Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос №28. Понятие устойчивого развития и критерии устойчивого природопользования




Вопрос №28. Понятие устойчивого развития и критерии устойчивого природопользования

Принципы, на которых должны базироваться отношения общества и природы, впервые были сформулированы международным сообществом в 1987 г. в концепции устойчивого развития. Устойчивое развитие – такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Устойчивое развитие включает в себя два понятия:

а. Понятие потребностей, в частности потребностей, необходимых для существования беднейших слоев населения, которые должны быть предметом первостепенного приоритета;

б. Понятие ограничений, обусловленных состоянием технологии и организацией общества, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности.

Принципы, относящиеся к рациональному использованию природных ресурсов:

1. В центре внимания непрерывного развития находятся люди. Они имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой.

2. Государства, в соответствии с Уставом ООН и принципами международного права, обладают суверенным правом эксплуатировать свои природные богатства, проводя свою собственную политику в вопросах охраны окружающей среды и развития, и несут ответственность за то, чтобы деятельность, находящаяся под их контролем, не наносила ущерба окружающей среде в других странах или за пределами национальной юрисдикции.

3. Право на развитие должно быть реализовано таким образом, чтобы удовлетворять потребности в развитии и сохранении окружающей среды нынешнего и будущих поколений.

4. Для того чтобы добиться устойчивого развития и более высокого уровня жизни всех народов, государства должны уменьшить и исключить не способствующие устойчивому развитию модели производства и потребления, а также должны проводить надлежащую демографическую политику.

5. Одним из инструментов национальной политики должна быть оценка возможных последствий для состояния окружающей среды в результате действий, которые могут оказать на нее негативное влияние. Решения по этим вопросам должны приниматься компетентными национальными органами.

Основные положения государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития:

Обеспечение экологически безопасного устойчивого развития в условиях рыночных отношений:

Экологически безопасное развитие сельского хозяйства;

Экологически безопасное развитие промышленности, транспорта, энергетики;

Экологически обоснованное размещение производственных сил;

Неистощительное использование возобновимых природных ресурсов;

Рациональное использование невозобновимых природных ресурсов;

Расширенное использование вторичных ресурсов (утилизация, захоронение ресурсов);

Совершенствование управления в области охраны окружающей среды, природопользования и предупреждения ЧС.

Охраны среды обитания человека:

Создание здоровой среды обитания в городских и сельских поселениях;

Развитие системы природных комплексов рекреационного и курортно-оздоровительного назначения;

Улучшение качества продуктов и питьевой воды;

Предотвращение загрязнения воздуха и водных объектов;

Обеспечение радиационной безопасности населения;

Предупреждение и уменьшение техногенного воздействия аварий, катастроф;

Экологическое воспитание и образование населения;

Оздоровление нарушенных экосистем в экологически неблагополучных регионах России:

Выведение из кризисной экологической ситуации ряд крупных городов;

Преодоление последствий радиоактивного загрязнений ряда территорий;

Сохранение природного комплекса озера Байкал, Невской губы, Ладожского и Онежского озер;

Восстановление нарушенных экосистем прибрежной полосы Черного моря;

Осуществление программы «Возрождение Волги»;

Защита населения и прибрежных территорий от подъема Каспийского моря;

Решение экологических проблем крайнего Севера и обеспечение особого режима природопользования;

Сохранение и восстановление природного комплекса «Кавказские Минеральные Воды»;

Участие в решении глобальных экологических проблем:

Сохранение биоразнообразия;

Сохранение озонового слоя;

Предотвращение антропогенного изменения климата;

Охрана лесов и лесовосстановление;

Развитие и совершенствование системы особо охраняемых природных территорий;

Обеспечение безопасного уничтожения ядерного и химического оружия;

Решение межгосударственных экологических проблем;

Решение проблем Мирового океана.


Вопрос №29. Право собственности на природные ресурсы по законодательству РФ

Согласно Конституции РФ природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.

Согласно положениям действующего законодательства России большинство природных ресурсов находится в государственной собственности.

В соответствии с Законом РФ " О недрах" недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Согласно Водному кодексу РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу. Такие водные объекты принадлежат собственнику земельного участка. Все иные водные объекты не являются объектами гражданских прав.

Лесной кодекс РФ предусматривает, что лесные участки на землях лесного фонда находятся в федеральной собственности. Лесные участки вне земель лесного фонда могут принадлежать на праве собственности также субъектам федерации, органам местного самоуправления, частным лицам (в зависимости от земельного законодательства).

Федеральный закон " О животном мире" исходит из того, что животный мир (совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации) в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью (Российской Федерации или субъектов Российской Федерации).

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности.

Таким образом, исходя из действующего законодательства, природные ресурсы находятся в государственной собственности, преимущественно федеральной, либо в собственности Федерации и субъектов Федерации. При этом в последние годы наблюдается тенденция передачи данных объектов в исключительную федеральную собственность.

Единственным исключением является земля. Земельный кодекс РФ предусматривает государственную, муниципальную и частную собственность на землю. Несмотря на некоторые ограничения в части оборота отдельных категорий земельных участков, по отношению к собственности на землю представлены все формы собственности.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...