Математические представления
Занятие № 10 Задачи. Учить детей делить предметы на две равные части. Упражнять детей в умении определять, чего у них по одному, по два, по пять. Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный ма териал: Две куклы, кукольный стол и два стула. 207 Пирожок, яблоко, большая конфета или шоколадный батончик, бутылочка сока. Две чашечки. Нож, ножницы, поднос с салфеткой. Лента. Два листа бумаги для воспитателя (квадрат со стороной примерно 16-20 см). Раздаточный материал: Листы бумаги (квадрат со стороной примерно 16—20 см). Ножи для разрезания бумаги или ножницы. Содержание занятия. Для этого первого занятия на деление предметов воспитатель берет то, что вкусно (яблоко, большую конфету или шоколадный батончик, пирожок, бутылочку воды и т. п.), и придумывает ситуации, для выхода из которых предметы необходимо разделить на равные части. На этом занятии — на две равные части. Например. На столе у воспитателя стоит кукольный столик и стульчик. Она ждет в гости «девочку» (куклу) Наташу. Угощение приготовлено и лежит под салфеткой. Дети пока не видят, что там. Наташа «пришла», «поздоровалась», «села» за стол. Воспитатель достает пирожок (настоящий). В это время раздается стук в дверь и в гости неожиданно приходит еще одна «девочка» — кукла Лена. «Что делать? Пирожок один». Ситуация обсуждается с детьми. И все вместе приходят к выводу, что пирожок надо разделить пополам, поровну. Воспитатель разрезает пирожок, нарочито несколько раз примеряясь и вслух как бы сама с собой озабоченно рассуждая, чтобы части получились одинаковые, равные. То же самое проделывается с конфетой, яблоком и с «соком». В последнем случае одна из чашек служит меркой, но ее пока так не называют. Просто: «сок» наливается в Наташину чашечку, из нее переливается в Ленину. После чего Наташина чашечка наполняется вновь «соком» из бутылочки, а бутылочка пуста.
Разумеется, воспитатель заранее наливает в бутылочку ровно две чашечки «сока». И показав детям бутылочку с «соком», предварительно обсуждает с ними как можно ее содержимое разделить пополам. Выслушивает советы детей и поступает, как было описано выше. Первое занятие является введением в тему «Деление целого на равные части», и поэтому очень важно на первом занятии показать, как делятся пополам самые разнообразные предметы. Теперь, когда куклы «поели» (поднос с едой убирается) воспитательница достает ленту. Она одна и была приготовлена в подарок Наташе. Что делать? Дети советуют разделить пополам. Воспитатель складывает ленту пополам так, чтобы концы ленты совпадали (очень важно, чтобы дети заметили это совпадение) и разрезает ее. «Получились две равные части, две половины одной ленты или две ленточки», — говорит воспитатель. Ленточки «дарят» гостьям, Наташе и Лене. 208
— Нашим «девочкам» хочется порисовать, но у меня опять приготовлен только один лист бумаги. Что делать? — спрашивает воспитатель и показывает детям квадратный лист бумаги. Дети будут пробовать оформить в слове только что полученный опыт: — Нужно разделить лист бумаги пополам. — Получатся две равные части. — Надо дать Наташе половину или одну равную часть. — Лене тоже надо дать равную часть или половину листа. Воспитатель с детьми проделывает все то, о чем только что говорили: она делит пополам лист бумаги, а кто-нибудь из детей кладет листочки перед куклами. «А теперь вы, — воспитатель обращается к детям, — разделите лежащие у вас на столах листочки бумаги пополам, на две равные части». Воспитатель снова показывает детям, как согнуть лист, чтобы стороны совпали, показывает детям линию сгиба и как ее сделать удобной для разрезания бумаги (провести ногтем по линии сгиба). После чего линия становится выразительнее и удобнее для разрезания.
