Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Математические представления




Занятие № 13

Задачи. Показать детям, как образуется количественная группа, на­зываемая числительным шесть.

Учить детей при пересчете предметов согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным.

Учить детей различать процесс и итог счета.

Познакомить с цифрой 6.

Тренировать детей в устном счете до шести.

Учить делить круг на две и четыре равные части.

Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный ма­ териал:

Счетная лесенка.

Игрушки двух видов по шесть штук каждого.

Карточки с цифрами 5 и 6 (шесть с точкой внизу) по две штуки каждой.

Цифры 5 и  6 для доски или наборного полотна.

По шесть картинок двух видов (например, «мяч», «мальчик»). Двенадцать кружков двух разных цветов (например, шесть красных,

шесть синих).

Два бумажных красных круга (диаметром примерно 12 см) для де­монстрации на доске или в наборном полотне.

Раздаточный материал:

Бумажные красные круги (диаметром примерно 6—8 см).

Ножи для разрезания бумаги или ножницы.

Содержание занятия. При обучении пересчету предметов детей на­до учить согласовывать числительные в роде, числе и падеже с сущест­вительными. В связи с этой задачей при показе образования каждой новой количественной группы воспитатель для первого знакомства с числом подбирает предметы, названия которых существительные мужского рода; на следующем занятии — только женского, а при по­следующих пересчетах в знакомых уже числовых пределах использует любые предметы.

На верхней ступеньке числовой лесенки воспитатель ставит пять однородных игрушек, например, пять ежиков. На нижнюю пять дрУ" гих предметов, например, пять грибочков. Предметы стоят один под другим парами (точно друг под другом с одинаковыми интервалами), например, под каждым ежиком по грибочку. Воспитатель задает детям

288

три вопроса: «Где больше? Где меньше? А может быть поровну?» Затем дети все вместе, хором, пересчитывают игрушки на верхней ступень­ке: «один, два, три, четыре, пять». Воспитатель: «Сколько всего ежи­ков?» Дети отвечают: «Пять ежиков». Кладут цифру 5. То же самое с предметами на нижней ступеньке. «Всего пять грибочков». Кладут
цифру 5.                  

Воспитателю необходимо постоянно следить за тем, чтобы при пе­ресчете предметов дети называли только числительные (один, два...), а, закончив счет, подводили его итог, называя числительное с существи­тельным (пять ежиков).,

Воспитатель обращает внимание детей на то, что игрушки стоят па­рами: у каждого ежика есть грибочек; ежиков и грибочков поровну; и цифры тоже одинаковые — «пять и пять».

Затем на верхнюю ступеньку воспитатель ставит еще одну такую же игрушку (ежика). Дети видят, что количественное соотношение изме­нилось. Воспитатель: «Теперь поровну? Или где-то меньше, где-то больше?» Дети: «Ежиков больше. Грибочков меньше. Одному ежику не хватило грибочка». Воспитатель: «А цифры лежат правильно?» Предла­гает кому-нибудь из детей убрать одну «неправильную» цифру. Внизу осталась цифра 5. Наверху пока цифры нет. Воспитатель и дети вслед за ней пересчитывают вновь образованное количество. В процессе пере­счета воспитатель дотрагивается до каждого предмета. Перед тем как назвать новое числительное воспитатель делает небольшую паузу, и, дотрагиваясь до последнего предмета, называет: «Шесть. Всего шесть ежиков». Дети повторяют вслед за ним.

Для того чтобы у детей не сложилось впечатление, что последний предмет и есть шесть, воспитатель круговым жестом очерчивает всю группу и называет: «Шесть. Шесть ежиков. Все это, все вместе шесть ежиков».

Затем воспитатель показывает новую цифру 6 и ставит ее на верх­нюю ступеньку. Вторую пару цифр 5 и 6 воспитатель прикрепляет к магнитной доске или к фланелеграфу (чтобы детям было хорошо вид­но). Просит детей сравнить между собой эти две цифры, чем они похо­жи и чем не похожи (по внешнему виду).

Затем на нижнюю ступеньку ставит еще один грибочек. Выясняет У детей — стало больше, меньше, поровну. Дети убирают цифру 5, пото­му что она «неправильная». Воспитатель с детьми аналогичным обра­зом пересчитывает нижний ряд, обращая внимание детей на то, что по­следнее числительное относится ко всей пересчитанной группе. Просит Детей положить правильную цифру. Дети берут со стола воспитателя Цифру б и кладут ее к грибочкам. Воспитатель, обращая внимание детей На Цифры, говорит вместе с ними: «Шесть и шесть. Поровну».

