Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе




 

Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).

 

Наименование основных форм Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения
Использование информационных ресурсов и баз данных Использование интернет-ресурсов для подкрепления теоретических аспектов статистическими данными
Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий Мультимедийные презентации, разработанные слушателями магистратуры при подготовке к семинарским занятиям по дисциплине «Экономика общественного сектора»
Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ Рекомендация студентам при подготовке к семинарам использовать учебные пособия, изданные московскими профессорами, в частности: Ахинов Г.А. Экономика общественного сектора. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 345 с., Пономаренко Е.В., Исаев В.А. Экономика и финансы общественного сектора (основы теории эффективного государства). – М.: ИНФРА-М, 2007. – 427 с.
Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук Обсуждение проблемы справедливого распределения доходов в рыночной экономике, проблемы выбора времени, проблемы измерения неравенства в распределении доходов, опираясь на дисциплину «Микроэкономика (продвинутый уровень)», (в теме «Роль общественного сектора в распределении доходов»)

 

 

Глоссарий

Агент — индивид или организация, которые действуют от лица другого индивида или организации (принципала); например, врач является агентом пациента, главный управляющий компании — это агент собственников ком­пании, ее акционеров, депутат парламента — агент избирателей.

Агентские отношения — существуют тогда, когда индивид или организация (агент) действует от лица другого индивида или организации (принципал).

Акциз — косвенный налог на продажу определенной продукции (алкоголя, табачных изделий, деликатесов, предметов роскоши и т.д.). Под акцизным минеральным сырьем признаются нефть и стабильный газовый конденсат, а также природный газ.

Анализ эффективности издержек — метод оценки эффективности разных вариантов проекта, результаты которого сопоставимы в нестоимостных по­казателях и критерием выбора которого является наибольший результат с наименьшими затратами.

Асимметричная информация — неполная, неравномерно распределенная, некачественная информация. Неполнота информации, ее неравномерное распределение между покупателями и продавцами ведут к тому, что покупа­тели и производители могут принимать неверные решения, неэффективно используют ресурсы.

Асимметричная информация в общественном секторе — неполная, неравно­мерно распределенная, некачественная информация; возникает тогда, когда индивиды или организации, функционирующие в общественном секторе, знают что-то, чего не знают другие индивиды и организации. Правительс­тво, государственные органы, бюрократия вообще обладают информацией, которая может быть недоступна избирателям.

Безвозмездные перечисления — финансовая помощь из бюджетов вышесто­ящего уровня бюджетам нижестоящего уровня. Безвозмездные перечисления могут принимать форму нецелевой (дотации), целевой (субвенции) и долевой (субсидии) помощи.

Благосостояние — состояние благополучия или процветания, связанное с богатством, достатком.

Бюджет — план доходов и расходов государства, утверждаемый парламен­том. Бюджет представляет собой денежные отношения, которые возникают у государства с субъектами хозяйства (фирмами и домашними хозяйствами) по поводу образования и распределения бюджетного фонда в ходе производства, распределения и использования ВВП для целей социального, экономического и территориального развития в рамках конкретного временного периода (как правило, годового, реже — трехлетнего), разрабатываемый и принимаемый различными ветвями публичной власти в форме закона.

Бюджет муниципального образования — форма образования и расходова­ния денежных средств, предназначенных для выполнения задач и функций, отнесенных к компетенции местного самоуправления.

Бюджет субъекта РФ — финансовый план и фонд денежных средств субъекта Федерации.

Бюджетирование, ориентированное на результаты, — более прогрессивная (по сравнению с затратным методом) методология подготовки и исполнения бюджета, в соответствии с которой акцент переносится с затрат на резуль­таты.

Бюджетная система — совокупность отношений и институтов, в рамках которой реализуется бюджет РФ.

Бюджетное послание Президента РФ — документ, который в начале каж­дого года направляется Президентом РФ Федеральному Собранию. В данном документе Президент РФ обозначает важнейшие стратегические и такти­ческие приоритеты бюджетной политики на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу.

Бюджетный процесс — составление, рассмотрение, утверждение, испол­нение бюджета и контроль на всех этапах этого процесса, возведенные в рамки закона.

