Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§2. Уровневое управление воспитательными системами




Воспитание в образовательном смысле — это специально организованная целенаправленная деятельность по формиро­ванию и развитию сознания и самосознания ребенка, форми­рованию нравственной позиции и ее закреплению в поведении. Содержание воспитания выстраивается на основе базовых ду­ховных ценностей морали (этики), включающей в себя чест­ность, справедливость и человечность.

Формулируя данное определение, мы исходили из взглядов на воспитание К. Д. Ушинского, Н. П. Дубинина, других уче­ных. Поскольку в определении заложена в целом схема ин­теллекта человека (следуя за С. Л. Рубинштейном, Р. С. Немовым — интеллект как схема сознания), то можно понимать данное определение воспитания как формирование и разви­тие социализованного интеллекта. Это означает, что воспита­ние гуманизирует (очеловечивает) когнитивный аспект обра­зовательного процесса и направляет сознание (интеллект) на присвоение духовно-нравственных и социально-культурных ценностей.

При этом образовательное учреждение использует такие технологии, которые способствуют развитию основных форм сознания: общественного, когда человек руководствуется мо­тивами общественного долга (альтруизм в основе поведения, поступка), и индивидуального, когда в основе поведения лежат личностные мотивы, сочетаемые с мотивами общественного долга. Научить ребенка сочетать личное с общественным, выс­траивать поведение, направленное на созидание, на добро, уметь регулировать свое поведение в соответствии с выработанными в историко-культурном развитии человека нравствен­ными нормами жизнедеятельности — в этом и состоит назначе­ние воспитания как общественного явления.

Воспитательная система. Приведем определения, которые стали рабочими в теоретических исследованиях.

Воспитательная система объединяет комплекс воспитатель­ных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправ­ленной деятельности; отношения, возникающие между ее уча­стниками; освоенную среду и управленческую деятельность по обеспечению жизнедеятельности воспитательной системы (А. М. Прохорова, 1996).

Воспитательная система школы — сложное психолого-социопедагогическое образование, неравновесное, саморегули­руемое и управляемое. Эта система открытая: она не только ус­пешно взаимодействует с ближним и дальним социумом, но, ос­ваивая его, сама становится мощным средством социализации. Воспитательная система школы имеет сложную структуру, она состоит из компонентов, скрепленных системными связями. Соединение частей системы в единое целое и обеспечивается ее управленческим блоком (В. А. Караковский, 1997).

Поскольку данные определения носят несколько расширен­ный, теоретический смысл, то, приближая их к моделируе­мой системе, мы пользуемся неким эквивалентом понятия «воспитательная система», обозначив воспитательный про­цесс как целостную систему. В таком случае системообразую­щим элементом воспитательной системы можно считать не ведущий вид деятельности, а цели воспитания, а все осталь­ное — средства, содержание, формы, методы, деятельность, внешняя и внутренняя среда, система отношений, организа­ционные условия, обеспечивающие реализацию целей. Полу­чаем схему: цель — результат, цель — результат... и так до бесконечности. В этом суть системности процесса (В. А. Афа­насьев). При этом различаются цели по субъекту управления (педагоги) и объекту управления (учащиеся). Образовательное учреждение планирует педагогические цели, которые реали­зуются через цели деятельности детей. Поэтому для учащих­ся первые (педагогические цели) являются скрытыми. Цели деятельности являются их выбором при умелом педагогичес­ком руководстве. Перевод педагогических целей в цели дея­тельности детей составляет основу педагогического мастер­ства (СТ. Шацкий). Если в результате деятельности форми­руются качества личности, соответствующие педагогическим целям, которые стали проявляться в позиции, в поведении и поступках детей, то это и означает, что педагогический про­цесс эффективен, так как результаты соответствуют целям воспитания.

Итак, воспитательный процесс представляется воспитатель­ной системой при наличии целей воспитания, средств их реа­лизации и измерителей, позволяющих оценивать эффектив­ность системы. Такую организацию воспитательного процес­са в образовательном учреждении можно назвать системной, что и означает наличие воспитательной системы или систе­мы в воспитании.

Подвергнув структурному анализу указанные компоненты — содержание, уровень целостности, взаимосвязь и взаимодей­ствие в процессе, их влияние на конечный результат, можно судить о качестве воспитательной системы.

Понятие «управление развитием воспитательной системы» вначале разделим на управление и развитие. Управление как целенаправленная деятельность субъектов управления раз­личного уровня обеспечивает оптимальное функционирование и развитие управляемой системы и перевод ее на новый, ка­чественно более высокий уровень (Т. И. Шамова, П. И. Треть­яков, Т. К. Чекмарева). Управление процессом развития — это «непрерывная последовательность действий, осуществляе­мых субъектом управления, в результате которых формирует­ся и изменяется образ управляемого объекта... » (В. С. Лаза­рев и др. ). Таким образом, мы приходим к выводу о том, что управление развитием системы — это внесение субъектом управления качественных изменений в переменные компо­ненты системы при достижении оптимума в развитии объек­та управления.

Таковы основные затруднения практики в реализации сис­темного подхода в организации воспитательного процесса.

§2. УРОВНЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

Управление воспитательными системами осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и внутришкольном. Каждый уровень управления имеет свою специфику.

На федеральном уровне определяют концептуальные осно­вы воспитания на методологическом и теоретическом уров­нях. На федеральном уровне находятся основные научные центры, способные выполнять эту задачу. Это РАН, РАО, общественно-государственные научные центры, в которых со­здаются фундаментальные научные основы. Министерство общего и профессионального образования совместно с научны­ми учреждениями вырабатывает образовательную политику и стратегию развития образовательных и воспитательных сис­тем. Оно обеспечивает подготовку педагогических кадров и финансирование системы образования, способствует распрост­ранению передового педагогического опыта в масштабах страны.

На региональном уровне вырабатываются программные ма­териалы и документы, позволяющие образовательным учреж­дениям выстраивать собственные концепции и программы воспитания. Организуется опытно экспериментальная и ис­следовательская работа в образовательных учреждениях, кон­салтинговая служба, ведется информационно-аналитическая работа, проводится мониторинг образовательного процесса и анализ его результатов, прогнозируется развитие воспитатель­ных систем.

Таково основное назначение внешнего управления образо­вательными учреждениями, которое призвано способство­вать развитию воспитательных систем в конкретных учеб­ных заведениях. Рассмотрим следующий уровень управле­ния.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...