Та же ситуация показа детям образования количественной группы с названием шесть с самого начала повторяется еще два раза, но уже вместо  игрушек используются вначале картинки, затем кружки или квадратики или треугольнички (они вывешиваются на доску или фланелеграф; или наборное полотно).

                                   289

Игра «Волшебная палочка» (упражнение в устном счете до шести) Дети сидят на стульчиках, стоящих полукругом. «Волшебной па­лочкой» может быть любой предмет, который дети будут передавать i друг другу (карандаш, фломастер, линейка и др.). Воспитатель догова­ривается с детьми, что они будут передавать «палочку», при этом обя­зательно улыбаясь друг другу, и называть числа по порядку от одного до шести. Первым передает «палочку» воспитатель — глядя в глаза ребен­ку, улыбаясь и держа перед собой «палочку» — говорит: «Один». Если ребенок улыбнулся, то отдает ему «палочку». Спрашивает у детей виде­ли ли они, как она выполнила условия игры: «Я улыбалась? Я смотре­ла в глаза? А в ответ мне улыбнулись? Я правильно передала «палоч­ку»?». Дети отвечают: «Да». Ребенок, передавая «палочку» другому ре­бенку также улыбаясь и глядя в глаза, ждет ответной улыбки, после этого говорит: «Два», — и передает «палочку». Дети наблюдают за со­блюдением правил: улыбались ли они друг другу, правильное ли число назвали. После того как досчитали до шести, игра начинается вновь со следующими детьми.

В наборном полотне (или на доске) у педагога находится большой красный круг (диаметр примерно 12 см). Перед каждым ребенком на столе красный круг поменьше (6—8 см в диаметре). Воспитатель, пока­зывая на свой большой красный круг, предлагает детям представить, что это яблоко, и она хочет угостить им детей и называет имена (напри­мер, Петю, Лизу, Антона, Любу). «На сколько частей надо разрезать это «яблоко»? И как разрезать, чтобы никого не обидеть?» — спрашивает воспитатель. Дети иногда отвечают невпопад, не запомнив имена детей и сколько их было. Воспитатель уточняет: «Сколько имен детей я сей­час назову? Загибайте пальчик после каждого имени». Еще раз пере­числяет имена. Дети загибают четыре пальца, называют, сколько детей, и говорят, что яблоко надо разделить на четыре равные части. Воспита­тель берет «яблоко» с доски (или из наборного полотна), а туда выстав­ляет точно такой же другой круг. Это необходимо сделать для того, что­бы перед детьми были одновременно и целое и его части, что важно для понимания отношения между частями и целым.

Воспитатель складывает круг так, чтобы противоположные части окружности совпали. Делает это тщательно, обращая внимание де­тей на свои усилия. Сложила, провела ногтем по линии сгиба. «Те­перь можно разрезать (или разорвать)». Воспитатель разделила круг пополам, держит в руках две половины: «Сколько частей получи­лось?» Дети: «Две». — «Их хватит, чтобы угостить четверых детей?» Дети: «Нет». — «А что нужно сделать?» Дети: «Теперь надо разделить каждую половину на две части (или пополам)». Воспитатель склады­вает одну из половин (уголок к уголку) и делит ее пополам, потом другую. В наборное полотно рядом с целым кругом воспитатель ста­вит его четыре части. Уточняет с детьми, сколько частей получилось. Накладывает все части друг на друга так, чтобы они все полностью совпали по размеру, и дети убедились, что части «одинаковые», «рав-

290

ные». И сложенные стопочкой части ставит в наборное полотно ря­дом с кругом.

Воспитатель, обращая внимание детей на те кружки, которые лежат перед ними, предлагает договориться, что это тоже «яблочки». «Теперь вы разделите ваши «яблочки» на четыре равные части»,— говорит воспи­татель. Дети делят, воспитатель наблюдает, как дети складывают круг, просит помочь друг другу или приходит на помощь детям в случае за­труднения. После окончания работы воспитатель спрашивает: «Сколько частей получилось?» Дети отвечают хором: «Четыре». Воспитатель: «По­кажите одну из четырех частей». Дети поднимают и показывают. «Пока­жите две из четырех частей». Дети показывают. «Покажите три из четы­рех частей». «Покажите две четвертых». Дети показывают две части.

