Контроль, анализ и регулирование инновационных процессов
Контроль, анализ и регулирование инновационных процессов При управлении инновационными процессами главное место занимает контроль за результатами. Его назначение и задачи: констатация, экспертная аналитическая оценка достигнутых результатов и соответствующие выводы для проведения работы по регулированию процесса образовательной деятельности; оценка всех участников инновационного процесса, их конкретных результатов и соответствующие выводы для коррекции поведения и деятельности коллектива; оценка результатов управления инновациями в соответствии с комплексно-целевой программой и соответствующие выводы по регулированию управляющих воздействий; формирование каналов прямой и обратной связи для информирования и стимулирования участников инновационного процесса. Четкая целевая установка на контроль за результатами организации и внедрения инноваций определяется оценкой факторов, способствующих и препятствующих их получению. Школьный коллектив и каждый инноватор в отдельности, ориентированные на конечный результат инноваций и нововведений, способны при анализе полученных данных оперативно определить причину отклонений от запрограммированного результата. С точки зрения инновационной образовательной деятельности контроль и экспертный анализ нацелены на мышление с ориентацией на деятельность, а также на оценку как стратегических инициатив, так и ключевых результатов учебного года. Их оценивают на уровне каждого класса, осваивающего инновации и нововведения. Центр тяжести приходится на контроль за плановыми результатами полугодия или учебного года. Совершенно естественно, что инноватор и руководитель школы, ориентированные на определенный результат, оценят и случайные положительные результаты.
Контроль за результатами инноваций осуществляется порубежно. Как правило, это выборочный контроль по результатам полугодия или целостный по итогам учебного года. Очень важно правильно оценить достигнутый результат и сделать соответствующие выводы. Для контроля и экспертной оценки результатов инноваций и нововведений предлагается карта 2 (см. с. 156). Экспертная оценка осуществляется по балльной системе: О — критический уровень; 1 — низкий уровень; 2 — допустимый уровень; 3 — оптимальный уровень. Вычисляется средняя вариативная оценка по всем показателям, затем суммируются все оценки и делятся на число показателей по каждому блоку. Показатель 75% и выше — оптимальное значение; 50% и выше — допустимое значение; 40% и выше — критический уровень. Данная карта позволяет реально оценить показатели развития инноваций по сравнению с исходным уровнем, ожидаемым по прогнозу и действительным на конец учебного года. Для анализа результатов инновационной деятельности по показателям карт 1 и 2 строятся диаграммы (или графики): Карта 1. Алгоритмы анализа пп. 1, 2, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12 1. Характеристика группы проблем по показателям: социальным, правовым, материально-техническим, финансовым, управленческим, дидактическим, частно-методическим, воспитательным, психологическим, гигиеническим и др. 2. Характеристика направленности целей инноваций и нововведений по тем же показателям, что и характеристика проблем, 4. Характеристика прогнозируемого результата. Она дается по показателям реальности, достижимости и измеримости. 5. Классификация инноваций и нововведений по области применения научных знаний. Она проводится по показателям управления, дидактики, частных методик, психологии, теории воспитания, гигиены и др.
6. Характеристика инноваторов: разработчиков, распространителей, пользователей. 7. Характеристика стадий инноваций: формирование идеи, выбор целей, разработка, освоение, распространение, рутинизация. 9. Характеристика инновационного эксперимента или опытного апробирования по показателям: констатирующий, формирующий, уточняющий, активный, пассивный. 10. График препятствий на пути инноваций. Они группируются по тем же показателям, что и характеристика проблем 11. Характеристика контроля по показателям: самоконтроль, экспертный контроль, контроль общественности. 12. Оценка инноваций и нововведений осуществляется по показателям карты 2. По диаграмме выявляются тенденции и принимаются управленческие решения по коррекции. Далее аналогично проводятся обработка и анализ параметров карты 2. Таким же образом по завершении учебного года оцениваются все показатели по картам 1 и 2 и выявляются факторы, способствовавшие или препятствовавшие получению прогнозируемых результатов инновационной образовательной деятельности. Такая оценка называется оценкой результата и силового поля, поскольку при этом рассматриваются как полученные результаты, так и внутренние и внешние факторы организации инновационной деятельности, повлиявшие на их получение. По итогам экспертного контроля и анализа можно провести заседание педагогического или методического совета школы (лицея, гимназии). На нем должна быть принята программа по регулированию и коррекции инноваций (см. табл. 11).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|