Г. Снегирев верблюжья варежка
Вязала мне мама варежки, теплые, из овечьей шерсти. Одна варежка уже готова была, а вторую мама до половины только связала: на остальное не хватило шерсти. На улице холодно, весь двор снегом замело, гулять меня без варежек не пускают: боятся, что отморожу руки. Сижу я у окна, смотрю, как синицы на березе прыгают, ссорятся: наверное, жучка не поделили. Мама сказала: — Подожди до завтра: утром к тете Даше пойду, попрошу шерсти. Хорошо ей говорить «до завтра», когда я сегодня гулять хочу! Вон со двора к нам дядя Федя, сторож, идет без варежек. А меня не пускают. Вошел дядя Федя, снег веником отряхнул и говорит: — Мария Ивановна, там дрова на верблюдах привезли. Будетебрать? Хорошие дрова, березовые. Мама оделась и пошла с дядей Федей дрова смотреть, а я из окошка выглядываю, хочу верблюдов увидать, когда они с дровами выезжать будут. С одной подводы дрова выгрузили, верблюда вывели и привязали У забора. Большой такой, лохматый. Горбы высокие, как кочки на бо- 271 лоте, и набок свешиваются. Вся морда верблюда покрыта инеем, и губами он что-то все время жует — наверное, хочет плюнуть. Смотрю я на него, а сам думаю: «Вот у мамы шерсти на варежки не хватает — хорошо бы верблюда остричь, только немножко, чтобы он не замерз». Надел я быстро пальто, валенки. Ножницы в комоде нашел, в верхнем ящике, где всякие нитки, иголки лежат, и вышел на двор. Подошел к верблюду, погладил бок. Верблюд ничего, только косится подозрительно и все жует. Залез я на оглоблю, а с оглобли сел верхом между горбами. Повернулся верблюд посмотреть, кто там копошится, а мне страшно: вдруг плюнет или сбросит на землю. Высоко ведь! Достал я потихоньку ножницы и стал передний горб обстригать, не весь, а самую макушку, где шерсти больше.
Настриг целый карман, начал со второго горба стричь, чтобы горбы были ровные. А верблюд ко мне повернулся, шею вытянул и нюхает валенок. Испугался я сильно: думал, ногу укусит, а он только полизал валенок и опять жует. Подровнял я второй горб, спустился на землю и побежал скорей в дом. Отрезал кусок хлеба, посолил и отнес верблюду — за то, что он мне дал шерсти. Верблюд сначала соль слизал, а потом съел хлеб. В это время мама пришла, дрова выгрузили, второго верблюда вывели, моего отвязали, и все уехали. Мама меня дома бранить стала: — Что же ты делаешь? Ты же простынешь без шапки! А я, правда, шапку забыл надеть. Вынул я из кармана шерсть и маме показал — целая куча. Совсем как овечья, только рыжая. Мама удивилась, когда я ей рассказал, что это мне дал верблюд. Из этой шерсти мама напряла ниток. Целый клубок получился, варежку довязать хватило и еще осталось. И теперь я хожу гулять в новых варежках. Левая обыкновенная, а правая верблюжья. Она до половины рыжая, и когда я смотрю на нее, то вспоминаю верблюда.
272 II КВАРТАЛ ДЕКАБРЬ. 13 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы. Неделя посвящена формированию у детей представлений о цикличности времен года, о характерных природных явлениях и изменениях в жизни людей в каждый из сезонов. Дети узнают о разных видах календарей, сами создадут календарь, отметив в нем дни рождения детей группы. Знакомству с названиями месяцев года поможет и чтение сказки «Двенадцать месяцев». Размышления детей о поступках героев сказки будут способствовать обогащению их нравственных представлений. В процессе совместной деятельности дети приобретут навыки сотрудничества, педагог будет учить их рассуждать, составлять короткий текст, строить предложения разной грамматической конструкции. На занятии по формированию математических представлений дети познакомятся с образованием количественной группы, называемой числительным шесть, и цифрой 6, будут делить круг на две и четыре равные части, соотнося целое и его части.
273
274
274 * См. раздел «Природа». Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Важно предоставить детям возможность самостоятельно выбирать тему и содержание игры, развивать способность к творчеству, комбинируя знания из разных источников. Педагог обеспечивает поддержку нравственным и познавательно ценным сюжетным линиям; обращает.свое внимание на умение детей принимать инициативу сверстника, проявившего интерес к выбранной теме, умение «достроить» сюжет, предложенный партнером по игре, внося свой вариант и тем cslmwm обогащая сюжет новыми событиями, ролями, игровыми действиями.