АППЛИКАЦИЯ

«Заснеженный дом»

Задачи. Учить детей раскрывать особенности образа, творчески применяя разные техники аппликации (симметричная, обрывная, на­кладная). Разнообразить способы изображения жилища.

Расширять спектр технических приемов обрывной аппликации (разрывание, обрывание, выщипывание, сминание) и показывать ее изобразительно-выразительные возможности.

Развивать чувство формы и композиции.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций в детских книжках с изображением заснеженных домиков. Подготовка компози­ционных основ для аппликации — тонирование бумаги разным спосо­бами и различными художественными материалами.

Воспитатель заранее готовит композицию «Домик на лесной опуш­ке» (см. рис.) для демонстрации детям приемов передачи выразитель­ности образа.

Материалы, инструменты, оборудование. Цветная и белая мягкая бумага, салфетки бумажные белого цвета, ножницы, клей или клея-Щие карандаши, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, коробочки Для обрезков, клеенки, цветные карандаши и пастельные мелки для Дополнения аппликативной композиции графическими средствами.

Содержание занятия. Воспитатель читает детям отрывок из стихо­творения И. Сурикова:

Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится...

291

— Представьте себе, будто идет белый пушистый снег и укрывает всю землю необычным одеялом. Снег ложится на ветки деревьев, и они становятся сказочно красивыми. Снег падает на крыши домов, и они наряжаются в белоснежные шапочки. Если снег будет идти дол­го-долго, все вокруг станет белоснежным, пушистым и нарядным. Та­ким же белым, как эта бумага (воспитатель показывает лист белой бу­маги), таким же пушистым, как эта вата или мех (показывает комочек ваты или кусочек белого меха).

Затем педагог показывает детям подготовленную заранее незавер­шенную композицию «Домик на лесной опушке» и просит детей поду­мать, как можно показать (передать разными художественными средст­вами), что здесь, на этой картине, тоже был снегопад — долго-долго шел белый пушистый снег. (Дети предлагают свои решения.) Воспитатель обобщает предложения детей (можно нарисовать снежные хлопья белой гуашевой краской, изобразить красивые снежинки фломастерами или карандашами и др.). Затем педагог берет белую бумагу или бумажную салфетку, разрывает на кусочки, слегка сминает и быстро приклеивает на крышу домика. Вместе с детьми удивляется и радуется тому, что до­мик сразу преобразился. Спрашивает, как будет выглядеть домик после долгого снегопада: какими будут стены, окошки. Показывает прием об­рывания и выщипывания бумажной формы, подсказывает, что весь до­мик можно сделать из кусочков белой бумаги, но в этом случае нужно подобрать для фона бумагу яркого или темного цвета.

Дети выбирают материалы и создают свои «заснеженные» картины.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

«Когда это бывает?»

Задачи. Вовлекать детей в диалог. Побуждать произвольно строить предложения разной грамматической структуры, объединяя их в ко­роткий текст. Рассуждать.

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков ч, Щ- Учить различать их на слух, подбирать слова с этими звуками.

«Когда это бывает?»

Зимний пейзаж. Кругом снег. Падают снежинки. Лыжник едет на

лыжах. (Зима.)

292

В центре картины незамерзшее озеро. На кочках стоят рыбы в шубах. На берегу мальчик в плавках загорает. Медведь лакомится малиной. (Лето.)

Осенний («золотой») дуб. На нем синие яблоки. В гнезде раки.
(Осень.)                                   

Появляются подснежники. Рядом в кустах гнездышко с птичьими яйцами. (Весна.)

Материалы, инструменты, оборудование. Картина, фонарик.

Содержание занятия. Воспитатель вывешивает картинку. Дети стайкой окружают ее. Переговариваются. Воспитатель предлагает за­нять свои места на стульях и спрашивает их: «Удивительная картина? Что вас в ней поразило?» (Свободные высказывания детей.)

—   У меня веселый фонарик. Можно взять его в руки, посветить на картину и сказать: так бывает или нет? Что перепутал художник? (Вы­звать всех желающих. Что не заметили дети — указывает фонариком
воспитатель.)

