Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Математические представления




Занятие № 11

Задачи. Продолжать учить детей делению предмета на две равные части.

Уточнять знание детьми цифр от 1 до 5.

Продолжать учить детей ориентироваться во времени.

Развивать у детей произвольное внимание, умение договариваться взглядом, находить себе пару в игре.

Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный ма­ териал:

Две игрушки.

Различные виды «угощения» и другое оборудование, необходимое для разыгрывания ситуации «угощения».

Карточки с изображением цифр от 1 до 5.

Лист круглой формы.

Раздаточный материал: Листы круглой формы. Ножи для разрезания бумаги или детские ножницы.

Содержание занятия. Воспитатель повторяет игровую ситуацию первого занятия на тему «Деление предмета на равные части» (занятие № 10), заменяя «гостей» и «угощение». В гости могут «прийти» медве­жонок и зайчик. «Угощение для них тоже будет иным, нежели на пер­вом занятии. В остальном ситуация повторяется.

Воспитатель обращает особое внимание на активизацию в речи де­тей следующих слов и выражений: разделить пополам, части, равные части, половина, две половины, одна часть, еще одна часть, две равные части.

Для самостоятельной работы детям на этом занятии предлагается деление круглого листа бумаги на две равные части.

222

У каждого ребенка на столе лежит лист круглой формы. Воспита­тель вместе с детьми складывает бумагу так, чтобы противоположные части окружности совпали.

Также, как и на предыдущем занятии сравниваются части путем на­ложения одной на другую и выясняется, что они одинаковые, равные.

Затем по просьбе воспитателя дети показывают ту или иную часть и прикладывают часть к части по линии отреза, восстанавливая образ целого листа.

Игра с цифрами

На свободное место в группе выходит пятеро детей. В руках у них карточки с изображением цифр от 1 до 5.

По сигналу воспитателя (удар в бубен, хлопок в ладоши) дети вста­ют по порядку числового ряда: 1, 2, 3, 4, 5. Остальные, сидящие на стульчиках дети проверяют правильность построения ряда: «Все вста­ли правильно». Или исправляют «заблудившихся», говоря при этом примерно так (не хором, а кто-нибудь из детей, другой добавляет):

— У Сережи цифра 3, а он встал за Катей. У Кати цифра 4. Сережа, встань за Максимом. У него в руках цифра 2. Встань перед Катей». Де­ти встают правильно.

Воспитатель снова подает сигнал, и эти же дети с цифрами в руках разбегаются. И опять по тому же сигналу строят числовой ряд с цифра­ми в руках.

Следующая пятерка детей также выходит в свободное пространство:омнаты и игра повторяется.

Хорошо, чтобы в игре поучаствовали все дети группы (т. е. еще не­сколько пятерок).

Ориентировка во времени. «Игра в забывчивость»

Вспомнив, некоторые события из жизни группы, воспитатель, на­звав событие просит детей уточнить, когда это было: вчера или сего­дня, как будто сам не помнит. Дети все вместе вспоминают и называют день.

Далее загадчиками выступают сами дети. Договорившись друг с другом — вдвоем, вчетвером или вшестером — и вспомнив что-то произошедшее в совместной жизни всей группы, дети загадывают ос­тальным: когда это было? Задача воспитателя быть рядом, но не сковы­вать своими замечаниями, а поддерживать детскую инициативу.

Разумеется, загадать они могут не только то, что было вчера или сегодня, а значительно раньше. Появляется хорошая возможность Уточнить со всеми вместе: вчера это было или значительно раньше? Может быть загадывающие попытаются подсчитать сколько дней Назад произошло названное событие, вовлекут в разговор других де­тей.

Игра «Разведчики»

Методика проведения игры описана в занятии № 6.

223

АППЛИКАЦИЯ

«Нарядные пальчики»

Задачи. Учить детей вырезать из бумаги одежду для персонажей пальчикового театра. Закреплять способ вырезания из бумаги, сложен­ной вдвое.

Вызвать интерес к обыгрыванию вырезанной одежды в мини-спек­такле пальчикового театра по содержанию знакомых песенок и поте­шек. Воспитывать эстетические эмоции и чувства.

