Понятие, особенности и виды норм административного права.
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Предмет, метод и система административного права. Место административного права в системе права РФ. АП — отрасль российской правовой системы, представляющая собой сов-ть правовых норм, предназначенных для регулирования о/о, возникающих в связи и по поводу практической реализации исп власти (в более широком понимании — в процессе осуществления гос-управленч деятельности). ап отличается от других отраслей права предметом регулирования. Оно регулирует управленческие отношения, т.е. отношения, складывающиеся главным образом в сфере гос управления, исполнительной деятельности гос-ва. Предмет ап — о/о, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти. Система АП – это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности админ норм, но вместе с тем разделением ап на отдельные правовые институты. Система административно-правовых отношений имеет неоднородный характер и включает в себя следующие составные части: Общественные отношения, связанные с деятельностью исп органов при осуществлении гос управления и гос контроля (а также с деятельностью органов мсу и общественных объединений, связанной с реализацией властных полномочий, которыми они наделены государством). Внутриорганизационные отношения всех гос органов, охватывающие, гос-ю службу, делопроизводство, обеспечение деятельности и т.п. Деятельность судов, исполнительных и иных гос-х органов, органов мсу по рассмотрению дел об административных правонарушениях, а также иные охранительные отношения, регулируемые законодательством об административных правонарушениях. Центральное место в системе административно-правовых отношений занимают управленческие правоотношения, связанные с осущ-м гос управления (регулирования) органами исп власти.
Методы ап — это сов-ть правовых средств, способов, приемов регулирующего воздействия на управленческие отношения. В права выделяют два метода правового воздействия: императивный и диспозитивный. Диспозитивный метод основан на равенстве сторон, вступающих в общественные отношения, применяется, как правило, для регламентации отношений, регулируемых отраслями частного права. Метод императивного регулирования рассчитан на отношения неравенства сторон и односторонность юридически-властных волеизъявлений одного из участников. Административное право использует три юрид возможности: предписание (возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в определенных условиях), запрет (возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в определенных условиях), дозволение (юридическое разрешение совершать определенные действия, либо не совершать их по своему усмотрению). Механизм административно-правового регулирования в большей мере использует предписания и запреты. Административное право тесно связано со всеми отраслями Российского права и, в первую очередь, с КП. Нормы, выраженные в К! РФ, конституциях республик в составе России, уставах субъектов РФ, а также ФКЗх непосредственно регулируют о/о, складывающиеся в сфере гос устройства, взаимоотношения личности и гос-ва,?? организации гос власти, ее осуществления на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Указанные нормы являются основными источниками административного права. Финансовое право. ап регламентирует порядок организации финансовых органов и их функционирование, т.е. регулирует управленческие отношения в сфере финансов. Нормы земельного права регулируют о/о по поводу земли. Гос-во в лице органов исп власти ведет земельный кадастр, проводит гос земельный контроль, сдает земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в аренду, предоставляет их в пользование, производит их изъятие, устанавливает общеобязательные для исполнения требования по рациональному и бережному использованию земель и т.п. Эти отношения регулируются нормами административного и земельного права.
Гражданское право регулирует имущественные отношения, используя гражданско-правовые методы правового регулирования. В свою очередь, АП регулирует имущественные отношения в распорядительном порядке методом власти-подчинения. Нередко во исполнение актов управления хозяйственные и иные организации заключают договоры, руководствуясь нормами гражданского права. Акт управления может служить основанием заключения договора между организацией (юридическим лицом) и гражданином (физическим лицом). Гражданско-правовой метод регулирования, в отличие от административно-правового, характеризуется равенством сторон. Однако это не исключает их сферы имущественных отношений, основанных на административном подчинении, административно-правовом регулировании. Тесная взаимосвязь имеется и с трудовым правом. Многие трудовые отношения регулируются нормами ап. Например, отношения, связанные с институтом гос службы. ап связано и с уголовным правом. Границы между административным и уголовным правом подвижны, т.к. при определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к проступкам, могут перерастать в преступления, и наоборот. Также следует отметить взаимосвязь с уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом, а также с законодательством о судоустройстве, регулирующими порядок образования судов и организационные основы судебной деятельности. Понятие, особенности и виды норм административного права. В административно-правовых нормах непосредственно выражается регулятивная роль административного права, проявляющаяся в следующем: а) административно-правовые нормы преследуют цель обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования как всей системы исп власти, так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;
б) административно-правовые нормы определяют тот или иной вариант должного, т.е. соответствующего интересам правового госу-ва, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере гос управления. в) административно-правовые нормы, действуя предназначены для обеспечения эффективной реализации конст назначения механизма исп власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь требований законов Российской Федерации; г) административно-правовые нормы, определяя границы должного поведения в сфере гос управления; д) административно-правовые нормы в отличие от многих других отраслей российского права имеют свои собственные юр средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобросовестное выполнение их требований и т.п.); е) административно-правовые нормы во многих случаях могут выступать в роли регулятора иных общественных отношений, а не только их защитника; ж) административно-правовые нормы достаточно часто устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее SS. Особенности АПН предопределяются содержанием регулируемых о/о. Они вторичны (или подзаконны), устанавливают определенные права и обязанности SS, участвующих в управленческой, исполнительной и распорядительной деятельности, закрепляют структуру и организацию работы органов управления на основе и во исполнение К! и иных законодательных актов. АПН играют значительную роль в реализации конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, оказывают действенное воздействие на многие стороны экономической, социально–культурной и административно–политической жизни государства. Объектом АПН являются о/о управленческого характера. Особенности АПН проявляются в степени определенности закрепленных в них предписаний. чаще всего, являются императивными. В них правила поведения, требования выражаются в категорической форме, не допускающих никаких изменений, альтернатив поведения субъектов.
