Рассмотрено и рекомендовано
на заседании кафедры Региональной экономики и природопользования
«_____»_________________2011 г.
Протокол №__
Зав. кафедрой_________ С.Г. Тяглов
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета д.э.н., профессор
_________ В.М. Джуха
«_____»_________________2011 г.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
учебной дисциплины «Экономика общественного сектора»
цикла Б3.В13
направления/специальности 080100 «Экономика»
профиль 08010010 «Региональная экономика»
Составитель
ст.преподаватель (подпись) Л.И. Шумаева
Ростов-на-Дону
СОДЕРЖАНИЕ
1. Рабочая программа дисциплины «Экономика общественного сектора»
2. Краткое изложение программного материала (сокращенный курс лекций)……….………………………………………………………………………
3. Методические указания по изучению дисциплины……………………………
4. Методические указания (рекомендации)……………………………………….
4.1. Методические рекомендации по выполнению рефератов…………………..
4.2. Методические рекомендации по самостоятельной подготовке студентов к практическим занятиям …………………………………………………………….
5. Контроль знаний (тесты, вопросы для зачета) ……………...............................
5.1. Тесты для контроля знаний по курсу………………………………………...
5.2. Вопросы для подготовки к зачету по курсу………………………………….
6. Сведения о ППС ……………………………………… ………………………..
7. Деловые игры и хозяйственные ситуации, используемые при проведении практических занятий ……………………………………………………………..
8. Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе… ………………………………………………………
9. Глоссарий ………………………………………………………………………...
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.В13 «Экономика общественного сектора»
(индекс дисциплины по учебному плану) (наименование дисциплины)
НАПРАВЛЕНИЕ
080100 «Экономика»
(код) (наименование)
ПРОФИЛЬ
080100-10 «Региональная экономика»
(код) (наименование)
ФАКУЛЬТЕТ
Национальной и мировой экономики
КАФЕДРА
Региональная экономика и природопользование
(код) (наименование)
ОБЩИЙ ОБЪЕМ*
работы студента в час.
ФГОС
уч. план
Очная форма
Заочная форма
4г 00м
5г 00м
3г 06м
2г 06м
Всего аудиторных занятий, час, в том числе:
- лекций,
по семестрам
-
7 семестр
4 курс
2 курс
-
- лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам
-
-
- практические занятия,
по семестрам
-
7 семестр
4 курс
2 курс
-
В интерактивной форме, час
-
Всего самостоятельной работы, час,
в том числе:
-
- контрольные работы по семестрам
-
- курсовые работы по семестрам
-
- курсовые проекты по семестрам
-
- др. виды работы по семестрам
-
Зачеты, по семестрам, час
7 семестр
4 курс
2 курс
-
Экзамены, по семестрам, час
-
Всего ЗЕТ по учебному плану
* Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.
ОСНОВАНИЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) бакалавр) утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 21 декабря 2009 г. № 747; Рабочий учебный план подготовки бакалавра по профессионально-образовательной программе направление 080100 «Экономика» профиль 080100-10 «Региональная экономика» одобрен Ученым советом вуза 28.02.2011 протокол № 6____________
Нормативные документы и реквизиты (ФГОС, ПрООП, Учебный план, и др.)
АВТОР ст.преподаватель
Л.И. Шумаева
(ученая степень, звание, должность)
(подпись)
(Ф.И.О.)
(дата)
ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА
Кафедрой рег.эк-ки и природ.
С.Г. Тяглов
(наименование)
(подпись)
(Ф.И.О.)
(дата)
Методическим советом направления/ специальности
С.Г. Тяглов
(подпись)
(Ф.И.О.)
(дата)
Учебно-методическим управлением
Е.А. Иванова
(подпись)
(Ф.И.О.)
(дата)
1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований ФГОС)
Цель изучения дисциплины «Экономика общественного сектора» состоит в комплексном изучении причин, механизмов и последствий участия государства в экономической жизни в условиях рыночных отношений.
В качестве объекта изучения выступает общественный (государственный) сектор экономики, понимаемый как совокупность ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении государства.
