Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечислите и опишите этапы развития предметной деятельности в раннем возрасте. Аргументируйте роль делового общения в овладении ребёнком предметной деятельностью.




В раннем детстве предметы начинают выступать не как объекты, удобные для манипулирования, но и как имеющие определённое назначение и определённый способ употребления. Именно это и отличает предметную деятельность от манипулятивной. Функции предметов открывает взрослый. Деловое общение способствует тому, что предметная деятельность приобретает статус ведущей в раннем возрасте.

А.В. Самолетова (1999) в своих исследованиях выделила этапы развития предметной деятельности в раннем возрасте.

1. Подражание действиям взрослого в ситуации общения, где предмет и способы действия с ним выступают его содержанием.

2. Далее ребенок начинает ориентироваться в функциональных значениях предметов, то есть предметная деятельность становится целью ее активности.

3. Сориентировавшись в функциональном смысле предмета, ребенок требует подтверждения со стороны взрослого своей компетентности в обращении с определенным предметом. Здесь на первый план снова выходит общения ребенка с взрослым, но содержанием является предметная деятельность.

4. Ребенок начинает свободно действовать с теми предметами, ключевое действие которых он узнала.

5. Самостоятельные действия с различными предметами. Ребенок начинает переносить функции с одного предмета на другой.

Эти этапы позволяют проследить преемственность видов деятельности, возникновение деятельности и механизм перехода от общения к предметной деятельности как ведущей за собой развитие в раннем возрасте. Общение выступает формой, в русле которой формируется предметная деятельность.

Становление предметной деятельности как самостоятельной имеет большое значение для становления игры - ведущей деятельности дошкольного периода.

В начале периода раннего детства ребенок уже начинает воспринимать свойства предметов, которые ее окружают, умеет находить между ними простейшие связи и использовать их. Все это создает необходимые предпосылки для дальнейшего умственного развития, который тесно связан с овладением ребенком предметной деятельностью, речью, элементарными формами игры, рисования и тому подобное.

В формировании самостоятельной предметной деятельности выделяют следующие этапы:

1. Предметные манипуляции. В возрасте 5-6 мес. дети с предметами могут выполнять любые действия (свободная манипуляция). Так, мяч они могут схватить, грызть, удерживать, сжимать. К 7-9 мес. появляются ориентировочные действия. Манипулируя мячом ребёнок совершает ритмичное сжимание, круговое облизывание, надавливание пальцем, повторное бросание.

2. Предметно-специфические действия. К концу 1-го года жизни предмет и действие тесно связаны между собой. Ребёнок выполняет усвоенное действие только с тем предметом, который для этого предназначен, т.е. строго по назначению. Например, ребёнок теперь мяч катает или ударяет об пол, чтобы он подпрыгнул, машинку толкает, куклу кладёт на кровать, пирамидку собирает и разбирает.

3. Предметно-опосредованные действия. К началу 3-го года жизни постепенно происходит отделение действия от предмета. Между ними устанавливается более свободная связь. Зная основную функцию предмета, ребёнок использует её в разных ситуациях всеми известными способами для других целей (например, палочкой в зарождающейся игре расчесывать, кубики перевозит в грузовике, куклу катает в коляске). Одновременно с этим ребёнок усваивает и правила поведения в обществе, связанные с предметами. Если бросил ложку на пол, то появляется испуг, т.к. он нарушил правило общения с предметами. Отделение действия от предмета связано с изменением ориентировочной деятельности. У младенца ориентировка «Что такое?», у преддошкольника – «Что с этим можно делать?».

Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 мес.- 2 года) разворачивается в процессе совместных со взрослыми манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность ребёнка – в сотрудничестве. На первый план выступают деловые мотивы. Взрослый рассматривается ребёнком как эксперт, образец, помощник, участник и организатор совместных действий. Экспрессивно-мимические средства дополняются предметными. Ребёнок выражает своё стремление к сотрудничеству позами, жестами. Главной особенностью этого вида общения следует считать практическое взаимодействие ребёнка и взрослого, оно включено в предметную деятельность. Просьба о помощи, приглашение взрослого к совместным действиям, обращение за разрешением помогает детям узнавать предметы, осваивать способы действия с ними. В этот период очень важна положительная оценка, т.к. она оказывает влияние на усвоение действий с предметами, способствует развитию речи.

 

Назовите предпосылки возникновения изобразительной деятельности в раннем возрасте. Раскройте стадии развития рисования. Аргументируйте взаимосвязь развития предметно-манипулятивной и изобразительной деятельности.

Рисование и конструирование, как и игра, возникают в предметной деятельности. Их развитие тесно связано с игрой, т.к. часто действия ребенка по созданию рисунка или конструкции прямо включены в игру.

