РИСОВАНИЕ с элементами аппликации
«Наш календарь» Задачи. Учить детей составлять гармоничные цветовые композиции, передавая впечатления о разных временах года. Создавать выразительный образ дерева, в соответствии с сезонными изменениями в природе. Развивать технику рисования гуашевыми красками: смешивать разные краски, получая «зимние», «весенние», «летние» и «осенние» цвета и оттенки (оттенки — голубой, сиреневый), свободно двигать кистью в разных направлениях, рисовать кончиком кисти и всем ворсом. Вызвать интерес к работе в парах, желание создать самодельный календарь. Развивать чувство цвета, формы, композиции. Предварительная работа. Рассматривание картин, репродукций, фотографий, художественных открыток с изображением природы в разные времена года. Подготовка дидактического пособия «Краски природы», включающего четыре абстрактные цветовые композиции: «Зима» (бело-сине-Фиолетово-голубая), «Весна» (нежно-зелено-бело-розово-голубая), «Лето» (зелено-салатово-красно-желто-голубая), «Осень» (желто-°Ранжево-красно-коричнево-серо-голубая). 285 Материалы, инструменты, оборудование. Для перекидного самодельного календаря нужно подобрать 12 листов бумаги одного формата и размера, но разного цвета, создающего ассоциации с временами года (три листа для зимних месяцев, например, белый, светло-голубой, нежно-сиреневый или фиолетовый; три листа для месяцев весны — светло-зеленый, розовый, нежно-голубой или ярко-желтый; три листа для лета — зеленый, красный, малиновый; три листа для осени — желтый, оранжевый, серо-голубой); 12 одинаковых силуэтов деревьев (ствол и ветки без листвы); гуашевые краски, цветные карандаши, фломастеры, кисточки разных размеров, палитры (блюдца, керамические или пластиковые плитки), баночки с водой.
Три-четыре настенных календаря с красивыми видами природы. Форма проведения занятия. Дети работают в парах, вместе выбирая листок для одного месяца года. В то же время все дети распределяются на четыре группы «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» и размещаются соответственно. Содержание занятия. Внимание! Перед занятием воспитатель размещает на доске или на свободной стене 12 листов цветной бумаги для изготовления настенного календаря, сгруппировав их по сезонам года. На столе у каждой пары детей, кроме материалов и художественных инструментов, лежит один силуэт дерева, вырезанный воспитателем (все силуэты одинаковые). Воспитатель показывает детям три-четыре календаря, желательно с красивыми пейзажами, и сообщает, что сегодня они сами создадут необычный календарь «Времена года». — В нашем календаре будут картины про все времена года. Как вы думаете, какие? (Дети вспоминают и называют времена года.) Но рассказывать странички календаря будут про одно и то же дерево: как оно спит зимой, просыпается и цветет весной, угощает нас вкусными плодами летом, радует яркими листочками осенью. Поэтому картины будут и похожи и не похожи друг на друга. Дерево у каждого из вас будет вот такое (показывает вырезанный силуэт и предлагает сравнить с теми, что лежат на столах у детей). Пусть это будет яблоня (груша, вишня). Как вы думаете, что случится с яблоней весной? (На ветках появятся маленькие, светло-зеленые листочки и бело-розовые цветы.) Как изменится яблоня летом? (Листочки станут больше, ярче, темнее, цветы опадут и появятся плоды — спелые яблоки.) Как будет выглядеть яблоня осенью? (Листья пожелтеют и начнут опадать, яблоки соберут люди.) А как изменится яблоня зимой? (Голые ветки покроются снегом.) Сейчас мы с вами договоримся, как будем работать. Сколько времен года всего? Правильно, четыре, поэтому нам нужно распределиться ровно на четыре группы. (Воспитатель помогает детям распределиться, учитывая сложившиеся взаимоотношения и уровень художественных способностей, чтобы все сезоны в календаре были представлены хорошо.) Кто знает, сколько месяцев в каждом времени
286 года? (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель подсказывает на примере прошедшей осени — сентябрь, октябрь, ноябрь, — чтобы дети на слух подсчитали количество.) Затем воспитатель обращает внимание детей на 12 цветных листов, размещенных на доске, и поясняет, что это странички календаря, которые своим цветом подсказывают время года и что-то нам напоминают. Включает детей в обсуждение характерной цветовой гаммы каждого сезона (например: «Это весна, она нежная, со светло-зелеными листочками, теплым желтым солнышком, цветущими ветками...»), предлагает группам выбрать по три листочка календаря и удобно разместиться для работы по парам (в отдельных случаях по тройкам). — Дети, договоритесь, кто с кем вместе будет делать одну страничку — один месяц календаря. Наклейте дерево так, чтобы оно росло снизу из земли, а не висело в воздухе. И нарисуйте красками картину про это время года. Группа «Осень», как вы представляете свою картину, какого цвета будут листочки на ветках, что еще вы хотите нарисовать? Кто из вас делает страничку про начало осени (сентябрь)? Не забудьте, что в это время на яблоне еще много зеленых листьев, и даже осталось немного яблок. Кто занимается вторым месяцем осени? В это время осень не случайно называют золотой. А кому попалась страничка про ноябрь — последний месяц осени? Видите, она такая серо-голубая, как небо в это время года. Наверное, на вашей картине пойдет дождь, подует ветер и сорвет с яблони последние листочки?
Группы «Зима», «Весна» и «Лето», вы тоже постарайтесь показать, как изменится наша яблонька. Придумайте, что или кто еще появится на ваших картинах. По ходу работы воспитатель поощряет детей к экспериментированию с цветом, советует расширить цветовую гамму создаваемой карти- ны. Детям группы «Осень» показывает на палитре, как можно получить разные оттенки желтого цвета, добавляя по капельке красной, оранжевой и зеленой краски. Детям группы «Зима» советует получить разные оттенки голубого, смешивая синюю и белую гуашь в разных пропорциях (чем больше белого, тем светлее оттенок). Детям группы «Лето» задает вопрос о размере и степени спелости яблок в разные сроки сезона.
После занятия. В самостоятельной художественной деятельности во второй половине дня или на свободном занятии в пятницу дети °Формляют календарь «Времена го-Да»: располагают картины-страни- 287 цы в нужной последовательности, наклеивают или вписывают с помощью воспитателя названия месяцев, вклеивают фотографии именинников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|