Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).
Глоссарий Агент — индивид или организация, которые действуют от лица другого индивида или организации (принципала); например, врач является агентом пациента, главный управляющий компании — это агент собственников компании, ее акционеров, депутат парламента — агент избирателей. Агентские отношения — существуют тогда, когда индивид или организация (агент) действует от лица другого индивида или организации (принципал). Акциз — косвенный налог на продажу определенной продукции (алкоголя, табачных изделий, деликатесов, предметов роскоши и т.д.). Под акцизным минеральным сырьем признаются нефть и стабильный газовый конденсат, а также природный газ. Анализ эффективности издержек — метод оценки эффективности разных вариантов проекта, результаты которого сопоставимы в нестоимостных показателях и критерием выбора которого является наибольший результат с наименьшими затратами. Асимметричная информация — неполная, неравномерно распределенная, некачественная информация. Неполнота информации, ее неравномерное распределение между покупателями и продавцами ведут к тому, что покупатели и производители могут принимать неверные решения, неэффективно используют ресурсы. Асимметричная информация в общественном секторе — неполная, неравномерно распределенная, некачественная информация; возникает тогда, когда индивиды или организации, функционирующие в общественном секторе, знают что-то, чего не знают другие индивиды и организации. Правительство, государственные органы, бюрократия вообще обладают информацией, которая может быть недоступна избирателям.
Безвозмездные перечисления — финансовая помощь из бюджетов вышестоящего уровня бюджетам нижестоящего уровня. Безвозмездные перечисления могут принимать форму нецелевой (дотации), целевой (субвенции) и долевой (субсидии) помощи. Благосостояние — состояние благополучия или процветания, связанное с богатством, достатком. Бюджет — план доходов и расходов государства, утверждаемый парламентом. Бюджет представляет собой денежные отношения, которые возникают у государства с субъектами хозяйства (фирмами и домашними хозяйствами) по поводу образования и распределения бюджетного фонда в ходе производства, распределения и использования ВВП для целей социального, экономического и территориального развития в рамках конкретного временного периода (как правило, годового, реже — трехлетнего), разрабатываемый и принимаемый различными ветвями публичной власти в форме закона. Бюджет муниципального образования — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения задач и функций, отнесенных к компетенции местного самоуправления. Бюджет субъекта РФ — финансовый план и фонд денежных средств субъекта Федерации. Бюджетирование, ориентированное на результаты, — более прогрессивная (по сравнению с затратным методом) методология подготовки и исполнения бюджета, в соответствии с которой акцент переносится с затрат на результаты. Бюджетная система — совокупность отношений и институтов, в рамках которой реализуется бюджет РФ. Бюджетное послание Президента РФ — документ, который в начале каждого года направляется Президентом РФ Федеральному Собранию. В данном документе Президент РФ обозначает важнейшие стратегические и тактические приоритеты бюджетной политики на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу. Бюджетный процесс — составление, рассмотрение, утверждение, исполнение бюджета и контроль на всех этапах этого процесса, возведенные в рамки закона. Бюро — специализированное подразделение государственного аппарата, финансируемого из бюджета, обладает монополией на информацию об издержках общественного проекта. Бюрократическая монополия — свойство бюрократии, означающее, что бюрократия часто является единственным экономическим субъектом, определяющим масштабы тех или иных государственных расходов.
Бюрократия — та часть государственного сектора экономики, которая непосредственно ответственна за реализацию экономических проектов, за реализацию экономической политики вообще. Представляет собой систему государственного управления, осуществляемого особым аппаратом, отделенным от общества, а также особый слой людей, связанных с государственным управлением. Важнейшие критерии при приватизации государственных корпораций — во-первых, возможность получения государственных доходов от приватизации; во-вторых, возможность государственного регулирования провалов рынка таким способом, который ведет к повышению эффективности производства с учетом издержек регулирования. Важнейшие тенденции развития производства в рамках государственного сектора — во-первых, уменьшение масштабов производства в государственном секторе; во-вторых, продолжение приватизации государственных предприятий; в-третьих, продолжающийся процесс реструктуризации государственных предприятий и организаций. Ведомственная классификация расходов — перечень главных распорядителей бюджетных средств. Взаимодополняющие внешние эффекты — возникают в ситуации, когда при производстве или потреблении благ появляются внешние эффекты, дополняющие друг друга. Пример положительных взаимных внешних эффектов — это пример с пасекой и фруктовым садом. Внешние эффекты — издержки или выгоды, которые достаются «третьим лицам», не участвующим в рыночной сделке, т.е. внешние эффекты оказывают воздействие на производителей или потребителей, не вовлеченных в процесс купли-продажи данного товара. Вторая фундаментальная теорема экономики — если потребители и производители руководствуются своими предпочтениями, нет возрастающей отдачи (кривая производственных возможностей выпукла), то оптимальным по Парето состоянием экономики является конкурентное равновесие любого начального распределения ресурсов.