Предварительная работа. Рассматривание кукольной одежды. Иг­ра с силуэтными куклами (подбор одежды для разных ситуаций — пра­здника, зимней и летней прогулки, работы и пр.).

Материалы, инструменты, оборудование. Прямоугольники и ква­драты, вырезанные из цветной и фактурной бумаги, мягкой ткани, фольги, фантики, ножницы, коробочки для обрезков, фломастеры для дорисовывания рожиц на пальчиках.

Содержание занятия. Воспитатель показывает детям силуэтную куклу и одежду к ней. Спрашивает, любят ли дети играть с такими кук­лами, чем они им нравятся. Соглашается с высказываниями детей о том, что с этими куклами интересно и легко играть: можно придумы­вать разные истории, наряжать кукол в подходящие к этим историям одежды и создавать много всего другого — мебель, транспорт, домики. Все это делается быстро и легко.

Затем воспитатель предлагает детям поиграть на своих пальчиках, превратив их в куколок или каких-то других персонажей. Сообщает, что для этого понадобится лишь вырезать одежду и надеть ее прямо на паль­чики. Показывает подготовленные заранее силуэты одежды, надевает на / свои пальчики и фломастером дорисовывает на подушечках пальцев рожицы — глазки и улыбающийся ротик. Демонстрирует способ изготов­ления одежды: складывает прямоугольник пополам, на сгибе вырезает/ полукруг для головы и делает вырезы сбоку, чтобы придать форму рукавам и одежде. Выставляет варианты вырезанной одежды и предлагает де­тям выбрать материал по своему желанию — цветную бумагу, фольгу, фантики, ткань. После того, как дети вырежут одежду и нарисуют личи­ки (рожицы), воспитатель советует разыграть представление пальчико­вого театра по текстам знакомых песенок и потешек1.

Пальчик-мальчик,

— Где ты был?

— С этим братцем — в лес ходил.

1 См.: Хрестоматия для маленьких: Пособие для воспитателя / Сост. Елисе­ева А. Н.. — М.: Просвещение, 1987. 448 с.

224


.

С этим братцем — щи варил,

С этим братцем — кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Наша Маша маленькая,

На ней шубка аленькая,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Пройди, Маша, по дорожке,

 Топни, Маша, ножкой.



После занятия. Самостоятельное изготовление силуэтных кукол и бумажной одежды.

ПРИРОДА

«Одежда животных»

Задачи. Формировать у детей представления о разнообразии и роли «одежды» животных (перьев, меха), ее соответствии условиям прожи­вания и поведения животных (на отдельных примерах).

Предварительная работа. Наблюдения на прогулке и в уголке при­роды.

Наблюдения за животными на прогулке. Воспитатель обращает вни­мание на птиц и других диких животных (если они появляются на уча­стке). Чем покрыто тело птиц? Есть ли на участке другие животные с перьями? Как птицы чистят свои перышки? В сельской местности можно понаблюдать за домашними животными.

Наблюдения за животными в уголке природы. Дети наблюдают за пти­цами (попугайчиком или канарейкой). Какие у них перья — мягкие или твердые? Короткие или длинные? Гладкие или шершавые? Как птицы чистят свои перышки? Рассматривают, гладят хомячка, мор­скую свинку, декоративную крысу. Какой у них мех? Мягкий? Жест­кий? При рассматривании рыбок в аквариуме воспитатель обращает внимание детей на то, какая у них чешуя (блестящая, гладкая).

Материалы, инструменты, оборудование. Перья разных птиц (пеhья обязательно должны быть чистыми, безопасными для ребенка), ку-

225

сочки искусственного меха; фотографии или картинки с изображения­ми белого медведя, лисы, бурого медведя, ежа.

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям посмотреть5 друг на друга: какая на них сегодня одежда? А во что еще они были оде­ты, когда шли в детский сад? Для чего людям нужна одежда? (Напри­мер, чтобы не было холодно, не промокнуть под дождем, не перегреть­ся на солнце.) Одежда детей разная или у всех одинаковая? А есть ли одежда у животных? У всех ли обитателей уголка природы одинаковая «одежда»?

