Математические представления
Занятие № 12 Задачи. Учить детей делить целый предмет на четыре равные части. Повторить с детьми названия форм предметов: квадратный, прямоугольный. Показать детям отношение части и целого: часть меньше своего целого, а целое всегда больше своей части. Учить детей определять левую и правую стороны своего тела. ' См.: Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. — М: Карапуз, 1999. С. 176. 236 Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный ма териал: Квадратный лист бумаги. Прямоугольный лист бумаги. Лента длиной не менее 0,5 м. Раздаточный материал: Квадратные листы бумаги со стороной примерно 21 см. Прямоугольные листы бумаги (размером в половину стандартного листа формата А4) по два для каждого- ребенка. Ножи для разрезания бумаги или ножницы. Содержание занятия. Данное занятие является третьим по теме — деление целого предмета на равные части. У педагога квадратный лист бумаги со стороной примерно 20 см. Дети сидят небольшими группами, перед каждым ребенком лежит на столе точно такой же квадратный лист. Воспитатель предлагает детям вообразить, что они — «ателье», «пошивочная мастерская». Выясняет: знают ли они, что это такое и что там делают. После ответов детей, воспитатель обобщает: в ателье шьют постельное белье, занавески, одежду. «Мы получили заказ. В детский сад, куда ходят очень маленькие девочки (куколки) надо сшить простынки». Показывает свой лист бумаги: «Это не бумага. Это кусок белой материи. Какой он формы?» (Квадратной.) «Из такой материи обычно шьют постельное белье. Нам сказали, что из каждого «куска материи» должно получиться четыре одинаковых, равных по размеру простынки. Как это сделать?». Дети отвечают: «Разделить на четыре равные части». Воспитатель: «У меня такой же, как у вас «кусок материи». Такой же? Давайте проверим!» От каждой группки детей к столу воспитателя подходит один ребенок и прикладывает свой лист бумаги к листу воспитателя, убеждается в том, что они равны. Вернувшись к своей группе, сообщает детям: «Листы одинаковые».
Воспитатель показывает детям, как она разделит свой «кусок материи». Она складывает лист бумаги пополам (сторона к стороне), делит его по линии, разрезая ножницами или ножом для разрезания бумаги. «Получились две части, половины». Показывает одну из половин детям и уточняет с ними, какой формы этот кусочек (прямо-Угольный). Воспитатель берет одну из половин, складывает так, чтобы противоположные стороны совпали, разрезает по линии сгиба. Затем берет вторую половину и также складывает и разрезает ее по линии сгиба. Показывая одну из частей, воспитатель спрашивает, какой формы «простынка» (квадратная). Далее выясняет вместе с детьми, сколько пРостынок для маленьких кукол получилось. Дети считают, их ответ — четыре. Воспитатель: «Только четыре! Для кукольного детского сада 'того очень мало. Пожалуйста, сделайте то же самое — разделите ваши <кУсочки материи» на четыре равные части». Дети делят свои листочки. 237 Воспитатель просит детей посчитать, сколько у каждого получилось простынок и одинаковые ли они. «Наложите простынки одну на другую», — советует воспитатель. Дети выполняют. «Одинаковые? Рай ные?» — спрашивает воспитатель. «Да», — отвечают дети. «Сравните свои простынки с простынками соседей», — говорит воспитатель. Дети сравнивают, накладывая свои «простынки» на «простынки» соседей, убеждаются, что все простынки одинаковые. «Заказ выполнен!» — говорит воспитатель. Во время самостоятельного деления детьми предмета на равные части воспитатель обращает внимание на технику выполнения. Если дети умеют разрывать бумагу по сгибу, они могут это делать и на занятии математикой.
