Тема 4. Гигиенические основы рационального питания.
Ситуационные задачи Дайте заключение о качестве партии молока по результатам лабораторных исследований в соответствии с классификацией, оцените пищевую ценность молока и безопасность в эпидемическом, радиационном и токсикологическом отношении:
Результаты исследований пастеризованного молока
2. Провести расследование случая пищевого отравления по следующему плану: – Опрос пострадавшего (P ФИО; P возраст; Pместо работы, учебы; Pчем и где питался пострадавший в течение последних двух суток; Pимеются ли заболевания среди членов семьи, чем и где питались они; Pдата и время начала заболевания; Pсимптомы заболеваний (повышение температуры, озноб, судороги, цианоз, головная боль, боль в животе, конечностях, тошнота, рвота, понос и др.; P какой продукт или блюдо подозревается; Pместо и время приема в пищу подозрительного продукта; P период инкубации). – Предварительный диагноз. – Определение объектов для бактериологического исследования.
– Оформление сопроводительных документов на объекты, направляемые в бактериологическую лабораторию для исследования. – Сформулируйте причины и условия данного случая пищевого отравления. – Разработка плана профилактических мероприятий по данному случаю пищевого отравления. – Разработка плана профилактики пищевых отравлений в конкретном учреждении в целом с устранением всех обнаруженных Вами нарушений санитарно-противоэпидемического режима на пищеблоке. ВАРИАНТ 1.6 16 октября 1997 г. с 9 до 11 часов в детском дошкольном учреждении (ДДУ) у четырех детей средней интернатной группы (М. Иванова, 5 лет; С. Комкова, 5 лет; Г. Сидорова, 4-х лет; И. Петрова, 5 лет) отмечены признаки острого заболевания. Клиническая картина: тошнота, неукротимая рвота, общая слабость, головная боль, повышение температуры до 38,6°. При опросе воспитателя Н.А. Жуковой установлено, что 15 октября в ужин детям был дан бисквитный торт, доставленный гражданкой С.З. Ивановой, матерью одного из пострадавших, на день рождения. Порционирование торта производила утром няня средней группы Т.А. Погорелова. У нее при осмотре обнаружена на указательном пальце правой руки гноящаяся резаная рана. Пищеблок ДДУ состоит из овощного цеха, кухни, моечной, двух складских помещений: одного – для сухих продуктов, второго – для хранения скоропортящихся продуктов. Холодильный шкаф для хранения скоропортящихся продуктов в течение последних двух дней не работает. Сыпучие продукты хранятся правильно. Санитарно-эпидемиологические заключения имеют не все пищевые продукты. Меню приводится ниже. Меню
Для хранения разделочных досок отведено специальное место в шкафу, доски маркированы. Дезраствор (хлорная известь) для обработки рук, посуды, оборудования, помещения хранится неправильно. Мытье столовой посуды проводится в двухгнездовой моечной ванне, температура воды не превышает 30°С, посуда на ощупь жирная. Медицинские осмотры работники пищеблока проходят регулярно в установленные сроки, личные медицинские книжки персонала имеются. ВАРИАНТ 1.7 9 июня 1997 г. с 21 до 24 часов в общежитии завода технического углерода у 6 человек (Федорова Н.И.. 18 лет, Мухина С.А.. 27 лет, Бреус И.И., 19 лет, Семенова В.В., 26 лет, Ванина М.П.,18 лет, Зубова О.С., 27 лет) выявлены общая слабость, температура от 37,4° до 39°, тошнота, рвота, боли в эпигастральной области и в области живота, жидкий стул, у четверых – со слизью. У Федорова – жалобы на головную боль. Все пострадавшие в течение последних трех дней питались только в столовой общежития завода технического углерода (см. меню). Пищеблок столовой состоит из мясорыбной заготовочной, овощного и кондитерского цехов, горячего цеха, двух моечных (для столовой и кухонной посуды), складских помещений (для хранения сухих продуктов, овощей) и холодильной камеры. Санитарное состояние столовой неудовлетворительное. Посуда моется с нарушением инструкции (не выдерживается температура воды в моечных гнездах, не соблюдается концентрация обезжиривающих средств, посуда на ощупь жирная). Спецодежда персонала кухни грязная, отсутствует дезраствор для рук. Медосмотр проходят не регулярно. Для обработки сырья и готовой продукции используется одна мясорубка. В холодильной камере мясо хранится навалом, на двух полутушах не оказалось клейма ветеринарного надзора. Меню
ВАРИАНТ 1.8
4 сентября 1997 г. в 14 часов к ребенку В. Черняковой, 6 лет, находившейся в средней группе яслей-сада № 292, была вызвана скорая помощь в связи с потерей сознания. Девочка систематически посещала группу. Хронических заболеваний не имела. При опросе девочка жаловалась на сухость во рту, затруднение при глотании, двоение в глазах, слабость. Клиническая картина: речь затрудненная, пульс резко учащен, температура 35,8°, диспепсические явления отсутствуют, неравномерное расширение зрачков, опущение век. Из опроса матери установлено, что 3 сентября дома в 20 часов вечера на ужин семья употребила вареный картофель с грибами собственного приготовления, хранившимися при комнатной температуре в течение одного месяца. Вместе с ребенком ели грибы мать и старший брат, оба здоровы. Меню ДДУ № 292
ВАРИАНТ 1.9 20 июля 1997 г. в профилактории “Ласточка” речного порта произошло пищевое отравление. У 40 человек 23-34 лет в период с 20 до 24 часов появились боли в области живота, многократный понос, стул обильный, зловонный с пузырьками газа, у 12 человек – с примесью слизи, температура от 35,8° до 36,6°.
Пищеблок размещен в приспособленном помещении, оборудован газовыми плитами. Склад хранения продуктов расположен напротив кухни, здесь же находится холодильник для скоропортящихся продуктов. Продукты хранятся правильно, уложены на стеллажах. Для разделочных досок отведено место в шкафу. На пищеблоке не созданы условия для соблюдения правил личной гигиены: нет мыла, дезрастворов для обработки рук. Столовая и кухонная посуда обрабатывается с нарушениями инструкции. Меню
20 июля, вследствие опоздания группы, находившейся на экскурсии, кастрюля со вторым блюдом была снята с конфорки и составлена на табурет рядом с плитой. Обедали отдыхающие с трехчасовым опозданием. Практическое задание 2.1. Оценить статус питания (курсовая работа): Ознакомиться с методикой оценки статуса питания человека (см. ниже); Выбрать день – типичный для Вашего образа жизни. В течение суток провести хронометраж, отмечая все виды деятельности и их продолжительность, а также зарегистрировать все приемы пищи без исключения (что, когда и в каком количестве Вами съедено за сутки); Рассчитать Ваши суточные энерготраты, заполнить таблицу 1;. Оформить работу в виде заполненных в тетради таблиц 1 и 2, расчетов и аргументированного заключения о характере собственного питания в течение одного дня.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|