Предметом изучения данной учебной дисциплины является система методов исследования экономики общественного сектора, финансовые механизмы экономической активности государства, а также проблемы соотношения частного и общественного секторов экономик.
Задачи курса в соответствии с поставленной целью состоят в:
- приобретении новых и углубленных знаний в области микроэкономических подходов к объяснению функций и деятельности государства, его влияние на выбор экономических агентов и рыночное равновесие;
- ознакомлении с различными концептуальными трактовками государства, преследуемых им целей, его места и роли в рыночной экономике;
- формировании и закреплении навыков экономического анализа природы и последствий государственных решений, возможностей и границ использования экономической политики в сферах общественных доходов и расходов;
- освоении методов анализа эффективности общественного сектора и отдельных его составляющих;
- получении информации об особенностях организации и функционирования общественного сектора в странах с развитой рыночной экономикой и России.
1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины
Студент должен знать теоретические основы участия государства в экономической жизни в условиях рыночных отношений.
Студент должен уметь оценивать различные варианты политических решений и прогнозировать последствия государственных воздействий на экономику, анализировать состояние и тенденции развития экономики государственного сектора в России, отвечать на контрольные вопросы, решать практические задания и тесты, предложенные в соответствии с темами курса
Студент должен иметь представление о закономерностях формирования и специфике развития общественный (государственный) сектора экономики страны, понимаемого как совокупность ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении государства.
У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин
Перечень последующих дисциплин, видов работ
Экономическая безопасность
Экономическая оценка хозяйственных процессов в регионе
Экономическая теория
2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
М
Показательный (изложение материала с приемами показа)
П
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
Д
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
Э
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
ПБ
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
И
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
ПГ
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)- очная форма обучения
Неделя
Кол. час
в том числе в интерактивной форме, час.
Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
Методы
Реализуемые компетенции
Очная форма обучения
Лекции
1,3
Модуль 1 «Институциональные основы общественного сектора.»
Лекция «Научные основы анализа сочетания рынка и государства в смешанной экономике»: понятие и история формирования экономики общественного сектора, модели смешанной экономики, сочетание рынка и государства в современной рыночной экономике, структура, масштабы, динамика и факторы развития общественного сектора, порядок распределения ресурсов в экономике общественного сектора, функции и место государства в экономическом кругообороте товаров, услуг и ресурсов, провалы рынка и государства, контрактация и квазирынки.»
Д
ОК-4 ПК-8
Лекция «Институциональные формы организации общественного сектора»: институциональные основы экономики общественного сектора, особенности частно-государственного предпринимательства, организационно-правовые формы государственных предприятий, понятие, основные виды и формы некоммерческих организаций, благотворительная деятельность, роль низовой демократии в решении местных проблем (социальный заказ, ассоциации, благотворительные акции и др.)»
Д
ОК-4 ПК-8
5,7,9,11
Модуль 2 «Основы функционирования общественного сектора.»
Лекция «Формирование спроса и предложения на общественные и социально значимые блага»: понятие общественного блага и его основные свойства, виды, характеристика, порядок формирования предложения и классификация общественных и социально значимых благ, основы ценообразования в общественном секторе, проблема «безбилетника» и цены Линдаля, разгосударствление и границы рынка в общественном секторе»
Д
ОК-4 ПК-8
Лекция «Равновесие в общественном секторе»:отличие равновесия в общественном секторе от рыночного равновесия, две теоремы экономики благосостояния: производственный и потребительский подходы, Парето-эффективное и оптимальное распределение ресурсов и доходов, Правило Калдора-Хикса, общее и частичные равновесия в общественном секторе, два подхода к формированию бюджетной политики»
Д
ОК-4 ПК-8
Лекция «Экономика благосостояния»:основы экономики благосостояния и модели распределения доходов (дистрибутивная функция), экономическая природа социальной защиты и социального страхования, дифференциация доходов: показатели, причины, состояние
ПБ
ОК-4 ПК-8
Лекция «Роль общественного сектора в регулировании провалов рынка»: роль общественного сектора в разрешении проблем внешних эффектов, корректирующая роль субсидий производителям и потребителям, меры государственного регулирования монополий, информационная асимметрия: причины возникновения, методы нейтрализации».