Какая «одежда» у птиц? (Перья.) Такой «наряд» есть только у этих животных. Для чего им нужны перья? Воспитатель обращает внимание дошкольников на то, что перья птиц разные: есть длинные для полета и есть короткие, пуховые, которые согревают их. Раздает детям для ис­следования разные перья (попугайчика, воробышка). Дошкольники рассматривают их, в том числе и через лупу, трогают. Какие они: тяже­лые или легкие? (Дети проверяют это, подбрасывая перья.) Можно ли сказать, что они воздушные? А что было бы, если бы перья оказались тяжелыми?

Затем педагог дает детям пух. Они дуют на него, подбрасывают и делают вывод — пух легкий, невесомый. Перья, пух — очень мягкие, поэтому человек делает из них подушки. Дайте детям потрогать такую подушку. А еще пух согревает птиц. Некоторые животные утепляют пухом свои гнезда. Человек тоже использует пуховые перья для защи­ты от холода, например, для изготовления одеял и одежды (она так и называется — «пуховик»). Если в детском саду есть перья водоплава­ющих птиц (например, утки, гуся, лебедя), их помещают в емкость с водой, потом вынимают и дают воде стечь: намокли перья или нет? Перья водоплавающих птиц покрыты специальным жиром, поэтому не намокают.

Какая «одежда» у хомячка, морской свинки? А у кошки? Меховая шубка. У многих зверей есть меховые шубки. (Дети вспоминают таких животных — лиса, медведь, заяц, крот). У кого из детей есть шубы? (Можно принести на занятие детскую шубку.) Почему они их носят зи­мой? (Чтобы не замерзнуть.) Шубки зверей тоже согревают их в холод, / а в жаркую погоду спасают от жары (не дают их телу перегреваться): Воспитатель дает детям потрогать, погладить кусочки искусственного меха.

Воспитатель показывает детям картинку с изображением белого медведя среди льдин. Рассказывает, что белый медведь живет далеко на севере, там холодно, много снега и льда. Какая одежда нужна в таких условиях? У белого медведя очень теплая, белая, под цвет снега, шуба и густой, плотный мех. А еще у белого медведя много шерсти на ногах, как будто на них надели теплые шерстяные носки.

Этот зверь не только лежит на снегу и на льду у лунки (отверстии во льду), выжидая свою добычу — тюленя. Он еще и плавает в очень хо­лодной воде. Поэтому у него есть еще толстый слой жира. У людей —

226

водолазов, рыбаков есть особая одежда, которая не промокает. Наши плащи, зонтики тоже не промокают. А вот у белого медведя — непро­мокаемая шерсть.

Дети вспоминают, какая чешуя у рыбок. Воспитатель объясняет, что такая «одежда» помогает рыбкам плавать; напоминает, что когда люди плавают в бассейне или в реке, то надевают обтягивающую, прилегаю­щую к телу одежду, — в такой легче плавать.

Педагог показывает детям фотографию или рисунок ежа и задает вопросы: что особенного в одежде этого зверька? (Колючки.) Для че­го нужны колючки? (При встрече с врагами, например, с лисой, ежик сворачивается в клубок, и его невозможно схватить.) Колючки — «за­щитная» одежда этого зверька. А вот яблоки, грибы и листья еж на своих колючках в норку не носит, так бывает только в сказках.

Воспитатель приводит краткое описание «одежды» животного, дети отгадывают, о ком идет речь, после чего педагог показывает его изобра­жение. Например:

— У этого большого лесного зверя очень теплая коричневая шуба,
в которой не холодно спать зимой в берлоге. (Медведь.)

— У этого лесного зверя красивая рыжая шуба. (Лиса.)

— Одежда этого зверя защищает его от врагов, она очень колючая
(Еж.)

В заключение воспитатель обобщает: у животных есть особая «одежда», которая помогает им защищаться от холода, от врагов, от во­ды и жить в разных «домах» в воде и на суше. А еще эта одежда, как и у людей, окрашена в разные цвета. Для чего это нужно, дети узнают на следующем занятии.

