§5. Методика измерения уровня воспитанности учащихся
Измерение уровней воспитанности учащихся проводится на основе критериев и показателей оценки воспитанности. Критерии оценки уровня воспитанности не возникают из ничего, сами по себе, поэтому определим вначале требования к самой методике. Первое требование — связь критериев с целями воспитания. Достигается это тем, что цели воспитания переходят в критерии оценки уровня воспитанности. Получается следующая схема: главная цель — развитие нравственного сознания, нравственного самосознания и нравственных мотивов поведения затем переходят в критерий оценки — нравственная позиция, нравственное поведение. Аналогично все цели воспитания переводятся в соответствующие им критерии. Каждый критерий состоит из показателей, которые дают информацию о связях (отношениях) ученика с объектами, отраженными в целях воспитания. Второе требование — доступность понимания критериев и показателей педагогами, учащимися и их родителями. Учитывая, что методика измерения уровня воспитанности учащихся является эффективным побудителем к самовоспитанию, требование доступности понимания — это путь к осознанию того, чего ждут школа, родители, наконец, общество от взрослого человека. Фактически в методике заложена модель оптимального уровня воспитанного человека, а потому она, как показал эксперимент, нужна прежде всего самим детям и их родителям, которые видят в ней, как и их дети, своего рода перспективу для личностного роста. Третье требование — требование конкретной, не нарушающей этики человека количественной оценки, в которой заключена качественная сторона вопроса — частота проявления тех или иных отношений, фиксируемая в пятибалльной системе, к которой привыкли и родители (сами когда-то учились), и их дети. Вот эта самая пятибалльная система и не дает покоя критикам такого подхода. Когда-то оппонентам отвечал П. П. Блонский, считавший, что воспитателю надо знать, сколько раз проявилось то или иное качество личности в поведении ребенка. В предлагаемой методике оценивается частота проявлений тех или иных отношений и в зависимости от этого ставится тот или иной балл. Но это лишь одна сторона дела. Другая заключается в том, что, например, уровневый подход, который никто не критикует, совсем не подходит для рефлексивной методики, а балльный такую возможность предоставляет.
Четвертое требование — методика должна быть рефлексивной, т. е. предоставлять возможность для сочетания внешней оценки с самооценкой (рефлексией), только в этом случае она способствует самовоспитанию, так как дает возможность сравнить самого себя с идеальной моделью. Так, например, учащиеся 7 класса школы № 801 г. Москвы в начале исследования предложили классному руководителю проводить измерения каждый месяц, хотя исследование должно проводиться только один раз в году (1993). И этот и другие положительные факты подтверждают значимость для детей рефлексивной методики. Пятое требование — системность вотслеживании результатов воспитания. Исследование уровня воспитанности проводится один раз в год (в апреле-мае). Только при таком подходе можно видеть динамику изменений в уровнях воспитанности и своевременно реагировать на тенденции, внося изменения в воспитательный процесс. Ежегодные исследования — это лишь один из показателей системности, хотя скорее всего это систематичность. Систематичность заключается в том, что отслеживаются результаты всего образовательного процесса и по всем целям воспитания. Тем самым фиксируется единство воспитания и обучения в образовательном процессе школы.
Шестое требование — фиксирование и хранение информации об уровнях воспитанности учащихся школы. Для этого разработана карта воспитанности на весь срок обучения того или иного ученика (см. ниже). Седьмое требование — необходимо отслеживать формирование мотивов нравственного порядка в системе всех отношений человека с миром. Восьмое требование — полученная информация используется в качестве основы анализа результатов учебно-воспитательного процесса и планирования воспитательной работы. Исходя из указанных требований и разработана система оценивания уровня воспитанности ученика. Для этого под каждый критерий вводятся показатели критерия, которые дают возможность участвовать в оценке и самооценке уровня воспитанности педагогу, ученику, родителю. Для каждого ученика с 1 по 11 класс разработаны анкеты. В анкетах содержатся критерии и показатели, по которым и оценивается результат. Учащимся не сообщается, что эта анкета служит для измерения уровня воспитанности. Педагог говорит, что каждый человек стремится всегда достичь лучших результатов в учебе, работе, в отношениях с людьми, в жизни, а потому всегда приходится задумываться над тем, как это сделать. Предлагаемая анкета поможет сориентироваться в этом. Далее учащиеся знакомятся с содержанием самой анкеты, обсуждают ее. Иногда классный руководитель тратит на это обсуждение два-три и более классных часов. Главное в том, чтобы учащиеся поняли смысл того, о чем говорится в анкете. Приведем содержание всех анкет. Заметим, что при анкетировании учащихся мы расположили несколько иначе классы, чем это сделано при планировании целей воспитания. Объясняется это способностью детей воспринимать и понимать показатели в более простом или в более сложном виде. Примечание. В 10—11 классах классный руководитель оценивает учащихся вместе с экспертной группой, состоящей из двух учащихся класса и двух учителей. Когда учащиеся поняли содержание анкеты, классный руководитель объясняет правила оценивания по пятибалльной шкале. Отметка «5» ставится, когда отношение или качество личности, отмеченное в анкете, имеет место всегда. Отметка «4» ставится, когда отношение или качество проявляется часто, но не всегда. Отметка «3» — если указанное отношение проявляется редко, отметка «2» — если оно не проявляется никогда. Отметка «1» не используется, но она обозначала бы тот факт, что учащийся имеет позицию, противоположную той, которая обозначена в анкете.