П
ОК-4 ПК-8
13,15,17
Модуль 3 «Теория общественного выбора»
Лекция «Экономические основы политического механизма»: теория общественного выбора в современной рыночной экономике, основные отличия механизма общественного выбора от потребительского выбора на рынке, механизм голосования избирателей, принцип принятия решения большинством и парадокс голосования, приоритет избирателя-центриста, порядок и процедура учета интересов меньшинства в парламенте»
П
ОК-4 ПК-8
Лекция «Основные субъекты политического рынка»:принцип профессионализма и высокой информированности политиков, общественный выбор на основе соревнования партийных программ в условиях представительной демократии, механизм лоббирования, специфика принятия решений исполнительной властью в системе государственной службы, проблемы бюрократии.
Д
ОК-4 ПК-8
Лекция «Роль общественного сектора в распределении доходов»: виды доходов, маркированные и немаркированные налоги, проблема справедливого распределения в рыночной экономике, проблемы выбора времени, проблема измерения неравенства в распределении доходов, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение, государственная политика перераспределения доходов, дилемма эффективности и справедливости, модели распределения доходов»
П
ОК-4 ПК-8
Практические занятия /семинары
2,4
Модуль 1 «Институциональные основы общественного сектора»
Семинарское занятие «Научные основы анализа сочетания рынка и государства в смешанной экономике»: понятие и история формирования экономики общественного сектора, модели смешанной экономики, сочетание рынка и государства в современной рыночной экономике, структура, масштабы, динамика и факторы развития общественного сектора, порядок распределения ресурсов в экономике общественного сектора, функции и место государства в экономическом кругообороте товаров, услуг и ресурсов, провалы рынка и государства, контрактация и квазирынки.»
Д
ОК-4 ПК-8
Семинарское занятие «Институциональные формы организации общественного сектора»: институциональные основы экономики общественного сектора, особенности частно-государственного предпринимательства, организационно-правовые формы государственных предприятий, понятие, основные виды и формы некоммерческих организаций, благотворительная деятельность, роль низовой демократии в решении местных проблем (социальный заказ, ассоциации, благотворительные акции и др.)»
Д
ОК-4 ПК-8
6,8,10,12
Модуль 2 «Основы функционирования общественного сектора»
Семинарское занятие «Формирование спроса и предложения на общественные и социально значимые блага»: понятие общественного блага и его основные свойства, виды, характеристика, порядок формирования предложения и классификация общественных и социально значимых благ, основы ценообразования в общественном секторе, проблема «безбилетника» и цены Линдаля, разгосударствление и границы рынка в общественном секторе»
Д
ОК-4 ПК-8
Семинарское занятие «Равновесие в общественном секторе»:отличие равновесия в общественном секторе от рыночного равновесия, две теоремы экономики благосостояния: производственный и потребительский подходы, Парето-эффективное и оптимальное распределение ресурсов и доходов, Правило Калдора-Хикса, общее и частичные равновесия в общественном секторе, два подхода к формированию бюджетной политики»
Д
ОК-4 ПК-8
Семинарское занятие «Экономика благосостояния»:основы экономики благосостояния и модели распределения доходов (дистрибутивная функция), экономическая природа социальной защиты и социального страхования, дифференциация доходов: показатели, причины, состояние
ПБ
ОК-4 ПК-8
Семинарское занятие «Роль общественного сектора в регулировании провалов рынка»: роль общественного сектора в разрешении проблем внешних эффектов, корректирующая роль субсидий производителям и потребителям, меры государственного регулирования монополий, информационная асимметрия: причины возникновения, методы нейтрализации».
П
ОК-4 ПК-8
14,16,18
Модуль 3 «Теория общественного выбора»
Семинарское занятие «Экономические основы политического механизма»: теория общественного выбора в современной рыночной экономике, основные отличия механизма общественного выбора от потребительского выбора на рынке, механизм голосования избирателей, принцип принятия решения большинством и парадокс голосования, приоритет избирателя-центриста, порядок и процедура учета интересов меньшинства в парламенте»
П
ОК-4 ПК-8
Лекция «Основные субъекты политического рынка»:принцип профессионализма и высокой информированности политиков, общественный выбор на основе соревнования партийных программ в условиях представительной демократии, механизм лоббирования, специфика принятия решений исполнительной властью в системе государственной службы, проблемы бюрократии.
