социальная рабо­та — самые перспективные сегодня области приложения этого направления (методологии) прикладной социологии32. Технологии в социальной работе П Д. Павленок33 предлагает трактовать в широком и узком смысле: в первом речь идет о технологиях для всех слоев населения, создании таких условий, которые помогают сократить численность тех, кто нуждается в помощи и поддержке; во втором — о методах и приемах работы со слабозащищенными слоями.

Широкое понимание вопроса относится, скорее, к сфере социальной по­литики, узкое — к социальной работе. К примеру, политика планирования семьи, проводимая сегодня практически всеми странами мира, как с высо­ким, так и с низким коэффициентами рождаемости, относится к широкой трактовке социальной технологии.

Первый тип технологий носит упреждающий характер, они нацелены на предотвращение «социальных болезней». Субъектом их применения высту­пают правительство, министерства, общественные фонды и комитеты.

Второй тип технологий применяется главным образом профессионально подготовленными специалистами, называемыми социальными работника­ми. Они занимаются лечением «социальных болезней», т.е. исправлением тех ситуаций, которые упустили первые.

Предотвращать или уменьшать безработицу, создавая биржи труда, курсы обучения и переподготовки, развивая производство, создавая новые рабочие места, наконец, перепрофилируя цехи, предприятия и учреждения, для обще­ства менее накладно, чем лечить запущенные социальные болезни, инвести­руя деньги в строительство психдиспансеров, детских приютов и приютов для престарелых людей, поликлиник и госпиталей, реабилитационных центров, а также терять триллионы долларов на снижении производительности труда, качества продукции, наконец, падении международного престижа страны.

32 Теория социальной работы / Под ред. М. Холостовой. М.: Юрист, 1998; Социальная работа: Сло­варь-справочник / Под ред. В.И. Филоненко. М.: Контур, 1998.

33 Павленок П.Д. Социальная работа как научная и учебная дисциплина // Социологические исследо­вания. 2000. № 9. С. 119-122; Основы социальной работы / Под ред. ПД. Павленка. М.: ИНФРА-М1997. С. 12-16, 21-24.

Тем не менее некоторые страны, даже когда они имеют деньги, почти не занимаются социальными аутсайдерами, явно или неявно защищая интере­сы привилегированных каст. В цивилизованных странах сегодня формиру­ется мощная инфраструктура социального обеспечения и социальной защи­ты населения, распространяемая на все более широкие слои населения. Она нужна для того, чтобы предупреждать социальные патологии, а не лечить их последствия (хотя и это обстоятельство также учитывается).

В сфере социальной работы технологии различаются по уровню: простые (доступные неспециалистам); сложные, требующие квалификации одного спе­циалиста; сложные, требующие квалификации специалистов в разных областях. Возможна типология и по другим критериям, в частности можно выделять со­циальные технологии внешние по отношению к клиенту: государственное вме­шательство, помощь общественных и других организаций, частных лиц. Их предназначение — создавать людям все условия для того, чтобы они могли вы­браться из бедности и болезней, самостоятельно принимать верные решения. Пример — создание рабочих мест на предприятиях для инвалидов. От них от­личаются социальные технологии (т.е. способы, действия), осуществляемые самими клиентами. Например, создание собственного дела, откладывание оп­ределенной доли дохода (процентов) для социального страхования и др. К кру­гу таких технологий можно отнести приемы, которыми пользуются социальные работники, решая проблемы своих клиентов34.

К социальным технологиям, используемым в сфере социальной работы, относятся: социальное обслуживание на дому пенсионеров; организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикамен­тов, товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские заведения; помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; орга­низация различных социально-бытовых услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды, оплата комму­нальных услуг и др.); помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмене жилья, помещении в стацио­нарные учреждения органов социальной защиты населения; содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших.

Обобщая богатый практический опыт, накопившийся не только за рубежом, но теперь уже и в России, к названным видам можно добавить и другие тех­нологии, используемые в социальной работе, а именно социальный контроль, социальную профилактику, социальную терапию, социальную реабилитацию, социальную помощь и социальную защиту, социальное страхование, социаль­ное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство, социальное по­средничество и др. Эти и другие виды практик рассматривают либо как глав­ные технологии социальной работы, либо как направления какой-то более широкой деятельности, например социального обеспечения, куда социальная работа входит как часть, элемент, разновидность35.

1авленок П. Д. Социальная работа как научная и учебная дисциплина // Социологические иссле-ования. 2000. №9. С. 119-122.

Энциклопедия социальной работы: В 3 т.: Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993-994; Гуслякова Л.Г. Социальная работа в структуре социальных наук// Российский журнал социальной аботы. 1996. № 1. С. 17—22; Социальная работа: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Филоненко. М: контур, 1998; Теория и методология социальной работы / Под ред. СИ. Григорьева. М.: Наука, 1994.

К числу пока еще экзотических приемов социальной работы относят арт-терапию и библиотерапию.

Арттерапия — способы и технологии реабилитации лиц с ограниченны­ми возможностями средствами искусства и художественной деятельности. Этот вид реабилитации основан на способности человека к образному вос­приятию окружения и упорядочению своих связей с ним в символической форме. Следует также подчеркнуть, что искусство как деятельность представ­ляет собой экспериментирование людей с художественными символами в ка­честве заместителей реальных объектов.

