Тема 3. Гигиеническая оценка факторов окружающей среды (питьевая вода, почва)
1. Ситуационные задачи: 1.1. Оцените качество воды артезианской скважины с.Победа, определите к какому классу по ГОСТу относится водоисточник, укажите перечень необходимых мероприятий по улучшению качества воды перед подачей ее населению для хозяйственно-питьевых целей. Результаты физико-химического исследования: мутность - 0,7 мг/ дм3, цветность -20 градусов, запах - 3 балла, вкус - 3 балла; общая жесткость 0,40 мг-экв/л, хлориды -128 мг/л, сульфаты 114 мг/л, азот аммонийный -1 мг/л, азот нитритов - 0,01 мг/л, азот нитратов - 0,001 мг/л, железо -16 мг/л, марганец - 0,5 мг/л, сероводород - 4,0 мг/л, фтор -0,5 мг/л, число бактерий группы кишечных палочек в 1 л - 2. 1.2. Оцените качество воды скважины с. Алексеевка, определите к какому классу по ГОСТу относится водоисточник, укажите перечень необходимых мероприятий по улучшению качества воды перед подачей ее населению для хозяйственно-питьевых целей. Результаты физико-химического исследования: мутность -10 мг/ дм3, цветность - 40 градусов, запах - 4 балла, вкус - 3 балла; общая жесткость 5,40 мг-экв/л, хлориды-108 мг/л, сульфаты 214 мг/л, азот аммонийный - 0,8 мг/л, азот нитритов - 0,9 мг/л, азот нитратов - 3,9 мг/л, железо -15 мг/л, марганец - 0,1 мг/л, сероводород - 0 мг/л, фтор - 0,1 мг/л, число бактерий группы кишечных палочек в 1 л – 2. 1.3. Оцените качество воды р.Шиш, возможность ее использования для питьевых целей, укажите перечень необходимых мероприятий по улучшению качества воды перед подачей ее населению для хозяйственно-питьевых целей. Результаты физико-химического исследования: мутность -2,0 мг/ дм3, цветность - 3 0 градусов, запах - 0 баллов, вкус - 0 баллов; общая жесткость 1,40 мг-экв/л, хлориды - 308 мг/л, сульфаты 31 мг/л, азот аммонийный - 0,8 мг/л, азот нитритов - 0,9 мг/л, азот нитратов - 3,9 мг/л, железо -15 мг/л, марганец-0,1 мг/л, сероводород - 0 мг/л, фтор 0,5 мг/л, число бактерий группы кишечных палочек в 1 л - 800.
1.4. Оцените качество воды в колодце с.Сыропяское, возможность ее использования для питьевых целей. Результаты физико-химического исследования: мутность - 8,0 мг/дм3, цветность - 30 градусов, запах - 0 баллов, вкус - 3 балла; общая жесткость 12,40 мг-экв/л, хлориды - 508 мг/л, сульфаты 319 мг/л, азот аммонийный - 1,8 мг/л, азот нитритов - 0,9 мг/л, азот нитратов - 3,9 мг/л, железо - 15 мг/л, марганец - 0,1 мг/л, сероводород - 0 мг/л, фтор - 0,5 мг/л, число бактерий группы кишечных палочек в 1 л - 80. 1.5. В ходе токсикологического исследования в почве были обнаружены свинец (К=15), цинк (К =10), мышьяк (К =0,5), стронций (К=25), ртуть (Кс=15). Дайте заключение о возможности строительства на данной территории детского комбината, укажите возможные последствия для здоровья детей. Перечислите исследования, которые необходимо провести дополнительно, чтобы сформулировать окончательное заключение, укажите нормативный документ. 1.6. В ходе токсикологического исследования в почве были обнаружены свинец (К=1), цинк (К =2), мышьяк (К =0,5), стронций (К=0,25), ртуть (Кс=1,5). Дайте заключение о возможности строительства на данной территории летнего оздоровительного лагеря, укажите возможные последствия для здоровья детей. Перечислите исследования, которые необходимо провести дополнительно, чтобы сформулировать окончательное заключение, укажите нормативный документ. 1.7. В ходе токсикологического исследования в почве были обнаружены свинец (К=18), цинк (К=2), мышьяк (К=0,5), стронций (К=0,25), ртуть (Кс=19,5). Дайте заключение о возможности строительства на данной территории общеобразовательной школы, укажите возможные последствия для здоровья детей. Перечислите исследования, которые необходимо провести дополнительно, чтобы сформулировать окончательное заключение, укажите нормативный документ.