Выявление предпочтений — предоставление информации поставщику общественных благ о том, как оценивается потребителем польза от потребления этих благ. Главная особенность анализа издержек и выгод по проектам государственных расходов — использование альтернативных методов оценки затрат и выгод в условиях, когда рыночные цены не отражают общественные издержки и общественные выгоды. Государственные внебюджетные фонды — государственные фонды денежных средств, которые образуются вне бюджета и управляются органами государственной власти. Средства таких фондов формируются преимущественно за счет страховых платежей, которые отчисляются предприятиями всех форм собственности и составляют определенный процент от фонда оплаты труда. Существуют три таких фонда: Пенсионный фонд. Фонд социального страхования. Фонд обязательного медицинского страхования. Государственные доходы — прямые или имущественные (доходы, получаемые государством, регионом либо общиной непосредственно от своего имущества), иначе называемые фискальным имуществом или доменами. Государственный долг — долг РФ физическим и юридическим лицам, иностранным государствам, международным организациям. Государственный сектор экономики — все экономические ресурсы, которыми владеет государство, все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики: государственный бюджет; государственные производственные предприятия; государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны; государственные земли. Государство — во-первых, это система институтов, с помощью которых обеспечивается координация действий членов общества, преследующих общие цели; во-вторых, совместно действующие люди, хозяйствующее общество, где общество выступает как нечто единое и где координация достигается на основе сознательных усилий, а не в результате действия стихии рыночных сделок. Группа специальных интересов — совокупность индивидов, для которых одни и те же мероприятия вызывают однонаправленные приращения полезности (положительные или отрицательные), в частности различные ассоциации производителей, общественные организации, профсоюзы, всякого рода объединения по интересам. Дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами. Дилемма заключенного — теоретико-игровая модель, согласно которой поведение, отвечающее критерию индивидуальной рациональности, может противоречить критерию коллективной рациональности. Модель была названа дилеммой заключенного, так как первоначально она базировалась на примере двух заключенных, перед которыми стоит проблема признаваться или не признаваться в совершенном преступлении.
Дисконтирование — процесс приложения ставки процента к сумме капитала, используется для определения нынешнего, текущего эквивалента стоимости сумм, которые будут получены или израсходованы в будущем. Это процедура, обратная начислению процентов. Дотации — нецелевая финансовая помощь для выравнивания бюджетной обеспеченности. Доходы бюджета — денежные средства, которые поступают в бюджет за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. Душевая бюджетная обеспеченность — величина расходов бюджетной системы на одного человека, количество общественных (бюджетных) услуг на одного гражданина. Естественная монополия — отрасль производства, где возрастающая отдача от масштаба настолько высока, что требуется только одна производящая компания в данном регионе. Жизненно важные блага (meritgoods) — блага, которые общество принуждает индивидов потреблять независимо от их предпочтений и возможностей. Жизненно вредные блага (dis-meiitgoods) — блага, от потребления которых общество принуждает индивидуумов отказаться независимо от их предпочтений и возможностей. Задачи экономики общественного сектора — во-первых, теоретическое обоснование необходимости государственного вмешательства в рамках микроэкономики, с позиций эффективности и справедливости; во-вторых, определение важнейших направлений этого вмешательства; в-третьих, анализ механизма принятия решений в общественном секторе; в-четвертых, формулировка проблем и трудностей государственного регулирования экономики — другими словами, выявление недостатков («сбоев») государства, сопоставление их с недостатками («сбоями») рынка. Закон Вагнера — тенденция более быстрого увеличения государственных расходов по сравнению с ростом ВВП, рост их доли в ВВП. Издержки голосования — потраченные людьми время и энергия на рассмотрение различных вариантов возможного голосования, их анализ, на сам процесс голосования. Издержки погони за рентой — во-первых, это материальные и нематериальные затраты ищущих ренту, в частности затраты на проведение кампании в средствах массовой информации, лоббирование, прямой подкуп и т.