Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания по изучению дисциплины




Учебно-методический комплекс по курсу «Экономика общественного сектора» разработан в соответствии с основными требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Учебно-методический комплекс включает рабочую программу по дисциплине с сеткой учебных часов, краткое изложение программного материала, методические указания по выполнению рефератов, рекомендуемые темы рефератов, рекомендации по самостоятельной подготовке студентов к практическим занятиям,тестовые задания по курсу, список основной, дополнительной литературы, а также примерный перечень вопросов к экзамену.

Комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм, обучающихся по направлению 080100 «Экономика» профиль 080100-10 «Региональная экономика»

4. Методические указания (рекомендации):

Методические рекомендации по выполнению рефератов

Для успешного выполнения этого задания необходимо изучить имеющуюся нормативную базу, учебно-методическую литературу, статьи в периодических изданиях.

Реферат оформляется в соответствии с действующим ГОСТом 7.32-2001 (раздел 6 «Правила оформления отчета») или на основании требований ОСТа 29.115-88 «Оригиналы авторские и текстовые издательские. Общие технические требования»), с которыми можно ознакомиться в правовых системах КонсультантПлюс или Гарант, а также в сети Интернет.

Приведем общие требования к оформлению реферата.

Объем реферата 10-20 стр.

Структура: введение, содержательная часть (как правило, две-три главы), заключение, список использованной литературы, приложения (при наличии).

Текст печатается на одной стороне стандартного листа бумаги формата А4.

Междустрочный интервал – 1,5.

Шрифт 14 Times New Roman. Таблицы оформляются 12 шрифтом.

Поля реферата: верхнее, нижнее – 20 мм; левое – 25 мм; правое – 10 мм.

Абзацный отступ по всему тексту устанавливается равным 1,25 см или 1,27 см.

Страницы реферата следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц отчета. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы) следует располагать в реферате непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. На все иллюстрации должны быть даны ссылки.

Все сноски и подстрочные примечания печатаются только на той странице, к которой они относятся.

Ссылки на использованные источники следует приводить:

- либо в квадратных скобках, указывая порядковый номер источника, указанный в «Списке использованной литературы» с указанием страницы источника;

- либо подстрочно с указанием автора работы, ее названия, места и года издания, номера страницы, на которую делается ссылка.

Рекомендуемые темы рефератов

1. Общественный сектор в условиях трансформации экономики.

2. Ресурсы общественного сектора.

3. Участие государства в экономической жизни.

4. Изъяны рынка и их основные типы.

5. Причины и условия возникновения естественных монополий.

6. Отличительные свойства общественных благ.

7. Чистые и смешанные общественные блага.

8. Локальные общественные блага.

9. Теория клубов.

10. Роль государства в создании чистых общественных благ.

11. Общественные блага, как основной результат функционирования общественного сектора.

12. Общественные блага в условиях трансформации экономики.

13. Формы осуществления перераспределительных процессов.

14. Издержки перераспределения.

1.5. Проблема выбора между эффективностью и справедливостью.

16. Благосостояние общества.

17. Теория общественного выбора.

18. Механизм голосования. Связь между процедурами голосования, стабильностью политического курса и представлениями о справедливости.

19. Тенденции общественного выбора обусловленные влиянием бюрократии.

20. Источники поступления доходов государства.

21. Структура налоговых поступлений в России и в странах с развитой рыночной экономикой.

22. Сфера действия налогов.

23. Формы осуществления общественных расходов.

24. Сфера действия программы общественных расходов.

25. Взаимосвязь между общественным страхованием и социальной помощью.

26. Роль государства в решении проблем охраны окружающей среды

27. Экономический механизм охраны окружающей среды.

28. Финансово-экономические проблемы и задачи управления качеством окружающей среды.

29. Системы платежей за загрязнение окружающей среды.

30. Источники и механизм финансирования природоохранной системы.

31. Эколого-экономические показатели природоохранной деятельности.

32. Стимулирование охраны окружающей природной среды с помощью налоговых методов.

33. Государственное регулирование природоохранной деятельности.

34. Экологический менеджмент и международные стандарты.

35. Лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды.

36. Образовательные услуги как основа роста благосостояния государства и человека

37. Программы реформирования образования.

38. Прогноз развития рынка образовательных услуг.

39. Международные методики оценки качества образования.

40. Стратегия реформирование системы образования.

41. Открытое образование как проявление новых экономических отношений в сфере образования.

42. Методология открытого дистанционного образования.

43. Эффективное функционирование естественных локальных монополий и монополий федерального уровня в целях рационального проведения реформы ЖКХ

 

Методические рекомендации по самостоятельной подготовке студентов

К практическим занятиям

 

Семинарское занятие № 1 « Научные основы анализа сочетания рынка и государства в смешанной экономике»: понятие и история формирования экономики общественного сектора, модели смешанной экономики, сочетание рынка и государства в современной рыночной экономике, структура, масштабы, динамика и факторы развития общественного сектора, порядок распределения ресурсов в экономике общественного сектора, функции и место государства в экономическом кругообороте товаров, услуг и ресурсов, провалы рынка и государства, контрактация и квазирынки»

 

Вопросы для обсуждения:

1) Что представляет собой общественный сектор как экономическое явление?

2) Чем различаются узкая и широкая трактовки понятия общественный сектор?

3) Какие сферы рыночной экономики подвержены влиянию государства? Приведите примеры.

4) Экономическая деятельность государства изменяет наши доходы и воздействует на экономические стимулы. Покажите это на конкретном примере.

5) Вспомните экономическую модель кругооборота с участием государства. Что она показывает.