У детей на столах лежат квадратные листочки бумаги (длина стороны квадрата примерно 16-20 см). Перед тем как начать их делить, воспитатель уточняет с детьми, какой формы их листочки и предлагает вначале только сложить лист бумаги пополам так, чтобы противоположные стороны совпали, посмотреть друг у друга, что получилось, проверить равные ли части. И уже после этого — разрезать по линии сгиба (предварительно дети проводят пальчиками по этой линии). Затем воспитатель просит детей показать одну часть листа, потом другую, а затем наложить часть на часть, чтобы убедиться, что они равны, что действительно, получились две половинки одного листа бумаги. В конце занятия воспитатель предлагает детям приложить половинки, или части листа, по линии сгиба друг к другу, и дети увидят, что получился «целый» лист. Игра «Считай правильно» Методика проведения игры описана в занятии № 4. АППЛИКАЦИЯ силуэтная «Кто в лесу живет?» (дополнение композиции «Лес точно терем расписной») Задачи. Учить детей создавать сюжетную композицию из силуэтов животных, вырезанных по самостоятельно нарисованному контуру или из бумаги, сложенной пополам. Познакомить с искусством силуэта. Формировать композиционные умения — размещать силуэты животных на панораме осеннего леса. 209 Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства; вызвать желание передавать характерные признаки объектов и явлений природы; поддерживать детские творческие начинания. Предварительная работа. Показ детям теневого театра для ознакомления с силуэтом как обобщенным, лаконичным изображением людей, животных, растений и бытовых предметов. Создание композиции «осенний лес» (см. занятие по аппликации «Лес точно терем расписной»), которую будут дополнять силуэтами разных животных. Рассматривание изображений животных в энциклопедиях, календарях, альбомах и пр. Рисование животных сухими художественными материалами (карандашами, фломастерами, сангиной, пастелью).
Материалы, инструменты, оборудование. Незавершенная композиция «Осенний лес», цветная бумага, ножницы, клей, клеевые кисточки, простые карандаши, ластики, коробочки для обрезков, салфетки бумажные и матерчатые. Силуэтные изображения лесных животных, подготовленные воспитателем для показа детям вариативных образов. Содержание занятия. Воспитатель показывает детям незавершенную панораму «Осенний лес», подготовленную детьми на занятии по аппликации «Лес точно терем расписной», предлагает полюбоваться красотой осенней природы, нарядившей лес в такой праздничный наряд. — Вглядитесь в нашу картину и вслушайтесь! Почему же не мелькает хвост рыжей белки на верхушке дерева, не горит ярким пламенем хвост плутовки-лисы, не видны следы хозяина леса — косолапого медведя, не слышен шелест крыльев лесных птиц? Почему же в нашем лесу до сих пор никто не живет? Давайте поселим здесь разных лесных зверей и птиц. Кто может жить в нашем лесу? (Лиса, белка, заяц, медведь, лось, дятел, глухарь, сорока...) Да, разные звери и птицы могут поселиться в нашем лесу. Сейчас каждый из вас задумает какого-то зверя или птицу, представит, как он выглядит, и вырежет из цветной бумаги. Вырезать можно по-разному: нарисовать на оборотной стороне цветной бумаги и вырезать силуэт как в теневом театре (воспитатель показывает способ) или сложить бумагу пополам и вырезать на глаз — так же, как мы вырезали кошек на окошке (показывает способ). Воспитатель выставляет на доске или на мольберте силуэтные изображения лесных животных и предлагает детям выбрать, кого они хотят поселить в лесу. Дети задумывают образ, выбирают цвет и размер бумаги, определяют способ и начинают вырезать животных. По мере готовности переносят фигурки животных на панораму осеннего леса, передвигают в поисках удачного размещения и приклеивают. После занятия. Дополненная композиция «Осенний лес» вывешивается на стене в групповой комнате или в вестибюле детского сада для показа родителям и детям других групп.
