Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Г. Снегирев верблюжья варежка




Вязала мне мама варежки, теплые, из овечьей шерсти. Одна вареж­ка уже готова была, а вторую мама до половины только связала: на ос­тальное не хватило шерсти. На улице холодно, весь двор снегом заме­ло, гулять меня без варежек не пускают: боятся, что отморожу руки. Сижу я у окна, смотрю, как синицы на березе прыгают, ссорятся: на­верное, жучка не поделили. Мама сказала:

—   Подожди до завтра: утром к тете Даше пойду, попрошу шерсти. Хорошо ей говорить «до завтра», когда я сегодня гулять хочу! Вон со

двора к нам дядя Федя, сторож, идет без варежек. А меня не пускают. Вошел дядя Федя, снег веником отряхнул и говорит:

—   Мария Ивановна, там дрова на верблюдах привезли. Будетебрать? Хорошие дрова, березовые.

Мама оделась и пошла с дядей Федей дрова смотреть, а я из окошка выглядываю, хочу верблюдов увидать, когда они с дровами выезжать будут.

С одной подводы дрова выгрузили, верблюда вывели и привязали У забора. Большой такой, лохматый. Горбы высокие, как кочки на бо-

271

лоте, и набок свешиваются. Вся морда верблюда покрыта инеем, и гу­бами он что-то все время жует — наверное, хочет плюнуть.

Смотрю я на него, а сам думаю: «Вот у мамы шерсти на варежки не хватает — хорошо бы верблюда остричь, только немножко, чтобы он не замерз».

Надел я быстро пальто, валенки. Ножницы в комоде нашел, в верх­нем ящике, где всякие нитки, иголки лежат, и вышел на двор. Подошел к верблюду, погладил бок. Верблюд ничего, только косится подозри­тельно и все жует.

Залез я на оглоблю, а с оглобли сел верхом между горбами. Повернулся верблюд посмотреть, кто там копошится, а мне страш­но: вдруг плюнет или сбросит на землю. Высоко ведь!

Достал я потихоньку ножницы и стал передний горб обстригать, не весь, а самую макушку, где шерсти больше.

Настриг целый карман, начал со второго горба стричь, чтобы горбы были ровные. А верблюд ко мне повернулся, шею вытянул и нюхает ва­ленок.

Испугался я сильно: думал, ногу укусит, а он только полизал вале­нок и опять жует.

Подровнял я второй горб, спустился на землю и побежал скорей в дом. Отрезал кусок хлеба, посолил и отнес верблюду — за то, что он мне дал шерсти. Верблюд сначала соль слизал, а потом съел хлеб.

В это время мама пришла, дрова выгрузили, второго верблюда вы­вели, моего отвязали, и все уехали. Мама меня дома бранить стала: — Что же ты делаешь? Ты же простынешь без шапки! А я, правда, шапку забыл надеть. Вынул я из кармана шерсть и ма­ме показал — целая куча. Совсем как овечья, только рыжая. Мама уди­вилась, когда я ей рассказал, что это мне дал верблюд.

Из этой шерсти мама напряла ниток. Целый клубок получился, ва­режку довязать хватило и еще осталось. И теперь я хожу гулять в новых варежках. Левая обыкновенная, а правая верблюжья. Она до половины рыжая, и когда я смотрю на нее, то вспоминаю верблюда.

 

272

II КВАРТАЛ

ДЕКАБРЬ. 13 НЕДЕЛЯ

Планирование работы

Направленность педагогической работы. Неделя посвящена форми­рованию у детей представлений о цикличности времен года, о характер­ных природных явлениях и изменениях в жизни людей в каждый из сезо­нов. Дети узнают о разных видах календарей, сами создадут календарь, отметив в нем дни рождения детей группы. Знакомству с названиями ме­сяцев года поможет и чтение сказки «Двенадцать месяцев». Размышле­ния детей о поступках героев сказки будут способствовать обогащению их нравственных представлений. В процессе совместной деятельности дети приобретут навыки сотрудничества, педагог будет учить их рассуж­дать, составлять короткий текст, строить предложения разной граммати­ческой конструкции. На занятии по формированию математических представлений дети познакомятся с образованием количественной груп­пы, называемой числительным шесть, и цифрой 6, будут делить круг на две и четыре равные части, соотнося целое и его части.

