III. Послетекстовая работа. IV. Задания. Деепричастия имеют признаки. Занятие 8. II. Чтение текста. Пушкин в Казахстане
III. Послетекстовая работа 1. Озаглавьте текст. Разделите текст на микротексты. Определите, к какому стилю речи относится данный текст. 2. Выделите обстоятельства, выраженные предложно-падежными конструкциями. 3. Завершите одну из смысловых частей текста несколькими предложениями с обстоятельствами. Запишите их.
IV. Задания 1. Прочитайте таблицу. Вспомните, как образуются деепричастия.
Деепричастия имеют признаки
глагола: наречия: 1. Вид 1. Неизменяемость 2. Возвратность 2. Роль в предложении 3. Переходность
2. Укажите, как образованы данные деепричастия, выделите основы и суффиксы: Падая-падают, уцепившись-уцепиться, напившись-напиться, чирикая- чирикают, столкнув-столкнуть, успокоившись-успокоиться.
3. Образуйте от данных глаголов деепричастия. Понимать, тормозить, увидеть, построить, готовить, запереть, лежать, стоять, посеять, коснуться, волноваться, склеить, нарисовать, выступить.
4. Спишите деепричастия и деепричастные обороты. Скажите, что они обозначают и на какие вопросы отвечают. 1. Стоя у окна и разговаривая, девушка, пожимаясь от ветреной сырости, то и дело оглядывалась на нас. (Ч. ) 2. Мы разбили палатки, желая укрыться от дождя. 3. Ложась спать, проветри комнату. 4. Кончив дело, гуляй смело. (посл. ) 5. Собрав тетради с вечера, не будешь торопиться утром. 6. Успокоившись, они решили осмотреться вокруг.
5. Спишите. Подчеркните обстоятельства и определите их вид. Укажите способы их выражения.
1. Изучая стекло, ученые находили все новые и новые свойства. 2. Ребята смиренно сторонились, давая им дорогу. 3. Приблизившись к хвойному лесу, я спустил собаку с поводка. 4. Обогнув крутой берег, пароход вошел в залив. 5. Железо, соединившись с серой, теряет металлический блеск. Занятие 8 I. Предтекстовая работа: 1. Определите вид деепричастий: Знакомясь, собирая, работая, стремясь. 2. Определите вид причастий: Переведённый, сыгравший, мыслящий.
II. Чтение текста Пушкин в Казахстане
Пушкин пришел в казахскую степь сто лет назад, вернее сказать, в казахскую степь пришли произведения Пушкина, переведенные Абаем. Сам Пушкин побывал в Западном Казахстане осенью тысяча восемьсот тридцать третьего года. Собирая материалы о восстании Пугачева, знакомясь с жизнью казахского народа, он проявил большой интерес к народному поэтическому искусству. В числе исторических трудов, исследований, которые изучал Пушкин, работая над темой о Пугачеве, были книги о Казахстане. Абай с юных лет проявлял интерес к русскому языку и литературе. В зрелые годы поэт изучал художественную и критическую литературу: произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, труды В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, знакомился со статьями журнала «Современник». Поэт глубоко осознавал значение произведений русской прогрессивно- демократической литературы, сыгравшей большую роль в развитии художественного слова, культуры Казахстана того времени. Стремясь ознакомить с ними массы казахского народа, он переводит на родной язык произведения Пушкина, Лермонтова, Крылова.
К переводам «Евгения Онегина» Абай приступил в то время, когда передовая часть казахского народа жадно тянулась к русской литературе и культуре. Прогрессивно мыслящие сыны народа распространяли произведения русских ученых, писателей, поэтов.
III. Послетекстовая работа:
1) Ответьте на вопросы: а) Когда произведения А. С. Пукшкина «пришли» в казахскую степь? б) Когда и зачем прибыл поэт в Западный Казахстан? в) Какое произведение А. С. Пушкина перевёл Абай? г) Что изучал Абай в юношеские и зрелые годы? д) Что создал Абай к своим переводам? е) На какую поэму казахского эпоса обратил внимание А. С. Пушкин во время своего пребывания в казахской степи?
2) Допишите деепричастные обороты. Объясните расстановку запятых. Собирая …, знакомясь с …, о Пушкин проявлял большой интерес к поэтическому искусству. В числе исторических трудов, исследований, которые изучал Пушкин, работая …, были книги о Казахстане. Стремясь ознакомить …, Абай переводит произведения А. С. Пушкина на родной язык.
3) Разделите текст на микротексты. IV. Задания: 1. ЗАПОМНИТЕ! · Деепричастные обороты всегда обособляются: Защищая Родину, человек защищает себя. · Не обособляются одиночные слова: молча, сидя, стоя, лежа, нехотя. · Не обособляются также фразеологизмы, сохраняющие форму деепричастий. Он работал спустя рукава. 2. Прочитайте, найдите обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, объясните знаки препинания. 1. Поравнявшись с нами, он улыбнулся, кивнул головой капитану. (Л. Т. ) 2. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего. (Посл. ) 3. Мать, улыбаясь и кланяясь, пошла прочь. (М. Г. ) 4. Очнувшись, я несколько времени не мог опомниться. (П. ) 5. Ветер метался, гоняя сухие листья. (М. Г. )
3. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните деепричастные обороты. Образец: Оттолкнув меня, бабушка бросилась к двери. Бабушка, оттолкнув меня, бросилась к двери. Бабушка бросилась к двери, оттолкнув меня.
1. Старик расстелив халат мирно спал под деревом на опушке. (Фад. ) 2. Грузовики рыча неслись куда- то. (Сур. ) 3. Черные тучи поползли на запад задевая вершины гор. (Ф. )
4. Составьте предложения, употребляя данные деепричастные обороты в роли обстоятельств. Идти не спеша, не спуская глаз, не чувствуя под собой ног, сломя голову. 5. Замените помещенные в скобках словосочетания с неопределенной формой глагола деепричастным оборотом. Запишите получившиеся предложения, выделяя запятыми деепричастный оборот и обозначая их как член предложения.
Образец: Летчик (пролетать над городом) покачал крыльями. -Летчик, пролетая над городом, покачал крыльями. 1. Спортсмен (выполнить недавно норму мастера) вошел в состав сборной страны. 2. Прыгуны в высоту и длину (не иметь в этом сезоне ни одного поражения) надеются стать победителями соревнования. 3. Моя подруга (напряженно тренироваться изо дня в день) стала со временем известной гимнасткой.
6. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. 1. Дождь шел без перерыва то усиливаясь то ослабевая. (Арс. ) 2. Отвернувшись он стал смотреть на строившуюся колонну. (К. Сим. ) 3. По мостовой взметая пыль шел грузовой автомобиль. 7. В данные предложения вставьте деепричастия или деепричастные обороты перед союзом и или после него. Предложения запишите. 1. Через час я уже был дома и обнимал родителей. 2. Мы вскопали грядки и посадили перед школой много прекрасных цветов. 3. Арман открыл чемодан и стал укладываться.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|