Бюро — специализированное подразделение государственного аппарата, финансируемого из бюджета, обладает монополией на информацию об из­держках общественного проекта.

Бюрократическая монополия — свойство бюрократии, означающее, что бюрократия часто является единственным экономическим субъектом, опре­деляющим масштабы тех или иных государственных расходов.

Бюрократия — та часть государственного сектора экономики, которая непосредственно ответственна за реализацию экономических проектов, за реализацию экономической политики вообще. Представляет собой систему государственного управления, осуществляемого особым аппаратом, отделен­ным от общества, а также особый слой людей, связанных с государственным управлением.

Важнейшие критерии при приватизации государственных корпораций

во-первых, возможность получения государственных доходов от привати­зации; во-вторых, возможность государственного регулирования провалов рынка таким способом, который ведет к повышению эффективности про­изводства с учетом издержек регулирования.

Важнейшие тенденции развития производства в рамках государственного сектора — во-первых, уменьшение масштабов производства в государствен­ном секторе; во-вторых, продолжение приватизации государственных пред­приятий; в-третьих, продолжающийся процесс реструктуризации государ­ственных предприятий и организаций.

Ведомственная классификация расходов — перечень главных распоряди­телей бюджетных средств.

Взаимодополняющие внешние эффекты — возникают в ситуации, когда при производстве или потреблении благ появляются внешние эффекты, дополня­ющие друг друга. Пример положительных взаимных внешних эффектов — это пример с пасекой и фруктовым садом.

Внешние эффекты — издержки или выгоды, которые достаются «третьим лицам», не участвующим в рыночной сделке, т.е. внешние эффекты оказы­вают воздействие на производителей или потребителей, не вовлеченных в процесс купли-продажи данного товара.

Вторая фундаментальная теорема экономики — если потребители и про­изводители руководствуются своими предпочтениями, нет возрастающей отдачи (кривая производственных возможностей выпукла), то оптимальным по Парето состоянием экономики является конкурентное равновесие любого начального распределения ресурсов.

Выявление предпочтений — предоставление информации поставщику об­щественных благ о том, как оценивается потребителем польза от потребления этих благ.

Главная особенность анализа издержек и выгод по проектам государственных расходов — использование альтернативных методов оценки затрат и выгод в условиях, когда рыночные цены не отражают общественные издержки и общественные выгоды.

Государственные внебюджетные фонды — государственные фонды де­нежных средств, которые образуются вне бюджета и управляются органами государственной власти. Средства таких фондов формируются преимущест­венно за счет страховых платежей, которые отчисляются предприятиями всех форм собственности и составляют определенный процент от фонда оплаты труда. Существуют три таких фонда: Пенсионный фонд. Фонд социального страхования. Фонд обязательного медицинского страхования.

Государственные доходы — прямые или имущественные (доходы, полу­чаемые государством, регионом либо общиной непосредственно от своего имущества), иначе называемые фискальным имуществом или доменами.

Государственный долг — долг РФ физическим и юридическим лицам, иностранным государствам, международным организациям.

Государственный сектор экономики — все экономические ресурсы, ко­торыми владеет государство, все организации, с помощью которых осу­ществляется государственное регулирование экономики: государственный бюджет; государственные производственные предприятия; государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны; государственные земли.

Государство — во-первых, это система институтов, с помощью которых обеспечивается координация действий членов общества, преследующих об­щие цели; во-вторых, совместно действующие люди, хозяйствующее обще­ство, где общество выступает как нечто единое и где координация достигается на основе сознательных усилий, а не в результате действия стихии рыночных сделок.

Группа специальных интересов — совокупность индивидов, для которых одни и те же мероприятия вызывают однонаправленные приращения полез­ности (положительные или отрицательные), в частности различные ассоциа­ции производителей, общественные организации, профсоюзы, всякого рода объединения по интересам.

Дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами.

Дилемма заключенного — теоретико-игровая модель, согласно которой поведение, отвечающее критерию индивидуальной рациональности, может противоречить критерию коллективной рациональности. Модель была на­звана дилеммой заключенного, так как первоначально она базировалась на примере двух заключенных, перед которыми стоит проблема признаваться или не признаваться в совершенном преступлении.

