Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§4. Образовательные технологии




§4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Личностно-ориентированное обучение возможно построить, либо полностью изменив образовательный процесс, переведя его на свободную деятельность учащихся, что невозможно для массовой школы, либо изменив парадигму ОП, поставив как ведущую цель развитие личности ученика, и на этой основе пе­рестраивать обучение, опираясь на развивающие образователь­ные технологии.

Что же вкладывается в понятие «образовательная технология»?

В переводе с греческого «технология»— искусство, мастер­ство. В толковом словаре этот термин определяется как сово­купность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастер­ство, искусство.

Технология — категория процессуальная; она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта. Технология направлена на проектирование и исполь­зование эффективных экономических процессов (М. Гошанов).

Педагогическая технология есть область исследований тео­рии и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической систе­мы для достижения специфических и потенциально воспро­изводимых педагогических результатов (П. Митчелл).

Педагогическая технология — совокупность психолого-пецагогических установок, приемов, методов обучения, воспи­тательных средств; она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).

Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).

Педагогическая технология — это продуманная во всех дегалях модель совместной педагогической деятельности по проэктированию, организации проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащих­ся и учителей (В. М. Монахов).

Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания р. усвоения знаний с учетом технических и человеческих ре­сурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптими­зацию форм образования (ЮНЕСКО).

Из приведенных определений можно вычленить следующие признаки: процессуальный двусторонний характер взаимосвя­зей деятельности учителя и учащихся; совокупность установок, приемов, методов; проектирование и организация процесса; комфортные условия. Однако здесь неполно учитывается управ­ленческий аспект. С позиций управления образовательный про­цесс представляет собой сочетание управленческой деятельно­сти учителя и самоуправление ученика в целостном управлен­ческом цикле. Кроме этого, образовательная технология, как правило, имеет своей целью достижение (естественно, вероят­ностное) конкретной цели.

Все это дает нам основание дать следующее определение.

Образовательная технология — это система (процессная) совместной деятельности учащихся и учителя по проектиро­ванию (планированию), организации, ориентированию и кор­ректированию ОП с целью достижения конкретного результа­та при обеспечении комфортных условий участникам.

К настоящему времени сложилось значительное количество развивающих ОП, позволяющих осуществлять личностный подход к учащимся. К ним можно отнести технологию полно­го усвоения знаний, уровневой дифференциации, адаптивную, коллективного взаимообучения, модульную, проектную Даль­тон-технологию.

В основе всех технологий лежит идея создания адаптивных условий для каждого ученика, т. е. адаптация к особенностям ученика содержания, методов, форм обучения и максималь­ная ориентация на самостоятельную деятельность или работу

в малой группе.

Все технологии должны включать в себя уровневый подход к содержанию и характеру познавательной деятельности каж­дого ребенка.

Технология коллективного взаимодействия, которую иног­да называют коллективным способом обучения, предполагает работу учащихся в парах сменного состава. При этом каждый ученик выступает и в роли учителя, обучающего других уча­щихся, и в роли ученика, которого обучают по очереди его товарищи. В основе этой технологии лежит организованный диалог, который для усиления личностного подхода может быть постепенно переведен в свободную дискуссию, востребо­ванную учеником.

Технология модульного обучения предполагает, что ученик либо полностью, либо частично самостоятельно обучается с использованием цельной комплексной программы.

Эта технология имеет интегративный характер, так как в программу можно включить уровневую дифференциацию, вза­имообучение, элементы дискуссии и другие технологии.

Раскроем цели, сущность и сам процесс технологии проект­ного обучения.

Технологии проектного обучения

В 1928 г. известный американский ученый Дж. Дьюи, по­бывав в Советском Союзе, написал книгу «Впечатления о ре­волюционном мире». В ней Дж. Дьюи особенно высоко оценил философию школы: ее общую направленность на ребенка, цен­ности и принципы деятельности учителей и руководителей школы. Он был восхищен интеллектуальной смелостью россий­ских педагогов, которые в те годы решали проблемы нестереотип­ными способами. Для каждой проблемы имелось решение, соот­ветствующее ее ценностям. Учителя уже тогда правильно счита­ли, что педагогическая техника вторична, она — инструмент, и что главное — это ценности и идеалы учителя и школы. Это еще раз подтверждает, что для всякого реформирования важны ис­ходные философские подходы.

