Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дайте определение понятию «художественная деятельность». Опишите художественную деятельность дошкольника. Проанализируйте ее виды.




Художественной деятель­ность называется тогда, когда она непосредственно связа­на с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразитель­ная и декоративно-прикладная практика, дизайн.

Для эстетического развития личности ребенка ог­ромное значение имеют разнообразные художествен­ные деятельности – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, игровая и др.

Изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении -наиболее эффективное средство для эстетического развития. Изобразительная деятельность как типично детская, включающая рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию ребенка.

К видам художественной деятельности детей относятся:

- изобразительная деятельность, в процессе которой дети рисуют, лепят, - конструируют, делают аппликации;

- художественно-речевая деятельность предполагает чтение детьми стихов, пересказывание сказок, рассказов, придумывание загадок, рассказов, обмен впечатлениями об увиденном или услышанном, обсуждение иллюстраций в книгах и др.;

- музыкальная деятельность, в ходе которой дети поют, водят хороводы, играют в "концерт", одновременно играя на музыкальных инструментах, слушают музыку, сочиняют оперу.

- театрализованная деятельность предполагает игру детей в кукольном, теневом, плоскостном, пальчиковом театре, использование фланелеграфа, игру-драматизацию.

В процессе рисования ребенок старается придать своим работам выразительно-образное содержание. Пользуясь рисунком, цветом, силуэтом, ребенок изображает предмет, явление, придавая ему определенный характер — сказочный или реалистический, в котором сочетается и фантастический вымысел, и жизненная правда.

В процессе аппликации ребенком может быть ярко представлена форма, цвет и величина изображаемого предмета, а также композиция нескольких элементов. Поэтому процесс аппликации особенно способствует развитию чувства ритма, цвета и формы.

Лепка дает возможность показать предмет в трехмерном изображении. Пользуясь глиной, пластилином, ребенок может придать предмету любую форму, менять ее несколько раз, достигая большего совершенства.

«Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства.

Все виды музыкальной деятельности имеют свои разновидности.

Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам.

Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, в песенном, музыкально-игровом и танцевальном творчестве.

Музыкально - образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства.

Кроме этого к музыкальной деятельности детей относятся музыкально-дидактические игры.

Музыкальная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика музыкальных занятий дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Значение развития музыкальных способностей состоит в том, что они дают детям возможность успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивают осознание особенностей языка музыки, строения музыкальной речи.

Художественно-речевая деятельность ребенка очень разнообразна: слушает сказки, рассказы; пересказывает их; пытается сочинять сам; выразительно читает стихи.

Из русских народных сказок, произведений классиков и многих других дети получают яркие, незабываемые впечатления.

Особое место занимают стихи для заучивания наизусть. Они обогащают эстетические переживания детей, в них подмечены такие детали, такие образы, мимо которых дети проходили бы мимо. Образность и точность поэтического выражения сильно воздействуют на детей.

Они очень хорошо чувствуют и меткость пословиц, и занимательность загадок. В их опыте накапливаются богатые впечатления.

Театрализованные игры и игры - драматизации - одна из форм детской художественной деятельности, способствующих эстетическому воспитанию. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Оставаясь игрой, они развивают творческие способности и представляют собой специфический вид художественной деятельности.

Для маленьких артистов важно, как у них получилось, понравилось ли окружающим. Другими словами, их заботит результат, которого они добились.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Гармоничное сочетание разных видов художественной деятельности в театрализованной игре позволяет решить задачу формирования художественного вкуса и творческой активности дошкольников.

Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся с разными видами театрального искусства. При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера.

Дайте определение понятию «сюжетное рисование». Раскройте психологические особенности рисования в старшем дошкольном возрасте. Аргументируйте возможность психологической диагностики по детским рисункам.

Старший дошкольный возраст – расцвет детского рисования. Особенно это относится к 5-летним детям, т.к. на 7-м году жизни интерес к рисованию, увлечение им несколько спадает.

От изображения отдельных предметов дети переходят к сюжетному рисованию - изображению жизненных событий, сцен из сказок и рассказов, содержащих множество предметов и персонажей. Создание рисунков начинает предваряться развёрнутым замыслом, который последовательно реализуется.

Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности.

Однако детский рисунок характеризуется схематизмом. Детский схематизм рисунка всегда плоскостной. Он не передаёт объем предметов и перспективу, т.е. их уменьшение (увеличение) в зависимости от расстояний. Типичным является и расположение предметов и персонажей в один ряд. Вдоль нижнего края листа бумаги проводится линия, изображающая землю, на ней расположены люди, дома, деревья, животные, которые никогда не заслоняют друг друга. Вдоль верхнего края листа проводится две линии – небо. На нем могут помещаться солнце, тучи, птицы. Только под влиянием систематического обучения дети могут овладеть приёмом заполнения пространства листа, но и то при свободном рисовании они часто отказываются от этого приёма.

Изображение людей, животных, предметов в схематизме рисунка часто весьма детальны, но детали скорее обозначены, чем изображены: руки и ноги – одинарные или двойные прямые линии, ступни – загнутые концы линий, пальцы – пучок чёрточек и т.д. Люди и животные изображаются в застывших позах, лицом к зрителю или в профиль. На рисунке могут изображаться невидимые части у человека (например, изображают человека на лошади, но видны оба глаза и обе ноги, хотя изображён в профиль). Некоторые рисунки имеют «рентгеновский» характер (например, у одетого человека видно сердце). Бывает, что ребёнок, стремясь обозначить исчезновение какого-либо предмета, зачёркивает его изображение.

Несмотря на схематизм, детские рисунки часто бывают очень выразительны, т.к. передают отношение ребёнка к тому, что он изображает. Для этого применяются разные способы. Особенности предметов и персонажей, производящих на ребенка наибольшее впечатление, он подчёркивает, изображая в преувеличенном виде. Всё, что привлекает ребёнка (доброе, хорошие люди, животные), изображается особенно тщательно, всячески украшается, и наоборот, всё плохое, вызывающее отрицательное отношение рисуется небрежно, криво, кое-как.

Выразительное значение имеет и цвет. Привлекательные персонажи, предметы раскрашиваются яркими, чистыми красками, непривлекательные – тёмными, грязными. Действительный цвет предмета при том не учитывается.

Выразительность детского рисунка можно использовать для изучения отношения ребёнка к людям, которые его окружают (например, по размерам персонажей, их расположению, тщательности прорисовки деталей).

Далеко не все дети рисуют одинаково. Здесь проявляются индивидуальные интересы, вкусы и склонности, степень обученности рисованию, общая эмоциональная настроенность ребёнка, его жизненный опыт и др. качества. Это проявляется и в содержании детских рисунков, их сюжетах и в способах изображения. Нередко в течение какого-то промежутка времени ребёнок постоянно увлечён одними и теми же сюжетами, а потом переходит к другим. У каждого ребёнка появляется ряд излюбленных тем.

Создание и воплощение замысла в рисунке – самое яркое проявление творчества в дошкольном возрасте.

Детское рисование развивается под решающим воздействием обучения. Вместе с тем чрезмерное овладение «взрослыми» способами рисования может уничтожить оригинальность детских рисунков, снизить их выразительность. Поэтому необходимо предоставлять детям самостоятельность, побуждение к созданию и воплощению собственных замыслов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...