Управление образовательным процессом в школе
ГЛАВА 3 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ШКОЛЕ §1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК СИСТЕМА Из всех процессов, протекающих в школе, образовательный является ведущим, потому что он несет в себе три функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Могут возникнуть вопросы: а надо ли управлять образовательным процессом, и если надо, то каковы место и роль учителя? Что нужно для этого знать и как осуществлять этот процесс на практике? Именно ответу на эти вопросы посвящена данная глава. Ранее мы уже рассмотрели вопрос о сущности управления и знаем, что оно возникает как необходимое условие для жизнедеятельности людей, решающих коллективно конкретные задачи. Образовательный процесс в школе осуществляется не одним человеком, а значительной группой людей, в которую входят учителя, ученики, руководители школы, родители. Для согласованности их действий, успешности достижения образовательных целей оптимальными путями и правомерно ставить вопрос об управлении образовательным процессом. Что же нужно знать, чтобы научно обоснованно управлять на практике образовательным процессом? Прежде всего, нужно ответить на вопрос о его сущности и отличии от учебного процесса. Под процессом мы понимаем смену состояний. Образовательный процесс т- специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, которое направлено на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. В результате их решения происходят изменения в знаниях, умениях, воспитанности и развитости ученика. Меняется в этом процессе и учитель, ставя новые задачи для себя на основе рефлексии проведенной деятельности. Идет процесс последовательной смены задач учения школьника и обучающей деятельности учителя. Поэтому образовательный процесс можно рассматривать как смену состояний системы деятельности участников этого процесса. На разных его уровнях меняются роль и место его участников.
Рассмотрим уровни образовательного процесса и особенности управления на каждом из них. В педагогике выделяются четыре уровня. Первый уровень — теоретический, представление образовательного процесса как системы, т. е. уровень дидактической структуры. Структура требует выделения компонентов системы и определения связей между ними. Компоненты: — субъекты ОП (учитель, ученик); — целевой — осознание педагогом и принятие учеником цели и задач учебно-познавательной деятельности (УПД); — стимулирующе-мотивационные — педагог стимулирует познавательный интерес учащихся, что вызывает у них потребность и мотив к УПД; — содержательный — содержание чаще всего предъявляет и регулирует учитель с учетом целей обучения, интересов и склонностей ученика; — операционно-деятельностный — наиболее полно отражает процессуальную сторону образовательного процесса (методы, средства обучения); — контрольно-регулировочный — включает в себя сочетание самоконтроля и контроля учителя; — рефлексивный — самоанализ, самооценка с учетом оценки других и определение дальнейшего уровня своей УПД учеником и педагогической деятельности учителем. Мы не раскрываем связи между компонентами, а попросим это сделать самого читателя, опираясь на знания педагогики. Мы представили образовательный процесс в статике, но в жизни он развивается как смена состояний в определенной логике, в основе которой лежит смена познавательных задач для ученика и педагогических задач для учителя (см. табл. 12).
В таблице наглядно представлен двусторонний характер образовательного процесса: взаимосвязанная деятельность учителя и ученика. Эта обобщающая схема образовательного процесса пригодна для любого вида обучения. На теоретическом уровне раскрываются и особенности образовательного процесса. Его отличия от учебного процесса хорошо показаны И. С. Якиманской. Сравним образовательный и учебный процессы по ряду важных параметров: по целям — учебный процесс имеет своей доминирующей целью усвоение ЗУНов; в образовательном процессе на передний план выдвигается цель — развитие познавательных способностей, познавательной самостоятельности ученика средствами ЗУНов; по содержанию — в учебном процессе содержание определяется едиными для всех учебными программами; в образовательном процессе предусматривается индивидуализация содержания (например, используя уровневую дифференциацию); по процессу — учебный процесс ведется через обучение при доминирующей роли учителя; в образовательном процессе обучение сочетается с учением при доминировании деятельности ученика. Для организации образовательного процесса, в котором доминирует деятельность ученика, учителю необходимо знать структуру учения школьника. Мы выделяем следующие компоненты в составе учения как системы: 1) мотивационный — потребность, интересы, мотивы, обеспечивающие включение ученика в процесс активного учения и сохранение активности на всех этапах УПД; 2) ориентировочный — принятие учеником цели УПД, ее планирование и прогнозирование; 3) содержательно-операционный — система ведущих знаний (представления, факты, понятия, правила, законы, теории) и способы учения как инструмент получения, переработки и хранения информации; 4) энергетический — внимание, воля, эмоции; 5) рефлексивный — самоконтроль ученика, самооценка результата и хода выполнения действий, оценка себя в деятельности с учетом оценки других, саморегулирование и коррекция учения, самоуправление. Все эти компоненты взаимосвязаны. Так, уже на уровне мотивации идет ориентация в деятельности, проявляется отношение к ее содержанию и способам осуществления. При реализации каждого компонента идет рефлексия, затрачивается энергия, проявляется воля и обязательно осуществляется регулирование и коррекция.