п.; во-вторых, потери общества от предоставленной фирмам или заинтересованным группам монополии, каких-то ограничений и привилегий. Изоэластичная функция общественного благосостояния — исходит из того, что общественное благосостояние зависит от той или иной степени неприятия неравенства, измеряемой коэффициентом е. Изъяны государства — неспособность государственного сектора реализовать эффективность по Парето. Другими словами, изъян (провал) государства возникает в результате действий государства, ведущих к неэффективности, к неэффективному результату. Индекс бедности — доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. Институт — общественный обычай, норма, заведенный порядок, порядок, закрепленный в законе. Например, семья, государство, моральные и правовые нормы, частная собственность, рынок выступают институтами. Институциональный изъян — неспособность рынка и государственного сектора как важнейших институтов реализовать эффективность по Парето. Другими словами, институциональный изъян (провал) возникает в результате функционирования институтов, ведущего к их неэффективности, к неэффективному результату. Интегрированный показатель доли государственного производства — средняя арифметическая доля государственных предприятий в инвестициях, в численности занятых, в ВВП страны. Интернализация внешних эффектов — означает, что фирма принимает во внимание производимый внешний эффект, учитывает ранее неучитываемые общественные издержки при определении оптимальных объемов производства продукции. Инфляция — обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества. Искажение предпочтений — возможно, если голосующий хочет повлиять на исход голосования и при этом опирается не на истинные оценки проекта или личности, а на предубежденность в отношении проекта или личности. Источники неэффективности государства — во-первых, они являются следствием особенностей механизма демократического голосования, ведущих к Парето-неэффективности; во-вторых, это результат агентских отношений в общественном секторе. Исчерпаемый внешний эффект — эффект, который имеет место тогда, когда его потребление каким-то третьим лицом означает, что он недоступен для потребления другим лицам. Если, например, в процессе производства меда пчела опыляет в саду какое-то дерево, то при этом она не может опылять другое дерево. Качественный анализ проекта государственных расходов — содержательный анализ принципиальной необходимости расходов, определение возможных последствий этих расходов с точки зрения экономической эффективности и социальной справедливости. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации — группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Клубное благо — смешанное общественное благо, число потребителей которого ограничено, при этом потребители делят между собой как выгоды, так и издержки. Клубное благо в какой-то степени обладает свойством исключаемое™ в потреблении. Количественный анализ программы государственных расходов — экономическая оценка программы государственных расходов с точки зрения издержек и выгод, их сопоставление в стоимостном выражении. Конечная оценка ожидаемой полезности от голосования — разница между оценкой полезности от ожидаемого положительного исхода голосования и издержками голосования. Консолидированный бюджет — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы. Корпоратизация государственных предприятий — реформа управления предприятием, новая организационная форма предприятия, предполагающая большую самостоятельность и независимость менеджмента, введение «жесткого бюджетного ограничения», возможность конкурировать с частными предприятиями. Коэффициент Джини — площадь между кривой Лоренца и диагональю равномерного распределения доходов, умноженная на два, уровень коэффициента колеблется от 0 до I. Латиноамериканская модель государственного сектора экономики — отличается высоким уровнем огосударствления производства, но низким уровнем государственного социального обеспечения. Либеральная модель государственного сектора экономики — отличается наиболее низким уровнем как огосударствления производства, так и социального обеспечения. Лоббирование — один из механизмов подготовки и принятия решения по общественным проектам, представляет собой разъяснение позиции группы специальных интересов, стремление представить ее в наиболее выгодном свете, привлечение на свою сторону общественного мнения, политиков, государственных чиновников. Макроэкономическая нестабильность — колебания экономической активности (экономические циклы), появление безработицы, недогрузки производственных мощностей, инфляции, дефицита государственного бюджета, дефицита внешнеторгового баланса в условиях рыночной экономики. Медиана — центральное или срединное значение вариационного признака; другими словами, это вариант, стоящий в центре ранжированного ряда. Медианный избиратель — избиратели, голосующие за средние (центральные), а не крайние варианты того или иного общественного проекта. Избиратели, находящиеся в середине избирательного спектра, играют особую роль. Метод вмененного дохода — используется для оценки стоимости жизни в рабочий период жизненного цикла, основан на опенке того, сколько человек смог бы заработать, если бы остался жив и в перспективе умер естественной смертью. Метод выявленных предпочтений — подходит к оценке стоимости жизни на основе определения предпочтений при выборе профессии; выбирая профессию, выбирают степень риска несчастного случая, связанного с этой