Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление образовательным процессом в школе




ГЛАВА 3

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ШКОЛЕ

§1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК СИСТЕМА

Из всех процессов, протекающих в школе, образователь­ный является ведущим, потому что он несет в себе три функции: образовательную, воспитательную и развиваю­щую.

Могут возникнуть вопросы: а надо ли управлять образователь­ным процессом, и если надо, то каковы место и роль учителя? Что нужно для этого знать и как осуществлять этот процесс на практике? Именно ответу на эти вопросы посвящена данная

глава.

Ранее мы уже рассмотрели вопрос о сущности управле­ния и знаем, что оно возникает как необходимое условие для жизнедеятельности людей, решающих коллективно конкретные задачи. Образовательный процесс в школе осу­ществляется не одним человеком, а значительной группой людей, в которую входят учителя, ученики, руководители школы, родители. Для согласованности их действий, ус­пешности достижения образовательных целей оптимальны­ми путями и правомерно ставить вопрос об управлении об­разовательным процессом.

Что же нужно знать, чтобы научно обоснованно управлять на практике образовательным процессом? Прежде всего, нужно ответить на вопрос о его сущности и отличии от учебного про­цесса.

Под процессом мы понимаем смену состояний. Образова­тельный процесс т- специально организованное, целена­правленное взаимодействие педагогов и воспитанников, ко­торое направлено на решение образовательных, воспита­тельных и развивающих задач. В результате их решения

происходят изменения в знаниях, умениях, воспитанности и развитости ученика. Меняется в этом процессе и учи­тель, ставя новые задачи для себя на основе рефлексии проведенной деятельности. Идет процесс последовательной смены задач учения школьника и обучающей деятельности учителя. Поэтому образовательный процесс можно рассмат­ривать как смену состояний системы деятельности участ­ников этого процесса. На разных его уровнях меняются роль и место его участников.

Рассмотрим уровни образовательного процесса и особеннос­ти управления на каждом из них. В педагогике выделяются четыре уровня.

Первый уровень — теоретический, представление образова­тельного процесса как системы, т. е. уровень дидактической структуры. Структура требует выделения компонентов систе­мы и определения связей между ними.

Компоненты:

— субъекты ОП (учитель, ученик);

— целевой — осознание педагогом и принятие учени­ком цели и задач учебно-познавательной деятельности (УПД);

— стимулирующе-мотивационные — педагог стимулирует познавательный интерес учащихся, что вызывает у них по­требность и мотив к УПД;

— содержательный — содержание чаще всего предъявляет и регулирует учитель с учетом целей обучения, интересов и склон­ностей ученика;

— операционно-деятельностный — наиболее полно отража­ет процессуальную сторону образовательного процесса (методы, средства обучения);

— контрольно-регулировочный — включает в себя сочетание самоконтроля и контроля учителя;

— рефлексивный — самоанализ, самооценка с учетом оцен­ки других и определение дальнейшего уровня своей УПД уче­ником и педагогической деятельности учителем.

Мы не раскрываем связи между компонентами, а попро­сим это сделать самого читателя, опираясь на знания педа­гогики.

Мы представили образовательный процесс в статике, но в жизни он развивается как смена состояний в определен­ной логике, в основе которой лежит смена познавательных задач для ученика и педагогических задач для учителя (см. табл. 12).

В таблице наглядно представлен двусторонний характер об­разовательного процесса: взаимосвязанная деятельность учи­теля и ученика. Эта обобщающая схема образовательного про­цесса пригодна для любого вида обучения.

На теоретическом уровне раскрываются и особенности образовательного процесса. Его отличия от учебного про­цесса хорошо показаны И. С. Якиманской. Сравним обра­зовательный и учебный процессы по ряду важных пара­метров:

по целям — учебный процесс имеет своей доминирующей целью усвоение ЗУНов; в образовательном процессе на перед­ний план выдвигается цель — развитие познавательных спо­собностей, познавательной самостоятельности ученика сред­ствами ЗУНов;

по содержанию — в учебном процессе содержание опре­деляется едиными для всех учебными программами; в об­разовательном процессе предусматривается индивидуализа­ция содержания (например, используя уровневую диффе­ренциацию);

по процессу — учебный процесс ведется через обучение при доминирующей роли учителя; в образовательном процессе обучение сочетается с учением при доминировании деятель­ности ученика.

Для организации образовательного процесса, в котором до­минирует деятельность ученика, учителю необходимо знать структуру учения школьника.

Мы выделяем следующие компоненты в составе учения как системы:

1) мотивационный — потребность, интересы, мотивы, обес­печивающие включение ученика в процесс активного учения и сохранение активности на всех этапах УПД;

2) ориентировочный — принятие учеником цели УПД, ее пла­нирование и прогнозирование;

3) содержательно-операционный — система ведущих зна­ний (представления, факты, понятия, правила, законы, тео­рии) и способы учения как инструмент получения, переработ­ки и хранения информации;

4) энергетический — внимание, воля, эмоции;

5) рефлексивный — самоконтроль ученика, самооценка ре­зультата и хода выполнения действий, оценка себя в деятель­ности с учетом оценки других, саморегулирование и коррекция учения, самоуправление.

Все эти компоненты взаимосвязаны. Так, уже на уровне мо­тивации идет ориентация в деятельности, проявляется от­ношение к ее содержанию и способам осуществления. При реа­лизации каждого компонента идет рефлексия, затрачивается энергия, проявляется воля и обязательно осуществляется регу­лирование и коррекция.