Дисконтирование — процесс приложения ставки процента к сумме ка­питала, используется для определения нынешнего, текущего эквивалента стоимости сумм, которые будут получены или израсходованы в будущем. Это процедура, обратная начислению процентов.

Дотации — нецелевая финансовая помощь для выравнивания бюджетной обеспеченности.

Доходы бюджета — денежные средства, которые поступают в бюджет за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

Душевая бюджетная обеспеченность — величина расходов бюджетной системы на одного человека, количество общественных (бюджетных) услуг на одного гражданина.

Естественная монополия — отрасль производства, где возрастающая отда­ча от масштаба настолько высока, что требуется только одна производящая компания в данном регионе.

Жизненно важные блага (meritgoods) — блага, которые общество принужда­ет индивидов потреблять независимо от их предпочтений и возможностей.

Жизненно вредные блага (dis-meiitgoods) — блага, от потребления которых общество принуждает индивидуумов отказаться независимо от их предпоч­тений и возможностей.

Задачи экономики общественного сектора — во-первых, теоретическое обоснование необходимости государственного вмешательства в рамках микроэкономики, с позиций эффективности и справедливости; во-вторых, определение важнейших направлений этого вмешательства; в-третьих, ана­лиз механизма принятия решений в общественном секторе; в-четвертых, формулировка проблем и трудностей государственного регулирования эко­номики — другими словами, выявление недостатков («сбоев») государства, сопоставление их с недостатками («сбоями») рынка.

Закон Вагнера — тенденция более быстрого увеличения государственных расходов по сравнению с ростом ВВП, рост их доли в ВВП.

Издержки голосования — потраченные людьми время и энергия на рас­смотрение различных вариантов возможного голосования, их анализ, на сам процесс голосования.

Издержки погони за рентой — во-первых, это материальные и нематери­альные затраты ищущих ренту, в частности затраты на проведение кампании в средствах массовой информации, лоббирование, прямой подкуп и т.п.; во-вторых, потери общества от предоставленной фирмам или заинтересован­ным группам монополии, каких-то ограничений и привилегий.

Изоэластичная функция общественного благосостояния — исходит из того, что общественное благосостояние зависит от той или иной степени неприятия неравенства, измеряемой коэффициентом е.

Изъяны государства — неспособность государственного сектора реализо­вать эффективность по Парето. Другими словами, изъян (провал) государства возникает в результате действий государства, ведущих к неэффективности, к неэффективному результату.

Индекс бедности — доля населения с доходами ниже прожиточного ми­нимума.

Институт — общественный обычай, норма, заведенный порядок, по­рядок, закрепленный в законе. Например, семья, государство, моральные и правовые нормы, частная собственность, рынок выступают институтами.

Институциональный изъян — неспособность рынка и государственного сектора как важнейших институтов реализовать эффективность по Парето. Другими словами, институциональный изъян (провал) возникает в результате функционирования институтов, ведущего к их неэффективности, к неэф­фективному результату.

Интегрированный показатель доли государственного производства — сред­няя арифметическая доля государственных предприятий в инвестициях, в численности занятых, в ВВП страны.

Интернализация внешних эффектов — означает, что фирма принимает во внимание производимый внешний эффект, учитывает ранее неучитываемые общественные издержки при определении оптимальных объемов производ­ства продукции.

Инфляция — обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества.

Искажение предпочтений — возможно, если голосующий хочет повлиять на исход голосования и при этом опирается не на истинные оценки проекта или личности, а на предубежденность в отношении проекта или личности.

Источники неэффективности государства — во-первых, они являются следствием особенностей механизма демократического голосования, ведущих к Парето-неэффективности; во-вторых, это результат агентских отношений в общественном секторе.

Исчерпаемый внешний эффект — эффект, который имеет место тогда, когда его потребление каким-то третьим лицом означает, что он недоступен для потребления другим лицам. Если, например, в процессе производства меда пчела опыляет в саду какое-то дерево, то при этом она не может опы­лять другое дерево.