В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач развития ученика. Однако этот метод не давал возмож­ности учащимся овладеть системой знаний в области конк­ретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы, и вме­сте с ним резко снизилось внимание к основной философской идее образования — направленности его на ребенка.

В настоящее время принцип гуманизации образования ста­новится ведущим, и школьная практика требует конкретных технологий, обеспечивающих его реализацию. К. одной из та­ких технологий можно отнести проектное обучение.

Можно сказать, что именно сейчас начинает складываться технология проектного обучения, и она нашла успешную реа­лизацию в гимназии № 1532 (Москва). Коллективом школы разработаны и реализованы интересные учебные проекты: «Рынок и рыночные факторы», «Проблема водоснабжения Москвы», «Школа, в которой я бы хотел учиться» и др. Инте­ресный проект «История двух городов: Лондон — Москва» был разработан учениками гимназии N° 1504 (Москва). В гим­назии № 1542, в школе № 1290 (Москва) разрабатываются как крупные общешкольные проекты, так и масса мелких пред­метных проектов или интегрирующих несколько предметов.

В чем же суть проектного обучения (ПО)? Чаще всего можно услышать не о проектном обучении, а о проектном методе. Этот метод более четко оформился в США к 1919 г. В России он по­лучил широкое распространение после издания работы В. X. Кильпатрика «Метод проектов. Применение целевой ус­тановки в педагогическом процессе» (1925).

В основе этой системы лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и других американских ученых. Главные из них состоят в сле­дующем: с большим увлечением выполняется ребенком толь­ко та деятельность, которая свободно выбрана им самим; дея­тельность строится не в русле учебного предмета; опора на сиюминутные увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др. Исходный лозунг — «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагал использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс по­знания. К. Фрей в своей книге «Проектный метод» (1997) под этим понятием подразумевает путь, по которому идут обучаю­щие и обучаемые, разрабатывая проект. Он выделяет 17 отли­чительных черт проектного метода. Например, участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо или из жизни; договариваются друг с другом о форме обуче­ния; развивают проектную инициативу и доводят до сведения всех; организуют себя на дело; информируют друг друга о ходе работы; вступают в дискуссии и т. д. Все это говорит о том, что автор под проектным методом имеет в виду систему действий педагогов и учащихся по разработке проекта. Нам представляется это несколько расширенным толкованием ме­тода, так как многое выходит на технологию проектного обу­чения.

Думается, что в современных условиях можно уже гово­рить о создании основ проектного обучения. Мы разделяем позицию Н. Г. Черниловой (1997), которая рассматривает про­ектное обучение как развивающее, базирующееся «на после­довательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теорети­ческих знаний». Это определение относится автором к проект­ному обучению как типу развивающего обучения. Но перево­дить целиком весь образовательный процесс на ПО мы счита­ем нецелесообразным. Для современного этапа развития сис­темы образования важно обогатить практику многообразием развивающих технологий, одной из которых может стать тех­нология ПО.

Любая образовательная технология включает в себя: целе­вую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий учителя и ученика; критерии оценки и ка­чественно новый результат. Раскроем эти компоненты.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать усло­вия, при которых учащиеся: 1) самостоятельно и с охотой при­обретают недостающие знания из разных источников; 2) учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач; 3) приобретают ком­муникативные умения, работая в различных группах; 4) раз­вивают у себя исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации из литературы, документов и т. д. ), наблю­дение, эксперимент, анализ, построение гипотез, обобщение; 5) развивают аналитическое мышление.

