Понятие, особенности и виды административных правоотношений.
это урегулированные нормами АП о/о, складывающиеся в сфере деятельности ИВ. АПО представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юр содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения. Однако следует выделить некоторые особ-ти, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основой для отграничения АПО от других видов правоотношений. К таким особенностям относятся: - права и обязанности сторон данных отношений связаны с деятельностью исп органов гос-ва и других SS ИВ; - всегда одной из сторон в таких отношениях выступает S административной власти; - апо практически всегда возникают по инициативе одной из сторон; - если произошло нарушение административно-правовой нормы, то нарушитель несет отв-ть перед государством; - разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке. - административные правоотношения являются властеотношениями. Виды: В зависимости от особенностей административно-правового регулирования о/о можно первоначально выделить две группы апо: а) отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия ("субъект — объект"), в которой отчетливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности. Это — собственно властеотношения; б) отношения, складывающиеся за рамками непосредственного управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением.
Иногда названные группы АПО характеризуются как основные и неосновные управленческие связи. Первые прямо выражают сущность управления, а вторые связаны с этой сущностью, но прямо ее не выражают. К первым относятся административно-правовые отношения, которые могут быть выражены формулой "команда — исполнение". Это прежде всего отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма исполнительной власти, между должностными лицами — руководителями и подчиненными им по службе работниками административно-управленческого аппарата, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, несущими определенные административно-правовые обязанности и т. п. При характеристике второй группы отношений главное внимание акцентируется на том, что они, хотя и возникают непосредственно в сфере гос управления, но не имеют своим прямым назначением непосредственное управляющее воздействие субъекта на управляемый объект. Это, например, отношения между двумя сторонами, функционирующими в сфере гос управления, но не связанными между собой соподчиненностью.Так, два министерства могут вступать в отношения, связанные с необходимостью подготовки совместного правового акта или согласования взаимных управленческих вопросов и т. п. Иногда выделяют субординационные и координационные административно-правовые отношения. Суть первых ясна: они построены на властности юридических волеизъявлений субъекта управления. Координационными связями называют те, в которых эта авторитарность, якобы, отсутствует. При этом делается отсылка к отношениям, например, между несоподчиненными исполнительными органами. Наиболее значительный интерес представляет классификация административно-правовых отношений по юр характеру взаимодействия их участников. В соответствии с этим критерием, поглощающим в определенной мере ранее рассмотренные, выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения.
Вертикальные административно-правовые отношения в наибольшей степени выражают суть административно-правового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления. Это и есть то, что обычно называют властеотношениями. Возникают они между соподчиненными сторонами, что свидетельствует об отсутствии в них, в отличие от гражданско-правовых отношений, равенства сторон. Однако соподчиненность нельзя трактовать в буквальном смысле. Фактически вертикальность означает, что у одной стороны есть юридически-властные полномочия, которых либо нет у другой стороны (например, у гражданина), либо их объем меньше (например, у нижестоящего органа управления). Основанием возникновения, изменения и прекращения административных пр-ний служит юридический факт. Юридические факты делятся на события и действия. Структура административных правоотношений. 1. Субъект - это участник (сторона) правоотношения в сфере исп власти, наделенный соответствующими государственно-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций. Обычно в качестве субъекта АПО выступает орган ИВ и его должностные лица, в официальной форме выражающие волю и интересы гос-ва. В определенных случаях в роли субъектов могут выступать суды (например, при рассмотрении административных дел) и общественные объединения при реализации своих управленческих функций (например, профсоюзы при управлении подведомственными санитарно-курортными учреждениями). В качестве SS апо могут выступать и другие субъекты АП. 2. Объект - это другой участник (сторона) правоотношения, т.е. это ФЛ и ЮЛ, которые наделены правами и обязанностями в сфере ИВ, но в качестве управляемой стороны. Ими могут быть: граждане; гос служащие; администрации гос-х и негос-х предприятий; ОИВ; органы МСУ; иностранные организации. 3. Юр факты - это фактические обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Только при наличии юр факта субъект административного права становится субъектом административных правоотношений. Юр факты делятся на действия и события.
Действия - результаты активного волеизъявления участника правоотношения. Они могут быть правомерными или неправомерными. События - это явления, не зависимые от воли людей, но имеющие юридическое значение (например, достижение определенного возраста, с чем связываются юридические последствия; смерть; стихийное бедствие). Под апо понимается урегулированное апн управленческое о/о, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|