—   Как вы думаете, какое время года изобразил художник? Почему вы так думаете? (Рассуждения детей. Подвести к идее, что одновремен­но изображены все четыре времени года. Наводящие вопросы. В какое
время года бывает снег и дети катаются на лыжах? Когда появляются подснежники, а птицы вьют гнезда? Когда дети загорают на солныш­ке, а медведи бродят по лесу и едят малину? В какое время года листва на деревьях становится золотой, поспевают яблоки? Сколько времен
года изобразил художник? Так бывает?)

—   Давайте пофантазируем: если бы я был веселым художником, что бы я нарисовал? (Фантазии детей.)

Воспитатель читает детям стихотворение Л. Кузьминой («Небы­лица»):

Что за странная картина:

Солнце щедро греет льдины,

Щуки плавают в снегу,

Чайки плачут на бегу,

В ванне плещется тигренок,

За столом сидит козленок,

Варит щи седой енот,

Чешуей сверкает кот,

 У коня — усы-щетинки,

Чай кипит в холодной крынке,

Чайник убежал с плиты... Той картине веришь ты?

 

Затем воспитатель читает стихотворение Я. Бжехвы «Сорока» (пер. Бориса Заходера; см.: Литература и фантазия / Сост. Стрельцова Л. Е. — М.: Просвещение, 1992. С. 135). Потом воспитатель спрашивает детей:

293

- Какие небылицы вам запомнились? Что настрекотала сорока? (Свободные высказывания детей.)

 

...В речке плещутся щучата — Это щучкины ребята. Ярче, чише серебра Блещет щучек чешуя!

(И.Лопухина)'

 

Педагог спрашивает детей, заметили ли они, что в этом стихотворе­нии часто повторяются два звука. Какие это звуки? (ч, щ) Просит детей назвать слова со звуком ч (щ).

Воспитатель объясняет детям, что он будет произносить звуки ч, щ и слова с этими звуками, когда они услышат звук ч - им нужно будет хлопнуть в ладоши; звук щ - поднести палец к губам. (Ч, ч, щ, ч, щ, щ, щука, щенок, ручей, щуренок, плещутся, чешуя.)

 

После занятия. Картина остается в групповой комнате на два-три дня для свободного рассматривания детьми.

 

1 См.: Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для разви­тия речи. — М.: Аквариум, 1995. С. 307.

294

ДЕКАБРЬ. 14 НЕДЕЛЯ

Планирование работы

Направленность педагогической работы. Предстоящие две недели пройдут в ожидании новогодних событий, в праздничных хлопотах по украшению своей группы, елки. Дети будут знакомиться с традициями празднования Нового года в нашей стране. Подобранные произведения художественной литературы помогут в этом. Заучивание стихов будет способствовать развитию поэтического слуха, умению чувствовать ритм, созвучность слов, понимать и воспроизводить образный язык стиха. За­дача этой недели — побуждать детей рассуждать, фантазировать, сочи­нять сказки, высказываться на темы из личного опыта, активно употреб­лять прилагательные, глаголы. Кроме того, пополнятся детские пред­ставления о разных состояниях и некоторых свойствах воды. Дети научатся устанавливать равенство групп предметов двумя способами, анализировать текст и выделять существенные признаки ситуации, будет развиваться их внимание и совершенствоваться координация движений.

 

День недели Временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы
1 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Познание окружающего мира. «Новогодняя елка» 2. Конструирование. «Новогодние игрушки» 3. Физкультура № 14.1. Разучивание техники прыжков на одной ноге с продвижением вперед. Закрепление навыка ходьбы перекатом с пятки на носок. Развитие выносливости
    Прогулка Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей Подвижная игра «Два Мороза»
    После обеда Чтение рассказа М. Зощенко «Елка»
    Вечер Игры по инициативе детей
2 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Природа. «Лед, его свойства» 2. Рисование декоративное. «Волшебные снежинки. Зимнее окошко» 3. Музыка № 14.1. Пение: распевка М. Красев «Елочка»; Т. Попатенко «Вот какая елочка», «Новогодний хоровод» (муз. Т. Попатенко, ел. Н. Найденовой), «Елочка» (муз. Л. Бекман, ел. Р. Кудашевой, «Снежинки» (польск. нар. песня). Музыкальное движение: танцы «Новогодний хоро­вод» (муз. Т. Попатенко, ел. Н. Найденовой), «Елочка» (муз. Л. Бекман, ел. Р. Кудашевой), «Идем на елку» (П. Чайковский «Марш»), «Вальс снежных хлопьев» (из балета «Щелкунчик»)