Задания для самостоятельной и совместной работы:

2.1. Используя показатели масштаба и динамики развития (по данным статистического сборника Госкомстата РФ «Российский статистический ежегодник»), охарактеризовать общественный сектор РФ в целом, в том числе государственный и муниципальный.

2.2. Провести сравнительный анализ объема и структуры общественного сектора РФ и различных стран мира, используя данные статистического сборника Госкомстата РФ «Россия и страны – члены Европейского Союза».

2.3. Для каждой из перечисленных ниже программ рассмотрите, в каком случае рынок будет действовать эффективнее государственного управления:

А) национальная оборона;

Б) естественный момнополии;

В) образование, здравоохранение и культура;

Г) городское хозяйство;

Д) спортивно-оздоровительные комплексы;

Е) социальное обеспечение;

Ж) охрана окружающей среды;

З) строительство автомобильных дорог, мостов, туннелей.

2.4. Провалы рынка возникают только в результате государственного регулирования:

А) да;

Б) нет.

Семинарское занятие № 2 «Институциональные формы организации общественного сектора»

Вопросы для обсуждения:

1.Институциональные основы экономики общественного сектора.

2.Особенности частно-государственного предпринимательства.

3.Организационно-правовые формы государственных предприятий.

4.Понятие, основные виды и формы некоммерческих организаций.

5.Благотворительная деятельность, роль низовой демократии в решении местных проблем (социальный заказ, ассоциации, благотворительные акции и др.)

Темы рефератов (докладов):

1.Проблема выбора между эффективностью и справедливостью.

2. «Государство благосостояния»: сущность и формы реализации.

3.Провалы рынка и государства, контрактация и квазирынки.

Семинарское занятие № 3 «Формирование спроса и предложения на общественные и социально значимые блага».

Вопросы для обсуждения:

1) Какими свойствами обладают общественные блага?

2) Что представляет собой предельная готовность платить за общественное благо?

3) Как определяется агрегированный спрос на общественное благо?

4) Сформулируйте условия эффективности производства общественных благ.

5) Что представляют собой цены Линдаля? Охарактеризуйте равновесие Линдаля.

6) При каком условии в сфере производства общественных благ достигается Парето-оптимальное общее равновесие?

7) Что представляют собой селективные стимулы?

8) Проиллюстрируйте дилемму заключенного.

9) В чем состоит проблема безбилетника?

10) Почему добровольное участие в производстве общественных благ легче обеспечить в малой группе?

11) Назовите проблему, рассматриваемую в рамках теории клубов.

12) Какова роль общественного сектора в производстве общественных благ?

Задания самостоятельной и совместной работы:

1. Какими товарами (чисто общественными, чисто частными, общественными, частными, смешанными) являются:

1) маяк; 2) милиция; 3) канализация; 4) здравоохранение; 5) противопожарная станция; 6) мост; 7) национальная оборона; 8) пенсионное страхование; 9) телефонная служба; 10) коллеж; 11) телевидение; 12) местный парк; 13) школа; 14) фундаментальные исследования.

2. Государство дозирует некоторые поставляемые им частные товары и смешанные общественные товары разными способами. Поясните, как каждый из ниже приведенных товаров дозируется и рассмотрите эффект альтернативных дозирующих систем:

а) государственное высшее образование;

б) здравоохранение;

в) национальный парк.

3. Что происходит с поставляемым государством товаром, на который может возникнуть больший спрос, но для которого не используется прямая дозирующая система? Как решить эту проблему?

 

Семинарское занятие № 4 «Равновесие в общественном секторе».

Вопросы для обсуждения:

1). В чем отличие внешнего и внутреннего равновесия общественного сектора?

2). Каковы различия равновесия в общественном секторе и рыночного равнвесия?

3). Что определяет равновесие Линдала и где применимы «цены Линдаля»?

4). Правило Калдора-Хикса.

5). От чего зависят спрос и предложение смешанных общественных благ?

6).Как достигается равновесия спроса и предложения на социально значимые блага (клубные блага, блага естественных монополий)?

7).Как используются «встроенные стабилизаторы» для достижения равновесия общественного сектора?

8).Каковы формы взаимодействия государства и частного предпринимательства в общественном секторе?

Задания для самостоятельной и совместной работы:

1. Объясните на примере, чем различаются кривые спроса на чистое общественное благо и на чистое частное благо.

2. Почему частное благо приобретается потребителем по одной цене, но в разном количестве, а общественное благо – по разным ценам, но в одинаковых количестве? Дайте несколько примеров.

3. В условной ситуации производство продовольствия монополизировано, а производство одежды - нет. Перечислите и охарактеризуйте последствия монопрлии для общего равновесия.

4. Объясните, каким образом готовность человека голосовать за увеличение производства чистого общественного блага зависит от размера уплачиваемого им налога.

5. Поясните на примере, как формируется совокупный спрос на общественное благо.

Семинарское занятие № 5 «Экономика благосостояния»

Вопросы для обсуждения:

1) Что представляет собой государственное перераспределение?

2) Что может выступать в роли непосредственных объектов перераспределения?

3) Почему перераспределение связано с издержками?

4) В чем состоит специфика дифференциации доходов в период перехода к рынку?

5) В чем состоит смысл критерия компенсации?

6) Определите критерий эффективности по Парето.

7) Почему применение критерия компенсации иногда приводит к противоречивым результатам? В чем состоит смысл критерия Ситовски?

8) Что представляет собой функция общественного благосостояния?

9) В чем состоит различие между утилитаристским, роулсианским, эгалитарным и либертаристским истолкованием общественного благосостояния?

10) Как соотносится эффективность и справедливость политики государства?

11) В чем заключается принцип «второго лучшего»?

12) Как влияет наличие или отсутствие информации на применение принципа «второго лучшего»?

Задания

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...