КОНСТРУИРОВАНИЕ из природного материала
«На лесной поляне» (продолжение) Содержание занятия. Дети изготавливают любой сказочный персонаж, закрепляют на месте, отталкиваясь от образа, навеянного самим материалом. По мере изготовления поделок (это могут быть птицы, насекомые, бабочки, жуки, стрекозы, муравьи и пр.), дети приносят их на макет, начатый на прошлом занятии, и находят им место. Воспитатель начинает рассказывать историю: «В одном лесу была поляна. Поляна как поляна — с большими деревьями, цветами, пеньками, сухими ветками под ногами. Днем на поляну приходили звери отдыхать, резвились бабочки, пели птицы. Но вот однажды вечером, когда солнце ушло отдыхать, озарил поляну волшебный лунный лучик. Он скользнул по веткам, пенькам, травинкам — и тут произошло чудо — все сучки, ветки, шишки ожили и превратились в... А теперь вы расскажите о превращениях своих героев». Далее каждый ребенок в том порядке, как они сидят, говорит о своей поделке — из чего и в кого она превратилась. Затем детям предлагается придумать, что же могло произойти, чем же могла завершиться эта история. После занятия. Если поделки удались и вызвали у детей интерес, можно оставить макет в группе на несколько дней, чтобы желающие могли вернуться к своим поделкам, что-то доделать, поиграть. i ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «Лиса в русских народных сказках» Задачи. Знакомить детей с разными образами одного и того же сказочного героя; учить слушать и запоминать содержание сказки; учить осмысливать и сравнивать характеры и поступки героев; развивать понимание детьми образной речи. Предварительная работа. Сказка «Лисичка-сестричка и волк» читается детям накануне. 201
Материалы, инструменты, оборудование. Детские книги со сказками, главным героем которых является лиса.
Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям о том, что вчера читали сказку «Лисичка-сестричка и волк». Беседа по содержанию сказки: — Что придумала лиса, чтобы получить рыбу на обед? — Как лиса научила волка ловить рыбу? (Ответы детей.) рыбу, приговаривая слова: «Ловись, рыбка, и мала, и велика. Ловись, рыбка, и мала, и велика!» — И что из этого вышло? — А как волк отнесся к лисе, когда встретил ее с тестом на голове?(Пожалел лису.) Как можно охарактеризовать волка — какой он? (Добродушный, доверчивый, простофиля.) — А какими словами можно назвать лису из этой сказки? (Хитрая, обманщица, плутовка...) — В сказке нам встречались необычные слова. Давайте подумаем, что они означают: «Смотрит лиса — нельзя ли чем-нибудь поживиться?» Как сказать по-другому? (Поесть, полакомиться.) «Погоревал-погоревал мужик, а делать нечего». (Загрустил, опечалился, расстроился.) Воспитатель предлагает послушать еще одну народную сказку о лисе, она называется «Снегурушка и лиса». Похожа ли лиса из этой сказки на лису из предыдущей сказки? Чем похожа (непохожа)? Мы уже с вами говорили, что в сказках обычно все происходит по три раза. Что в этой сказке было три раза? С кем встречалась Снегурушка, сколько их было? (Снегурушка встречается с тремя героями — медведем, волком и лисой.) Какие сказочные выражения и слова вам встретились в этой сказке? (Зачин «Жили-были старик со старухой», слова «заманили», «покинули», «потчевать».) После занятия. На следующем занятии по рисованию дети создают разные образы лисы, которые используются затем при изготовлении книжек-самоделок. В свободное время можно организовать разыгрывание сказки «Снегурушка и лиса» в кукольном театре.