Выстроенная структура учения дает нам возможность сформулировать следующее определение. Учение — это целенаправленная, мотивированная, самоуправляемая, отражательно-преобразующая деятельность обучающегося. Движущей силой учения является противоречие между выдвигаемым ходом образовательного процесса, его логикой, познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и умственного развития каждого ученика. Главное, чтобы решение этих задач для учащихся было посильным, т. е. учитывало бы склонности, интересы и возможности ученика. Мы не ставим задачу раскрыть всю теорию обучения, ибо она изучается в курсе педагогики. Нам необходимо было раскрыть сущность образовательного процесса и учения как специфических управляемых и самоуправляемых систем. Первый теоретический уровень ОП определяет понимание сущности всех последующих уровней. На этом уровне роль учителя велика, так как прежде всего он должен хорошо знать сущность и особенности образовательного процесса, его цели, содержание и другие компоненты, связи между ними. Словом, знать все об образовательном процессе как системе, обладающей возможностью для развития и, следовательно, для повышения качества образования. Роль ученика здесь практически нулевая. Она проявляется только на четвертом уровне, когда учитель уже осуществляет образовательный процесс. У него постепенно формируется представление об образовательном процессе в целом, о собственной познавательной деятельности. Важно, чтобы ученик овладел умениями осуществлять рефлексию и самоуправление учением. Именно эти умения будут способствовать подготовке ученика к самосовершенствованию через самообразование. Таким образом, овладение учителем основами теоретических знаний о сущности образовательного процесса, его закономерностях, движущих силах является важнейшим условием успешного построения на практике образовательного процесса.
Вторым условием является понимание учеником действий учителя и его готовность к осуществлению собствен- ной УПД в системе учитель — ученик. Осуществление этих основных условий будет способствовать успешному протеканию совместной деятельности учителя и ученика в образовательном процессе. Можно порекомендовать учителям делать образовательный процесс открытым и объяснять учащимся, почему сегодня на уроке используются именно эти методы и формы обучения, каковы их преимущества. Тогда ученик осмысленно будет относиться к своей деятельности и овладевать знаниями теории учения не специально, а естественным путем. Однако на первом уровне образовательного процесса доминирует роль учителя, который специально готовится к этой деятельности, получая педагогическое образование. Ученик же лишь стимулируется к усвоению некоторых теоретических вопросов при осуществлении ОП на практике. Второй уровень образовательного процесса — это уровень проекта учебного плана школы и программ по предметам. В учебный план школы входят обязательные (федеральные и региональные) учебные предметы и школьный компонент, который определяется самой школой. Через учебный план осуществляется управление содержанием школьного образования. Школа имеет право принять коллективное решение об удовлетворении образовательных потребностей учащихся через введение профильного образования, углубленного изучения отдельных учебных предметов. Это вызовет введение дополнительных учебных курсов, перераспределение времени на изучение учебных предметов. При принятии такого решения руководители школы предварительно изучают запросы учащихся, родителей, общества, а также кадровый потенциал школы и учебно-материальное обеспечение. Учебный план школы наполняется учебными предметами, программы для которых сейчас представляются в форме основного содержания областей знаний и требований к уровню обязательной подготовки учащихся. Поэтому на данном уровне идет конкретизация первого (теоретического) уровня, так как он наполняется конкретным содержанием учебного курса в программах, методических пособиях. На втором этапе ведущую роль играют руководители школы, ибо они обязаны создавать учебный план своего образовательного учреждения. Но без анализа образовательных потребностей населения и, прежде всего, самих детей они не смогут принять грамотного управленческого решения. Только на этой основе может быть создан учебный план, удовлетворяющий всех: учащихся, родителей, учителей. Этим определяется прежде всего лицо школы.
Учителя принимают активное участие в выработке стратегии развития школы через дифференциацию содержания образования, в разработке новых курсов, изучении склонностей и интересов школьников. Какова же роль ученика в принятии этих решений? Она является определяющей. Каждый ученик должен помочь себе в выборе своего пути дальнейшего развития, а для этого разобраться в своих склонностях и интересах. Хорошо бы в школе ввести курс «Познай себя», изучая который учащиеся постепенно будут самоопределяться. Кроме этого, в школе должны быть курсы по выбору, различные секции, кружки, общества и т. д., где бы каждый ученик мог попробовать найти себя. И тогда руководителям школы и учителям легче будет принимать управленческое решение о создании адаптивного образовательного пространства. Итак, на втором уровне управление образовательным процессом осуществляется через его содержание. Третий уровень — это создание проекта конкретного образовательного процесса в форме его планов на год, на учебную тему и отдельное учебное занятие. На этом этапе основная управленческая деятельность осуществляется учителем. Все современные образовательные технологии успешно реализуются, если учитель осуществляет планирование учебного содержания на весь учебный год. Для этого из каждого учебного предмета должны быть выделены стержневые линии, т. е. те научные проблемы, которые лежат в основе учебного курса. Покажем это на конкретном примере, рассмотрев приложения 5 и 6. Итак, управленческая деятельность учителя go планированию изучения учебного предмета на год завершена. Далее необходимо планировать изучение конкретной темы и отдельного учебного занятия и реализовывать последнее на практике. Это будет четвертым уровнем образовательного процесса. Рассмотрим его подробно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|