Индивидуальные задания для студентов
Задание 1. Проблемно-практические вопросы к теме: 1. Какой тип правовых систем свойственен следующим странам: Россия, Франция, Англия, США, Италия, Австрия, Япония, Венгрия? 2. Проведите логическое и юридическое соотношение следующих понятий: «система права», «правовая система», «правовая семья». Задание 2. Выполните тестовое задание (тест №9) Тема 10. Личность, право, государство 4 час. Цель семинарского занятия – Изучение категорий правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина; уяснение значение и содержание понятий «правовое государство», «гражданское общество»; формирование представления о роли права в общественной жизни; о значении гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации, совершенствования и развития общества на принципах гуманизма, свободы и демократии; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение текущего контроля (опрос, контроль выполнения домашних индивидуальных заданий.
Вопросы, выносимые на обсуждение: 1. Субъективное право: общее понятие. 2. Личность и ее правовое положение. 3. Права человека и права гражданина. 4. Гражданское общество: понятие и структура. 5. Теория правового государства, сущность правового государства и его основы. 6. Признаки правового государства. 7. Практика формирования правового государства. Индивидуальные задания для студентов Задание 1. Заполните таблицу. По сообщениям прессы подготовьте материал о том, как реализуются в государстве права человека. Ознакомьтесь со статьями 45 — 55 Конституции РФ. Охарактеризуйте гарантии прав и свобод человека и гражданина. Что вам известно о проблеме соблюдения прав личности в нашей стране?
Задание 2. Прочитайте документ. Охарактеризуйте систему прав и обязанностей. Распределите их по видам, в качестве примера используйте таблицу задания 2. Сравните права и обязанности граждан по Конституции США с комплексом прав и обязанностей граждан Российской Федерации (воспользуйтесь текстом главы 2 Конституции Российской Федерации). Конституция США (1787) Статьи в дополнение и изменение Конституции Соединенных Штатов, предложенные Конгрессом США и ратифицированные отдельными штатами в соответствии со статьей 5 данной Конституции. Поправка I. Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии, либо запрещающего свободное ее исповедание, либо ограничивающего свободу слова или печати или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб. Поправка П. Поскольку надлежащим образом организованная милиция необходима для безопасности свободного государства, право народа хранить и носить оружие не должно ограничиваться. Поправка III. Ни один солдат не должен в мирное время размещаться на постой в каком-либо доме без согласия его владельца; в военное время это возможно, но лишь в порядке, установленном законом. Поправка IV. Право народа на гарантии неприкосновенности личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов не должно нарушаться, и никакие ордера не должны выдаваться иначе, как при достаточных к тому основаниях, подтвержденных присягой либо заявлением, и с подробным описанием места, подлежащего обыску, и лиц или предметов, подлежащих аресту. Поправка V. Ни одно лицо не должно привлекаться к ответственности за преступление, караемое смертью, либо за иное позорящее преступление иначе, как по представлению или обвинительному заключению большого жюри, за исключением дел, возбуждаемых в сухопутных или морских частях либо в милиции, призванной на действительную службу во время войны или опасности, угрожающей обществу; ни одно лицо не должно за одно и то же правонарушение дважды подвергаться угрозе лишения жизни или телесного наказания, не должно принуждаться в каком-либо уголовном деле свидетельствовать против себя, не должно лишаться жизни, свободы либо собственности без должной правовой процедуры; частная собственность не должна изыматься для общественных нужд без справедливого вознаграждения.
Поправка VI. При всех уголовных преследованиях обвиняемый имеет право на безотлагательное и публичное разбирательство дела беспристрастным судом присяжных того штата и округа, в котором преступление совершено; причем территория такого округа должна быть определена законом заранее; при этом обвиняемый имеет право на информирование о сущности и основаниях обвинения, на очную ставку со свидетелями, показывающими против него, на принудительный вызов свидетелей, показывающих в его пользу, и на помощь адвоката для своей защиты <...> Поправка VIII. Чрезмерные налоги не должны требоваться, чрезмерные штрафы не должны налагаться, и жестокие и необычные наказания не должны назначаться. Поправка IX. Перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание и умаление других прав, сохраняемых за народом.
Задание 4. Установите соответствие между понятием и определением. Правовое государство — это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. Основы правового государства — это внутреннее строение гражданского общества, отражающее многообразие и взаимодействие всех его составных частей. Гражданское общество — это такая организация государственной власти, которая наиболее полно обеспечивает права и свободы человека, а деятельность государства и его взаимоотношения с гражданами и их объединениями строится на основе норм права.
Структура гражданского общества — это предпосылки формирования правового государства.
Задание 5. Исправьте ошибки в предложениях. • Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов, располагающих комплексом прав в различных сферах общественной жизни: в политической сфере каждый индивид является собственником, в духовной сфере индивид принадлежит к определенной социальной группе, в социальной сфере индивид не зависит от государства, в экономической сфере индивид располагает свободой своего культурного развития. • Гражданское общество развивается в зависимости от государства, поэтому оно не способно ограничивать влияние государственной власти.
• Гражданское общество развивается вместе с государством,
• Доминирование государства над обществом является основанием развития гражданского общества.
• Гармоничное развитие и взаимодействие гражданского общества и государства затруднены рядом объективных причин: гражданское общество построено как вертикальная система органов, а государство — на горизонтальных связях его субъектов, деятельность гражданского общества построена на основе права, тогда как жизнь государства выходит за рамки правовых норм.
Задание 6. З аполните таблицу.
Задание 7. Заполните пропуски в таблице.
Задание 8. Выполните тестовое задание (тест №10) Тема 11.Право в системе нормативного регулирования 2 час.
Цель семинарского занятия – Изучение системы нормативного регулирования общественных отношений, формирование представления о социальных и технических нормах, их особенностях и взаимосвязях, о классификации социальных норм; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение рубежного контроля: контрольный срез № 1- тестирование, диктант по терминам.
Вопросы, выносимые на обсуждение: 1. Понятие нормы и основные виды норм: технические и социальные. 2. Основные виды социальных норм. 3. Право как нормативный регулятор общественных отношений. 4. Взаимосвязь права и морали: единство и различие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|