РИСОВАНИЕ сюжетное «Лиса-кумушка и лисонька-голубушка» Задачи. Продолжать учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев. Вызвать инте- 202 рее к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными средствами. Познакомить с приемами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане; передавать как смысловые, так и пропорциональные соотношения между объектами. Развивать композиционные умения (показывать расположение персонажей и предметов в пространстве). Предварительная работа. Чтение русских народных сказок с рассматриванием иллюстраций в книжках «Лисичка-сестричка и волк», «Снегурушка и лиса». Материалы, инструменты, оборудование. Книжки-самоделки, иллюстрированные на занятии по рисованию «Зайчишки — трусишка и храбришка», художественные материалы на выбор детям — цветные карандаши, фломастеры, краски гуашь; кисточки, баночки с водой. Иллюстрации к сказкам. Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям вспомнить основных героев сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Снегурушка и лиса», прослушанных на занятии по литературе. Спрашивает, чем лисички в этих сказках похожи и чем отличаются друг от друга, как выглядят, какие у них характеры? Что можно сказать о лисичке, которая помогла девочке выбраться из лесу? (Добрая, заботливая, ласковая, внимательная.) А какими словами можно описать лису, которая обхитрила волка в сказке «Лисичка-сестричка и волк»? (Хитрая, лукавая, недобрая.) Воспитатель спрашивает, можно ли в рисунке передать характер и настроение разных лисичек. Напоминает, как передавали характер зайчиков (ушки прижаты к спине или стоят торчком, спина согнута или цыпрямле-на и пр.). Помогает детям составить словесные портреты разных лисичек: добрая лиса улыбается ласково и весело, у нее большие глаза, а хитрая лиса улыбается лукаво (чуть набок) или не улыбается вообще, прищурив узкие хитрые глаза; добрая лисичка смотрит прямо на нас, а хитрая отворачивается, чтобы никто не узнал, какие еще хитрости она задумала.
Затем воспитатель просит детей раскрыть свои книжки-самоделки, рассмотреть в них свои картинки (осенний лес, зайчишки). — Дети, в осеннем лесу, который вы нарисовали в своих книжках, живут не только сказочные зайчики, но и герои других сказок. Давайте нарисуем, как на золотой полянке встретились две лисы — одна добрая из сказки «Снегурушка и лиса», а другая хитрая — из сказки «Лисичка-сестричка и волк». Постарайтесь нарисовать так, чтобы было понятно, какой характер у каждой лисы. Дети выбирают художественные материалы по своему желанию (краски, карандаши, фломастеры) и начинают рисовать. Воспитатель напоминает, чтобы не забыли нарисовать золотую полянку, на которой встретились лисички, помогает словесными описаниями портретов, советами и косвенными вопросами. В конце занятия дети показывают друг другу книжки-самоделки. 203 После занятия. Дети оформляют обложку самодельной книжки.
ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «От ложки до книжки» Задачи. Учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи, располагать события в определенной последовательности (на примере изготовления бумаги из дерева), учить называть признаки предметов, знакомить со свойствами бумаги, различными инструментами. Предварительная работа. Составление «коллекции» бумаги разных видов — например, газетная, оберточная, писчая, папиросная, мелованная, промокательная (салфетки), гофрированная, фотографическая и др. Материалы, инструменты, оборудование. Картинки, на которых изображена последовательность изготовления бумаги; образцы бумаги разных видов и различные книги — детские книжки с иллюстрациями (сказки, стихи, рассказы про животных), книжки на плотном картоне для самых маленьких, книги для взрослых. Содержание занятия. Воспитатель читает детям стихотворение С. Маршака «Мастер-ломастер», объясняет, что столяр — это человек, который делает из дерева мебель и другие вещи. Обсуждает с детьми, что собирался сделать мальчик сначала, какой инструмент ему был нужен, почему потом он решил сделать табурет, что случилось с топором, почему он не смог сделать из дощечек рамку для картины, что в конце сделал мальчик из деревянных досок, почему и т. п.
