Наука административного права.
Наука «АП» (административно-правовая доктрина) – составная часть российской правовой науки, система научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли АП и о предмете его регулирования. Предмет науки «АП» – наиболее общие закономерности развития и функционирования гос управления, состояние и перспективы развития административно-правового законодательства. Элементы предмета науки «АП»: 1) ап как отрасль права (административно-правовое законодательство); 2) закономерности возникновения, развития и функционирования гос управления; 3) система административно-правовых категорий и понятий (категориальный аппарат); 4) история развития ап; 5) правоприменительная практика субъектов ап; 6) зарубежное ап (сравнительное правоведение); 7) прогнозы и рекомендации по совершенствованию и развитию ап. Метод науки «АП»: понятие и виды Метод науки «АП» совокупность средств, приемов и способов, посредством которых изучаются административно-правовое законодательство и предмет его регулирования. Методы науки «АП» делятся на общенаучные и частнонаучные. Общенаучные методы: • диалектика • анализ • синтез • аналогия • дедукция • индукция Частнонаучные методы: • системный • сравнительного правоведения • формально-юридический • юр эксперимента • правовое прогнозирование Методика – совокупность приемов, средств, способов исследования определенного объекта государственного управления. Достижение поставленных познавательных целей во многом предопределяется методикой. Ошибка в выборе средств ведет к искажению полученных при этом результатов. Наука «АП» выполняет следующие функции:
1) познавательную – состоит в познании и констатации административно-правовых явлений; 2) интерпретационную – состоит в разъяснении сущности административно-правовых явлений; 3) методологическую – состоит в поиске конкретного инструментария, при помощи кот исследуется административно-правовая действительность; 4) организационно-управленческую – заключается в выработке механизма преобразования административно-правовых институтов и норм, укреплении законности; 5) идеологическую – состоит в разработке обобщенных взглядов на административное право, государственное управление, исполнительную власть и в конечном итоге на повышение правового сознания граждан и общества; 6) прогностическую – состоит в предвидении того, в каком направлении и насколько изменятся управленческие отношения. Общие понятия и виды управления. Гос управление и его основные черты. Управление - это труд людей, направленный на организацию и координацию деятельности трудовых коллективов и отдельных работников в процессе производства продукции, оказания услуг. Оно связано прежде всего с организацией совместной деятельности людей, с налаживанием согласованных действий в рамках предприятия, с регулированием отношений между личностью и предприятием. Цель управления заключается в эффективном использовании рабочей силы и ограниченных ресурсов для достижения желаемого и возможного состояния производства. Основные виды, разновидности управления, различающиеся между собой по признаку типа или вида субъекта управления. Индивидуальное, личностное управление. Коллективное управление, руководство. Международное управление. Гос-е управление. Муниципальное управление. Ведомственное управление. Управление со стороны собственника. Гос управление – это деят-ть, которая является подзаконной, юр.властной, организационной для осуществления функций и задач государства субъектами ИВ.
1. Гос управление есть исполнительно-распорядительная деятельность. (распоряжение во исполнение) 2. Гос управление носит ярко выраженный организационный характер, это организация деятельности людей. 3. Гос управление осуществляется непрерывно, это обусловлено объективно-экономическими факторами. Производство должно быть непрерывным. 4. Гос управление является активной и целенаправленной деятельностью. (применительно к важным сферам жизни общества). 5. Гос управление имеет в качестве непосредственных объектов отрасли хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства. 6. Оно носит юр властный характер. Эту деят-ть могут осуществлять только те, кто наделен властными полномочиями. Вправе издавать акты, обязательные для исполнения. 7. Подзаконность гос-го управления. Только законное, правомерное действие органа гос управления или его должностного лица, представляющего орган может быть правильным. 8. Динамизм гос управления. (система ОИВ в нашем государстве кардинально меняется – отсутствие стабильности) Соотношение гос управления с исполнительной властью. исп власть можно определить как гос власть, которая реализует общие нормы, установленные законодательной (представительной) властью в целях регулирования различных сторон общественной жизни. Это содержание деятельности, совокупность властных полномочий. Испя власть – категория политико – правовая, в то время как гос управление – категория организационно – правовая. Госе управление – реальность, без которой государственно – властный механизм работать практически не может. По своему назначению оно представляет собой не что иное, как гос деятельность, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть. Иначе говоря, гос управление практически осуществляется и в рамках системы гос власти, базирующейся на началах разделения властей.
