Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Назовите рефлексы присущие новорожденному. Раскройте психологические особенности развития новорожденного ребенка. Дайте оценку основным новообразованиям данного периода.




Рефлексы (отражение) новорожденного -рефлексы, которыми обладает новорожденный ребенок и большинство из которых исчезает на 2-4-м месяце его жизни.

Условные рефлексы у новорожденного – это те, которые малыш уже приобретает в процессе получения знаний, навыков, жизни. Малыш сам в индивидуальном порядке их обретает и развивает все года последующей жизни. Они более сложные, нежели безусловные, и происходят на подсознательном уровне, даже не заставляя малыша об этом задумываться.

Вот некоторые из них:

1) Мама кормит малыша грудью по строго определенному времени (каждые три часа), так у грудничка в течение первых пяти-семи дней развивается рефлексивное возбуждение голода, малыш начинает плакать и просить есть. Условный рефлекс голода от кормления по часам

2) Если мать постоянно кормит новорожденного в одном положении, то в течение двух недель у малыша сформировывается такой условный рефлекс положения под грудью. Выражается так: если вы возьмете малыша на руки и положите в привычное для кормления положение, он моментально начнет производить сосательные движения.

Безусловные рефлексы - новорожденных – это так называемые автоматизмы, которые являются подконтрольными примитивным центрам головного и спинного мозга, возникают в процессе правильной работы нервной системы.

К трем или четырем месяцам некоторые из них должны исчезнуть, другие – через год. Остальные же врожденные рефлексы остаются на протяжении всей жизни.

Рефлекс Моро. Определяется тонус мышц ребенка, состояние нервной системы, например, перевозбуждение. Необходим как защитный рефлекс, если у малыша есть угроза падения.

Сосательный. Определяет степень зрелости вашего малыша, оказывает успокаивающее действие. В жизни обеспечивает ему быть всегда готовым к новому питанию

Хватательный. Определяет степень развития нервной системы и активности малыша. По этому рефлексу определяется, насколько малютка возбудим.

Робинсона. Определяет тонус мышц и цепкость младенца. Впоследствии сменяется развитием тонкой ручной умелости. Достался нашему поколению от первобытных людей, не относится к человеческому развитию.

Хоботковый. Проверяются сосательные или мимические мускулы новорожденного, он должен выпячивать губы, имитируя хоботок в ответ на раздражитель.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Показывает, насколько хорошо развивается нервная система. Он выступает одним из самых древних механизмов выживания у новорожденных. Работает по аналогии: помочь найти и обеспечить организм пропитанием любыми способами.

Спинальный автоматизм Галанта. Позволяет врачу определить функционирование спинного мозга, все ли в порядке с центральной нервной системой и не получил ли малыш каких-либо травм во время родов.

Шаговый или рефлекс автоматической ходьбы. Таким способом проверяется подозрение и наличие ДЦП у младенцев.

Плавательный. Еще один защитный рефлекс, который дает не утонуть малышу в экстремальных условиях.

Бауэра Ползательный рефлекс, проверяет мышечный тонус ребеночка, состояние спинного мозга.

Поисковый рефлекс Куссмауля. Необходим малышу, чтобы найти грудь своей матери, также обеспечивает готовность к новому виду питания.

Систему основных рефлексов новорожденного образуют:

а) защитный, который предохраняет организм от вредных и сильных воздействий, необходимый для выживания и сохраняются в течение всей жизни человека. Например, сужение зрачка глаза младенца в ответ на действие яркого света; резкое смахивания руками и ногами, если потянуть за пеленку, на которой лежит новорожденный, с целью удаления от раздражителя или ограничение его действия;

б) ориентировочный, что является реакцией, направленной на контакт с раздражителем. В первоначальной форме этот рефлекс выражен в направлении взгляда на яркий или блестящий предмет. Уже на первый-третий день жизни сильный источник света вызывает поворот головки, новорожденные следят за источником света, медленно перемещается;

в) ориентировочно-пищевой, обеспечивающий готовность ребенка к новому типу питания Прикосновение к губам, других частей лица вызывает у голодного ребенка реакцию поиска: она поворачивает головку, раскрывает рот;

г) сосательный, который выражается в том, что ребенок начинает сосать вложенный в ее рот предмет. Этот рефлекс важный для новорожденного;

д) плавательный, благодаря которому новорожденный не утонет, поскольку метания удержит его на воде.

Большинство врожденных реакций необходимо для жизни ребенка, помогает ему приспосабливаться к новым условиям существования. Благодаря им новорожденный овладевает новым типом дыхания и питания. Если до рождения плод развивался за счет организма матери (через стенки сосудов плаценты - детского места - из крови матери в кровь зародыша поступают питательные вещества и кислород), то после рождения организм ребенка переходит до легочного дыхания и орального питания (через рот и желудочно-кишечный тракт). Питается ребенок на основе сосательного рефлекса. Вся его активность направлена на насыщение. Большое значение имеет также установление рефлекторного автоматизма терморегуляции, благодаря которому организм младенцев и приспосабливается к температурным перепадам.

Проявляется новообразование в форме комплекса оживления, который включает в себя следующие реакции:

а) общее моторное возбуждение при приближении взрослого;

б) использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;

в) обильные вокализации во время общения с матерью;

г) реакция улыбки.

Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития ребенка.

 

Перечислите основные направления в развитии младенца. Раскройте психологические особенности развития ребенка в младенчестве. Дайте оценку общения ребенка со взрослым на формирование ведущей деятельности в младенчестве.