Воспитатель обсуждает с детьми, для чего еще могли бы пригодиться маленькие деревянные дощечки, для чего могут понадобиться деревянные стружки, опилки (из опилок делают подстилку для хомяков, морских свинок и других животных, стружки и опилки — хорошее удобрение для растений, декоративное украшение для газонов и т. д.). Воспитатель спрашивает у детей, знают ли они, из чего делают бумагу. Рассказывает детям о том, что бумагу, на которой мы рисуем, пишем, из которой сделаны книжки, делают из дерева. Чтобы получилась бумага, на фабриках измельчают древесину, добавляют целлюлозу (особое вещество, которое тоже получают из древесины), смешивают с водой, соединяют с разными отбеливателями или красителями, с клеем и раскатывают получившуюся кашицу в длинное полотно. После высушивания полотно превращается в бумагу, которую можно резать на куски любого размера. Воспитатель уточняет, поняли ли дети, что такое краситель и отбеливатель (подсказывает, на какие слова они похожи — краски, красить, белый, белить). Воспитатель внимательно 204 рассматривает с детьми картинки и обсуждает, что на них нарисовано, как разложить картинки правильно — можно ли сначала положить эту картинку, а эту потом, и почему. Воспитатель рассматривает вместе с детьми коллекцию бумаги разных видов, предлагает детям описать, какая это бумага, — толстая или тонкая, плотная или рыхлая, цветная или нет. Есть коричневая особо прочная бумага, из нее делают конверты и даже заворачивают в нее посылки. «Промокашка» впитывает излишки воды и чернил потому, что в ней нет клея. Бывает бумага почти прозрачная (папиросная, шелковая), гофрированная, которой можно придавать определенную форму. Волнистый упаковочный картон и ватман — тоже бумага. Иногда бумагу покрывают слоем металла, лака или полиэтилена (например, при изготовлении упаковки). Воспитатель показывает детям, как намокает бумага, как она рвется в сухом и мокром виде. Предупреждает, что с плотной бумагой (белой писчей и коричневой оберточной) нужно быть осторожным: краем листа такой бумаги можно порезать руку. Воспитатель предлагает детям разделить бумагу разных видов на группы в зависимости от ее свойств — какая бумага подойдет для рисования, какая — для завертывания подарков, какая — для вытирания пролитой воды и т. д.
Воспитатель называет вместе с детьми, что делают из бумаги (альбомы, открытки, коробки, книги). Рассматривает разные виды книг, обсуждает, какими бывают книги (толстыми, тонкими, красочными, с картинками и без), говорит, что у книги есть обложка, на которой напечатано, кто эту книгу написал и ее название. Просит детей догадаться, для кого предназначены разные книги, объяснить, почему они так думают (для малышей, потому что бумага очень толстая, они не смогут ее порвать, для взрослых, потому что совсем нет картинок и т. п.). Можно попросить детей принести из дома свою любимую книгу и рассказать о ней. Воспитатель обсуждает с детьми, почему нужно экономно расходовать бумагу (можно сохранить деревья от вырубания), как можно сделать это самим детям в группе (рисовать на оборотной стороне использованного листа, вырезать так, чтобы оставалось меньше отходов, делать аппликацию из маленьких кусочков бумаги и т. д.). Воспитатель рассказывает детям, что даже из маленьких кусочков бумаги можно сделать разные интересные поделки — игрушечную посуду, коробочку, игрушки. Называется такая бумага — «папье-маше», что значит по-французски «жеваная бумага». На занятии и затем в течение недели воспитатель обсуждает с детьми правила обращения с книгой. ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С КНИГОЙ 1. Книги нужно смотреть и читать бережно, аккуратно: в книгах 2. Чужие книги, которые мы берем почитать, например, у друзей 3. Книги нельзя читать в грязных или мокрых местах, брать грязными руками. 205 4. Чтобы узнать, на чем мы остановились при чтении книги, следует использовать закладки. 5. Нельзя перегибать книги, садиться на раскрытую книгу. После занятия. На следующем занятии по лепке дети делают поделки из папье-маше. По желанию воспитателя можно в свободное время сделать бумагу вместе с детьми, для этого надо разорвать ненужную бумагу на мелкие кусочки, намочить, размешать в массу (например, пропустить бумагу через мясорубку или порубить электрическим ножом), массу выложить на прочную сетку и высушить, получится тонкий лист рыхлой, «художественной» бумаги. Ее можно покрасить еще в массе или потом, когда она начнет подсыхать; в массу можно добавить для красоты кусочки сухих трав, листьев или цветов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|