Дополнительные материалы. Загадки

Хвост пушистый, мех золотистый, В лесу живет, в деревне кур крадет.

(Лиса)1

Не иголка, а колка, не кот, а мыши боятся.

(Еж)2

ЛЕПКА рельефная

«Пернатые, мохнатые, чешуйчатые»

Задачи. Вызвать интерес к экспериментированию с пластическими материалами и художественными инструментами для передачи особенно­стей покрытия тела разных животных (перья, шерсть, колючки, чешуя).

1 См.: Природа края. Животный мир / Сост. Гаврилова О. — Тюмень: Софт-Дизайн, 1997. С. 91.

: См.: Там же. С. 147.

227

Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств (про­царапывание, обработка тканью грубой фактуры, прокалывание, отпе­чатки). Совершенствовать технику скульптурной лепки.

Предварительная работа. Рассматривание изображений птиц, зве­рей, рыб; беседа об особенностях покрытия их тела (шерсть и колючки у зверей, перья у птиц, чешуя у рыб). Наблюдение за обитателями угол­ка живой природы. Знакомство с образами разных животных в произ­ведениях декоративно-прикладного искусства, рассматривание пред­метов мелкой пластики.

Материалы, инструменты, оборудование. Пластические материа­лы — пластилин, соленое или сдобное тесто, глина; предметы для экс­периментирования — разные стеки, зубочистки, трубочки для коктей­ля, (соломинки), колпачки фломастеров и авторучек, ткань грубого плетения или губки для мытья посуды; лепные фигурки зайчика, ежи­ка, птички, выполненные воспитателем из пластилина.

Содержание занятия. Воспитатель показывает детям лепного зай­чика и говорит: «Это я — зайчишка-плутишка, вы не знаете, куда поде­валась моя пушистая шубка? Я совсем замерз!»

— Что же нам делать? Как зайчику помочь? Воспитатель берет сте­ку и процарапывает короткие штрихи на его спинке, будто рисует шер­стку. Показывает детям.

— Вот теперь наш зайчик опять щеголяет в теплой, мягкой, пуши­стой шубке. — Воспитатель показывает детям лепного ежика без колючек и говорит от его имени: «Я ежик, ни головы, ни ножек! Но где же мои колючки? Как я буду защищаться от лисы?» Воспитатель бе­рет зубочистку и делает проколы на спинке ежика, имитируя колюч­ки. Показывает детям. Затем берет несколько зубочисток или трубо­чек для коктейля, разрезанных на части, и втыкает их в спинку ежи­
ка. Снова показывает детям, спрашивает, какая шубка ежика им понравилась больше, и предлагает придумать свои способы изобра­жения колючек.                      Воспитатель показывает детям лепную птичку и говорит: «Я воробышек, чик-чирик, потерял свои перышки, чик-чирик!» Воспитатель спрашивает детей, как можно помочь бедному воробышку и что с ним может случиться без «одежки». (Высказывания детей.)

Воспитатель показывает новые способы обработки поверхности лепных изделий: прикладывает ткань грубого плетения (или жесткую губку), делает отпечатки колпачком фломастера. Затем предлагает де­тям придумать других животных, слепить их и нарядить в подходящую «одежку».

После занятия. Свободное экспериментирование в уголке изодея-тельности или в изостудии с художественными материалами и инстру­ментами.

228

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

«Ателье»

Задачи. Обогащать словарь детей наименованиями одежды и дета­лей одежды. Уточнить обобщающее наименование «одежда».

Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков ш и ж изолированно, в словах и фразах. Учить дифференцировать эти звуки на слух и при произнесении.

Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие.

Активизировать словарь прилагательных, характеризующих чело­века и его поступки.

Произносить стихотворные строки с разной интонацией.

Материалы, инструменты, оборудование. Кукла. Два одинаковых комплекта картинок с изображением детской одежды: пальто, курток, брюк, платьев разного цвета с разной отделкой. Телефоны.