День недели Временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы
1 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Природа. «Времена года. Зима» 2. Лепка. «Зимние превращения пугала» 3. Физкультура № 13.1. Разучивание техники ходьбы пе­рекатом с пятки на носок. Восстановление умения лазать по гимнастической стенке различными способами. Раз­витие быстроты
    Прогулка Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей Подвижная игра «Не оставайся на полу»
    После обеда Чтение первой части сказки «Двенадцать месяцев» в пе­реводе С. Маршака
    Вечер Игры по инициативе детей
2 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Художественная литература. Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев» 2. Конструирование новогодней гирлянды из бумаги. «Круглый год» 3. Музыка № 13.1. Слушание музыки: «Новогодняя сказ­ка» (муз. В. Кикты, ел. В. Татаринова). Пение: распевка М. Красев «Елочка», Т. Попатенко «Вот какая елочка»; «Новогодний хоровод» (муз. Т. Попатенко, ел. Н. Найде­новой), «Елочка» (муз. Л. Бекман, ел. Р. Кудашевой), «Снежинки» (польск. нар. песня). Музыкальное движение: танец «Новогодний хоровод» (муз. Т. Попатенко, ел. Н. Найденовой)

273

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
  Прогулка Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей Подвижная игра «Не оставайся на полу»
    После обеда Чтение по выбору педагога или по желанию детей
    Вечер Игры по инициативе детей
3 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Познание окружающего мира. «Календарь» 2. Рисование. «Наш календарь» 3. Физкультура № 13.2. Разучивание поворотов на месте (налево, направо) переступанием. Восстановление уме­ния ползать по гимнастической скамейке различными способами. Развитие ловкости
    Прогулка Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей Подвижная игра по выбору детей
    После обеда Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»
    Вечер Игры по инициативе детей
4 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Математические представления № 13 2. Аппликация. «Заснеженный дом» 3. Музыка № 13.2. Слушание музыки: Е. Ботяров «Васи­лиса-краса», «Новогодняя сказка» (муз. В. Кикты, ел. В. Татаринова). Игра на детских музыкальных инстру­ментах: П. Чайковский «Марш» из балета «Щелкунчик». Музыкальное движение: танцы «Идем на елку» (П. Чай­ковский «Марш»), «Вальс снежных хлопьев» (из балета «Щелкунчик»), «Танец белочек и зайчиков» (Н. Вересо-кина «Танец белочек и зайчат»)
    Прогулка Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей» Подвижная игра «Не оставайся на полу», спортивные уп­ражнения с клюшкой и шайбой
    После обеда Чтение сказки С. Козлова «Зимняя сказка»
    Вечер Игры по инициативе детей
5 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Развитие речи. «Когда это бывает» 2. Свободное занятие 3. Физкультура № 13.3. Закрепление умения бегать с раз­личной скоростью, лазать по гимнастической лестнице. Развитие силы

274

 

День недели Временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы
  Прогулка Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей Спортивные упражнения с клюшкой и шайбой
    После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
    Вечер Игры по выбору детей

274

* См. раздел «Природа».

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Важно предоста­вить детям возможность самостоятельно выбирать тему и содержание игры, развивать способность к творчеству, комбинируя знания из раз­ных источников. Педагог обеспечивает поддержку нравственным и по­знавательно ценным сюжетным линиям; обращает.свое внимание на умение детей принимать инициативу сверстника, проявившего инте­рес к выбранной теме, умение «достроить» сюжет, предложенный партнером по игре, внося свой вариант и тем cslmwm обогащая сюжет новыми событиями, ролями, игровыми действиями.

Педагог с разрешения детей может стать их партнером и вместе с ними создавать сюжет с учетом интересов детей к определенным собы­тиям, действиям и ролям (если они предусмотрены играющими).

ПРИРОДА

«Времена года. Зима»

Задачи. Закреплять знания о временах года (в особенности о зиме) и связанных с ними природных явлениях и изменениях в жизни людей.

Материалы, инструменты, оборудование. Календарь природы, на­боры небольших карточек с изображениями разных природных явле­ний и сезонных особенностей жизни людей, изображение дерева (ствол, ветви без листьев) на большом листе бумаги; аудиозаписи зву­ков метели, бурана.

Предварительная работа. Наблюдения на прогулке Наблюдения на неделю (материал распределяет по дням сам воспи­татель).

На прогулках педагог обращает внимание детей на происходящие в природе изменения: стало холоднее, солнце светит, но не греет. Оно не поднимается высоко в небе, дни становятся короче (в северных регионах они уже совсем короткие). Появляется снег. В северных районах страны дети измеряют его глубину,в разных местах участка дошкольного учреж­дения с помощью снегомера — узкой дощечки или палки со специаль­ными отметками. В южных районах снега может еще не быть, но по но-

275

чам замерзают лужи. Дети палочкой пробуют проткнуть лед, измерить его толщину, наблюдают, тает он днем или нет. Если недалеко от детско­го сада есть водоем, проведите экскурсию, посмотрите, покрылся ли он льдом, расскажите о правилах безопасности поведения на нем.