210 РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Мы сочиняем рассказы» Задачи. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков да, ж в словах и фразах; учить дифференцировать их на слух. Учить подбирать эпитеты к слову. Обогащать словарь детей образными словами и выражениями. Учить детей образовывать однокоренные слова. Формировать представления детей о словесном составе предложения. Составлять короткие тексты-повествования. Побуждать детей вступать в диалог со сверстниками. Материалы, инструменты, оборудование. Игрушки: мышка, шмель, жук, ежик, заяц, лиса. Книжки-самоделки, сделанные детьми на предыдущих занятиях по рисованию. Содержание занятия. Воспитатель загадывает детям загадки: Эта маленькая крошка Рада даже хлебной крошке, Потому что до темна В норке прячется она. (Мышь)1 Летом в болоте Вы ее найдете. Зеленая квакушка. Кто это? (Лягушка)2 Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Если в воздухе кружусь, Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)3 Сердитый недотрога Живет в глуши лесной Иголок очень много, А нитки — ни одной. (Еж)4 1 См.: Веселые загадки: Сборник загадок. — М.: Авеонт, 2004. С. 27. 2 Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. 1000 загадок: Популярное пособие для Родителей и педагогов. — Ярославль: Акад. развития, 1996. С. 122. 3 Там же. С. 20. 4 См.: Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвещение, 1985. С. 127. 211 По мере отгадывания загадок воспитатель выставляет на стол предметы-отгадки. — Послушайте слова: жжжук, ежжжик, бежжжит. Какой звук слышится в этих словах? (ж) Потяните этот звук. Повторите слова, как я: — А в этих словах какой звук слышится: мышшшка, шшшмель, — Вспомните загадки, которые я вам загадывала. Что вы узнали о шмеле из загадки? (О мышке, жуке, ежике.) — Послушайте еще загадку: Белый по белому Написал белым. Рыжая пойдет , Белого найдет. (Лиса и заяц)1
Воспитатель просит детей достать свои книжки-самоделки и рассказать, какая в их книжках лиса. Какой заяц? Какими разными словами можно назвать лису? (Лисонька, лиска, лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна, лисица.) А зайца? (Зайчишка-трусишка, заинька, заюш-ка, зайка-попрыгайка.) Затем проводится игра «Живые слова». Воспитатель вызывает двоих детей, один из них будет словом «заяц», другой — «скачет». Воспитатель предлагает детям «прочитать» предложение, спрашивает, что получилось. («Заяц скачет».) Просит ребенка, который был словом «скачет», сесть на место. Вызывает еще одного ребенка, который будет словом «бежит». Спрашивает детей, что получилось сейчас. («Заяц бежит».) Затем ребенок, который был словом «заяц» садится на место, вместо него выходит другой, который будет словом «лиса». Воспитатель просит детей «прочитать» предложение. («Лиса бежит».) После этого он вызывает еще одного ребенка, который должен встать первым, перед другими детьми. Он будет словом «рыжая». Воспитатель вновь предлагает детям прочитать предложение. («Рыжая лиса бежит».)
После этого воспитатель предлагает детям сочинить историю про лису и зайца. Придумать, как встретились лиса и заяц. Что они говорили друг другу? Что предложила зайцу лиса? Что ответил заяц? Чем все кончилось? В заключение проводится игра «Знатоки». Воспитатель просит детей разделиться на две команды и выбрать название. Командам задаются каверзные вопросы: 1 См.: Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвещение, 1985. С. 71.
212 — Лес березовый — березняк. А еловый? А дубовый? — Детеныши ежа — ежата. А у бобра? У барсука? — Под дубом растут поддубовики. А под березой? Под осиной? — Красная ягода у земли — земляника. А черная ягода? Голубая? — Кто из зверей спит зимой в берлоге? В гнезде? В норке? Под корнями деревьев? — Кукушка кукует. А ворона? Воробей? — Волк в сказках простоватый. А заяц? А лиса? В конце игры дети аплодируют команде-победителю и приветствуют друг друга рукопожатием. 213 НОЯБРЬ. 11 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы. На этой неделе основной акцент в работе будет сделан на расширении представлений детей о разнообразии одежды и ее назначении в жизни человека; об «одежде» животных и ее соответствии условиям их проживания и образа жизни. Дети познакомятся со сказкой «Царевна-лягушка», будут учиться восстанавливать последовательность событий сказки, понимать смысл отдельных образных выражений, подбирать эпитеты к слову. В продуктивной деятельности будут отображены полученные детьми впечатления: они создадут разные поделки из бумаги в технике плетения, «распишут» ткани, вырежут бумажную одежду для персонажей пальчикового театра. Сочиняя рассказы, дети получат первые элементарные представления о структуре текста и словесном составе предложения. На занятии по формированию математических представлений дети будут работать с цифрами от 1 до 5.