Для разрезания бумаги желательно иметь специальные ножи и научить детей ими пользоваться, если их нет, можно давать ножницы. Но в каждом из этих трех случаев воспитатель следит за тем, чтобы дети разрезали (разрывали) лист точно по линии сгиба. Игра «Лево-право» Дети располагаются свободно в групповой комнате: кто-то может сесть на ковер, кто на стульчике у ковра, как кому удобно. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Лево-право». Первое поручение дает он/сам: «Поднимите левую руку». Дети поднимают. «До-троньтесь<левой рукой до левого уха». Дети выполняют. «Дотроньтесь левой рукой до левой ноздри». «Дотроньтесь левой рукой до левой ко-ленкш>. «Дотроньтесь левой рукой до своего левого бока». Поручения даются в быстром игровом темпе. На этом занятии дети еще с трудом находят у себя левое ухо, левую ноздрю и т. д. (Это вызывает у них смех, что является хорошей разрядкой на занятии.) То же самое воспитатель предлагает проделать правой рукой, предварительно определив с детьми, какая из рук у них правая и подняв ее. Затем в роли ведущего в игре становится кто-нибудь из детей. Игра повторяется три-четыре раза. Затем воспитатель может предложить себя в качестве выполняющего поручения детей. Для выполнения детских поручений воспитатель становится к ним спиной, чтобы исключить зеркальное отображение. Предварительно дети договариваются между собой кто и в какой очередности будет давать поручение. Воспитатель раздает детям по два одинаковых листа бумаги (прямоугольная, формат А4). Один лист бумаги дети под руководством воспитателя делят на четыре равные части, другой (целый) остается нетронутым. Воспитатель просит детей посчитать, сколько частей получилось. «Четыре», — отвечают дети. Воспитатель: «Покажите одну из четырех частей». Дети берут в руку и показывают воспитателю одну (любую) из четырех частей. Воспитатель: «В другую руку возьмите целый лист бумаги». Дети выполняют — в руках у них одна часть и целый лист. Воспитатель предлагает детям сравнить эти два листочка и сказать, какой из листочков больше. Дети сравнивают.
238 Некоторые на глаз, поскольку разница очевидна. А некоторые кладут маленький листочек на большой и также убеждаются, что часть меньше целого. На этом занятии важно довести до понимания детей то, что любой и каждый из четырех листочков, получившихся в результате деления называется частью, одной частью. Воспитатель просит детей: «Покажите одну часть из четырех». Дети показывают. Воспитатель: «Покажите еще одну часть из четырех, другую». Дети выполняют. И так до тех пор, пока каждая из четырех частей в ответ на просьбу воспитателя показать одну из четырех не будет ему предъявлена. Затем воспитатель просит показать две из четырех. Дети показывают. Три из четырех. Дети выполняют. Воспитатель: «А сколько всего у вас четвертых частей?» «Четыре», — отвечают дети. «А теперь, — говорит воспитатель, — я спрошу немного по-другому и посмотрю, догадаетесь ли вы, что надо показать. Покажите одну четвертую». Дети обычно не ошибаются и показывают один листочек из четырех. Воспитатель: «Покажите две четвертых». Дети выполняют. «Покажите три четвертых». Дети показывают три листочка. «А теперь положите части на целый лист бумаги, так чтобы закрыть его полностью». Дети накладывают части на лист бумаги присоединяя их друг к другу по линии разреза. Воспитатель: «Сколько же у нас четвертых в целом листочке». Дети: «Четыре четвертых». Воспитатель: «Четыре четвертых или один целый лист». Вполне возможно, что дети не сформулируют так свой ответ («четыре четвертых»), это нормально. Но разговор по этому поводу так или иначе останется у них в памяти, и к нему можно и нужно возвращаться на последующих занятиях. Далее воспитатель показывает детям деление ленты на четыре равные части, предварительно придумав зачем, это нужно (например, подарить девочкам), и почему обязательно на равные части (чтобы не обидеть). Дети диктуют воспитателю последовательность действий. Воспитатель под их диктовку складывает ленту пополам так, чтобы концы ленты полностью совпали, разрезает. Потом каждую половину снова делит пополам. Вместе с детьми подсчитывает сколько частей получилось, поочередно поднимая каждую часть, а дети считают хо-Ром. Желающие проверяют одинаковые ли части, равны ли между собой, накладывая их друг на друга стопочкой.
239
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|