Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дайте определение понятию «труд». Раскройте труд как деятельность. Проанализируйте его особенности в дошкольном возрасте.




Трудовое воспитание - воспитание сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности через формирование привычки к труду путем включения личности в активную трудовую деятельность и такой организации этой деятельности, чтобы она способствовала формированию удовлетворенности ее процессом и результатом. Конечная цель трудового воспитания - развитие у личности потребности в труде как черты ее характера.

Цель трудового воспитания дошкольников - формирование у детей пред­ставлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности.

Две группы задач: 1 ) Помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью.

I. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

2.Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости,

2 ) Развитие личности ребенка в труде,

1.формирование готовности принять участие в труде.

2. Формирование навыков организации своей и общей работы.

3. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда – умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд в природе; ручной и художественный труд.

1. Самообслуживание - труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя: одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиени­ческие процедуры. Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрас­тных этапах. Научившись самообслуживанию, ребенок приобретает определенную независимость от взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе. Конечно, даже в старшем дошкольном возрасте дети порой нужда­ются в помощи взрослого, но все же перед поступлением в школу они уже должны уметь во многом обходиться своими силами.

2. Хозяйственно-бытовой труд -это та деятельность взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка. В процессе такого труда воспитатель формирует у детей умение сосредоточивать внимание на одном занятии, доводить с помощью взрослого дело до конца. Очень важны положительная оценка, похвала. Необходимо формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого.

3. В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования, способствует нравственному, эстетическому, умственному, физичес­кому развитию.

4. Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека, способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца. В его содержание входит изготовление поделок из природного материа­ла, бумаги, картона, ткани, дерева. Худ.труд представлен в двух направлениях: 1) дети изготовляют поделки; 2) они учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выс­тавки и т. п.

Применительно к дошкольному возрасту можно говорить и о зарожде­нии умственного труда. Умственный труд сопровождает любой другой вид детского труда. Необходимо воспитывать у детей интерес и уважение к умственному труду, показывать его значение для других людей и для конкретного ребенка.

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности; ознакомления с трудом взрослых; художественных средств.

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым сред­ством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным тру­довым навыкам и умениям, добиваются видимого результата, удовлет­воряют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

Ознакомление с трудом взрослых, позволяет расши­рить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравствен­ных задач трудового воспитания.

К художественным средствам трудового воспитания дошкольников отно­сятся: художественная литература, музыка, изобразительное искусство, с их помощью можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.

Своеобразие трудовой деятельности дошкольников в том, что:

I. Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. Более старшие дети в ходе работы также нередко используют игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.

2. Трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.

3. Трудовая деятельность детей имеет свою специфику, поэтому требует особого подхода и руководства со стороны педагога.

Основными методами трудового воспитания дошкольников являются: показ; объяснение; обсуждение процесса труда и его результатов; оценка; обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

Компонентами трудовой деятельности являются: цель; трудовые действия; мотивы; процесс планирования, процесс деятельности; результат труда.

Цель как компонент трудовой деятельности отражает достижение предполагаемого результата труда. Для развития способности ставить цель в труде важны осознание цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками, этому помогает обязательное участие взрослого.

Трудовые действия - относительно самостоятельные процессы трудовой деятельности. Действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный ха­рактер: они могут повторять их многократно, не преследуя определен­ной задачи. Ребенку доставляет удовольствие само действие, а не ре­зультат.

Мотивы - психическое явление, становящееся побуждением к опреде­ленной деятельности. В качестве мотивов могут выступать психические процессы, состояния и свойства личности. Мотивы могут быть самыми разнообразными: получить от взрослых положительную оценку своих, действий; самоутвердиться; вступить в общение со взрослыми; принести пользу другим (общественный мотив) и т. д.

Планирование трудовой деятельности - важный компонент труда, включает в себя: организацию работы; исполнение; контроль и оценку как отдельных этапов, так и результата в целом.

Детей следует учить планированию деятельности. Благодаря обучению формируется способность действовать экономно и рационально, уме­ние предвидеть результат. Своеобразно отношение детей к результату труда. Для младших дош­кольников зачастую важен не материальный результат, а моральный, чаше всего выраженный в положительной оценке взрослого. Ребенка старшего возраста интересует достижение практического, ма­териально представленного результата, хотя и оценка взрослого для него также очень важна.

Содержание труда реализуется в разных формах организации: поручения; дежурства; общий, совмест­ный, коллективный труд.

1. Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой орга­низации трудовой деятельности. Решаются задачи не только трудового воспи­тания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического. Поручения в младших группах используются для: поддержания интереса к труду, желания трудиться; обучения трудовым навыкам и умениям; формирования у детей уверенности в своих силах и способностях; удовлетворения потребности в общении со взрослым; подготовки к другим формам организации труда. Трудовые поручения в старших группах более сложны по содержанию, выполнению и степени ответственности за результат.

2. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделя­ются общественная направленность труда, реальная, практическая за­бота нескольких (одного) детей о других. Поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого от­ношения к людям и природе. В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столо­вой, в "Уголке природы", по подготовке к занятиям. Воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения рабо­ты. Особенно он ценит проявления творчества, стремление ребенка до­ставить своим трудом радость другим людям. Дежурство способствует систематичности включения детей в трудовой процесс.

3. Общий, совместный, коллективный труд способствует, прежде всего, ре­шению задач нравственного воспитания. Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благопри­ятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.д. Объединяет общий, совместный и коллективный труд общественно направленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех.

Общий труд предполагает такую организацию работы детей, при кото­рой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каж­дого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде, - единая.

Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при ко­торой дети, наряду с трудовыми, решают и нравственные задачи: дого­вариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необхо­димости, "болеют" за качество общей, совместной работы. Коллективная форма способствует целе­направленному воспитанию коллективных взаимоотношений. Традиционно коллективный труд организуется один раз в неделю.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...