Психология управления – междисциплинарная область знаний, возникшая на стыке социальной психологии, основ кадрового консалтинга, организационной культуры, конфликтологии и др. Предметом ее изучения являются принципы и методы управления человеческими ресурсами производства.
Дисциплина «Психология управления» является основой для изучения следующих дисциплин: «Социальная психология», «Социология», «Конфликтология».
Таблица 2. 1
3. 1 Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план занятий)
Таблица 3. 1
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Лекции зачетных единиц (часов)
| ПЗ или СЗ зачетных единиц (часов)
| ЛР зачетных единиц (часов)
| Самостоятельная работа зачетных единиц (часов)
|
| | | | | |
| | | | | |
| Модуль 1. Теоретические основы психологии управления
|
|
| -
|
|
| Раздел 1. История развития психологии управления
|
|
| -
|
|
| Тема 1. Зарождение и развитие идей психологии
управления.
|
|
| -
|
|
| Тема 2. Этапы становления и развития отечественной психологии управления.
|
|
| -
|
|
| Тема 3. Формирование психологических знаний об управлении в теории управления и в области психологии
|
|
| -
|
|
| Раздел 2. Психология управления как научная дисциплина
|
|
| -
|
|
| Тема 4. Психология управления как отрасль психологической науки
|
|
| -
|
|
| Тема 5. Методологические основы управления
|
|
|
|
|
| МОДУЛЬ 2 Человек в системе управления организацией.
|
|
|
|
|
| Раздел 3. Психология субъекта и объекта управленческой деятельности.
|
|
|
|
|
| Тема 6. Теории личности и их использование в управленческой практике
|
|
|
|
|
| Тема 7. Феномен руководителя в истории развития общества
|
|
|
|
|
| Тема 8. Понятие и природа лидерства
|
|
|
|
|
| Раздел 4. Основы организации управления
|
|
|
|
|
| Тема 9. Социально-психологическая характеристика организации
|
|
| |
|
| Тема 10. Психологические особенности совместной деятельности в организации
|
|
| |
|
| Модуль 3. Мотивация труда и управленческое общение.
|
|
|
|
|
| Раздел 5. Морально-психологические основы управленческой деятельности
|
|
|
|
|
| Тема 11. Эмоционально-нравственные аспекты управления.
|
|
|
|
|
| Тема 12. Культура управления
|
|
|
|
|
| Тема 13 Стресс в управленческой деятельности.
|
|
|
|
|
| Раздел 6. Мотивация профессиональной деятельности
|
|
|
|
|
| Тема 14. Мотивация организационного поведения.
|
|
|
|
|
| Тема 15. Коммуникативная природа управления
|
|
|
|
|
| Тема 16. Психологическое воздействие и манипуляции
|
|
| -
|
|
| Тема 17Основы теории организационных конфликтов
|
|
| -
|
|
| МОДУЛЬ 4. Управление развитием человеческих ресурсов организации
|
|
| -
|
|
| Раздел 7. Карьера персонала организации.
|
|
|
|
|
| Тема 18. Обучение и развитие персонала теории организации
|
|
|
|
|
| Тема 19. Управление карьерой сотрудников.
|
|
| -
|
|
| Тема 20. Психологическая служба в организации
|
|
| -
|
|
| Тема 21. Управленческое консультирование и управление имиджем.
|
|
|
|
|
| Тема 22. Командообразование, как технология формирования управленческого потенциала организации.
|
|
|
|
|
Содержание разделов и тем лекционного курса
|
Объем в ЗЕ (часах)
|
Модуль 1 Теоретические основы психологии управления
| Ауд.
| Сам.
|
|
|
Раздел 1. История развития психологии управления.
|
|
|
Тема 1. Зарождение и развитие идей психологии
управления. Философские и социологические основы управления. Формирование психологических знаний об управлении в теории управления и в области психологии.
|
|
|
Тема 2. Этапы становления и развития отечественной психологии управления.
|
|
|
Тема 3. Формирование психологических знаний об управлении в теории управления и в области психологии. Развитие современной отечественной психологии управления на основе новой социально-экономической парадигмы, суверенности, независимости.