2. Практические задания: 2.1. Дайте заключение о возможности использования сухой хлорной извести для обеззараживания воды, если известно, что содержание активного хлора в хлорной извести составляет 14%. Укажите метод определения активного хлора. 2.2. Дайте сравнительную характеристику способам обеззараживания воды. Сформулируйте возможные причины низкого содержания активного хлора в хлорсодержащих препаратах, укажите нижний предел гигиенического норматива и возможные последствия использования для обеззараживания препаратов с низким содержанием активного хлора. 2.3. Сформулируйте особенности организации водоснабжения населения в экстремальных условиях. 2.4. Содержание гумусного азота в почве составляет 42 г. на 100 г. абсолютно сухой почвы, органического азота - 55 г. соответственно. Оцените санитарное состояние почвы. 2.5. Содержание гумусного азота в почве составляет 12 г. на 10 г. абсолютно сухой почвы, органического азота - 50 г. соответственно. Оцените санитарное состояние почвы. 2.6.Содержание гумусного азота в почве составляет 32 г. на 100 г. абсолютно сухой почвы, органического азота- 60 г. соответственно. Оцените санитарное состояние почвы. 2.7. Содержание гумусного азота в почве составляет 38 г. на 100 г. абсолютно сухой почвы, органического азота - 60 г. соответственно. Оцените санитарное состояние почвы. См. & приложения 3. Тестовые задания: Укажите один правильный ответ: 3.1. Охрана атмосферного воздуха – это а) система мер, осуществляемая органами государственной власти РФ, субъектами федерации и органами местного самоуправления юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества воздуха и предотвращения вредного воздействия его на организм б) критерии, которые определяют предельно допустимое, максимальное содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, при котором отсутствует вредное воздействие их на человека 3.2. Виды подземных источников водоснабжения: а) почвенные, грунтовые, межпластовые (напорные, безнапорные) б) грунтовые, межпластовые в) почвенные, межпластовые Укажите все правильные ответы: 3.3. Эндемии, вызываемые недостатком химических соединений в воде:
а) флюороз б) эндемический зоб в) кариес г) болезнь Кашина-Бека 3.4. К механизмам самоочищения водоемов можно отнести: а) седиментацию б) фотохимическую деструкцию; в) создание зон санитарной охраны водоисточника г) разбавление Укажите один правильный ответ: 3.5. К почвообразующим факторам относятся: а) материнская порода б) время в) рельеф местности г) почвенные микроорганизмы д) воздействие человека е) все ответы верны Укажите все правильные ответы: 3.6. Перечислите критерии, по которым почва признается чрезвычайно опасной: а) низкий уровень заболеваемости детей б) минимальная частота встречаемости функциональных отклонений в) увеличение заболеваемости детей г) нарушение репродуктивной функции женщин д) увеличение мертворождаемости, гипотрофии новорожденных Укажите один правильный ответ: 3.7. Об органическом загрязнении водоисточника свидетельствует наличие в воде: а) фтора б) йода в) азотистых соединений Укажите один правильный ответ: 3.8. Гигиеническими требованиями к качеству питьевой воды являются: а) безопасность в эпидемиологическом отношении б) благоприятные органолептические свойства в) безвредность по химическому составу г) безопасность в радиационном отношении д) все ответы верны 3.9. Санитарное число – это: а) азот гумуса / азот антропогенного происхождения б) азот антропогенного происхождения / азот гумуса Укажите все правильные ответы: 3.10. При нормировании качества почвы используются показатели: а) общесанитарный показатель б) миграционно-водный показатель в) транслокационный показатель г) технологический показатель д) санитарно-токсикологический показатель Варианты заданий по теме 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|