Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Послетекстовая работа. IV. Задания. Деепричастия имеют признаки. Занятие 8. II. Чтение текста. Пушкин в Казахстане




III. Послетекстовая работа

1. Озаглавьте текст. Разделите текст на микротексты. Определите, к какому стилю речи относится данный текст.

2. Выделите обстоятельства, выраженные предложно-падежными конструкциями.

3. Завершите одну из смысловых частей текста несколькими предложениями с обстоятельствами. Запишите их.

 

IV. Задания

1. Прочитайте таблицу. Вспомните, как образуются деепричастия.

Вид Неопределенная форма глагола Настоящее время Деепричастия Суффикс
Нес. в.     Сов. в Играть Дышать Встречаться Выполнить Встретиться принес Игра-ют Дыш-ат Встречаюсь - - - Игра-я Дыш-а Встреча-я-сь Выполни-в Встрети-вшись Принес-ши -я -а -я -в -вши -ши

Деепричастия имеют признаки

                      

              глагола:                                    наречия:

          1. Вид                                      1. Неизменяемость

          2. Возвратность                      2. Роль в предложении

          3. Переходность                       

 

2. Укажите, как образованы данные деепричастия, выделите основы и суффиксы:

Падая-падают, уцепившись-уцепиться, напившись-напиться, чирикая- чирикают, столкнув-столкнуть, успокоившись-успокоиться.

 

З А П О М Н И Т Е!
Деепричастие - неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом и отвечает на вопросы: Что делая?, Что сделав?
Деепричастие с зависимым словом называется деепричастнымоборотом.
В предложении деепричастие является обстоятельством.

3. Образуйте от данных глаголов деепричастия.

            Понимать, тормозить, увидеть, построить, готовить, запереть, лежать, стоять, посеять, коснуться, волноваться, склеить, нарисовать, выступить.

 

4. Спишите деепричастия и деепричастные обороты. Скажите, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.

            1. Стоя у окна и разговаривая, девушка, пожимаясь от ветреной сырости, то и дело оглядывалась на нас. (Ч. ) 2. Мы разбили палатки, желая укрыться от дождя. 3. Ложась спать, проветри комнату. 4. Кончив дело, гуляй смело. (посл. ) 5. Собрав тетради с вечера, не будешь торопиться утром. 6. Успокоившись, они решили осмотреться вокруг.

 

5. Спишите. Подчеркните обстоятельства и определите их вид. Укажите способы их выражения.

 

            1. Изучая стекло, ученые находили все новые и новые свойства. 2. Ребята смиренно сторонились, давая им дорогу. 3. Приблизившись к хвойному лесу, я спустил собаку с поводка. 4. Обогнув крутой берег, пароход вошел в залив. 5. Железо, соединившись с серой, теряет металлический блеск.

Занятие 8

I.  Предтекстовая работа:

1. Определите вид деепричастий:

Знакомясь, собирая, работая, стремясь.

2. Определите вид причастий:

Переведённый, сыгравший, мыслящий.

 

II. Чтение текста

Пушкин в Казахстане

 

Пушкин пришел в казахскую степь сто лет назад, вернее сказать, в казахскую степь пришли произведения Пушкина, переведенные Абаем.

Сам Пушкин побывал в Западном Казахстане осенью тысяча восемьсот тридцать третьего года. Собирая материалы о восстании Пугачева, знакомясь с жизнью казахского народа, он проявил большой интерес к народному поэтическому искусству. В числе исторических трудов, исследований, которые изучал Пушкин, работая над темой о Пугачеве, были книги о Казахстане.

Абай с юных лет проявлял интерес к русскому языку и литературе. В зрелые годы поэт изучал художественную и критическую литературу: произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, труды В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, знакомился со статьями журнала «Современник». Поэт глубоко осознавал значение произведений русской прогрессивно- демократической литературы, сыгравшей большую роль в развитии художественного слова, культуры Казахстана того времени. Стремясь ознакомить с ними массы казахского народа, он переводит на родной язык произведения Пушкина, Лермонтова, Крылова.