Содержание занятия. Воспитатель постепенно выставляет на пан­но картинки и просит детей рассмотреть и описать их. Предлагает по­играть в игру «Ателье». Назначает кого-либо из детей портным. Вруча­ет ему телефон. Сам отходит на некоторое расстояние и на столе рас­кладывает второй комплект картинок. Выбирает, что будет заказывать. Затем «звонит по телефону» и разыгрывает диалог:

— Алло, это ателье?

— Да. Здравствуйте.

— Здравствуйте. Хотела бы сделать заказ. Можно?

— Да.

— Сшейте мне, пожалуйста, детское пальто из ткани серого цвета
с синим воротником, синими манжетами и пуговицами. Когда можно
прийти за заказом?

— Приходите завтра.

— До свидания.

Затем «заказчик» приходит в ателье. Разыгрывают диалог:

— Здравствуйте, я пришла за заказом. Он готов?

— Пожалуйста. Это то, что вы заказывали? Вам нравится?

— Да, спасибо. До свидания.

Новых заказчиков и портного выбирают сами дети. Затем воспита­тель показывает детям куклу и говорит:

—   К нам в ателье пришла кукла. Ее зовут Клаша. Клаша демонст­рирует одежду. Опишите ее, придумайте, во что одета Клаша.

Затем предлагает детям послушать стихотворение Е. Благининой про капризную девочку Клашу, которая не хотела есть про­стоквашу.

Воспитатель обсуждает с детьми, смешное ли это стихотворение, Какой характер у девочки Клаши, какая она. (Капризная, несговорчи-

229

вая, привередливая.) Какая стала Клаша, когда ей дали каши с про­стоквашей? (Довольная, радостная, спокойная.)

Предлагает детям прочитать стихотворение еще раз вместе: воспи- татель начинает, а дети заканчивают строку.

Спрашивает у детей, заметили ли они что-нибудь особенное в этом стихотворении, просит их послушать слова: Клашшша, кашшша, про-стоквашшша. Какой звук повторяется в этих словах? (ш)

—   Произнесите звук ш шепотом, потяните его. А теперь попробуй­те произнести звук ш с голосом, громко. Какой звук получился? (ж)

Воспитатель предлагает детям проиграть в игру: «Я буду произно­сить звуки ш и ж. Если услышите звук ж, хлопните в ладоши. А если звук ш — поднесите палец к губам («тихо»). «Ш, ш, ж, ж, ж, ш, ж, ш, ж, ж, ж». Потяните звук ш. А теперь звук ж.

Затем воспитатель объясняет детям, что они будут передавать друг другу куклу и произносить вместе с ним строчки стихотворения — бу­дем спрашивать и отвечать.

—   Простокваши дали Клаше? Недовольна Клаша? Простокваши дали Клаше. Недовольна Клаша.

Дети передают друг другу куклу по желанию. Допустимо, если, зада­вая вопросы и отвечая на них, дети переставляют слова, сохраняя ут­вердительную и вопросительную интонации. В случае необходимости воспитатель оказывает помощь, подсказывая слова роли. Игра продол­жается по мере сохранения к ней интереса детей.

230

 

НОЯБРЬ. 12 НЕДЕЛЯ

Планирование работы

Направленность педагогической работы. Расширятся представления детей о разнообразии головных уборов и их назначении, профессиях лю­дей и их профессиональных принадлежностях. Создание оригинальных поделок на основе новых техник (аппликация и «вязание» из ниток) бу­дет направлено на развитие у детей чувства цвета, формы и композиции. Готовясь к показу моделей одежды, дети будут конструировать для себя головные уборы (на основе нового способа складывания бумаги), ис­пользовать разные способы украшения своих изделий (декоративную роспись и аппликацию), что будет способствовать формированию худо­жественного вкуса детей, их творчества. Чтение художественных произ­ведений, по-разному рассказывающих о сходных событиях, будет воспи­тывать гибкость мышления, эмоциональную отзывчивость детей. На за­нятии по развитию математических представлений у детей будут формироваться представления об отношении части и целого; они также будут учиться определять левую и правую стороны своего тела.