Библиотерапия — метод психотерапии, основанный на педагогических дидактических принципах. Он осуществляется при помощи книг, в первую очередь художественных. Задача — лечебное воспитание и перевоспитание личности больного воздействием художественного, эмоционального и психо­логического мастерства писателя, показывающего пути разрешения присущих больному конфликтных, неврозогенных ситуаций. Разработана классифика­ционная схема психогенных реакций, в соответствии с которой составлены каталоги литературы. При подборе книги учитываются максимальное сходство ситуации, описываемой в книге, с ситуацией, сложившейся у больного, и сте­пень доступности этой книги больному.

Одним из центральных видов социальной технологии считается адресная социальная помощь — система мер по оказанию помощи отдельным действи­тельно нуждающимся лицам или группам населения для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности36.

Рис. 5. Социальная помощь необходима особо нуждающимся лицам

Основные виды и формы адресной социальной помощи устанавливают­ся на региональном уровне с учетом имущественного и социального поло­жения и фактора нуждаемости граждан. Они включают:

Кайгородова Л.А., Фадеев Ю.В., Дуброва О.А. Теория социальной работы: Учеб. пособие для сту­дентов заочного отделения факультета социальной работы // http://home.novoch.ru/~azazel/texts/ teory/teory.html

♦ денежную помощь: единовременные пособия; пособия для оплаты транспортных услуг;

♦ оказание помощи при экстремальных ситуациях, повлекших крупные единовременные расходы (пожар, наводнение, покупка жилья и др.);

♦ помощь в оплате жилья и коммунальных услуг;

♦ дотация на оплату питания и лечения; льготные ссуды и кредиты;

♦ натуральное обеспечение: предоставление предметов первой необходи­мости (продуктов питания, обуви, одежды и пр.);

♦ осуществление ремонта квартир, автотранспорта; выделение лекарствен­ных препаратов; обеспечение бесплатного питания; предоставление топлива;

♦ гуманитарную помощь;

♦ услуги и льготы: направление в реабилитационные центры, центры со­циально-психологической помощи, дома-интернаты;

♦ устройство в пансионаты для престарелых;

♦ организацию надомного социально-бытового обслуживания на платной и бесплатной основе; прикрепление к магазинам по продаже продуктов пи­тания и предметов первой необходимости по социально низким ценам;

♦ предоставление льгот по оплате коммунально-бытовых услуг;

♦ организацию бесплатного ночного проживания бездомных граждан;

♦ обеспечение кратковременного ухода за больными и одинокими людьми;

♦ организацию помощи семьям с «лежачими» больными;

♦ создание специальных аптек или отделов в аптеках для малоимущих граждан.

Адресная социальная помощь предоставляется в соответствии с установлен­ными критериями малообеспеченности, на основе социального мониторин­га. Критерии адресной социальной помощи базируются на социальных нор­мативах, включающих показатели уровня потребления важнейших благ и ус­луг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности человека.

Критериями предоставления социальной помощи могут быть:

♦ совокупный семейный или среднедушевой доход ниже суммы установ­ленных на региональном уровне прожиточных минимумов всех членов се­мьи по социально-демографическим группам или соответствующей величи­ны регионального прожиточного минимума (ниже уровня минимальной заработной платы, минимальной пенсии и др.);

♦ отсутствие средств к существованию;

♦ одиночество и неспособность к самообслуживанию;

♦ материальный ущерб или физические повреждения вследствие стихий­ных бедствий, катастроф, межнациональных конфликтов, а также в резуль­тате исполнения служебных обязанностей и т.д.

Территориальные органы самостоятельно определяют формы и уровни социальной помощи, а также категории граждан, имеющих право на ее пре­доставление. В территориях создаются информационные банки данных (кар­тотеки) о лицах, нуждающихся в адресной социальной помощи37.

Кайгородова Л.А., Фадеев Ю.В., Дуброва О.А. Теория социальной работы: Учеб. пособие для сту­дентов заочного отделения факультета социальной работы // http://home.novoch.ru/~azazel/texts/ teory/teory.html

ACTIONRESEARCH'

Action research (ARS) — семейство научно-практических методологий, которые на равных основаниях используют методы научного познания (опрос, наблюдение, диагностику, экспертизу и др.) и активного вмеша­тельства (изменения, преобразования, улучшения) в объект изучения3. AR относится к классу междисциплинарных прикладных технологий. Если в поисковой системе Интернета сделать запрос на слово «Action research», то Yahoo способна предложить 3,4 млн, Google — 3,5 млн, Altavista — 4,5 млн документов. Пожалуй, это абсолютный рекорд среди эмпирических и прикладных методов исследования. За рубежом существуют сотни, если не тысячи, институтов, лабораторий, факультетов, кафедр, фондов, ассоциаций, журналов, ежегодников, учебных пособий, учебных курсов, центров консультации и тренинга, свя­занных с AR. К примеру, в 1996 г. появился онлайн-журнал Action Research International (главный редактор Bob Dick)4. Ассоциация Action Learning, Action Research & Process Management Association, Inc. (ALARPM)5, возникшая в 1991 г. в Австралии, через каждые два года проводит всемирные конгрессы по AR. Ассоциация объединяет учите­лей, социальных работников, консультантов, академических ученых, ме­неджеров и студентов, представляющих самые разные науки — как ес­тественные, так социальные и гуманитарные. Она издает журнал (Action Research Case Studies Newsletter—ARCS), научные монографии, мате­риалы семинаров, справочную литературу, тренинги и руководства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...