|
|
|
Раздел 2. Психология управления как научная дисциплина
| 8
| 30
|
Тема 4. Психология управления как отрасль психологической науки. Основные категории психологии управления. Предмет, объект и задачи психологии управления. Структура и функции психологии управления.
|
| 15
|
Тема 5. Методологические основы управления. Методы управления. Основные законы управленческой деятельности.
|
|
|
МОДУЛЬ 2. Человек в системе управления организацией.
| 20
|
|
Раздел 3. Психология субъекта и объекта управленческой деятельности.
|
| 46
|
Тема 6. Теории личности и их использование в управленческой практике. Индивид, индивидуальность, личность в психологии управления. Индивидуально-психологические, психофизиологические свойства личности и их учет в системе управления. Особенности поведения личности в группе.
|
|
|
Тема 7. Феномен руководителя в истории развития общества. Управленческие роли руководителя. Индивидуально-психологические особенности руководства. Ортобиозом личности руководителя и управленческая деформация.
|
|
|
Тема 8. Понятие и природа лидерства. Руководство и лидерство. Теории лидерства и стили руководства.
|
|
|
Раздел 4. Основы организации управления..
| 8
| 22
|
Тема 9. Социально-психологическая характеристика организации. Понятие организации, ее структура Виды организаций и их общие характеристики. Психологическая характеристика группы как структурного элемента организации.
|
|
|
Тема 10. Психологические особенности совместной деятельности в организации. Психология влияния руководителя на подчиненных как проявление его власти и авторитета в организации. Психология управления нововведениями в организации. Специфика социального управления.
|
|
|
Модуль 3. Мотивация труда и управленческое общение.
|
|
|
Раздел 5. Морально-психологические основы управленческой деятельности.
|
|
|
Тема 11. Эмоционально-нравственные аспекты управления. Понятие и роль эмоциональной удовлетворенности в управлении. Нравственные аспекты управления.
|
|
|
Тема 12. Культура управления. Элементы культуры управления. Виды культуры управления. Культура деловых отношений. Понятие социальной среды и социально-психологического климата в группе. Феномен командообразования
|
|
|
Тема 13 Стресс в управленческой деятельности. Формирование синдрома эмоционального выгорания.
|
|
|
Раздел 6. Мотивация профессиональной деятельности.
|
|
|
Тема 14. Мотивация организационного поведения. Картины человека в теориях трудовой мотивации.
|
|
|
Тема 15. Коммуникативная природа управления. Сущность и особенности делового (управленческого) общения.
|
|
|
Тема 16. Психологическое воздействие и манипуляции. Психологическое воздействие. Предпосылки манипуляции. Представление о манипуляционных технологиях. Психологическое давление и манипулирование на переговорах. Меры по нейтрализации.
|
|
|
Тема 17. Основы теории организационных конфликтов. Сущность и виды конфликтов в организации Причины и последствия конфликтов. Диагностика и предупреждение конфликтов.
|
|
|
МОДУЛЬ 4. Управление развитием человеческих ресурсов организации.
|
|
|
Раздел 7. Карьера персонала организации.
|
| 61
|
Тема 18. Обучение и развитие персонала. Программа обучения. Основные методы обучения. Основные категории эффектов обучения. организации.
| 4
| 15
|
Тема 19. Управление карьерой сотрудников. Сущность и виды профессионально-квалификационного продвижения. Система управления карьерой. Формирования резерва на выдвижение.
|
|
|
Тема 20. Психологическая служба в организации. Общие положения построения деятельности психолога. Психологическая совместимость в организации. Мероприятия по снижению воздействия негативных факторов.
|
|
|
Тема 21. Управленческое консультирование и управление имиджем. Основы управленческого консультирования. Сущность и виды управленческого консультирования. Цель управленческого консультирования. Формирование и управление имиджем.
|
|
|
Тема 22. Командообразование, как технология формирования управленческого потенциала организации. Команда как организационная форма коллективного управления. Этапы командообразования и методы формирования команд.
|
|
|