Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Математические представления




Занятие № 10

Задачи. Учить детей делить предметы на две равные части. Упражнять детей в умении определять, чего у них по одному, по два, по пять.

Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный ма­ териал:

Две куклы, кукольный стол и два стула.

207

Пирожок, яблоко, большая конфета или шоколадный батончик, бу­тылочка сока.

Две чашечки.

Нож, ножницы, поднос с салфеткой.

Лента.

Два листа бумаги для воспитателя (квадрат со стороной примерно 16-20 см).

Раздаточный материал:

Листы бумаги (квадрат со стороной примерно 16—20 см).

Ножи для разрезания бумаги или ножницы.

Содержание занятия. Для этого первого занятия на деление пред­метов воспитатель берет то, что вкусно (яблоко, большую конфету или шоколадный батончик, пирожок, бутылочку воды и т. п.), и придумы­вает ситуации, для выхода из которых предметы необходимо разделить на равные части. На этом занятии — на две равные части.

Например. На столе у воспитателя стоит кукольный столик и стуль­чик. Она ждет в гости «девочку» (куклу) Наташу. Угощение приготов­лено и лежит под салфеткой. Дети пока не видят, что там. Наташа «пришла», «поздоровалась», «села» за стол. Воспитатель достает пиро­жок (настоящий). В это время раздается стук в дверь и в гости неожи­данно приходит еще одна «девочка» — кукла Лена.

«Что делать? Пирожок один». Ситуация обсуждается с детьми. И все вместе приходят к выводу, что пирожок надо разделить пополам, по­ровну. Воспитатель разрезает пирожок, нарочито несколько раз приме­ряясь и вслух как бы сама с собой озабоченно рассуждая, чтобы части получились одинаковые, равные.

То же самое проделывается с конфетой, яблоком и с «соком».

В последнем случае одна из чашек служит меркой, но ее пока так не называют. Просто: «сок» наливается в Наташину чашечку, из нее пере­ливается в Ленину. После чего Наташина чашечка наполняется вновь «соком» из бутылочки, а бутылочка пуста.

Разумеется, воспитатель заранее наливает в бутылочку ровно две чашечки «сока». И показав детям бутылочку с «соком», предваритель­но обсуждает с ними как можно ее содержимое разделить пополам. Выслушивает советы детей и поступает, как было описано выше.

Первое занятие является введением в тему «Деление целого на рав­ные части», и поэтому очень важно на первом занятии показать, как делятся пополам самые разнообразные предметы.

Теперь, когда куклы «поели» (поднос с едой убирается) воспита­тельница достает ленту. Она одна и была приготовлена в подарок Ната­ше. Что делать? Дети советуют разделить пополам.

Воспитатель складывает ленту пополам так, чтобы концы ленты совпадали (очень важно, чтобы дети заметили это совпадение) и разре­зает ее. «Получились две равные части, две половины одной ленты или две ленточки», — говорит воспитатель. Ленточки «дарят» гостьям, На­таше и Лене.

208

 

—   Нашим «девочкам» хочется порисовать, но у меня опять приго­товлен только один лист бумаги. Что делать? — спрашивает воспита­тель и показывает детям квадратный лист бумаги.

Дети будут пробовать оформить в слове только что полученный опыт:

— Нужно разделить лист бумаги пополам.

— Получатся две равные части.

— Надо дать Наташе половину или одну равную часть.

— Лене тоже надо дать равную часть или половину листа.

Воспитатель с детьми проделывает все то, о чем только что говори­ли: она делит пополам лист бумаги, а кто-нибудь из детей кладет лис­точки перед куклами.

«А теперь вы, — воспитатель обращается к детям, — разделите лежа­щие у вас на столах листочки бумаги пополам, на две равные части». Воспитатель снова показывает детям, как согнуть лист, чтобы стороны совпали, показывает детям линию сгиба и как ее сделать удобной для разрезания бумаги (провести ногтем по линии сгиба). После чего ли­ния становится выразительнее и удобнее для разрезания.

У детей на столах лежат квадратные листочки бумаги (длина сторо­ны квадрата примерно 16-20 см). Перед тем как начать их делить, вос­питатель уточняет с детьми, какой формы их листочки и предлагает вначале только сложить лист бумаги пополам так, чтобы противопо­ложные стороны совпали, посмотреть друг у друга, что получилось, проверить равные ли части. И уже после этого — разрезать по линии сгиба (предварительно дети проводят пальчиками по этой линии).

Затем воспитатель просит детей показать одну часть листа, потом другую, а затем наложить часть на часть, чтобы убедиться, что они рав­ны, что действительно, получились две половинки одного листа бумаги.

