Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Курс «Психология и педагогика»




Курс «Психология и педагогика»

Цели изучения дисциплины.

    Курс «Психология и педагогика» входит в число учебных дисциплин, предусмотренных Государственным образовательным стандартом.

    Первая часть курса (общая психология) предполагает освоение базовых положений общей психологии, способность видеть различия в подходах и позициях, присущие различным психологическим школам и направлениям, как в отечественной, так и в зарубежной психологии, овладение основными понятиями психологии, получение некоторых базовых представлений о приемах и методах психологического исследования, приобретение психологического мышления, т. е. выраженную способность к рефлексии, умение увидеть ситуацию с человеческой точки зрения и умение встать в позицию другого в понимании той или иной ситуации, умение осуществить психологический анализ ситуации или явления в контексте определенной парадигмы.

    В содержании педагогического образования можно выделить три основных блока, формирующих его цели:

· психолого-педагогический: формирование личностной позиции к педагогическим проблемам, умение анализировать педагогические ситуации, оценивать и прогнозировать моделируемое развитие личности воспитанника; овладение базовыми понятиями педагогики, принципами обучения и воспитания; проектировать собственную педагогическую деятельность;

· предметный: формирование умений студентов с позиций психолого-педагогической науки анализировать и продуцировать технологические и методологические возможности изученного материала применительно к какой-либо учебной дисциплине; развитие способности творчески трансформировать теоретическую базу знаний к конкретному виду деятельности;

· профессионально-педагогический и общекультурный: формирование педагогической культуры как основы педагогической деятельности; ориентация на общекультурные ценности в педагогическом процессе, формирование интереса к овладению различными концепциями и теориями в решении проблем становления личности учащихся.

 

Задачи изучения дисциплины.

         Специалист любой производственной сферы должен иметь представление о значении педагогической науки как в социальной, так и в профессиональной деятельности, её особенностей на данном этапе развития общества, а именно:

1) владеть понятийно-категориальным аппаратом курса «Психология и педагогика», методами изучения специальной литературы;

2) владеть системой научных знаний из области психологии, педагогики,  социологии, культурологии и применять их в практической деятельности;

3) учитывать специфические особенности развития образования на современном этапе;

4) формировать в себе сознательное отношение к педагогической работе (как возможной сфере деятельности), её роли в социокультурном пространстве.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студент должен знать:

· понятийно-категориальный аппарат курса;

· основные теории, концепции психологии и педагогики, законы и закономерности теории воспитания и обучения;

· основные закономерности и принципы психологии; структуру психологического знания;

· системный, деятельностный, технологический и личностно ориентированный подходы в образовании как методологии в современной педагогике;

· структуру особенности и закономерности познавательных, волевых, эмоциональных процессов и состояний, свойств личности (направленность, характер, темперамент, способности);

· особенности профессионально-педагогического труда;

· характер основных научных парадигм современной психологии;

· основы педагогического общения как части профессиональной деятельности, а также уметь ориентироваться на различные возрастные группы в процессе коммуникации;

· приёмы самообразовательной деятельности.

    Студент должен уметь:

· ориентироваться в тенденциях развития психологической и педагогической науки;

· самостоятельно работать с соответствующей литературой, в том числе с научными журналами, конспектировать необходимые материалы;

· применять теоретические положения курса «Психология и педагогика» в практической деятельности;

· отбирать приёмы, методы по профилактике и преодолению деструктивных конфликтных ситуаций в межличностном и профессиональном общении;

· разбираться в различных нормативно-методических документах, осваивать учебные планы и программы образовательных учреждений.

Краткая характеристика данной дисциплины.

        

Учебная дисциплина «Психология и педагогика» входит в общепрофессиональный и общекультурный компонент Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Знания по психологии и педагогике необходимы студентам всех факультетов не только потому, что они формируют целостное представление о личностных особенностях человека, но и потому, что многие выпускники университета связывают свою дальнейшую деятельность с образовательной работой в учебных заведениях. Исходя из этого, учебные дисциплины психолого-педагогического и учебно-методического циклов должны быть представлены достаточно полно. Помимо профессиональной подготовки, дисциплина «Психология и педагогика» способствует развитию у студентов навыков учиться, прививает культуру умственного труда и самообразования, позволяет более эффективно решать не только учебные задачи, но и принимать аргументированные решения с опорой на психолого-педагогические знания и знания природы человека и общества.

    Освоение курса «Психология и педагогика» предполагает

· повышение общей и педагогической культуры студентов;

· развитие умения самостоятельно мыслить и находить оптимальные пути достижения целей как в освоении учебного материала, так и в выработке собственных методических рекомендаций для учащихся;

· адекватно оценивать свои профессиональные возможности, предвидеть последствия собственных действий;

· приобретение опыта анализа психолого-педагогических и учебно-воспитательных ситуаций;

· выработку умения учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся;

· формирование навыков подготовки и проведения основных видов учебных занятий.

        

 

 


Виды самостоятельных работ (в соответствии с кругом интересов студентов), которые должны содержать в себе освещение тех или иных психолого-педагогических проблем:

1. публицистическая статья, раскрывающая современные психолого-педагогические проблемы (не более 5 страниц);

2. научная статья (не более 3 страниц);

3. методические рекомендации по изучению курса какой-либо учебной дисциплины (не более 10 страниц);

4. анализ педагогической ситуации (не более 5 страниц).