К переводам «Евгения Онегина» Абай приступил в то время, когда передовая часть казахского народа жадно тянулась к русской литературе и культуре. Прогрессивно мыслящие сыны народа распространяли произведения русских ученых, писателей, поэтов.

 

III. Послетекстовая работа:

 

1) Ответьте на вопросы:

а) Когда произведения А. С. Пукшкина «пришли» в казахскую степь?

б) Когда и зачем прибыл поэт в Западный Казахстан?

в) Какое произведение А. С. Пушкина перевёл Абай?

г) Что изучал Абай в юношеские и зрелые годы?

д) Что создал Абай к своим переводам?

е) На какую поэму казахского эпоса обратил внимание А. С. Пушкин во время своего пребывания в казахской степи?

 

2) Допишите деепричастные обороты. Объясните расстановку запятых.

Собирая …, знакомясь с …, о Пушкин проявлял большой интерес к поэтическому искусству. В числе исторических трудов, исследований, которые изучал Пушкин, работая …, были книги о Казахстане. Стремясь ознакомить …, Абай переводит произведения А. С. Пушкина на родной язык.

 

3) Разделите текст на микротексты.

IV. Задания:

1.                                                   ЗАПОМНИТЕ!

· Деепричастные обороты всегда обособляются: Защищая Родину, человек защищает себя.

· Не обособляются одиночные слова: молча, сидя, стоя, лежа, нехотя.

· Не обособляются также фразеологизмы, сохраняющие форму деепричастий. Он работал спустя рукава.

 2. Прочитайте, найдите обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, объясните знаки препинания.

       1. Поравнявшись с нами, он улыбнулся, кивнул головой капитану. (Л. Т. ) 2. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего. (Посл. ) 3. Мать, улыбаясь и кланяясь, пошла прочь. (М. Г. ) 4. Очнувшись, я несколько времени не мог опомниться. (П. ) 5. Ветер метался, гоняя сухие листья. (М. Г. )

 

3. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните деепричастные обороты.

Образец: Оттолкнув меня, бабушка бросилась к двери. Бабушка, оттолкнув меня, бросилась к двери. Бабушка бросилась к двери, оттолкнув меня.

 

       1. Старик расстелив халат мирно спал под деревом на опушке. (Фад. ) 2. Грузовики рыча неслись куда- то. (Сур. ) 3. Черные тучи поползли на запад задевая вершины гор. (Ф. )

 

  4. Составьте предложения, употребляя данные деепричастные обороты в роли обстоятельств.

       Идти не спеша, не спуская глаз, не чувствуя под собой ног, сломя голову.

5. Замените помещенные в скобках словосочетания с неопределенной формой глагола деепричастным оборотом. Запишите получившиеся предложения, выделяя запятыми деепричастный оборот и обозначая их как член предложения.

 

Образец:  Летчик (пролетать над городом) покачал крыльями. -Летчик, пролетая над городом, покачал крыльями.

       1. Спортсмен (выполнить недавно норму мастера) вошел в состав сборной страны. 2. Прыгуны в высоту и длину (не иметь в этом сезоне ни одного поражения) надеются стать победителями соревнования. 3. Моя подруга (напряженно тренироваться изо дня в день) стала со временем известной гимнасткой.

 

6. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

       1. Дождь шел без перерыва то усиливаясь то ослабевая. (Арс. ) 2. Отвернувшись он стал смотреть на строившуюся колонну. (К. Сим. ) 3. По мостовой взметая пыль шел грузовой автомобиль.

7. В данные предложения вставьте деепричастия или деепричастные обороты перед союзом и или после него. Предложения запишите.

       1. Через час я уже был дома и обнимал родителей. 2. Мы вскопали грядки и посадили перед школой много прекрасных цветов. 3. Арман открыл чемодан и стал укладываться.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...