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
1 день Утро Организация выставки разных головных уборов Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Познание окружающего мира. «Шапки, шляпки, кепки» 2. Конструирование из бумаги на основе цилиндра. «Ко­роны и кокошники» 3. Физкультура № 12.1. Разучивание перестроения из од­ной колонны в две в движении. Закрепление навыка бро­ска мяча о землю и ловли его одной рукой. Развитие гиб­кости (обучение простейшим приемам самомассажа)
    Прогулка Наблюдение в природе* Подвижные игры «Лиса в курятнике», «Сделай фигуру» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
    Вечер Игры по инициативе детей
2 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Математика № 12 2. Декоративное рисование с элементами аппликации. «Короны и кокошники» (оформление головных уборов, изготовленных на занятиях по конструированию) 3. Музыка № 12.1. Пение: распевка «Е Кудашевой). Слу­шание музыки: П. Чайковский «Марш» из балета «Щел­кунчик». Музыкальное движение: танец «Идем на елку» (П. Чайковский «Марш» из балета «Щелкунчик»)

231

День недели Временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы
  Прогулка Наблюдение в природе* Подвижные игры: «Лиса в курятнике», «Подбрось-поймай» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой»
    Вечер Игры по инициативе детей Рассматривание разных ниток, их классификация по ви­ду, цвету, толщине (предварительная работа к занятию по аппликации)
3 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Художественная литература. Г. Снегирев «Верблюжья варежка» 2. Аппликация из шерстяных ниток. «Ниточка за ниточку» 3. Физкультура № 12.2. Повторение наиболее сложных и плохо освоенных движений
    Прогулка Наблюдение в природе* Подвижные игры: «Обезьянки», «Не опоздай» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
    Вечер Игры по инициативе детей Рассматривание предметов мелкой пластики с образами раз­ных животных (предварительная работа к занятию по лепке)
4 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Развитие речи. «Сто одежек и все без застежек» 2. Лепка. «Пугало огородное» 3. Музыка]Ш 12.2. Слушание музыки: П. Чайковский «Марш*^«Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик». Музыкальное движение: танцы «Идем на елку» (П. Чайков-с/ий «Марш»), «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»
    Прогулка Наблюдение в природе* Подвижные игры: «Обезьянки», «Перемени предмет» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
    Вечер Игры по инициативе детей
5 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Природа. «Роль окраски в жизни животных» 2. Свободное занятие 3. Физкультура № 12.3. Итоговое занятие (включает ос­новные пройденные движения).
    Прогулка Подвижные игры: «Чье звено скорее построится?», «Лиса в курятнике» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей

232

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
  Вечер Показ моделей одежды, изготовленных детьми на заня­тии по конструированию Игры по инициативе детей

* См. раздел «Природа».

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Для развития иг­ровых сюжетов педагог подключается к играм детей на правах равно­правного партнера. Он может импровизировать, проявлять инициати­ву, напоминать знакомые события, ненавязчиво говорить о них и пред­лагать дальнейшие игровые события, например: «Можно, я тоже придумаю...», «А давайте так поиграем...», «Когда я была маленькой...» Участие взрослого может продемонстрировать детям, как возникает за­мысел, сюжет игры, повлиять на их творчество. Важно научить детей согласовывать в общем сюжете индивидуальные замыслы, показать, что каждый может проявить инициативу, аргументировать свое стрем­ление изменить сюжет игры, быть услышанным сверстниками.

 

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Шапки, шляпки, кепки»

Задачи. Знакомить детей с разнообразием головных уборов и их на­значением, продолжать обсуждать профессии людей и их профессио­нальные принадлежности, учить детей быть опрятными и аккуратны­ми, знакомить с традиционными головными уборами (с учетом регио­нальных особенностей).

Предварительная работа. Составление «коллекции» разных шапок и шляп. (Дети приносят из дома разные головные уборы для взрослых и детей, которые, может быть, уже не носят — вязаные шапочки, па­намки, меховые шапки, чепчики малышей, резиновые шапочки и т. д.)