Качественный анализ проекта государственных расходов — содержательный анализ принципиальной необходимости расходов, определение возможных последствий этих расходов с точки зрения экономической эффективности и социальной справедливости.

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации — группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Клубное благо — смешанное общественное благо, число потребителей которого ограничено, при этом потребители делят между собой как выгоды, так и издержки. Клубное благо в какой-то степени обладает свойством ис­ключаемое™ в потреблении.

Количественный анализ программы государственных расходов — экономи­ческая оценка программы государственных расходов с точки зрения издержек и выгод, их сопоставление в стоимостном выражении.

Конечная оценка ожидаемой полезности от голосования — разница между оценкой полезности от ожидаемого положительного исхода голосования и издержками голосования.

Консолидированный бюджет — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Корпоратизация государственных предприятий — реформа управления предприятием, новая организационная форма предприятия, предполагающая большую самостоятельность и независимость менеджмента, введение «жест­кого бюджетного ограничения», возможность конкурировать с частными предприятиями.

Коэффициент Джини — площадь между кривой Лоренца и диагональю равномерного распределения доходов, умноженная на два, уровень коэффи­циента колеблется от 0 до I.

Латиноамериканская модель государственного сектора экономики — отли­чается высоким уровнем огосударствления производства, но низким уровнем государственного социального обеспечения.

Либеральная модель государственного сектора экономики — отличается наиболее низким уровнем как огосударствления производства, так и соци­ального обеспечения.

Лоббирование — один из механизмов подготовки и принятия решения по общественным проектам, представляет собой разъяснение позиции группы специальных интересов, стремление представить ее в наиболее выгодном свете, привлечение на свою сторону общественного мнения, политиков, го­сударственных чиновников.

Макроэкономическая нестабильность — колебания экономической актив­ности (экономические циклы), появление безработицы, недогрузки произ­водственных мощностей, инфляции, дефицита государственного бюджета, дефицита внешнеторгового баланса в условиях рыночной экономики.

Медиана — центральное или срединное значение вариационного призна­ка; другими словами, это вариант, стоящий в центре ранжированного ряда.

Медианный избиратель — избиратели, голосующие за средние (централь­ные), а не крайние варианты того или иного общественного проекта. Из­биратели, находящиеся в середине избирательного спектра, играют особую роль.

Метод вмененного дохода — используется для оценки стоимости жизни в рабочий период жизненного цикла, основан на опенке того, сколько человек смог бы заработать, если бы остался жив и в перспективе умер естественной смертью.

Метод выявленных предпочтений — подходит к оценке стоимости жиз­ни на основе определения предпочтений при выборе профессии; выбирая профессию, выбирают степень риска несчастного случая, связанного с этой профессией; высокая степень риска компенсируется более высокой зара­ботной платой.

Метод распределительных весов — определение выгод и потерь по каждой группе населения в абсолютном измерении с учетом распределительных весов по каждой группе.

Метод «условной оценки» (contingent valuation) — выборочный опрос жи­телей региона или жителей страны в целом, который должен выявить, как люди оценивают то или иное природное благо, как они оценивают ущерб, нанесенный окружающей среде.

Механизм некоммерческого хозяйствования — экономический механизм, объединяющий преимущества экономической эффективности рыночного хозяйствования и социальной эффективности деятельности государства.

Многовершинные предпочтения — имеют место тогда, когда при любом расположении их вариантов на линии хотя бы один голосующий не имеет одновершинных предпочтений.

Модели государственного сектора экономики — важнейшие типы вмеша­тельства государства в развитие экономики в зависимости от степени огосу­дарствления производства и уровня социального обеспечения. Условно по этим критериям можно выделить четыре модели государственного сектора экономики: социалистическую, скандинавскую, латиноамериканскую и ли­беральную.

Модель максимизации бюджета — концепция, доказывающая возмож­ность существенного избыточного финансирования бюро при наличии асим­метричной информации между ним и теми, кто распределяет бюджетные средства.

Модель экономического кругооборота с участием государства — показывает, как государство вмешивается в экономику и перераспределяет ресурсы и про­дукты между субъектами рыночной экономики через систему государственных финансов, т.е. через государственные расходы и доходы.