В конце занятия воспитатель предлагает детям приложить половин­ки, или части листа, по линии сгиба друг к другу, и дети увидят, что по­лучился «целый» лист.

Игра «Считай правильно»

Методика проведения игры описана в занятии № 4.

АППЛИКАЦИЯ силуэтная

«Кто в лесу живет?» (дополнение композиции «Лес точно терем расписной»)

Задачи. Учить детей создавать сюжетную композицию из силуэтов животных, вырезанных по самостоятельно нарисованному контуру или из бумаги, сложенной пополам.

Познакомить с искусством силуэта.

Формировать композиционные умения — размещать силуэты жи­вотных на панораме осеннего леса.

209

Поощрять детей воплощать в художественной форме свои пред­ставления, переживания, чувства; вызвать желание передавать харак­терные признаки объектов и явлений природы; поддерживать детские творческие начинания.

Предварительная работа. Показ детям теневого театра для озна­комления с силуэтом как обобщенным, лаконичным изображением людей, животных, растений и бытовых предметов. Создание компози­ции «осенний лес» (см. занятие по аппликации «Лес точно терем рас­писной»), которую будут дополнять силуэтами разных животных. Рас­сматривание изображений животных в энциклопедиях, календарях, альбомах и пр. Рисование животных сухими художественными матери­алами (карандашами, фломастерами, сангиной, пастелью).

Материалы, инструменты, оборудование. Незавершенная компо­зиция «Осенний лес», цветная бумага, ножницы, клей, клеевые кисточ­ки, простые карандаши, ластики, коробочки для обрезков, салфетки бумажные и матерчатые. Силуэтные изображения лесных животных, подготовленные воспитателем для показа детям вариативных образов.

Содержание занятия. Воспитатель показывает детям незавершенную панораму «Осенний лес», подготовленную детьми на занятии по аппли­кации «Лес точно терем расписной», предлагает полюбоваться красотой осенней природы, нарядившей лес в такой праздничный наряд.

— Вглядитесь в нашу картину и вслушайтесь! Почему же не мелька­ет хвост рыжей белки на верхушке дерева, не горит ярким пламенем хвост плутовки-лисы, не видны следы хозяина леса — косолапого мед­ведя, не слышен шелест крыльев лесных птиц? Почему же в нашем ле­су до сих пор никто не живет? Давайте поселим здесь разных лесных зверей и птиц. Кто может жить в нашем лесу? (Лиса, белка, заяц, мед­ведь, лось, дятел, глухарь, сорока...)

Да, разные звери и птицы могут поселиться в нашем лесу. Сейчас каждый из вас задумает какого-то зверя или птицу, представит, как он выглядит, и вырежет из цветной бумаги. Вырезать можно по-разному: нарисовать на оборотной стороне цветной бумаги и вырезать силуэт как в теневом театре (воспитатель показывает способ) или сложить бу­магу пополам и вырезать на глаз — так же, как мы вырезали кошек на окошке (показывает способ).

Воспитатель выставляет на доске или на мольберте силуэтные изо­бражения лесных животных и предлагает детям выбрать, кого они хо­тят поселить в лесу.

Дети задумывают образ, выбирают цвет и размер бумаги, определя­ют способ и начинают вырезать животных. По мере готовности пере­носят фигурки животных на панораму осеннего леса, передвигают в поисках удачного размещения и приклеивают.

После занятия. Дополненная композиция «Осенний лес» вывеши­вается на стене в групповой комнате или в вестибюле детского сада для показа родителям и детям других групп.

210

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

«Мы сочиняем рассказы»

Задачи. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков да, ж в словах и фразах; учить дифференцировать их на слух. Учить подбирать эпитеты к слову.

Обогащать словарь детей образными словами и выражениями. Учить детей образовывать однокоренные слова. Формировать представления детей о словесном составе предложения. Составлять короткие тексты-повествования. Побуждать детей вступать в диалог со сверстниками.

Материалы, инструменты, оборудование. Игрушки: мышка, шмель, жук, ежик, заяц, лиса.

Книжки-самоделки, сделанные детьми на предыдущих занятиях по рисованию.

Содержание занятия. Воспитатель загадывает детям загадки:

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она.

(Мышь)1

Летом в болоте Вы ее найдете.

Зеленая квакушка. Кто это?

(Лягушка)2

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

 Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)3

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много,

А нитки — ни одной.

(Еж)4

1         См.: Веселые загадки: Сборник загадок. — М.: Авеонт, 2004. С. 27.

2         Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. 1000 загадок: Популярное пособие для Родителей и педагогов. — Ярославль: Акад. развития, 1996. С. 122.

