Индивидуальные задания для студентов
Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением. Государство — это способность и возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю, оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей. Ресурсы власти — это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью тех или иных социальных субъектов — индивидов, социальных групп и общностей — подчинять своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государственно-правовых и иных средств. Власть — это совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Легальная власть — это власть, основанная на признании права ее носителей предписывать нормы поведения другим индивидам. Политическая власть — это власть, которая основывается на обычаях, привычке повиноваться ей, вере в непоколебимость установленного порядка. Традиционная власть — это власть, которая опирается на закон, конституционный порядок, связана с демократическими выборами представителей власти или с назначениями должностных лиц в соответствии с законом. Легитимная власть — это власть, которая основывается на вере в исключительные качества и величие личности вождя. Харизматическая власть — это политическая организация общества, распространяющая власть на всю территорию страны и все ее население, располагающая для этого специальным аппаратом управления, издающая общеобязательные веления, собирающая налоги со всего населения и обладающая суверенитетом. Национальный суверенитет — это свойство государственной власти, которая может действовать по своему усмотрению, не учитывая интересы народа.
Сущность государства — это право и реальная возможность народа участвовать в управлении делами государства, формировать органы власти, контролировать деятельность государства. Суверенитет народа — это право наций на самоопределение и создание различных форм национальной государственности. Политическая система общества — это то главное в государстве, что определяет его содержание, назначение и функционирование, а также принадлежность государственной власти. Государственный суверенитет — это совокупность государственных и общественных организаций, участвующих в политической жизни страны. Задание 2. Прочитайте высказывания. О каких положительных и отрицательных сторонах политики и власти говорят авторы? Согласны ли вы с ними? Совместимы ли политика и власть с моралью и ответственностью? Аргументируйте свой ответ. Солон: «Только тогда принимай в руки власть, когда научишься повиноваться». Сенека: «Наибольшей властью обладает тот, кто имеет власть над собой». Н. Макиавелли: «Политика — это дело государства, а мораль — дело индивида». О. Бальзак: «Существует только одна гигантская машина, управляемая пигмеями, и это бюрократия». Д. Йейтс: «Бюрократия приобрела законодательные функции, поскольку она является решающей силой при выдвижении законодательных предложений. При этом она сохраняет и свои исполнительские функции». Дагомер (король франков): «К чему власть, если ею нельзя злоупотреблять?» Р. Шатобриан: «Как и почти всегда в политике, результат бывает противоположен предвидению». Т. Маколей: «Жизнь политического деятеля должна быть жизнью компромиссов. Государственный человек принужден давать свое согласие на меры, которые ему не по душе, чтобы не подвергать опасности успех тех мер, в которых он видит жизненную необходимость»; «В наше время многие политики имеют обыкновение с апломбом рассуждать о том, будто народ не заслуживает свободы до тех пор, пока не научится ею пользоваться. Это умозаключение сделало бы честь дураку из старой сказки, который решил не идти в воду, пока не научится плавать»; «Хорошее правительство — не то, которое хочет сделать людей счастливыми, а то, которое знает, как этого добиться».
Г. Моргентау: «Когда мы говорим о власти, мы имеем в виду осуществляемый человеком контроль за сознанием и действиями других людей». Л.Берне: «Чтобы власть стала сильнее, следует ее ограничить». Ж.Поль: «Лучшее правило политики — не слишком управлять». В.Гумбольт: «Наилучшая власть — та, которая делает себя излишней». Ф. Бэкон: «Властвуя над другими, человек утрачивает свою собственную свободу». Б. Рассел: «Стремление к власти порождено страхом. Тот, кто не боится людей, не испытывает желания властвовать над ними». Б. Шоу: «Вообще говоря, власть не портит людей, зато дураки, когда они у власти, портят власть». Задание 3. Выполните тестовое задание (тест №7) Доклады (по желанию студентов и предварительному согласованию с преподавателем) 1. Порядок создания и деятельности политических партий в современной России 2. Виды общественных объединений по законодательству РФ. 3. Политические партии современной России. Тема 8. Сущность, принципы и функции права 4 час. Цель семинарского занятия – Изучение основных закономерностей возникновения, функционирования и развития права, функций и принципов права, формирование представления о природе и сущности права, содержании, авторах, достоинствах и недостатках основных теоретических концепций по вопросу о сущности права; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение текущего контроля (опрос, контроль выполнения домашних индивидуальных заданий, тестирование или диктант по терминам) Вопросы, выносимые на обсуждение: 1. Определение права, его сущность. 2. Позитивное (объективное) право. 3. Признаки права. 4. Принципы права: общие и отраслевые. 5. Функции права: понятие и классификация. 6. Основные школы права: школа естественного права, историческая школа, реалистическая школа, социологическая школа, юридический позитивизм, нормативистская школа, психологическая школа, материалистическая школа.
Индивидуальные задания для студентов Задание 1. Проблемно-практические вопросы к теме: 1. Подумайте, представителями как их направлений в праве являются русские юристы: С.Е.Десницкий, А.П.Куницын, К.А.Неволин, Б.Н.Чичерин, Б.А.Кистяковский, П.И.Новгородцев, Е.Н.Трубецкой, Н.М.Коркунов, Г.Ф.Шершеневич? 2. Существуют разные определения права. Некоторые из них определяют право следующим образом: Право – это то, что делает суд. Право – это совокупность двусторонних (императивно-атрибутных) эмоций субъектов общения. Право – это воля господствующего класса, возведенная в закон. Право – это совокупность норм, издаваемых государством. Право – это совокупность норм и принципов, вытекающих из природы человека. Определите, к какой школе права относятся эти высказывания и воспроизведите в письменном виде кратко суть каждой из теорий права. Задание 2. Выполните тестовое задание (тест №8) Тема 9. Типы права и правовые системы государства 4 час. Цель семинарского занятия – Изучение типичных и уникальных характеристик происхождения и развития правовых систем современности; формирование представления об особенностях правового развития России; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение текущего контроля (опрос, контроль выполнения домашних индивидуальных заданий, тестирование или диктант по терминам) Вопросы, выносимые на обсуждение: 1. Типология и типы права, взаимосвязь с типами государства. 2. Правовые системы государства: общая характеристика. 3. Традиционно-религиозная система права. 4. Англосаксонская система права. 5. Романо-германская (континентальная) система права.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|