профессией; высокая степень риска компенсируется более высокой заработной платой. Метод распределительных весов — определение выгод и потерь по каждой группе населения в абсолютном измерении с учетом распределительных весов по каждой группе. Метод «условной оценки» (contingent valuation) — выборочный опрос жителей региона или жителей страны в целом, который должен выявить, как люди оценивают то или иное природное благо, как они оценивают ущерб, нанесенный окружающей среде. Механизм некоммерческого хозяйствования — экономический механизм, объединяющий преимущества экономической эффективности рыночного хозяйствования и социальной эффективности деятельности государства. Многовершинные предпочтения — имеют место тогда, когда при любом расположении их вариантов на линии хотя бы один голосующий не имеет одновершинных предпочтений. Модели государственного сектора экономики — важнейшие типы вмешательства государства в развитие экономики в зависимости от степени огосударствления производства и уровня социального обеспечения. Условно по этим критериям можно выделить четыре модели государственного сектора экономики: социалистическую, скандинавскую, латиноамериканскую и либеральную. Модель максимизации бюджета — концепция, доказывающая возможность существенного избыточного финансирования бюро при наличии асимметричной информации между ним и теми, кто распределяет бюджетные средства. Модель экономического кругооборота с участием государства — показывает, как государство вмешивается в экономику и перераспределяет ресурсы и продукты между субъектами рыночной экономики через систему государственных финансов, т.е. через государственные расходы и доходы. Моральный риск — форма асимметричной информации, имеющей место тогда, когда одна из сторон рыночной сделки скрывает информацию о своих действиях. Мягкое бюджетное ограничение — финансовые условия функционирования предприятия, которые включают в себя необязательность получения прибыли как условия эффективности предприятия, слабый контроль за расходами, доступность средств для покрытия убытков. Налог Кларка — это специальный налог, предназначенный для того, чтобы было выгодно предоставлять достоверную информацию при выявлении предпочтений; при его введении каждый индивидуум ставится в такое положение, когда его влияние на принятие решения обособляется и становится решающим. Налог на добавленную стоимость (НДС) — налог, взимаемый на сумму прироста добавленной стоимости на предприятиях, объединениях и организациях, исчисляемую в виде разности между выручкой от реализации товаров и услуг и суммой затрат на их производство. Налог на прибыль — налог, взимаемый с прибыли предприятий, объединений и организаций, имеющих самостоятельный баланс и являющихся юридическими лицами, их филиалов и отделений, международных неправительственных организаций, осуществляющих хозяйственную, предпринимательскую и иную коммерческую деятельность. Налог Пигу — специальный налог, с помощью которого можно решить проблему отрицательных внешних эффектов; при его введении масштабы производства благ, порождающего внешние эффекты, сокращаются и достигают общественно оптимального объема. Налоги — принудительные сборы, взимаемые государственной властью с отдельных лиц и хозяйствующих субъектов для покрытия общих государственных расходов без предоставления лицам, с которых эти сборы взимаются, какого-либо специального эквивалента. Налоговые доходы — доходы бюджета, которые формируются за счет поступлений от налогов и сборов, а также пеней и штрафов. Налоговый потенциал региона — отражает не величину собранных налогов, а потенциальные налоговые возможности территории. Неблагоприятный отбор — форма асимметричной информации, имеющей место тогда, когда одна из сторон рыночной сделки скрывает какие-то знания, какие-то характеристики сделки и тем самым наносит ущерб другой стороне. Недостатки (провалы) рыночной экономики — фундаментальные дефекты рынка с позиций эффективности или справедливости, к которым относятся: проблема производства общественных благ; наличие внешних, или побочных, эффектов; проблема асимметричной информации; неравенство в распределении ресурсов и доходов; возникновение и развитие монополий, ограничение конкуренции; макроэкономическая нестабильность. Недостаток (провал) рынка в микроэкономике — экономические ситуации, когда рациональное повеление людей в условиях рыночной экономики не обеспечивает достижения эффективного использования ресурсов, т.е. эффективности по Парето. Неисключаемость блага — означает, что если благо доступно для потребления одним лицом, то либо технически невозможно, либо очень дорого исключить других лиц из сферы потребления этого блага, т.