3         Там же. С. 20.

4         См.: Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвещение, 1985. С. 127.

211

По мере отгадывания загадок воспитатель выставляет на стол пред­меты-отгадки.

— Послушайте слова: жжжук, ежжжик, бежжжит. Какой звук слышится в этих словах? (ж) Потяните этот звук. Повторите слова, как я:
бежжжит, жжжужжжит, ежжжик, жжжук.

— А в этих словах какой звук слышится: мышшшка, шшшмель,
кошшшка? (ш) Потяните этот звук. Повторите слова, как я: шшшмель,
мышшшка, кошшшка.

— Вспомните загадки, которые я вам загадывала. Что вы узнали о шмеле из загадки? (О мышке, жуке, ежике.)

— Послушайте еще загадку:

Белый по белому

Написал белым.

Рыжая пойдет

, Белого найдет.

(Лиса и заяц)1

Воспитатель просит детей достать свои книжки-самоделки и рас­сказать, какая в их книжках лиса. Какой заяц? Какими разными слова­ми можно назвать лису? (Лисонька, лиска, лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна, лисица.) А зайца? (Зайчишка-трусишка, заинька, заюш-ка, зайка-попрыгайка.)

Затем проводится игра «Живые слова». Воспитатель вызывает дво­их детей, один из них будет словом «заяц», другой — «скачет». Воспи­татель предлагает детям «прочитать» предложение, спрашивает, что получилось. («Заяц скачет».) Просит ребенка, который был словом «скачет», сесть на место. Вызывает еще одного ребенка, который бу­дет словом «бежит». Спрашивает детей, что получилось сейчас. («За­яц бежит».) Затем ребенок, который был словом «заяц» садится на ме­сто, вместо него выходит другой, который будет словом «лиса». Вос­питатель просит детей «прочитать» предложение. («Лиса бежит».) После этого он вызывает еще одного ребенка, который должен встать первым, перед другими детьми. Он будет словом «рыжая». Воспита­тель вновь предлагает детям прочитать предложение. («Рыжая лиса бежит».)

После этого воспитатель предлагает детям сочинить историю про лису и зайца. Придумать, как встретились лиса и заяц. Что они говори­ли друг другу? Что предложила зайцу лиса? Что ответил заяц? Чем все кончилось?

В заключение проводится игра «Знатоки». Воспитатель просит де­тей разделиться на две команды и выбрать название. Командам зада­ются каверзные вопросы:

1 См.: Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвеще­ние, 1985. С. 71.

 

212

— Лес березовый — березняк. А еловый? А дубовый?

— Детеныши ежа — ежата. А у бобра? У барсука?

— Под дубом растут поддубовики. А под березой? Под осиной?

— Красная ягода у земли — земляника. А черная ягода? Голубая?

— Кто из зверей спит зимой в берлоге? В гнезде? В норке? Под корнями деревьев?

— Кукушка кукует. А ворона? Воробей?

— Волк в сказках простоватый. А заяц? А лиса?

В конце игры дети аплодируют команде-победителю и приветству­ют друг друга рукопожатием.

213

НОЯБРЬ. 11 НЕДЕЛЯ

Планирование работы

Направленность педагогической работы. На этой неделе основной акцент в работе будет сделан на расширении представлений детей о раз­нообразии одежды и ее назначении в жизни человека; об «одежде» жи­вотных и ее соответствии условиям их проживания и образа жизни. Дети познакомятся со сказкой «Царевна-лягушка», будут учиться восстанав­ливать последовательность событий сказки, понимать смысл отдельных образных выражений, подбирать эпитеты к слову. В продуктивной дея­тельности будут отображены полученные детьми впечатления: они созда­дут разные поделки из бумаги в технике плетения, «распишут» ткани, вы­режут бумажную одежду для персонажей пальчикового театра. Сочиняя рассказы, дети получат первые элементарные представления о структуре текста и словесном составе предложения. На занятии по формированию математических представлений дети будут работать с цифрами от 1 до 5.