Выстроенная структура учения дает нам возможность сформулировать следующее определение. Учение — это це­ленаправленная, мотивированная, самоуправляемая, отража­тельно-преобразующая деятельность обучающегося. Движу­щей силой учения является противоречие между выдвигае­мым ходом образовательного процесса, его логикой, позна­вательными и практическими задачами и наличным уров­нем знаний, умений и умственного развития каждого уче­ника. Главное, чтобы решение этих задач для учащихся было посильным, т. е. учитывало бы склонности, интересы и возможности ученика.

Мы не ставим задачу раскрыть всю теорию обучения, ибо она изучается в курсе педагогики. Нам необходимо было раскрыть сущность образовательного процесса и учения как специфических управляемых и самоуправляемых систем.

Первый теоретический уровень ОП определяет понимание сущности всех последующих уровней. На этом уровне роль учи­теля велика, так как прежде всего он должен хорошо знать сущ­ность и особенности образовательного процесса, его цели, содер­жание и другие компоненты, связи между ними. Словом, знать все об образовательном процессе как системе, обладающей воз­можностью для развития и, следовательно, для повышения ка­чества образования. Роль ученика здесь практически нулевая. Она проявляется только на четвертом уровне, когда учитель уже осуществляет образовательный процесс. У него постепенно фор­мируется представление об образовательном процессе в целом, о собственной познавательной деятельности. Важно, чтобы уче­ник овладел умениями осуществлять рефлексию и самоуправ­ление учением.

Именно эти умения будут способствовать подготовке учени­ка к самосовершенствованию через самообразование. Таким об­разом, овладение учителем основами теоретических знаний о сущности образовательного процесса, его закономерностях, дви­жущих силах является важнейшим условием успешного пост­роения на практике образовательного процесса.

Вторым условием является понимание учеником дей­ствий учителя и его готовность к осуществлению собствен-

ной УПД в системе учитель — ученик. Осуществление этих основных условий будет способствовать успешному протеканию совместной деятельности учителя и ученика в образовательном процессе.

Можно порекомендовать учителям делать образовательный процесс открытым и объяснять учащимся, почему сегодня на уроке используются именно эти методы и формы обучения, каковы их преимущества. Тогда ученик осмысленно будет относиться к своей деятельности и овладевать знаниями теории учения не специально, а естественным путем.

Однако на первом уровне образовательного процесса домини­рует роль учителя, который специально готовится к этой дея­тельности, получая педагогическое образование. Ученик же лишь стимулируется к усвоению некоторых теоретичес­ких вопросов при осуществлении ОП на практике.

Второй уровень образовательного процесса — это уровень проекта учебного плана школы и программ по предметам. В учебный план школы входят обязательные (федеральные и региональные) учебные предметы и школьный компонент, который определяется самой школой. Через учебный план осуществляется управление содержанием школьного образо­вания. Школа имеет право принять коллективное решение об удовлетворении образовательных потребностей учащихся че­рез введение профильного образования, углубленного изуче­ния отдельных учебных предметов. Это вызовет введение до­полнительных учебных курсов, перераспределение времени на изучение учебных предметов. При принятии такого реше­ния руководители школы предварительно изучают запросы учащихся, родителей, общества, а также кадровый потенци­ал школы и учебно-материальное обеспечение.

Учебный план школы наполняется учебными предметами, программы для которых сейчас представляются в форме ос­новного содержания областей знаний и требований к уровню обязательной подготовки учащихся. Поэтому на данном уров­не идет конкретизация первого (теоретического) уровня, так как он наполняется конкретным содержанием учебного курса в программах, методических пособиях.

На втором этапе ведущую роль играют руководители шко­лы, ибо они обязаны создавать учебный план своего образова­тельного учреждения. Но без анализа образовательных потреб­ностей населения и, прежде всего, самих детей они не смогут принять грамотного управленческого решения. Только на этой основе может быть создан учебный план, удовлетворяющий всех: учащихся, родителей, учителей. Этим определяется преж­де всего лицо школы.

Учителя принимают активное участие в выработке стратегии развития школы через дифференциацию содержания образова­ния, в разработке новых курсов, изучении склонностей и инте­ресов школьников.

Какова же роль ученика в принятии этих решений? Она яв­ляется определяющей. Каждый ученик должен помочь себе в выборе своего пути дальнейшего развития, а для этого разоб­раться в своих склонностях и интересах. Хорошо бы в школе ввести курс «Познай себя», изучая который учащиеся посте­пенно будут самоопределяться. Кроме этого, в школе должны быть курсы по выбору, различные секции, кружки, общества и т. д., где бы каждый ученик мог попробовать найти себя. И тогда руководителям школы и учителям легче будет принимать управленческое решение о создании адаптивного образователь­ного пространства.

Итак, на втором уровне управление образовательным про­цессом осуществляется через его содержание.

Третий уровень — это создание проекта конкретного обра­зовательного процесса в форме его планов на год, на учеб­ную тему и отдельное учебное занятие. На этом этапе основ­ная управленческая деятельность осуществляется учителем. Все современные образовательные технологии успешно реа­лизуются, если учитель осуществляет планирование учебно­го содержания на весь учебный год. Для этого из каждого учебного предмета должны быть выделены стержневые ли­нии, т. е. те научные проблемы, которые лежат в основе учебного курса. Покажем это на конкретном примере, рас­смотрев приложения 5 и 6.

Итак, управленческая деятельность учителя go планирова­нию изучения учебного предмета на год завершена. Далее не­обходимо планировать изучение конкретной темы и отдель­ного учебного занятия и реализовывать последнее на практи­ке. Это будет четвертым уровнем образовательного процесса. Рассмотрим его подробно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...