Сама процедура оценивания состоит в том, что учащиеся во время классного часа выставляют себе отметки напротив каждого показателя. Затем им разрешается взять анкеты домой и попросить родителей также провести оценивание. Предварительно на классном родительском собрании родителей знакомили с методикой оценивания. После выставления родителями отметок своему ребенку тот забирает анкету и приносит ее классному руководителю, который также выставляет ученику отметки за каждый показатель. В случае, если родители или классный руководитель затрудняются оценить то или иное качество, отметка не ставится. Затем все отметки за каждый показатель складываются, и сумма делится на их число. Получается средний балл уже за каждый критерий. Например, по одному какому-то критерию было пять показателей. Сумма всех отметок составила 48. Разделив 48 на 15, получим 3, 2. Это и будет средний балл за данный критерий. В результате получим шесть средних отметок по шести критериям. Сложив все средние баллы, получим общий балл ученика за данный год обучения. Ученик, набравший наибольшую сумму, в рейтинге классного коллектива занимает первое место, а набравший меньшую сумму — последнее место. Все остальные располагаются между этими двумя позициями. После того как мы провели несколько исследований, сами учащиеся предложили сохранять анкеты, чтобы на следующий учебный год видеть свои результаты за прошедший учебный год. В результате каждый столбец, в которых ставятся отметки, стал расчерчиваться на несколько лет. Этот факт как раз подтверждает значимость исследования прежде всего для самих ребят и не вызывает тех недоумений, которые порой проявляются у взрослых. В самом деле, в чем состоит воспитательная опасность такого оценивания, критики и сами не знают. Этого, пожалуй, не знает никто.
Однако сторонникам «жесткой» критики данной методики мы предлагаем использовать иную систему оценивания в 5—9 классах, а именно вместо отметки «5» ставить «в» (это есть у меня всегда); вместо «4» ставить «ч» (часто); вместо «3» — «р» (редко) и вместо «2» — «н» (у меня нет этого качества). В старших классах можно оценивать несколько иначе — в уровневом эквиваленте: высокий «в» — мне присуще данное свойство, качество; средний «с» — думаю, что это мне свойственно, но не всегда я этому следую; низкий уровень фиксируется буквой «н» — я не знаю, свойственно ли мне это вообще; и наконец, буквой «о» (отрицательный) — я занимаю противоположную позицию (зачем мне это нужно, если я занимаю противоположную позицию, т. е. думаю иначе и поступаю в соответствии с этим). Последние рекомендации нуждаются в проверке реакции на данную методику классных руководителей, учащихся и их родителей. Закончив анкетирование и подсчитав все, что нужно, классный руководитель заносит суммарный рейтинговый балл в карту воспитанности ученика. Первая карта для учащихся 1—9 классов, вторая — для учащихся 10—11 классов или профессиональных училищ. Карта воспитанности включает в себя отношения и уровни воспитанности. Если у ученика выходит средний балл от 4 до 5, то это является показателем высокого уровня воспитанности, если средний балл от 3 до 4, то это средний уровень, аналогично балл от 2 до 3 — низкий, а от 1 до 2 баллов — отрицательный уровень, характеризующий поведение вопреки всем позитивным нормам. (Ранее в школах применялись такие понятия относительно поведения учащихся: примерное, удовлетворительное и неудовлетворительное. ) Примечание. Уровни воспитанности можно показать на графике, в котором по оси X отмечаются годы учебы (или классы), а по оси Y — уровни воспитанности в процентах. Всего: Высокий — Средний — Низкий — Уровни воспитанности указываются в процентах. Карта воспитанности заполняется после обработки анкет и хранится в папке с личными делами учащихся. Показывается ли карта всему классу? Естественно, что карту рейтинга хочет знать каждый ученик, но если класс не представляет коллектива, а отношения среди родителей сложные, то в таком случае показ карты воспитанности всем может повлиять отрицательно как на учащихся, так и на родителей. При нормальных отношениях карта воспитанности не представляет из себя никакого секрета. Что же показало десятилетнее исследование уровней воспитанности учащихся многих школ разных регионов страны? Все выводы можно сгруппировать таким образом:
1. В начале исследования учащиеся предлагают проводить его не один раз в год, а чаще, по крайней мере один раз в четверть. Через год это желание проходит и исследование проводится лишь один раз в год. 2. Если взять за объективную оценку классного руководителя, то относительно ее завышают отметки примерно одна треть учащихся и родителей и столько же их занижают. Но это средние статистические показатели. Через два-три исследования эти различия пропадают и оценивание в основном сравнивается, что означает баланс притязаний и реального рейтинга, а значит и большую уверенность ученика в себе. 3. Классные руководители еще до исследования выражают недоверие в том смысле, что они хорошо знают своих детей и что исследование не даст им ничего нового. Каково же бывает их удивление, когда оказывается, что они многого не знали и даже не предполагали. Так, например, 80% учащихся 9 класса занизили свои возможности, они выставили себе значительно более низкие отметки, чем это сделал классный руководитель. Получение такой информации влечет за собой коррекцию отношений к детям со стороны педагогов. 4. Родители становятся более заинтересованными к воспитательным целям школы, они лучше представляют после работы с анкетами свою воспитательную роль. 5. За все годы исследований мы не получили ни одной «рекламации» на предлагаемую методику ни со стороны родителей, ни со стороны учащихся, ни со стороны классных руководителей. Единственную трудность представляют арифметические подсчеты. Но это на первых порах. После одного-двух исследований сами дети предлагают помощь. Главное же состоит в том, что сам материал анкет является содержанием воспитательной работы классного руководителя, потому что вся система отношений, заложенная в анкеты, помогает каждому ребенку осознать свое место и роль в этих жизненно важных отношениях, к которым и взрослые и дети имеют прямое отношение. Методика определения уровня воспитанности позволяет педагогическому коллективу соотносить цели с результатами и в зависимости от этого вносить изменения в содержание, формы, методы работы с учащимися.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|