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
1 день Утро Составление «коллекции» тканей из разных лоскутков Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Познание окружающего мира. «Кофты и кафтаны» 2. Конструирование из бумаги. «Плетеные поделки» 3. Физкультура № 11.1. Разучивание броска мяча вверх с выполнением хлопков (один, два раза). Совершенствова­ние умения прыгать сериями (30 прыжков, с повторени­ем три раза). Развитие силы (упражнения для развития силы мышц спины и брюшного пресса (упражнения в парах)
    Прогулка Наблюдения на прогулке: одежда людей, сравнение одеж­ды для улицы и для помещения Подвижные игры: «Чье звено скорее построится?», «Сделай фигуру» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение 4-й части сказки «Царевна-лягушка» (см. занятие № 11 раздела «Художественная литература»)
    Вечер Игры по инициативе детей
2 день Утро Организация условий для самодеятельных детских игр
    Занятия 1. Художественная литература. Русская народная сказка «Царевна-лягушка» 2. Рисование декоративное. «Расписные ткани» 3. Музыка № 11.1. Слушание музыки: «Рукавичка» (муз. Ю. Тугаринова, ел. Е. Александровой). Музыкальное движе­ние: этюды «Рукавичка» (муз. Ю. Тугаринова, ел. Е. Алек­сандровой), «Ласка» (Ф. Миллер «Этюд»), «Поможем лисе» (В. Гаврилин, «Лисичка поранила лапу»), танец «Танец бело­чек и зайчиков» (Н. Вересокина «Танец белочек и зайчат»), «Полька» (А. Жилинский «Латышская народная полька»)

214

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
  Прогулка Наблюдение в природе* Подвижные игры «Чье звено скорее построится?», «Кто сделает меньше прыжков?»
    После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
    Вечер Игры по инициативе детей Игры с силуэтными куклами — подбор одежды для раз­ных ситуаций (предварительная работа к занятию по апп­ликации)
3 день Утро Наблюдение в уголке природы — «одежда» его обитателей*
    Занятия 1. Математика № 11 2. Аппликация. «Нарядные пальчики» 3. Физкультура № 11.2. Разучивание броска мяча о землю и ловли его двумя руками, одной рукой. Закрепление умения прыгать с продвижением вперед на двух ногах. Развитие выносливости (повышение общей моторной плотности занятия)
    Прогулка Наблюдение в природе* Подвижные игры «Парный бег», «Подбрось-поймай» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение сказки П. Ершова «Конек-горбунок» (1-я часть)
    Вечер   Игры по инициативе детей
4 день Утро Наблюдения в уголке природы за птицами (чем покрыто тело, у каких еще животных есть перья)
    Занятия 1. Природа. «Одежда животных» 2. Лепка рельефная. «Пернатые, мохнатые, чешуйчатые» 3. Музыка № 11.2. Игра на детских музыкальных инстру­ментах: И. С. Бах «Шутка», «Колыбельная зайчонка» (муз. В. Карасевой, ел. Н. Френкель). Музыкальное движе­ние: этюд «Рукавичка» (муз. Ю. Тугаринова, ел. Е. Алек­сандровой), игра с пением «Колпачок» (рус. нар. песня)
    Прогулка Наблюдение в природе* Подвижные игры: «У медведя во бору», «Перемени предмет» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение сказки П. Ершова «Конек-горбунок» (1-я часть)
    Вечер Игры по инициативе детей
5 день Утро Наблюдение за рыбками в аквариуме (какие они, чем по­крыто тело)
    Занятия 1. Развитие речи. «Ателье» 2. Свободное занятие 3. Физкультура № 11.3. Закрепление навыка броска мяча о землю и ловля его двумя руками. Совершенствование техники прыжка вперед на двух ногах. Развитие быстроты посредством подвижной игры («Бег с вертушкой», «Ба­бочки и стрекозы» и др.)

215

День недели Временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы
  Прогулка Наблюдение в природе* Подвижные игры: «Подбрось-поймай», «Не опоздай» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение сказки П. Ершова «Конек-горбунок» (1-я часть)
    Вечер Игры по инициативе детей Работа с родителями: подбор головных уборов для выставки

* См. раздел «Природа».

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Представления об одежде, которые получили дети на занятиях, могут быть использованы ими в самодеятельных играх в «ателье», в «дом моделей». Опосредованная поддержка воспитателем может проявиться через внесение для свободно­го пользования игровой атрибутики, способной повлиять на создание сю­жета: вырезки из старых журналов, кусочки материи, детская швейная ма­шинка, бумажные заготовки-силуэты разных видов одежды и пр. Педагог может способствовать развитию сюжета через взятую на себя роль. На­пример, в роли клиента он приходит заказывать одежду, приносит журнал мод и спрашивает: «Не могли бы вы мне сшить такое платье?» Далее мож­но вырезать, раскрашивать платья из бумаги или делать в технике аппли­кации одежду для плоскостных кукол из кусочков ткани (кукольное ате­лье). При желании могут использоваться и другие способы.