Моральный риск — форма асимметричной информации, имеющей место тогда, когда одна из сторон рыночной сделки скрывает информацию о своих действиях.

Мягкое бюджетное ограничение — финансовые условия функциониро­вания предприятия, которые включают в себя необязательность получения прибыли как условия эффективности предприятия, слабый контроль за рас­ходами, доступность средств для покрытия убытков.

Налог Кларка — это специальный налог, предназначенный для того, что­бы было выгодно предоставлять достоверную информацию при выявлении предпочтений; при его введении каждый индивидуум ставится в такое поло­жение, когда его влияние на принятие решения обособляется и становится решающим.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — налог, взимаемый на сумму прироста добавленной стоимости на предприятиях, объединениях и органи­зациях, исчисляемую в виде разности между выручкой от реализации товаров и услуг и суммой затрат на их производство.

Налог на прибыль — налог, взимаемый с прибыли предприятий, объеди­нений и организаций, имеющих самостоятельный баланс и являющихся юридическими лицами, их филиалов и отделений, международных непра­вительственных организаций, осуществляющих хозяйственную, предприни­мательскую и иную коммерческую деятельность.

Налог Пигу — специальный налог, с помощью которого можно решить проблему отрицательных внешних эффектов; при его введении масштабы производства благ, порождающего внешние эффекты, сокращаются и до­стигают общественно оптимального объема.

Налоги — принудительные сборы, взимаемые государственной властью с отдельных лиц и хозяйствующих субъектов для покрытия общих государ­ственных расходов без предоставления лицам, с которых эти сборы взима­ются, какого-либо специального эквивалента.

Налоговые доходы — доходы бюджета, которые формируются за счет по­ступлений от налогов и сборов, а также пеней и штрафов.

Налоговый потенциал региона — отражает не величину собранных налогов, а потенциальные налоговые возможности территории.

Неблагоприятный отбор — форма асимметричной информации, имею­щей место тогда, когда одна из сторон рыночной сделки скрывает какие-то знания, какие-то характеристики сделки и тем самым наносит ущерб другой стороне.

Недостатки (провалы) рыночной экономики — фундаментальные дефекты рынка с позиций эффективности или справедливости, к которым относятся: проблема производства общественных благ; наличие внешних, или побочных, эффектов; проблема асимметричной информации; неравенство в распределе­нии ресурсов и доходов; возникновение и развитие монополий, ограничение конкуренции; макроэкономическая нестабильность.

Недостаток (провал) рынка в микроэкономике — экономические ситуации, когда рациональное повеление людей в условиях рыночной экономики не обеспечивает достижения эффективного использования ресурсов, т.е. эф­фективности по Парето.

Неисключаемость блага — означает, что если благо доступно для потреб­ления одним лицом, то либо технически невозможно, либо очень дорого исключить других лиц из сферы потребления этого блага, т.е. невозможно запретить потребление блага другими лицами.

Неисчерпаемый внешний эффект — эффект, который имеет место тогда, когда его потребление каким-то третьим лицом означает, что он также досту­пен для потребления другими липами. В случае с отрицательными внешними эффектами ущерб, наносимый какому-то лицу, не спасает других от такого же ущерба.

Неналоговые доходы — доходы от использования государственного или муниципального имущества, предоставления платных услуг бюджетными учреждениями (после уплаты предусмотренных законодательством налогов и сборов), средства, полученные в результате применения мер юридической ответственности, а также иные суммы принудительного изъятия.

Необходимость производства в государственном секторе — в экономичес­кой теории объясняется проблемой естественных монополий, отрицательны­ми и положительными внешними эффектами, асимметричной информацией, макроэкономической нестабильностью.

Неполные рынки как изъян (несовершенство) рынка — ситуация, когда ры­нок не в состоянии обеспечить какое-то благо, даже если издержки при этом меньше, чем цена на это благо.

Непроцентные расходы — все расходы федерального бюджета, кроме рас­ходов на обслуживание государственного долга. На непроцентные расходы приходится 16,7% ВВП.

