Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV. Задания. Занятие 13. I. Предтекстовая  работа. Где вода, там и жизнь.  2. Вставьте ь  там, где это необходимо. Определите способы выражения обстоятельства.




IV. Задания

   1. Вставьте пропущенные буквы. Найдите обстоятельства.

 

   1. Море взволнова…о. 2. Охотник взволнова…о рассказывал о встрече с медведем. 3. Всё в этом деле взвеше… о и обдума…о. 4. Докладчик отвечал на вопросы не спеша, обдума…о. 5. Выступление было организова…о драматическим кружком. 6. Выступление прошло очень организова…о.

 

  2. Вставьте ь  там, где это необходимо. Определите способы выражения обстоятельства.

1. Черные тучи покрыли небо сплош…

2. Лошади рванулись вскач…

3. Было далеко за полноч…

4. Она распахнула настеж… окно.

5. Спортсмен упал навзнич…

 

3. Перепишите, обозначая приставки и суффиксы в тех наречиях, в которых были пропущены буквы. Подчеркните обстоятельства.

1. Налев… был угрюмый лес, направ… Енисей. (Н. )

2. Смотри, гроза поднимается слев… (Маяк. )

3. Снов… тучи надо мною собрались в вышине. (П. )

4. Обстоятельства разлучили их надолг…. (П. )

 

4. Перепишите. Объясните употребление дефиса в наречиях.

1. Заморосил мелкий, (по) осеннему холодный дождик. (Степ. )

2. Небо (по) весеннему безоблачно.

3. Мало (по) малу стемнело. (Пришв. )

4. (По) прежнему качается пароход. (Нов. - Пр. )

5. Заполните пропуски наречиями

 где-то, куда-то, откуда-то, где- нибудь, куда- нибудь, откуда- нибудь.

 

       1. …из-за деревьев слышалось пение. 2. Мы пойдем … погулять- погода отличная. 3. Вы приехали … издалека? - Да, с Севера. 4. Брат уехал … очень далеко и вернется не скоро.

 

6. Прочитайте. Определите тип изложения. Какова основная мысль микротекста?

 

    Чувство Родины. Оно приходит к нам с любовью матери, с первыми звуками родного языка, возникает порой из едва уловимых примет: бескрайняя степь, запах скошенных трав, жаворонок в небе, знакомая с детства мелодия. Вырастая, человек чувствует и, осознает уже глубинные связи с Отечеством, уважение к прошлому, причастность к делам своего времени и своей страны, той земли, на которой живет, и чувство Родины всегда неотделимо от ее истории…

(По С. Белагину)

 

Занятие 13

I. Предтекстовая  работа

а) Преобразуйте СПП с придаточными цели в простые предложения с целевой конструкцией:

  • Я приехал в город Темиртау, чтобы посмотреть металлургический комбинат - Казахстанскую Магнитку.
  • Иртышская вода пришла в Караганду, чтобы безводная степь превратилась в плодородный край.
  • Чтобы обеспечить водой Казахстанскую Магнитку и шахтерскую Караганду, построили большой канал Иртыш- Караганда. Длина канала 514 километров.

II. Чтение текста

Где вода, там и жизнь

Когда- то я путешествовал по Каркаралинской степи. Однажды я остановился отдохнуть там, где протекала речка Нура. Речку можно было легко перейти, потому что она была мелкой.

С тех пор прошло много лет. Я приехал в город Темиртау, чтобы посмотреть металлургический комбинат - Казахстанскую Магнитку.

Мне с гордостью показали Самаркандское озеро. На берегу озера стояли заводы, электростанция, дома металлургов. Тихая прозрачная вода плескалась у наших ног. Эта вода пришла сюда из маленькой речки Нуры, возле которой я когда- то отдыхал. Строители перегородили ее русло плотиной и создали большое озеро. Озеро дает воду огромному металлургическому комбинату. Но этой воды недостаточно. Чтобы обеспечить водой Казахстанскую Магнитку и шахтерскую Караганду, построили большой канал Иртыш- Караганда. Длина канала 514 километров. Это один из самых длинных каналов в мире.

Иртышская вода пришла в Караганду, чтобы безводная степь превратилась в плодородный край. ( По Н. Анову. )

 

III.  Послетекстовая работа:

 

1) Почему текст называется «Где вода, там и жизнь»?

2) Выписать предложения с временными конструкциями.

3) Расскажите о других преобразованиях в Казахстане, в нашей области, районе, селе.

4) Подготовьте пересказ текста от 3-го лица.

IV. Задания

1. Спишите, отделяя главные предложения от придаточных. Определите, где стоят придаточные времени: впереди, после или в середине главного предложения.

    1. Когда мы поднялись на гору нам открылся великолепный вид. 2. Мы прибавили шагу когда вышли на знакомую дорогу. 3. Когда солнце поднялось небо совсем расчистилось. 4. Весной когда тает снег маленькие ручьи превращаются в бурные потоки. 5. Из-за леса поднялась луна когда мы подъезжали к деревне.

2. Ознакомьтесь с таблицей.

Выражение временных значений в сложноподчиненном предложении.

Придаточная часть времени содержит указания на время совершения действия или проявления признака, о которых говорится в главном предложении, и отвечает на вопросы когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Значение Союзы Примеры
Одновременность действий, событий Когда Пока Едва В то время как Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко.
Разновременность действий, событий После того как Перед тем Перед тем как До тех пор пока Как только Лишь только После того как кончишь школу, ты поймешь то, что она тебе дала.

 

3. К данным придаточным предложениям времени подберите главные предложения.

 

    1. Когда мы жили в поселке (в городе, в ауле, в селе), …2. Когда мы были в горах (в степи, в поле), …3. Когда наступил сентябрь (весна, лето, осень, зима), … 4. Когда появилась луна (месяц, солнце, звезды, тучи), …

 

  4. К данным главным предложениям подберите придаточные предложения.

       1. Дни становятся длиннее, когда…2. На деревьях набухают почки, когда… 3. Звезд не видно, пока… 4. Снег начинает таять, как только…

5. Знакомство с новыми терминами языкознания.

1. Темой в предложении является знакомая, известная информация.

2. Ремой в предложении является новая информация.

3. Предложения, связанные одной небольшой темой, образуют микротекст.

 

6. Выделите в микротексте две части - ту, которая называет тему текста, и ту, которая раскрывает эту тему.

 

    Отечество. Родина - это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, это и бескрайние степи. Это и ракета, летящая в ночном небе, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Астана, и малые, в десять домов аулы. Это славные имена батыров, акынов и борцов за народное дело.

7. Составьте по данному началу и запишите небольшой по объему текст (3-4 предложения)

Наступил новый учебный год…

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...