Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности эмоциональной сферы преддошкольника.




Эмоциональные переживания преддошкольника имеют особенности, характерные для младенца:

1. Эмоции кратковременные, неустойчивые, бурно выражаются.

2. Дети очень впечатлительны.

3. Эмоции оказывают влияние на всё поведение ребёнка:

· в ожидании приятного события (дня рождения, праздника) или после него – плаксивые, раздражительные, капризничают, отказываются от еды или любимых игрушек;

· «эмоциональное заражение» - плачет один, поддерживают другие;

· под влиянием сиюминутно возникающих переживаний ребёнок может действовать не задумываясь, т.е. импульсивное поведение.

4. Причины возникновения отрицательных эмоций:

· нарушение режима дня;

· неправильные воспитательные приемы кормления, укладывания и умывания;

· недостаточно продолжительное и эмоционально насыщенное общение со взрослыми;

· отсутствие условий для самостоятельной игры;

· возникновение «экзальтированной» (чрезмерной) привязанности к какому-либо члену семьи; отсутствие единства требований к ребенку и рассогласование приёмах его воспитания.

Одновременно в раннем детстве происходят следующие изменения в эмоциональной сфере ребёнка:

1. В начале раннего детства возникают чувства, связанные с предметной деятельностью, с теми объектами, которые ребёнок не видит в данный момент.

2. Ярче начинают проявляться собственные чувства к окружающему, а не только подражательные.

3. Со 2-го года жизни эмоции связаны с успехом или неудачей в деятельности. Основном причинами эмоциональных реакций являются:

- отрицательные эмоции (гнев, огорчение) возникают как результат сочетания интереса к объекту с неумением действовать. Поэтому ребёнку необходимо помочь, подсказать, как действовать.

- яркие положительные эмоции (улыбка, возглас, частые обращения к взрослому) свидетельствуют о том, что ребёнок освоил действие и хочет получить одобрение при каждом самостоятельном решении практической задачи. Если данное действие усвоено, то ребёнок активен на фоне спокойной сосредоточенности.

Положительные эмоции отражают уровень удовлетворения потребности (познавательной, двигательной и прю).

4. К концу 2-го года жизни ребёнок получает удовлетворение от игры. Возникают переживания, связанные не только с условными действиями, но и сюжетом.

Сюжетные переживания свидетельствуют об игровой, а не предметной направленности деятельности. Это уже высокий уровень развития игры, её эмоциональная значимость для ребенка.

5. К 3годам проявляются эстетические чувства. Ребёнок переживает характер музыки: весёлой и грустной, плавной и бодрой. Радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям, яркому и блестящему. Учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от негармоничного.

6. Зарождаются интеллектуальные чувства. На основе чувства удивления возникает элементарная любознательность. Начинают появляться познавательные вопросы.

7. Появляются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, элементы зависти, ревность. Ребёнок стремится узурпировать внимание взрослого и протестует, когда оно делится между детьми или оказывается другому ребенку.

Систематическое побуждение взрослого начинает формировать чувство симпатии к сверстнику.

В 2-3 года дети уже способны оказать самостоятельную посильную помощь пострадавшему, утешить плачущего, привлекают к участию в удовольствии, нередко делятся сладостями, игрушками. Появляются явные предпочтения.

8. Начинают хорошо понимать настроение близких. Любовь и симпатия приобретают новые формы: стремятся к похвале, одобрению, огорчаются, если их не хвалят.

9. Слово взрослого, выражающее отношение к действиям ребёнка и оценку, становится основой для формирования чувств, моральных суждений. Однако его следует подкреплять мимикой, жестами, интонацией, действиями.

10. Зарождение эмоциональной реакции на похвалу создаёт условия для развития самолюбия и чувства гордости.

Сначала переживания гордости неустойчивы и возникают лишь при прямой оценке ребенка взрослым. При повторении положительных оценок - становится устойчивым и постоянным. Удовлетворения самолюбия говорит о возникновении первых зачатков чувства собственного достоинства.

Чувство стыда является проявлением детского самолюбия и зарождающегося чувства гордости и собственного достоинства на положительную и отрицательную оценку взрослого.

В основе чувства стыда лежит формирование представлений о положительно и отрицательно оцениваемых нормах поведения.

11. Благоприятный семейный микроклимат способствует возникновению эмоционального благополучия, ведет к появлению гуманных взаимоотношений с окружающими и формированию положительных черт характера.

Возникновение стремления к самостоятельности. Освоение способов употребления предметов приводит к тому, что в возрасте 2-х лет у ребёнка начинает развиваться подлинная самостоятельность. Её показатели – «личные желания» ребёнка. Ребёнок уже ставит цели, достижение которой приводит к получению социально значимого результата, социально ожидаемого эффекта в действии с предметами.

Однако даже в начале 3-го года жизни возникает лишь намерение, когда ребёнок ставит перед собой задачу, а исполнение в основном зависит от взрослого, который помогает ребёнку удержать цель, выполнить действие, контролирует и оценивает его деятельность.

Ребёнок может не доводить начатое дело до конца под влиянием посторонних раздражителей. Поэтому самостоятельность до 3-х лет существует только на уровне целеполаганиякак компонента самостоятельности.

На 3-м году жизни ребёнок уже может удерживать в памяти поставленную цель, что влияет на результативность действий.

Под влиянием делового сотрудничества со взрослым у ребёнка формируется целеустремленность, т.е. способность с помощью взрослых соотнести полученный результат с исходными намерениями, сравнить то, что получил, с тем, что хотел получить. Однако самооценка, в основе которой лежит умение соотносить предполагаемый результат и реальный результат, формируется только в дошкольном возрасте.

В раннем возрасте изменяются отношения ребёнка к людям, предметам, самому себе. В ряде случаев поступки детей связаны со стремлением ребёнка к самостоятельности, проявлению его личности. Ребёнок стремится быть большим, немедленно выполнять все действия, которые присущи взрослому. Возникает личное действие и сознание «Я сам».

Личное действие – это такое действие, к которому ребёнок относится как к своему, им самим производимому. Например, «Я буду рисовать», «Я буду гулять», «Я буду умываться».

Таким образом, с 3-хлетнего возраста проявляется очень важный компонент самосознания – осознания себя как отдельного активного субъекта, самоуправляющего, имеющего свои чувства, желания и возможности.

Среди социальных навыков ребёнка привлечение и удерживание внимания взрослого на себе – один из самых важных. Кроме того, ребёнок осваивает тактику выражения чувства привязанности или раздражения взрослым.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...