Нерасположенность к риску — стремление бюрократической системы управления избежать ответственности за принимаемые решения, предпо­лагающее групповое принятие решений, акцент на формальной процедуре принятия решений.

Несоперничество в потреблении — означает, что потребление блага одним лицом не влияет на количество этого блага, имеющееся для потребления другими лицами; иными словами, благо обладает свойством несоперничества, если все могут потреблять ту же самую единицу блага.

Неэффективность государства — в определенной ситуации означает, что в данных условиях возможны институциональные изменения, предполагающие действия государства, ведущие к Парето-улучшениям.

Неэффективность общественного выбора при пропорциональном налогооб­ложении — означает, что мажоритарное голосование ведет к чрезмерному объему производства и потребления общественных благ, т.е. к неэффектив­ному результату голосования.

Нравственный избиратель — избиратель, голосующий также и потому, что ему присущ альтруизм. В этом случае голосующий не только думает о том, что могло бы дать голосование ему лично, но и беспокоится об интересах других людей, участников голосования.

Общее конкурентное равновесие — ситуация на взаимосвязанных рынках, когда субъекты рынка являются ценополучателями, а цены изменяются таким образом, что исчезают избыточные спрос и предложение, при этом рынки уравновешиваются. В условиях общего конкурентного равновесия потре­бители максимизируют свою полезность, а производители максимизируют получаемую прибыль.

Общественная ставка дисконтирования — ставка дисконтирования, при­меняемая правительством при оценке долгосрочных общественных проектов, она определяется в результате экономического анализа содержания кон­кретного проекта, ее уровень не совпадает с рыночной ставкой дисконти­рования.

Общественное благо — благо, потребление которого доступно одновре­менно многим людям, например мост через реку, уличное освещение, маяк в море, оборона, общественная безопасность и т. д. Оно обладает двумя важней­шими свойствами — неисключаемости и несоперничества в потреблении.

Общественный сектор экономики — в основном государственный сектор, представляющий собой систему государственных финансов, государственные предприятия, государственные ресурсы. В него входят также бесприбыльные предприятия общественных организаций, коллективные предприятия, обще­ственные и религиозные организации, предоставляющие различного рода ус­луги, связанные главным образом с социальным обеспечением населения.

Общие причины неэффективности государственного сектора экономи­ки — во-первых, несовершенство механизма общественного выбора в усло­виях как прямой, так и представительной демократии; во-вторых, агентские отношения в общественном секторе.

Общие черты демократического государства — принуждение, ответствен­ность и подотчетность, особая мотивация работающих в государственных органах и вообще работающих на государство.

Общий критерий для реализации проекта государственных расходов — состо­ит в том, что положительное решение по проекту государственных расходов принимается в том случае, если общественные выгоды превышают обще­ственные издержки или если отношение общих выгод к общим издержкам больше единицы.

Оптимальный объем производства общественного блага — имеет место тогда, когда сумма предельной пользы всех потребителей равна предельным издержкам производства общественного блага: MB = МС.

Оптимальный (эффективный) объем производства частного блага — в мо­дели частичного равновесия имеет место тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам (MR= МС).

Организация, ориентированная на результаты, — государственная организа­ция, в большей степени отдаленная от рынка по сравнению с государственной корпорацией, но формирующая свою деятельность и систему оплаты труда служащих в зависимости от результатов, измеренных особым образом.

Основные последствия экономической деятельности государства — измене­ния наших доходов и воздействие на экономические стимулы.

Особая мотивация — особые мотивы и стимулы тех людей, которые рабо­тают на государство, являются его представителями. Предполагается, что го­сударственные служащие и все те, кто так или иначе связан с государственной деятельностью, служат интересам общества, что их деятельность мотивируется стремлением служить интересам страны и ее граждан.

Особенности отраслей с государственным производством — во-первых, конкуренция в них сильно затруднена или просто невозможна; во-вторых, с этими отраслями связаны значительные государственные интересы.

Отрицательные внешние эффекты — внешние эффекты, которые связаны с возникновением дополнительных общественных издержек, перекладываемых на других, т.е. на третьи лица.