Сходство: Рисование и конструирование (как и игра) направлены на изображение окружающего.

Различие: игра – изобразительное значение имеет сам процесс – действия и слова ребенка; рисование и конструирование - изобразительное значение и имеет результат, продукт – созданный рисунок или конструкция.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ СИМВОЛИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ РИСОВАНИЯ

1.Каракули (доизобразительный этап) – конец младенчества или начало раннего возраста.

Это всевозможные графические построения, не несущие в себе изобразительного замысла и не имеющие изначально знакового смысла. Каракули – результат свободного манипулирования карандашом.

Если дать карандаш и бумагу ребенку – заворачивает карандаш в бумагу, стучит им по бумаге. Бумагу рвёт, мнёт, берёт в рот. Ребенок только усваивает действия карандашом и бумагой. Затем случайно или при помощи взрослого проводит линию карандашом по бумаге. Обращает внимание на то, что карандаш оставляет на бумаге следы, и потом пытается их получить снова. От хаотических движений карандашом по бумаге ребенок постепенно переходит ко все дифференцированным преднамеренным движениям.

Это - предметное действие: карандаш – орудие, воздействующее на бумагу.

Организующее начало – двигательный ритм, поэтому первые рисунки детей – это пучки дугообразных штрихов соответствующих размаху руки ребенка, прерывающиеся, карандаш то касается бумаги, то весит в воздухе, слегка закругленные, с одинаковым нажимом линии.

К 3-м годам ребенок научается получать точки и коротки штрихи, осваивает вращательные движения (получаемые «пучки» и «мотки» сначала имеют удлиненную форму, но постепенно закругляются, превращаясь в спирали).

К этому возрасту линии рисунка становятся и более разнообразными – закругляются, ломаются под углом, появляются зигзаги, перекрещенные линии, замыкающиеся округлые линии (овалы). Каракули может наносить и с помощью красок (кисточка – орудие). Однако ребенок не может ответить, что он нарисовал, т.к. нет связи с реальным предметом.

Начав владеть карандашом, дети с удовольствием чертят целыми часами.

2. Намеренное изображение. Ребенок начинает создавать графические образы – сочетание линий, которые в его прошлом опыте обозначалось как тот или иной предмет, т.е. прежде чем начать рисовать, ребенок придумывает (и обычно говорит), что именно он собирается изобразить.

Вначале намерение неустойчиво.

В отдельных случаях дети начинаю заранее объявлять о том, что именно они сейчас нарисуют, и выполняют графические построения в соответствии с наименованием (например, «буду рисовать палки (птички, травку, дядю, киску).

Но программирование действий изображения не становится постоянной деятельностью ребенка, его по-прежнему больше привлекает рисование само по себе.

Начал рисовать кошку - случайный штрих --- ассоциация с башней --- стал рисовать башню --- нанес несколько прямоугольников --- окна ---- «Это дом».

Для многих предметов использует один и тот же графический образ (овал – тетя, дядя, шарик).

Постепенно ребенок усваивает изображение некоторых предметов и рисует их достаточно уверенно, но только те, о которых у ребенка имеется представление.

Запас графических образов мал, поэтому наблюдается в рисунках как намеренное изображение предметов, так и узнавание в случайном нанесении штрихов и линий.

На детское рисование оказывает влияние опыт ребенка в целом и, в первую очередь, развитие понимания графических изображений. Сначала ребенок вместе со взрослым рассматривает и узнает рисунки в детских книжках. Взрослый специально обучает ребенка пониманию рисунков как изображений реальных предметов. Воздействие взрослого подводит ребенка к открытию того факта, что – рисунок – это не сам объект, а его изображение, знак (развивается знаковая функция).

В рисование ребенок привносит весь свой опыт и старается перенести в изображение процесс своих действий с реальными предметами.

Пытается передать в рисунке «незрительные» впечатления (запах, вкус).

3) К 3-м годам появляются первые головоноги.

Рисунок часто становится своеобразной игрушкой, с которой происходят разнообразные воображаемые ситуации.

Мальчик рисует «головоногов» -- закрасит --- утонул, ушел в лес; поставит рядом жирную точку – «страх катиться за человеком»; зачеркнет карандашом – дождик мочит.

Отношение к своему рисунку – действует как в реальной ситуации: может гладить, разговаривать, играть с ним.

 

38. Дайте определение понятию «речь». Раскройте ранний возраст как сензитивный для развития речи. Выявите значение общения со взрослым и сверстниками для овладения активной речью. Речь является основным средством человеческого общения.