Дети этого возраста с удовольствием играют сами, но все же еще нуж­даются в том, чтобы и взрослые иногда с ними играли. Взрослый — хоро­ший актер, он умеет импровизировать, легко входить в игру, находить подходящую роль. За это дети признают его партнером. При этом нельзя забывать, что и партнера-сверстника нельзя никем заменить. Взрослому необходимо предоставлять детям время и условия для самодеятельных игр, в случае необходимости использовать опосредованное влияние.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Кофты и кафтаны»

Задачи. Знакомить детей с тем, из чего, из каких тканей шьют одеж­ду, как делают ткани, учить детей понимать связь между ситуацией и сво­им поведением, быть опрятными и аккуратными, знакомить с традици­онным народным костюмом (с учетом региональных особенностей).

Предварительная работа. Составление «коллекции» лоскутков — образцов разных тканей: льняных, хлопчатобумажных, шерстяных и др. (Например, небольшие кусочки ткани размером четверть или половину листа писчей бумаги приклеиваются за край на альбомный лист.)

216

Материалы, инструменты, оборудование. Картинки с изображени­ями разной одежды — старинной и современной, образцы разных тка­ней, среди которых традиционные ситцы, сделанные в нашей стране.

Содержание занятия. Воспитатель обсуждает с детьми, какая раз­ница между будничной, повседневной, рабочей и праздничной одеж­дой. Дети рассматривают и называют с помощью воспитателя детали одежды на картинках (воротник, манжеты, рукав, хлястик и т. д.). Рас­сматривают, как одежду украшают, какая одежда им нравится.

Воспитатель читает детям стихотворение Э. Успенского «Про на­рядных девочек». Вначале читает первую часть стихотворения, которая заканчивается словами «просто ангелочки».

Спрашивает детей, как были одеты эти девочки, понравились ли они им и почему. Затем читает вторую часть стихотворения и просит детей ответить, нравятся ли им эти девочки сейчас, что изменилось, вместе с детьми делает вывод о том, как важно хорошо себя вести.

Дети вспоминают, какая особенная одежда нужна людям разных профессий — белая одежда поварам, врачам и медсестрам, оранжевая одежда тем, кто работает на дорогах, непромокаемая одежда — рыба­кам; обсуждают, кому нужна пятнистая одежда зелено-бурого, серо-черно-белого цвета (камуфляж), почему и т. д.

Вместе с детьми воспитатель рассматривает образцы разных тканей, выясняет, что ткани состоят из нитей. Предлагает детям выдернуть не­сколько ниточек из кусочка льняной или хлопчатобумажной ткани, рассмотреть, что получилось, как ниточки переплетаются между со­бой. Воспитатель показывает детям, как можно их переплести на ра­мочке с натянутыми нитями или, если есть такая возможность, на дет­ском ткацком станке. Рассказывает детям, что в нашей стране есть го­род Иваново, в котором делали знаменитые ткани, рассматривает с детьми образцы этих тканей.

Воспитатель рассказывает детям, что некоторые нити делают из хлопка. Показывает картинки с изображением этого растения, обраща­ет внимание детей на коробочку, заполненную хлопком. Объясняет, что хлопок внутри коробочки очень похож на вату. Воспитатель показывает, как можно скрутить из кусочка ваты ниточку, затем раздает по такому же кусочку ваты детям и предлагает им самим попробовать сделать это. Спрашивает у детей, как можно сделать ниточки из шерсти животных.

Воспитатель рассказывает детям и показывает на картинках, как одевались люди в прошлом, какая одежда была у наших предков, какие сарафаны носили раньше, что такое кафтан. Рассказывает детям, что наша обычная кофта — родственница кафтана. Длинные, до колена, кафтаны, которые раньше носили мужчины, сейчас уже никто не но­сит. А кофтой в старину называли короткий кафтан, который могли носить только девочки и женщины.

В течение недели воспитатель обсуждает с детьми особенности ухо­да за одеждой.

217

ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА УХОДА ЗА ОДЕЖДОЙ

1. Одежда должна быть чистой и аккуратной.

2. Одежда всегда должна быть удобной. На праздник не надевай
одежду, в которой нельзя играть.

3. Когда снимаешь одежду, ее нужно аккуратно расправить, пове­сить или сложить, нельзя бросать скомканную одежду.

4. Если одежда испачкалась, скажи об этом взрослому. Пятна от мороженого, соков, йогурта нужно сразу замыть. Если на одежду по­пала грязь, не растирай ее, дай высохнуть, потом ее можно счистить щеткой.

5. Если на одежде есть пыль, ее нужно почистить щеткой.

После занятия. На следующем занятии по декоративному рисова­нию дети создают разные орнаменты и используют их для оформления прорезных силуэтов одежды.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...