Занятие 14. I. Предтекстовая работа. II. Чтение текста. Есет батыр Тама. III. Послетекстовая работа. IV.Задания.
Занятие 14 I. Предтекстовая работа 1. Составьте предложения с данными словами и словосочетаниями: Военные времена, борьба, исключительный героизм, активное участие, историческая личность. 2. Определите разряд следующих наречий: Рано, особенно, вторично, относительно, тесно. II. Чтение текста Есет батыр Тама Есет Кокиулы – известный казахский батыр, происходит из племени тама младшего жуза. Отец Есета, Коки Базаркулулы, тоже был известным батыром, его прозвали «Таймас батыр» (не отступающий) Есет, родившийся в военные времена, закаленный в борьбе, рано вступил на путь защиты Отечества. За героизм его прозвали батыром. В победных сражениях при Тауке хане Есет батыр возглавил войско Младшего жуза. Замеченный самим Тауке ханом в одной из схваток, за проявленный исключительный героизм и бесстрашие Есет получил напутствие Тауке хана. Есет батыр внес огромный вклад в Великую победу над джунгарами, участвуя в одной из победных схваток, когда врагу был нанесен сокрушительный удар. А в исторической Аныракайской битве, решившей исход войны, Есет батыр вел войско Младшего жуза со знаменем в руках. В последующем жизнь Есета батыра была тесно связана с политикой Абулхаир хана. Есет был его приближенным советником. Вместе с такими историческими личностями, как батыры Богенбай и Жанибек, он помогал Абулхаир хану, поддерживал его, особенно в период присоединения к царской России. 10 октября 1731 года Есет батыр под началом Абулхаир хана вместе с другими предводителями Младшего жуза присягнул на верность царскому правительству. В 1740 году в Оренбурге, участвуя в переговорах между феодалами Среднего и Младшего жузов с председателем Оренбургской комиссии князем В. Урусовым, Есет батыр вторично присягнул на верность царскому правительству. В ходе этих переговоров Есет батыр поддержал по всем пунктам позицию В. Урусова относительно казахско- русских отношений.
В дальнейшем Есет батыр принимал активное участие в развитии экономических и политических взаимоотношений между Россией и Казахстаном, а также в борьбе с Едильскими калмыками, которые мешали процессу присоединения Казахстана к России. За свою деятельность на этом поприще Есет батыр получил от царского правительства звание « тархана». Есет батыр умер своей смертью на родине в возрасте 82 лет, был похоронен у села Бестамак, близ реки Елек. На его могиле установлен мавзолей и множество паломников приезжают отдать почести славному герою казахского народа. III. Послетекстовая работа 1. Выпишите предложно- падежные конструкции с обстоятельственными конструкциями. 2. Найдите данную и новую информацию текста (рема, тема) IV. Задания. 1. Из двух простых предложений составьте сложноподчиненные предложения с придаточными времени. Запишите предложения, расставляя знаки препинания.
Образец: Восходит солнце. Жизнь в лесу пробуждается. - Когда восходит солнце, жизнь в лесу пробуждается. Жизнь в лесу пробуждается, когда восходит солнце. 1. Все поднялись с привала. 1. Заалел восток. 2. Степные речки мелеют. когда 2. Наступает жаркое лето. 3. Мы подъехали к поселку. как только 3. Было уже темно. 4. Мы любовались степью. пока 4. Заходило солнце.
2. Прочитайте. Поставьте вопросы к придаточным времени и укажите в них союзы.
Когда?
Образец. Когда на небе солнце, звезд не видно.
1. Когда заходит солнце, в небе появляются звезды. 2. Как только прошли первые весенние дожди, все кругом зазеленело. 3. От земли, когда наступили сумерки, стал медленно подниматься туман. 4. Мы пришли тогда, когда все в доме ещё спали. 5. Деревья жалобно шумели, когда настали холода. ( Плещ. ) 3. Заменяя выделенные части простых предложений придаточными времени, составьте сложноподчиненные предложения. Образец: Во время путешествия по Казахстану он побывал во всех северных городах. - Когда он путешествовал по Казахстану, то побывал во всех северных городах.
1. Вскоре после приезда отца состоялся семейный совет (как только). 2 . По мере приближения поезда к южной границе пейзаж все больше менялся (по мере того как). 3. Снаступлением весны работ на ферме прибавилось ( когда). 4. После окончанияшколы у нас начнется взрослая жизнь(после того как).
4. Используя сложноподчиненные предложения с придаточными времени, опишите устно следующие ситуации: 1) Вы рассказываете о самом интересном ( или смешном) событии, которое произошло в детстве ( когда я был маленьким…, когда мне было 8 лет…, и т. п. ); 2) Вы одержали важную для вас победу (успехи в учебе, в спорте и т. п. ) Расскажите, когда это произошло, соотнеся это время с событиями в семье или в стране, в мире. 5. Прочитайте текст. « Каким представляю себе Казахстан через 33 года? Наше молодое государство вырастет и возмужает, наши дети и внуки вырастут вместе с ним. Они будут энергичными представителями своего поколения, хорошо образованными, обладающими прекрасным здоровьем. Они будут готовы работать в условиях современной рыночной экономики, сохраняя при этом традиции своих предков. Они будут одинаково хорошо владеть казахским, русским и английским языками… Некоторые представители нашего молодого поколения поступят на государственную службу. Они будут работать в условиях новой эпохи высокооплачиваемыми, хорошо обученными специалистами, ставящими интересы Казахстана и казахского народа выше собственных». Президент РК Н. А. Назарбаев 6. Дополните предыдущий текст. Каким вы хотели видеть наше будущее?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|