Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4. Управление развитием. Воспитательных систем. В образовательном учреждении. §1. Основные затруднения в практике. Выделение основных воспитательный форм, через которые реализуются основные цели и содержание воспитания, явля­ется главным ориентиром




ГЛАВА 4

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

§1. ОСНОВНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ

В конце 80-х годов в педагогической литературе и практике стало активно использоваться понятие «воспитательная систе­ма». Все понимают, что если в любом деле процесс деятельнос­ти выстраивается на системной основе, то он приводит к поло­жительному результату, соответствующему поставленным целям. Если системная организация процесса отсутствует, то никто не может утверждать, что получится в его конечном ре­зультате и будет ли он соответствовать замыслу.

Когда мы спрашиваем руководителей образовательных уч­реждений и педагогов о наличии системы в организации учеб­ной работы в их учреждениях, то все ( 100%) отвечают положи­тельно: да, такая система есть. На тот же вопрос — о наличии системы воспитания (как синоним «воспитательная система») лишь 2% отвечают уверенно «да»; 3% «да», но неуверенно, и 95% не могут сказать, что в их учебном заведении воспитание строится системно, т. е. то, что имеют в виду, когда говорят о воспитательной системе. Естественно, отвечающие сравнива­ют организацию учебного и воспитательного процессов интуи­тивно, и они хотели бы иметь в учебном заведении систему и в воспитании. Почему же надежды на построение воспитатель­ной системы не сбываются?

Как обычно, причины заключаются в разных обстоятель­ствах.

Во-первых, наукой не разработаны в достаточной мере ме­ханизмы реализации системного подхода к воспитанию как к целостному процессу и четкие ориентиры управления раз­витием воспитательных систем. Подтверждением может слу­жить то, что воспитательные системы выстраиваются в тех школах, в которых директора школ обладают воображением, развитым творческим мышлением и имеют возможность самореализоваться при поддержке органами образования, до­полнительном научном обеспечении, постоянном самообразо­вании. Из опубликованных материалов известно, что таких руководителей образовательных учреждений в России не бо­лее 1—2%. Можно предположить, что на самом деле таких руководителей и школ больше, но все равно их меньше по­ловины. Но дело не только в конкретных научных разработ­ках. Все зависит еще и от общегосударственной политики в области воспитания.

Сегодня официальное отношение к организации учебного процесса и к воспитанию в учебном заведении нуждается в кор­рекции отношения к последнему в соответствии с определени­ем образования в Законе РФ «Об образовании», в котором го­ворится, что «под образованием в настоящем Законе понима­ется целенаправленный процесс воспитания и обучения в ин­тересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней». Таким образом, признание приоритетности воспитания необходимо не только в законе, но и на деле, в практической деятельности образовательных учреждений.

Во-вторых, сама организация воспитательного процесса и особенно той его части, которую называют воспитательной работой, примерно с 30-х годов складывалась в большей мере стихийно по всем его компонентам — целеполаганию, содер­жанию, формам, методам работы. Получая общие рекоменда­ции о том, что надо делать, и не зная, как это реализовать в каждом образовательном учреждении, практики испытывают затруднения с формированием и развитием воспитательных систем. Характерный пример для доказательства. Всегда считалось, что основной формой учебно-воспитательного про­цесса является урок. А если это не урок, а воспитательная работа, которую ведет классный руководитель? Тогда что же в этой работе является главной формой? Достаточно ли толь­ко известных клубных форм, коллективных творческих дел (как одной из форм коллективного воспитания), походов, экскурсий?

Выделение основных воспитательный форм, через которые реализуются основные цели и содержание воспитания, явля­ется главным ориентиром на системную организацию воспи­тательного процесса. Планируя цели, содержание и формы

воспитания, образовательное учреждение создает необходимые условия системной организации воспитательного процесса.

В-третьих, необходимо выяснить, что надо изменить в методах и методике воспитания. Складывавшаяся годами авторитарная система управления в обществе оказывала влияние и на работу педагогов. Влияние на сознание ребен­ка производилось убеждением, внушением, упражнением, стимулированием, организацией коллективного мнения. Но все это организовывалось педагогом и исходило от него. Со­храняя цели и структуру каждого из указанных методов, необходимо использовать опосредованный способ влияния на сознание ребенка, а именно через организацию социаль­ного взаимодействия, т. е. установление коммуникативных связей между участниками процесса путем какой-либо зна­ковой системы. В таком случае имеет место развитие идей А. С. Макаренко о педагогике параллельного действия в воспитательной работе.

В-четвертых, размещение основных воспитательных форм во времени и пространстве носит неупорядоченный характер и за­висит от случайностей и обстоятельств. Например, все воспита­тельные мероприятия планируются школой на год и месяц. К ним! приспосабливается вся деятельность ученических коллективов, а упорядоченность и последовательность, например, таких основ­ных форм воспитания, как классные часы и классные собрания, не регулируется так, как это делается с учебными занятиями. Основные воспитательные формы — классный час и классное собрание являются для воспитательной работы тем же, чем урок является для учебной. Упорядочение воспитательной работы, ее систематичность через указанные формы способствует систем­ной организации воспитания.

В-пятых, отсутствие мониторинга за процессом и системного анализа результатов воспитательного процесса не позволяет объективно оценивать его эффективность. Рассматривая сис­тему как средство достижения цели, необходимо вырабатывать конкретные критерии и показатели оценки эффективности (по­лезности) системы, уметь оценивать ее по критериям для того, чтобы своевременно вносить в процесс необходимые измене­ния. Основным показателем эффективности процесса являет­ся положительная динамика в изменениях уровня воспитан­ности учащихся.

Одним из затруднений практики является язык основных понятий в педагогике. Для сближения разных точек зрения определены основные рабочие понятия.

Основные рабочие понятия. К таким понятиям мы отнесем воспитание в образовательном смысле, воспитательную систе­му, управление развитием системы.

Существуют разные варианты определений понятия воспи­тания в образовательном смысле, т. е. для педагогического процесса. Для научной школы, которая разрабатывает теорию воспитательных систем в последние годы, характерно опреде­ление воспитания как целенаправленного управления процес­сом развития личности (X. Й. Лийметс, Л. И. Новикова, В. А. Караковский и др. ). Любое определение имеет методоло­гическое значение для создаваемой теории. Это означает, что каждый компонент выстраиваемого процесса «работает» на это определение: цели, содержание, формы, методы, критерии и показатели оценки. В экспериментальной работе по созданию адаптивной образовательной системы в школе было выбрано иное определение воспитания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...