Д
ОК-4 ПК-8
Семинарское занятие «Роль общественного сектора в распределении доходов»: виды доходов, маркированные и немаркированные налоги, проблема справедливого распределения в рыночной экономике, проблемы выбора времени, проблема измерения неравенства в распределении доходов, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение, государственная политика перераспределения доходов, дилемма эффективности и справедливости, модели распределения доходов»
П
ОК-4 ПК-8
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)- заочная форма обучения, срок подготовки 5 лет
Неделя
Кол. час
в том числе в интерактивной форме, час.
Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
Методы
Реализуемые компетенции
Лекции
Лекция «Научные основы анализа сочетания рынка и государства в смешанной экономике»: понятие и история формирования экономики общественного сектора, модели смешанной экономики, сочетание рынка и государства в современной рыночной экономике, структура, масштабы, динамика и факторы развития общественного сектора, порядок распределения ресурсов в экономике общественного сектора, функции и место государства в экономическом кругообороте товаров, услуг и ресурсов, провалы рынка и государства, контрактация и квазирынки.»
Д
ОК-4 ПК-8
Лекция «Институциональные формы организации общественного сектора»: институциональные основы экономики общественного сектора, особенности частно-государственного предпринимательства, организационно-правовые формы государственных предприятий, понятие, основные виды и формы некоммерческих организаций, благотворительная деятельность, роль низовой демократии в решении местных проблем (социальный заказ, ассоциации, благотворительные акции и др.)»
Д
ОК-4 ПК-8
Практические занятия /семинары
Семинарское занятие «Научные основы анализа сочетания рынка и государства в смешанной экономике»: понятие и история формирования экономики общественного сектора, модели смешанной экономики, сочетание рынка и государства в современной рыночной экономике, структура, масштабы, динамика и факторы развития общественного сектора, порядок распределения ресурсов в экономике общественного сектора, функции и место государства в экономическом кругообороте товаров, услуг и ресурсов, провалы рынка и государства, контрактация и квазирынки.»
Д
ОК-4 ПК-8
Семинарское занятие «Институциональные формы организации общественного сектора»: институциональные основы экономики общественного сектора, особенности частно-государственного предпринимательства, организационно-правовые формы государственных предприятий, понятие, основные виды и формы некоммерческих организаций, благотворительная деятельность, роль низовой демократии в решении местных проблем (социальный заказ, ассоциации, благотворительные акции и др.)»
Д
ОК-4 ПК-8
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)- заочная форма обучения, срок подготовки 3 года 6 месяцев
Неделя
Кол. час
в том числе в интерактивной форме, час.
Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
Методы
Реализуемые компетенции
Лекции
Лекция «Научные основы анализа сочетания рынка и государства в смешанной экономике»: понятие и история формирования экономики общественного сектора, модели смешанной экономики, сочетание рынка и государства в современной рыночной экономике, структура, масштабы, динамика и факторы развития общественного сектора, порядок распределения ресурсов в экономике общественного сектора, функции и место государства в экономическом кругообороте товаров, услуг и ресурсов, провалы рынка и государства, контрактация и квазирынки.»
Д
ОК-4 ПК-8
Практические занятия /семинары
Семинарское занятие «Научные основы анализа сочетания рынка и государства в смешанной экономике»: понятие и история формирования экономики общественного сектора, модели смешанной экономики, сочетание рынка и государства в современной рыночной экономике, структура, масштабы, динамика и факторы развития общественного сектора, порядок распределения ресурсов в экономике общественного сектора, функции и место государства в экономическом кругообороте товаров, услуг и ресурсов, провалы рынка и государства, контрактация и квазирынки.»
Д
ОК-4 ПК-8
Семинарское занятие «Институциональные формы организации общественного сектора»: институциональные основы экономики общественного сектора, особенности частно-государственного предпринимательства, организационно-правовые формы государственных предприятий, понятие, основные виды и формы некоммерческих организаций, благотворительная деятельность, роль низовой демократии в решении местных проблем (социальный заказ, ассоциации, благотворительные акции и др.)»
