Материалы, инструменты, оборудование
Демонстрационный материал: Счетная лесенка. Игрушки двух видов по шесть штук каждого. Карточки с цифрами 5 и 6 по две штуки каждой. Цифры 5 и 6 для доски или наборного полотна. По шесть картинок двух видов (например, «елочка», «бабочка»). Двенадцать кружков двух разных цветов (например, шесть красных, шесть синих). Три квадратных листа бумаги. Раздаточный материал: Три квадратных листа бумаги. Ножи для разрезания бумаги или ножницы. Содержание занятия. Работа по закреплению навыков счета в пределах шести полностью повторяет первую часть занятия № 13, единственное отличие — используются игрушки и картинки, названия которых существительные женского рода. Дополнительно дети упражняются в установлении равенства двух групп предметов двумя способами. Воспитатель выкладывает в верхнем ряду (в наборном полотне, на доске) шесть красных кружков, в нижнем — пять синих кружков. Спрашивает у детей, как можно сделать поровну. Кто-нибудь из детей обязательно скажет: «Убрать один красный». Воспитатель предлагает ему выйти и сделать это. Дети хором пересчитывают кружки в верхнем и нижнем ряду. Говорят: «Пять и пять. Поровну». Воспитатель предлагает ребенку восстановить ситуацию — поставить красный кружок обратно в верхний ряд. «Как еще можно сделать поровну?» — спрашивает воспитатель. Ответы могут быть разными, но кто-нибудь из детей скажет: «Добавить один синий в нижний ряд». Воспитатель предлагает ему это сделать. Воспитатель: «Теперь поровну?» Дети хором: «Поровну». Воспитатель: «Посчитаем». Дотрагиваясь до каждого кружка, воспитатель считает вместе с детьми, вначале вверху: «Шесть». Затем внизу: «Шесть». Воспитатель: «Шесть и шесть. Поровну».
Упражнение на установление равенства групп предметов двумя способами повторяется еще два раза. Вначале, когда наверху пять кружков, а внизу четыре, а затем, когда наверху четыре, а внизу три кружка. Дети могут выходить к доске по двое, сами выбирая себе пару. Игра на внимание и координацию движений «Руки — ноги» Методика проведения игры описана в занятиях № 2, 5, 8. У воспитателя и у детей по три листа бумаги квадратной формы. у воспитателя листы — побольше, у детей поменьше. Воспитатель про- 305 детей взять один лист и разделить его на четыре равные части так, как они уже это делали, прежним способом. Наблюдает за тем, как дети делают и все ли они помнят этот способ (смотри занятие № 12). В случае затруднения предлагает ребенку обратиться за помощью к товарищам. После того как дети разделили свои листы бумаги на четыре равные части, воспитатель делит свой лист также на четыре равные части. Ставит части в ряд в наборное полотно, перед ними слева — целый лист. Спрашивает у детей: «А можно по-другому разделить квадрат пополам или на четыре равные части?» Возможно кто-нибудь из детей предложит такой вариант — «сложить наискосок», показывая это на своем листочке (по диагонали). После чего воспитатель берет свой лист бумаги и показывает, как сложить квадрат «по-другому», по диагонали, чтобы потом его разрезать вначале пополам, а затем на четыре равные части. Способы деления квадрата:
Дети выполняют деление квадрата вслед за воспитателем. «Что у нас получилось?» — спрашивает воспитатель. Дети, глядя на части, говорят: «Четыре маленьких треугольника». «Или четыре части, — говорит воспитатель. — Покажите одну часть отделения первого квадрата». Дети показывают маленький квадратик. Воспитатель: «А теперь одну часть от деления второго квадрата». В руках у детей квадрат и треугольник:
Воспитатель спрашивает: «Похожи эти части?» Дети: «Нет». Воспитатель: «А что в них абсолютно одинаково?» Скорее всего дети не ответят на этот вопрос. Воспитатель: «Вспомните, мы делили одинаковые листочки бумаги?» Дети: «Да». Воспитатель: «Каждый на сколько равных частей?» Дети: «На четыре». Воспитатель: «Я попросила вас показать одну из четырех частей первого квадрата, это квадратик, и одну из четырех частей второго квадрата, это треугольничек». Воспитатель: «Правильно, каждый из них называется одна четвертая». В данном случае не нужно, чтобы дети повторяли вслед за воспитателем, что и квадрат и треугольник — одна четвертая большого квадрата (в данном случае это информация к размышлению, а результат размышления наступит значительно позже). 306
Шуточная задачка на сообразительность Методика работы описана в занятиях № 4, 7. Воспитатель просит детей представить себе, что она на красивом подносе внесла в комнату пять горящих свечей. Эмоционально включает их в ситуацию: «Вы видите горящие свечи? Они все разноцветные, очень красивые, все горят». Воспитатель, держа в руках воображаемый поднос, говорит: «Я гашу две свечи, — и дует два раза. Задает вопрос: Сколько свечей осталось?» Правильный ответ: пять свечей, только две не горят.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|