 

 

Вопросы зачёта

психология

1. Психология как наука. Ее место среди других наук. Предмет общей психологии.  Классификация психических явлений.

2. Многообразие подходов к изучению человека и дифференциация научных дисциплин.

3. Психика как категория психологии и философии. Предмет психологии. Представления о предмете психологии в различных психологических школах.

4. Психика и мозг. Концепция о рефлекторной природе психики человека. Бихевиоризм как психологическая школа.

5. Структура современной психологии. Методы психологического исследования.

6. Исторический этап развития психологии как науки о душе.

7. Исторический этап развития психологии как науки о поведении.

8. Сознание и неосознаваемое в психике человека. Свойства сознания.

9. Структура человека как индивида и его онтогенез. Структура человека как личности и ее жизненный путь.

10. Потребности и мотивы человека в контексте теории деятельности.

11. Общее понятие «психические процессы», определение, значение.

12. Психология внимания. Физиологические основы внимания. Характеристика видов и свойств внимания.

13. Ощущения. Рефлекторная природа ощущений, строение анализатора. Классификация ощущений, общие свойства ощущений.

14. Разработка теорий восприятия в различных психологических школах. Общие свойства и виды восприятия. Отличие восприятия от ощущений.

15. Психология памяти. Различные варианты классификации видов памяти.

16. Характеристика мгновенной и кратковременной памяти. Значение промежуточной памяти. Долговременная память.

17. Процессы памяти (запись, сохранение, воспроизведение, забывание).

18. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Понятие «интеллект». Факторы, влияющие на развитие интеллекта

19. Виды и формы мышления (понятия, умозаключения, суждения )

20. Общая характеристика воображения. Теории воображения. Виды воображения. Функции воображения.

21. Воображение и творческое мышление.

22. Эмоции и чувства, общая характеристика.  Высшие человеческие чувства.

Психические состояния, аффекты, стрессы, их значение.

23. Понятие о воле. Особенности развития произвольности и волевой регуляции.

24. Сознание как высшая форма отражения. Свойства сознания. Понятие самосознания.  Составные образующие сознания.

25. Понятие деятельности.  Виды деятельности. Структура деятельности по А. Н. Леонтьеву.

26. Понятие о мотивах и потребностях как побудителях деятельности.

27. Понятие о группах и коллективах. Виды и уровни развития групп. Референтная группа.

28. Понятие о межличностных отношениях в группе.

29. Общение, его формы и функции. Процессы и средства общения.

30. Ощущения, его качества и виды.  Физиологические основы ощущений.

31. Восприятие и его свойства. Виды восприятий.

32. Внимание и его свойства. Виды внимания. Организация внимания.

33. Мышление и его особенности. Виды мышления. Процессы мышления.

34. Мышление и интеллект, виды интеллекта.

35. Воля. Структура волевого акта.

36. Способности и структура способностей. Задатки как предпосылки развития способностей. Виды способностей

37. Характер. Структура характера и его развитие. Типология характера.

38. Темперамент. Свойства и типы темперамента.

 

педагогика

1. Педагогика как наука. Объект, предмет, функции педагогики.

2.  Методы исследования педагогической науки.

3.  Основные этапы развития зарубежной педагогической мысли.

4.  Основные этапы развития отечественной педагогической мысли.

5.  Педагогические технологии.

6.  Педагогическая деятельность.

7.  Педагогическое взаимодействие, педагогическая задача.

8.  Средства организации и управления педагогическим процессом.

9.  Управление педагогическими системами.

10.  Категория «образование». Образование как общечеловеческая ценность.

11.  Образовательная система России.

12.  Цели, содержание, структура непрерывного образования.

13.  Дидактика как отрасль педагогики.

14.  Основные категории дидактики.

15.  Основные подходы к отбору содержания образования.

16.  Современные концепции содержания общего среднего образования.

17.  Отражение содержания образования в нормативных документах. Учебные планы,  

  программы, учебники.

18.  Типы уроков.

19.  Нестандартные типы уроков, их задачи.  

20.  Дидактические игры.

21.  Структурные элементы и структурные компоненты урока.

22.  Методы устного изложения знаний: школьная лекция, беседа, объяснение, рассказ.

23.  Категория «обучение». Методы обучения.

24.  Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

25.  Формы организации учебной деятельности (семинар, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, факультативные занятия) и проверки знаний (контрольный урок, зачёт, экзамен).

26.  Категория «воспитание». Воспитание в педагогическом процессе.

27.  Виды воспитания. Современный подход к видам воспитания.

28.  Значение социокультурной среды в процессе воспитания и развития личности.

29.  Семья как субъект педагогического взаимодействия.

30.  Система работы классного руководителя с родителями учащихся

31.  Педагогические способности.

32.  Элементы театральной педагогики в профессиональной деятельности педагога.

33.  Педагогический такт. Конфликт в педагогическом процессе, возможные пути разрешения.

34.  Педагогическое общение, стили педагогического общения.

35.  Педагогическая риторика.

Список литературы:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...