Дошкольники продолжают подкармливать птиц и наблюдать за ни­ми: какие чаще всего прилетают к кормушке, что едят? Педагог обсуж­дает с детьми, почему именно зимой птицы нуждаются в нашей помо­щи, обращает внимание на одежду людей: стали ли все одеваться теп­лее, чем осенью? Как изменилась одежда самих ребят? Остались ли на деревьях листья? Какие деревья зимой не меняют свой наряд? (Боль­шинство хвойных — ель, сосна, пихта.) Что деревья делают зимой? (Они «спят».) Дети учатся определять некоторые деревья по силуэтам, слушают, как они шумят зимой (слышен стук веток). Проводятся на­блюдения за инеем: дети рассматривают его через лупу, трогают паль­чиками, убеждаясь, что иней — это вода, обсуждают, на что похожи по­крытые инеем растения.

Воспитатель предлагает дошкольникам проверить некоторые на­родные приметы. Например: «Если дым из трубы идет столбом, то бу­дет сильный мороз».

Педагог обращает внимание детей на то, что зимой можно играть в игры со снегом, строить горки, снежные фигуры, кататься на лыжах, санках. Почему этого нельзя делать летом?

Содержание занятия. 1. Воспитатель предлагает детям посмотреть в окно и описать погоду: теплый сегодня день или холодный, солнеч­ный или пасмурный, ветреный или безветренный? Есть ли осадки (снег, дождь, иней)? Если дует ветер, то какой он: холодный или теплый, лас­ковый или колючий? По каким признакам можно узнать о наличии ве­тра и его силе? Результаты наблюдений вносятся в календарь природы.

2.    Воспитатель просит детей рассказать о том, какая была погода, ког­да дети шли в детский сад. Видел ли кто-нибудь из ребят птиц? Если да,
то какие это были птицы и что они делали? В какой одежде дети сегодня пришли? Какое сейчас время года — теплое или холодное? Какой начался месяц? (Декабрь.) Декабрь — это первый месяц зимы. О нем говорят:
«Декабрь год кончает и зиму начинает». В этом месяце самые короткие дни и самые длинные ночи. А какое время года было до зимы? (Воспита­тель показывает детям рисунки с изображением осени, весны, лета и про­сит выбрать из них ту, на которой изображена осенняя погода.)

3.    Педагог читает детям отрывок из произведения В. Бианки «Де­кабрь»:

«Декабрь — студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь при­колачивает.

Декабрь год кончает, а зиму начинает. С водой покончено: даже буйные реки скованы льдом. Земля и лес укутаны снежным одеялом. Солнце скрылось за тучей. День становится короче и короче, ночь рас­тет. Но растения оставили семена, насекомые отложили яички. В свой срок солнце пробудит их к жизни. Животные и растения сумеют сохра-

276

нить свою жизнь всю долгую северную зиму, до новой весны. Ведь не успела еще зима войти в полную силу, а уж близится день рождения солнца — 23 декабря.

Солнце вернется в мир. С солнцем возродится жизнь.

Но надо еще пережить зиму».

Педагог обсуждает текст с детьми:

— Почему декабрь называют «студнем»?

— Почему говорят, что он «мостит, гвоздит и приколачивает»?

— Что означает выражение «ночь растет»?

— Чем отличается декабрь от других месяцев года?

4.    Первый вариант работы. Каждому ребенку дается рисунок,
на котором изображены разные времена года, и маленькие карточки с изображением природных явлений всех четырех сезонов, например:
снежинка, капелька дождя, лист, который начинает распускаться, зеленый лист, желтый (красный) лист, бутон, распустившийся цветок, плоды и семена и т. п. (Содержание карточек нужно увязать с природ­
ными особенностями своего региона.) Задача ребенка: разложить маленькие карточки возле больших таким образом, чтобы все карточки с осенними явлениями природы находились рядом с большим рисунком осени, с зимними — рядом с большой картинкой зимы и т. п.

Второй вариант работы. Воспитатель дает детям большой лист бу­маги, на котором нарисовано дерево (ствол и ветви без листьев). Лист разделен на четыре части (четыре времени года) с разным фоном: бе­лым (зима), желтым (осень), зеленым (весна), красным (лето). Дети получают маленькие карточки с изображением желтых и зеленых лис­тьев, цветков и плодов дерева, разных животных (например, птиц, строящих гнездо, птиц с птенцами, бабочек, бурого медведя и т. п.) и сезонных явлений (например, снежинок, капелек воды, ветра и т. п.). Задание детям: разложить маленькие карточки на разные квадраты, в зависимости от того, какое время года они характеризуют.

5.    Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки или репро­дукции картин известных художников, на которых изображены разные
времена года. Затем читает стихотворение, а дети подбирают к описа­нию каждого времени года нужную иллюстрацию.

— Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?

— Опустели поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает?

— Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает?

— Скатерть бела весь свет одела.

— Тает снежок, ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает?

В заключение педагог предлагает детям вспомнить и перечислить признаки зимы. (Перечисляются и природные явления, и изменения в Жизни людей.)

После занятия. Дети могут послушать аудиозаписи и определить  ветра, метели, бурана.

277

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...