е. невозможно запретить потребление блага другими лицами. Неисчерпаемый внешний эффект — эффект, который имеет место тогда, когда его потребление каким-то третьим лицом означает, что он также доступен для потребления другими липами. В случае с отрицательными внешними эффектами ущерб, наносимый какому-то лицу, не спасает других от такого же ущерба. Неналоговые доходы — доходы от использования государственного или муниципального имущества, предоставления платных услуг бюджетными учреждениями (после уплаты предусмотренных законодательством налогов и сборов), средства, полученные в результате применения мер юридической ответственности, а также иные суммы принудительного изъятия. Необходимость производства в государственном секторе — в экономической теории объясняется проблемой естественных монополий, отрицательными и положительными внешними эффектами, асимметричной информацией, макроэкономической нестабильностью. Неполные рынки как изъян (несовершенство) рынка — ситуация, когда рынок не в состоянии обеспечить какое-то благо, даже если издержки при этом меньше, чем цена на это благо. Непроцентные расходы — все расходы федерального бюджета, кроме расходов на обслуживание государственного долга. На непроцентные расходы приходится 16,7% ВВП. Нерасположенность к риску — стремление бюрократической системы управления избежать ответственности за принимаемые решения, предполагающее групповое принятие решений, акцент на формальной процедуре принятия решений. Несоперничество в потреблении — означает, что потребление блага одним лицом не влияет на количество этого блага, имеющееся для потребления другими лицами; иными словами, благо обладает свойством несоперничества, если все могут потреблять ту же самую единицу блага. Неэффективность государства — в определенной ситуации означает, что в данных условиях возможны институциональные изменения, предполагающие действия государства, ведущие к Парето-улучшениям. Неэффективность общественного выбора при пропорциональном налогообложении — означает, что мажоритарное голосование ведет к чрезмерному объему производства и потребления общественных благ, т.е. к неэффективному результату голосования. Нравственный избиратель — избиратель, голосующий также и потому, что ему присущ альтруизм. В этом случае голосующий не только думает о том, что могло бы дать голосование ему лично, но и беспокоится об интересах других людей, участников голосования. Общее конкурентное равновесие — ситуация на взаимосвязанных рынках, когда субъекты рынка являются ценополучателями, а цены изменяются таким образом, что исчезают избыточные спрос и предложение, при этом рынки уравновешиваются. В условиях общего конкурентного равновесия потребители максимизируют свою полезность, а производители максимизируют получаемую прибыль. Общественная ставка дисконтирования — ставка дисконтирования, применяемая правительством при оценке долгосрочных общественных проектов, она определяется в результате экономического анализа содержания конкретного проекта, ее уровень не совпадает с рыночной ставкой дисконтирования. Общественное благо — благо, потребление которого доступно одновременно многим людям, например мост через реку, уличное освещение, маяк в море, оборона, общественная безопасность и т. д. Оно обладает двумя важнейшими свойствами — неисключаемости и несоперничества в потреблении. Общественный сектор экономики — в основном государственный сектор, представляющий собой систему государственных финансов, государственные предприятия, государственные ресурсы. В него входят также бесприбыльные предприятия общественных организаций, коллективные предприятия, общественные и религиозные организации, предоставляющие различного рода услуги, связанные главным образом с социальным обеспечением населения. Общие причины неэффективности государственного сектора экономики — во-первых, несовершенство механизма общественного выбора в условиях как прямой, так и представительной демократии; во-вторых, агентские отношения в общественном секторе. Общие черты демократического государства — принуждение, ответственность и подотчетность, особая мотивация работающих в государственных органах и вообще работающих на государство. Общий критерий для реализации проекта государственных расходов — состоит в том, что положительное решение по проекту государственных расходов принимается в том случае, если общественные выгоды превышают общественные издержки или если отношение общих выгод к общим издержкам больше единицы. Оптимальный объем производства общественного блага — имеет место тогда, когда сумма предельной пользы всех потребителей равна предельным издержкам производства общественного блага: MB = МС. Оптимальный (эффективный) объем производства частного блага — в модели частичного равновесия имеет место тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам (MR= МС). Организация, ориентированная на результаты, — государственная организация, в большей степени отдаленная от рынка по сравнению с государственной корпорацией, но формирующая свою деятельность и систему оплаты труда служащих в зависимости от результатов, измеренных особым образом. Основные последствия экономической деятельности государства — изменения наших доходов и воздействие на экономические стимулы. Особая мотивация — особые мотивы и стимулы тех людей, которые работают на государство, являются его представителями. Предполагается, что государственные служащие и все те, кто так или иначе связан с государственной деятельностью, служат интересам общества, что их деятельность мотивируется стремлением служить интересам страны и ее граждан. Особенности отраслей с государственным производством — во-первых, конкуренция в них сильно затруднена или просто невозможна; во-вторых, с этими отраслями связаны значительные государственные интересы. Отрицательные внешние эффекты — внешние эффекты, которые связаны с возникновением дополнительных общественных издержек, перекладываемых на других, т.