Перечислите новообразования раннего детства. Раскройте процесс овладения ходьбой в раннем детстве. Докажите его значение для психического развития ребенка.
Центральные новообразования — развитие самостоятельной ходьбы, овладение прямой походкой, овладение речью и предметной деятельностью. Прямохождение. Овладение прямой походкой позволяет расширить круг общения с интересующими предметами, делать выбор и проявлять самостоятельность. Овладение телом и способность передвижения человеческим способом приводят ребенка к тому, что он вступает в период более свободного и самостоятельного общения с внешним миром. Речь. В раннем детстве речь ребенка развивается от примитивных называний до осознанного выражения мысли. Развитие речи идет по двум направлениям: - совершенствуется понимание речи взрослых; - формируется собственная активная речь. Развитие речи связано не только непосредственно с общением с взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов. Формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками. Развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи. Формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования. Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники, описательная речь. Формируется понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка, в том числе социальный. Особенно на третьем году жизни возрастает речевая активность ребенка. Речь становится основным средством общения. Восприятие. Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций — восприятие, мышление, память, внимание — доминирует восприятие. Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция. Ребенок с раннего детства уже может подбирать предметы, соединять их части в соответствии с формой, величиной, цветом. Развивается зрительное и слуховое восприятие. Все высшие психические функции этого возраста развиваются вокруг восприятия, через восприятие, с помощью восприятия.
Мышление. Основная форма мышления — наглядно-действенное. Начинают формироваться и элементы наглядно-образного мышления (решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами). Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности. Начинает формироваться знаково-символическая функция сознания, т.е. усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, а также замещения реального предмета знаком. Развитие символической функции проявляется в графических действиях и рисунках детей (каракули). У ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение (используется связь между предметами для достижения цели и устанавливаются новые связи между свойствами предметов при практических действиях с ними). Память. Память проявляется в активном восприятии-узнавании. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная память. Развивается интенсивно. Возрастают объем и прочность сохранения материала. Доминирует непроизвольная память. Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память: ребенок реагирует уже не на ритмико-мелодическую структуру слова, а на его значение. Появляется новый процесс памяти — воспроизведение. Воображение. Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Складываются его предпосылки, представление и отсроченное подражание. Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов. Воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними. К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка — сказки, рассказы.
Внимание. В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем. Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания. Расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ним, на которых сосредоточивается ребенок. Важнейшими достижениями раннего детства является овладение прямым хождением, речью, развитие предметной деятельности. Ходьба. Первые самостоятельные шаги ребенок делает, как известно, в конце младенческого периода. Овладение прямой ходьбой является трудным делом для нее. Важную роль в этой ситуации играет взрослый, его поведение, отношение к первым попыткам ребенка в овладении пространством. Похвала взрослых, их радостное поддержка побуждает ребенка при падения подниматься и снова шагать. Довольно быстро она начинает получать удовольствие от того "что делает со своим телом. Ежедневные упражнения вызывают совершенствования ходьбы, развитие двигательного аппарата. Они все меньше падают, уверенно идут к цели, но их движения еще долго остаются недостаточно координированными. Постепенно дети начинают передвигаться значительно свободнее, выполнять движения без большого напряжения. Полуторагодичные малыши ищут дополнительные трудности - идут туда, где горки, ступеньки, различные неровности, наступают на мелкие камешки. Просто бег и просто ходьба их уже не устраивают. Они намеренно усложняют свою ходьбу: крикет вперед спиной, крутятся, передвигаются с закрытыми глазами. На 2-м году жизни ходьба становится потребностью, дети много и самостоятельно передвигаются, проявляют исключительную активность. Интересы ходьбой несколько ослабляется, когда она осуществляется по ровной поверхности автоматизировано. Овладения ходьбой является для ребенка особой задачей, связанным с сильными переживаниями. Автоматизация этого способа передвижения достигается постепенно, и он перестает вызывать у ребенка самостоятельный интерес.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|