295

 

День недели Временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы
  Прогулка   Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей Подвижная игра «Кто сделает меньше прыжков» Спортивные упражнения с клюшкой и шайбой
    После обеда Чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка»
    Вечер Игры по инициативе детей
3 день Утро Сбор и составление «коллекции» старинных елочных игрушек Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Математические представления № 14 2. Аппликация. «Звездочки танцуют. Зимнее окошко» 3. Физкультура № 14.2. Разучивание техники прыжков с ноги на ногу с продвижением вперед, на двух ногах че­рез линии. Развитие быстроты.
    Прогулка Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей Подвижная игра «Кто сделает меньше прыжков» Подвижная игра «Два Мороза»
    После Обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
    Вечер Игры по инициативе детей
4 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Развитие речи. «Кто поляны белит белым» 2. Лепка. «Звонкие колокольчики» 3. Музыка № 14.2. Слушание музыки: П. Чайковский «Трепак» из балета «Щелкунчик», Е. Ботяров «Василиса-краса», В. Ребиков «Шалуны (пряник)», «Паяц». Музы­кальное движение: танец «Танец вокруг елки» (П. Чайков­ский «Трепак» из балета «Щелкунчик»), этюд «Не упускай меня из виду» (Л. Бетховен «Экоссез»)
    Прогулка Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей Подвижная игра «Два Мороза» Спортивные упражнения с клюшкой и шайбой
    После обеда Чтение рассказа И. Пивоваровой «Новый год» из книги «Однажды Таня с Манечкой» (1 -я часть)
    Вечер Игры по выбору детей Физкультурный досуг: игра «Два Мороза»; зимние заба­вы — на санках, лыжах, эстафеты-соревнования с санка­ми; игра в снежки; игра «Охотники и зайцы»; игра малой подвижности «Волшебные фигуры» и др.

296

День недели Временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы
5 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Художественная литература. «Сказочная путаница» 2. Свободное занятие 3. Физкультура № 14.3. Закрепление умения выполнять повороты направо, налево переступанием. Совершенст­вование умения бегать с различной скоростью. Развитие гибкости
    Прогулка Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей Подвижные игры: «Два Мороза», «Кто сделает меньше прыжков»
    После обеда Чтение рассказа И. Пивоваровой «Новый год» из книги «Однажды Таня с Манечкой» (2-я часть)
    Вечер Игры по инициативе детей

296

* См. раздел «Природа».

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Канун Нового года — эмоционально значимое событие для детей. Их опыт будет обо­гащаться посещением вместе с родителями магазинов, выбором подар­ков, подготовкой праздничных костюмов и нарядов. Дети будут видеть украшенный город. Эти впечатления они могут перенести и в свои иг­ры. Одним из сюжетов может быть приглашение «артистов» домой или в кукольный детский сад, чтобы подарить «детям» игрушки, рассказать сказку, поводить хоровод или поиграть в веселые игры. Возможны предпраздничные хлопоты в кукольном уголке. При этом не утрачива­ют свою значимость и другие, любимые детьми игры и роли. Возмож­но, в этот период педагогам следует не столь активно влиять на детские игры, предоставив простор для детской фантазии и инициативы.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Новогодняя елка»

Задачи. Знакомить с традициями празднования Нового года в на­шей стране.

Формировать положительное отношение к семейным и обществен­ным праздникам.

Знакомить со свойствами разных предметов и материалов, правила­ми безопасного поведения в новогодние праздники.

Предварительная работа. Составление «коллекции» старинных и самодельных елочных украшений.

297

Материалы, инструменты, оборудование. Елочные игрушки, ил­люстрации с изображением новогодних украшенных елок.

Содержание занятия. Воспитатель спрашивает у детей, кто из них помнит, как отмечают Новый год, кто дарит детям подарки. Вспомина­ет с ними, что на праздник приходит Дед Мороз (или даже два: Мо­роз — Красный нос, который бодрит, веселит, и Мороз — Синий нос, который морозит) со Снегурочкой. Какие подарки получали дети на прежние праздники? Были ли это коробочки, наполненные вкусными вещами — мандаринами, апельсинами, вафлями, конфетами, шоко­ладками? Рассказывает, что на Новый год дарят друг другу подарки, чтобы у каждого человека появилось что-нибудь новое. Что-нибудь новое обязательно надевают и на встречу Нового года.