Материалы, инструменты, оборудование. Картинки с изображе­ниями разных головных уборов (шапка-ушанка, шляпа с цветами и пе­рьями, котелок, цилиндр, пилотка и др.); людей разных профессий (строитель в каске, доктор в белой шапочке, велосипедист в шлеме, по­вар в колпаке, военный в фуражке, водолаз в шлеме и т. п.).

Содержание занятия. Воспитатель рассматривает вместе с детьми коллекцию головных уборов, отмечает какими разными они бывают (вязаные и меховые, с ушами, завязками или без них, с помпонами, ки­сочками и т. д.). Обсуждает с детьми, зачем нужны разные шапки и Шляпы, какие из них нужны нам для тепла, могут ли шапки защищать

233

нас не только от холода. Например, резиновая шапочка сохраняет воло­сы сухими в воде, соломенная шляпка и летняя панамка прячет от лу­чей жаркого солнца, велосипедный шлем защищает голову от удара при падении. Воспитатель обсуждает с детьми, зачем нужны колпаки и ша­почки поварам и медсестрам, каски строителям, шлемы автогонщикам.

Воспитатель обсуждает с детьми, из чего сделаны шапки, шлемы, панамки (из ткани, пластмассы, меха, резины и т. д.). Рассматривает с детьми вязаные шапочки, выясняет, что они связаны из нитей. Если есть такая возможность, желательно показать детям, как можно вязать спицами и крючком шапочки, например для кукол. Спрашивает детей, как сделана соломенная шляпа (сплетена).

Воспитатель выясняет с детьми, какие бывают шляпы, кто, когда, ка­кие шляпы носит. Дети рассматривают на картинках, как раньше украша­ли шляпы — цветами, перьями, фруктами и даже маленькими кораблями.

Воспитатель с детьми рассматривает с детьми изображения разных фуражек, рассказывает детям, что очень давно в армии были фуражи­ры, люди, которые отвечали за фураж (еду) для лошадей, от названия их профессии получилось слово «фуражка». Обсуждает с детьми, какая профессия подарила нам слово «пилотка», кто такие пилоты. Рассмат­ривает на картинках изображения других головных уборов — просит показать на рисунках те, которые называются «котелок» и «цилиндр», и предлагает объяснить, почему их так называют. Спрашивает у детей, какая шапка называет™ «ушанкой» и почему. Воспитатель рассказыва­ет детям, какие головные уборы носили раньше, что такое кокошник, картуз, рассматривает счдетьми разные кокошники, как они украшены.

Воспитатель спрашивает у детей, какие необычные шляпы они зна­ют: шляпу фокусника, которая умеет превращать одни предметы в дру­гие (зайца в цветы, ленты в голубя и т. д.), шапку-невидимку из сказки, которая делает человека невидимым.

Читает детям стихотворение Л. Малоярославцевой «Фокусник», об­суждает, кто такие фокусники, видел ли кто-нибудь из детей фокусни­ка в цирке.

Это ли не волшебство

В цирке клоун вытворяет,

В шляпу мячик он кладет

И платочком закрывает,

 Произносит заклинанье

И по тулье постучит,

И оттуда, виденье,

Белый кролик вдруг глядит.

 

Мне хотелось колдовать поскорее научиться,

В ящик кубик опускать,

А оттуда чтоб — жар-птица.

Легкой палочкой волшебной

По рисунку провести —

И увидеть, как по небу

Стая бабочек летит.

234

И сказал мне дядя мой —

Тот, который много знает:

«Дело в шляпе, дорогой,

Колдовства ведь не бывает.

 Если ты цилиндр достанешь,

Черный плащ наденешь сам,

Сразу фокусником станешь:

Не завидуй чудесам!»

 

Я искал не час, не два,

 В чемоданах и в кладовке,

Попадались мне платки,

Чепчик, котелок, пилотка,

Я нашел немало шапок,

Кепок, шлемов и берет,

Не судьба, не стану магом.

Ведь цилиндра так и нет.

 

В конце занятия воспитатель обсуждает с детьми, какую шапку или шляпу они хотели бы придумать, какую хотели бы сделать.

После занятия. На следующем занятии по конструированию дети делают для себя головные уборы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...