Д
ОК-4 ПК-8
2.2. Самостоятельная работа студента- очная форма обучения
Неделя
Кол. час
Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
Реализуемые компетенции
1-18
- Теоретические подходы к формированию расходной политики государства
- Функции, доходы и расходы территориальных бюджетов. Бюджетные гранты
- Анализ издержек и результативности общественных расходов.
- Учет риска и неопределенности при определении эффективности общественных расходов.
Тематика рефератов:
1.Субъекты и объекты отраслей общественного сектора.
2.Распределение налогового бремени между поколениями. Влияние изменений налоговой политики на благосостояние различных поколений.
3.Оптимальное производство общественных благ (Чистые и нечистые общественные блага).
4. Частное и государственное производство общественных благ.
5. Способы финансирования общественных благ.
6.Роль государства и бюджетные расходы на образование. Качество образования в разных странах.
7.Оценка эффективности системы образования: частное против государственного образования: кто эффективнее?
8. Применение анализа «выгоды-издержки» к государственным проектам в общественном секторе.
9.Альтернативный выбор и издержки упущенных возможностей при производстве общественных благ.
10.Применение анализа «выгоды-издержки» к частным проектам в общественном секторе. Методы оценки рыночных выгод и издержек. 11.Роль и значение общественного сектора в накоплении национального богатства страны.
12.Статистические показатели развития отраслей общественного сектора (на примере отдельных территорий, отраслей).
13.Показатели развития человеческого капитала Ростовской области и влияние общественного сектора на его динамику. (Развитие отдельных отраслей общественного сектора, характеризующих инвестиции в совокупный человеческий капитал)
14. Научно- технический прогресс в общественном секторе.
15.Система стратегических планов и программ: национальные проекты РФ.
16.Национальный проект развития здравоохранения: план действий, цели и средства реализации в Ростовской области.
17.Национальный проект развития образования: план действий, цели и средства реализации в Ростовской области.
18. Проблемы реализации национальных проектов в регионах.
19. Россия на мировом рынке общественных благ.
20.Особенности формирования и развития регионального общественного сектора Ростовской области.
21.Модернизация отраслей общественного сектора: цели, формы, результаты.
22.Роль общественного сектора в формировании «инновационной экономики» (экономики знаний).
23.Организационное обеспечение программ развития отраслей общественного сектора.
24.Предпосылки возникновения общественного сектора и его роль в экономике государства.
25.Общественный сектор и теория прав собственности.
26.Проблемы эффективного использования государственной собственности.
27.Субъекты и объекты хозяйственной деятельности общественного сектора.
28.Роль и значение общественного сектора в накоплении национального богатства страны (на примере отдельных территорий, отраслей).
29.Роль и значение деятельности государства в трактовке различных экономических школ.
30.Информационный фактор в развитии общественного сектора.
Усвоение текущего учебного материала
Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента
ОК-4 ПК-8
ОК-4 ПК-8
ОК-4 ПК-8
ОК-4 ПК-8
Самостоятельная работа студента- заочная форма обучения, срок обучения 5 лет
Неделя
Кол. час
Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
Реализуемые компетенции
- Теоретические подходы к формированию расходной политики государства
- Функции, доходы и расходы территориальных бюджетов. Бюджетные гранты
- Анализ издержек и результативности общественных расходов.
- Учет риска и неопределенности при определении эффективности общественных расходов.
.
Тематика рефератов:
1.Субъекты и объекты отраслей общественного сектора.
2.Распределение налогового бремени между поколениями. Влияние изменений налоговой политики на благосостояние различных поколений.
3.Оптимальное производство общественных благ (Чистые и нечистые общественные блага).
4. Частное и государственное производство общественных благ.
5. Способы финансирования общественных благ.
6.Роль государства и бюджетные расходы на образование. Качество образования в разных странах.
7.Оценка эффективности системы образования: частное против государственного образования: кто эффективнее?
8. Применение анализа «выгоды-издержки» к государственным проектам в общественном секторе.
9.Альтернативный выбор и издержки упущенных возможностей при производстве общественных благ.