В науке ап к настоящему времени сложилось устойчивое положение о том, что понятие «гос управление» — более широкое по сравнению с исп властью. Последняя в известном смысле производна от гос управления. Она призвана определить объем и характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности. С другой стороны, гос управление — это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исп власти. Исп власть по существу составляет содержание деятельности по гос управлению, выражая прежде всего ее функциональную (исполнительную) направленность. Соответственно все субъекты исп власти одновременно являются звеньями системы гос управления Функции гос управления. общие и специальные. Функции гос управления классифицируются: 1) функции гос управления как управленческого права. обеспечительная; интеграционная; коммуникативная; охранительная; организационная; правотворческая; функция контроля; 2) функции гос управления как основные направления деятельности оив. 3) в зав-ти от направленности и места влияния: социально-организационные (влияние гос органов на объекты управления) и внутриорганизационные (управление внутри государственного управленческого аппарата); 4) по содержанию, характеру и объему влияния: на общие, специальные, вспомогательные. При этом следует отметить, что к общим функциям относятся: прогнозирование, планирование, координирующая, регулятивная, контроль, надзорная, организация; Специальные функции: · по субъектам · отраслевые функции (экон функция, полит функция, соц функция, идеологическая функция, экологическая функция) · в зависимости от территориального масштаба действия. Вспомогательные функции оказывают содействие процессам реализации общих и специальных функций. К ним можно отнести: стратегическое и текущее планирование; финансирование, стимулирование, кадровое обеспечение, руководство, диагностирование и др.
Принципы гос управления. Гос управление представляет собой разновидность соц управления. Соц управление возникает в обществе между людьми для упорядочения возникающих о/о. Гос управление – подзаконная, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и практического руководства экон-й, административно-политической и социально-культурной сферами жизни общества, когда осуществляется целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект с использованием имеющихся ресурсов, форм и методов. Принцип - это первоначало, руководящая идея, основное правило поведения. Принципы - это основополагающие идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и гос-во. Существует три группы принципов: 1. Политико-организационные (партийное руководство, принцип участия в управлении государством, равноправия национальностей, принцип законности). 2. Организационно-технические (отраслевой, функциональный, территориально-производственный). 3. Определяющие деятельность государственного аппарата (экономические, технические, организационно-правовые, политические). Наряду с делением принципов на группы наиболее часто предлагается их классификация на виды, а именно: а) общесистемные: объективности гос управления; демократизма гос управления; правовой упорядоченности гос управления; законности гос управления; разделения власти в гос управлении; публичности гос управления; б) структурно-целевые: согласованности между собой целей гос управления по основным параметрам; взаимодополняемости целей, при которой одна цель содействует другой; подчиненности частных, локальных целей общим целям гос управления; в) структурно-функциональные: дифференциации и фиксирования функций путем издания правовых норм и закрепления управленческих функций в компетенции органов государственного управления; концентрации, кот обусловливает необходимость предоставления определенному органу таких управленческих функций, чтобы его государственно-управленческое влияние действительно широко и прочно направляло, организовывало и регулировало объекты управления; комбинирования, направленной на то, чтобы определенная совокупность управленческих функций разных субъектов управления не допускала дублирования и параллельности; достаточного разнообразия, которое требует, чтобы управленческие функции относительно того или иного объекта управления по количеству и содержанию соответствовали разным управленческим запросам последнего; соответствия управленческого влияния реальным требованиям и запросам объектов управления;
г) структурно-организационные: единства системы гос власти, которая обеспечивает целостность, согласованность и действенность гос-управленческих процессов; территориально-отраслевой, обуславливающий зависимость организационных структур от территории, отрасли производства и услуг, сферы общественной жизни; разнообразия организационных связей, которые раскрывают вертикальные и горизонтальные организационные взаимоотношения органов гос власти и местного самоуправления в системе гос управления; объединения коллегиальности и единоначалия, обусловленной спецификой организационного построения и порядком деятельности органов государственного управления; д) структурно-процессуальные: соответствия элементов (методов, форм, стадий) управленческой деятельности органов государственного управления их функциям; конкретизации управленческой деятельности и личной ответственности за ее результаты; стимулирования рациональной и эффективной управленческой деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|