Административно-правовые нормы по различным основаниям классифицируются на определенные виды. · По содержанию (по типу регулируемых однородных отношений) АПН объединяются в правовые институты, с их помощью регулируются родственные по содержанию управленческие правоотношения. Выделяют следующие группы (виды) норм: o регламентирующие порядок образования, функции, задачи, структуру и компетенцию органа исп власти, гос-го управления; o закрепляющие основные положения организации, функционирования и правовое положение гос предприятий, учреждений и организаций; o устанавливающие оптимальные формы и методы реализации деятельности ОИВ, гос управления; o закрепляющие права, обязанности и ответственность граждан и их общественных объединений в сфере деятельности ОИВ, государственного управления; o закрепляющие и регулирующие основные положения, принципы организации и деятельности института госу службы; o регламентирующие способы обеспечения законности и дисциплины в сфере деятельности ОИВ, гос управления; o разрешающие?? адм юрисдикции правового разрешения управленческих споров и конфликтов, рассмотрения индивидуальных дел об админ правонарушениях и принятия мер админ принуждения, в том числе и мер адм наказания; o определяющие положения и принципы регулирования отношений между субъектами административного права в хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферах и межотраслевом управлении. · По предмету правового регулирования АПН подразделяются на материальные и процессуальные, в зависимости от того, регулируют ли они материальные или процессуальные управленческие отношения: o нормы, регулирующие сущность управленческих отношений, правила поведения SS административного права в процессе осуществления прав, обязанностей, задач, функций и полномочий, называются материальными нормами; o нормы, регламентирующие порядок реализации этих управленческих отношений или порядок, процедуру рассмотрения дел об адм правонарушениях, вынесение решения о виде административного наказания, порядок обжалования решения и порядок исполнения решения, называются административно-процессуальными нормами. · По методу воздействия на поведение субъектов управленческих отношений АПН подразделяются на: o обязывающие — содержат юр предписание действовать так, как предусмотрено нормой. Обеспечение законности при применении мер адм принуждения в связи с административным правонарушением; o уполномочивающие (правонаделительные) — уполномочивают или наделяют правами SS АП совершать определенные юр действия;
o запрещающие — запрещают совершение определенных действий; o стимулирующие — создающие условия должного поведения в сфере управленческих отношений с помощью средств материального или морального поощрения или наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность (ст. 4.2 КоАП РФ), что также косвенно стимулирует законопослушность граждан. · По форме предписания административно-правовые нормы бывают: o императивные (категорические); o рекомендательные (решения научно-консультативных советов при органах исполнительной власти, научно-методических семинаров, обмен опытом и др.); o диспозитивные (регулирующие права и обязанности в рамках, предоставленных нормой права). · По пределу действия в пространстве административно-правовые нормы действуют в пределах Российской Федерации и за ее границами. Соответственно территориальным масштабам действия административно-правовые нормы бывают: o федеральные или общероссийские; o региональные, действующие в пределах субъектов РФ; o местные; o локальные, действующие в пределах государственного органа, предприятия, учреждения, организации и т.п. · По пределу действия во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия, и бессрочные. Как срочные, так и бессрочные нормы могут быть длительными и кратковременными. Разновидностью срочных норм являются чрезвычайные нормы, т.е. нормы, ограниченные во времени исключительными обстоятельствами: стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, межнациональными конфликтами и другими факторами, предусмотренными законодательством о чрезвычайном положении. · По пределу действия по SS регулирования в сфере деятельности ОИВ, гос управления, касающиеся ФЛ и ЮЛ, гос служащих, негос учреждений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|