Рассказывает детям, что обычаев, связанных с наступлением Ново­го года, много. Праздник отмечают дома, но теперь также часто и на улице. Пускают ракеты, взрывают петарды, пьют шипучие напитки, желают друг другу всего доброго и загадывают желания на следующий год. Воспитатель рассказывает об обычае «обмануть» Новый год: нуж­но переодеться, чтобы старые болезни и невзгоды тебя не узнали, что­бы по-новому начать жить в новом году. Для этого можно переодеться в карнавальные костюмы.

Воспитатель рассказывает детям, что елка — вечнозеленое дерево («Зимой и летом одним цветом»), одно из немногих деревьев, сохраня­ющих свой наряд зимой. Именно поэтому ветки елки стали использо­вать для украшения к новогоднему празднику.

Педагог рассматривает с детьми иллюстрации с изображениями украшенных елок и рассказывает, что в нашей стране елку наряжают обильно, вешают на нее и съедобные украшения: яблоки (особенно любимы маленькие желтые крымские удлиненной формы), золоченые орехи (грецкие), узорчатые пряники, украшенные росписью из цвет­ной сахарной глазури. На русской елке игрушки разноцветные, разно­го размера и формы, изображающие людей, животных, растения, пло­ды, шишки и сосульки. Традиционные игрушки: шарики, хлопушки, звезда-фонарик (народная — из соломы, фабричная — из стеклянных палочек), шпиль или звезда наверху.

В старину дети сами делали украшения для елки: бусы, цепи и фона­рики из бумаги, игрушки из ваты (обмазывали ее клеем, красили и посы­пали блестками). Делали также игрушки на основе пустого яйца: клоуна, курочку, ягодку (с острого и тупого концов делали по дырочке острой иг­лой, выдували содержимое через соломинку, раскрашивали, приклеива­ли детали — глаза, нос, рот, волосы — и прикрепляли нитяную петельку). Воспитатель исследует вместе с детьми, из каких материалов сдела­ны елочные игрушки (из стекла, дерева, пластмассы, бумаги, картона, ваты, пустого яйца, проволоки, соломы и т. д.). Выясняет вместе с ни­ми, какие игрушки ломкие, хрупкие, бьющиеся, твердые, прочные, прозрачные, мягкие, жесткие, гибкие. Воспитатель обсуждает с деть­ми, что еще можно делать из таких материалов, где и для чего их ис-

298

пользуют. Что делают из стекла, из пластмассы. Вспоминает с детьми то, о чем они уже узнали раньше: что делают из дерева, из бумаги.

На занятии и в течение недели воспитатель обсуждает с детьми пра­вила безопасного поведения в новогодние праздники.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НОВОГОДНИЕ ПРАЗДНИКИ

1. Не дергайте елку за ветки — она может опрокинуться на вас совсеми игрушками!

2. Не сжимайте елочные игрушки — если они сделаны из стекла,то могут порезать вам руку!

3. Лучше не зажигать свечи на елке. Будьте осторожны со всеми свечками, не подносите к ним близко вещи, одежду, руки!

4. Не стойте близко к тому, кто запускает петарды! Не трогайте пе­тарды сами!

5. Держите зажженный бенгальский огонь подальше от себя. Сго­ревшие бенгальские огни бросайте в таз с водой.

После занятия. На следующих занятиях по лепке и конструирова­нию дети изготавливают игрушки для новогодней елки.

КОНСТРУИРОВАНИЕ из бумаги

«Новогодние игрушки»

Задачи. Закрепить у детей умение создавать разные поделки на ос­нове цилиндра, используя знакомые способы (сложение листа бумаги пополам или гармошкой, дополнение характерными деталями), при­думывая новые конструкции. Развивать воображение, творчество. Вос­питывать у детей стремление порадовать других.

Материалы, инструменты, оборудование. Квадратные бумажные заготовки разного цвета и величины, гофрированная и цветная бумага для оформления поделок, комплекты мелких деталей для создания изображений собаки, филина, петуха и др., клей, ножницы.