Исходные теоретические позиции ПО:

— принцип гуманизма: в центре внимания ученик, разви­тие его творческих способностей;

— образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика; это повышает его мотивацию в учении;

— индивидуальный темп работы над проектом обеспечива­ет выход каждого ученика на свой уровень развития;

— комплексный подход в разработке учебных проектов спо­собствует сбалансированному развитию основных физиологи­ческих и психических функций ученика;

— глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечи­вается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Таким образом, суть ПО состоит в том, что ученик в процес­се работы над учебным проектом постигает реальные процес­сы, объекты и т. д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций; приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов, конструированию новых объектов, процессов и т. д.

Чтобы постичь, прожить, приобщиться к раскрытию, конст­руированию, нужны особые формы обучения. Ведущей среди них является имитационная игра.

Игра — это самая свободная и естественная форма погруже­ния человека в реальную (или воображаемую) действитель­ность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», твор­чества, активности, самостоятельности, самореализации. Имен­но в игре каждый выбирает себе роль добровольно, причем познавательные действия ученика выполняются в структуре деятельности, которая для него имеет личностный смысл. Всё это говорит о том, что имитационная игра в школе является основой личностно-ориентированного обучения.

Игра несет в себе функции: психологические, снимая напря­жение и способствуя эмоциональной разрядке; психотерапев­тические, помогая ребенку изменить отношение к себе и дру­гим, изменить способы общения, психическое самочувствова­ние; технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей ре­альную действительность.

В итоге ребенок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологически свободу, необходимую для разви­тия его личности.

К настоящему моменту сложились стадии разработки про­екта: разработка проектного задания; разработка самого про­екта; оформление результатов; общественная презентация,

рефлексия.

Систему действий учителя и учащихся можно выделить на всех стадиях (табл. 16).

Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы. По времени можно выделить 3 вида учебных проектов: краткосрочные (2—6 ч); среднесрочные (12—15 ч); долгосрочные требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.

На наш взгляд, в школе должны быть разные учебные проек­ты. Думаем, что целесообразно было бы один проект в год в каж­дом классе делать комплексным; по школе в условиях разно­возрастных коллективов можно делать 2—3 проекта за учебный год. Что касается учебных предметов, то таких проектов долж­но быть множество. Например, в гимназии № 1504 проводится в 6—7 классах инсценирование литературного произведения с. прохождением всех стадий: разработки задания, разработки; проекта, реализации, презентации и рефлексии. В классе задействованы все учащиеся, каждый выполняет выбранную им роль. В 5 классе разработан проект «Лирика как род литерату­ры». Учитель дает вводную информацию, выделяет темы, по желанию учащихся создает группы (биографы, литераторы и т. д. ), формирует вопросы, на которые нужно ответить, на каж­дом уроке консультирует и дает дополнительную информацию, рекомендует литературу. Выход — литературная гостиная.

По математике учащиеся 6—7 классов рассчитывали дом для приусадебного участка, одиннадцатиклассники разработали и реализовали проект по теме «Многогранники».

По истории используется идея создания альтернативных исторических документов и т. д.

Критерием оценки является достижение цели проекта, а глав­ное — достижение над предметных целей, которые обеспечива­ют проектное обучение. Если эти цели (сформулированные выше) достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение ка­чественно нового результата, выраженного в развитии позна­вательных способностей ученика и его самостоятельности в по­знавательной деятельности.

Условия успешного осуществления проектного обучения:

— смотивированность учителей на данную технологию;

— смотивированность учащихся на участие в проекте;

— обучение учащихся умениям исследовательской деятель­ности; раскрытие сути исследования как формы познания (про­блема, цель, гипотеза, задачи, методы исследования, умение планировать проведение исследования);

— определение критериев оценки результатов работы над проектом;

— организация встречи групп по обмену мнениями о ходе работы над проектом (при больших проектах).

Подводя итоги сказанному, можно дать следующее опреде­ление. Технология проектного обучения — это преимуществен­но самостоятельная или в малой группе деятельность учени­ка, направленная на решение значимой для него задачи (про­блемы), осуществляемая в режиме поиска, протекающего в проживаемой учеником имитированной или реальной действи­тельности проектной деятельности.

Прилагаем конкретные разработки учебных проектов в при­ложении 7.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...