Начало младенческого возраста совпадает с окончанием кризиса новорожденности.

Поворотный момент – между 2-м и 3-м месяцами жизни ребенка и знаменуется выделением взрослого человека как центрального элемента окружающей действительности.

Первым специфическим актом поведения ребенка является «комплекс оживления» - форма реагирования именно на человека (на его лицо или голос).

Компоненты «комплекса оживления»:

1. Улыбка: первые улыбки могут фиксироваться на 1-й недели 2-го м..ж. Первые улыбки легкие, с растягиванием рта, но без размыкания губ. Постепенно ребенок начинает улыбаться спокойно, с серьезной спокойной мимикой. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и оживленной мимикой.

2. Вокализация: ребенок гулит, гукает, лепечет, вскрикивает на встречу взрослому.

3. Двигательные реакции, оживление: открывается «комплекс оживления» поворачиванием головки, скашиванием глазок на взрослого, слабыми движениями ручек и ножек. Постепенно ребенок начинает вскидывать ручки, сгибать ноги в коленях, поворачивается на бок с выгибанием спинки. В развитом «комплексе оживления» отмечаются энергичные повторные прогибы спинки с упором затылком и пятками доброжелательность («мостики») со столь же энергичным выпрямлением, а также шагающие движения ножками, вскидывание, размахивание и опускание ручек.

Стадии комплекса оживления:1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).

Примерно до 5 месяцев «комплекс оживления» развивается и сохраняется как целое, а к 6 месяцам отмирает как единая комплексная реакция, но его компоненты начинают трансформироваться: улыбка – в мимику, гуление – в речь, двигательное оживление – в хватание. Неразрывная связь ребенка и взрослого сохраняется на протяжении всего 1-го года жизни, поэтому социальную ситуацию психического развития в младенчестве Л.С.Выготский назвал «Мы».

Противоречие этой ситуации развития состоит в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом, но не имеет средств воздействия на него, Взрослый же обращается с малышом так, будто надеется на его ответные действия, будто малыш понимает обращенные к нему слова, жесты, эмоциональные реакции. Взрослый как бы приписывает младенцу понимание своих действий. И в результате такого поведения взрослого у ребенка появляется первая социальная потребность – потребность в общении со взрослым. Она знаменует собой возникновение первой деятельности ребенка – деятельности общения, где предметом становится другой человек (М.И.Лисина). Теперь активность в установлении контактов переходит от взрослого к ребенку. Малыш сам начинает воздействовать на взрослого, чтобы вступить с ним в общение, побудить его к контакту.

Критерии возникновения потребности в общении:

- внимание и интерес ребенка ко взрослому (направленность на познание взрослого, который становится объектом особой активности ребенка);

- эмоциональные проявления ребенка в отношении ко взрослому (оценка взрослого ребенком);

- инициативные действия ребенка, направленные на то, чтобы проявить себя, привлечь к себе взрослого;

- реакция ребенка на отношение к нему взрослого.

К 2,5 месяцам у детей оформляется потребность в общении.

Общение в 1-м полугодии носит непосредственную, эмоционально-личностную форму. Оно носит ситуативный характер, т.к. осуществляется в данной конкретной ситуации и по ее поводу.

Данная форма считается сложившейся, когда:

- ребенок смотрит в глаза взрослому;

- отвечает улыбкой на улыбку; инициативные улыбки (побуждающие)

- двигательное оживление + вокализация; стремление продлить эмоциональный контакт со взрослым, т.е. ребенок готов перестроить свое поведение в соответствии с поведением взрослого.

Функцию общения выполняет «комплекс оживления» (с 4-6 нед.).

Общение младенца со взрослым протекает самостоятельно, вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность этого возраста.

С развитием хватания, манипулирования предметами (с 5-6 мес.) ситуативно-личностное общение начинает изживать себя. Теперь общение протекает в процессе совместной со взрослым деятельности на фоне манипуляций по поводу предметов (ситуативно-деловая форма общения). Зарождаются предпосылки для развития речи. Причем сначала складываются основы понимания речи взрослого.

Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 мес.- 2 года) разворачивается в процессе совместных со взрослыми манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность ребёнка – в сотрудничестве. На первый план выступают деловые мотивы. Взрослый рассматривается ребёнком как эксперт, образец, помощник, участник и организатор совместных действий. Экспрессивно-мимические средства дополняются предметными. Ребёнок выражает своё стремление к сотрудничеству позами, жестами. Главной особенностью этого вида общения следует считать практическое взаимодействие ребёнка и взрослого, оно включено в предметную деятельность. Просьба о помощи, приглашение взрослого к совместным действиям, обращение за разрешением помогает детям узнавать предметы, осваивать способы действия с ними. В этот период очень важна положительная оценка, т.к. она оказывает влияние на усвоение действий с предметами, способствует развитию речи.

Социальная ситуация развития на 1-м году жизни складывается из 2 моментов:

1. Младенец даже биологически – беспомощное существо. Он не может самостоятельно удовлетворить даже базовые жизненные потребности и жизнь его целиком зависит от ухаживания за ним взрослого (питание, перемещение в пространстве, даже переворачивание с боку на бок и т.п.). Такая опосредованность позволяет считать ребенка максимально социальным существом (его отношение к действительности изначально социально).

2.Ребенок лишен основного средства общения – речи.

В противоречии между максимальной социальностью и минимальными возможностями общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...