Родина – Мать. Занятие 16. II. Чтение текста. Наш Казахстан. IV. Задания
Родина – Мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком, и все в ней для нас родное. Матерью называют ее потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать, она защищает и бережет нас от всяких врагов. (По К. Ушинскому)
Занятие 16 I. Предтекстовая работа:
1. Определите вид подчинительной связи в следующих словосочетаниях: Большая территория, березовая роща, обширная пустыня, занимает территорию, по долинам рек и берегам озёр, выращивают рис, протянулась южнее, здесь зеленеют, в этих местах, южная столица.
2. Произведите синтаксический разбор следующего предложения: На плодородных почвах юга Казахстана выращивают рис, сахарную свеклу, хлопчатник, виноград, дыни, арбузы, разные лекарственные растения. II. Чтение текста Наш Казахстан Казахстан занимает большую территорию. На севере Казахстана - лесостепь с березовыми и осиновыми рощами. Южнее протянулась неоглядная степь. Ещё южнее находятся обширные пустыни и полупустыни. Здесь только по долинам рек и по берегам озер зеленеют деревья, кустарники и травы. Республика известна богатыми залежами полезных ископаемых. На плодородных почвах юга Казахстана выращивают рис, сахарную свеклу, хлопчатник, виноград, дыни, арбузы, разные лекарственные растения. Много в этих местах садов, особенно яблоневых. В предгорьях Тянь - Шаня расположена южная столица Казахстана - Алматы.
(Из книги «Что такое. Кто такой»)
III. Послетекстовая работа: 1. Установите, в каких случаях наблюдается цепная, а в каких - параллельная связь. 2. Ответьте на вопросы: а) Какую территорию занимает Казахстан? б) Какие природные зоны находятся на территории Казахстана? в) Чем известна Республика Казахстан? г) Что выращивают на юге Казахстана? д) Где расположен город Алматы?
IV. Задания 1. Прочитайте и спишите сложноподчиненные предложения с придаточными цели. От главных предложений поставьте вопрос к придаточному. Выделите союзы. 1. Мы изучаем родной казахский язык, чтобы хорошо его знать. 2. Мы учим русский язык для того, чтобы говорить, читать и писать по- русски. 3. Анатомию мы учим для того, чтобы знать строение человеческого организма. 4. Люди изучают иностранные языки для того, чтобы лучше понимать друг друга.
2. Спишите сложноподчиненные предложения, расставляя знаки препинания. Скажите, что отделяют запятые? Определите, где находятся придаточные предложения, какие союзы связывают главное предложение с придаточным.
1. Мы очистили участок чтобы посадить цветы. 2. Чтобы хорошо росли овощи их нужно почаще поливать. 3. Овощу чтобы хорошо расти нужна мягкая рыхлая земля. 4. Чтобы оставить добрую память о себе надо посадить дерево. 5. Чтобы дерево хорошо росло надо за ним ухаживать. 3. Из простых предложений составьте и запишите сложноподчинённые предложения с придаточными причины. Расставьте запятые.
Образец: Цветы поникли. Была невыносимая жара. – Цветы поникли, потому что была невыносимая жара. 1. Трава зазеленела и стала 1. Прошли сильные дожди. быстро расти. 2. Вода в реке заметно Потому что 2. Снега быстро таяли. прибывала. Оттого что
3. По дорогам побежали Так как 3. Стало тепло. ручьи. 4. Яблони не зацвели. 4. Было холодно. № 4. Какие вопросы можно поставить от главного предложения к придаточному? Спишите, отделяя запятой придаточное предложение от главного. П о ч е м у? О б р а з е ц: Поезд пришел с опозданием, так как вода размыла пути.
1. Так как прошли обильные дожди степь превратилась в сплошной зеленый ковер. 2. Лужи на дворе замерзли оттого что ночью был мороз. 3. Мы ехали медленно потому что мокрый снег тормозил колеса. 4. Дорога на перевале была закрыта так как ночью прошел дождь. № 5. Опишите следующие ситуации, используя сложные предложения.
1. В аэропорту по радио объявляют о задержке рейса, который вы встречаете. Вы идете в справочное бюро узнать о причине задержки рейса. 2. Вашим родителям предложили путевку в санаторий, но они отказались от нее.
Объясните причину отказа:
а) санаторий предназначен для лечения других заболеваний. б) родители уже использовали свой трудовой отпуск. в) родители привыкли отдыхать вдвоем, эта путевка предназначена для одного человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|