10.Применение анализа «выгоды-издержки» к частным проектам в общественном секторе. Методы оценки рыночных выгод и издержек. 11.Роль и значение общественного сектора в накоплении национального богатства страны.
12.Статистические показатели развития отраслей общественного сектора (на примере отдельных территорий, отраслей).
13.Показатели развития человеческого капитала Ростовской области и влияние общественного сектора на его динамику. (Развитие отдельных отраслей общественного сектора, характеризующих инвестиции в совокупный человеческий капитал)
14. Научно- технический прогресс в общественном секторе.
15.Система стратегических планов и программ: национальные проекты РФ.
16.Национальный проект развития здравоохранения: план действий, цели и средства реализации в Ростовской области.
17.Национальный проект развития образования: план действий, цели и средства реализации в Ростовской области.
18. Проблемы реализации национальных проектов в регионах.
19. Россия на мировом рынке общественных благ.
20.Особенности формирования и развития регионального общественного сектора Ростовской области.
21.Модернизация отраслей общественного сектора: цели, формы, результаты.
22.Роль общественного сектора в формировании «инновационной экономики» (экономики знаний).
23.Организационное обеспечение программ развития отраслей общественного сектора.
24.Предпосылки возникновения общественного сектора и его роль в экономике государства.
25.Общественный сектор и теория прав собственности.
26.Проблемы эффективного использования государственной собственности.
27.Субъекты и объекты хозяйственной деятельности общественного сектора.
28.Роль и значение общественного сектора в накоплении национального богатства страны (на примере отдельных территорий, отраслей).
29.Роль и значение деятельности государства в трактовке различных экономических школ.
30.Информационный фактор в развитии общественного сектора.
Усвоение текущего учебного материала
ОК-4 ПК-8
Самостоятельная работа студента- заочная форма обучения, срок обучения 3 года 6 месяцев
Неделя
Кол. час
Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
Реализуемые компетенции
- Теоретические подходы к формированию расходной политики государства
- Функции, доходы и расходы территориальных бюджетов. Бюджетные гранты
- Анализ издержек и результативности общественных расходов.
- Учет риска и неопределенности при определении эффективности общественных расходов.
Тематика рефератов:
1.Субъекты и объекты отраслей общественного сектора.
2.Распределение налогового бремени между поколениями. Влияние изменений налоговой политики на благосостояние различных поколений.
3.Оптимальное производство общественных благ (Чистые и нечистые общественные блага).
4. Частное и государственное производство общественных благ.
5. Способы финансирования общественных благ.
6.Роль государства и бюджетные расходы на образование. Качество образования в разных странах.
7.Оценка эффективности системы образования: частное против государственного образования: кто эффективнее?
8. Применение анализа «выгоды-издержки» к государственным проектам в общественном секторе.
9.Альтернативный выбор и издержки упущенных возможностей при производстве общественных благ.
10.Применение анализа «выгоды-издержки» к частным проектам в общественном секторе. Методы оценки рыночных выгод и издержек. 11.Роль и значение общественного сектора в накоплении национального богатства страны.
12.Статистические показатели развития отраслей общественного сектора (на примере отдельных территорий, отраслей).
13.Показатели развития человеческого капитала Ростовской области и влияние общественного сектора на его динамику. (Развитие отдельных отраслей общественного сектора, характеризующих инвестиции в совокупный человеческий капитал)
14. Научно- технический прогресс в общественном секторе.
15.Система стратегических планов и программ: национальные проекты РФ.
16.Национальный проект развития здравоохранения: план действий, цели и средства реализации в Ростовской области.
17.Национальный проект развития образования: план действий, цели и средства реализации в Ростовской области.
18. Проблемы реализации национальных проектов в регионах.
19. Россия на мировом рынке общественных благ.
20.Особенности формирования и развития регионального общественного сектора Ростовской области.
21.Модернизация отраслей общественного сектора: цели, формы, результаты.
22.Роль общественного сектора в формировании «инновационной экономики» (экономики знаний).
23.Организационное обеспечение программ развития отраслей общественного сектора.
24.Предпосылки возникновения общественного сектора и его роль в экономике государства.
25.Обще