Педагог с разрешения детей может стать их партнером и вместе с ними создавать сюжет с учетом интересов детей к определенным событиям, действиям и ролям (если они предусмотрены играющими). ПРИРОДА «Времена года. Зима» Задачи. Закреплять знания о временах года (в особенности о зиме) и связанных с ними природных явлениях и изменениях в жизни людей. Материалы, инструменты, оборудование. Календарь природы, наборы небольших карточек с изображениями разных природных явлений и сезонных особенностей жизни людей, изображение дерева (ствол, ветви без листьев) на большом листе бумаги; аудиозаписи звуков метели, бурана. Предварительная работа. Наблюдения на прогулке Наблюдения на неделю (материал распределяет по дням сам воспитатель). На прогулках педагог обращает внимание детей на происходящие в природе изменения: стало холоднее, солнце светит, но не греет. Оно не поднимается высоко в небе, дни становятся короче (в северных регионах они уже совсем короткие). Появляется снег. В северных районах страны дети измеряют его глубину,в разных местах участка дошкольного учреждения с помощью снегомера — узкой дощечки или палки со специальными отметками. В южных районах снега может еще не быть, но по но- 275
Дошкольники продолжают подкармливать птиц и наблюдать за ними: какие чаще всего прилетают к кормушке, что едят? Педагог обсуждает с детьми, почему именно зимой птицы нуждаются в нашей помощи, обращает внимание на одежду людей: стали ли все одеваться теплее, чем осенью? Как изменилась одежда самих ребят? Остались ли на деревьях листья? Какие деревья зимой не меняют свой наряд? (Большинство хвойных — ель, сосна, пихта.) Что деревья делают зимой? (Они «спят».) Дети учатся определять некоторые деревья по силуэтам, слушают, как они шумят зимой (слышен стук веток). Проводятся наблюдения за инеем: дети рассматривают его через лупу, трогают пальчиками, убеждаясь, что иней — это вода, обсуждают, на что похожи покрытые инеем растения. Воспитатель предлагает дошкольникам проверить некоторые народные приметы. Например: «Если дым из трубы идет столбом, то будет сильный мороз». Педагог обращает внимание детей на то, что зимой можно играть в игры со снегом, строить горки, снежные фигуры, кататься на лыжах, санках. Почему этого нельзя делать летом?
Содержание занятия. 1. Воспитатель предлагает детям посмотреть в окно и описать погоду: теплый сегодня день или холодный, солнечный или пасмурный, ветреный или безветренный? Есть ли осадки (снег, дождь, иней)? Если дует ветер, то какой он: холодный или теплый, ласковый или колючий? По каким признакам можно узнать о наличии ветра и его силе? Результаты наблюдений вносятся в календарь природы. 2. Воспитатель просит детей рассказать о том, какая была погода, когда дети шли в детский сад. Видел ли кто-нибудь из ребят птиц? Если да, 3. Педагог читает детям отрывок из произведения В. Бианки «Декабрь»: «Декабрь — студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. Декабрь год кончает, а зиму начинает. С водой покончено: даже буйные реки скованы льдом. Земля и лес укутаны снежным одеялом. Солнце скрылось за тучей. День становится короче и короче, ночь растет. Но растения оставили семена, насекомые отложили яички. В свой срок солнце пробудит их к жизни. Животные и растения сумеют сохра- 276 нить свою жизнь всю долгую северную зиму, до новой весны. Ведь не успела еще зима войти в полную силу, а уж близится день рождения солнца — 23 декабря. Солнце вернется в мир. С солнцем возродится жизнь. Но надо еще пережить зиму». Педагог обсуждает текст с детьми: — Почему декабрь называют «студнем»? — Почему говорят, что он «мостит, гвоздит и приколачивает»? — Что означает выражение «ночь растет»? — Чем отличается декабрь от других месяцев года? 4. Первый вариант работы. Каждому ребенку дается рисунок, Второй вариант работы. Воспитатель дает детям большой лист бумаги, на котором нарисовано дерево (ствол и ветви без листьев). Лист разделен на четыре части (четыре времени года) с разным фоном: белым (зима), желтым (осень), зеленым (весна), красным (лето). Дети получают маленькие карточки с изображением желтых и зеленых листьев, цветков и плодов дерева, разных животных (например, птиц, строящих гнездо, птиц с птенцами, бабочек, бурого медведя и т. п.) и сезонных явлений (например, снежинок, капелек воды, ветра и т. п.). Задание детям: разложить маленькие карточки на разные квадраты, в зависимости от того, какое время года они характеризуют. 5. Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки или репродукции картин известных художников, на которых изображены разные — Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? — Опустели поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? — Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает? — Скатерть бела весь свет одела. — Тает снежок, ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? В заключение педагог предлагает детям вспомнить и перечислить признаки зимы. (Перечисляются и природные явления, и изменения в Жизни людей.) После занятия. Дети могут послушать аудиозаписи и определить ветра, метели, бурана. 277
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|