е. на третьи лица. Парадокс голосования — состоит в том, что голосовать нерационально, так как ожидаемая полезность голосования является отрицательной, но, несмотря на нерациональность голосования, многие люди голосуют. Парадокс Кондорсе — состоит в том, что транзитивность общественного выбора, т.е. его последовательность и непротиворечивость, при голосовании по принципу простого большинства не соблюдается. Парето-улучшение — имеет место тогда, когда изменение экономической ситуации приводит к улучшению положения хотя бы одного индивидуума без ухудшения положения какого-то другого индивидуума. Другими словами, это такие изменения, при которых никто не проигрывает, но хотя бы кто-то выигрывает. Парето-эффективность, или Парето-эффективное состояние экономики, — состояние, при котором все имеющиеся ранее возможности Парето-улучшений уже реализованы, новые Парето-улучшения невозможны, т.е. невозможно улучшить чье-то благосостояние, не ухудшая благосостояние других. Первая фундаментальная теорема экономики благосостояния — утверждает, что общее конкурентное равновесие является Парето-эффективным. Переполнение — означает, что при значительном количестве потребителей блага дальнейшее увеличение числа потребителей приводит к исчезновению несоперничества в потреблении блага, при этом предельные издержки предоставления данного блага дополнительному потребителю уже не равны нулю, а больше нуля (МСа > 0). Погоня за рентой — вложение средств с целью приобретения особых привилегий и получения ренты. Подотчетность — означает, что монополия государства на политическую власть не является абсолютной, она существенно ограничена, что связано прежде всего с действием конституции и ранее принятых законов. Показатель Далтона—Лткинсона — доля национального дохода, от которого общество предпочло бы отказаться для того, чтобы в обществе возникло равномерное распределение дохода. Положительные внешние эффекты — такие внешние эффекты, которые связаны с возникновением дополнительной общественной пользы, потребляемой другими, т.е. третьими лицами. Потребительский излишек — разница между тем, что покупатель готов заплатить, и тем, что он должен заплатить. Пошлина — отличается от платы за частную услугу тем, что она взимается за услугу общественного характера (суд, почта), а от налога тем, что доходы от нее не превышают издержек по оказанию самой услуги. Предмет экономики общественного сектора — экономическое поведение государства как одного из субъектов рыночной экономики, анализ этого поведения с позиций микроэкономической теории. Представительная демократия — политический механизм общественного выбора, при котором люди голосуют за партии, выступающие со своими программами. Право принятия решений по поводу программ государственных расходов делегируется избранным представителям этих партий. Принуждение — ограничение доступа к некоторым экономическим возможностям, способным приносить выгоды тем или иным индивидам. В принципе принуждение противоречит таким общечеловеческим ценностям, как свобода личности и демократический выбор, поэтому общество стремится минимизировать принуждение, обеспечивая его недоступность для всех, кроме законных представителей государственной власти, и ограничивая лишь те возможности, которые признаются неприемлемыми. Принципал — сторона в агентских отношениях, от имени которой действует агент, действия агента оказывают влияние на принципала. Принципиальные варианты общественных действий в связи с изъянами рынка — во-первых, организация государственного производства; во-вторых, осуществление государственного регулирования; в-третьих, предоставление рынку свободы действий. Проблема безбилетника (фрирайдера) — проблема потребления общественного блага без соответствующей платы за него. Профицит бюджета — превышение доходов бюджета над расходами. Процентные расходы — расходы федерального бюджета на выплату процентов по государственному долгу, т.е. на его обслуживание. Прямая демократия — политический механизм общественного выбора, при котором люди непосредственно должны выразить свое личное мнение по поводу масштабов конкретных государственных программ. Эта система В большей степени применима на местном и муниципальном уровнях и в меньшей степени — на общегосударственном уровне. Разрыв бедности — абсолютная величина национального дохода, необходимого для того, чтобы доходы всего бедного населения поднялись до уровня прожиточного минимума. Распределение Лоренца — кривая, которая показывает накопленную долю дохода, полученного группой населения, представленной как процент от всего населения. Распределительные веса — это
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|