Содержание занятия. Педагог напоминает детям о приближающем­ся новогоднем празднике и предлагает сделать своими руками игрушки Для украшения елки в детском саду или дома, или для подарка кому-ни­будь к празднику. Показывает плакат с нарисованными возможными поделками из цилиндра (или несколько готовых поделок). Спрашивает Детей: чем похожи все эти игрушки? (Они все сделаны из цилиндра.) А чем отличаются? (Мелкими деталями: ушками, крылышками, мор-Дочками, разной шириной цилиндра.) А что еще можно изготовить из Цилиндра? Воспитатель напоминает, что дети уже делали сам цилиндр. Просит кого-нибудь из детей напомнить другим процесс его изготовле-

299

ния (квадрат разделить пополам, получившийся прямоугольник закру­чиваем в цилиндр, накладывая одну короткую сторону на другую).

Предлагает детям придумать свою поделку (подобрать нужный мате­риал, нужную ширину цилиндра) и изготовить ее. В процессе работы педагог интересуется у каждого ребенка, какую поделку он задумал, как он будет ее делать, дает советы, как добиться выразительности образа.

В конце занятия воспитатель рассматривает вместе с детьми готовые поделки, спрашивает, какая игрушка им особенно нравится и почему.

Готовые работы дети вешают на елку.


После занятия. Оставшиеся бумажные заготовки педагог может пе­ренести в уголок ручного труда (детскую мастерскую), с тем чтобы де­ти имели возможность при желании в свободное время сделать другие игрушки.

 

ПРИРОДА

«Лед, его свойства»

Задачи. Формировать представления детей о льде, его свойствах, о том, что лед — это замерзшая вода.

Материалы, инструменты, оборудование. Кусочки льда, пластмас­совые формочки для льда, пластиковая бутылочка с замерзшей водой, зеркало.

Предварительная работа. Наблюдение на прогулках и в группе (мате­риал по дням недели распределяет сам воспитатель).

Наблюдение на прогулке. Когда на деревьях появляется иней? На что похожи деревья, покрытые инеем? Педагог обращает внимание детей на то, как красивы и разнообразны снежинки, как они переливаются, свер­кают на солнце. Похожи ли они друг на друга? Дети рассматривают сне­жинки, упавшие на рукав, на ладошку, затем исследуют их с помощью лупы, считают, сколько лучей у снежинок, выясняют, на что они похожи

300

(на звездочки). В разную погоду снежинки бывают разными. В сильный мороз — это твердые крупные звездочки, в слабый — белые шарики. При сильном ветре снежинки мельче, чем в тихую погоду, так как у них обламываются края (это заметно даже через лупу.) Если снежинки во время полета слипаются, получаются снежные, пушистые хлопья. (Это происходит при не очень высокой температуре.) Пусть дети постарают­ся найти похожие снежинки, запомнить, как они выглядели, затем по памяти воспроизвести их на бумаге (в виде рисунка или аппликации).

Дети проверяют, что происходит, если снежинку положить на ладош­ку. Она тает, получается капелька воды. Значит, снежинка — это вода.

Наблюдения в группе. Если на оконном стекле образуются морозные узоры, дети рассматривают их. Кто мог нарисовать такие узоры? Что они напоминают? Интересно сравнивать узоры на разных окнах. Мо­роз рисует одинаковые узоры или нет? Какие узоры получились самы­ми красивыми?

Содержание занятия. Воспитатель рассматривает вместе с детьми кусочек льда, какой он. Прозрачный или нет? Видно ли что-нибудь че­рез льдинку? Какая льдинка на солнце? Блестит, сверкает, переливает­ся. Хрупкий лед или нет? Можно ли сломать льдинку?

Воспитатель наблюдает с детьми, что происходит с небольшим ку­сочком льда, который они взяли в руки, — он начинает таять, превра­щается в воду.

Воспитатель спрашивает у детей, что произойдет с водой на морозе. Делает вывод, что вода на морозе замерзает. Обсуждает с детьми, как можно сделать лед (заморозить воду), где это можно сделать.

Вместе с воспитателем дети делают цветные льдинки в формочках: наполняют разные формы (используются пластмассовые формочки, специальные формочки для льда или вкладки в коробки для конфет). В каждую формочку кладется нитка в форме петли. Затем формочки помещаются в холодильник или же выносятся на мороз.