Речь – это процесс общения людей между собой посредством языка. С помощью её человек получает и передаёт информацию. Письменная речь позволяет получить информацию о жизни предыдущих поколений. Благодаря речи личный опыт человека обогащается опытом других людей. Язык и речь, как и мышление, возникают и развиваются в процессе и под влиянием труда.

Выделяют 4 основные функции речи:

- Выражение-высказываем своё отношение к определённому объекту, ситуации, человеку.

-Сообщение – посредством слов идёт обмен информацией между людьми.

- Обозначение – называем предметы и явления.

- Воздействие – оказываем влияние на мысли, эмоции, поведение других людей.

С функциями речи непосредственно связаны и её основные свойства:

- Содержательность – объем и глубина выраженной в речи информации.

- Понятность – умение употреблять соответственно ситуации слова, предложения, понятия.

- Выразительность – эмоциональная насыщенность и окраска, содержание образных выражений, метафор, способность вызывать отклик в собеседнике.

- Воздейственность – способность влиять на других людей) их убеждения, эмоции, мотивацию и т.д.)

Ранний возраст как сензитивный для развития речи. К 3-м годам последовательно происходит развитие активной речи, в частности переход от автономной к связной речи и развитие «чувства языка».

Автономная речь мало похожа на речь взрослого. Употребляются ребенком слова, позаимствованные от мам и нянь, искаженные слова и придуманные самим ребенком. При правильном воспитании автономная речь быстро исчезает.

В связи с недостатком развития речевого (артикуляционного) аппарата и деятельности мозга речь несовершенна в фонетическом отношении.

1-ая стадия: в первой половине 2-го года жизни ребенок начинает произносить слова, которые непосредственно связаны с его текущей деятельностью или общением. Для этого этапа развития речи характерны речевое общение ребенка посредством отдельных слов, как правило, существительных. При этом часто семантическое значение слов понимается им неправильно, поэтому одним и тем же существительным он может обозначать различные предметы. Фонематическая сторона речи также является недостаточно развитой: часто ребенок пропускает в словах слоги, неправильно произносит либо вообще опускает некоторые звуки. Ребенок не умеет грамматически согласовывать произнесенные слова. Данный этап можно условно назвать стадией «слов-предложений».

2-ая стадия наступает где-то во втором полугодии 2-го года жизни ребенка и характеризуется произнесением простейших предложений. Ребенок более четко начинает понимать некоторые морфологические особенности слов. Так, он может пытаться правильно употреблять единственное или множественное число в именах существительных, лицо в глаголах. Этот этап характеризуется бурным развитием его речи. Ребенок более точно начинает понимать значение слов.

3-я стадия начинается с 2,5 лет, когда происходит быстрое усвоение и использование в разговоре разного типа простых и сложных предложений, а также служебных частей речи. Совершенствуется фонематический слух, и на этом основании ребенок правильно произносит звуки. В это же время важным является правильное произношение слов воспитателями и родителями, поскольку ребенок учится, подражая взрослым. Дети начинают понимать не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ, что способствует их развитию, поскольку в рассказе содержатся описания предметов, недоступных непосредственному опыту. Словарный запас достигает 1200-1500 слов к концу 3-го года жизни.

Таким образом, слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, является важнейшим приобретением раннего возраста. Появляется возможность использовать речь как основное средство познания действительности. Речь постепенно становится средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых.

Под влиянием речи совершенствуются познавательные психические процессы: восприятие, мышление, память ребенка.

Активная речь формируется в игровой и предметной деятельности и служит основой для всего психического развития ребенка.

Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через учителя, человека, обладающего ими, скорее участвовать в человеческой культуры.

Несмотря на то, что по своей структуре и правилам язык представляет собой один из наиболее сложных изобретений человечества, дети всех стран и народов с удивительной легкостью в раннем детстве усваивают ее и овладевают речью, причем этот процесс начинается у всех детей одинаково и проходит одни и те же стадии.

Основой развития речи ребенка служит опыт, накопленный в предметной деятельности. Именно этот период является сензитивным для развития языка, то есть ее усвоения в это время происходит наиболее эффективно, а упущенные возможности позже крайне трудно наверстать.

Развитие речи осуществляется по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.

Примерно к трем годам память, восприятие, воображение и внимание ребенка начинают приобретать человеческие свойства. Но главное заключается в том, что в этом возрасте ребенок овладевает тем умением, которое существенно влияет на ее дальнейшее поведенческий, интеллектуальный и личностное развитие. Речь идет о способности понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Благодаря постоянной языковой взаимодействия со взрослыми ребенок из биологического существа к середине раннего детства превращается по своим поведенческим и психологическим качествам в человека, а к концу этого периода в личность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...