Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Назовите основные виды движений, складывающиеся в младенчестве. Опишите развитие двигательной сферы младенца. Докажите значимость хватания как важного новообразования младенчества.




На протяжении 1-го года жизни у ребенка складываются и закрепляются следующие виды движений и действий: 1) Прогрессивные

Движения:

- удерживание головки;

- сиденье;

- ползанье;

- передвижение на четвереньках;

- принятие вертикального положения тела;

- первые попытки ходьбы.

Действия:

- тянется к предметам;

- схватывает и удерживает их; манипуляция (размахивание, бросание, постукивание)

Прогрессивные движения и действия способствуют:

- получению новых впечатлений;

- ознакомлению с новыми предметами и их свойствами.

Значение: - необходимы для психического развития ребенка;

- показатель достижения уровня психического развития.

2)Тупиковые:

- сосание пальцев;

- рассматривание руки, поднесение ее к лицу, ощупывание рук;

- раскачивание на четвереньках.

Тупиковые действия ограничивают познание окружающего мира.

Формирование двигательной активности

Перемещение в пространстве

Ползанье - наблюдается в конце первого – начале второго полугодия. Одна из основных причин – ребенок пытается достать игрушку. Сначала тянется то одной, то другой рукой, продвигаясь вперед. Ножки при этом остаются неподвижными («низкое» ползанье»). Затем – «высокое» ползанье (передвижение на четвереньках).

Ходьба - подготовительный период: учится подниматься на ножки, стоять, держаться за опору, переступать стоя без опоры.

Затем - ходьба с опорой.

Большая роль взрослых – побуждать ребенка к ходьбе, а не ползанью.

Хватание:

Период преддействий (от 2,5 до 4,5 мес.) – увидев предмет, ребенок долго фиксирует его взглядом, затем начинает шевелиться, ощупывать кисти собственных рук, но не делая пока никаких движений в сторону предмета.

Только после того, как предмет несколько раз был вложен в руку ребенка и зрительные и осязательные ощущения у него ассоциировались (т.е. установилась условная связь), появляются неловкие и неточные движения рук в сторону предмета; ребенок цепляется за него пальцами

На этом этапе начинается:

- развитие произвольного характера движений;

- комплексное восприятие предметов – ощупывание и разглядывание объекта, поворот головы в сторону звучащего предмета.

4 мес. – ощупывает случайно задетый предмет, появляется повторное похлопывание по нему рукой и охватывание.

4,5-5 мес. – свободно достают, захватывают и удерживают предмет 2-мя руками.

6 мес. – достают игрушку одной рукой.

7-8 мес. – последовательное и точное приближение руки к предмету, схватывание и удержание его пальцами.

9 мес. – расположение пальцев уже зависит от формы и величины предмета:

- мелкий предмет --- нацеливается 2-мя пальцами (указательным и большим);

- большой предмет --- раскрывает все пальцы.

Появляются указательные движения пальцами, тем самым ребенок противопоставляет большой палец остальным.

10-11 мес. – прежде, чем взять предмет, заранее складывает пальцы в соответствии с его формой и величиной.

Таким образом, хватание является важнейшим новообразованием младенчества.

Произвольность движений и действий

В течение 1-го г.ж. ребенок до известной степени овладевает движениями собственного тела. Из непроизвольных - рефлекторных и импульсивных, вызываемых чувствами, - движения младенца постепенно превращаются в произвольные, управляемые.

Но это касается именно движений, а не действий в целом.

Младенец еще не ставит перед собой осознанные цели. Если он тянется к игрушке, то не потому, что решил взять ее, а потому, что сама игрушка привлекает, как бы «притягивает» его к себе.

Таким образом, в младенчестве впервые появляются произвольные движения, но произвольных действий еще нет.

 

Дайте определение понятию «комплекс оживления». Раскройте его структуру, этапы формирования, значение. Проанализируйте возникновение привязанности ко взрослому и ее роль для психического развития ребенка.

Первым специфическим актом поведения ребенка является «комплекс оживления» - форма реагирования именно на человека (на его лицо или голос).

Компоненты «комплекса оживления»:

1. Улыбка: первые улыбки могут фиксироваться на 1-й недели 2-го м..ж. В опытах М.И.Лисиной установлено, что с возрастом улыбка может меняться. Первые улыбки легкие, с растягиванием рта, но без размыкания губ. Постепенно ребенок начинает улыбаться спокойно, с серьезной спокойной мимикой. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и оживленной мимикой.

2. Вокализация: ребенок гулит, гукает, лепечет, вскрикивает на встречу взрослому.

3. Двигательные реакции, оживление: открывается «комплекс оживления» поворачиванием головки, скашиванием глазок на взрослого, слабыми движениями ручек и ножек. Постепенно ребенок начинает вскидывать ручки, сгибать ноги в коленях, поворачивается на бок с выгибанием спинки. В развитом «комплексе оживления» отмечаются энергичные повторные прогибы спинки с упором затылком и пятками доброжелательность («мостики») со столь же энергичным выпрямлением, а также шагающие движения ножками, вскидывание, размахивание и опускание ручек.

Стадии комплекса оживления:1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).

Примерно до 5 месяцев «комплекс оживления» развивается и сохраняется как целое, а к 6 месяцам отмирает как единая комплексная реакция, но его компоненты начинают трансформироваться: улыбка – в мимику, гуление – в речь, двигательное оживление – в хватание.

Неразрывная связь ребенка и взрослого сохраняется на протяжении всего 1-го года жизни, поэтому социальную ситуацию психического развития в младенчестве Л.С.Выготский назвал «Мы».

Противоречие этой ситуации развития состоит в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом, но не имеет средств воздействия на него, Взрослый же обращается с малышом так, будто надеется на его ответные действия, будто малыш понимает обращенные к нему слова, жесты, эмоциональные реакции. Взрослый как бы приписывает младенцу понимание своих действий. И в результате такого поведения взрослого у ребенка появляется первая социальная потребность – потребность в общении со взрослым. Она знаменует собой возникновение первой деятельности ребенка – деятельности общения, где предметом становится другой человек. Теперь активность в установлении контактов переходит от взрослого к ребенку. Малыш сам начинает воздействовать на взрослого, чтобы вступить с ним в общение, побудить его к контакту.

Критерии возникновения потребности в общении:

- внимание и интерес ребенка к взрослому (направленность на познание взрослого, который становится объектом особой активности ребенка);

- эмоциональные проявления ребенка в отношении к взрослому (оценка взрослого ребенком);

- инициативные действия ребенка, направленные на то, чтобы проявить себя, привлечь к себе взрослого;

- реакция ребенка на отношение к нему взрослого.

К 2,5 месяцам у детей оформляется потребность в общении.

Общение в 1-м полугодии носит непосредственную, эмоционально-личностную форму. Оно носит ситуативный характер, т.к. осуществляется в данной конкретной ситуации и по ее поводу.

Данная форма считается сложившейся, когда:

- ребенок смотрит в глаза взрослому;

- отвечает улыбкой на улыбку; инициативные улыбки (побуждающие)

- двигательное оживление + вокализация; стремление продлить эмоциональный контакт с взрослым, т.е. ребенок готов перестроить свое поведение в соответствии с поведением взрослого.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...