Педагог рассматривает с детьми, что произошло со льдом, который посыпали солью и поставили в морозильную камеру. От соли лед тает даже на морозе. Педагог обсуждает с детьми, почему зимой дорожки посыпают солью, зачем это делают.

Воспитатель рассматривает с детьми бутылочку, наполненную до­верху водой, которую накануне поставили в морозильник. Обращает внимание детей на то, что когда вода начала замерзать, из бутылки вы­ступил кусочек льда: лед занимает больше места, чем вода. Рассказыва­ет детям, что поэтому зимой трескается асфальт: вода под ним замерза­ет, превращается в лед и подпирает его снизу. Поэтому зимой могут лопнуть, если замерзнут, трубы с водой.

Воспитатель обсуждает с детьми, что будет, если пальчиком дотро­нуться до окон с узорами. Пальчик был сухой, а стал мокрым, на руке появилась вода. Почему исчезают узоры на стекле, если прикоснуться к ним руками? Ладошки у детей теплые, узоры тают от их тепла, появ­ляются капельки воды.

301

Воспитатель предлагает детям дотронуться пальчиками до зеркала, которое за несколько часов до этого положили в морозильную камеру. От теплых пальчиков детей на зеркале остаются следы, которые в пер­вые минуты опять замерзают.

Педагог рассказывает детям, что в старину в России зимой реки стано­вились естественными дорогами, по которым перевозили грузы на санях. Современные машины гораздо тяжелее груженых саней, поэтому перево­зить грузы по льду опасней, чем раньше. Если идешь по льду водоема, осо­бенно опасно не заметить полынью (место, где течение такое быстрое, что плотный лед не образуется), затянувшуюся тонким льдом прорубь (остав­шуюся от рыбаков или в том месте, где брали воду) и провалиться. Когда идешь по льду, нужно пробовать перед собой лед заостренной палкой (пи­кой), стуча по нему: если лед при ударе издает звуки, на нем выступает во­да или он другого цвета, дальше идти нельзя: лед слабый.

В заключение занятия воспитатель делает вывод о том, что вода на морозе замерзает и превращается в лед, лед прозрачный, хрупкий, бле­стит и сверкает на солнце. От соли лед тает даже на морозе.

После занятия. На следующих занятиях по рисованию и апплика­ции дети создают «Зимнее окошко» с морозными узорами и снежинка­ми. Сделанными цветными льдинками дети украшают деревья на тер­ритории детского сада.

РИСОВАНИЕ декоративное

«Волшебные снежинки. Зимнее окошко»

Задачи. Учить строить круговой узор из центра, симметрично рас­полагая элементы на лучевых осях или путем симметричного наращи­вания элементов по концентрическим кругам.

Учить симметрично располагать узор в зависимости от формы лис­та бумаги или объемного предмета.

Учить использовать в узоре разнообразные прямые, округлые ли­нии формы, растительные элементы.

Развивать умение пользоваться кистью (рисовать концом, всей ки­стью, свободно двигать в разных направлениях).

Вызвать у детей желание создать коллективную композицию из на­рисованных снежинок и вырезанных звездочек для интерьера группы.

Предварительная работа. Знакомство с кружевоплетением как ви­дом народного декоративно-прикладного искусства. Рассматривание кружевных изделий вологодских мастериц. Наблюдение за снегопадом и рассматривание снежинок, пойманных на варежки. Сравнение воло­годских кружев с морозными узорами и снежинками. Подготовка ос­новы для композиции «Зимнее окошко» (большой лист бумаги или ку­сок обоев).

302

Материалы, инструменты, оборудование. Бумажные квадраты од­ного размера, но разного цвета — темно-синего, фиолетового, сирене­вого, малинового, сине-зеленого, черного; гуашевые краски белого цвета, очень тонкие кисточки, баночки с водой, матерчатые и бумаж­ные салфетки.

Вологодские кружева для рассматривания, крючки для вязания, коклюшки, челноки (для показа детям).

Основа для композиции «Зимнее окошко» (большой лист бумаги, на котором можно будет разместить по виду лоскутного одеяла все дет­ские работы).

Содержание занятия. Воспитатель показывает детям вологодские кру­жева, укрепленные на темном фоне (например, на бархатной бумаге чер­ного, темно-синего, фиолетового цвета). Спрашивает, знают ли дети, что это такое. По ходу небольшой беседы уточняет пр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...