Парадокс голосования — состоит в том, что голосовать нерационально, так как ожидаемая полезность голосования является отрицательной, но, несмотря на нерациональность голосования, многие люди голосуют.

Парадокс Кондорсе — состоит в том, что транзитивность общественного выбора, т.е. его последовательность и непротиворечивость, при голосовании по принципу простого большинства не соблюдается.

Парето-улучшение — имеет место тогда, когда изменение экономической ситуации приводит к улучшению положения хотя бы одного индивидуума без ухудшения положения какого-то другого индивидуума. Другими словами, это такие изменения, при которых никто не проигрывает, но хотя бы кто-то выигрывает.

Парето-эффективность, или Парето-эффективное состояние эко­номики, — состояние, при котором все имеющиеся ранее возможности Парето-улучшений уже реализованы, новые Парето-улучшения невозможны, т.е. невозможно улучшить чье-то благосостояние, не ухудшая благосостояние других.

Первая фундаментальная теорема экономики благосостояния — утверждает, что общее конкурентное равновесие является Парето-эффективным.

Переполнение — означает, что при значительном количестве потребителей блага дальнейшее увеличение числа потребителей приводит к исчезновению несоперничества в потреблении блага, при этом предельные издержки предо­ставления данного блага дополнительному потребителю уже не равны нулю, а больше нуля (МСа > 0).

Погоня за рентой — вложение средств с целью приобретения особых при­вилегий и получения ренты.

Подотчетность — означает, что монополия государства на политическую власть не является абсолютной, она существенно ограничена, что связано прежде всего с действием конституции и ранее принятых законов.

Показатель Далтона—Лткинсона — доля национального дохода, от кото­рого общество предпочло бы отказаться для того, чтобы в обществе возникло равномерное распределение дохода.

Положительные внешние эффекты — такие внешние эффекты, которые связаны с возникновением дополнительной общественной пользы, потреб­ляемой другими, т.е. третьими лицами.

Потребительский излишек — разница между тем, что покупатель готов заплатить, и тем, что он должен заплатить.

Пошлина — отличается от платы за частную услугу тем, что она взимается за услугу общественного характера (суд, почта), а от налога тем, что доходы от нее не превышают издержек по оказанию самой услуги.

Предмет экономики общественного сектора — экономическое поведение государства как одного из субъектов рыночной экономики, анализ этого поведения с позиций микроэкономической теории.

Представительная демократия — политический механизм общественного выбора, при котором люди голосуют за партии, выступающие со своими про­граммами. Право принятия решений по поводу программ государственных расходов делегируется избранным представителям этих партий.

Принуждение — ограничение доступа к некоторым экономическим воз­можностям, способным приносить выгоды тем или иным индивидам. В прин­ципе принуждение противоречит таким общечеловеческим ценностям, как свобода личности и демократический выбор, поэтому общество стремится минимизировать принуждение, обеспечивая его недоступность для всех, кро­ме законных представителей государственной власти, и ограничивая лишь те возможности, которые признаются неприемлемыми.

Принципал — сторона в агентских отношениях, от имени которой дейст­вует агент, действия агента оказывают влияние на принципала.

Принципиальные варианты общественных действий в связи с изъянами рын­ка — во-первых, организация государственного производства; во-вторых, осуществление государственного регулирования; в-третьих, предоставление рынку свободы действий.

Проблема безбилетника (фрирайдера) — проблема потребления обществен­ного блага без соответствующей платы за него.

Профицит бюджета — превышение доходов бюджета над расходами.

Процентные расходы — расходы федерального бюджета на выплату про­центов по государственному долгу, т.е. на его обслуживание.

Прямая демократия — политический механизм общественного выбора, при котором люди непосредственно должны выразить свое личное мнение по поводу масштабов конкретных государственных программ. Эта система В большей степени применима на местном и муниципальном уровнях и в меньшей степени — на общегосударственном уровне.

Разрыв бедности — абсолютная величина национального дохода, необхо­димого для того, чтобы доходы всего бедного населения поднялись до уровня прожиточного минимума.

Распределение Лоренца — кривая, которая показывает накопленную долю дохода, полученного группой населения, представленной как процент от всего населения.

Распределительные веса — это

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...