Особенности эмоциональной сферы преддошкольника.
Эмоциональные переживания преддошкольника имеют особенности, характерные для младенца: 1. Эмоции кратковременные, неустойчивые, бурно выражаются. 2. Дети очень впечатлительны. 3. Эмоции оказывают влияние на всё поведение ребёнка: · в ожидании приятного события (дня рождения, праздника) или после него – плаксивые, раздражительные, капризничают, отказываются от еды или любимых игрушек; · «эмоциональное заражение» - плачет один, поддерживают другие; · под влиянием сиюминутно возникающих переживаний ребёнок может действовать не задумываясь, т.е. импульсивное поведение. 4. Причины возникновения отрицательных эмоций: · нарушение режима дня; · неправильные воспитательные приемы кормления, укладывания и умывания; · недостаточно продолжительное и эмоционально насыщенное общение со взрослыми; · отсутствие условий для самостоятельной игры; · возникновение «экзальтированной» (чрезмерной) привязанности к какому-либо члену семьи; отсутствие единства требований к ребенку и рассогласование приёмах его воспитания. Одновременно в раннем детстве происходят следующие изменения в эмоциональной сфере ребёнка: 1. В начале раннего детства возникают чувства, связанные с предметной деятельностью, с теми объектами, которые ребёнок не видит в данный момент. 2. Ярче начинают проявляться собственные чувства к окружающему, а не только подражательные. 3. Со 2-го года жизни эмоции связаны с успехом или неудачей в деятельности. Основном причинами эмоциональных реакций являются: - отрицательные эмоции (гнев, огорчение) возникают как результат сочетания интереса к объекту с неумением действовать. Поэтому ребёнку необходимо помочь, подсказать, как действовать.
- яркие положительные эмоции (улыбка, возглас, частые обращения к взрослому) свидетельствуют о том, что ребёнок освоил действие и хочет получить одобрение при каждом самостоятельном решении практической задачи. Если данное действие усвоено, то ребёнок активен на фоне спокойной сосредоточенности. Положительные эмоции отражают уровень удовлетворения потребности (познавательной, двигательной и прю). 4. К концу 2-го года жизни ребёнок получает удовлетворение от игры. Возникают переживания, связанные не только с условными действиями, но и сюжетом. Сюжетные переживания свидетельствуют об игровой, а не предметной направленности деятельности. Это уже высокий уровень развития игры, её эмоциональная значимость для ребенка. 5. К 3годам проявляются эстетические чувства. Ребёнок переживает характер музыки: весёлой и грустной, плавной и бодрой. Радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям, яркому и блестящему. Учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от негармоничного. 6. Зарождаются интеллектуальные чувства. На основе чувства удивления возникает элементарная любознательность. Начинают появляться познавательные вопросы. 7. Появляются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, элементы зависти, ревность. Ребёнок стремится узурпировать внимание взрослого и протестует, когда оно делится между детьми или оказывается другому ребенку. Систематическое побуждение взрослого начинает формировать чувство симпатии к сверстнику. В 2-3 года дети уже способны оказать самостоятельную посильную помощь пострадавшему, утешить плачущего, привлекают к участию в удовольствии, нередко делятся сладостями, игрушками. Появляются явные предпочтения. 8. Начинают хорошо понимать настроение близких. Любовь и симпатия приобретают новые формы: стремятся к похвале, одобрению, огорчаются, если их не хвалят.
9. Слово взрослого, выражающее отношение к действиям ребёнка и оценку, становится основой для формирования чувств, моральных суждений. Однако его следует подкреплять мимикой, жестами, интонацией, действиями. 10. Зарождение эмоциональной реакции на похвалу создаёт условия для развития самолюбия и чувства гордости. Сначала переживания гордости неустойчивы и возникают лишь при прямой оценке ребенка взрослым. При повторении положительных оценок - становится устойчивым и постоянным. Удовлетворения самолюбия говорит о возникновении первых зачатков чувства собственного достоинства. Чувство стыда является проявлением детского самолюбия и зарождающегося чувства гордости и собственного достоинства на положительную и отрицательную оценку взрослого. В основе чувства стыда лежит формирование представлений о положительно и отрицательно оцениваемых нормах поведения. 11. Благоприятный семейный микроклимат способствует возникновению эмоционального благополучия, ведет к появлению гуманных взаимоотношений с окружающими и формированию положительных черт характера. Возникновение стремления к самостоятельности. Освоение способов употребления предметов приводит к тому, что в возрасте 2-х лет у ребёнка начинает развиваться подлинная самостоятельность. Её показатели – «личные желания» ребёнка. Ребёнок уже ставит цели, достижение которой приводит к получению социально значимого результата, социально ожидаемого эффекта в действии с предметами. Однако даже в начале 3-го года жизни возникает лишь намерение, когда ребёнок ставит перед собой задачу, а исполнение в основном зависит от взрослого, который помогает ребёнку удержать цель, выполнить действие, контролирует и оценивает его деятельность. Ребёнок может не доводить начатое дело до конца под влиянием посторонних раздражителей. Поэтому самостоятельность до 3-х лет существует только на уровне целеполаганиякак компонента самостоятельности. На 3-м году жизни ребёнок уже может удерживать в памяти поставленную цель, что влияет на результативность действий. Под влиянием делового сотрудничества со взрослым у ребёнка формируется целеустремленность, т.е. способность с помощью взрослых соотнести полученный результат с исходными намерениями, сравнить то, что получил, с тем, что хотел получить. Однако самооценка, в основе которой лежит умение соотносить предполагаемый результат и реальный результат, формируется только в дошкольном возрасте.
В раннем возрасте изменяются отношения ребёнка к людям, предметам, самому себе. В ряде случаев поступки детей связаны со стремлением ребёнка к самостоятельности, проявлению его личности. Ребёнок стремится быть большим, немедленно выполнять все действия, которые присущи взрослому. Возникает личное действие и сознание «Я сам». Личное действие – это такое действие, к которому ребёнок относится как к своему, им самим производимому. Например, «Я буду рисовать», «Я буду гулять», «Я буду умываться». Таким образом, с 3-хлетнего возраста проявляется очень важный компонент самосознания – осознания себя как отдельного активного субъекта, самоуправляющего, имеющего свои чувства, желания и возможности. Среди социальных навыков ребёнка привлечение и удерживание внимания взрослого на себе – один из самых важных. Кроме того, ребёнок осваивает тактику выражения чувства привязанности или раздражения взрослым.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|