214
215
* См. раздел «Природа». Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Представления об одежде, которые получили дети на занятиях, могут быть использованы ими в самодеятельных играх в «ателье», в «дом моделей». Опосредованная поддержка воспитателем может проявиться через внесение для свободного пользования игровой атрибутики, способной повлиять на создание сюжета: вырезки из старых журналов, кусочки материи, детская швейная машинка, бумажные заготовки-силуэты разных видов одежды и пр. Педагог может способствовать развитию сюжета через взятую на себя роль. Например, в роли клиента он приходит заказывать одежду, приносит журнал мод и спрашивает: «Не могли бы вы мне сшить такое платье?» Далее можно вырезать, раскрашивать платья из бумаги или делать в технике аппликации одежду для плоскостных кукол из кусочков ткани (кукольное ателье). При желании могут использоваться и другие способы. Дети этого возраста с удовольствием играют сами, но все же еще нуждаются в том, чтобы и взрослые иногда с ними играли. Взрослый — хороший актер, он умеет импровизировать, легко входить в игру, находить подходящую роль. За это дети признают его партнером. При этом нельзя забывать, что и партнера-сверстника нельзя никем заменить. Взрослому необходимо предоставлять детям время и условия для самодеятельных игр, в случае необходимости использовать опосредованное влияние. ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Кофты и кафтаны» Задачи. Знакомить детей с тем, из чего, из каких тканей шьют одежду, как делают ткани, учить детей понимать связь между ситуацией и своим поведением, быть опрятными и аккуратными, знакомить с традиционным народным костюмом (с учетом региональных особенностей). Предварительная работа. Составление «коллекции» лоскутков — образцов разных тканей: льняных, хлопчатобумажных, шерстяных и др. (Например, небольшие кусочки ткани размером четверть или половину листа писчей бумаги приклеиваются за край на альбомный лист.) 216 Материалы, инструменты, оборудование. Картинки с изображениями разной одежды — старинной и современной, образцы разных тканей, среди которых традиционные ситцы, сделанные в нашей стране. Содержание занятия. Воспитатель обсуждает с детьми, какая разница между будничной, повседневной, рабочей и праздничной одеждой. Дети рассматривают и называют с помощью воспитателя детали одежды на картинках (воротник, манжеты, рукав, хлястик и т. д.). Рассматривают, как одежду украшают, какая одежда им нравится. Воспитатель читает детям стихотворение Э. Успенского «Про нарядных девочек». Вначале читает первую часть стихотворения, которая заканчивается словами «просто ангелочки». Спрашивает детей, как были одеты эти девочки, понравились ли они им и почему. Затем читает вторую часть стихотворения и просит детей ответить, нравятся ли им эти девочки сейчас, что изменилось, вместе с детьми делает вывод о том, как важно хорошо себя вести. Дети вспоминают, какая особенная одежда нужна людям разных профессий — белая одежда поварам, врачам и медсестрам, оранжевая одежда тем, кто работает на дорогах, непромокаемая одежда — рыбакам; обсуждают, кому нужна пятнистая одежда зелено-бурого, серо-черно-белого цвета (камуфляж), почему и т. д. Вместе с детьми воспитатель рассматривает образцы разных тканей, выясняет, что ткани состоят из нитей. Предлагает детям выдернуть несколько ниточек из кусочка льняной или хлопчатобумажной ткани, рассмотреть, что получилось, как ниточки переплетаются между собой. Воспитатель показывает детям, как можно их переплести на рамочке с натянутыми нитями или, если есть такая возможность, на детском ткацком станке. Рассказывает детям, что в нашей стране есть город Иваново, в котором делали знаменитые ткани, рассматривает с детьми образцы этих тканей. Воспитатель рассказывает детям, что некоторые нити делают из хлопка. Показывает картинки с изображением этого растения, обращает внимание детей на коробочку, заполненную хлопком. Объясняет, что хлопок внутри коробочки очень похож на вату. Воспитатель показывает, как можно скрутить из кусочка ваты ниточку, затем раздает по такому же кусочку ваты детям и предлагает им самим попробовать сделать это. Спрашивает у детей, как можно сделать ниточки из шерсти животных. Воспитатель рассказывает детям и показывает на картинках, как одевались люди в прошлом, какая одежда была у наших предков, какие сарафаны носили раньше, что такое кафтан. Рассказывает детям, что наша обычная кофта — родственница кафтана. Длинные, до колена, кафтаны, которые раньше носили мужчины, сейчас уже никто не носит. А кофтой в старину называли короткий кафтан, который могли носить только девочки и женщины. В течение недели воспитатель обсуждает с детьми особенности ухода за одеждой. 217 ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА УХОДА ЗА ОДЕЖДОЙ 1. Одежда должна быть чистой и аккуратной. 2. Одежда всегда должна быть удобной. На праздник не надевай 3. Когда снимаешь одежду, ее нужно аккуратно расправить, повесить или сложить, нельзя бросать скомканную одежду. 4. Если одежда испачкалась, скажи об этом взрослому. Пятна от мороженого, соков, йогурта нужно сразу замыть. Если на одежду попала грязь, не растирай ее, дай высохнуть, потом ее можно счистить щеткой. 5. Если на одежде есть пыль, ее нужно почистить щеткой. После занятия. На следующем занятии по декоративному рисованию дети создают разные орнаменты и используют их для оформления прорезных силуэтов одежды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|